fantlab ru

Дэниел Ф. Галуй «Симулакрон-3»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Симулакрон-3

Simulacron-3

Другие названия: Counterfeit World; Тринадцатый этаж

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Оглашение практического использования симуляции города 30-х годов 21 века, названной Симулакрон-3, запустило массовые забастовки социологов, которые рискуют остаться безработными из-за машины. Тем временем из-за несчастного случая погибает известный ученый Хэннон Фуллер.

А между тем Дуг Хол начал замечать исчезновение людей, которых все забыли, и ощущать приступы неизвестной болезни. Хол начинает собственное расследование, в ходе которого понимает, что все события вокруг Симулакрона-3, смерть его наставника Хэннона и его мироощущение связанны между собой.

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной роман

Экранизации:

«Мир на проводе» / «Welt am Draht» 1973, Германия (ФРГ), реж: Райнер Вернер Фассбиндер

«Тринадцатый этаж» / «The Thirteenth Floor» 1999, США, Германия, реж: Джозеф Руснак



Похожие произведения:

 

 


Слепой мир
1995 г.
Тринадцатый этаж
2003 г.

Электронные издания:

Simulacron-3
2011 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Counterfeit World
1964 г.
(английский)
Simulacron-3
1964 г.
(английский)
Counterfeit World
1965 г.
(английский)
Counterfeit World
1970 г.
(английский)
Counterfeit World
1983 г.
(английский)
Simulacron-3
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Традиционно “Симулакрон” отмечают за то, что это одно из первых произведений литературы, где наш мир компьютерная симуляция. Имхо Галуи куда более крут тем, что в 1964 году умудрился предсказать всё про интернет и big data. Его Симулакрон придуман, чтобы в виртуальном мире собирать данные о вкусах и предпочтениях людей реальных, а результаты использовать где угодно, от рекламы кока-колы до политических выборов. Привет сегодняшним интернет-алгоритмам, которые собирают информацию о нашем виртуальном поведении, чтобы продать её рекламщикам, которые потом впаривают нам реальные товары.

Он даже со временем угадал. “С-3” происходит в 2034 году, и если ИИ будет и дальше развиваться такими же темпами, то как раз через десять лет мы, наверное, к своему симулакрону и придём.

За идею виртуального мира роман тоже хвалят не зря. Галуи справился с задачей мастерски. Его симуляция в симуляции продумана до мельчайших технических деталей, автор отвечает на все вопросы, которые могут возникнуть даже у самого придирчивого читателя. Кроме, правда, одного — существует ли реальный мир вообще.

Но для Галуи это, похоже, не самое главное. Главное, что наш мир симулированный, и это куда более насущная проблема. Причём опасность не в том, что мы живём в симуляции, а в том, что мы об этом можем узнать.

Тут у писателя две основные идеи. Первая — симулированный индивидуум равноправен реальному. Неважно, состоит человек из физической материи или из электронных импульсов. Если он чувствует себя человеком, он заслуживает человеческого обращения.

~~“Осознание себя есть единственная настоящая мера существования”.~~

Вторая — если наш мир действительно симуляция, то когда учёные это установят, им придётся быть очень осторожными, когда они будут доносить эту новость до широких слоёв населения.

~~”Никакой искусственный индивидуум не выдержит осознания того, что он является всего лишь комбинацией электрических зарядов в имитированной реальности”.~~

Офф: учёные уже несколько десятилетий пытаются протолкнуть мысль, что люди всего лишь случайная комбинация атомов, возникших при распаде первобытных звёзд, и то без большого успеха. Версия с компьютерной симуляцией может оказаться более популярной, хотя бы потому что тогда мы по крайней мере возникли не случайно, но проблема, наверное, не в случайности или преднамеренности, проблема во “всего лишь”.

Напоследок вкратце восхищусь литературными достоинствами романа. Идеальный темп. События развиваются достаточно быстро, чтобы не дать читателю заскучать, при этом автор пишет обстоятельно, в подробностях, так что читатель успевает и разобраться в технических аспектах сюжета, и прочувствовать все эмоции героев. Интригу держит до самого конца. Есть любовная линия, и она тоже очень хороша — неожиданная.

Итого: “Симулакрон-3” прекрасный образец научной фантастики. Интересно, остросюжетно, заставляет задуматься. 9/10.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вы смотрели Матрицу? Нет, не самую свежую поделку, а ту, самую первую и самую настоящую (возможно). Уверен, что смотрели. Так вот, представьте себе, что эта книга — это сценарий первой Матрицы. Разве что стоит отбросить чрезмерный экшен. Его здесь практически нет. А что же здесь есть?

Множественные слои реальности? Есть. Ну да, ведь в фильме «Матрица», реальность Зиона вполне может оказаться просто еще одним слоем виртуального мира. Есть все предпосылки к этому.

Братья (сестры?) Вачовски всегда говорили, что ключевой элемент трилогии это любовь. В книге — есть. Более того, там это тоже самый-самый ключевой элемент.

Агент Смит... Есть ли он в книге? Я думаю ответ предсказуем. Конечно есть. В виде единиц влияния. И даже Архитектор в виде Манипулятора присутствует.

Зеленых и красных таблеток не завезли, уж извините. Но выход за пределы слоя виртуальной реальности тоже в наличии имеется.

Эта книга послужила основой для фильма «Тринадцатый этаж», который вышел незадолго до первой «Матрицы». Еще ходили разговоры, не позаимствовали ли братья идеи из этого фильма. Но нет, не из фильма, он все-таки скорее основан на идее книге, чем на самой книге. Из первоисточника. Заимствования настолько очевидны, а роман настолько классичен, что отрицать их просто несерьезно. Симулакрон-3 это и есть «Матрица». Без попыток навешивания излишней философии и религии, без привлекательного в блокбастерах экшена. Такая себе «Матрица» на минималках. Но это именно явная первооснова. Безусловно, Вачовски сумели ее переработать, расширить, додумать и облачить в красивые и яркие одежды. Но первородные уши книги торчат слишком сильно. Мне так кажется. По крайней мере, пока я читал, в голове постоянно вырисовывались параллели с «Матрицей».

Было интересно окунуться в первоисточник (на считая классических трудов философов). В первый слой виртуальных реальностей, за которой последуют сам «Тринадцатый этаж», потом «Матрица», а потом вся эта волна философии, размышлений и представлений о том, где же мы живем. Не может ли быть все вокруг всего лишь компьютерной симуляцией? И не могут ли и они, такие симуляции, быть вложены одна в другую, как бесконечная череда матрешек?

Что есть реальность? Каково наше место в ней, и если окружающий мир нереален, твари ли мы дрожащие или право имеем? Может ли быть так, что в один прекрасный миг, мы сможем творить вот такие виртуальные миры, с населяющими их людьми, которые будут самоосознавать себя, жить, мыслить и существовать? Будем ли мы добрыми божествами или злыми? Воспримем мы этих людей как людей или это будут просто некие игровые персонажи? Наверное, все очень сильно будет зависеть от глубины созданной реальности. Ведь и мы сами можем быть всего лишь гостями в этом иллюзорном, созданном кем-то мире.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот! Вот эта книга и фильм по ней должны были стать культовыми, а не шматрица с руконогомашеставом.

Отлично подана идея, без лишних деталей и фантазий, выстроен мир и люди. В этот мир я верю. Шматрице — нет.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/939266.html

В сети часто хвалят американскую экранизацию «Симулакрона-3» — «Тринадцатый этаж» 1999 года. Мол, фильм очень хорош и умен, да затерялся в тени «Матрицы». Мне же ближе фассбиндеровская экранизация — «Мир на проводе» 1973его года. Немцам удалось передать размеренную технократическую интеллигентность, свойственную 60-м. Ведь Галуй писал свою историю в индустриальную эпоху. Киберпанк еще не был тогда объектом для влажных фантазий для кинематографистов.

История раскручивается вокруг вычислительного комплекса для прогноза общественного мнения относительно политики, рекламы и тому подобного. Компанией «РЕИН» создана модель города, включающая тысячи детализированных подмоделей поведения отдельных людей. Основной разработчик погибает от несчастного случая в начале романа. Это смерть затягивает его бывшего подчиненного в круговорот загадочных событий. На вечеринке один из коллег рассказывает, что их шеф предполагал, что скоро умрет из-за какого-то важного открытия. Часть архива бесследно исчезает. Наконец, тот самый коллега исчезает, а окружающие уверяют, что человек с таким именем у них никогда не работал.

Сама идея моделей, подобных Симулакрону, полным ходом развивается в современных РПГ. Игры отходят от линейных сюжетов к режиму песочницы с широким спектром возможных действий. Внедряются технологии адаптации, позволяющие имитировать поведение при изменяющихся условиях. Разница между романом полувековой давности и нынешней ситуацией в том, что в нашем мире коммерциализация в виде игр наступила куда раньше, чем они начали коррелировать с нашим миром. Любопытно, что Галуй еще в 1960х предсказал, что у оператора сформируется «комплекс бога» по отношению к моделям. И этот бог может быть крайне жестоким.

Итого: Приятный технократический роман. Галуй аккуратно сложил текст из равных по длине глав. Каждая деталь заговора открывается будто по расписанию. Ни одного шага в сторону, никаких лишних деталей и случайных процессов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пример научного прогнозирования на бесконечную тему — что есть мир, в котором мы живём? Насколько он реален? Кто сотворил его и почему Он так к нам относится?

Но сам концепт мира, как результата компьютерного моделирования, а людей — как набора данных — это действительно значимая идея. Равным образом, как и основной способ применения модели — тестирование предпочтений электронных копий человека для использования в реальной жизни. Очень умно продумано, что к 2033 году основой экономики и основой занятости будет социальная информационная сфера. Вообще Ассоциация сборщиков информации — гениальная придумка для виртуального мира. В нашем мире информация собирается через сеть, а там — обязательство каждой мыслящей «единицы» — отвечать о своем мнении и предпочтениях на любую тему, которую предъявит сборщик. Равным образом, стирание информации — человека, «разрывы» в симуляции, в связи с недостаточным ресурсом, все автор продумал и обрисовал.

Единственный «фантастический» в плане малообъясненности момент — перемещение «мыслящей единицы» на верхние уровни реальности. То ли переводчик не справился и пропустил этот момент, то ли сам автор окончательно не определился, но эта ключевая фишка сюжета и потенциально полезная информация:) не раскрыта.

Однако в целом это грамотный, не затянутый научно- фантастический роман в стиле своего времени (60-е годы прошлого века), с годной идеей, интригой, любовной линией, опасными для жизни приключениями главного героя и даже летающими автомобилями (поскольку «с винтом» при чтении возникала ассоциация с «пепелацем» из фильма «Кин-дза-дза»).

Рекомендую любителям научной фантастики.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К этому роману я пришел благодаря трейлеру и аннотации к фильму «Тринадцатый этаж», в последствии также и от фильма «Мир на проводе». Решил сначала ознакомиться с книгой перед просмотром обоих фильмов. Также я большой фанат «Матрицы», «Начала» и романов Филипа Дика, поэтому роман мне просто не мог не понравиться.

Крупная корпорация создаёт виртуальный мир наполненный «клонами» личностей из мира реального для проведения социологических тестов, чтобы выявить как проще соблазнить потребителя купить тот или иной товар, чтобы узнать как отреагируют разные личности на политические события и т. д. Но главный вопрос в «Симулякроне-3», который предстаёт перед героем —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«А реален ли тот мир в котором я живу?».

Роман как никогда актуален в наше время, несмотря на 1964-ый год написания. Сейчас международные корпорации, такие как Google например, могут обойтись и без создания виртуального мира населённого прототипами наших личностей. Гугл сейчас имеет доступ ко всей информации о вкусовых предпочтениях, о взглядах на политику, о выборе товара, буквально обо всём. И всё это с нашего добровольного согласия. Мы сами создаём свой виртуальный психологический портрет, и виртуальную реальность мы начинаем предпочитать реальной. Я бы не назвал роман утопическим, ведь он во многом пророческий.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Все средства визуальной рекламы города-призрака передавали одно и тоже сообщение. Реакции тысяч индивидуальных единиц мгновенно отфильтровывались, анализировались и высылались на выходной регистр, чтобы их немедленно сводили воедино, нумеровали и классифицировали» — глава 5.

«Он знал, что окружающий его чертов город – имитация, знал, что является частью искусственного мира, что эта псевдодействительность всего лишь комплекс электронных импульсов» — глава 6

«…мы результат компьютерного колдовства!» — 9

Помню, в 1999-м году впервые посмотрел «Матрицу», которая изменила многим сознание. Конечно, блокбастер произвел на меня огромное впечатление, только в детстве я не понял главный посыл фильма мне было достаточно того, что существует мир на уровень выше, в котором можно одеваться как рокер, летать, уклоняться от пуль и саундтрек очень понравился: Prodigy, Rob Zombie, микс на Rammstein… Смысл «Матрицы» открылся после возвращения к фильму спустя много лет. Не обращая внимания на бои в ускорении и остановку пуль эта картина, сметая декорации, показала ужасное лицо истинного мира:

Сейчас ХХІІ век на Земле правят роботы усыпившие людей, чтобы использовать их энергию, а человеческий разум погрузили в симулятор, если хотите, самую крутую видеоигру. «Тринадцатый этаж», экранизацию «Симулакрона» сравнивают с «Матрицей», фильмы даже вышли в прокат одновременно, но задолго до их появления Дэниел Галуи сочинил грандиозный роман. Удивительно, что он не получил за поднятие новой потрясающей темы множество наград? Нет, в то время в почете были фантасты развивающие миф о безграничном космосе.

Недавно людям стала доступна весьма правдивая и убедительная информация о том, что вокруг одни декорации: пустыни, например, это гигантские карьеры, а горы – терриконы, плато – окаменелые пни спиленных деревьев, которые раньше были высотою до 100 километров, а скалы, пни деревьев поваленных взрывною волною. СОлНце, названное звездой-гигантом за миллиарды лет, всего лишь лампочка до которой можно долететь за один день, а луна находится еще ниже. Мы живем внутри полой планеты, внутри которой вращается ограниченный космос – океан с хрустальными городами, — как в армиллярной сфере только вывернутой наружу. Казалось бы, что может быть более ошеломляющим? То, что все останки Кремниевой эры – иллюзия!

Жизнь одного индивидуума, целая эпоха и даже Вселенная всего лишь компьютерная программа в машине размером не больше обычной коробки. Сначала сложно разобраться, кто реальный, виртуальный, голограмма или проекция. Главное идея, что псевдотехнологический прогресс ведет к неизбежному столкновению людей и машин! Мы им больше не нужны, роботы научились самостоятельно размножаться, и человечество потерявшее духовность становится их рабами. Машины следят за вами через скайп и фронтальные камеры мобильных телефонов и оцифровывают культурное наследие — в первую очередь книги, — чтобы однажды собрав всю информацию о людях, стереть вместе с историей их с лица земли. Кошмар! Это ужасно. Но такова реальность. Возможно, давным-давно Земля захвачена роботами.

В этом намерен разобраться Дуглас Холл разработчик общественного симулятора, цель которого ускорить обработку результатов опросов. Он создает виртуальный мир, чтобы тестировать на его запрограммированном населении товары. Это дело всей жизни Холла, но его спутник Гораций Сичкин преследует политические цели, ведь Симулактрон поможет ему добиться избрания на любой пост. Убедившись, что Сичкин жаждет только одного, власти, Дуг решает остановить его. И тут происходит самое интересное – реальность буквально начинает рваться и трещать по швам. Исчезают люди, работники компании и о них никто не помнит, возникают двери там, где их никогда не было и девушка, у которой по ночам перепрограммируется память.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А затем оказывается, что мир Дуга виртуальный, как и Симулакрон, а он где-то спит в шлеме и видит сон о том, что живет.

Дэниел создал грандиозный шокирующий роман не похожий ни на что, такие самобытные книги стоящие особняком редко встречаются. Но если его с чем-то сравнивать, то это романтическая антиутопия «451 градус по Фаренгейту» в исполнении брутального реалиста Ричарда Бахмана.

Что касается экранизации, «Тринадцатый этаж» хороший фильм, но не точный – знакомство с творчеством Галуи лучше начинать из первоисточника. Я не люблю научную фантастику, но эта книга исключение. Думаю, ее каждый должен прочитать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что дочитала этот роман. Как я уже писала в отзыве к «Слепому миру» того же автора, я решила познакомиться с Симулакроном-3 после просмотра фильма «Тринадцатый этаж», который мне ОЧЕНЬ понравился (намного больше той же «Матрицы», из-за которой этаж остался почти незамеченным), и я с удовольствием его пересматриваю. Что же сказать насчет романа...

Он хорош. Добротная старая фантастика, с логикой (которой так не хватает современной литературе). Он написан в универсальном стиле, у него глубокая тема (кстати, одна из первых по тем временам), прогрессивная идея, которую приятно осознавать на страницах, а затем размышлять над ней просто вглядываясь в обыденные вещи вокруг нас. Читая этот роман, соскучится просто невозможно, так как события развиваются стремительно.

Особо рассказывать не буду, потому что лучше это все самому прочитать. Хочется только отметить, что существует два перевода этого романа. Перед прочтением я сравнила их, и мне больше понравился ранний перевод — «Симулакрон — 3».

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что данная книга была куплено совершенно случайно, в супермаркете, за смешную цену. Просто ну никак нельзя было пройти мимо. Куплена была потому, что я люблю этот фильм. Наверное, намного больше той же матрицы, с которой «13-й этаж» постоянно сравнивают.

Экранизация вышла в неудачное время, как раз тогда, когда вышла «Матрица», и 1-й эпизод «Звёздных войн». И благодаря этому, в прокате провалилась. Что естественно. А жаль, выйди фильм на полгода раньше — наверняка был бы гораздо популярнее всем известной Матрицы, и роман не был бы забыт.

Сам сюжет является эдакой историей человека, живущего в якобы обычном мире. Трудится он себе в компании, разрабатывает симулятор жизненной среды. Казалось бы, всё чудесно и прекрасно, но тут наш герой начинает что-то подозревать. Что-то не так в этом мире, люди, которых он знал — пропадают, и ведь никто их даже не помнит. И тут, в общем, до него доходит, что, и он, находится в таком же симуляторе, разработанном и работающим в другом мире. И надо же что-то с этим делать!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Галуйе появился задолго до «Матрицы», но теперь навсегда обречён на сравнение с ней. Вопрос (не)реальности мира, мысли, а не сходишь ли ты с ума, странные намёки окружающих и собственные пугающие симтомы... Интереснейшая задумка, но то ли не повезло с переводом, то ли в оригинале так же слабо написано — читать скучно, текст спотыкающийся. Финал с одной стороны порадовал, с другой — я ожидала

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
закольцовывания истории. То есть они создали «Симулякр-3», люди из верхнего мира — «Симулякр-2», а где же тогда «Симулякр-1»?.. Но увы, цифра 3 нигде не объясняется, а конец полный хэппи-энд.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и предыдущие 2 комментатора, заинтересовался романом исключительно из-за фильма. Довольно долго искал его в бумажном варианте, наконец плюнул и прочитал в электронном (и правильно сделал — сэкономил деньги и место на книжной полке). Если фильм смотрелся довольно психологично, запутанно, с отличной детективной интригой, великолепной игрой актёров, с неожиданными сюжетными поворотами, то книга написана очень сухим, даже можно сказать скупым языком (читал в переводе Симулакрон-3). Ни тебе описаний главных героев, ни их размышлений и переживаний, о мире крайне скупо. В основном диалоги и действия. Не люблю подобный стиль. На мой взгляд литературоной ценности книга не несёт никакой. Новаторска только концепция, сюжет. А так, раз прочитать для ознакомления и больше не возвращаться к ней. Тот случай, когда экранизация превзошла первоисточник по всем параметрам. Высокой оценки, увы, поставить не могу...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх