fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Цветок яблони»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
281
Моя оценка:
-

подробнее

,

Цветок яблони

Роман, год; роман-эпопея «Синее пламя»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Демоны пришли из мрака, и ночь окрашена в цвет крови. Война разгорается. Героям, каждый из которых прошел долгий путь, придется решить для себя, на чьей они стороне и чем готовы пожертвовать, чтобы исправить прошлое эпохи Шестерых.

Входит в:

— роман-эпопею «Синее пламя»



Цветок яблони
2023 г.

Аудиокниги:

Цветок яблони
2023 г.

Электронные издания:

Цветок яблони
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончен цикл о посткатаклизменном мире добрых некромантов и злых паладинов, где с пустынными ветрами приходит нежить, а русалки трубят в раковины во время штормов. Что же хочется сказать?

Да, читается по-прежнему на одном дыхании. Да, батальные сцены заставляют вспомнить Сиалу. Да, загадки истории разгаданы, причём без переворачивающей абсолютно всё гнильцы, как это иногда бывает. Да, финал оптимистичен. Да, за оригинальную магию Шерон – отдельное спасибо. Да, наконец, абсурдно-сказочный квест главных героев в процессе трансформировался в результат коварного, но вполне осмысленного плана демонов. Однако, однако, однако…

Увы, в процессе авторам удалось собрать настоящий букет всевозможных клише, некоторые из которых сыграны явно неудачно. И относится это не столько к героям настоящего – Тэо, Шерон, Лавиани – сколько к историческим деятелям прошлого.

Во-первых, господа, если вы на самом деле хотите понять, что же произошло в этом мире – пишите глоссарий. Сами себе. Я не шучу. От книги к книге флешбеков с участием Шестерых, а то и их учителей, всё больше, но проблема не в этом. А в том, что хронология их хаотична, а имена действующих ниц неизменно начинаются на «М». Миерон, Моратан, Мальт, Мири, Мали, Мерк, Марид, Мелистат, Милт… Классика, господа, классика – если желаете, чтобы читатель ничего не понимал и никого не запомнил, используйте это правило одной буквы. Вам нужна толпа героинь-статисток? Пусть это будут Катерина, Кристина, Каролина, Кунигунда, Клеопатра, Констанция и Круэлла. Ах, «Клеопатра», «Констанция» и «Круэлла» отсылают к известным произведениям, а потому запоминаются? Ладно, пусть будут… мм… Камири, Квоннора, Климиссия, Колида, Киннити, Кехелина, Кумируна и Кенгуряша. Гарантирую: увидят и запомнят только последнюю. Если именно это – ваша цель. Вот скажем, Арагорн, сын Арахорна, внук Арадора, преемника Аргонуи, потомка Араворна, наследника Аранарха, сына Арведуи. Вы знаете, кто все эти люди? Нет. Интересен как личность только сам Арагорн. Остальные – имена в родословной. И это правильно. Ладно хоть, Элендила с Эарендилом не путаем. А представляете, если бы, скажем, Элронд поминутно вспоминал совместные походы с Арвегилом, советы с Аргелебом и попойки с Арафором, а Галадриэли постоянно являлись в Зеркале из прошлого то Амлаих, то Арантар?

Причём – зачем? Во имя чего? Хоть бы намёк какой, как в случае с апельсиновой рощей, мол, вот надо было так: назвался волшебником – бери имя на «М». А как иначе? «Я надеваю волшебный плащ и волшебную шляпу» и беру себе новое имя, естественно… Но нет!

Так что, желаете сформировать чёткие образы Моратана и Миерона – при каждом их упоминании выписывайте информацию в тетрадочку. Так и так, внешность, характер, ТТХ, участь. Если понравится – добавьте и великих волшебников последнего поколения. И даже не для того, чтобы не путать Кама и Кара. А чтобы в полной мере ощутить величие и мощь второго тропа – «Тела так и не нашли». Вы думали, от героев былых времён не осталось ничего, кроме имён? Ага, щазз! Вот уцелел один, вот говорит другой, вот встретился третий, вот и четвёртый живее всех живых. Сначала это радует, интригует, увлекает… но к финальному тому даёт чёткое ощущение передозировки. Как в песне: «Ленин жив, Элвис жив, Гитлер скончался, ста лет не дожив». Вдумайтесь, господа, вдумайтесь – из известных действующих лиц Катаклизма в том или ином широком смысле выжили все. Кроме одного, не буду спойлерить, кого именно.

Третий шаблон – конечно же, «Большое Ухо», когда Мерк случайно подслушивает суперважный разговор учителей, оставаясь незамеченной, а те – наверное, в двадцатый раз – пересказывают друг другу великолепно известные им, но шокирующие неподготовленного факты. Ах, простите, я сказал «случайно»? Нет, конечно же, нет, что тут вообще может произойти случайно? Ведь всё это является лишь частным проявлением четвёртого клише, Большой Игры Дамблдора местного розлива. «В туалете нет бумаги – это происки Сантьяги!». Он, кстати, в отличие от персонажа «Гарри Поттера», достаточно могущественен, чтобы направлять историю не через марионеток, а через собственных аватар. А учитывая, что иногда их несколько, и они даже образуют влюблённую пару… Тут нервно курят в углу и князь Тёмного Двора со своим помянутым комиссаром, и даже Чёрный Джестер из «Королевства костей и терний» Киза. «Позвал себя я на свиданье, мне было хорошо со мной!».

Хотя, не скрою, это хотя бы объясняет, зачем Тион переделал перчатку в статуэтку, а не в набор крепёжных болтов.

В-пятых – «А что, так можно было?» Демоны, любители обманывать всех и вся, заключили договор с Мири и она их… обманула? Легко, просто и всех сразу? Ну разумеется, это же мы тут обманщики, нам-то что подстраховываться? Поверим волшебнице на слово и будем пахать на неё долгие века…

В-шестых, снова о Шестерых. Почему Шестеро, а? Все помнят, что учеников асторэ было семеро. Ах, да, седьмой пожертвовал собой и не получил богоравного статуса! Но в финале мы узнаём, что, если до Того Самого Ритуала их было семеро, то после – осталось пятеро. Кто, как и почему канонизировал число «шесть»?

Да, и, в-седьмых-и-последних – жалко: ту сторону мы особо не посмотрели, только в виде кино про потерю магии Войсом. И истинный мир нам тоже не показали. Хоть понять бы, чего всех туда так тянет и ради чего погибла Мерк. Впрочем, именно её смерть мне кажется символичной. Не всегда нужно ставить превыше всего свой авторитет перед учениками. Мама-де умнее и во всём разберётся. Люди – даже великие волшебники – смертны, иногда – внезапно смертны, а знания теряются, и память уходит...

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и окончен долгоиграющий цикл «Синее пламя», который я читала много лет. Сразу скажу: перечитывать предыдущие части очень и очень желательно. Я перечитывала раза три или даже четыре к выходу каждой из предыдущих частей, а потому понадеялась, что вспомню всё по ходу событий, но серьезно, там столько всего за 5 книг наприключалось (и почти всё играло роль для понимания мотивов и сюжета), что глав пять я поначалу чесала тыкву, о чем же там все толкуют. В общем, перечитывайте предыдущие, прежде чем приступить к этой.

В отличие от Ткущего мрак, здесь, слава шестерым, повествование идет почти всегда от лица кого-то из важных и знакомых людей (за исключением пары глав про шестерых и еще пары – про злодея и вообще левого монаха). Сюжет почти не скачет, потому что все собрались в одном месте, что тоже явно идет на пользу книге.

Несмотря на довольно мрачный тон один момент был такой смешной, что я ржала в голос (про стяг) – просто украшение и кульминация всего цикла получилась. В остальном очень много драк, подготовки к войне и самой войны, нападений, проникновений и снова драк

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(особенно порадовало и заодно удивило, что при этом никто из ключевых фигур не погиб).

А вот сама развязка – я, честно, ждала гораздо большего. Да, тут есть эпическое сражение, да, наконец разрубают гордиев узел, который затянули еще асторе и волшебники в древности, да, каждый из героев реализует свой потенциал (хотя добавления к общей компашке Вира, Бланки и старой Нэк я не ожидала, и вписались они прямо сказать кривовато). Но всё это шло как-то вяло и без огонька (любого, белого или синего), как будто кульминация случилась в предыдущей части и сейчас просто до конца расхлебали последствия. Концовка же и вообще свелась к коротенькому эпилогу без внятного подведения итогов.

В общем, галочки расставили, но видно: авторы уже сами подустали от разросшегося цикла и погрязли в куче деталей. Если выкинуть все второстепенные линии за 6 книг, то получилась бы крепкая трилогия или тетралогия, в этом же виде уже затянуто.

К грамотности текста тоже есть вопросы: помимо кучи тавтологий прошедшее время много раз перепрыгивает на настоящее, и еще куча мелочей, которые режут глаз и мешают наслаждаться фирменными сочными метафорами и обалденным воображением автора.

В общем и целом, если оценивать эту часть – крепкие 4,5* за наличие всего, что требуется, с минусом за упавшую динамику и ошибки, но весь цикл попадает в лучшее от Пехова после Стража и Мастера снов (который теперь, надеюсь, автор допишет).

Вспоминать же рыбу полосатую буду еще очень-очень долго. Как и потрясающую команду Лавиани, Тео, Мильвио и Шерон (остальные для меня остались второстепенными, которых правда ну о-о-очень много).

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу я, конечно, пока не дочитала, чуть больше половины осталось но, с первых страниц сложилось стойкое ощущение что меня «обокрали». Не на деньги нет, а, наверное, на сюжет, что ли, на события... Ну вот как-то слишком сильно на мой взгляд отличается заключительная часть от предыдущих. Как-то всё скомкано, что ли, всё в кучу, и, такое впечатление что автор поскорее хотел завершить цикл по какой-то причине, поэтому выдал «это». Моё разочарование по силе можно сравнить разве что с ожиданием, а оно было велико. Я не говорю что плохо, нет, хорошо, но не то, и не так. Как-то слишком просто (и сложно одновременно) для автора. Как будто вообще писал другой человек. Ну и да, как выше заметили — бесконечные смены однотипных имён и поколений без нормального описания кто/что/как/где/откуда в какой-то момент (из приятной прогулки с целью получения удовольствия) делают чтение похожим на попытку пролезть через джунгли. И, на смотря на то что весь цикл был перечитан на момент получения заключительной книги — я всё же запуталась в куче этих имён, прозвище, войн и событий. И если предыдущие книги цикла читались на одном дыхании, плюс печечитывались ни раз, то эта и идёт тяжело, и читать снова не думаю что будет желание.

Итог — ощущение обиды и разочарование. И надежда на то, что продолжение Мастера снов будет лучше.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо авторам за проделанную работу. Мне повезло, я добрался до первой книги цикла буквально в день выхода последней. И положительному отклику способствовало в тч то, что читая Цветок яблони я не знал, что это последняя книга, и думал между делом «неужели ещё одно Колесо времени получается».

Так вот, к концу книги вся большая картинка со щелчком собирается в единое целое. И вот это ощущение от постепенного, но непрерывного «собирания» сложного механизма, это отдельный сорт кайфа. Да, периодически возвращался к некоторым книгам, чтобы «о, а вот про это было сказано там».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вернулся по наитию к прологу первой книги за пару страниц до того , как появился скворец с обожжёнными лапками.

И в целом есть конечно ощущение, что такую широкую вселенную можно было ещё детальнее проработать. Но я Пехова и Бычкову не за этим читаю, а чтобы быстро, решительно переключится, погрязнуть в динамических сценах с близкой моралью и мешок-другой волшебства.

Лично мне больше всего зашёл именно сложно составленный мир с кучей деталей и прыжками во времени, приятная разминка для ума. Страж дочитал с мыслью «божечки-кошечки как эпично». Синее пламя дочитал с мыслью «ах вот оно что» мысленно аплодируя за кружево взаимосвязей.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Финальная книга цикла.

Несомненное достоинство — автор свёл все события и героев воедино, связал условные «прошлое» и «настоящее», раскрыл первопричины конфликта, показал масштабное сражение между двумя огромными армиями и завершил всё финальным противостоянием с главным злом. То есть неторопливый обстоятельный эпик подошёл к концу в полном соответствии с канонами. Написана книга неизменно хорошо, а на главах многодневного противостояния двух армий ностальгически вспоминается Сиала (ну это так, в качестве маленького бонуса).

Получился на удивление ровный цикл. В первую очередь по исполнению и атмосфере. Действительно роман-эпопея, единый и неделимый.

И всё же к сожалению я не могу сказать, что мне однозначно понравился финальный акт этой истории. Слишком много флэшбеков, слишком много пластов истории. И всё это в рамках не самой большой книги. Автор разворачивает события аж в трёх эпохах, с участием всех значимых исторических личностей представленного мира. И да, имена на одну букву и постоянные прыжки между эпохами не способствуют хорошему ориентированию во всех деталях происходящего. Ну а когда автору требуется срочно свести воедино все пласты истории и мотивы персонажей в некую единую картину, в ход вступает «хитрый план Мири». Который чем дальше, тем более всеобъемлющ и потому внутренне нереалистичен, выступая для сюжета в качестве законного рояля в кустах. И как относиться в подобному «плану» и воплотившему его персонажу, я право не знаю. Это уже не борьба тьмы и света или тьмы и человечества — это какие-то долгие многовековые интриги, полные смерти, жертв и возвращений. Да и в принципе это не борьба, а многоходовка, тесно связанная с самосбывающимися предсказаниями. Весьма оригинально, но как-то по исполнению слишком мутно, особенно когда начинают множиться «аватары» пророчицы (и главное — не понятно зачем). К слову о тьме — в финальной книге мы узнали многое о личности и прошлом главного злодея, но, увы, так и не поняли до конца его мотивов и конечной цели (с учетом всех открывшихся деталей прошлого).

То есть главная моя претензия в итоге оказалась к тому, что у этой истории был отличный потенциал, но финальный акт в процессе сведения всех линий отчасти свернул куда-то не туда. По моим впечатлениям разумеется. Что в итоге и повлияло на оценку.

И всё же если говорить о цикле в целом, он мне вполне понравился. А уж четвёрка главных героев — Тэо, Шерон, Лавиани, Мильвио — уж точно запомнится надолго. Очень приятные и интересные персонажи, благодаря которым искренне радуешься маленькому эпизоду со знаменем и не устаёшь от рыбы полосатой.

И как бы отчасти поспешно, без долгих прощаний и послесловий не завершилась эта книга и эта история, самые последние финальные строчки всё равно дарят улыбку (и ещё одно изящное значение словосочетанию «цветок яблони»). А это пожалуй чего-то да стоит.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, последняя книга цикла. И это хорошо. Честно говоря, цикл довольно затянутый. Я бы даже сказала растянутый. Оно и не удивительно. Первая книга началась с основной троицы. Количество главных персонажей росло с каждой книгой и это сыграло с писателями ту ещё шутку. Уделить внимание каждому, показать рост, да ещё и дать роль в сюжете — задача не из простых. И, к сожалению, не могу сказать, что они справились с ней хорошо. Нормально, не более того. Ладно, по порядку.

Сюжет. Не в плюс не в минус. Простой как три копейки. Да, завернутый в фантик из предсказаний и давнего плана богини. А так всё просто: у нас есть проблема, есть план, как её решить, действуем по плану. Само по себе это конечно не плохо, вот только для финала цикла хотелось бы чего по грандиозней, что ли? Ну в смысле, они просто выполнили свой план. Буквально.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже не умер никто в конце. Ну типа серьёзно? У нас тут судьба мира на кону. А никому даже пожертвовать собой не пришлось. Кроме Эйрисла в предыдущей книге, и да, я его им до сих пор не простила. А ну и паре дэво, но, скажите честно, кому на них не плевать? Пара фанатиков, буквально созданных для этого.
Этот голливудский хэппи энд совсем не то, на что я рассчитывала. Нет, мои чаяния — мои проблемы, не спорю. Ну правда. Хотелось чего-то горько-сладкого. Я читала в напряжении, ждала, что меня вот-вот разнесёт. И общая атмосфера к этому подводила. А в итоге пшик. Всё хорошо. Разве вы не рады? Нет, не рада.

Персонажи. Ох, а можно пропустить этот пункт? Ну что тут сказать, кучка измотанных, но прокаченных ребят идут на битву с финальным боссом. Противники, ну вроде нам мотивацию худо-бедно объяснили. А вот глав гад совсем меня не радует. Ну то есть мне всё равно. Вот совсем. Никакого интереса или отклика во мне не вызвал.

Из однозначных плюсов.

Повествование наконец стало динамичней. Да, местами провисает, но это так не воспринимается. Скорее, как передышка перед следующим раундом. Эпизод с битвой так вообще одна из лучших вещей в книге. Очень редко битву показывают так. Кроваво. Жестоко. Грязно. Реалистично. Это было действительно хорошо.

Юмор. Редкий, но меткий. Шутка с рыбой полосатой так и вовсе заставила меня смеяться минут пять. Очень хорошо вышло.

Из минусов.

Голливудский хэппи энд.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никто из главных героев не погиб, магия вернулась и вообще всё хорошо. Ах да, там в битве погибло куча народу, но кого это волнует, да? Мы ж не знаем их имён. Ну хоть Нэ обречена, и на том спасибо.
Я просто не верю в подобное.

Через чур прокаченные персонажи. Кто у нас там? Возрожденная богиня,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая к тому же успела побывать аж тремя Великими волшебниками
. Настоящий таувин с охренеть какой силой. Будущий таувин, способный творить офигеть какие вещи древним артефактом. Ах, да у нас там ещё и древних артефактов каждому завезли. Сильнейший некромант, после Мерк, первой. Асторэ — по сути существо из чистой магии. Знаете, на их фоне бывший Великий волшебник, кажется, чуть ли ни лишним. Мог бы просто сидеть в сторонке и есть попкорн, пока эти ребятки делают всю работу. Ну и Лавиани там бы потусовалась на фоне.

Что по итогам. Кончилось и ладно. Не могу сказать, что мне не понравилось. Понравилось. Читала с интересом, но ждала явно большего. Поставила бы семь, но накинула балл за эпизод с рыбой полосатой — очень уж был хорош.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять и снова завидую людям способным читать подобную литературу «на одном дыхании». Да начиналось все хорошо, но... где-то к середине повествование увязло в бесконечных в-восьмых, в-девятых и прочая, прочая. Количество «но» перевалило критическую отметку — читать стало скучно. А зачем читать скучно если это не справочник? Похоже 9.5 баллов книге отвалили только за то что она последняя )))

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоинства: свойственны автору — динамические сцены, постоянно меняющаяся мизансцена, приключения. Привлекают «фишки» автора в виде каких-то необычных героев, нежданных поворотов. Короче, любителям приключенческих фэнтези — самое то.

Недостатки. Данного цикла.

Очень сложная Вселенная. Очень трудно разобраться кто когда правил, кто кого предал, какие были войны и катаклизмы. Держу пари, автор сам в них запутался и в последней книге решил все разъяснить, но, лично меня, наоборот ввел в ступор обилием незнакомых событий и героев. Через чур трудная Вселенная выливается в какие то муторные диалоги героев, которые дооолго объясняют те или иные события, при этом, иногда, объяснения заканчиваются и на вопрос: как это у тебя получилось?, ответ — не знаю!

Очень много главных сюжетных лиц. В конце предыдущей книги «Ткущие мрак», мне даже стало интересно, как автор разгребет всю эту толпу «главных героев», однако, более или менее справился. Не только справился, но и явил свету еще парочку-другую дополнительных героев.

Ну и добавим сюда различного рода тайные умения, пианино в кустах и другого рода нестыковки.

За цикл ставлю твердую 7/10.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень непросто вычленить главную идею всего «сериала» аж из шести романов. Боги, волшебники и прочие пытаются своей деятельностью исправить собственные (кровавые) ошибки 1000-летней давности. Ну как исправить, не сами конечно. Ибо главные герои (кроме двух, кажется) – большей частью не те же самые боги и волшебники, а их инкарнации в текущей в книге современности.

Ошибки прошлого, наделанные этими высокоумными, могущественными, властными и умелыми деятелями, ещё тогда привели к войне и Катаклизму, что расколол на части единое королевство континента. Теперь же набравшие силу темные существа (кажется, некоторые из них были «коллегами» и родственниками протагонистов...) грозят миру очередной войной, уже последней. Из-за чего, собственно и весь сыр-бор.

Для большинства из «хороших» мотивация простая – нужно вернуть в мир магию (помимо изгнания демонов), ибо им самим без неё – конец. Ну, понятно. Сделать это нужно, победив отдельных «нехороших», заново переиграв конфликт тысячелетней давности (как на диване у психотерапевта?), а заодно выбросив кое-какие артефакты на «ту сторону» (никому ничего не напоминает?).

Главная загвоздка для меня: что символизирует собой «возвращение магии». Ну для героев понятно, кто ж желает терять могущество и власть? Но в более общем смысле эта мысль Пехова смахивает на желание вернуться в век религии и архаики. Такой «традиционализм» не очень воодушевляет, ибо понятно, что за ним стоит в наше время. Водрузить себе на шею новых «мудрых богов и героев» — нет уж, хватит, накушались за прежние века. Одного такого политбюро ЦК КПСС хватило за глаза (я застал), не говоря уж про нынешних мироедов. А если это попытка создать отечественное «супергеройское», то и вовсе вызывает улыбку.

Основной минус Пехова-Бычковой: перегруз всей ткани романов серии (и завершающего тоже) кучей героев, мотивов, обстоятельств. «Многолинейность» сыграла с авторами не самую добрую шутку; следить за перипетиями всей этой ватаги то ли в восемь, то ли в десять человекополубогов на протяжении нескольких романов даже не трудно — просто надоедает. Да и очевидные клише жанра не радуют в конце: выкинуть перчатку-статуэтку в водоворот иного измерения так себе интрига. Также как посадить дерево для роста магического леса. Жанр фэнтэзи всё же должен развиваться не только экстенсивно, но и вглубь. А слабо изящно и непринужденно вплести в роман научную или философскую концепцию? Развитую антропологическую или социологическую модель? Нет, я верю, что что-то подобное существует, но похоже, в наше время оно особо не в чести. Зачем давать читателю слишком много думать о смысла и пределах? Вот-вот. Развлекуха, эхх... Это ведь помимо собственно литературных недотягов серии.

P.S. Оценка в целом за завершение серии и хорошую концовку. Да, миру, описанному в романе сложно не сочувствовать. И спасибо авторам за героев Тэо и Шерон, особенно тронувших в начале саги. Но всё же... всё же это всё могло быть совсем иным, более высоким и светлым. И не таким размазанным.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх