fantlab ru

Евгений Лукин «Тризна»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Оценок:
114
Моя оценка:
-

подробнее

Тризна

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

Эволюция общества бывает различной и порой непонятно, что ей руководит — естественные или искусственные причины.

© Kons

Входит в:

— журнал «Полдень, ХХI век'07», 2009 г.

— сборник «Ё», 2011 г.

— сборник «Может, было, может, не было», 2014 г.



Издания: ВСЕ (4)

Ё
2011 г.
Ё
2011 г.
Может, было, может, не было
2014 г.

Периодика:

Полдень, XXI век, июль 2009
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема: «Анализ причин и обстоятельств массовых смертей в постперестроечный период (в объемах, превышающих на порядки аналогичные показатели во времена «брежневского застоя») в форме тягостно-горестных размышлений сотрудника МВД после очередной сомнительной смерти очередного ровесника». Идея: «Последствия естественного отбора на переломных этапах развития социума — практически всегда принимают формы некоего злого умысла неких тёмных сил или заговора с целью уничтожения неких социальных групп». ФантДопущение: «Неисповедимы Пути Господни. Реальные причины реальных трансформационных изменений социума — могут определяться непостижимыми для человечества аспектами восприятия Действительности, вроде Гомеостатического Мироздания Стругацких».

Субъективный фактор (нравится/не нравится): на балл выше минимума («…хорошее произведение, которое производит сильное впечатление (однократно, желания перечитать – нет)…». Естественно, таковое чтиво — НЕ может не затронуть хоть чего-то в душе (иначе её (души) — просто нет). Художественная ценность на два балла выше минимума («… несколько художественных находок (в частности, все произведение целостно отражает личность автора…»). Из особо запавших в подкорку — отмечу некую аллюзию на диалог Дона Руматы с подопечным: «…Ну? — хрипло спросил Ордынцев, с ненавистью уставясь в потолок. — Где ты там?.. Приди. Запрети нам убивать друг друга. Знаю. Будешь убивать сам. Но стольких ты не убьёшь. Не получится. Тиран может и пощадить. Естественный отбор — никогда…». Новизна – увы — отсутствует. В те времена (конец нулевых — начало десятых) — только ленивый не отметился в сём сегменте.

Особых претензий к грамотности, корректности, адекватности, ритмичности и целостности текста — нет. И не удивительно. Это — мэтр. Проза Лукина — один из эталонных образцов Жанра.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему я поставил данному творению столь низкую оценку? Во-первых, потому, что это вовсе не фантастика. Во-вторых, потому, что у произведения крайне «минорный» тон, оставляющий в душе гадливое чувство безысходности и угнетенности. В-третьих, потому, что ничего нового автор нам не сообщает — никаких оригинальных находок или идей вы в рассказе не встретите. Язык приличный, да только вылизывает он совсем не те органы, что надо. Подумаешь — «коллективный заговор общества против хороших людей«! Да об этом же говорит каждое второе произведение на данную тему. Об этом же упоминал в своих мемуарах сам Юлий Цезарь, погибший, кстати, от руки того самого общества. Достойные погибают раньше времени не потому, что их кто-то подставляет, а потому, что они сами подставляют свое тело под удары негодяев, ибо не могут жить как скот, без слова и дела. В любой стране к умным людям прислушиваются, а у нас их гнобят и третируют. Об этом можно прочесть у таких классиков, как Достоевский и Лермонтов (вспомните его строки: «Погиб поэт — невольник чести — / Пал, оклеветанный молвой, / С свинцом в груди и жаждой мести, / Поникнув гордой головой!..»). Стоило ли что-то добавлять к сей последовательности «тризных» произведений?

------------

РЕЗЮМЕ: мрачное размышление о нашей действительности, что губит самых полезных для страны людей. Это не фантастика, а неприятный факт.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тризна — синоним современных поминок. Кого поминаем? Вроде бы целое поколение. Раньше смысл словосочетания «потерянное поколение» все-таки был другим. Это были люди, которые сформировались в годы войны и вне войны не находили себя. Не всем дан талант писателя, как Виктору Баневу из «Гадких лебедей» Стругацких, чтобы изложить на бумаге опыт своей жизни и стать модным членом общества. Обычно судьба потерянного поколения более драматична.

В рассказе Лукина никаких детей войны нет. Это такое себе потерянное поколение very light. Оно не знало войны в прошлом. Оно просто знало другую жизнь. Она была в чем-то лучше. В чем-то хуже. Но она была более медленной. Она не вынуждала меняться так, как пришлось. В результате чего люди гибнут. Их смерти не расследуют. Они не жертвы. Точнее, они не жертвы классического душегуба. Просто новая среда очень часто находит предлоги сократить их жизни. Они статистика. Грустный рассказ. Такой Лукин тоже бывает.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крик души автора. Плач по потерянному поколению, которое учили жить в совсем другом мире, а теперь условия изменились, и интеллигенты вымирают словно динозавры. Грустно, очень грустно, но в данном случае Лукин совершенно прав. Думаю, у каждого немолодого человека есть пара подобных историй, случившихся с его знакомыми.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы назвал этот рассказ «Реквием». По сути реквием поколению «советских романтиков» что ли.

Вообще у меня сложилось впечатление, что данный рассказ либо писался по заказу «Полдня», либо под публикацию в нем. Очень уж выдержаны интонацию, которые в журнале культивируются, по-моему, в каждом номере.

Но, при этом видно, насколько общий уровень журнала не дотягивает до уровня хороших мастеров. То, что обычно выглядит, опять же с моей точки зрения, обыкновенной чернухой, у Лукина сделано на традиционно высоком уровне и с очень хорошо выдержанной интонацией. И я очень удивлюсь, если через год этот рассказ не получит хотя бы одну из премий под патронажем Бориса Стругацкого.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх