FantLab ru

Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Голосов:
252
Моя оценка:
-

подробнее

Туманы Авалона

The Mists of Avalon

Роман, год; цикл «Авалон»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Существует зыбкая почва предположений. Никто не знает подлинной истории великого короля Артура из Камелота. Все то, что вам известно про Камелот, про Гвиневеру и Ланселота, про злую колдунью Моргану ле Фэй. Это все ложь, и ничего кроме лжи. Но только она знает! Потому что она и есть Моргана ле Фэй, жрица острова Авалон, где в древние времена зародилась вера в Богиню-мать.

ТАК ПОВЕСТВУЕТ МОРГЕЙНА.

Давным-давно, когда приверженцы Христа впервые пришли на остров, это стало одним из ключевых поворотов во времени, мгновение, способное изменить мир. На протяжении нескольких столетий Британия стала частью Римской империи. Завоевание острова римлянами завершилось. Но ввиду новой угрозы для Рима со стороны готов, римские легионы ушли из Британии, фактически бросив её на произвол судьбы. Орёл улетел прочь и никогда уже не вернется в Британию. Началось кратковременное кельтское возрождение и забвение римских обычаев. Тогда существовало две Британии: мир, что подчинен Единому Богу и Христу, и рядом и позади – мир, в котором до сих пор правит Великая Мать, мир, в котором живет и молится Древний народ.

Эта история началась в разгар самой кровавой смуты за всю историю Британии. Орды саксонских жестоких варваров хлынули в страну, убивая всех христиан и всех тех, кто поклонялся Богине. Христианин Горлойс, отец Моргейны, отчаянно сражался с вражескими ордами, и провел в сражениях всю свою жизнь. Моргейна, тогда была ещё совсем маленькая, находилась дома, в Корнуолле, и она знала, что её мать, Игрэйн, была верна старой религии и тайно применяла её древнюю магию. Её сестра, четырнадцатилетняя тётя Моргауза, всегда жила с ними и наслаждалась могуществом Авалона.

Но вот прибыли госпожа Озера, и с ней Мерлин Британский. Так в Корнуолле появилась Верховная жрица Священного острова Вивиана, самая старшая из сестер. Она также была голосом Богини-матери на Земле. У нее был лишь одна цель — спасти Авалон — самое сердце Британии от саксонских пожаров. Для этого нужен был вождь родом из Авалона. Только великий вождь мог бы объединить христиан и сторонников старой веры, иначе страна Британия была бы обречена на варварство, и сгинул бы Авалон. Они видели, что дни Амброзия в этом мире сочтены и что его военный вождь, Пендрагон Утер займет его место. Но многие из жителей этой страны под знамена Пендрагона не встанут. Однако им требуется вождь, за которым пошли бы все обитатели Британии. Необходим вождь, которому присягнут на верность все жители обеих Британий: Британии священников, и мира туманов, что под властью Авалона. Исцеленные Великим королем миры вновь сойдутся воедино, и в новом мире найдется место для Богини и для Христа, для котла и креста. Такой вождь должен объединить всех . Но где же отыскать этого короля? Откуда взяться такому вождю?

Мерлин предсказал, что на руке отца будущего вождя должен быть особый знак, а матерью будет…

Вот уже четыре года – с тех самых пор, как Игрейна приехала сюда молодой женою Горлойса, когда её ему вручили, она была слишком молода, чтобы задумываться, за кого вышла замуж. Ей всего лишь девятнадцать, и ей предстоит размыслить над пророчеством Вивианы: дескать, её сыну от Утера суждено стать великим королем, исцелить землю и принести мир воюющим племенам. Но она замужем вот уже четыре года, и у нее трехлетняя дочь…

В произведение входит:

8.33 (3)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Авалон»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1984 // Роман фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1983 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2001 // Переводная книга фэнтези (США)

Экранизации:

«Туманы Авалона» / «The Mists of Avalon» 2001, Германия, США, Чехия, реж: Ули Эдель



Похожие произведения:

 

 


Туманы Авалона
2002 г.
Туманы Авалона
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочу предостеречь мужчин от чтения этого цикла, который им может показаться феминистической тягомотиной, и в значительной степени это именно так. Да, это история короля Артура и его рыцарей, но сами они отодвинуты на второй план, а на первый выходят женщины – мать, тетки, сестра и жена Артура. Есть и мерлин, конечно. По ходу длинной истории их сменяется двое. Именно так – мерлин с маленькой буквы, не собственное имя, а всего лишь должность друида, который признает главенство Верховной жрицы Богини и является одним из советников короля.

Женские персонажи очень яркие и выразительные (их реально так и хочется поубивать), а рыцари Круглого Стола сливаются в единую безликую массу, на фоне которой немного выделяются только сам Артур и Ланселет, но даже легкий налет голубизны не делает их более глубокими и интересными. Путем многочисленных повторов читателю предлагается поверить на слово в то, какой Ланселет неотразимый красавец и доблестный рыцарь. Спустя какое-то количество страниц это в самом деле начинает восприниматься как аксиома, несмотря на то, что подтверждений в книге нет, а в нескольких описанных турнирах ему не слишком везло.

Ближайшее окружение Артура поголовно состоит друг с другом в брачно-родственных отношениях, и в какой-то момент повествование явственно превратилось в семейную сагу. При дворе в Камелоте рыцари и дамы ведут разговоры о домашних делах, свадьбах, беременностях, детях и любовных связях королев.

Хотя это артуриана, но главный конфликт книги смещается с доблестных подвигов Рыцарей Круглого стола и с их борьбы с саксами на другое – на противоборство уходящего в прошлое язычества и набирающего силу христианства. Две религии пока еще мирно уживаются. Друиды признают существование единого Бога, как бы его не называли, и Деву Марию отождествляют со своей Богиней. Христианские епископы пока еще не преследуют язычников, а Артур при вступлении на престол приносит клятву защищать Авалон, что обеспечивает ему поддержку Племен.

Вот этот конфликт и воплощается в борьбе древнего матриархата, когда все важные решения принимаются по воле Богине и ее верховной жрицы, а власть наследуется по женской линии, и патриархальных порядков, которые принесли в Британию еще римляне и теперь укрепляют христиане. И в значительной степени этот конфликт отражен в противостоянии центральных женских персонажей – Моргейны и Гвенвифар.

Большего всего раздражает королева Гвенвифар. Непонятно, что сам Артур и Ланселет нашли в этой глупенькой, робкой и недалекой блондинке, кроме внешней привлекательности. Она фанатичная христианка, ненавидит древнюю религию и твердит о грехе, каре и покаянии, закатывает по этому поводу мужу истерики. Она уговаривает Артура идти в бой не под древним флагом Британии, а под христианским, не желая принимать во внимание то, что это лишит короля поддержки Племен. Она наивно и доверчиво едет без охраны на переговоры со сводным братом, не внимая предостережениям. В общем, она делает все для того, чтобы подтвердить христианский постулат о женском скудоумии, и Артуру по-хорошему следовало бы не потакать ее капризам, а рявкнуть что-то вроде: «Женщина – твое место за прялкой и не лезь в управление страной!».

А вот с героиней, которой можно было бы симпатизировать, не вышло. Главная героиня эпопеи – Моргейна, сестра Артура по матери. В отличие от Гвенвифар Моргейна умна, наделена сильной волей и честна по отношению к самой себе. Племянница Верховной жрицы Вивианы, она воспитывалась на Авалоне как ее будущая преемница. Поняв, что Вивиана использует ее в своих интригах вроде как в будущих интересах Богини, Моргейна сбегает с Авалона. Дальнейшая ее жизнь представляет собой череду метаний между призванием жрицы и попыткой жить в обычном мире. Образ очень мощный, ее душевные метания понятны, но особого сочувствия она тоже не вызывает. Не добавляют ей симпатии и ее деяния якобы от имени Богини, направленные на возвращение старинных верований и обычаев. И в ходе своих интриг Моргейна закономерно одного за другим теряет всех людей, которые были ей дороги.

Да, еще любопытны бытовые зарисовки. Королей и королев в Британии великое множество, но в нашем понимании они не более, чем помещики, владеющие парой деревень и небольшими угодьями. И королевы – всего лишь хозяйки поместья. Они ведут домашнее хозяйство, собственноручно вместе с придворными дамами ткут, прядут и обшивают весь дом (попутно сплетничая).

В общем, произведение довольно неоднозначное, но я не отрицаю его художественной ценности, которая кому-то вполне придется по вкусу.

Оценка: 6
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А что, это могло бы получиться интересненько: женский взгляд на изначально мужскую историю. Там, где у Мэлори в «Смерти Артура» — подробные описания поединков, со всеми уточнениями, чем и куда один благородный сэр заехал другому благородному сэру, у Брэдли — подробности прядения и вышивания, особенности протекания сложных родов и сплетни про то, кто к кому чего чувствует. Здесь, правда, есть опасность скатиться в мыльную оперу, но Брэдли скатилась в другую сторону — идеологическую. Зря она это сделала, потому что получилась у нее в итоге — «Черная книга Арды». Про то, что Моргана (Моргейна) на самом деле хорошая, а виноватые во всем — злобные и тупые христиане, уничтожившие исконную-посконную кельтскую и феминистскую религию Богини. Разумеется, все христиане — идиоты, а жрицы Богини — прекрасны, величественны и владеют магией. Как-то даже неловко спрашивать, много ли чести в том, чтобы быть лучше эдаких христиан.

Нельзя не признать, впрочем, что авторша делает попытки как-то сравнять счет. Вивиана и Мерлин, при всей своей мудрости, порой выглядят беспринципными манипуляторами, а Моргейна в некоторых эпизодах вырастает до подлинно трагической фигуры — когда ее саму, что называется, «несет», и она только успевает оправдываться перед самой собой, что, дескать, такова воля Богини. Не все в «Туманах Авалона» однозначно, и это хорошо. И даже попытка как-то примирить враждующие религии в финале есть.

Но иногда авторша выдавала такое, что хоть стой, хоть падай: чего стоит одно якобы скрытое гомосексуальное влечение между Артуром и Ланселетом (орфография авторская)! Мол, и Гвенвифар (Гвиневеру) последний любит лишь постольку, поскольку не может открыто любить Артура. Слешеры захватили мир (а книжка, заметьте, написана в первой половине 80-х!). Опять-таки неловко спрашивать, слышала ли Брэдли что-нибудь о понятии «куртуазная любовь», а если слышала, почему не увидела, что Ланселот в кельтскую историю не вписывается вообще, потому что это герой из другой традиции, он и придуман-то французами в 11, кажется, веке...

И — пафос, тонны пафоса. Иначе как становясь в эпические позы, герои общаться практически не умеют. Понятно, что законы жанра, но ведь и Толкин как-то умел давать разрядку и не перегружать текст высокопарностями... Брэдли слишком серьезна, и это большой минус. И слишком многословна: герои регулярно сообщают читателю то, что ему уже сорок пять раз сообщили...

В общем, эдакая версия артурианы — очень на любителя, и я к ним не отношусь. Я по-прежнему предпочитаю Мэри Стюарт, а вообще давно пора перечитывать «Смерть Артура».

Оценка: 4
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга — бесспорно шедевр. Печальная сага о короле Артуре, но главным персонажем здесь является его сестра. И за этот образ — Моргейны, Брэдли можно извинить многое. И затянутость и излишние местами подробности и за наличие «женского», которое некоторых раздражает. Моргейна, на мой взгляд, один из лучших женских характеров фэнтези и для меня едва ли не самый любимый. Полностью согласна с А. Сапковским, написавшим о ней — «тут не добавить, не убавить и не пересказать — это надо прочитать».

В основе книги к счастью не лежит Томас Мэлори и читатель имеет возможность взглянуть на известные ему события под новым углом. А кто знает, может быть, действительно все так и происходило? Я никогда не была поклонницей историй об Артуре и сомневалась, что книга понравится. Но читалось так словно и не было известно, что там будет дальше и до последнего оставалась надежда на лучший исход.

Одна из основных сюжетных линий — столкновение христианской религии и языческого мира, мира фэйри, болезненное и неотвратимое для последнего. Автор создает атмосферу языческого культа, его обрядов и празднеств, так что их легко себе представить и даже «увидеть». Не думаю, что стоит искать в книге антихристианские мотивы, хотя с первого взгляда так и может показаться. Скорее Брэдли, как и ее героиня Моргейна, осуждает не саму христианскую религию, но деятельность ее священнослужителей, приведшей к забвению старой веры. Имхо.

Брэдли создала ряд прекрасных характеров — Артур, Гвиневра, Ланселот, Моргауза, Вивьен и многие другие. С большим удовольствием следила за их взаимоотношениями друг с другом и с Моргейной. Что же касается первых трех и Моргейны, то иногда казалось, что все они могли быть лучшими друзьями, если бы события пошли по-другому.

Неторопливое повествование, красивейший, иногда почти поэтичный язык заворожили, не сразу, но где-то с середины первой книги. И теперь я воспринимаю историю короля Артура и его близких только в варианте Брэдли.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это один из лучших романов фэнтэзи и я полностью согласна с восторженным отзывом о нем А. Сапковского. Роман интересен еще и тем, что открывает безграничные возможности для анализа, поиска второго, третьего, десятого слоя прочтения. Конечно, в описании языческой Британии явно отражается влияние англо-американской школы мифокритики. Это и идея о первичности женской богини, супруг которой, король-олень погибает в ритуальном бою, и священный брак с землей короля страны и ряд других мотивов. Конечно, одним из сюжетообразующих мотивов является и мотив параллельных миров, двух Британий, которые расходятся, разрывая и внутренний мир героев.

На протяжении всего романа владычицы Озера Вивиана, Ниниана, а затем и Моргейна пытаются соединить расходящиеся миры, но их усилия напрасны, все их действия приводят к противоположному результату. Они слишком втянулись в междоусобицы с христианами, они уже не видят положительных моментов чужой религии, они стали в чем-то такими же ограниченными, как и священники. Артуру же, а затем и его сыну Мордреду положение связующего звена между мирами не приносит ничего хорошего, а напротив лишает их семьи, счастья, взаимопонимания между близкими людьми. Они не соединяют миры, а, напротив, разрывают и уничтожают свои души. Только Кевин видит безнадежность попыток соединения миров через одного человека и «предает» Авалон, принося в мир священную чашу — Грааль. По мнению барда, все люди мира должны владеть священными реликвиями, все люди должны хранить Авалон в своей душе.

В финале романа мир Авалона проникает в мир христианства, но это происходит не благодаря, а вопреки действиям героев. «Святыни сами перебираются сюда с Авалона; а некоторые из них были перенесены с Авалона в мир, туда, где они были нужнее всего. Они будут сокрыты на Авалоне, но им надлежит являться и в мире», — думает в старости Моргейна. Символично, что взаимопроникновение миров начинается, когда почти все герои мертвы и противоречия между ними исчерпаны вместе с их жизнью. Таким образом, художественным временем романа является время соединения двух параллельных миров христианства и языческих верований. Это время охватывает жизнь нескольких поколений. Точка зрения, с которой описываются происходящие события, меняется несколько раз, в зависимости от того, какая из героинь романа выходит на первый план. Но, безусловно, центром повествования остается Моргейна, ее жизнь и путь в поисках примирения между собой и своей судьбой. В начале романа мы видим ее ребенком на руках у матери, в финале — старухой, сажающий священный терн на могиле Вивианы. Женщина, наделенная мудростью, по мнению автора романа более, чем мужчина, достойна стать связующим звеном между мирами, но ненависть и обида на близких людей мешают Моргейне принимать людей такими, какие они есть и мириться с чужими убеждениями.

Три соединяющихся мира романа: христианский мир, Авалон и страна эльфов могут быть сопоставлены с исторической реальностью, художествен-ным миром романа М. Зиммер Брэдли и художественной реальностью легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Как страна эльфов скрывается за Авалоном, так и мир легенды стоит за художественной реальностью романа. Интересен эпизод романа, когда Моргауза пытается попасть в Камелот, чтобы захватить власть над Британией. Она и ее слуги блуждают в туманах и ни с чем возвращаются назад. Таким образом, Камелот, как и Авалон становится легендарной страной, идеальным миром, вход в который доступен не каждому.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брэдли выбрала кельтский вариант легенды, и воспользовалась реконструкциями современных ученых. Моргана — кельтская жрица, Грааль — волшебный котел богини Керидвен, мерлин — титул, а не имя. За образом фэйри, по представлениям современных ученых, стоит древнее докельтское население — охотники каменного века. Затонувшие страны Ис и Лионесс — воспоминание о Кельтском шельфе, затонувшем после таяния ледников.

Когда Брэдли писала роман, она сама была викканкой (впоследствии она от этого отошла). Викканство — попытка реконструировать древнюю индоевропейскую религию с ее культом Богини, но многое виккане, увы, выдумывают сами. В этом проблема всех неоязычников, да, пожалуй, и тех, кто хочет вернуться к первоначальному христианству. Но я не викканка. Может быть, Брэдли не ужасали описанные ею ритуалы священного брака и поединка за статус вождя — меня ужасают, может быть у Брэдли не было ледяного ужаса перед инцестом, даже случайным — у меня есть. Да и именование Богини «Великая Мать, Великая Свинья» сейчас несколько коробит. Как говорится, «Логос не обманешь» — в романе Моргейна с ее фанатичностью и нетерпимостью иногда становится отражением нетерпимого фанатика Патриция. Но Брэдли поистине завораживающе описывает вечный круговорот Жизни-и-Смерти, гибнущей и возрождающейся Природы. Поистине дивно описание Волшебной страны.

В средневековых легендах Вивиана, Нимуэ и Ниниана — три варианта имени одной коварной колдуньи. У Брэдли три жрицы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с судьбой трагической. Самая страшная, самая горькая — история Нимуэ, попавшей в силки своей магии
Фея Моргана в романе разделена на тетку Моргаузу и племянницу Моргейну. У нее не Гиневра, а Гвенвифар («Гвенхвивар» — «белая тень», тоже титул Богини, но в романе это почти незаметно).
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гвенвифар однажды своей набожностью чуть не приводит к развалу коалиции и гибели страны.

Роман — семейная сага, ее время действия — десятилетия, и лучше к книге составить табличку — кто чей родич.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Ниниана — двоюродная бабушка Мордреда

Моргауза интригует, чтобы править Британией из-за трона, Моргейна борется со священниками, и их усилия совместно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
приводят к гибели Артура, и к тому, что Британию опять захлестывают войны. А Авалон, на котором — и это очень важно — не только храм Богини, но и церковь первых христиан, все дальше уходит в туманы. Какая-то надежда на примирение есть только на последних страницах романа

Лучше бы у Ланселета было или больше чести или меньше, лучше бы он или никогда не прикасался к Гвенвифар или сразу бы ее увез.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И — кого он больше любил? Гвенвифар или Артура?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жаль, что Брэдли не показала окончательного разрыва Артура и Мордреда. Я хотела бы прочитать, как именно Мордред все-таки выступил против Артура.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, артуриана с точки зрения самой Морганы! Сильные женщины среди ратных подвигов рыцарей Круглого Стола, так мне это представлялось. К сожалению, мои ожидания разбились о недружелюбную реальность текста ещё в самом начале романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Игрейна, мать Артура, будущего короля, оказалась не слишком приятной вздорной и мятущейся особой. По авторскому щелчку её первый и нелюбимый муж, Горлойс, обратился в злобного неадекватного ревнивца просто потому что. Затем сама Игрейна, видевшая своего будущего возлюбленного, Утера Пендрагона, в обличии жреца Атлантиды, связанная с ним по собственному убеждению как общими снами, так и общей судьбой перекидывается в фанатичную христианку. Просто потому что.
Никакой рефлексии над этими, в общем-то несколько взаимоисключающими параметрами, роман не преподнесёт. И такой подход к тексту будет продолжаться всю тысячу страниц.

Сама книга действительно является женским взглядом на артуриану, но в худшем своём проявлении. Бесконечный ход колеса прялки, сплетен и родов. Герои через одного пылают безумной страстью и жаждут сношения с объектом своих воздыханий, зачастую неудачно. Самое интересное — это интриги и прочие дрязги, начинающие проглядывать ближе ко второй половине книги, Впрочем, продуманности и глубины в них как в чайной ложке.

Описывая очаровательных красавиц и мужественных красавцев, автор, по большей части, предлагает верить на слово. В их поступках и речах обычно нет ни очарования, ни остроумия, ни мужества. И потому, например, поголовная влюбленность каждого в Гвенвифар и Ланселета вызывает только недоумение.

Персонажи вообще выписаны бедно, и это большая проблема. Автор задорно вводит всё больше их в свой роман, основных героев легенд вообще дробит сразу на нескольких. Без событий, описаний и отличительных черт, эта прорва нарочито схожих имён остаётся сухим текстом. К тому же сведения о них зачастую выглядят как запись в домовой книге — кто на ком женился и кого родил. В итоге вся эта толпа просто не запоминается, за исключением ключевых героев.

Главный голос книги Моргейна, единоутробная сестра Артура. По сути, она половинка легендарной феи Морганы, потому что все козни и борьбу за власть автор переносит на её тётку, Моргаузу, чтобы главная героиня вышла почище и посимпатичнее. В итоге, рафинированная Моргейна получилась не слишком примечательной, даже со всей своей антихристианской борьбой. Больше всего меня поразил момент, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она сбежала от женщины-фейри, заговорившей с ней на другой земле о сыне. Не такого поведения ждёшь от сильной жрицы культа Богини, да и так бегали люди от неё самой, называя ведьмой.

Автор оставляет канон со ЗлобнойБабой™, и здесь эту роль исполняет Гвенвифар (Гвендолин). Выписанная самой черной краской злобная глуповатая фанатичка. Её мысли и поступки подчиняются не логике, но желанию автора. Оп, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
набожная христианка, ненавистница блудниц, сама лезет в постель к любовнику. Оп, и девушка, которую коробит от одной мысли о том, что женщина может править наравне с мужчиной, лезет в дела своего мужа-короля вперёд всех, навязывая свою злобную христианскую волю.
Просто потому что.

Её муж, король Артур, предстаёт вежливым мягкотелым простофилей. Его безволие перед не любящей его и нелюбимой женой действительно достойно легенд. А так как никаких битв и прочих традиционных мужских забав в книге не видно, таким он и запоминается. Прекрасный образ для мифического короля бриттов, да.

Понятно, что история предвосхищена, и сложно сделать что-то новое и женское по старым и чужим лекалам, но мне показалось, что автор об этом и не думала. Эта многостраничная книга, выступающая под эгидой феминизма, едва проходит тест Бекдел из-за постоянного присутствия мужчин, как в центре повествования, так и на его периферии. Так критики представляют себе феминизм?

На самом деле, как мне показалось, в центре книги стоит вовсе не феминизм, а викканство. Здесь оно, не особо скрываясь, выступает под маской некого древнего языческого культа. Конечно же, умные язычники-виккане здесь преисполнены душевной красоты и смирения, а христиане как на подбор тупые злые гады, насаждающие свою ужасную религию на древние земли. Как и всякая пропаганда вышло жалко, топорно и однобоко.

Больше всего меня расстроило то, что это, по сути, книга про несчастных баб. Несчастными бабами переполнены как история, так и литература, и я не понимаю, зачем тащить их ещё и в фэнтези. Видимо, если хочешь эскапизма с самостоятельными героинями — нужно обходиться Пеппи Длинныйчулок.

Артуриана, феминизм, религиозный конфликт — для меня все эти темы книга начинает и проигрывает.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая семейная сага... Иначе и не назовешь эту огромную книгу. Сага, где на протяжении более тысячи страниц разворачиваются события пусть и сказочной, но воистину настоящей жизни. Любовь, долг, предательство, дружба, верность, страдания, болезни и вера. У каждого свои, как и в реальной жизни. Переплетение судеб, переплетение историй и событий, переплетение надежд и разочарований, — все это заставляет забыть, что это всего лишь сказка.

Мало кого и в наше время оставляет равнодушным история короля Артура, справедливого, смелого и отважного короля, стремящегося принести мир и спокойствие на неспокойную землю. Кто из нас не мечтал иметь настоящих друзей, таких, как имел король Артур, собравший соратников за круглым столом в замке Камелот? Кто не грезил о настоящей, вечной, нерушимой любви, какой она была у прекрасной Гвенвифар и не менее прекрасного Ланселета? Разве не вызывает восхищение Моргейна, великая жрица Авалона, не смотря на все трудности и испытания не предавшая свою Богиню?

Книга дочитана, но ее герои так и стоят передо мной живыми. Именно, живыми. Потому что в книге они показаны настоящими людьми. В ней нет идеальных персонажей, каждый совершает ошибки, иногда поступает против совести, идет на обман, даже предательство. Но тем они ближе и дороже. Ведь идеализированные, бездушные и безгрешные, прилизанные в угоду читателю герои не интересны.

Давно это было. Скрылся в туманах священный остров Авалон, разрушен и погребен под землей замок Камелот, но память о славном короле Артуре, его рыцарях, о мудрых мерлинах, друидах, свято хранящих старую веру, преданных Богине жрицах, маленьком народе, сгинувшем в пещерах и лесах жива до сих пор. И волнует души, и заставляет верить, что когда-нибудь, пусть и не сейчас, не при нашей жизни, на земле воцарится мир и счастье. И тогда обязательно Авалон выйдет из своих туманов и покажется миру.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга для меня стоит на одном уровне,по важности,рядом с Властелином колец и циклом о Ведьмаке. Считаю,что Туманы Аваалона — это одно из лучших произведений в стиле фэнтази. В таком виде легенду об Артуре я еще не видел. Она довольно интересна и оригинальна. Очень красиво написано столкновение христианства и язычества и взаимоотношения героев на этом фоне. После прочтения Туманов Авалона совсем по другому смотришь,вроде бы на давно известную и рассказанную кем только можно легенду о короле Артуре и его рыцарях. Рекомендую всем любиделям вдумчивого, смыслового и философского фэнтази.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается очень тяжело, я просто заставляла себя её дочитать.

Произведение написано очень качественно, добротно, грамотно. Очень интерессно почитать про культуру друидов, а также раннего христианства. Мир в который автор переносит читателя настолько реалистичен, что кажется ощущаешь все что происходит вокруг, как бы растворяешься в книге. Яркие сцены обрядов друидов, жизни пиктов, жизни средневековья, этой грази, порой какой-то мерзости, когда просвещение граничит с первобытным дикарством. Мир Англии с её туманами, дождями, промозглостью, и тайнами. Волшебства и магии как таковых нет, это очень тонко переплетенные, мудрость, вера, смысл и понятия. Это жизнь, даже пожалуй период инициации, инициации людей, которые отбрасывают мрачную, насыщенную, жестокую и буйную власть Природы переходя в аскетичную и спокойную веру Христа. Показана эта трагедия, отречения и принятия себя. Остается даже какая-то безысходность после прочтения, глубокое переживание этой какбы несправедливости, но появляется мысль, что это когда-то было, что может где-то еще есть эта часть нашего языческого прошлого и что когда-то, среди туманов можно найти тропинку к фейри или среди увидеть очертания берегов Эль-Бразии.:glasses:

Книга на любителя.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный образец как исторического, так и «женского» фэнтези. И та и другая составляющие у Брэдли достойны высших похвал. Отменный стиль изложения, внимание деталям быта, обычаям, объемные многранные характеры и нисколько не раздражающая, а напротив оправданная «женскость».

Книга основана на легендах о короле Артуре, но не является их литературным пересказом. Главный герой «Туманов Авалона» — Моргана (Моргайна). Именно через ее судьбу, и ее глазами мы видим события запечатленные в легендах о короле Артуре.

В легендах Моргана — негативный персонаж. У Брэдли — защитница исконных (языческих) верований; в противовес Артуру, под влиянием жены принявшего христианство как основную религию своего королевства и отринувшего обычаи Авалона, приведшего его к власти.

И еще это книга о неразрушимой силе родственных уз и о прощении.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь в конце Моргана отвозит умирающего Артура на Авалон.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этой странице много великолепных отзывов, посвященных этой книге. Вряд ли я напишу лучше. Отмечу лишь, что сам роман требует от читателя знания хотя бы общего хода событий Артурианосвской легенды, тем более заметны будут смещенные акценты, нюансы — мужская рыцарская пора доблести, турниры и сражения, против хитросплетения женских судеб, прожитых жизней с нелегкими испытаниями, выпавшими на долю героинь.

Книга действительно очень оригинальная, самобытная и поэтическая. Она «женская», но только потому что в фокусе внимания автора судьбы женских персонажей, и это логично, в язычестве женщина имела больше прав, чем в Темные Века христианства. В романе также нет антихристианских мотивов. Это просто талантливо написанная история заката целой эпохи, исчезновения целой страны, где молились Великой Богине, а в лесах жили мудрые друиды. Она не ушла, она здесь, рядом, новые поколения людей будут ступать по той же земле, просто не замечая ее, глядя на древние знаки и понятия уже новыми глазами, освященными светом другой веры.

Когда целый мир растворяется в туманах забвения, провожаемый скорбным звоном колоколов христианских церквей...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень женское произведение. Напоминает роман Сигрид Унсет «Кристин, дочь Лавранса «. Рассказывается о жизни женщин от рождения до смерти. А то что, это история о короле Артуре, уходит на второй план. Наличие слегка эротических сцен вносит некоторое разнообразие в утомляющую манеру диалогов « да моя госпожа», « как пожелаете мой король», «господь ведет нас» и т.д. Прозрачные и не очень прозрачные намеки на нетрадиционную сексуальную ориентацию героев добавляют особый интерес). Очень много персонажей вызывало откровенное раздражение. Артур —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подкаблучник, слишком мягкий скрытый гомосексуалист,
, Гвен — набожная ханжа, которую с самого начала произведения хотелось убить топором, Мерлин Арфист — со всеми своими комплексами, похотями и отвратительно слащавыми речами.

Мне всегда немного печально читать произведения, где христианская вера убивает всё прекрасное, дикое и волшебное в этом мире (как в произведении «Дети морского царя»).

Читать стоит, но на мой взгляд один раз.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень уж на любителя.

Много словоблудия, ни к месту, пустых сцен, которые ни на что не влияют. Но сильная мат.часть, этого у романа не отнять, насколько он великолепен в своем историческом наполнение, настолько же туп в другом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автора явно заносит на постельных сценах, если многое я еще переварила, даже Артур+Ланселот+Гвен, потом яко-бы любовь Ланселота к Артуру, вот чего точно не ожидала, и все же добила меня сцена после изнасилования. Все-таки Гвэн не гулящая девка, а фифочка из благородной семьи, пугливая девчонка и вдруг с Ланселотом шуры-муры в комнате, после того что с ней сделали. Ну где логика? Это вообще нелепо. Ни к месту. А потом сияющие глаза и мысли «я больше не буду скрывать свою любовь»

Разочаровалась.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и перелистнул я, к сожалению, последнюю страницу этого грандиозно великого произведения. Что можно однозначно сказать про эту книгу – она может гордо встать в один ряд с произведениями Толкиена, Ле Гуин, Льюиса, Сапковского, Хобб… Даже немаленький объем повествования не ввергает в уныние, так как прочтение дарит настоящее наслаждение.

Автору мастерски удалось передать столь широко известную историю Артура, Гвеневры, Мерлина, Морганы и Ланселота с иной точки зрения, где Моргана – это не злодейка и владычица черной магии, а лишь жрица и орудие в руках богов, где Мерлин – это наперсник Авалона и мудрейший друид. Брэдли показала нам историю любви королевы и первого из рыцарей Круглого стола, увиденную глазами мудрой и опытной женщины, не ограниченной нормами этики и религиозными канонами, где поступки каждого из них — это лишь людские деяния, а не романтические подвиги двух влюбленных.

Перед нами история любви, верности, истиной веры и смелости, окрашенная нотками печали и тоски по миру, что канул в небытие – миру истинного рыцарства и великих людей.

И как повествует эпилог этого замечательного произведения: не нужно больше вызывать ладью – чтоб оказаться на Авалоне, достаточно лишь шагнуть сквозь туман…

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный роман. Автор не просто создал текст, но буквально слился с собственным произведением. Погрузился в него. Книга производит мощнейший эмоциональный эффект, создает настроение. Это редкое и очень ценное качество. Интересна также попытка осмысления ухода из мира древнего, а всле за ним и нового волшебства. Это произведение прекрасно перекликается с Мабиногионом и пластом артурианских мифов. Несмотря на внушительный объем книга читается с удовольствием. Рекомендую всем, кому интересна артурианская тематика и легенды британских кельтов.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх