FantLab ru

Терри Пратчетт «Посох и шляпа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
2186
Моя оценка:
-

подробнее

Посох и шляпа

Sourcery

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 107
Аннотация:

И придет восьмой сын восьмого сына, и покачнется Плоский мир, и поскачут по земле четыре всадника (увы, без лошадей, ибо их увел какой-то ворюга) Абокралипсиса. А крайний, как всегда, Ринсвинд, самый неумелый волшебник на Диске.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (Великобритания; роман)


Посох и шляпа
1999 г.
Посох и шляпа
2001 г.
Посох и шляпа
2006 г.
Цвет волшебства
2007 г.
Посох и шляпа. Эрик
2016 г.

Электронные издания:

Посох и шляпа
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Sourcery
1988 г.
(английский)
Sourcery
1989 г.
(английский)
Sourcery
1989 г.
(английский)
Sourcery
1996 г.
(английский)
Sourcery
2000 г.
(английский)
Sourcery
2004 г.
(английский)
Sourcery
2012 г.
(английский)
Sourcery
2014 г.
(английский)
Чаротворці
2019 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это единственная книга цикла о волшебниках, где вы встретите:

1. Ринсвинда в компании с девушкой, встреча с которой затянется надолго;

2. Ринсвинда, примеривающего шляпу аркканцлера Незримого университета, но не вступающего в соответствующую должность;

3. Ринсвинда, вкушающего саранчу в сахаре;

4. Ринсвинда, разговаривающего со змеёй;

5. Ринсвинда, строящего башню и летающего на ковре-самолёте;

6. А также Ринсвинда, плотно общающегося со своей совестью.

Не первой станет встреча с Ринсвиндом, который будет спасать мир.

Также нам встретится Сундук, который:

1. Будет отвергнут дамой;

2. Напьётся с горя орака (из блюдца);

3. Будет страстно хотеть попасть домой (а дом там, где хозяин, которому можно принадлежать)

4. По-прежнему будет производить разрушения одним своим существованием.

Эксклюзивно для этого романа автор вводит замечательных персонажей – девушку-вора и начинающего героя-варвара. Также будет чудовство, изгнание старой магии, свержение богов, Аборкралипсис и – как следствие – нашествие Ледяных Великанов и Четверых Всадников Смерти. Полный набор для того, чтобы читать не отрываясь.

+9

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга цикла, и соответственно третья прочитанная. Неожиданная своей глубокой драматичностью завязка, мощное развитие сюжета, обращение (пусть эпизодичесоке) автора к серьезной философской проблематике поднимают продолжение цикла на новую высоту. Здесь простраиваются сложные и трудноуловимые ранее связи между различными уровнями иерархии плоского мира: маги, чудесники, боги, правители, ледяные великаны и твари — все начинают обретать свое собственное место, свое уникальное значение. Здесь характерный пратчетовский юмор находится в замечательном соседстве с развивающейся драматичностью — и книга от этого только выигрывает. Герои приобретают многогранность, объем и человечность, а вместе с ней — и реальность. Централизация сюжета делает книгу целостной, а неистощимая фантазия автора — совершенно неповторимой в своем роде!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я слушал эту книгу в аудио, так что соответствующие термины присутствуют)

Обычно слушаю Пратчетта когда на душе паршиво (на данный момент слушаю 3-ю книгу серии, не считая 1-го рассказа, как-то так) и при прослушивании настроение повышалось в разы. И на миг все насущные проблемы вылетали из головы.

Касательно сюжета. Жаль, что не было Двацветка (в 1-х двух книгах они основательно зажигали дуэтом), но сундук продолжает радовать. Да и сам Ринсвид очень удивил, всё-таки он открыл себя с неожиданной стороны, чем вызвал у меня ещё большую симпатию, чем прежде.

Введение новых персонажей тоже порадовало:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девушка-вор Канина, я, когда услышал её имя не поверил, но тем больше улыбался, когда наконец дошло как её зовут. Хех. Приятная замена Двацветка, да и следующий персонаж Найджела Голозада (то ещё имечко, подстать Канине). Было интересно слушать о их похождениях, о том, как они влюбились при встрече и т.д. В общем, очень любопытная парочка.

Ну и виновник торжества Койн, о нём можно долго рассуждать. На мой взгляд он противоречивый персонаж, с одной стороны он подверг опасности мир и жаждал власти, но с другой, он был не виноват, что его отец за него выбрал такую судьбу сыну. И было очень приятно, когда он всё воспротивился воле отца.

Размышляя на счёт книги, а ведь за маской весёлости скрываются серьёзные насущные проблемы, пример тому Койн — когда родители выбирают путь и судьбу детей, не спросив мнение самих детей, не узнав их желания. Книга многослойна и по прошествии некоторого времени до тебя начинает доходить смысл всего задуманного Пратчеттом.

[hr]Касательно концовки, как я уже писал выше Ринсвид очень меня удивил, не струсил и спас мир, хотя было чуточку обидно — об этом факте знают только Библиотекарь и Койн.

Кстати, когда, дослушав книгу я кинулся искать продолжение (узнать судьбу Ринсвида), то не обнаружил его, только уже другую книгу. А жаль.

В итоге, замечательная озвучка, замечательная книга. Благодарность Терри Пратчетту и Капитану Абру (начитавшему книгу) за доставленное удовольствие. Снимаю шляпу перед вами господа.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сундук. Именно после прочтения этой книги десять лет назад Сундук стал моим кумиром, навсегда очаровав мою душу. Не совру, если напишу, что именно он самый выразительный персонаж Пратчетта как минимум в данной книге. Его наивно-трогательная влюблённость, попытки забыться, последующее истребление окрестной фауны — однозначный шедевр.

Прочий сюжет на фоне харизмы Сундука выглядит вторичным. Ну появился малолетний Чудесник, руководимый своим отцом, ну начинаются магические войны, грозящие расколоть Диск. Всё равно непотопляемый Ринсвинд со всем справится). Здесь он открывает себя с новой стороны — самый неумелый волшебник всё-таки находит в себе задатки героизма и Спасает Мир. В к тому же это одна из самых весёлых книг Пратчетта.

И да, это отдельное удовольствие при перечитывании — знать, в какой ситуации Ринсвинд окажется сразу после действий книги;).

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я не знала, что цикл продолжается дальше, я бы ревела вслух над концовкой книги.

С каждой книгой я всё больше и больше убеждаюсь в том, что Ринсвинд-вовсе не такой плохой, каким хочет казаться себе и окружающим.

И, если честно, Пратчетт похоже единственный, у кого «бессловесные» герои получились настолько живыми. Я про Сундук, конечно же. У многих авторов есть такой прием-наделять неодушевленный предмет чертами характера, харизмой. Но в остальных случаях как-то не можешь забыть, что это предмет. А тут....черт, я первый раз вижу Сундук, который напивается из-за того, что ему отказала девушка)) Это прекрасно и это поражает.

Ну и нельзя не сказать-в очередной раз!-об удивительном языке, диалогах, фразах. Действительно, почти всё можно растащить на цитаты и удивительные зарисовки.

Я в восхищении. Пыталась «растянуть» книгу на подольше, но ничего не получилось-захватывает и оторваться невозможно.

Однозначно десять.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книги Терри Пратчетта для меня — это, прежде всего, хорошее настроение. Рекомендовал бы любителям фэнтези, как чудодейственную микстуру от хандры и скуки. Главный ингридиент этого лекарства — отнюдь не плоское (как можно было-бы судить из названия цикла) чувство юмора автора. Юмора вежливого и, тем не менее, взрослого. Если Терри стебется, то делает это аккуратно и с почтением, отчего не вызывает отторжения у фэнов жанра. Да и в третей книге, Плоский Мир обретает свою самобытность что-ли. Это уже не сатира и стеб в чистом виде (никуда не делись, но много лучше завуалированны и не выпирают из текста, гармонируют, так-сказать), а настоящая фэнтези-вселенная со всеми своими необходимыми составляющими. Сюжет на уровне. Удовольствие получил. Единственное, мне кажется, не стоит читать один роман за другим — приедается. Но «попробовать» стоит несомненно.:-)

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Восьмой сын восьмого сына в Плоском мире становится могущественным волшебником, а восьмой сын этого волшебника — чудесником, источником магии и могущественных заклинаний, каким и уродился Койн. И теперь вместе со своим посохом, в котором заключен дух отца, он бросает вызов чародеям Плоского мира, начав с переустройства Незримого Университета. Такой поворот событий не устраивает Шляпу Аркканцлера, что за время взаимодействия с двумя сотнями обладателей обрела собственный разум, и для борьбы с новым противником возглавила отряд, состоящий из Ринсвинда, Конины, дочери Коэна-варвара, и Найджела, стремящегося стать героем по книге того же Коэна-варвара.

Произведение относится к циклу «Ринсвинд, Коэн и волшебники», куда входят пародийные романы Пратчетта, в которых высмеиваются затертые клише. Как и вторая книга цикла, роман «Посох и шляпа» может похвастать цельным сюжетом и отсутствием фрагментарности, которая присутствовала в калейдоскопе историй первого тома цикла. В то же время оригинальный стиль автора цепляет уже не так сильно. Новых деталей о мире мы практически не узнаем, арка Ринсвинда предсказуемо состоит из знакомых нам этапов: «случайно попадает в заварушку — пытается спастись и уклоняется от участи спасителя — внезапно проникается духом справедливости и становится героем», а бесконечные стычки Сундука со всякого рода чудовищами вряд ли внесут интригу, ведь читатель прекрасно знает, чем все закончится.

С другой стороны, в книге есть вполне достойные автора эпизоды, к примеру — посиделки всадников Абокралипсиса в трактире, опоздавших на светопреставление. Или Найджел, изучающий тонкости работы героя-варвара по учебнику, написанному нашим старым (в прямом и переносном смысле) знакомым Коэном-варваром. Немного позабавила Канина, генетически предрасположенная к битвам, но стремящаяся преодолеть этот биологический детерминизм и стать парикмахером. И вроде бы мы видели таких персонажей раньше, однако следует учесть год написания книги. Пожалуй, высмеивая клише, автор успешно создал парочку новых мемов, ставших крайне живучими.

Отдельно стоит отметить, что Пратчетт не боится прорабатывать этические вопросы. Чудесник Койн, обладающий безграничным могуществом, как аллюзия на диктатора с оружием массового поражения. При этом сам Койн — всего лишь несчастный ребенок, чья воля долгое время была подавлена авторитетом отцовской фигуры. Такой себе фэнтезийный неофрейдизм. А факт освобождения воли благодаря поддержке всего одного человека является мощным гуманистическим символом, который отсылает нас к лучшим примерам английской традиции фэнтези, в том числе и к Тому Самому (вспоминаем, кто и как спас Средиземье, и что произошло у жерла Ородруина).

Что по итогу? Автор уже не делает ставку исключительно на шутейки и оригинальный особенности мира и персонажей, его населяющих, хотя и не отказывается от них целиком, благо, они являются неотъемлемой частью авторского стиля. Плавно, но уверенно, он прорабатывает мастерство построения сюжета, что несомненно является плюсом. В итоге имеем достаточно хороший пример юмористического произведения о волшебстве со смыслом.

P.S. Единственная ложка дегтя, без претензии к переводчикам, это отсутствие достаточных знаний английского языка, позволивших бы мне насладиться оригинальной игрой слов Пратчетта. Чувство, будто целый кусок пирога пропал в процессе поедания. Впрочем, всему свое время.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предупреждаю сразу — отзыв не будет восхваляющим книгу. Даже не смотря на то, что первые две книги о неудачнике Ринсвиде я прочел запоем и с огромным удовольствием. И с не меньшим удовольствием читал про Мора. Мне нравятся книги Пратчетта, но именно эта книга меня расстроила.

Вот представим себе, что вместе с автором находимся в большом ангаре с бетонными стенами. Ангар абсолютно пустой. Автор надувает огромный воздушный шарик и вот-вот он должен лопнуть с неимоверно звонким бабах реверберирующим по всему объему и многократно усиливающийся. Но нет, автор отпускает шар в последний момент и тот, дребезжа и попердывая, улетает вдаль.

Вот так и в книге сюжет закручивается, собирает в себя безграничный потенциал и теряет все в пару десятков страниц.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный злодей Абрим-Шляпа, подобно небезызвестной «звезде смерти», имеет в защите специально спроектированное окно для уничтожения. Посох не справляется с худшим магом Диска, дав осечку. Все время послушный посоху Койн вдруг перестает слушаться. Ледяные великаны, которыми всех пугают всю книгу, сливаются в две страницы! И в финале это вообще все превращается в «сон собаки» ! Все что произошло, магическим образом откатили назад к тому, как все было в начале книги! Зачем я это читал?!

Да и Ринсвид не погиб — уже в аннотации следующей книги написано, что Ринсвид возвращается.

В книге есть плюсы — отличный юмор и развитие главного героя.

Жаль в этой книге уже нет того чарующего эффекта новизны в творящемся абсурде в мире плоского Диска.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это неоригинальный отзыв. Почему неоригинальный? Потому что дифирамбами сэру Терри ни-ко-го не удивишь.

Посмотрите сами, при открытии фильтра рецензий на Лайвлиб нам предлагается 60 положительных, 6 нейтральных и ни единого отрицательного отзыва. И даже в нейтральных есть хвалебные слова в адрес моего любимого фантаста. Да и оценки лаборантов не сильно отстают, в зеленом спектре их 1800 из почти двух тысяч.

Однако, сломаю систему, и не буду тут петь оды, а пройдусь по личным минусам. В первую очередь заявляю — я сильно расстроилась поведением всадников! Ну серьезно, с нетерпением их ждала, а когда дождалась... Хотя такой поворот и забавен, но чувствую себя обманутой.

Далее уже более спокойные рассуждения. Все мысли, что вспыхивают у меня в черепушке, можно свести к единой фразе. Я не понимаю цикл волшебников во главе с Ринсвиндом. Эдакая интеллектуальная элита, огородившаяся от мира стеной презрения, грызущаяся внутри самое себя. Даром, что в политику не ударились, разве что внутреннюю Университетовскую. Соответственно, и сюжет как-то выбивается из общей плоскомирской канвы (не даром же они изолировались).

У волшебников что-то случается только в двух случаях:

- Если они выходят в мир;

- Если кто-то из мира приходит к ним.

То есть все возможные сюжеты ограничиваются именно этими ситуациями. Как и сейчас — к волшебникам заявляется чудесник. Чудесник хочет всемирное господство магии. Чудесник мутит переворот. Волшебники идут на поводу. Прекрасная аллюзия к социальной обстановке и сильным мира сего. Начинается война, тем временем, Ринсвинд, даже просто сидя в таверне (ну как обычно!), оказывается в самом эпицентре развития событий, как бы он ни пытался сделать оттуда ноги (из эпицентра)).

Тут я понимаю роль Канины, без нее бы наш трусливый волшебник остался бы совсем неприкрытым со всех сторон. Особенно учитывая, что в процессе своих похождений они разошлись с Сундуком. Но совсем не понимаю роль Найджела, начинающего героя-варвара. Чегой-то оглядываясь на события, кажется мне, что нихрена он толкового так и не сделал.

Шляпа тоже не вызывала никаких особых эмоций. Фактически, это такой же злобный артефакт, как и посох, разве что без вживленной души. Скорее всего, в этом и была задумка, но отметилась лишь как забавный факт, не более.

Зато от души порадовалась за описание начала Абокралипсиса. Чистый город! Гаргульи сваливают с крыш! Клопы выносят матрас! Любимый библиотекарь с не менее любимыми и внезапно притихшими книгами!

И нам показали внутренний мир Сундука!!! Понимайте эту фразу, как хотите!)

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень круто.

Вся прелесть Пратчетта в том, что он берет читателя не сюжетом, не общей картиной, а каждым отдельным моментом. Куда пальцем ни ткни, обязательно попадешь в цитату не хуже мощного анекдота или фразу, которая окажет честь любому философу)

Особенно порадовал момент про всадников Абокралипсиса у которых угнали коней.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Юмор всё лучше, всё больше удовольствия доставляет чтение. Более выпуклыми становятся герои. Хотя не могу сказать, что как-то «затянул в себя» этот мир, он пока (?) воспринимается как очень искусственный и не слишком прописанный... А в фантазии автору не откажешь, так что ясно, что сюжеты будут неординарными.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Противостояние Посоха и Шляпы могло запросто привести мир к Полному Концу Обеда...

Собственно, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на своих лихих ледниках в путь пошли Ледяные Великаны...
я в это почти поверил!

Автор вообще очень убедителен: и когда описывает полную небывальщину вроде разумной мебели/одежды или попойки всадников Апокалипсиса,

и когда раскрывает внутренний мир персонажа (будь то юный варвар или пожилой волшебник). А всякие мелочи в описаниях, из которых складывается картина Плоского мира?! Роман читается взахлёб — скорость, с которой перелистываются страницы, сдерживается лишь приступами хохота... А потом, когда начинаешь перечитывать, срабатывает фирменная философия сэра Пратчетта. Ненавязчивая, очень доходчивая, и на самом деле совершенно серьёзная...

В этой книге больше динамики, события глобальны и показаны столь ярко и выпукло, что словно блокбастер посмотрел! А основной посыл совсем не развлекателен, несмотря на обилие пародийных моментов в сюжете. Герой всегда один, настоящий друг всегда один...

Недостаток у этой замечательной книги тоже только один — она слишком быстро закончилась!!!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С прочтением 3 книги все же прихожу к выводу что Пратчетт не совсем мой писатель. Вроде бы и приятно читать, но в тоже время юмор уж очень тонкий и изысканный что порой не замечаешь его. Первая половина книги сюжетно явно сильнее предыдущих книг, но 2 половина немного подпортила впечатление. Мне показалось что сундук все же отошел на второй план, и юмор с ним стал несколько наигранным, в первых двух книгах он был ярче. Канина в начале была ярким персонажем, но к середине книги просто исчезла на фоне с Нэйджелом. Ринсвинд однозначно стал более «правильным» героем. В общем итоге ставлю 8 за хорошее начало.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маг, не умеющий колдовать, 10 летний паренек, «заткнувший за пояс» бывалых мэтров магии, «абокралипсис», что ж , весьма забавно...

Так уж получилось, что с Пратчетом начал знакомится с цикла о страже. Конечно впечатления от тех же произведений про стражу и этого совсем разные. Но в этом и плюс! Перед нами мастерски написанное юмористическое фэнтэзи, не грузящее философией, делающее цикл явно более разнообразным. Ринсвинд — трусливый «герой» получился очень неплохо, хорошо смотрятся и более второстепенные. И несмотря на все, перед нами довольно классическое фэнтэзи — со всеми его атрибутами, такими, как магические сражения, артефакты, а что касается штампов, то на ними автор просто смеется. Особенно мне понравился стеб над местными богами :smile: Не серьезно, но очень смешно и интересно!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сундук великолепен. Шляпа замечательна. Всадники Апокалипсиса уморительны. Юмор во всем. Читается буквально на одном дыхании. Но кроме юмора появляются и серьёзные стороны. Ринсвинд, потихоньку становится правильным ГЕРОЕМ. Не уверен, что это идет на пользу. Но в любом случае хочется читать дальше

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх