fantlab ru

Роберт Чарльз Уилсон «Utriusque Cosmi»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Utriusque Cosmi

Utriusque Cosmi

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Карлотта возвращается в прошлое, чтобы встретить саму себя. Одной Карлотте миллиарды лет, она пережила гибель своего мира и водила знакомство со сверхцивилизациями. Другой, юной Карлотте шестнадцать лет, у неё нет постоянного дома, а её мать злоупотребляет наркотиками. Повлиять на прошлое невозможно. И всё-таки старшая Карлотта уверена, что каким-то образом ей удастся передать себе самой самое важное послание, ставшее для неё когда-то главным принципом и опорой в жизни...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов
2017 г.

Периодика:

Clarkesworld. Issue 88, January 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The New Space Opera 2
2009 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four
2010 г.
(английский)
The New Space Opera 2
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 23
2010 г.
(английский)
Galactic Empires
2017 г.
(английский)
The Very Best of the Best: 35 Years of the Year's Best Science Fiction
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отношение мое к данному рассказу менялось не только в процессе прочтения, но и при дальнейшем его переосмыслении в течении нескольких дней. Уже за одно это — то, что он не вылетает из головы почти сразу, а над ним вольно или невольно продолжаешь размышлять, чтобы понять, что к чему и зачем и где тут, собственно, кнопка, Урий, — за одно это автору можно передать большой, но стабильный рахмет от моего не настолько глобального сознания, как Флот.

Честно скзать, зачем в этой истории линия с молодой героиней, ее страданиями от ужасного отчима-«торговца счастьем» и мамашей-наркоманкой с трудной судьбой, мне так до конца и не ясно. Чтобы показать, с чего все начиналось, и что это за человек, сумевший пусть и в измененной форме пережить века и тысячелетия и обрести бессмертие? Тогда зачем это нелинейное повествование с переплетением временных линий, вроде как дающее понять, что речь идет о чем-то большем? Разум мой не постиг.

А вот сюжетная линия про космических существ, сверхразум и еще более можный сверхразум, кажущийся поначалу угрозой, а потом оказывающийся совершенно иным, то есть, тем же самым, с теми же поступками, но уже осознанными со знаком плюс, а не минус — это действительно глобально, круто и интересно. Опять-таки, возможно, только для нас, фэнтези-дрочеров, не избалованных твердой научной фантастикой, но тем не менее. Масштабность происходящего прям прёт из всех щелей и, читая, подчас реально чувствуешь озноб, осознавая свою молекульность, песчикообразность на просторах Вселенных. Передать Уилсону это ощущение точно удается на сто процентов.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень заумный. Местами, конечно, увлекательно читать, мнится, что вот-вот случится какой-то экшн. Но нет. Вместо этого очеловечивание какого-то дрона, обезличевание человека, и все это приправлено высшей космологией и размышлениями о том, как непросто жить подросткам. Странное чувство. Странное название. Сильно на любителя.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который возносит воображение читателя на поистине космическую высоту и выстраивание сюжетных арок, продолжающих вознесение (авторский термин встраивания человеческого разума в сверхразум), происходит до самого финала. Причём, что отличает рассказ от многих других на подобную тему, повествование ведётся от лица молодой девушки, ставшей частью этого сверхразума, а поэтому удаётся увидеть процесс встраивания и эволюции человеческого разума во Флот (такое название носит сверхразум).

Возможности чужого и эволюционно отстоящего от человечества на миллиарды лет разума столь велики, что у Карлотты Будэн, от лица которой ведётся повествование, поневоле рождаются ассоциации с ангелами — сверхъестественными существами, обладающими свойствами Бога, не ограничивая себя пространством и временем. Все процессы, происходящие в сверхразуме будоражат сознание читателя и кажется, что уже невозможно описать что-то более масштабное.

Однако, когда предел восприятия достигнут, автор вводит ещё один вид саерхразума и оказывается, что пределов и нет вовсе.

Наверное, автор просто описал естественный процесс познания человеком законов вселенной, у которой нет ни начала ни конца, а следовательно и нет никаких пределов, свойственных как раз человеку разумному. Поэтому читая подобные тексты, которые считаются фантастикой, мы вместе с автором эволюционируем, приближая момент скачка из разума в сверхразум. И, как показано в рассказе, совершить этот скачок могут не только люди, непрестанно занимающиеся научными обоснованиями подобного перехода, но и самые обычные, жизнь которых похожа на ад на Земле.

Не самый большой по объёму, но гигантский по глубине и охвату идей рассказ, заслуживающий внимания каждого любителя научной фантастики.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь, любопытная как собственно антуражем и идеями, так и тем, что вышла между второй и третьей частью «Спина». Собственно, рассказ можно интерпретировать как некий черновик к масштабной концовке цикла, хотя прямо и не связаны. Поэтому объяснимо, когда говорят о некоторой вторичности и повторении автором собственных мотивов (могущественные псевдоинтеллектуальные системы, пронизывающие Вселенную; виртуальная жизнь разумных в них).

Что не очень понравилось: то, что героиня оказывается с самого начала психически деформированной, то, что это выясняется путём исследования слепка целой вселенной, а не простым сканированием памяти, заключенной в том же самом «вложенном цикле».

Выделю ещё недостаточно раскрытый мотив угасания остатков человеческого сообщества («биологический разум в долгосрочном плане нестабилен»). Как-то пессимистично выглядит, а между тем можно было зацепить интересную проблему рождения детей в виртуальности (например, Иган в одном из своих рассказов рассматривал возможность полной эмуляции развития мозга с новой личностью на основе расшифровки ДНК)...

Но в целом, как самостоятельное произведение, вполне хороший повод для фантазии и раздумий над грандиозными картинами космической протяжённости и проблемами существования сверхразума...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: некоторое время прочитал рассказ «Остров» Уоттса из этой антологии. Очень понравилось. И зная, что Дозуа — составитель антологий номер один в мире, решил прочитать все произведения из этого нехуденького тома, которому наши издатели зачем-то стыдливо дали подзаголовок «Сумерки богов». Умом-то я понимаю, что сборник под номером 27 в России мало кто купит, но всё равно странно

В итоге: просто невероятная фантазия у Уилсона! Матрёшка, размерами и продолжительностью превышающая Вселенную. История, которая началась в бедном трейлере на задворках Америки, пережила Большой Взрыв!

Потрясающе. Думаю, не зря этот рассказ стоит в антологии первым

Большие вещи Уилсона передвинулись в моём списке чтения существенно выше.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то руки вновь добрались до Роберта Ч. Уилсона и новенькой (сравнительно) антологии ныне уже покойного, земля ему пухом, Гарднера Дозуа.

Рассказ «Utriusque Cosmi» писателя-фантаста с земель Канадских, богатых именно авторами фантастического пера, к сожалению, опять рассказывает нам историю, лично мне поднадоевшую. Вариацию на тему излюбленных и, вправду, интересных мне в свое время гипотетиков — древней сети эволюционировавшей сети самореплицирующихся машин фон Неймана от наших дней до далеких-далеких эонов уже умершей Вселенной. Только зачем снова и снова Уилсон, богатая фантазия которого умеет порождать сюжеты причудливее и оригинальнее, возвращает нас к этому фантастическому допущению и уже опостылевшим декорациям? «Спин», «Горящий рай», «Слепое озеро»... В чем-то и «Дарвиния» с «Жатвой», но по большей части первые три романа с обозреваемым рассказом — все, по сути, об одной и той же теме/фантдопущении, но немного по своему. «Опоздавшие» Дэвида Брина и «Ночь всех мертвецов» Йена Макдональда — тема и в последнем случае сюжетное построение уже были в этих повестях также использованы.

Так что мне, как ценителю и фанату Уилсона, было приятно вновь погрузиться в миры гипотетиков, далекого будущего, почти исчезнувшего человечества... Но ведь автор может создавать новое и точно так же интересное — поэтому лучше именно этим ему и заняться.

PS. Хотя, безусловно, приятно видеть произведения Р.Ч. Уилсона, которые являются немногими из современной литературы (в целом) еще отдающими позитивностью и оптимизмом по поводу нас самих, мира вокруг нас и будущего. Вот же причудливые канадцы — одни рады попугать, другие побаловать светлыми картинками.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткая повесть, в которой обсуждаются темы от машины Типлера и фоннеймановских гипотетиков (да, тех самых, что в «Спине», только здесь они фигурируют под названием «Великие Древние», поклонникам Ктулху не беспокоиться) до семейной драмы в антураже американского коттеджного городка. Название взято из натурфилософского трактата Роберта Фладда (1617) об устройстве небесных сфер. Больше всего данное произведение напоминает салат оливье — столько всего напихано, что даже аристократические компоненты (в салате — раки из горных речек, в повести —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разум, основанный на темной материи)
не вызывают особого удовольствия.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх