fantlab ru

Иван Тургенев «Дневник лишнего человека»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
101
Моя оценка:
-

подробнее

Дневник лишнего человека

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Автор дневника, находясь при смерти и исповедуясь только лишь перед собой, описывает в последние дни своей жизни самые яркие впечатления прошедшего.

Похожие произведения:

 

 


И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том 5
1891 г.
Избранные рассказы и повести
1935 г.
Избранные повести и рассказы
1947 г.
И. С. Тургенев. Повести
1953 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 5
1954 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1958 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 5
1961 г.
Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Сочинения в 15 томах. Том 5
1963 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 4
1968 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5
1977 г.
Записки охотника. Повести и рассказы
1979 г.
Избранное
1979 г.
Повести
1980 г.
Полное собрание сочинений и писем. Сочинения. Том 4
1980 г.
Избранное
1981 г.
Рудин. Повести и рассказы
1984 г.
Степной король Лир
1988 г.
Три встречи
1988 г.
Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе
1998 г.
Записки охотника
2006 г.
Степной король Лир
2006 г.
Собрание сочинений. Том 2. Муму
2008 г.
Рудин
2009 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Муму
2013 г.
Отцы и дети. Рудин. Записки охотника. Повести
2014 г.
Первая любовь
2015 г.
Малое собрание сочинений в одном томе
2016 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том IV
2016 г.
Муму
2017 г.
Собрание повестей и рассказов в одном томе
2018 г.
Полное собрание рассказов и повестей в одном томе
2018 г.

Аудиокниги:

«Лишний человек» в русской литературе XIX в.
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт

Ещё одна небольшая повесть от классика русской литературы. Примерно на ту же тему, что и предыдущая («Бретёр»). Однако на сей раз мы читаем как бы дневник человека, который считает себя в этой жизни лишним и в доказательство этого приводит несколько вполне конкретных случаев из своей жизни. Хотя на самом деле случай-то один, ибо о своём безрадостном детстве наш герой и вспоминать толком не желает. И опять не без СПОЙЛЕРа!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну, а тот самый генеральный случай связан, как это чаще всего и бывает, с молоденькой семнадцатилетней девушкой, в которую влюбился Челкатурин (дал же бог человеку фамилию!) и на ответные чувства которой рассчитывал. Однако приезд в уездный город столичного князя быстро разрушил все вожделения, ибо именно князь стал объектом внимания Лизы. Наш герой стал всячески да ещё и прилюдно показывать князю своё неудовольствие и в конечном счёте дело дошло до дуэли. Однако и поединок ничего не изменил во взаимоотношениях и взаиморасположениях троицы, а когда князь, закончив все дела, уезжает, оставив Лизу на бобах, то и тогда молодая девушка находит сочувствие и расположение у совсем другого малозаметного персонажа, некоего Безменкова. В результате вся эта история для Челкатурина закончилась горьким разочарованием.

И вот тут, в этой повести, молодую девушку упрекнуть можно только в том, что она поддалась на блеск столичной штучки и не разглядела сразу его игры. В отношении же Челкатурина никаких обещаний и вообще надежд она не давала, и потому всё что он себе навоображал и напредставлял, было только лишь его собственным детищем.

Реалистом нужно быть, батенька, да к тому же жизнерадостным человеком, а не простоквашей, тогда и с девушками всё будет гладко, и жизнь заладится.

Впрочем, там ещё чахотка вмешалась, но это уже совсем другая история...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забыв подробности биографии Тургенева, я все никак не мог взять в толк, почему он из раза в раз повторяет одну и ту же триаду. Счастливый соперник, несчастливый соперник и предмет их обожания — глупая, но красивая колхозница семнадцати лет. Но ведь это три закона диалектики Гегеля, которую Тургенев несколько лет изучал в России и Германии, одновременно с тамошними младогегельянцами. Как и его ровесник Карл Маркс, Тургенев стал применять диалектику материалистически и конкретно-исторически, что сразу вывело его на первые роли в искусстве критического реализма. Просто в начале пути он еще не умел как следует вуалировать голую схему, вот у него однотипные треугольники отношений и получались. В этом Дневнике мастерство Тургенева выросло, и треугольник стал квадратом))

Правда в этой именно повести социальная критика отходит все же на второй план (чтобы там не декларировали советские историки литературы). Здесь больше истории личной неудачи. Конечно, сатирически описано и осуждено паразитическое существование верхнего слоя русского сословного общества, но оно больше фоном служит для истории, нежели главным объектом внимания автора. Чулкатурин умирает и напоследок больше всего хочет рассказать о самом главном и самом травмирующем опыте своей недолгой жизни. С помощью Тургенева он делает это бесподобно. Это высший пилотаж русской психологической прозы. Тоньше и глубже метания страдающей души описать попросту невозможно! Дальше будет только психопатология. Перо Тургенева уже полностью гениально. В доказательство — хотя бы как он умеет в одном предложении сшить предельную абстракцию и самую конкретную деталь. Голая мысль превращается в яркий образ и западает в память навсегда. И образы у него настолько ярки, многослойны и динамичны, что иногда мне казалось, что я читаю Набокова. Хотя на самом деле это Набоков внимательно читал Тургенева.

В общем, эта повесть — золотая страница русской литературы, которой каждый может обогатить свою душу и жизнь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх