FantLab ru

Джефф Нун «Брошенные машины»

Брошенные машины

Falling Out of Cars

Роман, год

Перевод на русский: Т. Покидаева (Брошенные машины), 2007 — 4 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 15

 Рейтинг
Средняя оценка:7.77
Голосов:188
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В литературе неоднократно переворачивали мир, но Нун в этом произведении поступил оригинальнее большинства. Раньше люди употребляли вещества чтобы уйти от реальности, но теперь вынуждены принимать лекарство дабы подольше в ней задержатся. Четыре печальные судьбы сошлись на просторах Англии и, не смотря на один автомобиль, стали преследовать каждый собственную цель...

Номинации на премии:


номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2013 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Т. Покидаева (4)

Брошенные машины
2007 г.
Брошенные машины
2007 г.
Брошенные машины
2007 г.
Брошенные машины
2018 г.




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2009 г.

У писателей странные отношения с зеркалами. Джефф Нун — культовый британский писатель, автор трилогии «Вирт» не является исключением.

Согласно его книге «Брошенные машины», что-то подгнило и распалось в современном мире. Странная болезнь охватила Англию и реальность, данная нам в ощущениях, сыграла с человечеством злую шутку.

Вся информация превратилась в шум, неразличимый и запутанный. Надписи и слова потеряли смысл, а еда — свой вкус. Аудиальные, визуальные и даже кинестические ощущения смешались, обманывая разум и чувства и превращая окружающий мир в сложносочиненную иллюзию. Шум может и убивать, когда сигналы внешнего мира: звуки, прикосновения – достигают своих пиковых значений. Лишь прием специального лекарства «Просвет» позволяет вычленить, с различной степенью достоверности, из информационного шума упорядоченные сигналы. И как гласят рекламные щиты компании, производящей «Просвет» из крови немногих не восприимчивых к болезни людей: «Если вы смогли это прочесть, значит, вы еще живы».

Теперь журналистка Марлин Мур, мужчина с темным прошлым по прозвищу Павлин, Бев Хендерсон и примкнувшая к ним девочка Тапелло выполняют задания странного человека по имени Кингсли, собирают разбросанные по всей Англии осколки зеркала, обладающие странными, волшебными свойствами, в надежде вернуть миру прежнюю упорядоченность.

Для главной героини Марлин задания сопряжены с поиском средства, способного вернуть к жизни ее дочь Анджелу, умершую от болезни. По мере продвижения к цели (если можно говорить о таковой в мире, утратившем смысл) путешествие этой странной компании начинает носить все более и более иллюзорный характер, делая невозможным отделить реальность от вымысла.

Не стоит искать в «Брошенных машинах» внутреннюю логику. Все в книге подчинено образам и метафорам, собранным в бессмысленный, но увлекательный и эмоциональный аттракцион, при котором сам автор состоит в качестве проводника.

Пожалуй, на фантастической полке Джеффа Нуна можно было бы поставить рядом с книгами «новых странных», не будь он для них слишком… странным. Да и следует он другим традициям, называя среди своих любимых авторов Хорхе Луиса Борхеса (вот откуда такие чувства к зеркалам!) и Льюиса Кэролла.

Действительно мир, созданный Нуном, вполне сгодился бы для резиденции изрядно повзрослевшей Алисе. С поправками на раскрепощенность описаний и добавками веществ, изменяющих состояние сознания.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2008 г.

В свое время «воспел» трилогию Вирт, выскзавав свое мнение в отношении каждого из романов и цикла в целом. Невзирая на многочисленные различия в канве повествований, основной лейтмотив «Брошенных машин» — тот же, что и в «Пыльце» — а именно, материнская любовь (снова к дочери), красной нитью проходит сквозь мрачные постапокалиптические картины романа. Впервые встречаю подобное в творчестве представителя «сильного пола», причем, выраженное настолько прочувствованно (словно Джефф сам реально был матерью), что, даже будучи слабо знаком с, позволения сказать, женской беллетристикой, сомневаюсь, что среди по крайней мере современных представительниц таковой найдется хотя бы десяток, прописавших подобное чувство столь же глубоко и, в то же время, ненавязчиво. Что-то кроется за этим: то ли какой-то душевный надлом, то ли «эхо» прошлой жизни Джеффа, когда он был женщиной... В отношении же романа в целом, атмосфера захватывающая, но, в сравнении с той же «Пыльцой», весьма прозрачная, в том смысле, что нет глубинных «подводных течений», которые проявили бы себя лишь при повторных прочтениях. Замысел очень хорош, но поскольку нет даже крошечного намека, а с чего, собственно, все началось (в отличие от «Пикника на обочине» АБС, например) — все эти отклонения, болезни, передающиеся через зеркала итд, мир получается замкнутый в себе, отгороженный от прошлого и будущего: то ли эпизод из жизни, протекающей в параллельном измерении нашего пространства, то ли вообще вне Земли. Сюжет строго линейный, что, в ракурсе чтения как такового, выводит «Брошенные машины» на уровень на порядок доступнее любой из частей трилогии. Однако, учитывая вышеназыванные способности автора внедрять в свои произведения подлинно человеческие ценности, потаенный смысл которых, к тому же, осознается по прочтении далеко не каждым из числа даже опытных «дайверов» в неведомые миры, в общем, мысленно снимаю шляпу перед Мастером. Тьфу на тех, в том числе на канале Культура (смотрели «Что делать»?), кто считает фантастику «легким жанром, для тех, кто стремится укрыться от жестокости итп реального мира», при этом называя классиков, МНОГИЕ из которых писали фантастику в том или ином виде и которые, в отличие от этих снобов, явно порой хоть на мгновение, но сомневались в реальности этого самого «реального мира». Им бы пробежать глазами списки авторов в данном ресурсе, а еще лучше вдобавок прочесть отклики к работам тех, кто всеми (и ими же) считаются классиками, тогда бы наверняка появилось сомнение в таких «измыслизмах», если уж не чувство стыда за них.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2009 г.

«Брошенные машины». Мне сразу вспомнился постер «Явления» Шьямалана. Лента дороги уходящая в даль, туда, где покоится безмолвный город, а на обочинах — брошенные хозяевами автомобили, словно игрушки, забытые испугавшимся грозы ребенком. Это Апокалипсис. Брошенные машины — как символ крушения цивилизации.

Апокалипсис Джеффа Нуна, возможно один из самых оригинальных апокалипсисов, описание которых мне приходилось встречать в литературе или кино. Только вот именно в общепринятом смысле, это трудно отнести к постапокалипсису. По сюжету книги, появилась некая болезнь — шум, заглушающий сигналы, воспринимаемые человеком. Искажается восприятие. В зеркалах, которые вроде бы и стали источником болезни, больше нельзя увидеть себя — чужие лица или чудовища. На «заразившихся» фото либо не видно ничего, либо видно совсем другое, не то, что должно там быть. Больные не могут читать, не видят никакого смысла в написанном. И, если не принимать препарат «Просвет», реальность тоже начнет искажаться. Возможная стадия болезни — безумие.

До конца так и не ясно, передается ли болезнь через зеркала и т.п., не понятно, дело в предметах, которые «портятся» или же болезнь поражает органы чувств человека. Особо сильные приступы напоминают галлюцинации, наверное, как от приема ЛСД. «Просвет» помогает исправить порченный сигнал, справится с реальностью. Похоже на теории некоторых сторонников ЛСД, которые считают, что на самом деле мир не такой, каким мы его видим. И только сознание, «разблокированное» наркотиком, может воспринять реальность. У Нуна же все наоборот, то, чего добивались тысячи «кислотников» стало реальностью, и теперь препараты нужны для того, чтобы выйти из этого состояния.

Фантазия у автора так и прет, это просто здорово. Сцены в театре, убийство Павлином самого себя, сцена в доме Коула, приступы Марлин — все это отличная психоделика, сюр. Многое замешанно на кэрролловской «Алисе» — волшебные зеркала, мир за ними и все такое. Нуна сильно шибанула эта книга, впрочем как и многих. До этого он уже написал «Автоматическую Алису», а в «Брошенных машинах» есть даже вымышленная 13 глава «Алисы», дописанная кем-то в конце книги. Ничего особенного, но приятно. Историю Алисы и ее продолжение обожаю не знаю с какого возраста. Эти безумные и безумно красивые моменты мне и понравились, но всей книги они не вытягивают.

Повествование идет о группе людей, которые ищут осколки зеркала. Непростого зеркала, как же иначе. Возможно оно поможет победить шум, но в целом его назначение очень туманно. Главные герои: Марлин — бывший репортер, дочь которой умерла от болезни, Марлин записывает все происходящее; Хендерсон — стерва, стремится всеми командовать; Павлин — бывший вояка, человек с темным прошлым и Тапело — девочка, невосприимчивая к болезни. И все — больше о них и нечего добавить! Более-менее раскрывается только образ Марлин.

Трудно сказать, понравилась ли мне книга. Отдельные моменты, я уже называл их, — понравились, книга же в целом... Не знаю. Есть слабые моменты, есть непонятные моменты. Смысл не раскрыт, я его не уловил точно, незаконченность и недосказанность. Все это легко можно списать на жанр, мол психоделика, чем страннее и непонятнее тем круче, так и надо. Уверен, Нун тоже знал возможность такого оправдания этой своей бессмысленной, на мой взгляд, истории.

Чтение на любителя. Любите все странное и сюрреалистичное, шизофренические видения и образы имеют для вас безграничную красоту, даже если все это встает в ущерб сюжету, тогда стоит почитать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2011 г.

Книжка неожиданно сильная. На уровне Дика времен «Убика» и «Лабиринта смерти». Физически ощутимые картины распада и разрыва причинно-следственных связей личной реальности. Механизм возникновения Болезни толком не объясняется, а жаль.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2008 г.

Мне кажется эту книгу нельзя читать урывками, короткими фрагментами как например в транспорте. За неё надо засесть чтобы почувствовать всю атмосферу происходящего. Как минимум на пол-произведения! Это книга настроений, атмосферы. Читая небольшими порциями впечатление совсем другое. Я бы не назвал ее уж сильно депрессивной.

Аналогия с фильмами Дэвида Линча очень удачна. Похоже по ощущениям как после просмотра некоторых его фильмов. Например «Малхолланд Драйв».

Книга стоит прочтения особенно в контрасте с произведениями других жанров. Я взялся за неё после нескольких произведений твёрдой фантастики и нашёл что это как раз то что надо. Как ни парадоксально звучит в применении к данной вещи — освежает восприятие. Рад что открыл для себя этого писателя именно с «Брошенных машин», рекомендую для любителей разножанровой и оригинальной литературы настроений.

Из небольшого минуса — произведение как то уж слишком быстро кончилось. Краткость конечно сестра таланта но мне захотелось... большего обьема! Не успел проникнуться как уже пора переворачивать последнюю страницу.:weep:

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2013 г.

Когда-то давно я пытался объяснить приятелю своё состояние. Пространство тогда расширилось, линии стали более четкими, цвета яркими, звуки рельефными и в то же время предеметы дрожали, кристально ясные контуры наслаивались друг на друга и мир в целом расплывался, шумел... Я-то был уверен, что все люди испытывают нечто подобное, оказалось — нет. С тех пор прошло много лет, организм прекратил расти и перестраиваться, гормональные бури утихли и я уже совсем забыл об этом состоянии, пока не начал читать «Брошенные машины». Ребята, ну это ж один в один!

Эта книга — сумасшедшая психоделика, бредский бред, галюциногенный ЛСД, круто замешанные на «Алисе в Зазеркалье» и описанные матерной нецензурщиной, но как это сделано! Опеделенно — весьма талантливо. Можно пересказать сюжет, можно просто выложить о чем книга, но читать от этого не станет менее интересно, это вам не детектив, тут главное не ЧТО или даже КТО, а КАК.

Собственно, сюжет прост:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
журналистка Марлин Мур с парочкой темных личностей и примкнувшей к ним девушкой ищут по заданию еще одного типа осколки зеркала. Они колесят по стране, пораженной странной болезнью, встречаются с людьми, попадают в разные ситуации, радуются, горюют. В общем, почти ничего необычного, если бы не болезнь. Этот недуг ставит некие шумовые барьеры между реальностью и органами чувств. И вот вы уже не можете сложить буквы в слова, не понимаете, что изображено на фото, не отличаете музыки от какофонии и не можете понять едите вы яичницу с беконом или заварной крем с черносливом. Вспомнился полузабытый термин из пройденного галопом институтского курса философии — солипсизм. Не совсем точно, конечно, но где-то рядом.

А зеркала каким-то образом провоцируют приступы болезни, а, может, и способствуют её распространению. Причем болезнь кроется не только в головах, она может спрятаться в книге, механизме, изображении, но особенно — в зеркале. Правда, осколки, что ищут герои книги — особенные. Они сияют волшебным светом и хранят в себе множество лиц, голоса, чувства. Заказчик верит, что собрав их вместе и починив зеркало можно чего-то добиться, что-то познать, исправить...

Впрочем, сам автор раскрывает суть романа буквально в самом начале:

«Брошенные машины.

Тогда мне казалось, что это очень романтичный образ, символ умирающей цивилизации. По моему, почти все подростки хотят, чтобы наступил конец света: просто чтобы увидеть, как это будет. Но теперь, когда этот возвышенный образ становится самым обычным явлением, он утратил своё поэтичное очарование. Все очень просто: водители бросили свои машины, потому что они уже не доверяют себе.»

Вот и всё. Символ цивилизации, умирающей от переизбытка информации. Не зря Нуна назвали Олдосом Хаксли от панка. Вообще, есть ощущение, что символов в книге много, но я не смог их распознать. Вероятно, у меня и автора мало перескающиеся культурные контексты. А может, и нет никаких симоволов, один только бредский бред... Не знаю.

Тех, кому вдруг срочно приспичит прочитать «Брошенные машины», предупреждаю сразу: действия там практически нет, есть только сплошная рефлексия и барахтание в видениях. Я до последней страницы опасался, что всё окажется сном, бредом сумасшедшего или ещё какой фантазией, но нет, автор удержался от соблазна скомкать концовку, всё вполне на уровне. Периодически прерывал чтение и размышлял, вспоминал, представлял... Думал о пути современной цивилизации, о человеческом сознании, памяти, о реальности мира, данного нам в ощущениях, о материнской любви, смысле жизни, смысле смысла, много о чем. Писать обо всём надо в критической статье, развернутой рецензии, но не простом отзыве. Очень сильная книга. Не ставлю высший балл исключительно за неровность повествования и за мат — без него можно было обойтись и книга только выиграла бы (ятакщетаю).

Ну и в конце концов: «Если ты можешь прочесть эту фразу, эту хрупкую фразу, значит, ты ещё жив».

А как же остальные?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2012 г.

Неоднозначная книга, от чего ещё более интересная. Захватывает мозг и не отпускает. Атмосфера просто потрясающая, ощущение, что ты и сам входишь в книгу, что с каждой прочитанной строкой стирается твоя я-реальность и переходит в книжную, в которой стираются книги, растворяясь в коллективном сознании через сознание прочитавшего.

Местами мозг просто выворачивает от сумасшествия происходящего. Автор очень бережно и размеренно ведёт читателя от одной психоделической сценки к другой, но это не спасает от непонимания происходящего. некоторые моменты весьма неожиданны.

Хорошие персонажи, простые и понятные, сложные и продуманные. Сюжет... Чёрт, да ведь даже сложно понять, о чём речь. Всего-то о поисках осколков, в которые нельзя заглянуть... Завораживает.

Единственное, что не понравилось, это заключительная часть. Как-то всё смазывает, как будто под конец произведения автор вошёл в раж, размахивает пером, круша всё вокруг, а какие мазки получились, тех уже не вычеркнуть, потому что оно намертво вклинилось в реальность. Стоит прочтения.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2007 г.

Начиная читать, предвкушаешь увлекательное путешествие гланых героев по стране в поисках упомянутых осколков зеркала. На самом деле большую часть книги составляют рефлексии и размышления главной героини и её спутников. Однако разочарования это не вызывает, т.к. написано мастерски. Тем не менее, нельзя рекомендовать эту книгу абсолютно всем. Тем, кому понравился «Вирт», «Брошенные машины» должны понравиться тоже. Так же неожиданно, сюрреалистично и депрессивно... А эпизод в театре вообще достоин Дэвида Линча.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2017 г.

Весьма необычная книга. Захватывающая. Безумная. Мрачная. Психоделия во всей своей красе. Странная болезнь рвущаяся из зеркал, шум, который поглощает все вокруг и превращает в хаос, история женщины, потерявшей дочь из-за этой болезни. В некоторые моменты чтения книга и вовсе выворачивает мозг (как, например, сцена в театре или рассказ Павлина о том, кем он был в прошлом). Однозначно стоит читать. Книга рождает множество вопросов, а в конце оставляет тебя наедине с собой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А теперь слушай. Кем бы ты ни был – ты, кто читает сейчас эти строки. Кто то, где то, когда то. Если ты можешь прочесть эту фразу, эту хрупкую фразу, значит, ты ещё жив.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2008 г.

Что называется не пошло. С циклом «Вирт» не сравнить. У каждого, даже самого талантливого автора бывают проходные, неудачные вещи. Очень надеюсь что это осечка и Нун не исписался.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2011 г.

Жирные мазки текста. Бред сумасшедшего. Огни ночи...

Это похоже на хаос. Однако, это не так. Есть линия связи. Именно в таком стиле написан роман «Брошенные машины» — предложения, которые вырваны из полотна текста, психоделические образы и жуткий психологизм. Читать тяжело. Я неправ — читать легко. Или тяжело? Вот так и проходит весь роман — читателя кидает из одного состояния в другое. Только начинаешь собираться с мыслями о зеркале, как тут уже идёт речь о дороге.

Думаю, автору удался такой жанр, как психоделика. У меня часто возникало ощущение, что я нахожусь под действием каких-то психотропных веществ.

Минусы. Наличие матов. Думаю, в этом нет необходимости. Часто их используют для разрядки обстановки (идеал — сериал «Декстер»), но здесь атмосфера тягуча, она сама делает всю работу. Ещё один недостаток — это диалоги. Если описательная часть шикарна (хотя я не люблю отрывочное, так сказать, легендарное или мифическое повествование), то разговоры героев — весьма слабы, что несколько портит общее впечатление.

Так от чего человек умирает в мире Нуна? Осмелюсь предположить, что виной всему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
та масса информации, что обрушивается на человека в современном мире. Средневековый человек бы сошел с ума от всего этого. А сейчас для нас это норма. Но Нун видит здесь проблему — проблему переинформации. Смелый взгялд!

И всё же семь... Причина? Есть свои минусы. Да ещё и недосказанность. Всё понятно — это дневник, но читатель голоден до полной информации. Или теперь её надо бояться?

Итог: очень противоречивый роман. Подойдет для любого головного мозга, который возжелает спрятаться под кровать. Однако, я бы не стал зачитываться подобными вещами: они годятся (в моём случае) для создания некоторого буфера между любимыми жанрами (надоело [временно] фэнтези — милости просим, читайте «Брошенные машины»).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2008 г.

«Брошенные машины» такие же яркие, как «Вирт», широчайшая палитра и потрясающие детали рисуют кристально четкие образы, ощущение присутствия 100%ное; концовки порадовала больше, чем в «Вирт».

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2009 г.

Отличная штука: Нун не подвёл после безумно понравившейся мне “Пыльцы”. Странная книга о зеркалах, о людях, умирающих от звука собственного сердцебиения, о книгах, чьи буквы расплываются от прочтения. Книга, которая ничем не начинается и ничем не кончается. Просто где-то по земле раскиданы осколки странного зеркала. И каждый осколок ранит – каждый по своему. Страшная сказка.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2009 г.

Очень мрачная и безнадежная история. Отсутствие оформленного конца подчеркивает бесполезность метаний главных героев. Мир умер.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2008 г.

Честно — не понял всей сути книги. Как то для меня она осталась «недочитанной», хотя и прочел ее всю. Наверно позже пройду еще раз — может мои взгляды изменятся и она станет понятнее

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх