fantlab ru

Джек Керуак «Бродяги Дхармы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
123
Моя оценка:
-

подробнее

Бродяги Дхармы

The Dharma Bums

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Джек Керуак дал голос целому поколению в литературе, за свою короткую жизнь успел написать около 20 книг прозы и поэзии и стать самым известным и противоречивым автором своего времени. Одни клеймили его как ниспровергателя устоев, другие считали классиком современной культуры, но по его книгам учились писать все битники и хипстеры — писать не что знаешь, а что видишь, свято веря, что мир сам раскроет свою природу. «Бродяги Дхармы» — это праздник глухих уголков и шумного мегаполиса, буддизма и сан-францисского поэтического возрождения, это выстроенный как джазовая импровизация рассказ о духовных поисках поколения, верившего в доброту и смирение, мудрость и экстаз; поколения, манифестом и библией которого стал другой роман Керуака, «На дороге», принесший автору всемирную славу, вошедший в золотой фонд американской классики и после долгих мытарств наконец экранизированный.

Входит в:

— условный цикл «The Duluoz Legend»

— антологию «Книга извращений», 2002 г.


Похожие произведения:

 

 


Избранная проза. Том второй
1995 г.
Бродяги Дхармы
1997 г.
Книга извращений
2002 г.
Видения Жерара. Бродяги Дхармы. Биг Сур
2002 г.
Бродяги Дхармы
2003 г.
Бродяги Дхармы
2006 г.
Бродяги Дхармы
2011 г.
Бродяги Дхармы
2012 г.
Бродяги Дхармы
2013 г.
Бродяги Дхармы
2016 г.
Бродяги Дхармы
2017 г.
Бродяги Дхармы
2021 г.
Бродяги Дхармы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Волоцюги дгарми
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно не мой жанр.

Рэймонд Смит, буддист средних лет, мотается по стране туда-сюда, знакомится с множеством людей, путешествуя автостопом, слушает и размышляет, медитирует, ночует в спальнике под открытым небом, нарушает закон, катаясь на товарных поездах. И восхищается, восхищается, восхищается природой, горами и пустотой.

Керуак стал одним из главных идеологов так называемого «разбитого поколения», beat generation. Этим термином обозначался социальный пласт людей, потерянных в жизни после Первой Мировой войны. Забавно, что для слова «битник» был использован как раз русский суффикс -ник, что можно узнать из исторических справок на эту тему. Но само слово в своей естественной трансформации стало обозначать примерно тех, кого сейчас назвали бы хипстерами — молодые люди в темных очках, свитерах с горлом, бородка, и бонго опционально (Или кастрюля. Или любой предмет, по которому можно звонко отбивать бит).

Честно говоря, множество размышлений главного героя на тему перерождений, пустоты, нереальности бытия и других некоторых аспектов буддизма вызвало во мне стойкое отторжение данной религии. Не могу сказать, что я специалист в этом вопросе, но то, что я почерпнула из других художественных произведений, где затрагивалась эта тема, было представлено куда более симпатично. Рассуждения же Рэя отдавали какой-то бессмысленностью, бездеятельностью, ленью, если хотите. Это совершенно не мой стиль — чилить с друзьями весной и летом, упиваясь алкоголем и перебиваясь случайными или сезонными заработками, возвращаясь в родительский дом на Рождество, чтобы провести там зиму. Своя прелесть в этом наверняка есть, но жить без привязок, без своей крыши над головой, без семьи и с неясным будущим — нет, увольте. При этом непонятно, на что Рэй живет и пьет. Он упоминает какую-то государственную дотацию (субсидию?), но за что? В конце он работает, идеальный вид занятости для него — ничего толком не делать и смотреть на горизонт.

Из всей книги понравились только описания восхождения на горы. Живописно, красиво, тяжелый труд и заслуженный отдых. Но философия вольного бродяги, утверждающего, что деньги лучше потратить не на инженерию и создание новых машин, а на вкусную еду, остается для меня бесконечно далека.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним из мотивов, побудивших меня прочесть роман Джека Керуака «Бродяги Дхармы» было, собственно, название. Но это, конечно, был формальный мотив, и в действительности я изначально понимал, что эта книга отнюдь не является кладезем мудрости буддистской школы Дзэн. Более того, считаю, что в какой-то мере этот полухудожественный роман можно считать фарсом, пародией на буддизм — в чем не вижу ничего дурного. «Бродяги Дхармы» мне в целом понравились (кроме нескольких эпизодов, типа самоубийства одной знакомой рассказчика): произведение интересное, порой увлекательное (особенно описание походов в горы), порой наводящее на раздумья, порой вызывающее значительные эмоции (более всего — концовка).

Я еще раз подчеркну, что читатель не должен ориентироваться на этот роман как источник знаний о Дзэн (Чань)-буддизме; для этого надо читать вещи, имеющие непосредственное отношение к этому учению. Персонажи «Бродяг» не имеют никакого сходства с такими столпами Чань, как Бодхидхарма, Хуэйнэн, Мацзу, Линьцзи и проч. Но среди них есть несколько примечательных фигур, благодаря которым я посчитал прочтение романа для себя оправданным. Это экстравагантные интеллектуалы-оригиналы, и у них в богатой культуре Старого Китая есть весьма близкий аналог.

В период Шести династий (229-589 годы) в Китае развилось необычное культурное течение под названием фэн лю (风流) — «ветер и поток». Оно приобрело популярность и оказало значительное влияние на последующую китайскую традицию: в частности, эстетические взгляды эпох Тан и Сун. Представителей этого течения называли минши, что означает «славные / знаменитые мужи». Философским обоснованием фэн лю было направление «Учение о сокровенном» (сюань сюэ), которое в западной литературе часто называется неодаосизмом. Поведение минши часто описывалось как эксцентрическое, иногда шокирующее. Наиболее яркими звездами на небосводе фэн лю была группа поэтов и мыслителей «Семь мудрецов из бамбуковой рощи». Вот их-то мне и напомнили некоторые герои «Бродяг Дхармы».

Надо также принять во внимание то обстоятельство, что с течением веков значение словосочетания фэн лю изменилось, и сейчас под ним понимают пьянство и разврат. В романе этого очень много, что его, конечно, не украшало в моих глазах. И также необходимо иметь в виду, какую цену многие (в том числе сам Керуак) заплатили за это.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, главный герой книги — никакой не буддист. Как и его друзья и приятели «бхикку». Но бродягами Дхармы их вполне можно назвать. Рассказчик — самый что ни есть бродяга, который следует тому, во что верит, что поддерживает, то есть той самой Дхарме.

Романом «Бродяги Дхармы» тоже сложно назвать. Скорее, художественной автобиографией, дневником в стиле дорожной истории. Или на современный мотив — блогом. Подкупает честность автора. Его герой (читай сам Керуак) может бесконечно заблуждаться и противоречить учению, которого придерживается, но он такой, какой есть. Или такой, каким хочет быть (но без понтов и выпендрежа). А главное — не навязывает своей истины другим. И даже особо не порицает общество потребления, от которого старается дистанцироваться. Исходя из этого, понятен финал книги, в котором герой, если угодно, прокачивает уровень своей веры. И не важно, что дальше произойдёт. Значение имеет здесь и сейчас.

Голос потерянного поколения? Библия битников? Пожалуй, что так. Особых откровений автор не оглашает. Но таки описал жизнь бродяг-автоспопщиков, молодых поэтов, эксцентричных личностей, которых в «приличном» обществе принято не замечать. Хотя в том или ином виде бродяги Дхармы существовали и в прежние времена. И не только в Северной Америке. Кто-то должен был написать он них.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга состоит из цепочки приключений. Как такового сюжета не содержит,скорее фрагменты воспоминаний.

Она поранится любителям бродяжничества и поиска себя.Я в данном произведении себя найти не смог,так не близки для мне прореживания главного героя.Он излишне романтичен и предается пустоте.Он способен меди тировать днями на пролет.Для меня пустота не понятна,я регулярно наполняю себя информацией или любовью иначе мне скучно и неинтересно жить.Возможно данная книга, как раз написана для таких как я замороченных людей,что бы мы перестали усложняться, а предались пустоте,любви и созерцанию.Возможно,но не с этой книгой.Автору не удалось подобрать к моей душе ключик,может по тому, что произведение очень американское и хоть в нем и присутствует восточная философия,но она пропущена через американскую страну и менталитет и серьезно искажена,хотя для американца будет очень понятна.

Рекомендую любителям приключений,автостопа,поиска себя созерцателям сущего.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня вечером закончила читать «Бродяг Дхармы». По иронии судьбы закончила я это делать в переполненном автобусе, который стоял в пробке и в него набивалось много-много уставших людей.

А я сижу такая просветленная и пытаюсь осознать, что я люблю этот мир. Весь мир.

Я пытаюсь понять, что такое Дзэн и Дхарма. Эта книга, как и другие, не дает прямого ответа — и ни одна книга не даст.

Но все же она проливает некий свет на философию того времени... на молодых людей, которые поняли, что «материализм американской культуры не предусматривает духовность» (с) «Последнее пристанище хиппи».

У нас другая культра, другая страна. Даже автостопщики и хиппи — и те совсем другие.

И читать поначалу было тяжело. Это было как удар молотком по голове сзади. Керуак не особо считается с читателем... и вообще о нем не думает. Он живет. Он видит мир. Если ты врубаешься, то ты в теме, и ты живешь эту книгу с ним. Если не врубаешься — хэй, чувак, поставь книгу на полку.

В этой истории много

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
секса. Много выпивки. Много голых мужчин и женщин.

Но при этом эта история совсем не о них.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это история о молодых бодхисатвах
. О наивном парне по имени Рэй, о его друге Джафи, и о всех, кто увязался вслед за ними. О том, как найти просветление.. и в чем.

Я против алкоголя и распущенности... поэтому эта книга научила меня смирению, что ли. Я порицаю это, отказываюсь от этого, но не могу не любить Рэя и Джафи, и, конечно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Генри, того странного парня, что куда-то неуловимо исчез на середине книги.

Собственно, это, наверное, даже не совсем книга. Здесь нет никакого сюжета.

Просто есть Рэй и запечатлен краткий отрезок его жизни —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
от автостопа поездом до двухмесячной жизни на вершине горы, в полном одиночестве.

Казалось бы, можно много написать о том, как величавы горы, как прекрасен мир с вышины... у Керуака это занимает пару глав, эпилог,

но после этого реально просветляешься, что ли.

И понимаешь, что все ничто.

И нас нет, и разума нет, и ничего нет — всё пустота.

В книге много слов из буддистко-индийско-дзэнских культур. Сама знаю не все — буду гуглить, образовываться.

Читать — стоит.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять читаю и удивляюсь умению Керуака чертовски увлекательно писать ни о чём. Герой путешествует автостопом, общается с разными интересными личностями, внутренним монологом проговаривает какие-то свои впечатления. И на этом всё: никакого морализаторства, никаких тебе развязок и итога сюжетных линий. Хотя роману это вполне подходит — с одной стороны, буддизму вообще свойственна некая недосказанность (по крайней мере, так я его понимаю), с другой же стороны перед нами очередной образец керуаковской спонтанной литературы. И финал здесь наступает не в соответствии с заранее намеченной логикой развития сюжета, а тогда, когда автор решает наконец, что выплеснул на бумагу все эмоции и теперь можно пойти пропустить пару стаканчиков. Наверное, такую книгу иначе написать просто нельзя.

Есть тут, как я уже упомянул выше, масса околобуддистских рассуждений. Я сам отнюдь не знаток, но и герои тоже, кажется, никакие не знатоки, а просто повёрнутые на всяких новых и диких для рядового обывателя штуках ребята. Буддизм для них просто очередная форма протеста против сытого потребительского мира. Вот разве что Джафи соображает чуть больше прочих, недаром его прототип стал впоследствии в реальной жизни видным востоковедом. Меня больше интересует другое, то, как же всё-таки воспринимать героев с их жизненной философией. Грязь, неприякаянность, беспорядочные половые связи, алкоголь, который в конце концов свёл Керуака в могилу. Можете обвинять меня в ханжестве, но это уж ни в какие ворота не лезет. Один мой друг всё твердит мне, что не будь всего этого, Керуак просто не создал бы своих шедевров. Но ведь подкупают-то в его книгах романтика путешествия, духовные поиски, путешествие к Маттенхорну, а не бесконечные попойки. Чтобы быть идеологической альтернативой ненавистного битникам среднего класса, вовсе не обязательно пить всё, что горит. И вообще, сам Керуак и те немногие, кто был основой движения битников, сделали действительно грандиозную вещь — целый культурный пласт, без всяких скидок. Одни писали романы, другие сочиняли стихи, третьи одним только магнетизмом личности вдохновляли первых и вторых. Но вот основная масса тех, кого принято считать потерянным поколением, что произошло с ними? Одни, как и сам Керуак, нашли свою смерть на дне бутылки, другие перебесились и стали в конце концов теми самыми зажиточными обывателями, которых раньше ненавидели. Очень грустно, что бунт Керуака и его друзей окончился ничем.

Ещё вот что бросается в глаза: и в этом романе, и в «На дороге» в центре происходящего не сам Керуак, но некий духовный лидер, мессия, икона для подражания. А сам Джек, точнее, его литературные воплощения, оказывается как бы в кильватере чужих идей — то Дина, то Джафи. Сам Керуак не видит себя в роли лидера, его романы по сути история влияния, которое на него оказали Кэссиди и Снайдер. Но именно Керуак стал маяком для многочисленных потомков, парень, который при жизни вовсе не считал себя таким уж важным. Есть в этом, если подумать, какая-то ирония и в то же время искренность, ведь настоящий мудрец никогда не кричит о своей мудрости.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды к Мастеру пришел ученик и сказал ему:

- Учитель, я целый год медитировал в горах. Я понял, что люблю всех людей и желаю им счастья, понял, что люблю Иисуса, Будду и Аллаха, понял, что никого из нас нет на самом деле, и мира тоже нет, и вообще ничего нет кроме безграничной Пустоты. Достиг ли я Просветления?

- Тебе осталось чуть-чуть, — ответил ему Мастер.

- Что же еще я должен сделать?

- Пойдем хлопнем по стаканчику.

Они выпили. И тогда ученик познал дзен.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно. Читается очень легко. Керуак молодец. Мы видим жизнь современных буддистов изнутри — их переживания, стремления и наконец определение своей цели в жизни.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! Книга написана в совершенно особенном стиле, автор старается, что бы читая книгу, читатель переживал эмоции главных героев, как бы от первого лица и у него получается, отчасти, читая, испытываешь восторг!!!

P.S.

Существует ещё одно альтернативное издание с переводом Анны Герасимовой(Умки из из борневичка)!Если у вас будет возможность прочесть этот перевод в том или ином виде, то я бы посоветовал предпочесть именно его. Этот перевод есть на сайте группы «Умка и броневик» в одном из разделов http://www.umka.ru/liter/dharma.html

Надеюсь, администрация сайта не удалит ссылку!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх