fantlab ru

Ирина Лазаренко «Дракоморте»

Рейтинг
Средняя оценка:
10.00
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Дракоморте

Роман, год; цикл «Время для дракона»

Аннотация:

Иногда старые враги могут попытаться стать друзьями. Во всяком случае, если один из них – эльф-учёный Йеруш Найло, который вбил себе в голову, что должен найти мифическую живую воду, а второй – золотой дракон Илидор, отчего-то сбежавший из недавно обретённого дома.

Новоявленным друзьям предстоит отправиться в дебри Старого Леса, заселённого котулями, живыми грибами, людьми-птицами и другими странными и опасными созданиями. Эльф и дракон пойдут одной дорогой, но у каждого будет своя цель – быть может, способная изменить мир.

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Дракоморте
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давайте поговорим о драконах. Это такие большие зеленые ящеры с крыльями. Они дышат огнем, любят спать на горах золота и требовать себе на ужин принцесс. По крайней мере, такими мы помним драконов в сказках. А еще драконы гордые и не зависимые и сверхмогучие, пока не появится какой-нибудь оторви голову смельчак, который бросит им вызов.

Но что, если драконы –это не условно разумная зверушка, скорее часть декорации истории, а большая сверхразвитая цивилизация, которая в свое время правила частью мира. Драконы не одинаково зеленые, а имеют каждый свою специализацию, кто-то горный, кто-то туманный. Но какое-то время назад драконы после большой Катастрофы дали Слово и теперь они живут на положении рабов, которых нещадно эксплуатируют эльфы, и драконы никак не могут изменить свою судьбу, ведь они не могут нарушить слово, данное их предками. Но вот в их среде рождается новый дракон, не похожий на остальных, да удивительное дело он никак не связан драконьим словом с эльфами, потому что он золотой дракон, а золотые драконы никому ничего не обещали. Ведь их же в природе не было, да и не могло быть.

О жизни и приключениях золотого дракона Илидора и его заклятого врага, который больше всего напоминает лучшего друга Йеруша, были написаны две книги – «Клятва золотого дракона» и «Драконов не кормить», что интересно вторая книга являлась приквелом первой. И эти две книги сильно отличались друг от друга. Если первый роман «Клятва» пропитан действием, диковинными приключениями и существами, в основном механическими, то второй роман – скорее бытовой, психологический, в котором рассказывалось как дракон Илидор дошел до жизни такой и посмел бросить вызов эльфами и вырваться из драконьего гетто.

И вот перед нами третий роман «Дракоморте», который является прямым продолжением «Клятвы золотого дракона» и рассказывает нам, что было с Илидором и Йерушем после того как они выполнили свою основную миссию из романа «Клятва». Первое что поражает – это объем романа. Это большая толстая книга, наводящая на мысль о фэнтези-эпопеях классической школы. И в чем-то это предположение правильное. Перед нами разворачивается уникальная панорама жизни с большим количеством героев и удивительных новых рас, о которых нигде ранее вы и не слышали. Чего стоят только живые разумные грибы – грибойцы, а очаровательные котули или разумные деревья – шикши. И у каждой расы своя культура, свои особые видовые признаки и характеры.

Но что объединяет всех главных героев этого романа. Они духовно травмированы, а источник их травм лежит в их прошлом или в прошлом их народа.

«Дракоморте» удивительным образом сочетает в себе особенности двух предыдущих романов. Первая половина книги напоминает «Драконов не кормить» своей неторопливостью и психологизмом. Здесь основной лейтмотив произведения – личностные проблемы героев, поиск себя в этом мире. Действие разворачивается медленно, но не позволяет читателю скучать. Поскольку мировые подробности, детали, да и поиски героев очень увлекательно и живо поданы, что возникает эффект сопереживания и присутствия в книге.

Первая половина книги посвящена в основном эльфу Йерушу, который ищет свой путь в мире, вопреки мнению и желанию своей семьи. Не лежит у него душа заниматься семейным делом. Банковская система – это так скучно, а душа его лежит к гидрологии – науке, изучающей природные воды. Семья против, она отвергает мечтания Йеруша, но он разрывает свои узы крови и уходит на собственный путь. И в этом он очень похож на Илидора. Ведь Йеруш и Илидор беглецы. Каждый из них вырывается из собственного гетто, чтобы обрести свободу и добиться своего личностного счастья. При этом они выглядят в глазах близких – преступниками, отщепенцами, изгоями. Но если Илидор принимает этот путь с честью, то Йеруш сомневается и медленно прорабатывает свои проблемы с внешним миром и с своим верным другом и врагом Илидором. И мы видим Йеруша в этом романе совершенно другим эльфом, нежели чем он казался нам в первых двух романах.

В первой половине романа основным действующим лицом является Йеруш, в то время как дракон Илидор уходит на второй план.

Особое место в романе уделяется Храму Солнца и Храмовникам, которые также ищут свое новое место под солнцем, поскольку прежнее они утратили. И среди храмовников каждый видит этот поиск по-своему, как и конечную цель пути.

Вторая половина романа больше всего напоминает «Клятву золотого дракона» по темпу развития событий, и здесь уже на передний план выходит Илидор. Он встает плечом к плечу с Йерушем, и роман начинает играть новыми красками. Илидор становится полноправным героем повествования, а не тенью своего друга-врага Йеруша. Илидор раскрывается, и вот мы уже видим угнетенный драконий народ, который загнан в рамки гетто, подобно еврейскому народу, а Илидор – Мессия, чья сверхзадача обрести свободу, показать остальным драконам путь к свободе, и умереть на этом пути, чтобы воскреснуть.

Название романа – говорящее «Драконьясмерть», «смерть дракона», можно по разному пытаться его перевести. Но в этом романе дракон и правда погибает, чтобы возродиться. Но ведь вместе с ним погибают, чтобы возродиться и остальные герои. И в первую очередь Йеруш. Первая половина романа – это гибель, вторая – возрождения. Через самокопание, разрушение, неуверенность происходит гибель героев, чтобы потом возродиться на новом увлекательном пути, на котором нет места сомнению. Есть только цель и предназначение.

Роман наполнен множеством деталей и неожиданных находок. Вызывает восторг и удивление новая транспортная система в мире Дракоморте, которой пользуются герои. Это древесный сгон – передвижение по древесным артериям. Ничего подобного нигде ранее я не встречал. И сразу очень захотелось большего количество приключений, связанного с древесным сгоном, но эти эпизоды даются дозировано и со вкусом, так что они являются именно деталью мироздания. В то время как кто-нибудь другой автор мог бы выстроить целый роман, только на одном этом фантастическом элементе.

В начале романа все герои несут в себе душевные травмы, которые прорабатывают через тернии и препятствия, встречающиеся им на пути. И в этом плане роман «Дракоморте» является терапевтическим фэнтези, как для героев, так, возможно, для автора романа, так и безусловно для читателей.

В начале отзыва я говорил, что роман похож на фэнтези-эпопею, но здесь я готов поправиться. Роман скорее фэнтези-симфония. Не даром автор назвал части романа музыкальными терминами, обозначающими темпы музыки, а между главами встречаются вставки, называемые «Имбролио» — это музыкальный термин, обозначающий резкую смену ритма и такта музыкального повествования. И вместе с двумя первыми романами «Дракоморте» составляет большое полотно с уникальным удивительным миром, в который хочется переселиться, если уж не навсегда, то на какое-то время, что нам автор и позволяет

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга драконьего цикла впечатлила меня не меньше первых двух — «Клятва золотого дракона» и «Драконов не кормить». На самом деле, этот цикл очень интересно развивается в литературном смысле, видоизменяется, превращаясь из больше приключенческой фэнтези в фэнтэзи более вдумчивую. Хотя и в той же «Клятве золотого дракона» имеется более чем достаточно поводов хорошенько задуматься. Здесь этих поводов еще больше. «Дракоморте» — не та книга, которую глотаешь на одном дыхании, тем более она довольно объемная. Здесь заложена бездна смыслов, каждый (ну почти каждый) диалог заставляет думать, чувствовать, проникаться, пропускать текст через себя, а не читать поверхностно. А кое к чему даже возвращаться, перечитывать, переосмысливать.

Причем нельзя сказать, что в книге не хватает событий, действия, приключений. Все это имеется, просто оно распределено по тексту достаточно равномерно и не является главным. Это не экшн ни в коем разе. Это, скорее, философско-психологическая фэнтези. Во главу угла ставятся мысли, переживания героев, их поиски смысла жизни… да-да, именно так, без дураков, герои не мелочатся, играют по-крупному. Герои очень колоритные. В первую очередь это знакомые читателю по предыдущим книгам цикла неугомонный золотой дракон Илидор и временами кажущийся совершенно чокнутым эльф-гидролог Йеруш Найло. Кстати, именно последний по-особому раскрывается в этой книге, становится ясна природа огромной стаи тараканов в его остроухой голове. А еще это множество новых героев: громогласная и вроде бы непрошибаемо уверенная в собственной правоте бой-жрица Рохильда, ведущий постоянную борьбу с самим собой, но влекомый Большой Целью верховный жрец Храма Солнца Юльдра, нелетающая, но мечтающая о небе Нить, представительница странной расы волокуш, наивный, эмоциональный, обращенный в «солнечную веру» котуль Ыкки и… да много кто еще.

Ловлю себя на мысли, что у меня глаза разбегаются при попытке рассказать об этой книге: не знаю, за что схватиться. Слишком она богата и разнообразна, слишком много в ней всего вкусного. Во-первых, шикарные диалоги, которые, вкупе с очень оригинальным авторским стилем, обилием неологизмов и весьма небанальным юмором, представляют собой блюдо для гурманов. Во- вторых, богатейший и великолепно продуманный мир, на сей раз раскрывший нам совершенно особенный свой уголок — странный, порой чудесный, порой зловеще-загадочный и смертельно опасный Старый Лес. В-третьих, настоящий кочан капусты из всевозможных тайн, от которого автор по ходу сюжета отрывает по листу, постепенно ведя к непредсказуемому финалу.

Героев много, у всех свои цели и стремления. Храм Солнца жаждет вернуть свою давно заброшенную башню, сокрытую в глубине Старого Леса. Кто-то из многочисленных местных народов поддерживает это стремление Храма, а другие, наоборот, сопротивляются. Может, чуют неладное? А может… впрочем, сами увидите и прочитаете. Золотой дракон Илидор продолжает искать себя. Эльф Йеруш Найло ищет источник живой воды, в существование которого никто не верит. А Йеруш верит. Впрочем, что взять с фанатичного ученого, которому жизненно необходимо свершить что-то большое и важное? Мысли, цели, стремления и мечты многочисленных героев сплетаются в невероятный сюжетный клубок, который тем не менее автор ухитряется изящно размотать к финалу.

Не стану утверждать, что эта книга понравится всем. Немало в ней есть моментов на любителя. Стиль. Обилие диалогов, размышлений автора и героев, заставляющих в свою очередь размышлять и читателя. Возможно, где-то недостаточная динамичность повествования. Восприятие этой книги может быть разным, в чем-то полярным. Как бы то ни было, в меня, как в целевую аудиторию, она попала просто снайперски. Прочел ее с большим удовольствием. Могу сказать одно: это настоящая литература хотя бы потому, что не просто развлекает, а дает пищу для ума и чувств читателей, оставаясь при этом увлекательной.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх