FantLab ru

Питер Уоттс «Остров»

Остров

The Island

Рассказ, год

Перевод на русский: А. Новиков (Остров), 2011 — 2 изд.
В. Женевский (Остров), 2016 — 1 изд.
К. Егорова (Остров), 2017 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 86

 Рейтинг
Средняя оценка:8.27
Голосов:735
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Они строители космических порталов — люди и искусственный интелект, — и путь их долог. Но однажды на их пути встречается гигантская разумная сфера Дайсона. Какие изменения принесет эта встреча обеим сторонам?..

© Kons

Входит в:

— условный цикл «The New Space Opera»  >  антологию «The New Space Opera 2», 2009 г.

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection», 2010 г.

— условный цикл «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year»  >  антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four», 2010 г.

— условный цикл «Созвездие Льва»  >  антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.

— журнал «Если 2011'2», 2011 г.

— сборник «По ту сторону рифта», 2013 г.

— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.

— роман «Sunflowers»


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2010 // Короткая повесть

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2010 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Локус / Locus Award, 2010 // Короткая повесть

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучшая повесть / рассказ зарубежного автора

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2012 // Рассказ, переведенный на французский / Nouvelle étrangère

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Созвездие Льва-3
2017 г.

Издания:

По ту сторону рифта
2016 г.
Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов
2017 г.
Лучшая фантастика XXI века
2017 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 2011
2011 г.

Аудиокниги:

Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The New Space Opera 2
2009 г.
(английский)
The New Space Opera 2
2010 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 23
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Seventh Annual Collection
2010 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four
2010 г.
(английский)
Twenty-First Century Science Fiction
2013 г.
(английский)
Beyond the Rift
2013 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2012 г.

Небольшой рассказ с огромным октановым числом.

Столько всего сюда втиснуто, что вполне можно снять трехчастную сагу какую-нибудь. Миллион концепций.

И поражает в рассказе многослойность пространства/времени, где все это происходит — тут и огромные космические расстояния, и огромные временные интервалы, и, в тоже время — микрокосм человеческих взаимоотношений, простой быт, интриги, странные мысли...

Вообще, Уоттс опять не подкачал. Он всегда очень грамотно, бережно обходится со словом, пишет компактно, но емко, ярко, с черным юмором. Пишет «наотмашь».

И еще у рассказа есть своя аура, свой вкус, ощущение, которые уже не забыть. И по этим параметрам будешь вспоминать этот рассказ, сравнивая с другими. Для меня это очень важно. Произведение на пару страниц — а вот мгновенно погружаешься в этот мир, понимаешь, что к чему.

По атмосфере, кстати, мне этот рассказ напомнил фильм «Пандорум».

А какая концовка у рассказа! Это что-то!

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2013 г.

Когда-то один умудренный летами художник сказал мне:«Если ты хочешь сделать что-то по-настоящему глубокое и цепляющее, твои произведения должны иметь много слоев значений. Уан-лайнеры не стоят того, чтобы на них распыляться.» Так вот, этот рассказ ему должен бы понравиться.

Давно не читала настолько многогранного произведения. Здесь и встреча с неизвестным разумом, и психологическая проблема людей, заключенных навсегда на космическом корабле в рамках великой миссии (и ради чего?), и противостояние человека с ИИ, и два противоположных способа трактовки чужого и неизвестного, оба из которых оказались ложными, и горькая правда о законах выживания, да много еще чего.

Сам Остров немного напомнил Солярис, но у Лема концентрация только на проблеме контакта с чем-то, с чем контакт практически невозможен. А здесь, может быть, именно этот аспект раскрыт чуть меньше, зато есть гораздо больше психологических нюансов и сложностей. И, несмотря на обилие научной информации (видимо, автор как минимум специально читал некоторые источники, прежде чем браться за написание), эмоциональный накал передан не хуже. Напряжение доходит до крайней точки на уровне с каким-нибудь качественным триллером, хотя причина там иная. Это большая редкость — когда интеллектуально-философская и психо-эмоциональная составляющие обе раскрыты на 100%. И это особо порадовало.

Даже не знаю, что еще можно добавить. Минуса ни одного для себя не увидела. Это определенно одна из лучших вещей, которые я когда-либо читала.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2011 г.

Перевод с видимыми ляпами, хотя стиль воссоздан довольно точно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первые строки оригинала:

«We are the cave men. We are the Ancients, the Progenitors, the blue-collar steel monkeys. We spin your webs and build your magic gateways, thread each needle's eye at sixty thousand kilometers a second»

Первые строки перевода:

«Вы послали нас сюда. Мы делаем это для вас: плетем ваши паутины и строим ваши магические порталы, пронизываем игольное ушко со скоростью шестьдесят тысяч километров в секунду».

Куда исчезли автоэпитеты?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оригинал:

"«Repeating sequence,« Dix tells me. «Blips don't change, but spacing's a log-linear increase cycling every 92.5 corsecs. Each cycle starts at 13.2 clicks/corsec, degrades over time.»

«No chance this could be natural? A little black hole wobbling around in the center of the star, maybe?»

Dix shakes his head, or something like that: a diagonal dip of the chin that somehow conveys the negative.»

Перевод:

»- Повторяющаяся последовательность, — сообщил Дикс. — Яркость самих вспышек не меняется, но интервалы между ними возрастают в логарифмической зависимости, с циклом в 92,6 секунды. Каждый цикл начинается при 13,2 километра в секунду и со временем деградирует.

- А нет ли вероятности, что это природное явление? Маленькая черная дыра, болтающаяся возле центра звезды... или что-то в этом роде?

Дикс как-то нелепо тряхнул головой, изобразив отрицание»

Кто мне объяснит, каким образом настоящее время превратилось в прошедшее, мудреные единицы clicks/corsec — в километры за секунду, и зачем было сокращать описание отрицательного жеста Дикса?

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2017 г.

Мало!

Ох, как мало!

Питер Уоттс, я хочу еще. Трижды правы все, кто говорит о запредельной концентрации информации в этом рассказе. Боже, да любой фанат фантастики словит от «Острова» эндорфиновый шок. Исследовательская миссия, экспансия человечества, коварный ИИ, первый контакт, гибель/становление цивилизаций, деградация личности, сексуальные перверсии, чем человек лучше машины и... Сколько еще осталось недосказанным и вскользь упомянутым. Эх.

Питер Уоттс даже в малой прозе сногсшибателен.

Вы фанат НФ?

О чем говорить, раз вы на этом форуме.

Тогда читайте.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2015 г.

Улыбнуло то, что Уоттс вмещает сценарий романа в рассказ. Это должны взять за основу все нф-романисты — концентрируйте свои идеи до крепкого мясного бульона! Хотя здесь сконцентририровано прямо до высушенного кубика магги. Просто zip, ни дать ни взять.

Да, многопланово. Да, есть пара интересных сюжетных линий. Но все равно есть некая смутная недосказанность. Все-таки кое-где надо бы чуточку развернуть... Да и концовка какая-то — «бац — и все», честно говоря. Как будто разбегаешься — и в итоге лбом о каменную стену. Пришлось даже перечитывать несколько последних страниц, немного сбавив обороты.

...А вообще-то, друзья мои, это — хорошая научно-популярная фантастика. Даже радостно, прямо былой уровень рассказов журнала «Техника молодежи».

Ностальгия!

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2011 г.

Рассказ Питера Уоттса «Остров» — прекрасный образец твердой НФ. Бережно кладу его в копилку «твердой НФ», которая не так уж часто и пополняется в последние годы. Основные моменты рассказа: гигантских масштабов разумная сфера Дайсона вокруг заурядной звезды, искусственный интеллект, начинающий самовольно трактовать, заложенные в него программы, проблемы морального выбора... — все это мы встречаем не впервые, но автор прекрасно пользуется интересными идеями, соединяя их в своем рассказе. Если говорить о теме «контакта», то по-моему убеждению Уоттс в первой десятке мастеров этого жанра.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2013 г.

[p]Они сотрудничают уже долгое время — люди и шимпы. Миллионы лет человеческие существа и искусственный интеллект не могут примириться друг с другом, но всё же сосуществуют рядом, чтобы стройка продолжалась и путь сквозь вселенную не заканчивался никогда. Из года в год одно и то же: сон, стройка, врата и снова по кругу. Корабли и их экипажи летят не в силах ни остановиться, ни даже замедлить свой ход, отрезанные от всех и всего. С ними давно никто не говорил до того дня, когда был получен странный сигнал. От чего-то? От кого-то? Понадобится время, чтобы выяснить.

О, это настороженное любопытство, потом бесчувственное ожидание во сне и наконец, ответ. А вместе с ответом приходит восторг, который может ввести в заблуждение, но тебе всё равно, ведь ты встретил разумное существо – мыслящую сферу Дайсона. Огромное, прекрасное и величественное, не то что эти проклятые шимпы или твой отпрыск с синдромом саванта. Наконец-то, впервые за длительное время и бесчисленное количество строек, что-то новое и волнующее появилось в твоей жизни. Но безопасно ли это? И стоит ли забывать о своих попутчиках? Они тоже требуют внимания, пока ты бодрствуешь, они не дают расслабляться.

Это захватывающее путешествие. По большому счёту, оно уже бессмысленно: строить для потомков, которые даже отдалённо тебя не напоминают, не интересуются тобой, а просто пользуются плодами твоего труда, паразитируют. Но ты не можешь остановиться, даже если захочешь, потому что жажда жизни, любой жизни, сильнее твоей усталости и отчаяния. И даже такое блеклое существование может быть раскрашено неожиданностями и новыми уроками. Главное, вовремя заметить это и не отвернуться.

Научная фантастика? Безусловно. Бесчувственная? Нет. Поэтичная? Да! Это отличный рассказ, с гладким повествованием. В меру загружен наукой и чувствами, психологией и философией. Сытное, толково приправленное и красиво поданное блюдо.[/p]

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2011 г.

Очень масштабная и одновременно камерная история: бесконечное скольжение между звёзд, дискретное существование, растянутое на целую Вечность... и такие привычные земные интриги на борту «Эриофоры«! А уж финал и вовсе кажется издёвкой судьбы над главной героиней... Питер Уоттс верен себе — у него вновь получилась очень хорошая научная фантастика. В которой как и полагается, главное — сам человек, его взлёты и падения, его ошибки и достижения. А гуманоид он, компьютер-шимп или «мясной пузырь вокруг чёртовой звезды»... это всего лишь разнообразие форм. Внутреннее содержание от этого мало зависит!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2016 г.

Авторство этой небольшой повестюшки настолько очевидно, что ни в каких подсказках не нуждается. Все, у кого дошли руки прочитать «Ложную слепоту», наверняка обратили внимание на какую-то невероятную схожесть этих двух произведений: та же твердая (научная?) фантастика, тот же дальний космос, опять встреча с чужим и очень странным разумом, опять проблемы во взаимоотношениях на самом корабле....

Но вот читать «Остров» не в пример приятнее, чем «Ложную слепоту» — эта вещь практически избавлена от недостатков более раннего романа. А вот достоинства, наоборот, стали гораздо ярче: вполне связный, хорошо читающийся текст, лихо построенная, практически полудетективная интрига, множество любопытных и, как правило, оригинальных мыслей/задумок — и о кораблях со смешанным экипажем, обреченных вечно странствовать по вселенной, создавая порталы для того человечества, которое когда-то и отправило их в этот путь и которого, возможно, давно уже нет, и о странных разумных формах жизни, существующих непосредственно в космическом пространстве, и о конфликтах, на который обязательно обречен смешанный экипаж, состоящий из людей, обладающих свободой воли и интуитивным мышлением и центрального мозга, действующего строго в рамках возложенной на него задачи.

Субъективно, именно эта повесть в гораздо большей степени заслуживает того множества призов и премий, которое получил роман «Ложная слепота». Хотя, наверное, «Хьюго» и так запросто перевешивает все эти полупризы.....

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2014 г.

В целом достаточно добротно написанный рассказ, а учитывая затишье в НФ и время написания, это настоящий подарок, получил некоторое удовольствие. Однако поcле его прочтения возникло пару вопросов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Почему строители согласились на такой полет длиною в жизнь, навряд ли разумный человек согласился бы на такое путешествие добровольно. По моему автор должен был раскрыть эту тему, к примеру что строителей порталов набирали среди уголовников.

2. Если одна живая сфера Дайсона подставила другую то почему эта другая сфера не «услышала» как переговариваются первая сфера со строителями порталов, и не предприняла никаких мер для того чтоб предотвратить свою гибель?

Тем не менее повторюсь – читать это было приятно.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2016 г.

Вам бы, не отзывы писать, а романы))

Космос, ИИ, 2 человека, и что то на пути, и ВСЕ!!! и Уотсс в этом коротком рассказе умудрился столько вложить, что в голове осталось больше эмоций и мыслей, чем от некоторых романов, участвующих к примеру в той же номинации Хьюго (которая после Энн Лекки «слуги меча» перестала быть для меня маяком в море фантастики).

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 апреля 2011 г.

Несмотря на, определенный пиетет перед автор, рассказ почему то, именно почему то, показался мне вторичным (Я Хобо) понимаю, я неправ но с этим ничего не поделаешь. И несмотря на очень интересную идею, рассказ мне понравился меньше чем другие его работы. Но я четко осознаю субъективность. Потому что рассказ очень хорош.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 апреля 2015 г.

Мне не хватило в этом рассказе параллельной истории от лица мясного пузыря — сферы Дайсона. Вот если бы бы автор смог передать, пользуясь человеческими клише оригинальную ситуацию в мире разборок этих огромных существ- плывущих в космосе островов это сделало бы рассказ более интересным и запоминающимся. Забавно представлять актеров и актрис, сыгравших в этой экранизации — в роли волевой и мудрой женщины у меня «сыграла» постаревшая Шон Янг, хотя серьезную конкуренцию ей пытались составить Сигурни Уивер и Джулиана Мур, а вот на роль её сына Дикса встал как литой — молодой Кристофер Ламберт. Приятного просмотра, ой, то есть чтения.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2012 г.

Грустно. 1. А Homo-то — Sapiens? Строительство Порталов — инстинкт или творчество?

2. Хозяин мертв, а часы идут: бесцельность Вечности или вечность бесцельности?

3. А нарушать законы Айзека — можно?

4. Квазисолярисная масштабность — существо размером в звездную систему, кто больше? (Все знают, Кто).

5. И Че-е-ерный юмор!

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2017 г.

Очень интересный рассказ. Правда. Только вот жаль что вылилось все в это обычное противостояние. С самого начала рассказ нам обещал нечто большее, альтернативную точку зрения, так сказать. И это было захватывающе и интересно. Но финал разочаровал. Все свелось к банальному насилию.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу