FantLab ru

Генри Джеймс «Поворот винта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Голосов:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Поворот винта

The Turn of the Screw

Другие названия: Объятия страха; Призрак

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Молодая гувернантка приезжает в богатое загородное поместье, чтобы стать воспитательницей двоих осиротевших детей — Майлза и Флоры. С первого же дня пребывания в усадьбе девушка против своей воли оказывается затянутой в водоворот таинственных, мистических событий. Чем на самом деле являются инфернальные видения героини? И какой по счету поворот винта, нагнетающего нервное напряжение, окажется для нее критическим?

© Lost

Входит в:


Экранизации:

«Поворот винта» / «The Turn of the Screw» 1959, США, реж: Джон Франкенхаймер



Похожие произведения:

 

 


Повести и рассказы
1973 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1991 г.
Ловец человеков
1993 г.
Шедевры английского готического рассказа. Том 1. Голос в ночи (1870-1913)
1994 г.
Дьявольский вальс
1994 г.
Поворот винта
2005 г.
Зверь в чаще
2006 г.
Готический рассказ
2009 г.
Призрак
2009 г.
Торжество тьмы
2010 г.
Поворот винта
2011 г.
Поворот винта
2015 г.
Поворот винта
2019 г.

Аудиокниги:

Поворот винта. Зверь в чаще
2005 г.

Издания на иностранных языках:

The Second Century of Creepy Stories
1937 г.
(английский)
A Gothic Treasury of the Supernatural
1981 г.
(английский)
A Treasury Of Gothic And Supernatural
1981 г.
(английский)
Nursery Crimes
1993 г.
(английский)
A Gothic Treasury of the Supernatural
1995 г.
(английский)
H. P. Lovecraft's Book of the Supernatural: 20 Classic Tales of the Macabre
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2009 г.

Вчера я дочитала эту всемирно известную новеллу. По ней даже есть опера Бенджамина Бриттена, о чем я по своей темноте естественно не знала. Ну вот. Мне понравилось. Хорошо читается, держит в напряжении. Начинается как хороший вкусный готический роман, с описанием старинной усадьбы с «башнями», парка, семейных тайн и недомолвок. Потом перерастает в чистой воды психологическую зарисовку, местами весьма современно выглядящую, кстати. Единственное что — книга написана давно. Поэтому, многие вещи там указаны полунамеками, очень скромненько, и часто вообще применяется одно слово — «испорченность», причем совершенно к разным типам поведения и ситуациям. Скажу прямо: если бы я предварительно не прочитала рецензию, я могла бы и не догадаться, что в отношениях привидений усадьбы Блай и детей присутствуют инфернально-однополые мотивы. Хотя даже зная это, я все равно часто склонялась к мысли, что толковать произведение надо по второму предложенному автором сценарию, а именно, что гувернантка страдает расстройством психики, и все это происходит только в ее воспаленном мозгу. Дело в том, что с самого начала я заметила в ее поведении болезненную сосредоточенность на мелочах, постоянное их фиксирование, анализ, как бы коолекционирование и нанизывание друг на друга. Где то я читала, что такое внимание к мелочам свидетельствует о психичсеком расстройстве. Так что вспомнив это, я уже никак не могла отделаться от такого толкования. Хотя финал вроде бы указывает все же на то, что все это, включая привидений, имело место быть. Интересная книга; всем рекомендую.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2009 г.

Много слышал о «Повороте винта», в том числе и много хорошего. Вроде как признанный шедевр готического романа, кое-кто даже назвал его классической историей о привидениях (это был Стивен Кинг :wink:), но каково же было моё разочарование, когда я наконец прочёл эту повесть.

Сразу скажу — не понравилось. По всем фронтам не понравилось. Во-первых роман абсолютно устаревший в плане языка и стиля. Читать сложно, приходится продираться через текст с боем. Во-вторых: никогда не считал себя идиотом, но признаюсь честно — если бы не обширные комментарии, периодически встречающиеся по тексту романа да не хорошая рецензия вместо послесловия, я бы не понял и десятой доли того, что происходило на страницах «Поворота винта«! Автор не просто напускает туману, он, зачастую, вообще ничего не говорит, а лишь многозначительно отмалчивается. К середине повести этот приём уже начинает изрядно раздражать.

И вообще, весь «Поворот винта» — это какие-то смутные подозрения, расплывчатые догадки и однообразные намёки на нечто зловещее, опутывающее всех обитателей поместья Блай. Диалоги бессодержательны; событий практически нет. Собственно, абсолютно весь роман, со всеми его мелочами, нюансами и поворотами сюжета, можно пересказать пятью-шестью не очень-то длинными предложениями.

Искренне не понимаю восторгов тогдашних критиков по поводу этого произведения. Готический роман? Да нет, читать было скучно. А напугать он может разве что частотой применения слова «испорченность», которое автор использует к месту и не к месту (зачастую последнее).

Да, можно было бы многое списать на время создания романа: всё ж позапрошлый век! Мол, тогда и язык был другой, и нравы более строгие, и представления об «ужасном» не столь... гм... ужасны. Однако никаких скидок делать не буду. Хотя бы потому что так и подмывает сравнить творение Генри Джеймса с рассказами Эдгара Аллана По, чья готика не устарела ни на йоту, хотя писана за полвека до «Поворота винта». И читаются его рассказы просто здорово в отличие от. И ужасные вещи там называются своими именами в отличие от. И — самое главное! — читать их страшно! В отличие от.

В целом — скучная и неинтересная книга. Перечитайте лучше «Падение дома Эшеров» от старины По.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2013 г.

Поворот Винта напоминает по составляющим готическую повесть про призраков. В то же время, вот уже больше столетия широкая публика бьется над различными вариантами интерпретации этой повести. Существуют различные подходы: и психологический подход, и фрейдистский, и марксистский, и классический, и синтетический... А мы то считали Поворот Винта простой готический историей. Смешно то, что история Джеймса лишь по ингредиентам напоминает таковую, в самом деле являясь куда более глубоким произведением. В то время, на пороге 20 века были бурно популярны истории про призраков, наверное, более популярны, чем сейчас зомби тематика, например. Сам Джеймс известен тем, что увлекался психологией и парапсихологией, так что неудивительно, что он взялся за за работу в этом жанре.

Язык его повести великолепен, использование различных стилистических приемов и сложносочиненных предложений украшают книгу.

В настоящее время написано немало многостраничных работ, посвященных анализу произведения. Если обобщить, можно выделить 2 подхода: призраки существовали в реальности и второй-это плод воображения гувернантки. Текст построен так мастерски, что дает основание для обоих версий. Я, однако придерживаюсь своей версии, что призраки все-таки существовали, но, в тоже время и что гувернантка была не в себе. На это указывают различные признаки и, как мне кажется, такой вариант вполне уместен. Стоит только изумляться совершенству письма, различным отсылкам и деталям.

Эта повесть считается знаковым произведением, она дала толчок развитию и оказала влияние на всю модернистскую литературу, включая таких писателей как Джеймс Джойс, Томас Пинчон, Вирджиния Вульф и др. Поворот винта определил и послужил основой такого направления в искусстве, как «ненадежный рассказчик», впоследствии использовавшийся во многих книгах и фильмах. Дебаты о значении этой истории вряд ли когда-нибудь умолкнут и прослужат темой для размышления еще многих поколений. Поворот Винта не займет много времени для прочтения, однако куда больше времени для осмысления. Это очень утонченное произведение, балансируещее на самой грани; не легкое для восприятия и понимания, так что далеко не все оценят его. Если нужно что-нибудь из готического ужаса, то лучше обратиться к Дракуле Брэма Стокера, Поворот Винта куда более сложное произведение. Поворот Винта можно назвать обязательным чтением для всех людей, интересующихся литературой. Моя оценка 9 баллов

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2013 г.

Очень странная книга, неоднозначная. С одной стороны — это, безусловно, эксперимент со стороны Джеймса, успешного писателя, интересующегося психологией и мистикой, многоплановое и сложное произведение с максимально открытым для восприятия сюжетом. А с другой стороны — однако это уже моё личное мнение — это эксперимент не вполне удачный. Начать следует с того, что я придерживаюсь версии с психологической болезнью главной героини. По сути, автор слишком усердствует, показывая нам её совершенно алогичные заключения из вполне себе логичных событий, реплик, интонаций. Единожды сделав вывод о мистической подоплёке событий (видимо, это и есть тот самый «поворот винта», событие, определяющее все последующие), гувернантка в каждом действии видит лишь подтверждение своей ложной теории. А миссис Гроуз, слабая личность, подпадает — хотя и не до конца — под влияние этой мании и тоже оказывается в паутине сомнений, опутавших усадьбу Блай. В неоднозначности трактовки и сложности замысла я вижу главные достоинства повести. Главным же минусом является, как ни странно, монотонность повествования и некая сумбурность в изложении авторских мыслей. Например вот этот диалог:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

»- Эту историю не с чем сравнивать. Я не знаю ничего страшнее.

- Неужели нет ничего страшнее? — помнится, спросил я».

И так практически во всех диалогах, они просто наполнены бессмысленными вопросами и ещё более бессмысленными ответами. Иногда реплики вообще на первый взгляд кажутся несвязными, косноязычными, словно в стремлении всё ещё больше запутать автор решил исковеркать текст. Приходится напрягать серое вещество и перечитывать диалог заново, стараясь понять, что именно персонаж имел в виду. Быть может, дело в переводе? Не знаю. Как, впрочем, и того, стоит ли эта книга прочтения.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2014 г.

У меня это произведение вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, я согласна с теми, кто считает его затянутым, нудным и сложным для восприятия, но с другой — надо отдать ему должное, меня не могло не подкупить столь щедрое и заманчивое предложение автора, как возможность порассуждать. Начну с того, что одержимость главной героини стала очевидной для меня уже довольно скоро. Выводы, которые она делает, основываясь лишь на собственных впечатлениях от увиденного, не делает их хоть сколько-нибудь ценными. Меня искренне удивляет ее нежелание найти реальные подтверждения своим же гипотезам. Героиня вроде бы пытается во всем разобраться, при этом откровенно бездействуя. Заняв позицию «стороннего наблюдателя» она якобы ведет расследование, а на самом деле лишь упивается своей безумной фантазией и продолжает себя «накручивать» (повороты винта?). Почему бы для начала не подсобрать фактов? Почему нельзя было написать письмо в ту же школу с требованием разъяснить причины отстранения мальчика от учебы более подробно и конкретно? Почему нельзя было спросить у детей напрямую — видят ли они призраков и не боятся ли их? Почему нельзя было выяснить у миссис Гроуз об истинной природе отношений детей с их наставниками? Вместо этого она мучает себя и других бесконечными подозрениями и истерическими проявлениями своего неуравновешенного характера и весьма расшатанной нервной системы... Не получив ответы на эти первостепенной, на мой взгляд, важности вопросы, я начала испытывать сильнейшее разочарование от книги, которое достигло своего апогея в конце. И неизвестно, какое бы у меня в итоге сложилось мнение об этом произведении, если бы не спасительная статья Головачевой, из которой я узнала, что нераскрытая интрига и двойственный смысл сюжета — это и есть задумка автора. Ну что ж, замысел удался. Браво!

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2018 г.

Осилила до конца эту повесть только со второго раза, и то лишь из упрямства. «Поворот винта» советовала бы почитать только студентам-психиатрам, которым любопытно, как видят мир шизофреники.

Рассуждения главной героини словно скопированы с больного шизофренией. Мне приходится время от времени общаться с женщиной, которая страдает этой болезнью (сразу оговорюсь, что шизофрения бывает разная и не у всех проявляется именно так, как описываю). Так вот, манера моей знакомой рассуждать и делать выводы — один в один, как у героини повести. Это выстраивание фантазий на основе реальных, обыденных событий, галлюцинации, полная уверенность в собственной правоте и невозможность переубедить, ощущение себя жертвой темных сил, испуги на пустом месте, нелогичные поступки. Это и ощущение себя одиноким и храбрым героем, который из последних сил, в душевном надрыве самопожертвования, противостоит чему-то адскому. Героиня приписывает другим людям мотивы поступков, которые не обязательно соответствуют реальности, и сомневаться в своих бредовых «догадках» не спешит. В повести показан даже индуцированный бред, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гувернантка умудрилась на некоторое время убедить служанку, что темные силы угрожают детям.

Финал я также не оценила.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никакой развязки не произошло. Девочку куда-то временно увезли, и что? Мальчик умер, и что? От чего умер, неужели на ровном месте?
Поведение и рассуждения гувернантки настолько нелогичны, что мне было трудно понимать сюжет.

Насчет затянутости повествования и сложного в восприятии языка тут уже писали в других отзывах, повторяться не буду.

Я не имею ничего против литературных произведений с неоднозначным финалом. Но в данном случае после чтения у меня осталось только недоумение и вопрос «и что?».

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2016 г.

С первой главы уже начинается предупреждение, о том что это очень страшная история, такие напутствия уже сразу вгоняют в сомнения, будто автор сам не уверен в том что пишет. Да и в целом вступление повести очень затянутое, можно было бы все кратко изложить без всех этих замышленных интерлюдий.

После прочтения первых трех глав уже стало понятно что тут очень все сложно обстоит в написании языка и стиля, буквально нужно все читать внимательно,вдумываться в строчки,хотя по сути слишком много лишнего и заунывного,так что читать пришлось долго и порой откровенно говоря приходилось клевать носом.

Вся затея основанная на внутренних переживаниях,страхах, неуверенности в себе, в течении всей повести по моему перебор,как таковых действий не замечается и решительности тоже. Образ персонажей не всех ярко вырисовывается,особенно это касается негативных личностей. Вот и приходится догадываться обо всем основываясь на сплетнях экономки и няни,которые иногда вообще сводят в тупик. Ближе к середине появляется огромное желание взять и бросить книгу куда подальше, но теша себя надеждами что в психологическом триллере развязка произойдет в самом конце меня что то останавливало.

Но к сожалению концовка повести ничего толком и не раскрыла. Опять таки надо строить догадки и прибегать к фантазии о многих моментах, что уже как то не очень хочется.

Не стал бы пожалуй советовать эту повесть к прочтению, тем более для любителей хоррора, так как его тут и нет вовсе, 132 странницы материала, который можно было бы при всем желании сократить до 50-70 странниц, вот и получилась мистика с трудным языком написания и невнятными действиями. Для любителей почитать что нибудь о привидениях посоветовал бы лучше Питера Страуба «История с привидениями».

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2012 г.

Понравилось именно своей недосказанностью. Давно заметила, что меня в большей степени пугают не красочно изображенные выпущенные кишки, кровища и разнообразные монстры, а лишь намеки на нечто ужасное. К примеру, в кино «Пиле» и «Хостелу» предпочитаю «Пикник у Висячей скалы» и «Паранормальную активность». Воображение не откажется нарисовать самые кошмарные вещи, поэтому многочисленные намеки Генри Джеймса на «испорченность» действуют на меня гораздо сильнее, чем графические описания той самой испорченности, в которых сейчас нет недостатка (и не только в слэш-произведениях).

На мой взгляд, история о привидениях, которая хочет выглядеть реалистичной, должна быть именно такой, как «Поворот винта». В конце концов, существование потустороннего мира и его неприкаянных сущностей пока не доказано (но и не опровергнуто), так что любое повествование, принимающее их как данность, автоматически становится чистой фантастикой. Генри Джеймс описал события, которые вполне могли произойти в реальности, а потому особенно страшные, в том числе и своей непознаваемостью. Вполне возможно, что героиня не совсем здорова психически. Но, может быть, именно таким людям в силу особенностей восприятия проще увидеть и почувствовать явления призраков и т.п.? И это еще один плюс книге: она заставляет думать, фантазировать, строить версии. О ней можно поспорить, а не просто поделиться вострогами или обсудить кто из героев на ком женится после официального окончания истории.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2012 г.

Кошмар. В том смысле, что никчёмная пустая книга. Автор нагнетает атмосферу, и отчасти ему это удаётся — но никакого развития действие не получает. Диалоги пустые, кажется, что они созданы исключительно с целью заполнить пустые страницы. Нудность и однообразие к середине начинают действовать на нервы.

Герои как один зажатые и не способны адекватно воспринимать окружающий мир и реагировать на него.

Мелкомасштабность — лейтмотив всей повести. Мелкие проблемы, полунамёки, о которых тут же забывают сами герои — в общем, плюсы этого произведения искать надо под микроскопом.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 сентября 2011 г.

Книга показалась абсолютно непримечательной. Во всяком случае, для настоящего времени. Язык, через который продираешь с трудом, который наскучивает тут же. Множество ненужных рассуждений, переливание из пустого в порожнее, повторение одного и того же по нескольку раз. Скучно. Хотя действительно складывается впечатление, что писала женщина — очень уж по-женски написано. Всё сократить — и получится рассказ на 10страниц. К тому же, мистика какая-то уж чересчур топорная. Никаких примечательных мыслей, ради которых стоило бы читать, я не нашла.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх