fantlab ru

Джон Уиндем «Кукушки Мидвича»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
1001
Моя оценка:
-

подробнее

Кукушки Мидвича

The Midwich Cuckoos

Другие названия: Мидвические кукушки; Мидвичские кукушки; Кукушата Мидвича; Золотоглазые

Роман, год; цикл «Midwich»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Действие романа происходит в маленькой британской деревушке под названием Мидвич. Это был самый обычный поселок, каких сотни и тысячи, там веками не происходило ровным счетом ничего, но однажды все изменилось после того, как один осенний день странным образом выпал из жизни Мидвича (все находившиеся в деревне и поблизости от нее этот день просто проспали)...

© Nog

Входит в:

— цикл «Midwich»

— антологию «Обряд перехода», 1993 г.

— антологию «Планета в подарок», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005

Экранизации:

«Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1960, Великобритания, реж: Вульф Рилла

«Деревня проклятых» / «Village of the Damned» 1995, США, реж: Джон Карпентер

«Кукушки Мидвича» / «The Midwich Cuckoos» 2022, Великобритания, реж: Дженнифер Перротт, Боркур Сигторссон, Элис Тротон



Похожие произведения:

 

 


Мир ведьм. Остров Мертвых. Мидвические кукушки
1992 г.
Обряд перехода
1993 г.
Планета в подарок
1993 г.
Золотоглазые
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 1
1995 г.
Выживание
1996 г.
День триффидов
2002 г.
День триффидов
2009 г.
Кукушата Мидвича
2017 г.
Кукушата Мидвича. Чокки. Рассказы
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Midwich Cuckoos
1957 г.
(английский)
I figli dell'invasione
1981 г.
(итальянский)
Käenpojat
1988 г.
(финский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

C использованием материалов заметки для Medium (https://bit.ly/3LFu8My).

Рэю Брэдбери принадлежит весьма популярное, особенно в русских переводах, и набившее оскомину из-за обычно сопутствующего технофобского контекста высказывание: “Мы будущее не предсказываем, мы его предотвращаем”. Оно бы вполне органично смотрелось в уиндэмовском “уютном апокалипсисе” Мидвича, на знаменах толпы жителей поселка, идущих громить ферму с золотоглазыми детьми-кукушатами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самопожертвование Зеллаби
позволило “эпическим виннипухам” выиграть у Будущего первый сет, но вряд ли весь матч: стоит вспомнить, что именно в Англии, на Уимблдонском турнире Большого Шлема, состоялась самая длинная игра в истории тенниса.

Однако вторжение Новой Волны обезвредить

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
простым самоподрывом
не удалось: отпечаток в жанре она оставила очень прочный, как бы сами ее авторы потом ни тщились дистанцироваться от лучших своих произведений. В «Мидвичских кукушатах» Джона Уиндэма, удивительно надежном регистраторе сейсмических толчков НФ накануне прилива НВ, инопланетяне наведываются в скучную английскую деревню и учреждают там своеобразное посольство, оставив после себя имплантированные в чрева человеческих матерей зародыши. Эти последние достаточно сходны с людьми, но растут небывало быстро и вскорости начинают проявлять экстраординарные ментальные таланты, сопряжённые с жестокостью — ах, как легко увидеть в них пушечное мясо крестового похода молодых бумеров против послевоенного конформизма в обществе и НФ, увенчавшегося (не в этом порядке возрастания значимости) сексуальной революцией, высадкой человека на Луну, свержением генерала де Голля, Уотергейтским скандалом и отменой призывной армии в США. В своей истории молодёжной революции, «Осторожно, дети!» (Watch Out Kids), Мик Фаррен описывает этот раскол с привлекательным цинизмом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В начале пятидесятых стал эволюционировать новый стиль жизни; прежде человечество без особых комментариев переходило от детской жизни ко взрослой: ребёнок натягивал длинные штаны, шёл на фабрику следом за своим родителем, а там его пожизненно пристёгивали к месту.

Новый экземпляр продукции системы.

Вплоть до послевоенного бума это всех устраивало, а потом на Мэдисон-авеню поняли, что возрастная группа от четырнадцати до двадцати одного наделена значительным потребительским потенциалом, не исключая предметов роскоши.

Гордон Зеллаби, персонаж, наблюдающий за взрослением и послевоенных тинейджеров, и Мидвичских Кукушек, отмечает:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возникает довольно интересная моральная дилемма. С одной стороны, наш долг перед нашим биологическим видом и культурой — уничтожить Детей, поскольку ясно, что, если мы этого не сделаем, они завладеют миром, и их культура, какой бы она ни оказалась, полностью вытеснит нашу. С другой стороны, именно наша культура не позволяет нам безжалостно уничтожить безоружное меньшинство, не говоря уже о практических препятствиях, возникающих на этом пути… Начинаешь тосковать по простым уэллсовским марсианам…

Дети представляют расу, чей чрезвычайно сильный императив выживания становится угрозой человечеству. Зеллаби же вверяет себя импульсу, оставшемуся для Детей незнакомым:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершает героическое самопожертвование.
Он, по словам Колина Гринлэнда, «извлекает припрятанный в рукаве козырь, взывает к сильным сторонам находящейся под угрозой цивилизации и тем спасает её».

«Поначалу молодёжь лишь давала свою оценку продукции экономики богатого общества, затем начала её узурпировать, исследуя новую технологию и подчиняя её себе. Битлы и Боб Дилан поставили себе на службу поп-индустрию, артикулируя и усиливая тревоги сегмента человечества, прежде лишённого даже когерентной идентичности, не говоря уж про международное представительство», констатирует Гринлэнд.

Спустя без малого полвека тенденции, с ехидной беспристрастностью задокументированные Фарреном и Гринлэндом, напомнили о себе на новом витке истории мира, геронтократы которого не жалеют сил и средств, чтобы оседлать поднимающуюся волну. Бэби-бумерам под 70-80, они в сравнительно хорошей физической форме (но не умственной, как это легко понять по речам президентов США и России, производящих зачастую навязчивое впечатление беглецов из психушки), подготовлены к защите от вторжения лучше генерала де Голля, Эйзенхауэра и Никсона, в их распоряжении имеется вакцина против футурошока — ее не запрещают, как гашиш и ЛСД, а рекомендуют к употреблению, и в англосферном фэндоме организованной оппозиции днем под красным квазарным фонарем не сыскать.

А ведь ее явление предсказывалось, но, в отличие от уиндэмовского, прогноз тот оказался неверным в одной ключевой детали. И нет, эта деталь — не острый дефицит энергоносителей вследствие “озеленения” энергетики и не радостный косплей Холодной, но в целом мирной войны, убежища на случай которой уже расконсервированы под дизайнерскими газонами. Эпические виннипухи британской глубинки, правда, уже пять лет как изгнаны из ЕС после референдума о Сублимации Королевства; не найти им приюта и в Китае.

Не могу сказать, что меня это печалит: еще после просмотра карпентеровской «Деревни проклятых» мне стали куда ближе Дети, а поступок Зеллаби/Чаффи всегда казался омерзительным.

К слову, издание «Мидвичских кукушат» 1983 года, кажется, пострадало от другой уиндэмовской находки — хроноклазма, и демонстрирует деплатформинг Трампа тиктокерами в ходе пламенных, но в целом мирных протестов:

https://miro.medium.com/proxy/0*U_gbdRJrJgSc6CXk.jpg

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это просто классическая фантастика на века, которую читали, читают и будут читать всегда, ибо вопросы, которые она поднимает всегда будут волновать человечество. И первый самый важный: согласится ли человечество превратится в вымирающее меньшинство? В остальном — великолепная фантастическая идея, превосходный сюжет, очень читабельный текст. А потому я считаю и считал всегда, что обсуждать и осуждать шедевры можно, но так ли уж это нужно. Их нужно читать неоднократно и просто получать удовольствие, так как каждое прочтение что-то добавляет в тебя новое, ранее непонятое.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В один сентябрьский день небольшой городок Мидвич накрывает купол, через который не может пройти ни одно живое существо. Пересекая границу все сразу же засыпают. В самом Мидвиче все так же уснули. Спустя сутки весь город очнулся как ни в чем не бывало и продолжил свою размеренную жизнь. Но спустя какое-то время обнаружилось, что все женщины детородного возраста беременны, даже те, кто до сих пор невинны. Через положенные недели дети рождаются похожие друг на друга. У них сияющая кожа, светлые волосы, непохожие не на один тип и золотистая радужка. А чуть позднее оказывается, что дети могут телепатически принуждать окружающих выполнять то, что они хотят. Так, все покинувшие город родители со своими необычными детьми возвращаются в Мидвич.

Из всех прочитанных мною книг Уиндема, данная книга оказалась для меня самой сложной для прочтения и самой противоречивой. Первая половина, а это как раз первая часть, читается еле-еле. Вас знакомят с тем, как произошло происшествие, которое потом будет названо Потерянным днем. Рассказы о том, как жители восприняли беременность женщин, а также рассуждения героев обо всем происходящем. Если Куколки и День триффидов написаны очень простым и приятным языком, то Кукушата отталкивают интеллектуальными, где-то философскими, речами Зиллейби. Вторая же часть читается махом. Но так как повествование ведется от лица человека, который не всегда жил в городе, то автор тоже пропускает аж восемь лет жизни необычных детей. И читателю, соответственно, дается малая часть информации – лишь пара вскользь упомянутых происшествий с Детьми за это время. Вся остальная жизнь жителей Мидвича и пришельцев остается за кадром. Зато эта часть насыщенна событиями, выбором и рассуждениями. Конечно не обошлось без высмеивания Америки и «плохих» русских. Но книга написана аж в 1959 году, так что тут даже удивляться или обижаться не на что, хотя и могу понять негодование, которое может встречаться в отзывах. Тут уже может сыграть менталитет. Сам же автор не единожды упоминает, что его страна ко всему этому относится с неверием и скептицизмом, а мне кажется он немного слукавил, ведь люди Мидвича хотели избавиться от чужих не просто отправив их куда-то вдаль, а весьма конкретным таким способом, да и у книги все же конкретный финал. Так же мне очень понравились разумные рассуждения Зиллейби о сотворении человека и инопланетной жизни, о феномене Детей как Едином организме и постоянные сравнения с природой и пищевой цепочкой. Волей не волей начинаешь вести беседу с автором в своей голове, где-то поддакивая, а где-то споря.

По итогу, если в начале мне казалось, что это как будто какая-то заготовка на книгу, этакий черновик, написанный отдельными штрихами, то вторая часть более прописана и интересна. Но до нее еще нужно добраться. Лично я хотела пару раз уже бросить книгу, но моя дурацкая привычка дочитывать книги и тем более те, что взяты по играм, заставляла меня читать хотя бы по тридцать страниц в день. Не скажу, что книга потрясающая и не советую ее для первого знакомства с автором, но те, кто хочет почитать что-то еще у автора, ознакомиться точно стоит.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До последнего времени я был знаком с деревушкой Мидвич только по фильму 1995-го года «Деревня проклятых» (который также транслировался по телевидению под названием «Проклятье деревни Мидвич»). Смотрел фильм довольно давно и до недавних пор был уверен, что кино – очередная вариация уравнения «маленький городок + одержимые детишки = ужас». Сейчас, после прочтения книги, я в этом уже не так уверен (уж очень приятные впечатления остались после романа). Еще одним шажком к Мидвичу была случайно просмотренная серия «Симпсонов», высмеивающая фильм. Первоисточник же мне удалось прочитать только сейчас.

«Кукушки Мидвича» – второй роман, прочитанный мною у Джона Уиндема. И, судя по всему, автор тяготеет к социальным экспериментам, которые великолепно описывает. В «Дне триффидов» было целое исследование тенденций человеческого поведения после кардинальной смены жизненного уклада в плане массовой слепоты, эпидемии чумы и нападения опасных полуразумных хищников. В «Кукушках...» также на первый план выходят линии поведения и реакции людей на сложные и крайне необычные обстоятельства. В ночь с 26 по 27 сентября над деревней образовывается полусфера и все живые существа, оказавшиеся внутри нее, мгновенно потеряли сознание. Сфера продержалась около суток, после чего бесследно исчезла, люди пришли в себя, жизнь вошла в привычную колею до тех пор, пока спустя пару месяцев не выяснилось, что почти все женщины детородного возраста, которые побывали внутри сферы – беременны. Даже незамужние, вдовы и девственницы. А уж что начало твориться после рождения детей...

Многие моменты книги напоминали о произведениях Стивена Кинга: маленький населенный пункт, множество персонажей, яркая социальная составляющая романа, постепенное нагнетание атмосферы. Основные отличительные черта Уиндема в этом плане – психологии уделяется меньше внимания, к персонажам своим он относится добрее, да и в итоге получается не триллер, а скорее мягкая научная фантастика.

Единственный недостаток книги – ее неторопливость, хотя тут дело вкуса, мне, к примеру, такая манера повествования пришлась по душе. Хотя и не покидала мысль, что в наше время, книга, построенная на такой идее, скорее стала бы зубодробительным боевиком, чем умной фантастикой с социальным подтекстом.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один шедевр Джона Уиндема, который ничем не уступает роману «День триффидов», а на мой взгляд, так даже лучше. Поначалу было удивительно, что русскоязычному читателю «Кукушки Мидвича» менее известен, но потом стало понятно — из-за того, что до 1992-го года роман у нас вообще не издавался. Хотя, крамолу против Советского Союза в этом произведении мог бы рассмотреть разве что закоренелый параноик. Тут даже наоборот — показано как русские быстро, легко и действенно решают проблему всепланетарного масштаба, с которой ни англичане, ни американцы и никто другой справиться не могут. А ведь, если вдуматься, то проблема весьма серьёзная — на кону стоит существование самого человечества. Дай этим кукушатам волю — так легко уничтожат все без исключения конкурирующие виды. Причём и аналогия с кукушатами приводится точная — птенец кукушки, как только вылупляется из яйца, то тут же начинает уничтожать птенцов той птицы в чьё гнездо попал, как конкурентов за пищу и жизненное пространство. Замечательная идея и, к сожалению, не настолько нереалистична.

Первая часть романа многим может показаться скучноватой, но на самом деле это так и задумано. Уиндем показывает тихую и спокойную, ничем особо не примечательную, жизнь маленького селения в Средней Англии, где годами ничего не происходит, все друг-друга знают в лицо и по имени, а перекрытие магистрали, ведущей в столицу, для жителей городка выглядит как ЧП вселенского масштаба. И вот, пока кукушата ещё не вылупились, ещё не представляют опасности, жизнь в Мидвиче идёт своим чередом, хотя и уже далеко не так, как это было до того дня, который выпал у жителей городка из сознания. Местное население взбудоражено, расходятся нелепые слухи и, как всегда бывает в подобных случаях, никто ничего толком не понимает. Главный герой — один из немногих, кто чудом не пострадал от странного явления, но и ему, и его жене всё это явно не по душе. Он, вместе с женой, покидает Мидвич и уезжает в Лондон. Великолепная завязка.

Развитие сюжета и основные события происходят во второй части, по прошествии девяти лет, когда Ричард, от лица которого идёт повествование, решает вернуться в ставший уже загадочным городок и узнать как там идут дела. И вот события разворачиваются уже таким образом, что никак не могут заставить читателя скучать. Дети-кукушата уже повзрослели, но выглядят не на календарных девять лет, а почти зрелыми юношами и девушками. Поначалу, хоть и не устанавливают своей диктатуры, но за каждый, даже самый безобидный проступок, жестоко карают местных жителей. Им то что — они необычные. Мало того, что интеллектуально превосходят простых смертных, так ещё и способны подчинить своей воле всякое живое существо. Явной агрессии не проявляют, но уже от них погибли два человека. А когда люди начинают понимать, что им с «золотоглазыми» никак не ужиться, то разворачивается трагедия. Местные вскоре становятся заложниками кукушат и видят, что ничего с этим поделать не могут. Ни полиция, ни армия помочь им не в силах. Вот тут и выходит на главный план уже немолодой учёный Зиллейби. Он один имеет на кукушат хоть какое-то влияние, ведь он не кто иной, как их школьный учитель. Как педагог, Зиллейби прекрасно понимает, что скоро их уже совсем нельзя будет хоть как-то контролировать и из Мидвича эта зараза распространится на другие города. В борьбе за существование чудо-детки будут уничтожать всех и вся. И чтобы остановить всеобщую трагедию нужно уничтожить их самих. Уже была одна такая попытка, которая закончилась плачевно. Тогда старик-учёный решает эту проблему как настоящий мужчина. Честно говоря, когда читал, то так и подумал, что он сделает именно это. Замечательная кульминация.

Стоит отметить, что «Кукушки Мидвича» — серьёзный роман, который требует серьёзного осмысления и философского обдумывания. В этом плане он ничем не уступает признанным классическим произведениям фантастического жанра. Это не пёстрый ширпотреб, не имеющий под собой основы. Так что, думаю, любители дешёвого бульварного чтива его просто не поймут. Поэтому его и стоит читать, так как такая литература только способствует развитию.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, соглашусь — есть сходство с «Днем Триффидов», и заключается оно в чрезмерно академичной манере повествования. Такой, знаете, Гамлет, отстраненный, отрешенный, возвышенный, хотя, например, слог отнюдь не заковырист, что обыкновенно бывает при подобной подаче. Впрочем, эта манера характерна для фантастов первой половины двадцатого века, сравните, например, с Уэллсом — та же холодноватая отстраненность. С другой стороны — снова очень интересная задумка, пусть не идеально воплощенная.

Хотя лично я неоднократно ловил себя на мысли — а вот Кинг сделал бы так (или вот так), дело то все в том, что так уже не пишут, да и читать такой текст просто отвыкли.

К слову, лично мне «Куколки» нравятся гораздо больше «триффидов», в них и персонажи, и их мотивы более естественны, да и финал неоднозначен. Кстати, «кукушата» тоже приятно удивили именно в конце — последние пару десятков страниц буквально прогнали уже привычную дрему, навеянную романом.

Не соглашусь насчет диалогов — рассуждения Зиллейби, пожалуй, самое интересное, что есть в книге, ибо данный персонаж, думается мне, «голос» самого автора. И именно эти размышления и теории очень сильно напомнили манеру горячо любимых мною братьев Стругацких, а если конкретнее, то схожие по тематике «Гадкие лебеди» и «Пикник на обочине». «Лебеди» вообще вещь шедевральная, и «кукушата» заметно им проигрывают, хотя есть общие нотки, и немало.

Также мне думается, что в современном мире вопрос о ликвидации поселка мог бы быть принят без особых хлопот, несмотря на «культ гуманизма и толерантности».

Кстати, незадолго до последних страниц я почти угадал, что будет дальше (нет, не хвастаюсь), однако ожидал несколько более тонкой игры

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вроде отравления Детей леденцами, тем более что не очень понятно, где писатель взял целый ящик мощной взрывчатки, разве что полковник подсобил, что вряд ли.

В общем, ощущения неоднозначные, если бы первая часть была настолько же динамична, как вторая, было бы гораздо лучше, но в сама идея более чем достойна.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно, самое сильное из того, что написал Джон Уиндэм, и, по-хорошему, именно эту вещь, а не «День триффидов» надо было помещать в молодогвардейскую «Библиотеку современной фантастики», но... идеологическая цензура и русский след, очевидно, сыграли свою незавидную роль.

Сюжетно книга с самых первых страниц вызывает в памяти «Жука в муравейнике» Стругацких. Да оно и понятно — проблема страха, проблема того, как поступить с возможно опасным продуктом непонятного чужого разума до того интересна, до того неоднозначна, что писать на нее будут, наверное, всегда. Только если братья решили ее в более динамичном, более приключенческом ключе, то Джон Уиндэм постарался (кстати на два десятка лет раньше) как можно подробнее препарировать ее, рассмотрев, кажется, все возможные факторы, влияющие на ее решение.

Удивительно, но у автора получилась практически идеальная смесь увлекательности и пищи для размышлений, причем интрига держит в напряжении от первой и до последней страницы — все время хочется узнать: «А что будет дальше?», «А чем все закончится?». Правда, нетерпеливый читатель наверняка будет считать, что текст в ущерб действию излишне перегружен всевозможными логическими построениями и размышлениями на морально-этические темы. Но если начать вчитываться в весь этот многостраничный повествовательный текст, то неожиданно оказывается, что он ничуть не менее интересен, чем собственно действие: логические построения на тему перспектив дальнейших взаимоотношений с «кукушатами» изящны и безупречны, а этические проблемы, возникающие при этом, необычны и, похоже, неразрешимы. Да и вообще в романе множество интересных мыслей на тему контакта и взаимоотношений с чужим разумом.

Кому лучше удалось «сочинение на заданную тему» — Джону Уиндэму или братьям Стругацким, судить, конечно, читателю, но то, что этот роман Уиндэма обязателен для чтения, как вещь чрезвычайно умная, талантливая и увлекательная — это несомненно. Отдельный плюс автору за название «Кукушки Мидвича», эффектно, точно и кратко определяющее самую суть этого романа.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть в этой книге что-то созерцательное, не столько здесь происходит событий в реальном времени, сколько о них говорят и обсуждают. Словно новости в газетах перечитываешь. Ну и есть общее ощущение нереальность происходящего. Думается, что в реальной жизни подобные события имели бы куда как более серьезные последствия и для участников и вообще. А тут как-то просто все

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— ну беременные все вдруг, ну дети-клоны-телепаты...
Чего волноваться? Зачем изучать? Живем как жили, ничего необычного.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастическое допущение в «Кукушках» отличное. И проблематика интересная. Но вот исполнение... все персонажи сливаются в какое-то невнятное целое, т.к. их характеры слабо проработаны, речевые портреты — однообразны. Повествование развивается неспешно, притом большую часть романа занимают бесконечные диалоги и беседы: в кабинетах, актовых залах, столовых, барах, верандах, во дворах, на улицах... Сюжет фактически подаётся через натурфилософскую болтологию и социологическую говорильню, так что уже к середине книги ты устаёшь от всех этих устных пассажей — хочется больше действия!

Пасторальный дух Мидвича никакие инопланетяне не прошибают! Атмосфера британской деревни забивает всё повествование, её здесь слишком много... Я уже молчу про эпизод с русскими. Понятно, что Уиндем — человек своей эпохи, но всё же представленный автором способ решения проблемы от лица суровых «Русских за Железным Занавесом» + рассуждения о причинах такого решения попахивают клюквой...

Я уважаю Джона Уиндема, мне нравится его творчество. «Куколки» («Хризалиды») — замечательная работа, и рассказы у писателя достойные (пока до «Триффидов» не добралась). Но вот «Мидвичские кукушки» так и остались бы разочарованием, если бы не... достоверная концовка. Хотя она немного предсказуема, но всё же эффектна. Именно финал снимает слой «цивилизованности», от которого чуть не забронзовели «благородные доны» Мидвича; ниспровергает историю с вершин гуманистического пафоса до тверди земной.

С волками жить — по-волчьи выть. Или, как говорят американские морпехи, «если не хочешь, чтобы тебя сожрали — не будь едой».

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед прочтением почитал несколько отзывов и настроился на вещь значительно уступающую уровню Дня триффидов. И надо признаться, некоторое время действительно было немного скучновато, а несколько мест, кроме того, вызвали недопонимание. Но прочитав весь роман, должен заметить, что он все таки достаточно хорош, и хорош прежде всего своей идеей и подробно раскрытой философской подоплекой. Еще, по моему, у Шекли, я уже сталкивался с мыслью, «что миролюбивый разум слишком хрупок для этой неприветливой Вселенной...». Но то был рассказ, а здесь этот тезис раскрывается по полной, при чем не в лоб, в результате традиционного силового противостояния, а эдак интеллектуально-изощренно исподтишка и незаметно, в виде красивеньких деточек с золотистыми глазками подсаженными людям подобно, как физически более сильная кукушка подкидывает свои яйца в гнезда более слабым и мелким птицам. А ты потом воспитай этого кукушонка на принципах гуманизма, чтоб он собственных твоих детей не повыкинул, да есть ему натаскай, да так, чтоб твои собственные дети с голоду не подохли (это я в ответ на удививший меня отзыв:)) да без вопросов, что кукушат то ты и не звал как бы..:). Это вон индейцы европейцев сначала мирно хлебом-солью встречали, только почему-то никто сейчас про их гуманизм относительно европейцев и не вспомнит, ибо не кому, как это ни печально. Это такой яркий пример. Из более современного, действительно можно упомянуть мигрантов, которые скоро в некоторых европейских странах будут составлять большинство населения продолжая потихоньку теснить коренных аборигенов.

Так что с автором я солидарен, и он этот вопрос межвидовой борьбы за место под солнцем многогранно рассматривает с разных сторон. Новым в его произведении для человечества есть то, что в своей истории человечество боролось и побеждало животный мир более с позиции ума чем силы и никогда не встречало равного противника по уму. И вот, в небольшой английской деревушке Мидвиче, Уиндэм предоставляет людям такую возможность, заодно заменив технику вторжения с уже набившей оскому, со времен еще Уелса, военной армады на технику, что называется тихой сапой и разрушение изнутри в силу интеллектуального превосходства.

В итоге роман в целом понравился, хотя иногда автора и тянуло в несколько скучноватые многократные повторяющиеся рассуждения и он скорее плавный чем динамичный, хотя к концу атмосфера постепенно нагнеталась до степени достаточной, чтоб начать подсознательно ускорять скорость чтения и волноваться, ну что же там будет дальше, хотя над ожиданиями и довлел когда-то посмотренный и теперь смутно припоминаемый фильм. Другим вставшим для меня вопросом со знаком минус, была жена Зиллейби, которая забеременев вместе со всеми (а до этого она долгое время забеременеть не могла хотя хотела и пыталась) совершенно неожиданно родила малыша не золотоглазого, а с фирменным Зилейбевским носом (что вышло ну очень уж удобно для последнего). Кстати и сам, местное светило философии Зиллейби, в деревне смотрелся не очень органично, не под стать остальным жителям. Хотя вещать его устами автору и было более всего удобно. Вот собственно и все придирки. Так что твердая 8 в итоге.

Так же любопытно было почитать выкладки автора по поводу гуманизма, демократии, партийной системы и русского тоталитаризма. С одной стороны автор соглашается, что способ примененный «по ту сторону занавеса» достаточно эффективный и своевременный, с другой стороны, мне сложно согласится в целесообразности уничтожения целого города не перепробовав менее радикальные меры (но такой вопрос в системе коммунизма не достаточно актуален). Но далее, как размышляет Уиндем, западная система, демократичная многопартийная, оказывается в сравнении с восточной вообще не жизнеспособной в подобных условиях, поскольку политические партии вместо того чтобы устранить угрозу будут заниматься подковерной борьбой, заигрыванием с электоральными симпатиями и в последний момент могут вообще отказаться взять на себя ответственность за принятие решения, попытавшись уступить это право, а заодно и утопить конкурента. В этом плане благоприятная концовка романа выглядит совершенно не жизненной и фантастичной, поскольку так хорошо задуманный план вторжения со стороны неземного разума провалился через крайне топорную и нереально не эффективную реализацию в столь благоприятных условиях, что идет произведению в минус (притянуто и оторвано от возможных событий в придуманных автором условиях близким к реальным). Но сложно в последнем упрекнуть автора, ведь попробуй Уиндем изобрази более правдоподобное развитие сюжета и уже не получилось бы столь счастливого конца и человечество вскоре погибло бы подобно динозаврам не выдержав биологической борьбы с более приспособленными видами. А утверждение автора, что к довеску к неповороткой политической организации найдется достаточное количество гуманистов которые будут активно бороться против борьбы с кукушатами за место под солнцем, меня поначалу удивило, но, как показали здесь некоторые комментарии, и в этом Уиндем более тонкий психолог:). Так что остается лишь возрадоваться, что человечество на данный момент так и не встретило подобного интиллектуального противника, иначе, как можно додумать исходя из данного произведения, оно либо хотя бы частично самоуничтожилось, либо полностью бы спасовало сдавшись без боя под знаменем гуманизма.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак... Мидвичские кукушки... Скажу честно: «Давно меня не пробирала за душу такая чёткость и ясность написанного.» Так замечательно и невероятно прописать без всяких спецэффектов и супергероев чужой разум. Это просто феноменальная работа. Достаточно сложно пытаться описать чуждую человеку психологию ТАК, чтобы её можно было бы представить у себя в голове . Ещё сложнее описать психику, которая абсолютно не противоречит себе, условиям существования и развития.

Интересна идея описания автором книги в виде дневника и обрывков воспоминаний в строго хронологическом порядке. То есть не нужно самому пытаться склеивать мозаику и тихо ругаться, расставляя все события на свои места. Читается это как не то исповедь, не то как летопись. И читается достаточно плавно и легко. Нет каких-либо резких скачков и перепадов. Всё идёт своим чередом, не противореча здравому смыслу. Переживания матерей, описание их материнского долга достаточно красочно и всё время остаётся в фоне. Даже если об этом не упоминается, то всё-равно ощущается в книге забота об этих детях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже когда детей начали ненавидеть, мамы всё-равно не могли поднять на них руку. Эффект кукушек был раскрыт в полной мере.
Совершенно по-другому описывается взаимодействие пап и детей... За описание психологии привязанности и антипатии я просто рукоплещу автору.

Интересно то, что в данной книге есть много основных линий «для обдумывания». Разделить их я не в силах, так как эти конфлитно-философские линии так прочно сцеплены друг с другом, так интересно переплетены, что составляют неразъёмную цельную нить ВСЕГО повествования. Но условно: первая нить -- это хранение тайны. Вторая -- стыд и неприятие чего-либо неестественного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все говорят о чудесах из Библии и непорочных зачатиях, но когда с ними самими происходит всё это, то это стыдно, ненормально и вообще богомерзко...
Третья -- связь мать-ребёнок/отец-ребёнок. Четвёртая -- конфликт типа «сила воли, воля и что она для меня значит»
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди с лёгкостью могут творить кучу дел и не задумываться о последствиях. Но когда вдруг ты что-то сделал неправильно (ударил ребёнка, чтоб не плакал -- он же беззащитен... хе-хе... казалось бы), то тут же оказывается, что ребёнок может дать сдачи. И вот здесь начинается вопль: а-а-а-а! Он ненормальный!... Так и подмывает ответить:«А вы? Вы -- нормальны? Вы вопите, когда ваша воля подавляется! А сами? Сами-то не против подавлять грубыми методами действия ребёнка.»
. Пятая -- проблема видов и межвидовой конкуренции. Шестая -- Правительство и люди... можно долго перебирать эти пряди нитей, но главное для меня -- это проблема нормы... И именно эта главная тема затронула меня до глубины души. Я извиняюсь, но без спойлеров я не могу выразить свою мысль, поэтому те кто не читал книгу очень рекомендую прочесть (и не вскрывать спойлер), а для тех, кто читал -- СПОЙЛЕР

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну скажите мне все честно: какой принцип исповедует человечество? Антропный и гуманистичекий. Гуманизмом пропитано всё. Всё мы делаем для людей и относимся к тем, кого мы обучаем со снисхождением. Говорим о человеколюбии и снисхождениии, помощи.... Так какого же чёрта при первой же такой попытке такого контакта начинать ненавидеть себе подобных? Что-что? Говорите, что они Монстры? Я говорю -- НЕТ. Это просто те же люди, но с бОльшими возможностями и более развитым умом! И получается, что именно мы -- низшие по сравнению с ними. И что нужно? Правильно! Забыть о гуманизме, забыть о том, что они ничего плохого не делали и убить Золотоглазых! ШИК! Просто апофеоз гуманизма! Человечеству не нужны умные. Человечество будет любить только тех, кто не может побить его, а если есть угроза -- устраиваем выпиливание монстров, которые по ходу дела ничего плохого не делали. Они просто защищались от мира. Жестоко защищались, хотите сказать? А чему МЫ ИХ нучили? Убийству, сожжениям и уничтожениям! Вот чему научили! Представьте, что Вас убивают и не однажды. И Вы всё это чувствуете. Вы должны вырабатывать защиту от этого, иначе Вы погибнете. Верно? И если Вас укололи булавкой, то заставьте почувствовать нападающего что такое боль. Люди сами показали, что единственная защита -- это ломание воли. Но Золотоглазые не знают особенностей психики людей. Они ещё не выросли, не поняли (они просто попытались показать свой страх -- и полисмен сошёл с ума. Но они не поняли, что раздавили психику человеку)... и поэтому просто переходят через недозволенную черту. Как должен реагировать человек, который понимает, что его собираются убить? Сделать превентивные действия. Превышение самообороны? Расскажите это тому, кого пытаются убить. Более того, Золотоглазые просто так не убивали (самолёт и беседа девочки с ГГ убеждает меня в этом). Как ответ на всё это скажу прямо: Монстры в этой книге -- это МЫ. Именно НАШИ поступки заставили детей считать, что есть ОНИ и есть МЫ. Именно МЫ первые начали убивать ИХ. Они сами долго терпели (воистину ангельское терпение), и даже в смертельной опасности не устраивали смерть всех вокруг. Все смерти -- результат действий эскимосов, племён, Правительства и т.д. И жертва безумца с ядерной бомбой -- это не жертва, а символ полного духовного падения человечества и превознесения ПРЕДАТЕЛЬСТВА, как апофеоз развития самообмана человека. Люди любят только себя, прикрываясь щитами взаимопонимания, гуманизма и доброты. Нет в нас ничего человеческого (по меркам Золотоглазых). И все уродства, которые мы приписали ИМ, на самом деле являются НАШИМИ уродствами. МЫ научили ИХ этому. МЫ заставили ИХ отделиться от нас. МЫ отказались от НИХ. И именно МЫ объявили их врагами... (Не хватает только криков толпы на Голгофе: «Распни Его! Распни!»). А убивать ангелов... ну что ж... на большее мы не способны.(сарказм)Ведь своя рубашка ближе к телу.(/сарказм). И... Да, на протяжении книги я был полностью на стороне Золотоглазых.

Могу более красочно описать и свои чувства, и свои эмоции о книге... но это уже будет слишком раздутый отзыв... Основное я вроде бы уже описал.

Так что... эта книга о норме, идеалах человечества, а также злобных лицах и тухлых душах за красивыми масками.

Мой вердикт: ШЕДЕВР.

По 10-бальной шкале: [ВНЕ КАТЕГОРИЙ].

Рекомендация: «Книга не для всех. Не все поймут».

P.S: А для тех, кто говорит о противостоянии рас: не было никакого противостояния (см. СПОЙЛЕР). Вот так вот...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

аннотация очень заинтриговала, поэтому решил почитать. могу сказать, что ожидал большего. у меня всегда так: когда многого ждешь от книги или фильма, то не получаешь практически ничего. а когда решил почитать просто хоть что-то, то оказывается, шедевр. Мидвич... во-первых, я не ощутил вот этой уютной ламповой атмосферы, которая присуща таким деревушкам. не смог я представить это место, просто Мидвич и Мидвич. как-то не раскрыто. во-вторых, куча бесполезных и безжизненных диалогов. герои че-то философствуют, рассусоливают что-то, иногда просто несут чушь какую-то. если оставить только диалоги по делу, то от романа останется ровно половина. в третьих, мало действия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну убили пару раз эти дети, и то просто защищались. ну и что? ну как-то можно было больше раскрыть. ну пусть бы ни там начали творить настоящий ад. пусть были бы какие-то неожиданные повороты в событиях. но нет.
хотя за идею плюс. сама по себе идея неплохая, оригинальная, но раскрыта не очень.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова, как в «Дне триффидов» — замечательная идея и сюжет, но отвратительное воплощение. Персонажи совершенно ходульные, говорящие безжизненные куклы с неадекватными поступками. Не знаю, кто бы смог, став свидетелем и непосредственным участником подобного рода событий, вдруг в одночасье сорваться «в Канаду» и следующие шесть лет вообще не интересоваться, что там, в Мидвиче, происходит. А главный герой вот смог! Еще любопытней, что, приехав обратно, он мгновенно оказывается в центре внимания и все жители ведут себя, будто вернулся любимый барин. Про женскую половину лучше вообще промолчать.

Тем не менее, сама идея хороша. Инопланетная экспансия посредством рождения якобы человеческого потомства. Конечно, впоследствии эксперт по вторжениям, Филип Дик, многократно закрутит более изощренные сценарии, но и английский классик внёс свою лепту в эту тему.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд «Мидвичские кукушки» могут показаться немного скучноватыми, и да действительно надо признать, что местами (нечасто) так оно и есть. Иногда действие и вправду немного «виснет». Такое впечатление возникает по большей части из-за обилия многостраничных диалогов, и некоторой чопорности и академичности авторского стиля, которая впрочем присуща большинству английских классиков. Вскоре однако ощущение «провисания» пропадает, и сменяется чувством беспокойства и дискомфорта, постепенно переходя в напряжение, нарастающее по ходу событий. И вот, после того как развитие сюжета достигает кульминации, находится неожиданный и, единственно возможный выход из сложившегося безвыходного положения. Кажущаяся простота «Мидвича» на самом деле обманчива и непредсказуема. Это явный плюс книги.

Что же касается героев, они пусть и не очень подробные, вполне укладываются в традиционный для английской литературатуры образ типичного британца, который безупречно вежлив, воспитан и цивилизован. Сельские Леди и Джентльмены смотрятся очень натурально. Лучших героев и не нужно. Несколько поверхностно, но тем не менее довольно реалистично нарисована панорама жизни обыкновенной сельской общины, чей размеренный и неторопливый быт нарушает таинственное и непонятное событие, которое как оказалось имеет еще и далеко идущие последствия...

Несмотря на кажующуюся наигранность и, может быть, отчасти наивность сюжета, книга эта и в наши дни остается очень сильным произведением. Может быть не с точки зрения разнообразия сюжетных ходов и повествовательных линий, но уж во всяком случае, с точки зрения взрывоопасного потенциала заложенных в ней идей. Те вопросы и проблемы, которые ставит перед читателем Джон Уиндэм, я уверен были, есть и будут актуальны как и в те годы когда роман был написан так и в наше время. Насколько уязвимо цивилизованное общество перед лицом угрозы подчинения чужакам, которые не связывают себя никакими социальными и моральными ограничениями и устоями? Насколько велика угроза, от них исходящая? Какими средствами с этой угрозой бороться? Волей-неволей читатель вынужден будет задаться аналогичными вопросами. Хотя это и фантастика, но книга безусловно имеет острый социальный подтекст, характерный и для «Дня триффидов», только в «Кукушках Мидвича» акценты смещены в другую сторону.

Кроме того Уиндэм, надо отдать ему должное, сумел подать этот сюжет с присущей ему тонкой иронией (как скрытой, так и явной), и фирменным английским, несколько суховатым юмором. Я советую этот роман всем любителям не только фантастики, но и литературы в целом.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал.

Прочитал, и, знаете, ощущение такое… жалко! Жалко, что при всех достоинствах книги (это шикарное фантдопущение, мысли – и глубокие! – о роли планеты Земля как полигоне для новых видов от таинственных Инженеров, о видовой борьбе; доля моральных вопросов, их противоречие с биологической потребностью выживания вида и т.д.) книга была для меня совершенно скучна…

Это ощущение сонного английского бытописательского романа, пыльное ощущение захолустья – в этом всё тонуло так глубоко, что извлекать приходилось, прилагая усилия. Несмотря на все чудеса, не смотря на все интересные мысли – я брал в руки книгу, и мне хотелось спать… Может автор хотел сонно-захолустной атмосферой добиться реалистичности, только меня это вгоняло в дрёму. Всё чудеса были так завалины этим и громоздкими нескончаемыми философскими беседами, что у меня мелькала мысль: а может роман не о Детях, а о мистере Зиллейби? Ну, на самом-то деле! Да и казалось (из самой манеры повествования, а не из-за происходящего), что жители городка даже в самый пик «чудес» сохраняют какую-то апатичность. Бодрее было к концу, когда конфликт стал назревать нешуточный, но и тут автор стал уводить от этого, от Детей, от Грейнджа в Кайл-мэнор, к убаюкивающему своими речами (пусть и с попадающимися в них интересными мыслями) Зиллейби… Ну, не подогревало это ни интриги, ни интереса, ни динамики. А уж если о динамики, то этот роман был для меня из ряда очень вялых.

Жаль. Просто очень жаль, что при такой идее, при таких событиях, при которых роман мог быть как натянутая струна, да плюс неслабые мысли о месте человека и тех метаний между моралью и выживанием вида, моральная зависимость матери от вынашиваемого плода (Кукушки) и т.д., в общем, в плане наполнения – просто шикарно; но в плане исполнения – мне было откровенно скучно… В плане исполнения и захолустной сонности вкупе с занудными философскими размышлениями мистера Зиллейби (ох уж этот Зиллейби!) – ну не моё!

Держу в руках сборник из пяти романов Уиндема («День триффидов» серии «Шедевры фантастики») и, если честно, сейчас не имею никакого желания переходить к следующему роману. При всех достоинствах «Кукушек Мидвича».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх