fantlab ru

Евгений Гуляковский «Чужие пространства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
147
Моя оценка:
-

подробнее

Чужие пространства

Повесть, год; цикл «Чужая планета»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Обычная полевая экспедиция вынуждает студента Гравова резко изменить свою жизнь и преобразиться в Воина пространств. Для этого он должен прожить несколько жизней, побывав кочевником, рабом на рудниках чужой планеты, пилотом, потерпевшим аварию, и даже негуманоидным монстром. Став Воином пространств, бывший студент пытается остановить кровавый конфликт двух суперцивилизаций, возникший в далеком будущем.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Искатель 1990'4», 1990 г.

— журнал «Искатель 1990'5», 1990 г.

— антологию «Мир в латах», 1991 г.



Издания: ВСЕ (5)

Мир в латах
1991 г.
Чужие пространства
1994 г.
Чужие пространства
1996 г.

Периодика:

Искатель № 4 1990
1990 г.
Искатель № 5 1990
1990 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне первая часть книги очень нравится и я не мазохист. И все в ней ясно и понятно. Не надо было только писать такое продолжение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не ожидал я, что автор знаменитого «Сезона туманов» напишет столь бездарный роман о приключениях созданного инопланетянами клона. Сам сюжет вроде бы неплох и был достоин куда лучшей реализации, чем вышло в итоге. Действительно, в нем сплелись воедино и парапсихология, и тонкая интрига «скрытого» инопланетного вторжения в нашу реальность, три причудливых мира — мир людей, мир деймов (демонов?) и мир Грани, локальные звездные войны, межгалактическая разведка и даже превращение в сказочных животных! Задумка, что называется, масшабна — спорить не буду! А что получилось на выходе? Банальный «пшик»... У меня создалось впечатление, что либо роман писал кто-то другой, незнакомый со стилем Гуляковского, либо автор на заре своего творчества написал пробную повесть в стиле Карлоса Кастанеды («Ученик чародея»). Позже у него возникло естественное желание расширить похождения своего героя «за грань реальности» железного шара — слишком велик сюжетный излом между двумя первыми частями романа. Во второй части действует совсем другой персонаж, связанный с первым только общим сознанием. Кстати, про первого героя, Степана, дальше уже никакой речи идти не будет (кроме неясных намеков на туманное прошлое). Новая личность, Роман Гравов, ничем прежнего персонажа не напоминает и долгое время даже не подозревает о своей «вторичности». Из такой «скрытой памяти» при желании можно было баллады складывать, но автор низвел всю идею до уровня ночного бреда и смутных озарений хронического алкоголика. Приключения героя на Гридосе выглядят слишком мелкими и узкомасштабными. Самое интересное начинается ближе к финалу главы, когда Роман спускается в подземелья Мортона. Впрочем, многое там домысливает сам читатель, исходя из обстановки и авторских намеков. Второй персонаж, сказ о котором ведется параллельно похождениям Гравова, тоже нехарактерен для персонажей подобного типа. Он — поисковик специального отдела Федерации Свободных Планет, что-то типа следователя и спасателя в одном флаконе. Расследуя дело о Мексиканском Параллелепипеде, он случайно «выходит» на Гравова, который кажется ему подозрительным. Уцепившись за этот «хвост», Клёнов начинает разматывать весь клубок событий. Но не приближается к истине, а лишь запутывается в ней... Автор попеременно переключается с одного персонажа на другого, пытаясь создать некую аналогию космического детектива, но выбирает для этого далеко не лучшие варианты. В итоге, при помощи ряда стандартных «роялей» герои расстраивают мировой заговор деймов и в очередной раз спасают Галактику. Где-то я уже читал о подобном... В повествовании много нелепостей и необъяснимых фактов, которые настолько запутывают читателя, отвлекая его от сюжета, что поневоле хочется бросить чтение, чтобы сохранить в целости свои мозги. Например, голословное утверждение Элии об опасности ее сопровождающих — оно никак не подтверждается дальнейшими событиями, но придает девушке «вес» в момент встречи с Гравовым. Также нелепен «профессионализм» Клёнова, не сумевшего (по воле автора) различить «засланного казачка» в специальном уполномоченном Федерации Курлянове (фамилии — не самая сильная сторона творчества Гуляковского). В результате сам следователь попадает на вышеупомянутый Мортон, где проходит по следам Гравова и (в прямом смысле этого слова) утыкается в стену (через которую Гравов сумел пройти). Правда, для такого ковбоя, как Клёнов, препятствия — не больше, чем кочка на дороге: на пару с еще одним заключенным он угоняет полицейский ранкер (каким образом, автор умалчивает) и легко покидает хорошо охраняемый остров. Чудеса, да и только! Подобных «склеек» в романе будет неприлично много. Но автора это вовсе не беспокоит, и уровень его «фантазий» растет от страницы к странице, достигая своей кульминации в четвертой главе. Там главгерой превращается в некое мифическое ... животное, которое не помнят даже старожилы планеты! Маразм крепчал сильнее ветра, сказал бы классик. Надо сказать, вся эта глава — просто абсурд какой-то. Никогда не поверю, что одно древнее животное оказалось эффективнее целого космического флота! Не фантастика, а какая-то странная сказка с нелогичным действием. Зачем вообще нужно было так резко менять канву между главами — ума не приложу. Коробит меня и от вольного обращения автора с разными терминами. Зачем племя летунов называть «летунгами», восточное единоборство — непонятныой аббревиатурой КЖИ, человеческих клонов — бионами, а их оружие, меняющее топологию пространства, — корявым термином «асимметратор»?

Из положительных сторон стоит отметить немногое. Прежде всего, саму идею «зеркальных» клонов с перезаписанным сознанием. Далее — цивилизацию архов с их сетью порталов в форме каменных параллелепипедов. И, наконец, весьма символичный финал, повествующий о восстановлении целостности Грани с миром антиподов. Маловато будет для столь эпичного произведения...

-----------

РЕЗЮМЕ: весьма скучный и запутанный рассказ о неудавшемся вторжении «зеркальников»-деймов в наш многострадальный мир. Не хочу быть грубияном, но всё же скажу, что читать сей опус следует только самым отъявленным мазохистам.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх