FantLab ru

Харуки Мураками «Слушай песню ветра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Голосов:
796
Моя оценка:
-

подробнее

Слушай песню ветра

風の歌を聴け / Kaze no uta wo kike

Другие названия: Услышь, как поет ветер

Роман, год; цикл «Трилогия Крысы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

«Такой вещи, как идеальный текст, не существует. Как не существует идеального отчаяния».

Это сказал мне один писатель, с которым я случайно познакомился в студенчестве. Что это означает на самом деле, я понял значительно позже — а тогда это было неплохим утешением. Идеальных текстов не бывает — и все...

Но в апреле 1978 года на бейсбольном матче Япония — США Харуки Мураками впервые понял, что может написать идеальный роман. Так родилась книга, положившая начало культовой «Трилогии Крысы», — роман «Слушай песню ветра».

Входит в:



Издания: ВСЕ (13)
/языки:
русский (13)
/тип:
книги (13)
/перевод:
В. Смоленский (12)

Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2002 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2002 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2003 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2004 г.
Слушай песню ветра
2006 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2008 г.
Трилогия Крысы
2012 г.
Трилогия Крысы
2012 г.
Трилогия Крысы. Мировой бестселлер в одном томе
2012 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2013 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2016 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2017 г.
Слушай песню ветра. Пинбол 1973
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2018 г.

Соглашусь с теми литературными критиками, которые сравнивают книги Мураками с музыкой. Его дебютный роман я бы сравнил даже не с музыкальным произведением, а с увертюрой к нему, поскольку темы еще нет — есть только настроение и проба стиля. 

Присутствует:

+ уже то самое настроение, за которое мы любим книги Мураками

= роман как увертюра к джазовому блюзу

+ обсуждение книг и музыки, как Circumpunct всего происходящего

= скользящие романтические линии

Отсутствует:

= магический реализм, мистика, характерные для поздних произведений автора

= сюжет, в литературно-критическом смысле, как точка опоры для рычага движения действия романа

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2018 г.

Набор историй про одиночество.

Сюжет — винегрет из рассказов про одиноких и неприкаянных людей. Использованы все детали конструктора из образов которые принесли автору славу в дальнейшем — музыка, секс, алкоголь, тоска, суицид. Плюс сюжет — «тяжелая болезнь», который он почему то не стал использовать в последующих работах. Язык легок и хорош, описания локаций предельно атмосферны впрочем как обычно у Мураками. В принципе понравилось намного больше чем более поздние работы тем что нет мистики.

Если коротко, то назвал бы — «слезодавилка».

8 из 10.

Оценка: нет
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2017 г.

Пустая книга. Ни о чем. Ничему не учит и отнимает время. Она грамотно выстроена на чередовании ритма абзацев и глав: длинная – короткая – совсем короткая – очень длинная. Грамотно использован активный залог, потому рассказ льется. Но по сути он пуст.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2017 г.

Сюжет этой повести сложно пересказать. Его и вспомнить спустя всего пару дней после прочтения сложно. В памяти не остается истории, остается только ощущение – глухое и беспросветное одиночество. Герои книги встречаются, гуляют, пьют пиво в баре, ходят на свидания, постоянно о чем-то говорят, но никак не могут сблизиться, словно между ними какие-то невидимые, но совершенно непреодолимые барьеры. Каждого что-то гнетет, у каждого на душе какой-то камень, но никто из них не способен облегчить чужую ношу. Они приходят в жизни друг друга из ниоткуда и уходят в никуда, не запомнив имен и не оставив на прощание адресов. И вот это вот послевкусие неназванной тоски, неудовлетворенности и непонятости в отличие от незамысловатых сюжетных перипетий остается с читателем надолго.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2015 г.

Блюз — это всего лишь, когда хорошему человеку плохо.

к/ф «Перекресток»

Текст как чувство. Незамысловатый слог, простые предложения, ленивый быт. Но какое внутреннее наполнение! Сколько неуловимого смысла! Откуда?! Где он прячется?! Как можно втиснуть столько жизни в пустоту между строк, между слов, между букв?.. Ветер как жизнь. Он скатывается с огромного могильника, подхватывает шелест листьев и стрекот насекомых, этот саунд летнего дня, и несет сквозь человека, разговаривая с ним, и прекратится лишь когда погаснет состарившееся Солнце. Жизнь как ветер. То зябко ежишься, то подставляешь лицо свежести, иногда вдыхаешь аромат вымытого дождем леса, иногда – вонь выгребной ямы. Ты сам наполняешь голос ветра/жизни своим собственным смыслом, потому что на самом деле ты один, и ты ползёшь по марсианскому колодцу одинаковых дней, не понимая – две минуты или два месяца ползёшь, а над твоей головой тем временем проносятся века. Но тебе уютно в твоем одиночестве и в твоей меланхолии. И когда прошлое стучится к тебе с какими-то проблемами или пережитым опытом, ты смотришь на свалявшийся кусок сена из желудка умершей коровы и думаешь: «И зачем это, интересно, корова снова и снова пережевывает вот эту жалкую, противную массу?» Вот и весь твой ответ прошлому.

Люди-растения. Даже привязанности им нужны только для того, чтоб потом о них вспоминать.

Книга интроверта про интровертов для интровертов. Роман о молодости, но герои его, двадцати с копейками лет, ощущают себя на рубеже возрастов, как будто молодость прошла и впереди – зрелость. Лето подходит к концу, ощущается дыхание осени. С ностальгией и печалью оглядываются они назад, с обреченностью и внутренним страхом смотрят вперед. Но читая следующие романы, видишь, что герои растут, но по-прежнему идут по тому же самому рубежу, как будто тащат его с собой в будущее. Так мы и живем, день за днем ощущая, что завтра начнется новый этап, а молодость заканчивается сегодня. Но приходит «завтра», и мы снова думаем: «нет, сегодня я еще прежний, все случится завтра». Самое странное, что героям Мураками в этом состоянии уютно. И тебе, пока читаешь – тоже.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2014 г.

Идеальный текст? Вероятно... В течении пары лет книга постоянно лежала у меня на полочке. Бывало, открою на любой странице и не могу, читаю до конца. В конце концов пришлось спрятать подальше, уж очень отвлекал. Чем заворожил тогда Мураками, не понимаю до сих пор. Прочитала после этого многие его романы и поняла — главное — читать, не ожидая от сюжета какой-то развязки, смысла, объяснения происходящему, и получать удовольствие просто от процесса.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2014 г.

В большинстве отзывах звучит – «книга ни о чем». Хм… Думаю нужно изменить фразу на «книга о чем-то» :). Каждый найдет в ней что-то свое. Процитирую zvezdocheta 2009 : «вы либо принимаете текст как свой либо проходите мимо». особенность состоит в том, что если вы «приняли» текст, значит он «содержит» кусочек вас, вашей жизни, отголоски ваших ощущений… как результат каждый находит свою «тему» для размышлений.

Х.Мураками мастерски создает атмосферу обыденности и обычности героев, что подкупает. Они (герои) не ищут смысла своего существования, не ищут решений поставленных сюжетом (а его просто нет, если присмотреться) книги проблем, они просто «живут», радуются миру, ностальгируют под пиво (хотя, его «льется» уж очень много). Но автор вставляет в текст свои мысли как аксиомы (напр. «Множество вещей проносится мимо нас – их никому не ухватить»). Они на 100% правдивы и точны в формулировке, не обсуждаются героями, скорее «звучат» как подтверждение их «жизненного опыта». Именно такие аксиомы и заставляют принять текст.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2014 г.

Прочитала отзывы, поняла, что некоторые читатели, ставящие низкие оценки недооценивают его творчество, или попросту его не понимают. Его книги, это не те которые можно быстро прочесть и забыть, его творчество нужно понять и ощутить, поставить себя на его место, на место главного героя. Ведь чаще всего под самим главным героем, скрывается сам Мураками-сама, он пишет о том, что любит больше всего, и это отражается почти во всех его книгах. Здесь особо не нужно напрягаться, чтобы понять о чем он пишет, просто нужно почувствовать ту атмосферу, которой он окружен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, возможно, именно эта книга «Слушай песню ветра» и не содержит в себе как такого сюжета, зато в эту книгу, как и в многие другие, автор вложил свою душу, чтобы донести до нас свои чувства, и привычки обычной жизни.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2012 г.

Долго думал, что же не так. И вот, наконец, сформулировал перечень претензий к Мураками-сан.

1) Он очень американский. Американская культура звучит во всех его книгах. Что я имею в виду? Бесконечные упоминания различных музыкальных групп, известных и не очень писателей, и прочее. Все понимаю, человеку нравится джаз. Ничего не имею против. Но зачем постоянно вставлять это во все свои книги?

2) Продолжая тему американщины, вот что хотел сказать. Поскольку одно другим вытесняется, как следствие напрочь отсутствует японская эстетика. Зачем мне читать японского писателя, который пишет об Америке? Я лучше почитаю американского. Тот напишет честнее и ярче.

3) Секс. Его очень много. Даже не самого описания процесса, а внимания половым органам. Это неприятно читать. Я могу понять и принять, это у каких-нибудь контркультурных писателей, (Того же Паланика или однофамильца Рю). Но здесь это, как правило, не к месту.

4) Пиво. Главные герои постоянно его пьют. Я, конечно, все понимаю, пиши о том, что знаешь и все такое. Но. Сколько же можно про одно и то же?

Что еще? Этот роман очень скучный. в нем практически ничего не происходит. Герои пьют и разговаривают о членах. Да и язык довольно примитивный. Хотя тут я допускаю, что это огрехи перевода.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2012 г.

Это наверное наименее содержательный роман Мураками из тех, что я у него читал. По-моему роман очень напоминает Воннегута — этакая свойская манера повествования, рисуночек автора посреди текста, текст, разбитый на короткие главы и даже свой Килгор Траут — Дерек Хартфильд. Тоже кстати графоман и при этом весьма занятный писатель.

Но все же это Мураками и после прочтения Вас обязательно посетит глупая, но приятная меланхолия.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2010 г.

Когда-то я уже вдарил по Мураками, и кое-что мне очень-очень понравилось. В частности, «Страна чудес без тормозов и Конец света», а также «Хроники заводной птицы». Да и «Охота на овец» зашла хорошо. Решил я Мураками добить, прочитав его ранние вещи. И они никакие – как дифлопе с крутоном. Вообще никакие, хуже чем убогий «Норвежский лес», правда. О чём «Слушай песню ветра»? Ни о чём. Вообще. Прочёл две недели назад, и не могу вспомнить ни слова, всё теряется и пропадает. Помню, что про Крысу что-то, и всё.

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2010 г.

В свое время это произведение оказало очень сильное влияние на меня. Это уже потом пришло знание о постмодернизме как жанре в реалистической лит-ре. И больше всего зацепило то, что жанр этот невозможно ограничить никакими сухими логическими рамками. Здесь работают только чувства — вы либо принимаете текст как свой либо проходите мимо. Одиночество, общество потребления — все это очень точно отражено в романе. «Песня ветра» и «Пинбол» — самые лучшие произведения ХМ, наряду с «Норвежским лесом». Квинтэссенция его творчества. А еще сила автора — в обыденности. Будничность действия, герои — обычные люди, такие же как и мы с вами, немного мистицизма, много размышлений и атмосфера — вот его конёк. Это связующее звено. Его литература — цементирующий раствор между кирпичами/одиночками в этом безликом обществе.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2010 г.

Поддерживая все предыдущие положительные отзывы хочу сказать, что книга действительно, вроде бы, «ни о чем». И в то же время, смысл там есть. Там жизнь. Жизнь без какого-либо приукрашивания или же наоборот окрашивания ее в темные оттенки. Самые обыкновенные будни, казалось бы, находят у Мураками некое свое совершенство. Несут в себе легкость и смысл существования. В самом простом он находит что-то необычно прекрасное.

Его книги не похожи на многие другие именно этим. Так красиво и поэтически описать прозу будничного мира умеет далеко не каждый.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2010 г.

По теме Космоса. Не нашел в этом для себя ничего нового вследствие энного количества перелопаченной литературы данной тематики. Однако слова «есть только Ветер», который сам ничего не говорит, а говорим только мы — озвучиваем его подсказки (иначе: песни), заставляют призадуматься, переосмыслить ранее, скажем так, постигнутое...

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2009 г.

Не могу сказать, что книга ни о чем. Размышления о жизни всегда будоражили мозг. И мой наполнитель черепной коробки не стал исключением.

Во время чтения часто отрываешься от книги, смотришь на небо, следишь за движением облаков, за пролетающим голубем, смотришь с высоты на шагающих внизу людей. И как-то грустно становится...

Роман погрузил меня в раздумья... Как точны некоторые высказывания:

«Рядом с реальным миром притаился невидимый. Но люди наивны. Они верят только своим глазам.»

«Цивилизация есть передача информации. Когда станет нечего выражать и передавать, цивилизация закончится. Щелк! – и выключилась.»

«Когда долго смотришь на море, начинаешь скучать по людям, а когда долго смотришь на людей – по морю.»

«Множество вещей проносится мимо нас – их никому не ухватить.»

Кому-то в книге понравится красивый слог писателя, кому-то чувства, описанные в нем, кому-то ощущения, передаваемые романом. Но никого это произведение не оставит равнодушным.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх