fantlab ru

Айн Рэнд «Гимн»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.74
Оценок:
86
Моя оценка:
-

подробнее

Гимн

Anthem

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Айн Рэнд, американская писательница и философ русского происхождения, за свою долгую жизнь написала только 4 художественные книги, одна из которых — «Гимн». Представляя из себя короткую повесть, это произведение сильно отличается от остальных книг автора не только объемом, но и характером создания — Рэнд написала ее за короткое время. В сжатой форме писательница обрисовала свою жизнь, показав безликое общество, где люди лишены даже имен, где личное начало людей вытравлено под корень, а косное мышление безостановочно главенствует в социуме. Через бунт главного героя Рэнд проиллюстрировала основные постулаты своей философии.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1987 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1939, ретроспективная // Повесть

Похожие произведения:

 

 


Гимн
2008 г.
Гимн
2009 г.
Гимн
2015 г.

Периодика:

Famous Fantastic Mysteries Combined with Fantastic Novels Magazine June 1953
1953 г.
(английский)
Antarès Volume 35
1989 г.
(французский)

Электронные издания:

The Fourth Science Fiction Megapack: 25 Modern and Classic Science Fiction Stories
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Половину книги просто недоумевала. Не верю, что двум писателям одновременно (даже с разницей 10-20 лет) могут прийти в голову совершенно одинаковые идеи. Причем идеи не просто похожих тиранических государств со сходными принципами, но и даже по форме- события описываются в дневнике главного героя. Однако мир Айн Рэнд гораздо менее продуманный, как правильно отметила autumnrain в своей рецензии- на каждом шагу встречаются какие-то «рояли в кустах». И кругом все так или иначе помогают, и отношения-то сразу складываются, и бежать удается, манускрипты легко воруются, кроме того герои чудесным образом умеют и в лесу ориентироваться, где никогда не были ранее, и охотится, и более того, умеют лук и стрелы сделать, а огонь в лесу им развести вообще раз плюнуть. В общем не верю. А последняя треть книги и вовсе мне показалась невероятной скучной. Сплошные размышлизмы автора на тему свободы и т.п. Воспринимаю данное произведение как жалкую попытку написать утопию, в результате которой получился дамский роман с претензией на философские размышления. Даже ни в какое сравнение не идет с потрясающим, ужасающим, всепоглащающим «Мы» Е.Замятина.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маловато будет!! С удовольствием прочла бы более развернутую и объёмную историю)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далёкое мрачное будущее времен THX-1138, по-замятински называющие себя персонажи и по-оруэлловски уничтожившие всю историю.

Равенство 7-2521 проводит пять лет в Доме Детей, как и жители «Прекрасного нового мира» Хаксли, потом десять лет в Школе, где весьма успешно схватывает учение и стремится с любопытством проникнуть в устройство всех вещей: Как устроены свечи для освещения? Как мы выглядим? Что под поверхностью Земли? Круглый или квадратный наш плоский мир?

За эти и другие вопросы часто бывает бит учителями.

Интересен язык будущего. В нём нет местоимений единственного числа, и таким нехитрым образом отражается коллективизм мира, единство и целостность общины, монолитность в мыслях, суждениях, действиях и поступках. Мыслить одному никак невозможно, работать одному невозможно, только бригадой, они и спят небольшими группками по сто двадцать человек в бараке, и еду принимают совместно, за длиннющим столом, и плановое весеннее совокупление происходит только совместно, и уже будучи глубокими дряхлыми стариками, в сорок лет отправляются в Дом Стариков строем.

В пятнадцать лет всем ученикам Совет по Труду выдаёт пожизненные мандаты на работу: кто будет плотник, кто повар, кто переписчик манускриптов, кто Начальник, а наш Равенство 7-2521 мечтал (не без оснований) попасть в службу Учёных. Но стал Подметальщиком, как и его дебиловатый соученик Союз 5-3992 – потому что физически сильнее рядового гражданина, а умные и так не особо нужны в плановом обществе, где всё распланировано на века вперед и проинтегрировано до конца существования мира.

Но жажду знаний утолять можно и работая Подметальщиком: по ночам он спускается в заброшенное Подземелье, где с неведомых доисторических времён остались чудо-машины прежнего человечества.

Через два года изысканий Равенство 7-2521 открыл электричество, и с этим осветительным прибором врывается на Всемирный Совет Ученых.

Но сразу же его осаживают:

«Пятьдесят лет ушло на одобрение Свечей всеми Советами, на то, чтобы определить их необходимое количество, на то, чтобы изменить планы в связи с заменой свечами факелов».

Как же так, мы же облегчим труд людей?

А вот этого делать никак невозможно, потому что в коллективном обществе люди «существуют только для того, чтобы работать для других» (с.72)

Равенство 7-2521 бросается бежать в Дикий Лес, кормится какими-то случайными зверушками и птицами, ночует под открытым небом, пересекает горный перевал, и попадает в давным-давно заброшенный дом, дом из прошлого: удивительные цветные стены поражают его, подружку его Свободу 5-3000 поражают Зеркала, и вместе они остаются жить в этом бастионе прошлого человечества.

И тут-то Равенство 7-2521 прорывает барьер коллективизма, осознает ценность единоличного, единственного «Я», и распирает от понимания ценности своей личностии и любой личности вообще, его осеняет озарение, его несёт, и несёт несколько последних страниц, с экскурсами в историю рабства, феодализма, расизма и социализма – все эти институты обобществления личности отвергаются ради EGO. В апофеозном прославлении разумного эгоцентризма и заключается «Гимн» Айн Рэнд.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх