fantlab ru

Григорий Горин «Дом, который построил Свифт»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.94
Оценок:
174
Моя оценка:
-

подробнее

Дом, который построил Свифт

Пьеса, год; цикл «Гулливер. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Молодой доктор, назначенный опекунским советом, приезжает в дом, где живёт прославившийся сатирик Джонатан Свифт, с целью обследовать психическое состояние писателя. И ладно, если бы всё закончилось похоронами живого человека, да и принять постоянное молчание Свифта — вполне мыслимо... Но лилипуты? Человек, который прожил уже тысячи лет? Великан, жаждущий дуэли с Ланцелотом? Это уже выше всякой логики. А незадачливого доктора всё обвиняют и обвиняют в глупости...

Входит в:

— цикл «Гулливер. Свободные продолжения»  >  Драматургия



Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Драма второй половины XX века
2000 г.
Театр Григория Горина
2001 г.
Тот самый Мюнхгаузен
2005 г.
Избранное
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что темы иллюзорности мира и переплетения вымысла и реальности в последнее время разработаны и популярны как никогда, я ни разу не сталкивалась с книгой или фильмом, которые бы «взрывали мозг» так, как эта советская пьеса и фильм по ней. Творение Горина и Захарова настолько филигранно, настолько глубоко, а граница между явью и вымыслом в нём настолько неуловима, что Голливуду, при всём к нему уважении, и не снилось.

Самое сюрреалистичное произведение, которое я встречала.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумеется, эта киноповесть — не есть биографический очерк о последних днях великого сатирика и общественного деятеля Джонатана Свифта. И сам Свифт в этом произведении не совсем тот Свифт, который существовал в действительности. Впрочем, вдумчивый читатель поймёт, что его задача – вовсе не в том, чтобы подмечать исторические неточности и заниматься сравнениями. Его задача – совершить путешествие наподобие того, которое совершил его главный литературный герой — Гулливер. Хотя, путешествия Гулливера только с виду казались необычными – путешествия в неведомые края, населёнными фантастическими существами. На самом деле это экскурс по нашему обычному человеческому миру, в котором люди были представлены в виде лилипутов и великанов, йеху и гуигнгнмов, и прочих причудливых персонажей – в зависимости, кто как жил и к чему стремится.

Мне очень нравится образ Свифта в данном опусе. Как выражен этот образ?

1) Он молчит, ибо устал от человеческой речи, которая очень часто служит не для передачи информации, а для её искажения. Свифт устал слышать лживые голоса и отвечать на эти голоса. Он предпочитает довольствоваться мыслями собеседников и хочет, чтобы собеседники слышали его мысли – ведь мысли очень трудно заставить врать.

2) Он носит повязку на глазах. Но не потому, что слеп. В данном случае – слепы люди вокруг него, слепо общество, аудитория, к которой пытается обратиться Свифт. Но аудитории Свифт неудобен, он критикует и язвит, он действует, на больное пороками современное ему общество, как горькая пилюля. Больное общество пытается подсластить горькую пилюлю или же выплюнуть её.

3) Он способен на чудачества, он говорит с обществом на языке шутов и юродивых. Чего стоит его “смерть”, которую он разыгрывает на публике, как спектакль? Что пытается сказать Свифт? То, что будучи ещё живым человеком, духом он умер, живя в таком человеческом обществе.

4) Свифт под присмотром Опекунского совета. Это тоже спектакль, только его разыгрывает не только Свифт, но и общество тоже. Всем выгодно рассматривать Свифта роли душевнобольного, близкого к безумию. А раз так, то пусть пишет то, что писать запрещено. Безумцу это простительно, а для вменяемого человека – опасно.

Мотивы личного характера в сменяющихся образах двух женщин, с которым был связан Свифт практически на протяжении всей своей жизни – Стеллы и Ванессы – привносят в это произведение особый трагический оттенок. Это было испытание для него, и очень непростое.

В общем… оценка тут может быть только одна. Круглая десяточка!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь и театр, человек и актер, слово и молчание. Играя на уровне абсурда неопределенным, Горин выстраивает безумный мир, на который можно посмотреть с разных сторон и, принимая идеи, прежде всего, как-то подсознательно, сделать еще один шаг к пониманию бытия.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх