FantLab ru

Кобо Абэ «Человек-ящик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
291
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-ящик

箱男 / Hako otoko

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Человек, надев на себя ящик из гофрированного картона, сделав в нем прорези для рук и смотровое окошечко со шторкой, прячется в этом ящике от окружающей действительности. Но ждет и ответной реакции: окружающий мир не должен касаться его никоим образом. Но сложность в том, что общество не отпускает человека-ящика из своих цепких объятий, завязываются странные отношения с миром вокруг. Отсюда несколько смысловых пластов романа: вначале мы читаем записки самого человека-ящика, потом оказывается, что он наркоман и может быть это всё его галлюцинации, на горизонте появляется ложный человек-ящик, и уже не понятно кто пишет эти записки, где-то возникает ощущение, что сам Кобо Абэ прячется от всех в ящике. В общем не всё так просто в этом полном метафор романе. Параллельно развивается детективный сюжет, отчего роман прочитывается на одном дыхании.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (12)

Чужое лицо. Сожженная карта. Человек-ящик
1982 г.
Кобо Абэ. Избранное
1988 г.
Кобо Абэ. Собрание сочинений. В четырех томах. Том 2
1998 г.
Сожженная карта. Человек - ящик
2000 г.
Том 2. Сожженная карта. Человек-ящик
2007 г.
Сожженная карта. Человек-ящик
2009 г.
Человек-ящик
2012 г.
Сожженная карта. Человек-ящик
2014 г.
Совсем как человек
2018 г.
Человек-ящик
2018 г.

Периодика:

«Иностранная литература» №08, 1976
1976 г.
«Иностранная литература» №09, 1976
1976 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и любая другая работа писателя уровня подобного Абэ Кобо, «Человек-ящик» имеет большое личностное значение для японского автора-затворника. Само оправдание замкнутости и убеждение с каким он выстраивает целостность жизни своего героя говорит о понимании автором своего героя, куда большем, чем просто персонажа. Метафорой человека, закрывшего себя ящиком из гофрированного картона, доведена до абсурда попыткой спроецировать символический образ на реальном мире. Вместе с этим Абэ Кобо сосредотачивается на вытекающих из этого проблема, ярко выписывая все плюсы и минусы постоянного существование в ограниченном замкнутом пространстве.

Вообще, первое, за что Кобо надо читать однозначно – метафоричность. Более того, у него вообще мало вещей, которые могут восприниматься прямо, и каждый образ нуждается в отдельном осмыслении, что делает его произведения особенно ценными для любителей литературных загадок. Так, например, снаружи ящик олицетворяет замкнутость и незаметность, а внутри, для его обитателя обращается внутренним миром со своими, неведомыми за его пределами законами. Остро стоит вопрос восприятия правды и вымысла

Принеся физическое в жертву чувственному Кобо допустил в произведение изрядную долю сентиментализма, постепенно разрушив ту самую реалистичную проекцию, которая легла в основу идеи, а вернее, даже, осмысленно от нее отказался, дав таким образом ответ, что замкнутость это, в первую очередь, отказ воспринимать реальность. И все бы ничего, более того, ответ на поставленный вопрос хорош, но под конец, хоть старые загадки и получают ключи к решениям, загадываются новые, еще более специфические

Таким образом перспектива стать человеком- ящиком у Кобо выглядит весьма заманчивой, а элементарные неудобства сведены до минимума, вроде фразы: «Пока человек потеет, он еще не настоящий человек ящик». Жизнь бродяги в коробке, надетой по пояс по-своему даже хороша, пока о ней не задумываешься в суровом реализме, который у Кобо напрочь отсутствует. Как бы признавая это, автор вводит в рассказ лжеца – тот же ящик, но внутри него совсем другой человек, для которого ящик и не часть жизни, а ее праздное разбавление новыми впечатлениями. У него есть работа, есть обязанности, есть возможность снять с себя коробку в любой момент, меняя образ человека-невидимки на нормальную жизнь. Однако, лжец никогда не станет настоящим человеком-ящиком, не постигнет опыта бродяжнической жизни, хотя, ему этого и не нужно. Забавляет сама перспектива загнать себя в ограниченное пространство и через маленькое окошечко наблюдать за жизнью других людей, которые тебя не замечают.

«Человек-ящик» — это метафора еще и аскетизма, в котором дом – четыре комнаты, а в нем нет ничего лишнего, от того, чем не пользуешься, следует избавляться, никаких привязанностей, никаких излишеств. Коробка, из которой только ноги и торчат идеальное воплощение бродяги-аскета, живущего подобно раку-отшельнику, таскающему на себе свой дом.

Задним фоном мелькает детективная тема – она-то и введена для того, чтобы расставить по полочкам события, внести в распадающуюся реальность взаимосвязь. Ответить предстоит на многие вопросы: сколько в произведении героев и кто из них человек-ящик, кто ведет записи, а кто лжет, путая следы. Некоторую ясность внесут и ретроспективы о военном враче и отце, надевшем на себя ящик, чтобы огородить сына от позора.

Итог: абсурдный детектив, где автор виртуозно управляет словами, выстраивая перед читателем новые измерения привычного мира, что говорит о нем, как о человеке способном написать произведение куда более высокое, чем «Человек-Ящик».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Человек-ящик» — роман-метафора, в котором несколько уровней. Низкая оценка обусловлена стилистикой автора, хотя идея небезинтересна.

Внешний уровень романа (стиль автора) показался мне непосильным. Для меня дочитать этот роман было мучением. Что-то подобное я испытывала, когда пыталась пролезть сквозь описания военных баталий в «Войне и мир». Другой роман Кобо Абэ «Женщина в песках» по прочтению был динамичнее и не так мучителен.

Читаешь роман и не понимаешь, а чьи записки читаешь, не сходит ли с ума пишущий или не наглотался чего-нибудь, что не следовало бы. Читала Киза, Пелевина — их произведения по сравнению с «Человек-ящик» даже сверхъадекватны и все герои вполне зайки и со здоровой психикой. И что самое главное — их интересно читать.

Материальный уровень романа описывает будни бомжа, живущего в коробке. Вполне себе любопытное пособие по выживанию, если вдруг читатель решит однажды жить в коробке.

Сюжет (еще один уровень) я бы не назвала интересным. Замысел может быть и ничего, но подача разрушила весь эффект, по крайне мере для меня.

Интересно, как бы выглядел роман, если бы его написал Достоевский?..

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал в 10-летнем возрасте. Наверно, рановато, снились кошмары потом, был необъяснимый страх темноты, но прочел на одном дыхании за час. Сильная вещь, отличный писатель!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хочется спойлерить, поэтому буду предельно краток: идея романа и его атмосфера понравились безумно, однако прекрасную первую половину книги испортила половина вторая, а ближе к концовке, если честно, то уже и дочитывать не хочется.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх