fantlab ru

Дж. Р. Р. Толкин «Две твердыни»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.07
Оценок:
10036
Моя оценка:
-

подробнее

Две твердыни

The Two Towers

Другие названия: Две башни, Две крепости

Роман, год; цикл «Легендариум Средиземья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 398
Аннотация:

Отряд Хранителей распадается, а война приходит на степи Рохана — государства Всадников, союзников Гондора. Арагорн, Гимли и Леголас, а также младшие хоббиты помогают рохирримам в решающей битве против мага Сарумана, а путь Фродо и Сэма лежит во тьму, к Пепельным горам, и дальше, в страшную крепость Кирит-Унгол, где скрывается потайной ход в Темную страну.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Властелин колец: Две крепости» / «The Lord of the Rings: The Two Towers» 2002, Германия, США, Новая Зеландия, реж: Питер Джексон



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2018 г.

Издания:

Две твердыни
1990 г.
Повесть о кольце
1990 г.
Властелин колец
1991 г.
Две твердыни
1991 г.
Властители колец, том 2
1991 г.
Властелин колец. Том III. Братство кольца. Главы 18-22. Две крепости. Главы 1-6
1992 г.
Властелин колец. Том IV. Две крепости. Главы 7-19.
1992 г.
Властелин колец. Том V. Две крепости. Главы 20-21. Возвращение Короля. Главы 1-9.
1992 г.
Две крепости
1992 г.
Две крепости
1992 г.
Две твердыни
1992 г.
Властелин Колец. Кн. I - III
1993 г.
Властелин Колец. Кн. IV - VI
1993 г.
Властелин колец. Летопись вторая и третья
1993 г.
Две Башни
1994 г.
Две твердыни
1994 г.
Властелин Колец. Том 2: Две крепости
1996 г.
Две твердыни
1998 г.
Властелин Колец. Книга II. Две Башни
1999 г.
Две башни
1999 г.
Властелин Колец
2000 г.
Властелин Колец. Том 2. Две Крепости
2000 г.
Две Башни
2000 г.
Две твердыни
2000 г.
Две Твердыни
2000 г.
Властелин Колец
2001 г.
Властелин Колец
2001 г.
Две Башни
2001 г.
Две Башни
2001 г.
Две твердыни
2001 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец. Две Крепости
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Две Твердыни
2002 г.
Властелин Колец. Хоббит
2002 г.
Властелин Колец. Часть II. Две крепости
2002 г.
Две Башни
2002 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин Колец
2002 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец
2003 г.
Властелин Колец. Две крепости
2003 г.
Джон Рональд Руэл Толкин. Сочинения в 3 томах. Том 2.
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Полная история Средиземья
2003 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец
2004 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2004 г.
Властелин колец. Две твердыни
2004 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2004 г.
Властелин Колец. Две Твердыни
2004 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2006 г.
Властелин колец
2007 г.
Полная история Средиземья
2007 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец
2008 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2008 г.
Две твердыни
2008 г.
Властелин колец
2009 г.
Властелин Колец
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2009 г.
Полная история Средиземья
2009 г.
ПОЛНАЯ история Средиземья в одном томе
2009 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2010 г.
Властелин Колец
2011 г.
Хроники Средиземья
2013 г.
Полная история Средиземья
2013 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2013 г.
Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2014 г.
Властелин колец
2014 г.
Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2015 г.
Властелин Колец
2015 г.
Властелин колец: Две твердыни
2015 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин колец. Две твердыни
2016 г.
Властелин Колец
2016 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2017 г.
Властелин Колец
2017 г.
Властелин Колец: Две твердыни
2018 г.
Властелин Колец. Две твердыни
2018 г.
Две твердыни
2018 г.
Властелин Колец
2019 г.
Властелин Колец. Часть 2. Две крепости
2019 г.
Властелин Колец: Две твердыни
2020 г.
Властелин колец
2021 г.

Периодика:

Школьная роман-газета, 8/1997
1997 г.
Школьная роман-газета, 9/1997
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Две твердыни
1978 г.
Две твердыни. Сильмариллион
2000 г.
Властелин Колец
2015 г.

Аудиокниги:

Властелин Колец. Две Башни
2006 г.
Властелин Колец. Две крепости
2007 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Властелин колец
2007 г.
Властелин колец. Две твердыни
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Two Towers
1954 г.
(английский)
The Two Towers
1965 г.
(английский)
The Two Towers
1965 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1993 г.
(английский)
The Lord of the Rings
1995 г.
(английский)
Sõrmuste isand. 2 osa. Kaks kantsi.
1997 г.
(эстонский)
Володарь перснів. Дві твердині
2002 г.
(украинский)
The Two Towers
2002 г.
(английский)
Дві Вежі
2003 г.
(украинский)
Володар перстенів. Дві вежі
2005 г.
(украинский)
The Two Towers
2005 г.
(английский)
Володар Перстенів
2006 г.
(украинский)
Уладар Пярсьцёнкаў: Дзьве вежы
2008 г.
(белорусский)
The Two Towers
2012 г.
(английский)
Володар Перснів. Частина друга: Дві вежі
2013 г.
(украинский)
The Lord of the Rings
2014 г.
(английский)
The Lord of the Rings Illustrated
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая лирическая и поэтическая часть трилогии. «Братство Кольца» — там была жизнь простых людей (извините, хоббитов!), и «красивостей» поэтому очень мало (точней, они есть, но автор скупо «вкрапляет» их в текст: всего двумя-тремя штрихами обрисована «душа» Вековечного леса — милая и нежная Золотинка. Лот-Лориэн — увядает, мы видим его не весной, а осенью, даже — под самый конец осени. И остается только гадать, каким предстал этот лес Арагорну и Арвен в пору расцвета их любви. Толкин — умный писатель: некоторые вещи, будь они хоть сто раз кавайны и поэтичны, он не «озвучивает» напрямую, пряча в подтекст).

А вот «Две твердыни» написаны иначе. Во-первых, одни энты чего стоят: не просто «ходячие кусты» (как могут подумать те, кто знает сюжет в основном по фильму). Энты — по сути, те же люди, просто умно и глубоко чувствующие природу. Тут уже Профессор не стесняется, по полной программе излагает вслух свое романтическое вИдение действительности. Самый трогательный образ из них из всех — это, конечно, Брегалад с его немного «торопливой» манерой думать и говорить (а вы никогда не встречали таких людей?..) И с его тоской по погибшим ря бинам...

NB В фильме, кстати, упущена одна важная деталь: первое, что увидели хоббиты при встрече с Древнем, были — глаза.

«Пин потом чaсто пытaлся припомнить их въяве: «Вроде кaк зaглянул в бездонный колодезь, переполненный пaмятью несчетных веков и долгим, медленным, спокойным рaздумьем, a поверху искристый блеск, будто солнце золотит густую листву или мелкую рябь глубокого озерa. Ну вот кaк бы скaзaть, [нечто] до поры дремaло, ...и вдруг пробудилось и осмaтривaет тебя тaк же тихо и неспешно, кaк издревле рaстило сaмого себя».

(При современном уровне развития компьютерной графики, показать это все на экране — пожалуй, не так трудно, как сперва кажется. Да и Джексон вовсе не бездарь — после первого и второго «Хоббита» я в него поверил, вижу, что это хороший режиссер ;)) Но... почему-то в фильме мы так и не увидели важнейшую подробность облика энтов...)

Потом еще есть королевский двор Рохана, пребывающий в упадке, однако — contra spem spero! — не умерший окончательно. (Такое хорошо было читать в 90-е, ибо вселяло надежду: если уж Теоден и его люди выкарабкались из черной пучины безысходности, то мы — и подавно сможем).

Эомер и Эовин — прекрасно выписаны (она — «нежная и холодная», как перевела Маторина. Но «холодная» не в смысле бесчувственная, а просто очень-очень сдержанная. Суровая, как и сама жизнь в этом довольно диком краю. И все-таки — «нецивилизованный», но живой, естественный Рохан я предпочту излишне утонченному, пышному, высокомерному Гондору).

Теоден — опять же, показан не так, как в фильме (там он был одержим, а тут — просто заблуждался, пребывал в унынии, потому-то и «наломал дров». Но — вовремя понял свою ошибку. Как знать, возможно, для Денетора (который попал примерно в такую же ситуацию) тоже не все потеряно было?

Безусловно, хорош Голлум (об этом уже писали в отзывах до меня, так что не буду повторяться. Скажу только, что без этой его борьбы с самим собой книга бы очень, о-очень много утратила. Толкин — отличный психолог, невзирая, что романтик ;)

Так же безусловно, хорош Фарамир — этот «мрачный молодой человек», как его называет автор, устоял перед искушением Кольца (что не удалось его брату). Собственно, он даже устоял перед искушением просто посмотреть на него или взять в руки. И это более чем удачно характеризует итилиенского военачальника.

Ну, и — last but not least — зачем в романе Шелоб? Как по мне, иллюстрация к словам Эльронда, которые часто забывают, когда говорят о «черно-белом» мире Толкина. А слова эти такие: «Ни одно зло не изначально. _Даже_ Саурон_».

Здесь мы видим более древнее, более страшное (и, как мне кажется, неистребимое) зло. Которое, скорей всего, тоже не изначально. Которое было еще до Мордора и, наверно, переживет его на многие годы. В Четвёртую Эпоху людям тоже будет хватать проблем...

Одним словом: здесь очень много серьезных, глубоких идей (я это называю «философемы» и «психологемы»). А еще — книга просто написана отличным языком. Легким, красивым, образным, а временами (под стать первому тому) — скупым, суровым и торжественно-печальным.

К сожалению, хороших переводчиков Толкина, способных адекватно воспроизвести его язык и стиль, у нас пока еще мало.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть «Властелина колец» — самая середина эпопеи. Часто бывает, что между началом и концом идёт как-бы провисание, затянутое и скучное. Но Толкиен никогда бы не приобрёл своей славы, если бы его книга была бы такова. Он не делил её на составные части — для Джона Р. Р. это был единый роман. И вторая часть вышла тоже очень красивой, здорово прописанной и напряжённой.

Отряд Хранителей разделился — у каждого из них — разные пути, но одинаковые цели. Они должны спасти мир от смыкающейся Тьмой с востока. Первая часть знакомит нас с приключениями тех, кто остался по правую руку от Андуина — Арагорна, Леголаса и прочих. Эта часть пронизана тем же светом, что и первый роман — романтикой эпической саги, северным колоритом и сюжетной динамикой. Да, эта часть в плане событий очень богата — казалось, ты только читал об отплытии Боромира — а уже онты идут на Изенгард, ещё пару страниц перевернёшь — и вот уже Гэндальф борется с Саруманом. Возвращается Гэндальф в образе Белого Всадника, из лесов выходят Пастыри Деревьев, а конунг (не так прост перевод Муравьёва!) Теоден, ощущавший себя дряхлым старцем, вновь твёрдо держит меч в своей руке. Да, эта часть наполнена оптимизмом — ведь первые победы над тьмой одержаны именно здесь. Обратите внимание — как мало Толкиен уделяет места баталием. Сражение за Хельмову Крепь описано в достаточно общих чертах, возможно, даже торопливо. В любом случае, это не самые яркие страницы романа. А если вспомнить то, как Гэндальф исцелил Теодена от его немощи? А ведь это настоящее волшебство — без всяких эффектов, без примочек. А противостояние Гэндальфа и Сарумана, за право первенства? Это не было поединком в современном понимании этого слова. Один из краеугольных камней магии этого мира — Воля. И поединок магов — это сражение двух Воль, которая оказывается неизбежным поражением Зла, некогда предавшим Добро. Вообще, каждый персонаж здесь играет свою символическую роль, повторюсь, как в традиционном эпическом сказании.

Вторая часть — абсолютно иная. От образа Белого Всадника на серебристом коне читатель сразу попадает в околомордорские земли — мир, где царит удушливая Тьма и безнадёжность. События текут медленно, трое хоббитов бредут под постоянным гнётом присутствия Врага, И везде — какая то затхлость, подавленность, наконец, чувство одиночества — если читать внимательно, вникая в текст, может стать очень неуютно и тоскливо. Это мир, в котором любой бы потерял надужду. Только один герой смог разбавить эту Тьму — герой, которого Толкиен будто-бы вытащил из собственной современности — Сэм Скромби (Гэмджи, Гужни — кому как нравится). Его незатейливые шутки, и некоторая непосредственность несколько сбавляют тяжёлый эмоциональный фон, который в ином случае стал бы полноценной, жёсткой тёмной фэнтези. За что можно любить эту часть? Я, может быть, изобрету велосипед таким образом, но может кого и удивлю — за образ Горлума. Подземное забавное чудище из «Хоббита» превратилось в настоящую трагическую фигуру, символом разьедающей, подтачивающей силы Кольца Всевластья. Он будто бы состоит з двух личностей — злобного и подлого Горлума, сущности, порождённой Кольцом, и Смеагорла, так навсегда и оставшегося наивным, любопытным, несколько романтичным (любящим старинные легенды) хоббитом, который некогда ни с того, ни с сего вдруг задушил своего друга за Кольцо, оставшись потом наедине со своей виной. Весь путь хоббитов мы вдим, как его съедает противоречия — с одной стороны, тяга к Кольцу, с другой — вполне искренняя признательность Фродо, который впервые за много лет проявил к нему признательность и поддержку.

Толкиен планку не понижал. В детстве я любил болье часть о Фродо и Сэме, а сейчас даже трудно разобраться — какая лучше. В любом случае, она ничуть не хуже других частей трилогии, это просто — середина. Декорации, расставлены, и грядёт сражение за Запад — но это уже другая история...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть цикла «Властелин колец» берет свое начало спустя небольшое количество времени , после окончания первой части. Отряд Хранителей распался. Его коснулась смерть и пожала некоторые плоды, и из за этого, в начале повествования есть некоторое чувство недоумения : как же Фродо и Сэм пройдут этот путь ? Как могло «обрушиться» такое сильное сообщество девяти героев ?

Толкиен решил пойти на очень смелый ход — он разделил героев своего повествования. По сути это два разных пути — это почти что два разных мира. Один огромный , эпический , кажется везде есть простор для действия, есть выбор, свобода. Другой мир — это мир безвыходности, мир практичести без надежды, падший мир.

Автор продолжает погружать нас в свой «эдем» , продолжает рисовать идеальное Средиземье ( идеальное в плане живости) . Но если «по пути Арагорна» это описание затмевается действием, то «путь Фродо и Сэма» воспринимается намного тяжелее. Во втором пути действия не так много, автор нарисовал мир безвыходности настолько реалистично, что получился (наверно даже им) неожидаемый эффект. Всю эту мрачность и «серость» «темной стороны баррикады» читатель воспринимает очень тяжело. Видимо подсознательно отталкивается от этой мрачности и стремится к чему-то более яркому. И именно это показывает автор в приключениях другой части отряда Хранителей. Действие Арагорна , Леголаса, Гимли яркие и интересные. Их задачи меняются от небольших до очень масштабных. Спасение хоббитов оборачивается встречей со старым знакомым, а это встреча несет за собой дальнейшие действия и глобальные последствия.

Персонажы все так же идеально прописаны. Новые герои вносят свой оттенок в палитру мира. Противостояние Рохан — Саруман показано очень ярко. Практически всю вторую половину книги автор нагнетает атмосферу ( подготовка армии, разговоры и тд. ) , ожидание которой потом вылевает в картину битвы за Хельмово ущелье. Кстати битва описана потрясающе. Очень удалась «массовая» часть сражения. (то бишь гигансткий хаос).

Но есть еще один путь в книге — путь Мери И Пиппина. Здесь первый раз автор показывает (цитата) , что «маленькие камушки вызывают большой обвал» . Благодаря отважным хоббитам удается поднять самых неторопливых и терпеливых существ Средиземья- Энтов. Энт Древобород (нельзя сказать , что он главный у этого народа) по сути характеризует всю расу в целом. Будучи «подтолкнутыми» к действию хоббитами, энты побеждают одного из самых сильных союзников Саурона. Здесь так же автор показывает , что война, какая бы она не была, затрагивает все слои жизни мира.

Путешествие Фродо и Сэма , помимо атмосферы угнетенности , так же сильно героями этой части «пути». Горлум показан нам здесь не злодеем, отнюдь. Здесь показывается его внутренняя борьба и отчасти даже какая-то его философия. Он тоже был в чем-то прав , говорит Толкиен его устами, не всегда злодей однозначно «плохой». Так же очень ярко показана зависимость Фродо от кольца, показано как это происходит, почему. Здесь , я думаю, автор хотел сказать, что каждый может согрешить , и применяя опять же мою мысль — не каждый однозначно «правилен и хорош».

Битва у Хельмового ущелья выйграна, но это только самое начало войны, самая малая часть вражеской стороны. Фродо и Сэм преодолели большую часть испытания и большую часть пути, но все же это не конец. Грядет развязка , кульминация.

Книга заканчивается. С грозовой атмосферой войны и лучиком будующей надежды.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Братство распалось, и каждый пошел своей дорогой. До этого момента путь был труден, но были ясны цель и направление, а осознание близости друзей придавало мужества и сил. И даже если на миг закрадывалось сомнение — по плечу ли выбранное дело — то всегда на помощь приходили со своими советами мудрецы и властители, или просто товарищи по Братству Кольца, чья нерушимая вера и преданность выбранному пути укрепляли гаснущую решимость исполнить нелегкий долг.

Теперь же все изменилось: каждый остался наедине со своей совестью и должен сам решать, какой путь избрать и как его пройти. Так что это — роман выбора.

-Мерри и Пиппин могли бы послушать доводы опытных и мудрых, вернуться в Шир и сделать вид, что происходящее их больше не касается, прожить в довольстве и радости сколько-то там еще лет, пока не накроет все Средиземье Тьма. Но тогда бы энты не ввязались в войну, предатель Саруман разбил Рохан, и не пришла бы помощь Гондору в самый темный час Великой Битвы.

- Гимли и Леголас могли бы вернутся к себе домой, тем более, что война уже приблизилась к границам Лесов и Гор. Эльф мог бы уйти за море и жить вечно и прекрасном Валиноре, а Гимли с гномами отправится в глубины земли, закрыв свое сердце для верхних народов. Но тогда некому было бы стать рядом с Арагорном в многочисленных битвах, помогать будущему Королю в нелегких трудах.

-Арагорн мог бы выбрать путь своего сердца, отправиться в Гондор, минуя Рохан, который неминуемо пал бы перед полчищами Сарумана. Или вернуться к Арвен — разве не вымолила бы Дева у отца благословения для своего возлюбленного? Но тогда пал бы гордый Минас-Тирит, открывая путь Темному воинству на земли Средиземья.

- И для Серого Странника Гэндальфа тоже есть выбор. Он мог бы примкнуть к Саруману или спрятаться от грядущего, как Радагаст Карий, среди гор и лесов, создать маленький мирок, сохраняя его до срока от Тьмы своим немалым могуществом. Но тогда пал бы гордый Рохан, некому было бы противостоять ужасу назгулов у стен Минас-Тирита, возглавить борьбу со злом, объединив народы и расы Сридиземья.

- И даже для Фродо и Сэма по-прежнему есть выбор. Они могли бы выбросить кольцо в топи, кинуть его в самую глубокую мордорскую пропасть или отдать Фарамиру, а то и самому Горлуму. Вернуться домой, утешая себя мыслью, что сделали все, что могли, но задача оказалась не по плечу, и нечего себя корить за провал похода: ведь куда там тягаться маленьким и слабым хоббитам с волшебниками, призраками, чудовищами, королями и могучими воинами. Но от этого, казалось бы, вполне разумного решения, все бы рухнуло окончательно и бесповоротно.

И каждый, даже самый второстепенный персонаж, в этой части делает свой выбор. Властители, маги, короли, волшебные создания и простые люди. Каждый решает, как поступить. И никто не знает, какой из этих выборов перевесит чашу судьбы в ту или иную сторону. Может это будет выбор Фродо и Сэма, решивших поискать еще один путь в Мордор? Или выбор Фарамира, пошедшего против традиций и законов своей страны, ради чести и чистой совести? Или выбор Мерри и Пиппина, достучавшихся до ушедших от мира энтов?

Но, выбор, какой он ни был бы, будет сделан. Каждый герой изберет свою дорогу и сторону в темнеющем мире. И уже не свернет, какие бы испытания не готовило им будущее.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть «Властелина колец» четко делится на две совсем разные по производимому впечатлению части. События в Рохане и Гондоре происходят очень динамично. Борьба между светлыми и темными силами идет с переменным успехом и, соответственно, меняется настроение читатателя. Но даже в самые тяжелые для героев моменты читателя не покидает чувство надежды на лучшее. И снова перед нами встают красивые, величественные картины лесов Фангорна, Роханских степей, могучего Минас-Тирита. Здесь мы встречаемся с благородными роханцами и, наверное, самыми необычными созданиями Средиземья — энтами. Очень сильно описаны битвы в Хельмовом ущелье и у стен Минас-Тирита. Просто чувствуешь себя в гуще событий рядом с героями.

Насколько легко читаются главы, посвященные Рохану и Гондору, настолько тяжело читается описание пути Фродо и Сэма. Если в других главах описывается то, за что сражаются герои, то здесь Толкиен дает читателю прочувствовать, против чего они воюют. Картины мертвой, выжженной, отравленой земли производят тягостное впечатление. Мертвецкие болота и Минас-Моргул — одни из самых сильных и жутких картин в романе. Очень сильно описана борьба Горлума с самим собой. А после событий в пещере Шелоб читателя, пожалуй, впервые охватывает отчаяние.

Толкиену очень хорошо удается донести до читателя одну из главных своих идей — от обычного человека или хоббита, от каждого из нас, может зависеть очень многое, больше, чем от правителей и мудрецов. И у каждого могут найтись силы, чтобы совершить нечто очень важное.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если верить утверждению Г.Л. Олди, герой должен быть один. Не так страшно спускаться в адские бездны Мории, когда твою спину прикрывают такие опытные воины, как Арагорн, Леголас и Гимли. Совсем другое дело ощутить весь груз ответственности на своих хрупких плечах, увериться в том, что помощи ждать неоткуда, что надеяться предстоит лишь на себя, в то время как судьба мира висит на волоске, а пробудившееся Зло находится в двух шагах от триумфа. Фродо постепенно превращается в такого архетипичного героя, но всё же он скорее отыгрывает рыцаря печального образа. На мой взгляд, именно Сэм, верный спутник Фродо, здесь выступает на первый план, ведь он без тени сомнения готов жертвовать собой не ради абстрактных идеалов добра, но во имя дружбы и преданности. Изменения в образе Фродо тоже интересны, его воля вступает в противоборство с силой Кольца, однако именно Сэму предстоит пусть ненадолго, но ощутить себя в полной мере героем-одиночкой, преодолевая свой страх во имя долга.

Продолжение «Братства кольца» по структуре также делится на две книги: третью и четвертую части романа-эпопеи. После того как пути героев-кольценосцев разошлись, вместо одного отряда появилось два — Фродо и Сэм в одиночку продолжают идти к границе Мордора, а Гимли, Леголас и Арагорн отправляются выручать Мерри и Пиппина, захваченных отрядом орков. Соответственно третья часть посвящена приключениям Арагорна и К, а четвертая — миссии Фродо и Сэма. Первая половина «Двух башен» получилась очень динамичной, насыщенной массой знаковых, судьбоносных событий — здесь есть глобальные сражения и кровопролитные стычки, встречи с новыми союзниками и врагами, неожиданные повороты сюжета. Странствия Фродо и Сэма представляют из себя по большей части блуждания «по долинам и по взгорьям», немного поработать мечом предстоит только в самом конце книги, но здесь своя атмосфера — большее влияние уделяется раскрытию персонажей, их внутреннему миру, взаимодействию между собой.

В отличие от первого тома, где герои часто вспоминали эльфийские сказания, много пели и декламировали, во второй части фольклору Средиземья уделяется не так много времени, но это решение полностью оправдано — автор выполнил свою задачу по введению читателя в курс дела, создал необходимую атмосферу и сосредоточился на сюжетной динамике и раскрытии персонажей, поэтому текст получился более плотный и даже визуально второй том тоньше первого. Территория мира и спокойствия, где можно было заглянуть на огонек к Тому Бомбадилу или воспользоваться гостеприимством эльфов, осталась позади. Герои вступают на земли людских королевств — Рохана и Гондора, которые вплотную граничат с владениями Сарумана и Саурона. Уровень тревожности возрастает, каждый шаг вперед может таить в себе опасность, а добровольных помощников становится все меньше. Даже в самом названии романа — «Две башни» — обозначена угроза, ведь автор подразумевал под башнями Ортханк и Минас Моргул, обители Зла.

Расширяя географию своей эпопеи, Толкин знакомит нас с Роханом и Гондором — королевствами людей. Можно сказать, что роханцы — молодая и пассионарная раса, но даже в их землях нет единства, король Теоден уже довольно стар, хоть и крепок. Рохирримские всадники — умелые воины, но задача героев состоит в том, чтобы убедить их в необходимости борьбы против Саурона в час, когда никто не может оставаться в стороне. Знакомство с Гондором происходит в четвертой книге, посвященной странствиям Фродо и Сэма. Гондорцы ведут свое происхождение из древнего Нуменора, в них прослеживаются даже некоторые эльфийские черты. Из всех противников Саурона мне больше симпатичны именно они — хранители подлинных идеалов рыцарства, честные и благородные воины, неспособные лгать и предавать, гордящиеся своей кровью и наследием предков. Автору удалось хорошо раскрыть образ Фарамира, брата Боромира, в котором отражаются все лучшие качества его народа к которому также принадлежит Арагорн.

В «Братстве кольца» орки казались тупой бездумной силой, которая беспрекословно выполняет волю своих повелителей. Во втором томе зеленокожим уделен ряд эпизодов, благодаря которым можно узнать о внутренних противоречиях в их среде. В рядах приспешников Зла также нет единства, существует даже неприязнь и конкуренция между подчиненными Сарумана и Тёмного владыки. В конце романа очень интересен эпизод беседы двух оркских командиров, подслушанный Сэмом. Из этого диалога можно сделать вывод, что орки не так уж сильно стремятся воевать, а власть Саурона признают вынужденно, предпочитая вольную жизнь «как было раньше». Даже элементы тотального контроля обозначены — проявлять недовольство властями можно только шёпотом и с оглядкой — каждый воин отряда может оказаться шпионом и доложить «куда следует» о неблагонадёжном соратнике. Да, побеждать Саурона необходимо, но полчища Врага не безликие зомби, в них тоже есть частичка «человеческого», вот что интересно.

Помимо прочего нельзя не отметить появление в романе энтов, которые не просто выполняют роль двигающихся и говорящих деревьев, но являют собой древнейшую расу с глубоким мировоззрением — доброта и мудрость может сочетаться в них со стремительностью и беспощадностью, что подтверждает эпизод осады Изенгарда, обители Сарумана. Про развитие образов Фродо и Сэма я говорил в начале, но ещё интереснее раскрыт образ Горлума, тёмного и жалкого существа. В его душе, где-то в глубине ещё таится что-то хорошее или же это просто иллюзия, собирать из отдельных деталей этот противоречивый и действительно трагический образ очень интересно. Автор психологически точно описывает двойственность его натуры — за небольшой сценкой, которая заставляет поверить, что Горлум не такой уж плохой, может последовать подтверждение обратного, затем снова автор заставляет нас испытывать к этому персонажу сочувствие, но сможет ли Горлум преодолеть последствия влияния Кольца сказать нельзя, не зная финала.

Пару слов стоит также сказать о втором фильме кинотрилогии П. Джексона, которая сама стала шедевром, заставила миллионы читателей ассоциировать внешность героев книги с актерами, показанными на экране. Отмечу, что практически все значимые эпизоды второго тома вошли в сценарий фильма, а то что не вошло — показали в третьем. Отдельные расхождения с оригинальным текстом есть, но они не принципиальны, главное, что не повторилась история с экранизацией «Братства кольца» в сценарий которого не вошёл ряд интересных эпизодов из книги. Тем не менее кино смотреть стоит хотя бы ради прекрасной визуализации битвы при Хельмовой Пади, которой в книге отведена всего одна глава, в фильме же это, можно сказать, центральное событие, снятое роскошно и с размахом, с подробностями, которых даже не было у Толкина. В то же время нельзя посмотреть фильм и сказать «я знаю всё». Читать второй том необходимо даже если вы смотрели кино, ведь на экране не передать внутренних чувств и размышлений персонажей, всю противоречивость натуры Горлума, сомнения и страхи Фродо и Сэма, ведь у Толкина сражения и приключения всего лишь фон на котором персонажи превращаются в героев.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая «боевая» часть саги, содержащее погони и битвы. Описано все просто мастерски.

В книге есть эпизод, который отвращает от нее многих — это «воскрешение» Гэндальфа. Многим почему-то кажется, что этим автор слишком уж сыграл на стороне своих персонажей, выкатил из кустов огромный бронированный рояль, сокрушивший врагов.

Они забывают, что появившийся Гэндальф при этом практически ничего «боевого» не сделал. Я уже не говорю, что он никак не помог Фродо и Сэму; но и события в Рохане практически обошлись без его активных действий. Всего делов — он снял чары с Теодена и... привел вестфольд. Он не участвовал ни в одном сражении, не использовал магическую силу против врагов (забегая вперед можно вспомнить, что и в третьей книге его основным действием было двукратное спасение Фарамира — больше он ничем не отметился, кроме разве что советов и воодушевления защитников Минас-Тирита).

Все остальное — разгром орков Сарумана обеспечила доблесть роханцев и своевременный приход гворнов, разрушение Изенгарда обеспечили хоббиты, обрушившие на крепость Сарумана гнев энтов.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый том саги в далеком девяностом году мне дали в детской библиотеке, на пробу, как продвинутому читателю, дабы получить от меня рецензию. Рецензент проперся бесконечно, читал до четырех утра, а потом спал на уроках. Две твердыни купил , как только увидел, проглотил мгновенно. Это было первое издание Профессора на русском (еще в варианте Толкиен), после чего мне пришлось ждать третьей книги два (ДВА!!!) года. В тот магазин в нашем городке первый год моего тягостного ожидания я заходил почти каждый день (не преувеличиваю). Прошу прощения за лирическое отступление.

Что касается собственно книги, то мне ярче и интереснее написанными показались именно приключения Фродо и Сэма по пути в местный филиал ада, несмотря на всю мрачность пейзажей и явное сумасшествие их неожиданного спутника.

Счастливого прочтения! Эта книга-подлинная магия.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть — и это очевидно — динамичнее и богаче на события, нежели первая. Хотя, по большому счёту, мне большее наслаждение доставило чтение глав, посвящённых Фродо и Сэму. Фродо, конечно, скучноват, но зато Сэм — прямо пальчики оближешь. Очень живой, очень разнообразный и, пожалуй, самый приятный герой для меня во всей эпопее. Какой он милый с этими своими кастрюльками или с солью, которую припас для Фродо; как он привязался к своему «скакуну»...Да, любовь к этому герою проснулась у меня ещё в первой части, и поэтому было приятно провести с ним столько времени во второй. А в остальном — да, динамично, да, увлекает, но какого-то великого сопереживания судьбам других героев не было, всё-таки как-то они суховаты. Хотя сам мир в целом по-прежнему поразителен и интересен, что не может не радовать.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основной целью “Дружества Кольца” было кратко охарактеризовать всё путешествие. Явить читателю, что из себя представляет трилогия в целом через одну книгу, дав ему таким образом осознать, стоят ли эти толмуты его времени, или нет. Если же читатель прошёл сквозь события первой части и, оставшись довольным, взялся за вторую, то его ждёт уже иное построение истории и, главное, оформление базиса, на котором держится эта история – конфликта.

Дело в том, что в “Две твердыни” конфронтация имеет место быть уже в самом названии. Эта дуальность проходит через всю книгу и являет из себя основную черту её оформления: две противоборствующие стороны, две истории, два мировоззрения. Столь прямо и “в лоб”, можно подумать, ‒ это нечто необычное и непривычное, особенно после размеренности и многогранности первой части. Однако так и должно быть. Вторая часть – связующий мост между первой и третьей книгой. Обозреть её значение в общей истории удаётся только после завершения чтения всех трёх летописей о Войне Кольца. И значение это никак нельзя приуменьшить.

Дело в том, что книга состоит из двух романов, как и “Дружество Кольца”. Однако там, как я писал в отзыве, вся история чувствуется как единый поток. Он может быть спокоен, а может быть и не спокоен. Но он однороден. Здесь же первая книга – это выход из этого потока. Визуально он рисует картины бескрайних прерий, на которых уже поселилась тьма. Она распространяется, пытаясь поглотить красоту этого мира, но герои сражаются с ней, продолжая складывать песнь о своём путешествии, в котором непосредственное участие принимает и читатель. То есть имеет место таковая двойственность, та самая дуальность: в кругу хорошего есть нечто плохое. Вторая же книга – видение из погибших, выжженных полей, на которых добро теплиться лишь в сердцах медленно бредущих к своей цели хоббитов. Они – та самая частица добра, окруженная неприступным злом. То есть картина чётко противоположная той, что была ранее. Это резкое отличие уже не имеет ничего общего с однородным, пусть и разным по характеру, потоком.

Это новое построение истории, преобразованное ознакомление с миром. Более тщательное и скрупулезное изучение – вот что ставит во главу угла автор, предаваясь то описанию Рохана, то оформлению душевного состояния Фродо и Сэма. На главную действующую позицию выходят герои и мир, что их окружает. Теперь нет цели заинтересовать читателя. Теперь цель состоит в том, чтобы его ознакомить с тем, чем он был заинтересован в “Дружестве Кольца”. Потому столь просто оформлен конфликт в “Двух Твердынях” – он явлен буквально сразу, в названии. Он всё ещё является почвой. Но растёт теперь на нём мир, его описание, тонкое и проработанное.

Если посмотреть вперёд и взглянуть украдкой на “Возвращение Государя”, то контраст и тематическая основа, а также цель автора, становятся ясны. Каждая книга из трилогии имеет своё предназначение, у каждой своя цель в плане взаимоотношения с читателем.

“Две Твердыни” – это новый подход и новое эмоциональное восприятие. Картины не являют из себя калейдоскоп. Теперь это четко разделённое повествование, где каждая минута рассчитана, а каждый персонаж в своём пространстве и на своей территории. Это осознанное, куда менее эмоциональное чтиво, которое теперь берёт не количеством, а, если так можно выразиться, качеством эмпатии: возвращение Гэндальфа или бой Сэма с Шэлоб порождают настолько сильный катарсис, что сложно сдержаться и в голос не воскликнуть от изумления, радости или восхищения. Это происходит благодаря первой книге, благодаря уже определённому богатству персонажей и их характеров. Здесь видна их глубина, периодизация, изменение и принятие, закономерная эволюция, которая или должна была произойти, или персонажи бы вовсе не имели место быть далее в повествовании. И так со всей книгой. Она – эволюция первой Летописи. Как содержательное, так и композиционное. И, конечно же, она – многообещающее предостережение пред Летописью третьей.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть романа — это поистине достойное продолжение цикла. Скорость ее прочтения оказалась для меня гораздо выше чем у первой части, особенно первой половины со множеством захватывающих событий и конца — блестящей кульминации. Это несомненный плюс по сравнению с первой книгой, где большую часть времени я продвигался в медленном темпе. Как уже было подмечено ранее, произведение очень четко делится на две совершенно разных части, каждую из которых следует рассмотреть отдельно.

Первая стремительно продвигается вперед, происходит множество событий, масштабных и локальных, читатель совершает интересные открытия. Он знакомится с доблестным народом Рохана, попадает в загадочные дебри Фангорна и сталкивается с разрушительной мощью Изенгарда; вовлечены различные силы, задействованы всевозможные фланги, стороны объединяются, возникает конфликт интересов. Герои постоянно в движении, в процессе принятия важных решений и совершения волевых поступков. Происходит несколько важных и во многом влияющих на ход событий встреч. Появляются превосходные новые персонажи: яркие, живые, интересные, и самое главное, играющие значительную роль в бурлящей стремнине событий. Что касается старых — их личности обретают новые грани. Удивительно интересно узнавать знакомых, казалось бы, героев с совершенно другой стороны, глубже проникая им душу и от того еще больше привязываясь к ним.

Вторая часть во многом противоположна первой: неспешный темп развития событий, замкнутость героев от окружающего мира и предельная концентрация внимания на трех ключевых персонажах: Фродо, Сэмиусе и Горлуме. Все это значительно усугубляется тяжестью Бремя и близостью Мрака, создавая мощное психологическое воздействие на персонажей, выкрывая их истинную сущность и выводя на поверхность все тайные закоулки их душ. Многие сочтут вторую часть довольно скучной: не удивительно, ведь здесь мало что связывает героев с остальным миром, они предоставлены сами себе и их действия во многом ограничены. На фоне всего этого проступает колоссальная психологическая и философская составляющая — в чем и заключается вся прелесть данной половины произведения. И все же вторая часть посвящена не только исключительно душевным перипетиям и психологическим баталиям, ближе к концу нас ждет еще одна потрясающая встреча, еще один сильный персонаж, у которого мы многое узнаем, и затем, конечно же наступит развязка — что превыше всяких похвал. Думаю, даже самый придирчивый читатель согласится со мной — какой бы монотонной не казалась вторая половина, дочитать ее до конца однозначно стоит.

Подведем итоги. События книги разворачиваются в двух направлениях: первое — стремительные и масштабные, второе — неспешные и отстраненные, но от этого не менее важные. По ходу прочтения известные нам герои преображаются, и мы смотрим на каждого из них с новой стороны: возникают новые цели, изменяются старые роли, принимаются важные решения, совершаются великие поступки. Появляется немало ярких персонажей, играющих значительную роль в произведении. Много захватывающих событий, много загадок и интриг. В конце получаем великолепную развязку, подготавливающую нас к событиям третьей, заключительной части. Я получил огромное удовольствие от прочтения книги и многое из нее извлек, масса достоинств и исключительная оригинальность — все это заслуживает на мой наивысший балл.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как было приятно впервые очутиться в Средиземье. Но те живописные места, которые предстают перед нами в первой книге уже захвачены небывалыми бедами, и нам предстоит путешествовать по миру зла, но и в этом мире дружба самый верный спутник, а доверие, словно вода в пустыне — необходимо как никогда.

В этой части трилогии мы окунаемся с головой в начавшуюся войну, которая должна решить судьбы всего мира. Вернее, не война сама по себе, а два маленьких хоббита, на чьи плечи взвалилась тяжелейшая ноша.

Тем кто еще не читал эту книгу могу сказать только то, что они настоящие счастливчики, ведь им только предстоит погрузиться в этот невообразимо живой мир Сэра Толкина. Я вам завидую, друзья! :wink:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Теперь появились две сюжетные линии, первая довольно увлекательна и динамична, а за описание битв профессору отдельное спасибо. Что касается второго квеста «Фродо-Сэм», то здесь все очень даже печально, на протяжении всей книги они шли, шли, шли и еще раз шли, причем пейзажи практически не меняются, лишь под конец начинается хоть какое либо оживление сюжета. Отдельно хочеться отметить действия персонажей, они не поддаются никакой критики. Или они на столько добры, или же настолько глупы!? Все таки автор наверное хотел подчеркнуть их доброту, но выглядит это как минимум глупо...

В целом вторая часть трилогии, значительно уступает первой...

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленькие фигуры на большой шахматной доске

***

«Две твердыни» — это продолжение «Хранителей Кольца». Воля случая разделила монолит «Властелин Колец» на трилогию, зато можно оставить отзыв на каждую часть.

Итак, Толкин продолжает вести читателя по Средиземью. История главных героев продолжается ровно там, где остановилась прошлая часть. Плюс добавляются новые герои. Но обо всем давайте по порядку.

Сюжетно «Хранители Кольца» — это приключения, открывающие читателю мир Средиземья. «Две твердыни» — это практически политическая драма военного толка. Автор расширяет географию, добавляя важную страну – Рохан – страну коневодов. Более того, Толкин ставит новую фигуру на шахматную доску – Сарумана. Да, Белый маг и до этого фигурировал в повествовании, но не лично. Так же добавляется новая раса – энты. Это разумные деревья, неспешные, мудрые. Читать про них крайне интересно. За политику тут отвечает ветвь Изенгард-Рохан. Благодаря этому моменту читатель понимает роль Сарумана в Войне за Кольцо. За военный характер отвечает борьба за Хельмову Падь. Наконец, драма – это все вместе – Теоден и его родные, это судьба энтов, это Фродо, Сэм и Кольцо, это Фарамир. Последний, к слову, очень здорово вписывается в канву.

Толкин постепенно наращивает информацию о собственном мире. Мы узнаем о палантирах, об урук-хаях, о географии средиземья. Открываются новые расы, новые страны. Рохан, к примеру, очень интересен. В фильме Теоден более эгоистичен. Можно даже сказать, что в фильме образ Теодена передан достаточно скверно. Но не будет о фильме. Так же хочется отметить, что много внимания Толкин уделяет Пипину и Мерри, которые вышли из-под тени Фродо. Собственно, разделение отряда идет на пользу каждому герою, читатель теперь видит их более выпуклыми, хотя даже «Хранители» неплохо справляются с характерами героев.

Отдельно хочется поговорить о стилистике второй части. Она прилично отличается от «Хранителей Кольца». Во-первых, здесь две крупные сюжетные линии. Если говорить точнее, их три. Это Пипин и Мерри, это Арагорн, Леголас, Гимли и Белый Маг, и, наконец, Фродо и Сэм. Иными словами, повествование усложняется, добавляется эпичность. Во-вторых, первый том чуть более наивен, он напоминает евангелие от хоббитов, тогда как второй – более серьезный, более вдумчивый. Действия тут тоже больше. К слову, «Две твердыни» короче «Хранителей» по объёму страниц. В-третьих, все меньше остается пространства для новых фигур, нужно разыгрывать старые. Так в ход идет Голлум, Саруман и так далее.

Пара слов о переводах. Именно в «Двух твердынях» кроется зло перевода В.А.М. Именно тут появляются Причмок (Гнилоуст, если что) и Феоден (вместо Теодена).

Заключение: определенно стоит читать «Две твердыни». Если вы прочитали «Хранителей», то вторая часть является обязательной. Если кто-то увидит неспешность в первом томе, то бояться не стоит. «Две твердыни» будут поживее. Читается и перечитывается роман на ура. В независимости от возраста и\или года прочтения. В 2019 роман актуален, как будет актуален и через 50 лет. Через 100 лет.

10 колец из 10.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока живешь, надеешься. И хочешь кушать.

Матушки-оладушки! Да что же это такое?! Все ли в порядке у меня? Неужто рак на горе свис? Иначе и не объяснить благоприятную расположенность к книге. Нет, давайте смотреть правде в глаза, первая часть далась мне со скрипом и высокая оценка всего лишь дань уважения, но ничуть не из-за потрясающего сюжета. Прошел год, прежде чем соизволила взяться за вторую часть. Этот перерыв был нужен, ведь возьмись читать залпом ничего бы хорошего это не принесло.

Властелин колец. Две твердыни – вторая часть знаменитой трилогии. В первой меня раздражало все: герои, бесконечные песни, описание природы… Вторая же часть полностью оправдала возложенные ожидания. Наконец-то началась мрачная сторона. Да, хлебом не корми, дай Настеньке выбор, и она уползет во мрак.

Мне во второй книге понравилось все. Правда была проблема с новыми героями и их именами, мой вечный пунктик, но даже это ушло на второй план. Меня полностью покорил Гимли. Ой, если бы в период, когда выходили фильмы, большое внимание бы уделили плакату с Гимли, то с историей познакомилась бы горазда раньше))) Вы вообще видели этого брутального гнома с секирой? Какой там миловидный эльф? Бородатого красавца в студию))))

Порадовали и приятно удивили хоббиты. В особенности Пиппин и Мэри. Фродо же не вызвал никаких чувств, но его отношение к Голлуму вполне понятны. На его месте бы поступила также. Ведь понимаешь, что Голлум падла редкостная, но его душа столько лет принадлежала кольцу, не удивительно что кукуха поехала. Но ведь и Голлум борется с собой… Короче, противоречивы чувства. Касательно Сэма, который в прошлый раз меня куда больше остальных поразил, то просто поражаюсь его самозабвенной верности.

Ладно, что толку говорить, книга действительно зацепила. Даже не стану откладывать третью часть. Сейчас, только чай заварю и провизию подготовлю, а то негоже отправляться в путь с пустым желудком)))

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх