Роджер Желязны «Византийская полночь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Роботы-охранники настороженно поворачивались к нему и не подпускали к Автоматическому Наблюдательному Устройству. Ему предстояло доказать машинам, что он не Уильям Батлер Йетс, не ирландский поэт и драматург, в лице которого он обвинялся в писании на стенах уборной.
Нельзя употреблять запрещенные семантические единицы для письма. Как доказать, что ты не виноват, когда ты в туалете, а при тебе четыре спички и зажигалка.
Входит в:
— журнал «Amazing Stories, December 1962», 1962 г.
— сборник «Threshold», 2009 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- В. Серебряков (5)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
квинлин, 3 октября 2007 г.
К черту подробности, которыми наполнен рассказ. Главное -идея. Даёшь свободу мысли и стихов! Машина никогда не поймёт смысла поэтического творения...
Ensis, 5 октября 2008 г.
Как Поэт,готова хоть подписаться под главной идеей рассказа!Против свободы творчества бессильно воистину все...
Доктор Вова, 3 марта 2011 г.
Один из ранних рассказов Желязны. Но тема, которую затронул Автор, стала с тех пор еще более актуальной и злободневной. Цивилизация за 50 лет сделала просто гигантский технический скачок. Природа не терпит пустоты или как гласит закон, сформулированный Ломоносовым: «Ежели в каком-то месте что-то убудет, то в другом месте непременно прибудет». Вот и у меня создается стойкое ощущение, что научно-технологический взлет с лихвой компенсируется духовным обнищанием, которое проявляется в падении нравственных устоев ( однополые браки, ДОМ-2, выхолащивание литературного языка (причем не только русского)) и в извращении жизненных ценностей (когда мерилом успеха является материальное обогащение и карьерный успех любой ценой) ! И с этой позиции то, что описал Великий Желязны, может восприниматься как гениальное предвидение и серьезное предостережение всем нам. Подумайте, люди! Все в этом мире относительно и только музыка- вечна! Поэзия- это музыка слов! А музыка (я так считаю) — это звуковые колебания и вибрации наших чувств, эмоций, страстей, ДУШИ!
Спасибо Автору за этот рассказ!
Сказочник, 4 августа 2017 г.
Классика от Желязны в чистом виде. Что может быть интереснее, чем симбиоз/противостояние человека и машины от настоящего рупора литературы Новой Волны, когда от звездно-галактической ипостаси фантастика уже начинает двигаться в сторону космоса внутри человека?
alex1970, 5 июня 2011 г.
На нескольких страницах автор нарисовал очень безрадостную картину далекого будущего, где человек уже перестал быть человеком.
На мой взгляд, чем-то напоминает «451 по Фаренгейту».
интересная постановка вопросов: Что отличает совершенный машинный разум от человеческого? и Что же нужно для полного счастья?
Sergio Blanc, 21 октября 2021 г.
Типичный образчик «новой волны». Снаружи — чёрт-те что, смесь «бульдога с носорогом», сорри, тела и металла, типичный киборг. Внутри — поэт, да не просто поэт, а настоящее воплощение Духа человеческого. Это я про главного героя текста. Идеи рассказа, в разной степени, Желязны потом всю жизнь воплощал в разных своих произведениях. Так что, добро пожаловать в рубрику: «Желязны. Новая волна. Начало»
Учите матчасть господа. Её нужно знать. Творчество великого автора этого заслуживает.
Да и рассказ сам по себе не так уж плох, скорее наооборот. Присутствует и нормальный сюжет, и правильная мораль.
Читать.
god54, 14 июля 2011 г.
Сам по себе сюжет рассказа хорошо и детально прописан не в одном десятке произведений: человек и машина и их постепенное слияние, вытеснение машиной всего человеческого. Но, как мне кажется, не это было главное... Автор стремился в атмосферном произведении показать, что инакомыслие будет жить всегда и его невозможно уничтожить, ибо это единственный путь прогресса, любое достижение истины, рая есть начало деградации и падения. Кратко, атмосферно, емко.
archi, 12 марта 2009 г.
Как понятно из рассказа исскуственный разум никогда не сможет оценить человеческого исскуства.Как бы этот разум не пытался.И не сможет его никогда уничтожить.
an2001, 3 октября 2007 г.
Множество псевдотехнических подробностей, которым посвящена львиная доля текста, не способствуют концентрации читателя на основной идее рассказа.