FantLab ru

Ким Стэнли Робинсон «Слепой геометр»

Слепой геометр

The Blind Geometer

Повесть, год

Перевод на русский: К. Королёв (Слепой геометр), 1994 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 14

 Рейтинг
Средняя оценка:7.77
Голосов:64
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Карлос Олег Невский (мать — мексиканка, отец — русский) от рождения был слепым, но это не помешало ему стать известным ученым-математиком в области n-мерных пространств. Будучи свободным от визуального мира, он мог без труда вникать глубины неевклидовой геометрии, проецируя зрительное пространство в слуховое, в осязательное, в мир внутри и «видеть» то, до чего зрячим людям додуматься нелегко. Он оперировал с многомерными системами так же легко, как мы оперируем с трехмерными. В своих изысканиях Карлос пришел к принципам, которые могли перевернуть законы сохранения физики или вывести их на иной уровень. Своими мыслями он поделился со знакомым коллегой — зря! Слепой математик обнаружил, что в его жизнь сразу вторглись другие: жучки в кабинете, прослушивание разговоров, слежка, подсыпанные наркотики «истины» в пищу… Зрячий мир стал пытаться выяснить, что же такое открыл ученый, а нам, читателям, предоставилась возможность буквально вжиться в шкуру Карлоса, за что спасибо писателю.

Примечание:


Издавалась отдельной книгой в 1986

первая журнальная публикация в «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», август 1987

Входит в:

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards 23», 1989 г.

— журнал «Если 1994'10», 1994 г.

— антологию «The Mammoth Book of Modern Science Fiction: Short Novels of the 1980s», 1993 г.

— сборник «Down and Out in the Year 2000», 1992 г.

— сборник «The Best of Kim Stanley Robinson», 2010 г.

— антологию «Корабль призраков», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1987 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1987 // Повесть

номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1988 // Повесть

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1988 // Повесть

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Научная фантастика - Рассказ (США; повесть)


Корабль призраков
2016 г.

Периодика:

Если № 10, октябрь 1994
1994 г.

Издания на иностранных языках:

Nebula Awards 23
1989 г.
(английский)
Nebula Awards 23
1989 г.
(английский)
Down and Out in the Year 2000
1992 г.
(английский)
The Best of Kim Stanley Robinson
2010 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2015 г.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как воспринимают окружающий мир люди, лишенные способности видеть? Повесть К.С. Робинсона «Слепой геометр», считающаяся одним из лучших произведений автора и ставшая лауреатом Небьюлы'87, в первую очередь посвящена Человеку, научные исследования и шпионские игры — всего лишь фон, на котором автор представляет нам своего героя, его мысли, чувства, внутренний мир. Главное достоинство повести в том, что автор не льёт крокодиловых слез, не давит на жалость читателя, а наоборот пытается представить положение дел как есть — слабовидящие — это такие же люди, как мы, свой недостаток они компенсируют иными достоинствами, и самое страшное, что могут им предложить лицемерные лжегуманисты — жалость и наигранное сочувствие.

Начну немного издалека. Мой старый товарищ, подобно главному герою повести почти лишен зрения, видит только свет и тьму, расплывчатые контуры предметов, тем не менее это не мешает ему вести нормальную жизнь, пользоваться ноутбуком и смартфоном, благо есть специальные программы и монитор по сути не нужен, много читать, здесь на помощь приходят книги по Брайлю и аудиокниги, и даже активно путешествовать. Меня всегда поражала его способность практически безошибочно отыскивать дорогу в незнакомом городе, где даже стопроцентно зрячему человеку запросто можно заплутать, а он ездит по России один, без сопровождающих. Интересна психология, эмоциональные отклики слабовидящих на происходящие вокруг них события, причем при поверхностном общении вникнуть в суть этих процессов невозможно, здесь я убеждаюсь, что автор действительно знает о чем пишет.

В процессе воспитания сына я лично убедился насколько сложно маленькому человеку познавать мир, перед тем как освоить и закрепить тот или иной навык, слово, движение ему требуется многократно всё повторить, допустить десятки ошибок, и только изрядно потоптавшись по граблям достичь успеха. Мне даже сложно представить, как познают мир дети, слепые от рождения — как они воспринимают понятия цвета, формы, объема — всё же одних тактильных ощущений здесь, на мой взгляд, недостаточно. Однако зрение, раскрывая перед нами всю палитру цветов и оттенков, может стать и своего рода клеткой для воображения, увидев объект однажды, мы уже не сможем воспринимать его иначе. Здесь уместно сравнить кино и литературу — если мы посмотрим экранизацию до прочтения оригинала, то представить персонажей книги отличными от образов, виденных в фильме, будет практически невозможно. Получается, что незрячие люди свободны от зрительной доминанты, их фантазия ничем не скована, именно этот факт стал одной из причин открытия, которое совершил главный герой повести, обычный человек просто не способен на такое.

Но ближе к делу. Главный герой повести — американский ученый, ведущий исследования в области многомерных систем. Его мать-мексиканка бросила ребенка лишь только узнав о его врожденной слепоте, а воспитывал Карлоса Олега Невского, так зовут нашего героя, его отец — советский дипломат. Карлос по жизни одинок, смысл его существования — работа в исследовательском институте, но не нужно думать, что он несчастен. Среди его увлечений — классическая музыка двадцатого столетия, немало времени он проводит на крыше своего дома, где оборудовал что-то типа пентхауса, там можно помечтать, расслабиться и радоваться Природе — будь то яркое солнце или же ливневый дождь. Довольно интересно читать экскурсы в детство и юность Карлоса, его чувства, отношение к людям, радость и гнев — всё выглядит очень достоверно.

Завязка сюжета в том, что коллега по работе Карлоса Джереми просит его помощи, чтобы разобраться в нестандартной ситуации. Некая Мэри Унзер, якобы побывав в составе научной экспедиции на Луне, предположительно вступила в контакт с пришельцами, после чего стала говорить, меняя местами слова в предложениях, а также рисовать непонятные геометрические шифры. В процессе совместных занятий Карлос и Мэри сближаются, влюбленность постепенно оформляется в более глубокое чувство, но в этот момент привычный мир начинает рушиться, всё оказывается не тем, чем кажется и главный герой вынужден бороться за свою жизнь и любовь, проходя через цепь остросюжетных событий.

С психологической точки зрения повесть выглядит великолепно, помимо описаний внутренних переживаний и мелких ежедневных трудностей слабовидящих, поражают описания окружающего мира, которые даются с позиции главного героя — через запахи, прикосновения, звуки — действительно возникает очень необычный эффект. Научная часть в плане понимания показалась мне несколько сложноватой, приходилось замедлять чтение, возвращаться назад, рассматривать пояснительные рисунки, но надо отдать автору должное — в общих чертах суть исследований Карлоса при должном желании сумеет понять и далекий от точных наук читатель, при этом автор намеренно не упрощает выкладки героя, не переходит к объяснениям на пальцах — мол, кому интересно, тот разберется.

Гармонично разбавляют психологическую и научную компоненты сцены экшена, которые вводятся в сюжет именно тогда, когда начинаешь чувствовать, что временная передышка не помешает как уму, так и сердцу. Казалось бы с динамикой все хорошо — автор умеет создать напряжение, пробудить чувство опасности, но именно на этом этапе так и хочется воскликнуть «не верю!». Когда тихий ученый, причем почти незрячий, который никогда не служил в спецназе, не учился в разведшколе вдруг начинает себя вести как заправский Джеймс Бонд и главный герой боевика «Слепая ярость» в одном лице — иной реакции от читателя ожидать сложно. Положение ухудшается тем, что ты уже воспринимаешь повесть как серьезную книгу, а не лихое развлекалово, поэтому оправданный переход от психологии и науки к шпионскому боевику ломает иллюзию восприятия реальности происходящего.

Тем не менее, повесть очень хороша, никаких вопросов к тем, кто награждал ее премией не возникает. В качестве весомых плюсов — описание окружающего мира через восприятие слабовидящих, погружение в глубины эмоций и чувств этих людей — достоверность и общее знание темы. Научная компонента проработана хорошо, но может показаться сложной для тех, кто не питает склонности к точным наукам, тем не менее для желающих причаститься к произведению это не станет непреодолимой преградой. Остросюжетная линия повести прописана на уровне приличного боевичка, но в данном контексте ощущается перебор, неправдоподобие активных сцен грозит разрушить иллюзию созданного очарования. Я думаю, что книга бесспорно порадует любителей психологической фантастики, при условии адекватного отношения к указанным в данном абзаце недочетам, по большей части субъективным, ведь я ориентировался только на свои ощущения. В целом я нисколько не жалею, что мне в руки попалась эта замечательная повесть, свою долю удовольствия от чтения я получил, и о потраченном зря времени здесь речи быть не может.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2013 г.

Повесть порекомендовали в теме «Что бы такое почитать?». Тема математики и фантастики мне давно интересна: закономерности числовых рядов, различные комбинации цифр, повторяющиеся в природе, идеальная и при этом достаточно сложная геометрия кристаллов, — во всем этом масса поводов для качественной фантастики.

Но это произведение несколько о другом. Во-первых, это в первую очередь психология, во-вторых, это особенности восприятия окружающей действительности необычным индивидом — в данном случае слепым человеком, и лишь в-третьих это геометрия.

Как может изменить мир человек, непохожий на большинство обычных людей в силу своего врожденного недостатка? Что может слепой знать об объеме, форме, цвете? все элементарные понятия о мире он получает через комбинацию другие чувств. Ему не так сложно допустить многомерность пространств, чем человеку который видит четыре стены, по и потолок. А если переход между пространствами сопровождается выбросом энергии, то это уже интересно не математикам, а военным. И дальше уже начинается неравная схватка: спецслужбы и слепой живущий в своем обособленном мире; подготовленные к любым неожиданностям агенты и плохо разбирающийся в окружающем мире человек; у них — спецтехника, у него — острый слух и чуткие пальцы.

Лишним на мой взгляд в этой повести была романтическая линия, она выглядит инородным телом в нити повествования, и именно поэтому оценку выше 7 поставить не могу.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2017 г.

Двоякое впечатление. С одной стороны ― премия Небьюла, по мне, менее именитая, чем Хьюго, но некоторым образом более справедливая, экспертная, что ли, а с другой ― как-то ничего особенного я не увидел.

Дело происходит в середине XXI века, но вся фантастика умещается в размытое упоминание о базе на Луне и каком-то загадочном случае, там произошедшем. Главный герой ― слепой от рождения, что сразу настраивает на особое чтение, тут же вспоминаешь Макса Фриша с его Гантенбайном, ну, и профильную великолепную «Белую трость калибра 7,62». К сожалению, нет. Автор периодически спохватывается и вымученно напоминает, что герой слеп, но напрямую в повествовании это теряется — нет полного погружения. Математические выкладки, занимающие чуть не четверть книги, вообще меня только раздражали. Я, извините, геометрию проходил в школе, практического применения неевклидовой геометрии в жизни не нахожу и помню только фамилию Лобачевского. Для меня все эти треугольники, прямые и точки в n-мерном пространстве ― филькина грамота, я не понял ценности этих рассуждений, но сильно сомневаюсь, что в фантастическом произведении будет изложена какая-то серьезная или передовая теория.

Итак, Карлос Олег Невский, слепорожденный, профессор математики в университете Джорджа Вашингтона. Коллега просит его помочь в неком расследовании ― на лунной базе произошла непонятная история, весь персонал исчез, а единственная выжившая теперь изъясняется словесным бредом и геометрическими чертежами. При расшифровке этих чертежей Карлос понимает, что всё совсем не так...

Не знаю ― не нашел я ничего особенного в показанной картине. Детектив ― никакой, фантастика, как уже говорил, содержится буквально в одном абзаце, «боевик про спецслужбы» — скучный, история про наркотическое воздействие ― я вас умоляю, после Филипа Дика?! А когда обнаружил, что искомая «Белая трость» вышла всего двумя годами ранее, впечатление окончательно испортилось ― конечно, речь не о плагиате, но тема перекликается.

Тем не менее, оценка не совсем уж провальная за некоторые удачные сцены и за воспоминания Карлоса о детстве.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу