fantlab ru

Фёдор Достоевский «Игрок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Оценок:
717
Моя оценка:
-

подробнее

Игрок

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

"Игрок" занимает важное место в ряду романов Ф. М. Достоевского: авантюрный сюжет, основанный на богатом личном опыте писателя — его многолетнем увлечении игрой в рулетку. В книгу включены "Зимние заметки о летних впечатлениях" — художественные очерки, в которых записи путевых впечатлений объединены с описанием различных сторон жизни европейских стран, главным образом Франции и Англии, и размышлениями автора о судьбах Запада и России.

Примечание:

Впервые опубликовано в Полном собрании сочинений Достоевского (СПб., 1866. Т. 3. С. 5—63).


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Экранизации:

«Игрок» 1972, СССР, Чехословакия, реж: Алексей Баталов



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 3
1888 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 3
1894 г.
Полное собрание сочинений. Том 3. Повести и рассказы
1905 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 5
1911 г.
Записки из Мёртвого Дома. Игрок
1921 г.
Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 14 томах (комплект)
1922 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 4
1926 г.
Игрок
1930 г.
Повести
1940 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. Произведения 1862-1869
1956 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 5
1972 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 5
1973 г.
Игрок. Вечный муж
1980 г.
Игрок
1981 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 3
1982 г.
Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Игрок.
1983 г.
Бедные люди. Игрок
1983 г.
Двойник. Игрок
1983 г.
Село Степанчиково и его обитатели. Игрок. Записки из подполья.
1985 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1989 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1994 г.
Униженные и оскорбленные. Игрок
1994 г.
Игрок. Преступление и наказание
1995 г.
Игрок
1996 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1997 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 3
1998 г.
Униженные и оскорбленные
1998 г.
Игрок
1999 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 5
2003 г.
Униженные и оскорбленные
2003 г.
Игрок
2004 г.
Идиот. Игрок
2004 г.
Идиот. Игрок
2004 г.
 Собрание сочинений в 10 томах. Том 6. Игрок. Крокодил. Вечный муж. Бесы. Часть 1
2005 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 6
2005 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 6
2005 г.
Униженные и оскорбленные
2005 г.
Игрок
2006 г.
Подросток. Дядюшкин сон. Скверный анекдот. Игрок
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 6
2006 г.
Униженные и оскорбленные
2006 г.
Игрок
2007 г.
Игрок. Село Степанчиково и его обитатели. Записки из подполья
2007 г.
Униженные и оскорбленные
2007 г.
Игрок
2008 г.
Игрок
2008 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2008 г.
Собрание сочинений. Том 6. Идиот. Книга 2
2008 г.
Униженные и оскорбленные
2008 г.
Бедные люди
2009 г.
Игрок
2009 г.
Игрок
2010 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
2010 г.
Федор Достоевский. Полное собрание романов в 2 томах. Том 1
2010 г.
Записки из подполья. Игрок
2011 г.
Игрок
2011 г.
О страстях и пороках
2011 г.
Игрок
2011 г.
Игрок
2011 г.
Игрок
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Игрок
2012 г.
Игрок
2013 г.
Игрок
2013 г.
Униженные и оскорбленные
2013 г.
Игрок. Роман и повести
2013 г.
Игрок. Дядюшкин сон. Скверный анекдот
2013 г.
Игрок
2014 г.
Игрок
2015 г.
Игрок. Двойник. Кроткая
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2015 г.
Игрок
2017 г.
Федор Достоевский. Собрание сочинений
2017 г.
Игрок. Повести. Рассказы
2017 г.
Игрок
2017 г.
Пиковая дама. Игрок
2017 г.
Игрок
2018 г.
Записки из подполья. Игрок
2018 г.
Игрок
2018 г.
Игрок
2019 г.
Игрок. Двойник. Кроткая
2020 г.
Игрок. Записки из подполья
2020 г.
Униженные и оскорбленные. Романы, повести
2020 г.
Игрок
2021 г.
Игрок
2021 г.
Игрок
2021 г.
Идиот, часть 4. Игрок. Записки из подполья
2021 г.
Игрок
2022 г.
Игрок. Кроткая
2022 г.
Игрок
2023 г.
Игрок
2023 г.

Аудиокниги:

Бабуленька
2003 г.
Игрок. Записки из подполья
2003 г.
Театр у микрофона. Золотая коллекция. Часть 3
2006 г.
Игрок
2008 г.
Игрок
2009 г.
Неточка Незванова. Униженные и оскорбленные. Игрок. Записки из подполья. Преступление и наказание
2011 г.
Игрок
2012 г.
Игрок
2013 г.
Игрок
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Gambler & Notes from the Underground
1967 г.
(английский)
The Gambler
2004 г.
(английский)
Der Spieler
2005 г.
(немецкий)
El jugador
2005 г.
(испанский)
El jugador
2006 г.
(испанский)
Der Spieler
2008 г.
(немецкий)
Le Joueur
2008 г.
(французский)
Le joueur
2008 г.
(французский)
Notes from the Underground and The Gambler
2008 г.
(английский)
The Gambler and The House of the Dead
2010 г.
(английский)
Il giocatore
2012 г.
(итальянский)
The Gambler
2012 г.
(английский)
El jugador
2013 г.
(испанский)
The Gambler
2014 г.
(английский)
The Gambler and A Nasty Business
2016 г.
(английский)
Том пятый
2016 г.
(английский)
The Gambler
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Игрок» произвел несколько странное впечатление (отвык, отвык от русской классики XIX века! на классику XX больше настроился). Вместе с тем и удивил. Написан весьма энергично. Особенно порадовала бабушка, конечно («Колпаки вы все, колпаки!»). Хотя французики, немцы и англичане выставлены несколько шаблонно. В целом роман показался похожим на некий конспект. Хотя и не такой ужатый, как у Борхеса или Лема. Но то, что он такой концентрированный, безусловно хорошо. Начни Федор Михайлович добавлять туда всякую высокохудожественную воду, эффект бы пропал начисто. А так вся ситуация, главный герой в ней воспринимаются как будто подсвеченные фотовспышкой, врезаются в память.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжетная канва романа сложные, мучительные взаимоотношения генеральской падчерицы Полины и домашнего учителя генеральского семейства, «игрока» Алексея Ивановича. В «Игроке» интересен образ русской «широкой натуры», противопоставленный образу мещански узкого европейского буржуа — будь то педантичный немец барон Вурмергельм, или предприимчивый авантюрист и «охотник» за чужими состояниями француз «маркиз» Де-Грие, или даже, в какой-то степени, пусть в меньшей, чем первые два, добропорядочный и чересчур благополучный англичанин — мистер Астлей.

Русскую широкую натуру («…одни русские могут в себе совмещать, в одно и то же время, столько противоположностей», — замечает мистер Астлей; впоследствии эта мысль станет лейтмотивом образа Мити Карамазова) представляет в «Игроке», разумеется, не один Алексей Иванович, но и бабушка Антонида Васильевна и Полина.

В «Игроке» «русская душа» показана Достоевским в «живом» контексте и контрасте с «душами», так сказать, европейского образца. Противопоставляя русский размах, иногда граничащий и с «безобразием», буржуазно-европейскому «способу накопления честным трудом», Алексей Иванович с какой-то своеобразной горечью отчаяния признается: «Я уж лучше хочу дебоширить по-русски или разживаться на рулетке. Не хочу я быть Гоппе и Комп. через пять поколений. Мне деньги нужны для себя самого, а я не считаю всего себя чем-то необходимым и придаточным к капиталу».

Но «секрет» и «тайна» русского человека заключается в том, что ему и «для себя самого» деньги не нужны. Выиграв на рулетке 200 тысяч франков, Алексей Иванович, 25 летний кандидат университета и русский дворянин, мечтает о том, чтобы эти деньги поскорее кончились и ухитряется в три недели раздать их направо и налево.

Интересное психологическое исследование. Достоевский мастер и настоящий классик русской литературы.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ты одеревенел (Достоевский, «Игрок»)

Гниль на себе несла иль позолоту,

сломалась враз, за жизнь держалась цепко —

какая разница водовороту,

какой была очередная щепка.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман носит автобиографичный характер, так как сам Достоевский, бывший заядлым игроком, из-за долгов по проигрышам подписал кабальный контракт на издание этого самого романа.

История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия. Сюжет разворачивается в немецком курортном городке под вымышленным названием Рулетенбург.

Роман можно разделить на три части. Первая, самая большая, показывает зарождение преступной страсти и причины, которые привели главного героя за игорный стол. Вторая – большой выигрыш и последовавшее за ним нравственное падение. И третья часть – полная деградация личности Алексея. Астлей так характеризует состояние игрока: «вы одеревенели». Учитель не читает больше газет, не знает, что происходит в мире. Гордый в начале романа, он опускается затем до лакея. Только игра занимает мысли Алексея, вытесняет все его чувства.

Характерно, что игрок практически равнодушен к деньгам. Выиграв 200 тысяч, он легко и быстро их растратил. Сделал это хладнокровно, сознательно и без удовольствия, по сути, идя на поводу у мадемуазель Бланш. В рулетке его интересует не столько выигрыш, сколько сам процесс.

Любовная линия между Алексеем и Полиной – основной «нерв» произведения, самая интригующая его часть. Читатель стремится разгадать тайну Полины, мотивы ее поступков. Падчерица генерала – один из самых ярких женских образов в творчестве Достоевского.

Полина очаровывает, манит, интригует, заставляет подчиняться. Ей нравится ощущать свою власть над Алексеем. Герой сам характеризует их отношения как «раб» и «мучитель». Достоевский не детализирует внешность героини. Сообщает лишь отдельные черты, которые еще больше концентрируют интерес: «глаза – настоящие кошачьи». Мучительная любовь Алексея – одна из основных линий сюжета. Исполняя каприз Полины, он наносит оскорбление баронской чете и лишается места работы. Ради девушки он идет играть и губит себя.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рецензия для тех, кто уже прочитал роман. Поэтому все в спойлере, так как там мое мнение о сюжете и прочем в произведении.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Неровное произведение. Я бы разделил роман на 3 части. (В оригинале в романе просто главы подряд).

Часть первая.

Начиналось все супер замечательно! Сразу видно что ФМ писал про то что он знает, про то что ему интересно (это о рулетке). Приступил с запалом! Вывел главного героя циника, придурковатого генерала, алчную бабищу — все есть для хорошей завязки. Дальше еще лучше — ГГ подкалывает всех, юморит, любовь однобокая опятьже... Откровенный стеб ГГ над бароном и французиком выше всяких похвал. Не ожидал такого от Федора Михайловича, но сильно порадовался! Приезд бабушки был написан просто великолепно. В общем все на 10+ баллов!!!! Прекрасный слог ФМ просто приводит в дрожь. Но глава окончилась с отъездом бабушки.

Часть вторая.

Вот тут начались проблемы с сюжетом... Совершенно нелогичная Полина с (на мой взгляд вытянутой из пальца проблемой), нереальный выигрыш Алексея Ивановича. В Париже он вдруг резко из циника, шута и балагура превращается в имбецильного «терпилу». Перемена получилась всего за неделю, как я понял по роману.... Нет, я понял что хотел сказать ФМ, что он хотел промотать скорее свое выигранное богатство, чтобы снова вернуться к рулетке, к игре. Но как то это очень резко.

Эпилог (Последняя глава)

Понятно наш герой проигрался. Все предсказуемо уже стало. Разжевываются мотивы, что главное не выигрыш и ИГРА! Чтоб подняться с нескольких копеек до миллиона! Повторить триумф! А такого не будет и герой бедет в %опе. Скучно((( Вот это все предсказуемо, на 6/10 тянет, и то только из уважения к Федору Михайловичу.

Как мы знаем произведение написано за 20 с чем-то дней, под постоянным пресснигом издателя.

Получается начат роман за здравие. Потом начали подгонять редакторы, заканчивать пришлось в спешке, и со второй части (по моему разделению), был утрачен интерес и было просто дописывание романа, без души, без интереса, чтоб закончить и успеть в срок... {Как мы иногда на либе дочитываем когда не успеваем к срокам игры ))) }

Итог первая половина 10, вторая 6, итог — 8/10

Но читать очень рекомендую!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Игрок» впечатлил гораздо меньше ожидаемого: в нем нет сюжета как такового. Уже из начала понятно, что герой – пропащий человек, и только стечение обстоятельств, поддержка других помогают ему оставаться на плаву, потому что сам он совершенно ничего не стоят. Впрочем, они там все ничего не стоят. Это опять же *маленький роман*, и там нет симпатичных персонажей, кроме, разве что, бабулечки)) Впрочем, ситуация тоже более чем жизненная – таких пропащих людей пруд пруди, и не важно, чем человек травит свою личность. Пропащих, гулящих, не думающих о завтрашнем дне и надеющихся на него. Я, как натура обстоятельная, классический истеблишмент по роду мыслей, не могу их понять категорически, и кроме презрения и негодования, они не вызывают никаких эмоций. И такое жизнепрожигание отнюдь не кажется мне достойным затраченных усилий. Я рада, что Достоевский со мной согласен ))

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, «Игрок» — роман, который Достоевский стряпал на скорую руку, практически на коленке. Нужны были деньги, требовалось срочно сдать повесть в журнал, чтобы избежать долговой тюрьмы... А всё равно получилось с душой. Может быть, Достоевский уже давно задумывал этот роман, просто не мог воплотить идею в жизнь.

Немного перефразируя, «пиши о том, что знаешь в совершенстве». Кто, как не Достоевский знал, что такое игромания, мог наблюдать это безумие с разных точек зрения? Сколько он проигрывал сам? Сколько видел историй? Скорее всего, история с пожиой русской дворянкой — вполне реальный случай, который он имел сомнительное удовольствие наблюдать. Но всё таки видно, что роман написан слишком быстро. Линия любви с ПОлиной вовсе не раскрывается, а проблемы игромании автора тоже. Он подробно описывает само по себе состояние игрока, но не ведает (пока) пути преодоления жажды игры. В принципе, опять история о людях, но со множеством резко оборванных линий. Не сказать, чтобы роман был неудачным, но то, что на фоне, например, «Преступления и наказания» он смотрится бледно — факт.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман — вскрытие души игрока в момент «приступа». Как скачет сердце, наблюдающего за рулеткой, — так же движется и повествование. Роман — предостережение: не ищите смысла в азартной игре, так же как рассудка у игрока. Эта страсть — болезнь и лечится болезненно, хирургически, оставляя в душе больного кровавые раны. Светлого в романе и быть ничего не может, как в жизни человека, спускающего всё на игру.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх