fantlab ru

Наталия Попова «Страх»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Страх

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.00 (1)
-
7.98 (919)
-
17 отз.
8.07 (796)
-
24 отз.
7.65 (406)
-
13 отз.
7.39 (97)
-
1 отз.
7.43 (208)
-
5 отз.
7.37 (48)
-
7.16 (31)
-
7.24 (130)
-
5 отз.
7.23 (56)
-
1 отз.
7.51 (158)
-
5 отз.
  • Бими / Bertran and Bimi  [= Bimi; Бертран и Бими; Ревность оранг-утана] (1891) // Автор: Редьярд Киплинг  
7.44 (39)
-
1 отз.
7.44 (27)
-
1 отз.
8.77 (1278)
-
33 отз.
8.27 (116)
-
1 отз.
  • Страхи  [= Страхи. Рассказ дачника] (1886) // Автор: Антон Чехов  
7.81 (128)
-
5 отз.
  • Страшная ночь  [= Страшная ночь: Святочный рассказ. Посвящается гробокопателю М. П. Ф...у.] (1884) // Автор: Антон Чехов  
8.35 (153)
-
2 отз.
8.05 (58)
-
  • Червяк (1896) // Автор: Фёдор Сологуб  
7.32 (59)
-
2 отз.
  • Тени  [= Свет и тени; Тени и свет] (1896) // Автор: Фёдор Сологуб  
7.68 (71)
-
1 отз.
  • Тоска / Unglücklichsein  [= Пребывание несчастным; Быть несчастным; Злосчастье] (1913) // Автор: Франц Кафка  
6.91 (140)
-
  • Нора / Der Bau  [= Лабиринт] (1923) // Автор: Франц Кафка  
7.60 (143)
-
5 отз.
  • Убийцы / The Killers  [= Матадоры] (1927), написано в 1926 // Автор: Эрнест Хемингуэй  
7.52 (146)
-
4 отз.
  • Ужас (1927), написано в 1926 // Автор: Владимир Набоков  
7.93 (109)
-
2 отз.
8.01 (792)
-
25 отз.
7.53 (972)
-
36 отз.
  • Пещера (1921) // Автор: Евгений Замятин  
7.68 (127)
-
6 отз.
  • Мамай (1921), написано в 1920 // Автор: Евгений Замятин  
7.11 (73)
-
3 отз.
  • Морфий (1927) // Автор: Михаил Булгаков  
8.77 (1831)
-
43 отз.
7.75 (20)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Страх.
1993 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и все читатели я жду от произведений раскрытия характеров, глубоких смыслов, интересных сюжетов. Однако же при этом к классике обращаюсь нечасто, и очень зря, надо сказать. Не уйду от искушения немного забежать вперед, и сказать, что эта антология безусловно стала одной из лучших среди прочитанных мною за последние годы. Посвящена она, как следует из названия, одной из самых сильных человеческих эмоций — страху. При этом мистики здесь не так уж много, большинство рассказов написаны в реалистическом ключе, но своего очарования от этого не теряют. Тёмные глубины человеческого подсознания могут таить в себе не меньший космический ужас, нежели место обитания лавкрафтианского Азатота. В простых житейских ситуациях, которые знакомы каждому, может скрываться подлинный страх, который не под силу передать даже многим мастерам хоррора. Привычный мир может в одночасье измениться, и вот уже мы падаем, теряя почву под ногами, хватаясь за соломинку спасительной реальности.

В процессе чтения в моей голове выкристаллизовалось краткое резюме — каким должен быть по-настоящему страшный рассказ. Основных пунктов всего два: 1) восприятие должно принимать сверхъестественное, как объективную реальность 2) «это может случиться со мной!» — читатель должен отождествлять себя с героями, событиями и обстановкой. Рассказам этой антологии, большинство которых написано в XIX — начале XX века, сложно удовлетворить второму критерию, но с первым они всё же справляются. Испытать серьезный страх вряд ли получится, хотя кое-где может быть жутковато, но главное здесь — художественный стиль, психологизм, оригинальный сюжет, глубокая философия. Предисловие составителя очень короткое, Н. Попова перечисляет основные виды страхов, с которыми нам предстоит столкнуться во время чтения, но всё же хотелось бы более развернутого вступления. И всё же работу составителя следует оценить очень высоко, она прекрасно ориентируется в море зарубежной и отечественной классики и сумела подобрать для нас россыпь черных жемчужин, в которой попросту нет пустышек, градация может идти лишь от хорошего к лучшему.

Достаточно посмотреть на состав задействованных авторов, чтобы представить насколько высок может быть потенциал представленных текстов — Чехов, Брэдбери, Мопассан, Тургенев, Булгаков, Э. По, Замятин, Киплинг, Сологуб, Кафка... — что ни автор, то фигура первой величины. Каждый привносит в палитру страха что-то своё — есть юмористические истории о мнимых страхах, есть психологические, беспокойные рассказы, есть те, что проникнуты философской глубиной или же удивят хитросплетением сюжета. Многогранность отношу к очевидным плюсам. При этом внутренне единство антологии достигается не только четким следованием заданной теме, некоторые новеллы перекликаются между собой, авторы разных стран и эпох словно вступают в незримый перекрестный диалог, а читатель получает удовольствие от наблюдения за этим действом. Сборник вышел в далёком уже 1993 году, но актуальности нисколько не утратил, классика не стареет, и ещё может с легкостью дать фору многим новомодным новинкам.

Начнем мы свое волнительное путешествие со знакомства с тремя рассказами классика детектива и триллера Э.А. По. Короткий рассказ «Сердце-обличитель» — это маленький шедевр, «Преступление и наказание» в миниатюре. Одновременно автор мастерски применяет приём «ненадёжный рассказчик» и дает свободу для трактовки финала с различных точек зрения. Главный герой — пациент психиатрической больницы, который попал туда за убийство соседа, раздражавшего его своим «дурным глазом». Преступник приложил все силы, терпеливость и изобретательность, чтобы обставить всё, как несчастный случай, но шила, как известно, в мешке не утаишь.

Что может быть ужаснее, чем очнуться в гробу и осознать себя погребенным заживо. Следующий рассказ По «Преждевременное погребение» описывает реальность воплощения подобного страха. В начале автор нагнетает атмосферу, описывая несколько реальных случаев, когда людей по ошибке хоронили заживо, что позволяет воспринимать последующие события с большей достоверностью. Герой рассказа страдает от приступов каталепсии, во время которых его легко можно признать за труп, все знакомые знают об этой особенности, а сам рассказчик предпринял необходимые меры, чтобы обезопасить себя от страшной случайности, но чему суждено произойти, того не миновать. Финал рассказа удался на славу, изобретательный, живой и ироничный ум Э. По проявил себя с лучшей стороны, придав предсказуемому сюжету остроумную развязку.

В детективе «Ты еси муж, сотворивый сие» рассказчику предстоит проявить изрядную смекалку, дабы вывести убийцу на чистую воду и спасти невиновного от петли. После того как состоятельный горожанин бесследно исчезает во время поездки в город, подозрения в убийстве падают на его племянника. Рассказчик и читатель с самого начала понимают, кто настоящий убийца, но его хитроумие способно легко обвести вокруг пальца простодушных жителей американской глубинки. Чтобы уличить истинного преступника придется очень постараться, описанную в финале хитроумную комбинацию наверняка бы разнесли в пух и прах современные «Разрушители легенд», но в оригинальности и выдумке мистеру По не откажешь, уж это точно. Дополнительные плюсы — «говорящие» фамилии и живой, ироничный язык повествования.

Легкий, искрометный и по-настоящему французский, как бокал молодого божоле, рассказ вышел из-под пера П. Мериме. «Голубая комната» — история молодой пары влюбленных, которая обосновалась в провинциальном отеле, чтобы предаться радостям адюльтера. За стенкой поселился пожилой богатый англичанин, а ночью странный звук из его номера разбудил юношу, которому теперь предстоит сделать трудный выбор — помочь следствию или же бежать, чтобы сохранить честь любимой женщины. Финальную задумку автора вполне можно разгадать, но впечатления это не портит. У страха глаза велики, особенно если это глаза впечатлительных и любвеобильных французов.

Из солнечной Франции на заснеженные просторы России переносит читателя А. Бестужев-Марлинский и его «Страшное гаданье». Молодой офицер влюблен в замужнюю женщину, та отвечает ему взаимностью, но не желает бросать мужа. Чтобы попрощаться с любимой, герой отправляется на светский бал, но заблудившись в метели, оказывается на сельских посиделках, где ему встречается таинственный незнакомец, предлагающий раскрыть тайну возможного будущего. Автор подробно расписывает деревенские обряды, забытые ныне традиции гаданий, ты словно переносишься в ту эпоху. Язык повествования красивый, но чтение осложняет, хотя здесь именно язык — это огромный плюс.

Сразу четыре рассказа представляют в антологии творчество Ги де Мопассана, автора знакового для жанра мистики рассказа «Орля». Его первый представленный здесь рассказ «Кто знает?» заставляет героя, а заодно и читателя, задаваться вопросом: «весь мир сошёл с ума или только лишь я?». В роли рассказчика выступает убежденный интроверт, привыкший доверять больше вещам, нежели людям. Возвращаясь поздно вечером в свой особняк, он становится свидетелем необычайного явления, которое заставит нашего читателя вспомнить «Федорино горе» К.И. Чуковского и в меньшей степени «Зловещий призрак новизны» Р. Брэдбери.

Короткая юмористическая зарисовка «Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом», несмотря на всю сюжетную простоту заставила меня от души улыбнуться. Сельский почтальон с утра пораньше отправляется разносить письма, у дома местного приказчика он слышит странные звуки, наводящие на мысли о страшном преступлении, вершащемся здесь и сейчас. Помимо прочего понравился сам образ дядюшки Бонифаса — наивного, простодушного и далеко не самого смелого почтальона в истории.

В рассказе «Страх» попутчики, оказавшиеся в одном купе делятся страшными историями, которые им приходилось слышать в реальной жизни от знакомых. Здесь Мопассан стремится доказать на примерах, что человека пугает лишь, то чего он не может объяснить с позиций материальной логики, а как только таковое объяснение находится, то все страхи рассеиваются, подобной предрассветной дымке. Коротко, но довольно интересно, особенно история, рассказанная со слов самого И. Тургенева.

Легенду о руке славы — части тела, живущей отдельно от тела бывшего хозяина — в разное время использовали разные авторы. Вот и в рассказе Мопассана «Рука» есть намеки на существование этого явления (или создания, не знаю как сказать). Полицейский жандарм делится историей из времен своей молодости, когда он расследовал убийство английского охотника, среди трофеев которого была мумифицированная рука его врага, пропавшая после смерти. Трактовку финала автор оставляет на усмотрение читателя.

На первый взгляд «Рассказ отца Алексея» И. Тургенева — это типичная мистика об одержимости. Единственный сын сельского священника отказывается от фамильной традиции и хочет посвятить жизнь науке, но с этого момента его начинает преследовать образ черного человека, видимый только ему. Однако за мистической оболочкой скрывается социальный посыл, озвученный в «Отцах и детях», т.е. автор воссоздает конфликт тогдашней нигилистической молодежи, подготовленной к приятию «бесов революции», с традиционным обществом. Образ отца-священника, сына-студента и происходящие с ним трансформации, после того как он решил порвать с прошлым — всё очевидно.

Теперь немного экзотики от Р. Киплинга, представленного здесь двумя рассказами. То что похоже на человека, но человеком не является, вызывает страх — таковы рыболюди и черные культисты из рассказов Лавкрафта, таков и орангутанг из рассказа Киплинга «Бими». Прирученный в детстве Бими очень любит своего хозяина и он очень умен. Время идет, и вот уже хозяин готов жениться, но тут любовь обезьяны через ревность может перейти в свою противоположность. Здесь интересна личность рассказчика — немца, говорящего с акцентом, использующего своеобразные выражения — в общем всё похоже на байку, но достоверную, действительно — чего только не бывает в колониях..

Стойкость человеческого духа в столкновении с бушующей стихией живописует рассказ «В наводнение». В роли рассказчика выступает индус-мусульманин, работающий на переправе через своенравную реку Бхарви. В начале мы видим многословного старика, который утомляет потоком слов, но когда он начинает рассказывать о случае из своей молодости, мы видим сильного и героического человека. Переправляясь через реку на свидание с любимой он попадает в наводнение и жизнь его висит буквально на волоске. Картины стихийного бедствия описаны с подлинным размахом и действительно потрясают, вообще нравятся мне такие истории о мужестве у Киплинга и Дж. Лондона.

Наверное, все видели советский мультик по рассказу О. Уайльда «Кентервильское привидение», вот и я смотрел, но сам рассказ прочел только сейчас. Действительно сильная история, которая здесь предстает в более взрослом варианте. Семья американского посла переезжает в английский замок, где обитает жуткое привидение его бывшего хозяина, убившего свою жену. Очень быстро выясняется, что призрак способен навредить лишь тем, кто сам его боится, а перед непробиваемым ликом материализма янки в роли жертвы оказывается само несчастное привидение. В общем, печальный, лиричный и жизнеутверждающий рассказ о настоящей человечности, заслуженная и вечная классика.

Новелла С. Цвейга «Страх» произвела на меня очень сильное впечатление, даже на фоне прочих блестящих вещей антологии. Героиня рассказа — богатая замужняя дама Ирена Вагнер изменяет мужу с молодым пианистом, но однажды, выходя из дома любовника, она встречается нос к носу с нелицеприятной женщиной, угрожающей раскрыть её обман. С этого момента Ирена становится жертвой непрекращающегося шантажа. Страх и душевные терзания героини, изменения в её личности, в отношении к мужу и детям переданы с невообразимой достоверностью. Автор рисует богатое красками психологическое полотно, заставляя буквально проглатывать рассказ страница за страницей. Во время чтения я прикидывал разные варианты финала, но автор меня действительно удивил в концовке. Очень мощный рассказ, зря я раньше обходил вниманием Цвейга.

Как по композиции, так и по основной мысли рассказ А. Чехова «Страхи» напоминает «Страх» Мопассана, о котором я уже говорил выше. Перед нами три небольшие истории, случаи из жизни, когда неведомое и страшное с первого взгляда, при ближайшем рассмотрении получало логическое объяснение и переставало пугать. Живой, образный язык автора, напряжение, сменяющееся разрядкой — не самый интересный в творчестве Чехова рассказик, но прекрасно подходящий к тематике настоящей антологии.

Ещё один рассказ Чехова называется «Страшная ночь», главный герой возвращается домой после спиритического сеанса на котором дух Спинозы предсказал ему скорую гибель. У себя дома взволнованный товарищ обнаруживает... самый настоящий гроб. Неужели предсказание сбывается, причем с такой скоростью и так недвусмысленно? Можно ли найти этому факту логическое объяснение? Этот рассказ написан в привычном чеховском стиле — легкость и ирония, «говорящие» фамилии персонажей — достойная вещица.

В каждом человеке, даже в самом последнем негодяе можно найти что-то хорошее — убежден Л. Андреев, об этом его рассказ «Предстояла кража». Матёрый уголовник собирается на дело, готовится крупное ограбление и, возможно, убийство, но по пути к месту встречи с подельником он встречает одинокого щенка, замерзающего в снегу. Рассказ короткий, сюжет простой и предсказуемый, но история цепляет и заложенный в ней морально-нравственный посыл смотрится вполне органично, не вызывая отторжения.

Ф. Сологуб в паре рассказов поднимает тему навязчивых детских страхов. Обе истории довольно мрачные и грустные, хотя в них нет никакой мистики. «Червяк» знакомит нас с веселой и жизнерадостной девочкой Вандой, которая вдали от дома живет в пансионе с одноклассницами. Однажды она случайно разбила любимую кружку хозяина дома, а тот жёстко подшутил в ответ, пригрозив, что ночью в рот девочки заползет червяк. Поверив дурацкой шутке, Ванда начинает чахнуть на глазах. Стоить отметить яркий авторский слог, запоминающиеся образы персонажей, а описания окружающего мира соотносятся с состоянием героини, становясь всё мрачнее и беспросветнее.

Мальчик Володя из рассказа «Тени» живет с рано овдовевшей матерью. Однажды ему попадается книжка с картинками, которые можно сложить из пальцев и устроить собственный театр теней. Забавное увлечение постепенно становится манией, мальчик начинает изобретать свои фигуры, тени занимают все его внимание, плохо отражаясь на успеваемости и отношениях с мамой. Также довольно мрачный рассказ, показывающий, как из невинного пустяка могут раскрыться двери в бездну.

Небольшой рассказик Ф. Кафки «Тоска» — история одинокого человека, который ищет укрытия от внешнего мира в своей квартире, среди привычных вещей и зеркал. Однажды его покой нарушает появление странного незнакомца, мальчишки, который утверждает, что они уже давно знакомы. Что это — призрак или воплощение внутреннего мира героя, а может быть порождение воспаленного разума? Беспокойная история, пропитанная одиночеством, безумием и безнадёжным стремлением к чему-то лучшему, к переменам.

Лучше прочувствовать стиль и гениальность Кафки позволит «Нора». Этот рассказ читается довольно тяжело, представляя собой непрекращающийся мысленный монолог некого существа, подобно кроту, живущему в ходах под землей, хотя для охоты оно иногда заглядывает на поверхность. Текст почти не делится на абзацы, идёт сплошным потоком, но в процессе чтения начинаешь мысленно ассоциировать себя с этим существом, а в концовке автор избрал интересное решение, отказавшись от кульминации и финала, от этого гарантировано послевкусие в виде зудящего чувства тревоги и беспокойства. Рассказ аллегоричен, это философская притча о мучительном выборе между свободой и безопасностью. Бессмысленность существования предстает неким сном наяву, который запросто может из легких предрассветных грез превратиться в кошмар.

Будничность зла, неспособность обычного человека ему противостоять — всё это нашло своё отражение в рассказе Э. Хемингуэя «Убийцы». В провинциальный бар заходит парочка серьезных незнакомцев, которые не скрывают, что являются наёмными убийцами, получившим заказ на одного из завсегдатаев — бывшего боксера Оле Андерсона. Не всякий отважится рискнуть своей безопасностью, чтобы предупредить жертву, но как отреагирует сам Андерсон на страшные новости, что предпримет — бежать или драться?

Окружающая действительность — это совокупность наших мысленных представлений о мире, но если оглядеться вокруг и увидеть истинную суть вещей, можно здорово испугаться. В этом убежден В. Набоков и герой его рассказа «Ужас». Молодой человек покидает свою возлюбленную и уезжает в другой город, в какой-то момент он чувствует, что с его глаз будто спали шоры, внезапно он начинает видеть обычные вещи в их истинном свете и это его не на шутку пугает. Получилась такая вот реалистичная «Матрица» без какой-либо фантастики, так что если наш мир лишь иллюзия, то может оно и хорошо, что мы не замечаем правды, в противном случае жить было бы невозможно.

А вот если представить, что по новостям вдруг объявят, что человечеству скоро крышка, и жить нам осталось менее суток? Р. Брэдбери задумался над этим вопросом в рассказе «Завтра конец света». Очень светлый рассказ, заставляющий поверить в то, что каждая секунда земного существования бесценна, и нужно жить и радоваться жизни до последнего вздоха, ведь с неизбежным бороться бессмысленно, рано или поздно для каждого из нас случится личный апокалипсис, ведь человек смертен. Когда читаю этот рассказ, то всегда вспоминаю сцены из «Титаника», особенно ту, в которой мать укладывает детишек спать, читает им сказку, а на нижних палубах уже бушует поток воды.

Ещё один рассказ Р. Брэдбери «Дракон» стирает рамки пространства и времени. Очень сильны здесь образы, особенно описания самого дракона, а также света костра, который является маяком, последним гарантом спокойствия среди темной ночи. Храбрые рыцари идут, чтобы сразиться с мифическим чудищем, но они не знают, что ждет впереди. Иногда страх не нужно преодолевать, ведь это защитный механизм, удерживающий от бессмысленного риска, гораздо полезнее прислушаться к себе, к своим ощущениям.

В революционный Петроград перенесет нас пара рассказов Е. Замятина. В своей «Пещере» Замятин, подобно Брэдбери, стирает грань между прошлым и настоящим, сравнивая мирных жителей Петрограда с охотниками на мамонтов. Новым божеством становится печка-буржуйка, требующая ежедневных подношений. Главный герой — типичный интеллигент, заботящийся о тяжело больной супруге, ему предстоит сделать тяжелый выбор между честью и выживанием — у жены день рожденья, а дров практически не осталось, сосед отказывается выручить, поэтому остается последнее — украсть. Помимо психологизма отмечу образный замятинский язык, его ни с чем не спутаешь.

То же место действия и схожие проблемы поднимаются в рассказе «Мамай». Здесь петербуржские пятиэтажки автор сравнивает с кораблями, плывущими по штормовому морю, у каждого корабля есть своя команда и капитан, то бишь управдом. Пётр Петрович Мамай — еще один типаж рафинированного интеллигента, который живет под крылом своей властной супруги, а единственной отрадой в жизни считает коллекционирование антикварных книг. По дому проходит слух, что грядут повальные обыски, жители начинают спешно припрятывать свои ценности, вот и Мамай хочет сохранить свои денежные накопления. Помимо прочего, автор пытается разобраться в том, что заставляет человека пойти на убийство и вообще, способен ли обычный человек убить живое существо, какая мотивация должна этому предшествовать.

Проблемы наркотической зависимости разбираются в повести М. Булгакова «Морфий». Молодой сельский доктор, чтобы унять боль делает себе укол наркотика, но с этой поры морфий плотно входит в его жизнь. Дневник доктора Полякова — это исповедь хорошего человека, ставшего наркоманом, автор описывает все этапы распада личности, как физическую, так и моральную деградацию. Это действительно тяжелое, но важное и полезное чтение, особенно в наше время синтетических наркотиков.

Завершает антологию рассказ Ю. Домбровского «Ручка, ножка, огуречик». Пожилой писатель, прошедший сталинские лагеря, заканчивает свой эпохальный роман, над которым он работал 11 лет. В то же время ему начинают поступать звонки с угрозами от неизвестных преступников. Герой готов лицом к лицу встретиться с опасностью, но станет ли это лекарством от страха, который может поселиться в душе любого, даже такого цельного и волевого человека, как герой этого рассказа.

В рамках этой качественной и очень сильной антологии сложно выделить какие-то приоритеты, каждый рассказ запоминается и по-своему оригинален. За выдающийся художественный стиль, образный язык изложения хочется отметить работы Ф. Сологуба, Е. Замятина и А. Бестужева-Марлинского. Психологизм и раскрытие персонажей удаются всем представленным авторам, но особенно запомнился в этом плане «Страх» С. Цвейга. В плане юмора стоит обратить внимание на рассказы Чехова, Мопассана и Мериме. В качестве самого оригинального и необычного произведения следует упомянуть Кафку с его «Норой». Для проходных и безвкусных работ в сборнике места не нашлось, в этом заслуга составителя. Для чтения эту книгу можно рекомендовать самой широкой аудитории всех возрастов и литературных предпочтений, любители классики могут увидеть знакомых авторов с новой стороны, а те кто предпочитает фантастику и мистику убедятся в том, что разница между миром «большой» и фантастической литературы довольно условна, и стоит говорить лишь об уровне художественного мастерства, настоящий мастер способен проявить себя в любом жанре, это бесспорно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наткнулась на сборник совершенно случайно, и разочарованной не осталась. Тема очень любопытная. Страх. Неприятное чувство, которое возникает совершенно из разных источников, будь это реальная опасность для жизни или чисто психологическая проблема. Произведения здесь представлены в основном классиков, таких мастеров как По, Чехов, Тургенев, Оскар Уайльд. Открытием для меня стали: Ги де Мопассан и Федор Сологуб. Никогда не думала, что первый писал и в жанре «непонятное — странное», а второму просто шикарно удается атмосфера, а я это очень ценю.

В книге содержатся рассказы, довольно хорошо раскрывающие тему. Есть мистика, есть психологические вещи, граничащие с безумием, есть даже юмор.

Пройдусь по самым запоминающимся произведениям.

«Заживо погребенные» По. Тут все понятно из названия, хоть на миг представьте весь ужас ситуации.

«Голубая комната» Проспер Мериме. Рассказ отлично поднял настроение, ох уж эти гостиницы со своими происшествиями.

«Страшное гаданье» Бестужев-Марлинский. Завораживает и держит в напряжение. Деревня, зима...

«Страх» Ги де Мопассан и «Страхи» Чехов. Два очень похожих произведения, необъяснимое пугает не меньше, чем реальная угроза. А еще человеку свойственно додумывать, если он столкнется с чем-то на первый взгляд необычным, рассматривать детально нет времени, страх уже сидит на шее. А с другой стороны в мире еще много не разгаданного. Вот не знаю как бы я себя повела, если бы увидела допустим сам по себе прыгающий стакан.

«Рука» Ги де Мопассан. Вроде бы банально, но все равно жутко.

«Рассказ отца Алексея» Тургенев. Люблю автора, он меня и в жанре мистики не разочаровал.

«Кентервильское привидение» Оскар Уайльд. Думаю про него каждый слышал. Не страшное, а скорее увлекательное и занятное произведение.

«Страх» Цвейг. Дошли и до женщин, что изменяют своим мужьям. Прибавить сюда еще и шантаж.

«Страшная ночь» Чехов. Представьте себе на спиритическом сеансе вам предсказали смерть, нервишки понятное дело разыграются, а потом приходите к себе домой и видите...гроб! Испугались? Не говорите, что нет.

Два рассказа Фёдора Сологуба.

«Червяк» — не пугайте ребенка всякими небылицами, иначе он может вбить себе в голову и последствия будут печальные.

«Тени» — безобидное занятие приводит к безумию. Просто шикарная атмосфера!

«Завтра конец света» Брэдбери. Рассказ не пугает, но заставляет задуматься. А что если бы...

«Морфий» Булгаков. Что тут сказать? Наркотики — очень страшная вещь.

Сборник меня однозначно порадовал. И тема интересная, и рассказы подобраны хорошо. А что еще надо для полного счастья? Пять не дали поставить несколько произведений, они неплохие(совершенно не понравился только «Ручка, ножка, огуречик» Домбровского), но вот такой у меня характер. А так все очень даже хорошо.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх