FantLab ru

Генри Лайон Олди «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру»

Urbi et Оrbi, или Городу и Миру

Роман-эпопея, год; цикл «Ойкумена»

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.43
Голосов:955
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Далекое будущее. Человечество давно вышло в космос, расселилось по планетам и образовало несколько рас, сильно отличающихся друг от друга.

Перед нами история жизни Регины ван Фрассен — телепата, врача-психокорректора. Начинается она в детском саду, где впервые проявились способности героини, потом спецшкола для телепатов, институт, еще один институт, довольно специфический, диплом которого очень ценится, потом работа в престижной клинике, деньги. Но впереди Регину ждет загадка, для решения которой потребуются все ее способности и навыки...

Примечание:


В августе 2010 года опубликована первая книга романа — «Дитя Ойкумены». Вторая — «Королева Ойкумены» — в ноябре. Заключительный том — «Изгнанница Ойкумены» — в феврале 2011 года.

Буктрейлер для переиздания романа в формате омнибуса в серии «Легенды».

Содержание цикла:

8.15 (1223)
-
28 отз.
8.29 (1071)
-
14 отз.
8.52 (991)
-
13 отз.
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
  • Ларгитас (2010) [фрагмент книги "Дитя Ойкумены"]  
8.29 (240)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Ойкумена»


Награды и премии:


лауреат
Созвездие Аю-Даг, 2011 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

лауреат
РосКон, 2012 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
Зиланткон, 2013 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2011

номинант
Премия «Бегущая по волнам», 2011 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Регина

номинант
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма

номинант
Странник, 2012 // Лучший сюжет

номинант
Портал, 2012 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга вторая. Королева Ойкумены
2010 г.
Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга первая. Дитя Ойкумены
2010 г.
Настоящая фантастика-2010
2010 г.
Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга третья. Изгнанница Ойкумены
2011 г.
Urbi et Оrbi, или Городу и Миру
2012 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2012 г.

Олди представил читателям грандиозный роман, действие которого происходит в уже знакомой вселенной Кукольника. На первый взгляд (и в первых двух третях), перед нами утопия чем-то схожая с поздним Полднем АБС, и только заключительная часть напоминает, что мир далекого будущего все-таки больше жесток и враждебен человеку. Тем парадоксальнее развязка, догадаться о которой заранее практически невозможно.

Интересно, что три части романа (не совсем четко совпадающие с разбивкой по томам) представляют три разных жанра научной фантастики: роман взросления, социальная фантастика и философский боевик.

Можно только надеяться, что соавторы, как минимум, еще раз и с не меньшим успехом вернутся к своей космической симфонии после чего она встанет в один ряд с лучшими образцами истории далекого будущего.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2013 г.

Сначала я ждал, пока выйдут все тома. Потом — подходящего настроения и свободного времени. И — вот, дождался.

Не зря все это было. Оно того стоило.

Эта книга — как и многие другие у Олди — такое лакомство, которое нельзя есть на ходу или без настроя. Только за полностью сервированным столом, с нужными напитками и приправами, при тихой музыке и зажженных свечах.

Весь процесс чтения — наслаждение. Каждое слово, образ — на месте. Сюжет — таков, что, с одной стороны, держит всю конструкцию, а с другой — можно будет перечитать и зная сюжет, с не меньшим удовольствием.

Ничего равного среди современных не могу подыскать. У одного — сюжет неплох, у другого — язык, у третьего — образы, у четвертого — допущение интересное. (Я не про тех, у кого вообще ничего этого нет — их очень много). Но вот чтобы так, все это сразу — увы, никого.

Читал, повизгивая от удовольствия.

Хотя понимаю — не каждый это так воспримет. Кому Олди вообще не близки — нет смысла соваться. Это в том же ключе, что и раньше (Черный баламут, Ойкумена, Одиссей). Не в смысле повтора, а в том, что поклонникам Перумова и Камши, например (не хочу сказать о них ничего плохого), — просто не сюда.

Спасибо авторам огромное!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2011 г.

Да, это, безусловно, единое крупное произведение из трех книг. Описание жизни главной героини от раннего детства до... (ну нельзя же сказать — до конца, это не совсем верно будет). Описание интересное, читается легко, приключений на долю Регины выпало немало, но вот что стоит за этими приключениями — посмотрим...

Прежде всего — мир, вселенная, галактика, совокупность населенных планет — Ойкумена. Истории она не имеет — просто упомянуто, что на каждой обитаемой планете жизнь возникла самостоятельно, почему-то генетически родственная жизнь ( ученые Ойкумены и сами удивляются, почему так получилось). Некую единую организацию Ойкумена, похоже, имеет, но это остается в одном-двух упоминаниях. А так — точная копия стран нашей родной Земли — самостоятельные правительства, таможни, разный уровень развития, только чуть дальше зашедшие разногласия. Прежде всего — существуют две группы народов — одни развивают технику, другие — энергетические способности своего организма. И отношения между этими нациями — пример самого оголтелого расизма! (Не говоря о высказываниях отдельных личностей — здесь и политика, когда в технические миры не берут на учебу людей из миров энергетических). Немного упомянуты проблемы прогрессорства — что происходит, когда феодальный мир подтягивают до космического уровня. Существует некая служба безопасности, правда, не совсем понятно, от имени каких планет она действует, но действует, пугая всех, на территории всей Ойкумены.

Особое место занимают телепаты. Отношение к ним — своеобразное. На одних мирах их клеймят, защищая (от них!) свободу всего общества, на других — признают их право на сокрытие своих способностей — здесь уважают их права, как и всех людей.

Автор снабжает читателя многочисленными техническими подробностями быта людей Ойкумены, дает описание научной жизни Ларгитаса, одной из ведущих планет технического плана. Правда, это описание, щедрое на названия невуществующих в наше время наук, оказывается удивительно бедным (классификация наук приведена дважды и, читая, поражаешься — неужели это и все науки?). Одна из наук — изучающая счастье — описана более-менее подробно, приведены рассуждения (спорные) о природе счастья, о противоречии понятия счастья для общества и для отдельного человека. Очень много технических подробностей в описании действий телепатов, в частности, психохирургов. Впрочем, это — сфера деятельности главной героини и без подробностей не обойтись.

Существует в Ойкумене и своя Япония — ну как же без этого — с иероглифическим письмом, элитной школой телепатов, особой философией... Сякко она называется... Поражают два факта, ни в какие ворота не лезущие: во-первых, в тот момент, когда студент этой самой элитной школы осваивает основной телепатический прием, он автоматически (!) осваивает и японский (Ну, пардон, сякконский) язык! И, во-вторых, химеры — существа с тройным ДНК, способные существовать с трех ипостасях. Этим химерам уделено в романе огромное внимание, хотя их существование — наряду с единой ДНК людей по всей Ойкумене — кажется, мягко говоря, неожиданным.

В общем, автор с легкостью придумывает все, что угодно, не особо заботясь объяснениями. В особых случаях упоминается, что и ученые Ойкумены этого, мол, тоже не понимают, так куда уж нам... Флуктуация в виде парусника, например. Да и Скорлупа...

Получился интересный роман. Прежде всего любителям фантастики интересный, прежде всего — научной фантастики. Но непонятно, что же автор хотел сказать «голроду и миру»...

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2014 г.

Наверное, я зря читал подряд две трилогии из цикла «Ойкумена». Не скажу, что я пресытился этой вселенной, так как сюжеты практически не пересекаются и произведения между собой ничем не связаны. Скорее всего, отрицательную оценку романа «Городу и Миру», я дал из-за завышенных ожиданий после прочтения «Кукольника».

Не могу не сравнивать оба романа между собой. Даже не знаю, что можно занести в плюс. Герои мне не понравились. Событий происходит очень мало. Отсутствует размах и мощность, которые должны быть в таком масштабном мире. Все, что происходит с персонажами, имеет отношение лично к ним, и не позволяет увидеть или узнать что-то новое о вселенной. Отдельно могу сказать о главной героине: инфантильная, не слишком умная, обладает даром телепатии, не может найти себя в обычной жизни. То есть, авторы выбрали для своего романа не того героя? Я думаю, да. Мои основные претензии к личности героини, она настолько обычная, что следить за ее жизнью, за ее успехами или неудачами, просто не интересно.

Скорее всего, этот роман, я специально не разделяю трилогию на отдельные тома, так как это цельное произведение, был неким экспериментом, хотя я могу и ошибаться. На первый план вынесены отношения между несколькими людьми. Точнее сказать, между главной героиней и ее окружением: родителями, любовником, коллегами по работе, подругой детства. А так как никто из них ничего особенного из себя не представляет, то и интереса к ним никакого нет. Ощущения от чтения этого романа были одни — скука.

Спасением становится третья часть. Не знаю, что мешало авторам добавить хоть немного интриги и таинственности в первые две части? Появляется интерес, неожиданные повороты сюжета, читатель просыпается и с неотрывным вниманием следит за приключениями героев. Только после прочтения всех трех книг можно понять, насколько огромен и многообразен мир Ойкумены, насколько он не изучен и сколько таит в себе тайн и неизвестных загадок.

Я сделаю небольшой перерыв и продолжу читать, уже третью трилогию по этому миру. Надеюсь, что авторы не остановятся на этом и читателей ждет еще много подробностей из жизни обитателей Ойкумены.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2011 г.

В очередной раз убеждаюсь — бросать книги Олди и Дяченок на середине нельзя. Даже на трех четвертях нельзя.

Если на двух первых книгах история меня не особо впечатляла, но оказалась неожиданно приятной (в первой вообще местами возникали аналогии к «Трудно быть богом», а то и «Гостье из будущего»), то третья замкнула историю, завершила, расширила, ну не знаю. Вот читаешь две книги и думаешь — ну, ничего, сойдет. Читаешь-дочитываешь третью и думаешь — бли-и-и-ин, здорово-то как...

Кстати говоря, как раз разбивать трилогию на романы не очень разумно. По сути это один роман. Просто длинный. Никому же не придет в голову называть «Дом в котором» трилогией? Хотя там 900 страниц и три части в наличии... (хотя это не удачное сравнение. Ближе уже «Властелин колец», большой роман, который не смогли напечатать одним томом и потому «порезали» на три части).

Хорошие, талантливые стихи, грамотная разбивка, интересные моменты с кусочками дневников Регины. Яркие персонажи, даже те, которые на особую положительность не претендуют. Колоритные, запоминающиеся «второплановики». Живые «первоплановики».

Если Олдиевские книги внимательно читать — потом думается хорошо.

Меня очень удивляет, когда Регину ван Фрассен называют истеричкой. Просто руки опускаются в попытке спорить. Да чтобы найти такую сильную и эмоционально устойчивую, стервозно-адекватную, (но без перегиба в неоправданный феминизм той же Йеннифер) женщину нужно еще очень хорошо поискать.

Да. мысли путаются, но я только дочитала. Посмотрим, что я напишу хорошенько эту книгу обмозговав.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2014 г.

Книга великолепна. По меркам Олди, масштаб невелик, но его искупает тшательность проработки. Персонажей немного, но природа и сущность каждого из них показана очень выразительно и ясно, оставляя при этом простор для интерпретации. Но характеры и персонажи — только часть прелести «Города и миру».

Олди здесь довели до совершенства своё искусство описания обществ и традиций. Развитые техноложцы, несколько варварских обществ, энергеты — высший класс. Впечатление, будто читаешь лучшие мемуары путешественников, описывавших несколько веков назад иные страны.

Плюс, в этом романе Олди продолжают соблюдать две своих главных традиции. 1. Лёгкий интересный язык, благодаря которому чтеннием буквально наслаждаешься. 2. Идея, глубокомысленность. Не такая жёсткая, как в «Бездне голодных глаз», но посидеть и подумать тоже заставляет.

Итог. Почти полная биография Регины ван Фрассен, проводящая нас от момента знакомства её родителей до знаковых событий в её жизни и всей Ойкумены — одно из лучших творений Олди.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2014 г.

Да, незаурядная книга. Многие пишут, что после цикла с Борготтой, этот кажется менее динамичным и не столь впечатляющим. Отчасти это так, но только от части. В первом цикле у авторов стояла задача познакомить читателя с этим миром и его обитателями, поэтому главных героев прогнали в очень быстром темпе по множеству планет и заодно познакомили читателей со всеми обитателями. Во второй книге можно было сконцентрировать внимание на более узкой ситуации, но не стоит сравнивать ширину с глубиной.

Без прочтения книги о кукольнике понять проблематику второй книги будет трудно. Я по ошибке начал читать третью часть («Изгнанницу») и понял свою ошибку только когда прочитал 1/3. Благодаря этой оплошности первые две части («Дитя» и «Королева») читались взапой, но «Изгнанницу» пришлось перечитать сначала — многие нюансы прояснились. Естественно, деление на книги на части очень условное и, естественно, кульминация в третей части, где все линии сплетаются в одну косичку.

Характеристик приведенных в стандартной классификации ФантЛаба явно не достаточно для описания этой книги, так как здесь мы имеем дело с отдельным направлением — я бы назвал его «ментальная фантастика» (теги «сверхспособности и супергерои» и «обмен разумов» на мой взгляд недостаточно хороши).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2011 г.

Я ожидал большего от данного цикла. История кукольных дел мастера произвела куда более сильное впечатление. Безусловно задача показать читателям сдерживаемую силу очень не проста, но авторы решали и более сложные задачи.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 октября 2011 г.

Очень даже хорошая книга. Написана красивым, образным, «фирменным» олдиевским языком – читаешь и смакуешь буквально каждую строчку.

Роман-эпопея в трех томах о жизни одной необычной девушки (хотя сначала мы знакомимся с ней, когда она еще маленькая девочка, ну а в третьей части видим уже зрелой женщиной). Необычной – потому что Регина обладает талантом: она телепатка

Жизнь Регины мы воспринимам через ряд эпизодов, ключевых для нее, которые формируют ее характер и судьбу. И если в первой книге зачастую мы наблюдаем за Региной глазами других людей – ее отца, например, или Гюйса (как в ситуации с заложниками), то с каждым таким эпизодом Регина становится взрослее, все больше раскрывается ее внутренний мир.

Именно благодаря всему, что происходило с Региной во всех трех частях, стал возможен такой финал — интересный и логичный. Достойный цикл.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2011 г.

Длинный отзыв писать не хочу, для этого читайте лучше отзывы на каждый отдельный роман трилогии.

Сухой остаток: это одна из лучших работ Олди, безусловно. (Как по писательскому исполнению, так и по вкладываемым смыслам.)

P.S. Это на самом деле не трилогия, разделение на три тома искусственно и вызвано какими-то маркетинговыми соображениями. Тут цикл из девяти связанных новелл, и сразу после прочтения захотелось прочтить все три тома заново, за один присест -- иначе авторский замысел дробится.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2016 г.

Четыре дня удовольствия.

Рекомендую всем любителям фэнтези.

Это лучшая книга(трилогия) Олди из всех мною прочитанных на данный момент. Лучше, в том числе, и первой трилогии о кукольнике. Она богаче и глубже в изображении героев, их психологии и темперамента. Она богаче и интереснее в изображении технических подробностей, и порой от фантазии авторов дух захватывает. Она богаче и ярче изображает и разные части Ойкумены, и разные расы и их взаимотношения, и традиции, быт, развлечения разных народов Ойкумены. Если учесть, что расы Ойкумены очень похожи на народы нашей Земли, то роман заставляет о многом задуматься. Язык превосходен. Сюжет лихо закручен. Главная героиня и её особенность и профессия позволяют нам заглянуть в наш собственный внутренний мир, помогают осознать и понять то, о чём раньше просто не приходило в голову задумываться.

За химеру особый плюс.

Завидую тем, кто будет читать этот роман в первый раз.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2013 г.

Почему я так люблю творчество Олди? Почему я могу бесконечно перечитывать доставшиеся мне произведения? Именно доставшиеся, перед покупкой электронной книги за бумажными надо было побегать. Почему нам проще подробно раскритиковать чем выразить всепоглощающий восторг?

Среди всех книг Олди — эта одна из самых любимых. Всё в ней получилось настолько живым и правдоподобным что не удивишься встретив героев у себя на кухне или флуктуацию в тёмной арке. Ведь ТАКИЕ персонажи не могут не ожить. И конечно же невероятно закрученный сюжет с неожиданным финалом . И робкая надежда, а вдруг они всё-таки вернутся на родину.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2011 г.

Все три тома по сути — одна книга, выход которой издательство распределило по времени на два года. Их право. Но читать лучше разом, без перерывов. Хм, заметила похожий отзыв, только после того как написала предыдущее предложение:smile:

Есть впечатление некоторой неравномерности, «избыточности» первого и, особенно, второго тома и «бешеного» темпа третьего. Хотя допускаю, что Олди нас просто избаловали хорошими книгами, и все вот эти впечатления — от лукавого.

По поводу содержания, морали и сути: в первых двух абзацах эпилога (третий том), по-моему, сжато изложена вся идея трилогии. Перечитайте их спустя час-другой, после того как вы перевернете последнюю страницу. Получается довольно злободневная тема. А вот реализовать идею так, чтобы вместо двух скупых абзацев была феерия и дух захватывало во время чтения — не каждому дано. Спасибо авторам.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2016 г.

Трилогия «Кукольника» навсегда поселила в моем сердце мир Ойкумены, с его затерявшейся в анналах историей возникновения, многообразием планет и человеческих рас. Второе, чем мне была дорога первая трилогия, — немалым количеством философских отступлений (отрывки из мемуаров маэстро Карла и так далее). И именно этого, к сожалению, очень не хватает книгам о Регине ван Фрассен; для меня это стало основным разочарованием.

Однако не спешите думать, что я за этим недостатком не увижу достоинств! :) «Urbi et Оrbi» показывает нам знакомый мир с точки зрения техноложцев, что, несомненно, расширяет Вселенную Ойкумены не слабее закона Хаббла. Персонажи, как бы не импонировал мне «Кукольник», западают в душу, и сюжет ни разу не дал повода зевать от скуки!

И пусть в моих глазах безусловным фаворитом остается первая трилогия, абсолютно искренне я рекомендую к прочтению и эту! Во всяком случае, вы точно не пожалеете потраченного времени. :)

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2015 г.

Во второй трилогии более подробно разбираются отношения между техноложцами и энергетами. В первой информация об этом отсуствовала. Увы, но ситуация здорово напоминает холодную войну. Каждая из сторон стремиться любой ценой доказать, что только её эволюционный путь является единственно верной. Противостояние абсолютно бессмысленное, ибо системы на самом деле могут быть взаимодополняющими. И похоже в самом конце это начинает до людей понемногу доходить.

Судя по всему время действия ещё до завершения первой трилогии, так как например о колантах и об опытах Штильмера по передачи способностей энергетов детям от смешанных браков, в этой трилогии не упоминается. Любопытно будет узнать, как это скажется на межзвёзной политике. Ждём следующей трилогии!

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу