FantLab ru

Ким Стэнли Робинсон «Дикий берег»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
168
Моя оценка:
-

подробнее

Дикий берег

The Wild Shore

Роман, год; цикл «Калифорнийская трилогия / Округ Оранж»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

В 1984 году разразилась мировая атомная война. Произошли климатические изменения: снег в Калифорнии, торнадо в России. Уничтожена большая часть населения США. К 2047 году японцы взяли Америку в карантин. Они патрулируют морское побережье, а их спутники следят с орбиты, чтобы города не устанавливали между собой связь, бомбят мосты и дороги.

Жители Сан-Диего пытаются организовать сопротивление, убивают японцев, которые нелегально высаживаются на берег. Жители долины Онофре установили связь с населением Сан-Диего, затем они вместе пытались разбить японский десант в округе Ориндж.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1985 // Дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1985 // Лучшая НФ-книга в США. Особое упоминание

номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1985 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дикий берег
1997 г.
Дикий берег
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Калифорнийская трилогия
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Wild Shore
1984 г.
(английский)
The Wild Shore
1986 г.
(английский)
The Wild Shore
1995 г.
(английский)
The Wild Shore
1995 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2018 г.

Первая часть триптиха о Калифорнии меня... насторожила в самом отрицательном смысле.

Во-первых, это книга о том, как мир сговорился и предал «большого смердящего кита, заглотившего много рыбы, великую Америку», нет, нет, я не ерничаю, один из персонажей так и подводит итог произошедшему, и вот весь мир изолировал эту самую «Америку» после единомоментной ядерной диверсии во всех крупных городах юсэй и 70 лет как насилует её экономику, уничтожая даже сообщение между сообществами, городками и общинами, шпионя прямо-таки со спутников и бороздя воды патрулями. Тупая Россия с «вонью сыра в поездах» (+ еще пот и водка, а как же иначе, чем еще мы можем пахнуть в России-то?), коварная Япония, какая-то безвольная Франция (о которой разве что упоминание). Словом, живет община на побережье, выживает натуральным хозяйством и доктора в ней заботит, как бы раком его пациентов не перезаразились (ну разве что кто будет фонить так, что счетчик Гейгера треснет), молодежь считает течение времени от ярмарки до ярмарки, а более ответственное за жизнь окружающих население подпрыгивает за урожай и спокойную жизнь. Словом... никто толком не знает, что именно происходит, призрачно всё как-то и не по-настоящему. Книга в книге, как трёложное «кругосветное путешествие»(Венеция, оказывается, на островах, а не на сваях, а по России ходят торнадо уже 70 лет, но что-то мы до сию пору не догадались строить города под землей, а еще у нас на Красной площади можно в урну петарды бросить и правительство под стулья спрячется, такая у нас узкая Красная площадь). Самые реалистичные моменты — это скучные для большинства читающих: как люди урожай спасают, как на ярмарке торгуют, напиваются, слоняются и обмениваются новостями, как выходят на лов в море и пекут хлеб. И вот в этих сценах люди живые, со своими страхами, чувствами, желаниями, надеждами, полнокровные люди, а как только автор начинает играть в политику, они становятся картонками, заложниками навязанного сюжета.

Как только автор даёт персонажам просто жить — показывает их юность (зрелость/старость/детство), их новизну(или рефлексию) переживаний окружающего мира — цены ему нет. Действительно, Хэнк ищет себя, в путешествии в Сан-Диего, в труде написать книгу, осознать, что же с ним случилось за последнее лето... А потом кидает их в искусственную (еще пока слава Богу и никогда не приведи Господи) ситуацию постапокалипсиса отдельно взятой страны — мерзотно становится, люди, и не от осознания ситуации, а за автора, мусировавшего этот сценарий в крайне сложное для геополитики время. Стал ли он для меня неким предупреждение? К сожалению, в нашем искривленном мире он скорей всего станет чьей-то мечтой и целью.

Триптих, словно трельяж. Одно зеркало я уже выкинула.

Оценка: 1
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2015 г.

Обычно, говоря «Апокалипсис» мы подразумеваем нечто уничтожающее привычный мир, глобальное, не меньше, чем планетарного масштаба: астероид, всеобщая война, нашествие инопланетян, восстание роботов, эпидемия, или что там еще может разрушить милое сердцу существование.

Но вот мы, пережившие 90-е в сознательном возрасте, знаем, что нечто может уничтожить раз и навсегда весь твой привычный мир без всяких астероидов и атомных катастроф и остаться для прочих обитателей Земли почти незамеченным. Но лично для тебя мир уже не будет прежним, и возникающий при этом накал чувств — сожалений, страхов, тоски, боли, надежды — ничуть не менее острый, чем от всеобщего конца.

Поэтому описанная история может происходить где угодно: на Калифорнийском побережье в постатомном веке альтернативной истории, или в маленьком провинциальном городке в российской глубинке, или в какой-либо поствоенной стране — выбирайте любую, локальных войн, уничтожающих прямо в эту минуту небольшие конкретные миры сейчас сколько угодно. И это, пожалуй, главное достоинство романа: происходящее в нем, переживания и мотивы героев — реальные и не являются вымученными для привязки к фантастическому сюжету, знакомые каждому, кто хоть раз в жизни пережил крушение мира.

Маленькая община борется за выживание в мире после глобальной атомной войны. Сплоченная группа фермеров и рыбаков, смогла не просто выжить — выработать собственный уклад, воспитать детей, и не скатиться при этом к временам варварства, сохранив и передав нравственные нормы и память о минувших, более счастливых днях и о приведших к катастрофе ошибках.

Но подросло новое поколение, которое более не устраивает жизнь ради просто выживания, и которое хочет найти собственные цели в жизни и достичь их.

Вот здесь и разворачивается основной конфликт. Одни мечтают вернуть былую легендарную мощь и славу, чтобы отомстить врагам и мучителям, других вполне устраивает существующий порядок вещей, третьи... третьи понимают, что итак и этак плохо, но как оно, должно быть, не знают, тем более не могут сказать, с чего начать, чтобы вернуть все самое хорошее из прошлого, но отказаться от всего, что привело к катастрофе. Знакомая ситуация?

Юные герои на страницах романа прощаются со своим детством, знакомясь с изнанкой взрослой жизни, сталкиваясь с обязательными в этом случае крушением авторитетов своих родителей, кумиров и учителей, предательством и необходимостью делать выбор и нести ответственность за его последствия. Обычный и такой знакомый процесс взросления с бурей противоречивых чувств, с качелями от восторга до разочарования.

В романе вообще нет ничего, что не было бы близко и все понятно. Это самые обычные человеческие чувства и отношения: верность, дружба, любовь, желание старших уберечь от фатальных ошибок младших, дать им ясную и достойную цель, и вечное стремление молодых найти собственный путь и проверить все лично. И рождающиеся от этого не только близость и взаимопонимание, но и обиды, горечь, разочарование.

И одни из самых лучших страниц в романе о том, зачем надо писать книги. Замечательное описание мучительного поиска и рождения слов, которые складываются в предложения, главы и законченное произведение, о душевном труде, переживаниях и сомнениях, которые идут рука об руку с вдохновением, о том, почему одни книги читают, перечитывают и помнят, а другие пролистывают и забывают. О книге, как о полузабытом за годы электронных технологий лекарстве, которое может облегчить боль, облечь в слова те неясные мысли, чувства и предчувствия, которые клубятся в голове мрачными тучами и не дают спокойно жить, не находя выхода, передать дальше полученный опыт, дать надежду и стать тем первым, необходимым толчком, определяющим выбор совершенно нового пути.

Умный, детально проработанный и психологически выверенный роман. Который я не стала бы советовать слишком юным читателям. Описанное в нем: переживания, ощущения, горечь поражений и радость от простых, обыденных вещей, восторг от небольших, но личных достижений, бессилие перед тем, на что повлиять не можешь, но что может уничтожить твой мир – все это может оценить лишь тот, кто имеет свой собственный негативный жизненный опыт и кто пережил пусть локальный, но не менее от этого разрушительный, личный Апокалипсис.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2008 г.

Разочаровывающее произведение. Опус поразил своей никчемностью. Невежество автора в том, что выходит за рамки географии Калифорнии и мещанской психологии англосаксонской части ее населения, проявляется на каждом шагу: от метеорологии до прокладки железнодорожных путей или ведения сельского хозяйства. Но «высший пилотаж» невежества автор показывает при появлении в тексте не американцев. Здесь он вообще опускается до уровня комиксов низкого пошиба. В целом — бред метромещанина на тему «глобальной» катастрофы в масштабах округа Оранж. Возможно, интересен жителям Калифорнии, поскольку в тексте встречаются знакомые названия (станций метро) островов и городов.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2013 г.

На редкость скучное чтиво. Поставил бы тройку, но пара моментов меня очень порадовали. Собственно ради них и стоит прочесть книжку.

Первый-история спасения главного героя с японского корабля. Борьба человека со стихией — меня просто поразила. 10 страниц нечеловеческого напряжения, преодоления вплавь океана в шторм. Описано потрясающе.

Второй — истории старика, а именно, его встречи самого с собой.

Больше ничего интересного в книжке я для себя не нашел. (Даже имен героев ни одного не запомнил). Главное впечатление от книги --- скука.

Эх если бы автор выбросил галиматью о путешествии на ручной дрезине или войне с пистолетами против подводных лодок и др. То вышел бы отличный сборник рассказов.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2010 г.

Отличный по качеству, проработанности и образу роман. Он легкий в чтении и понимании и при этом достаточно глубок и символичен. Напомним мне Селенджера и его героев — молодых, ищущих. Весь текст пропитан какой-то свежестью моря, ветра, красотой природы и простой жизнью обычных земных людей. Великолепно сочетается этот быт, первая любовь, чувства, дружба, понимания себя, жизни и смерти, ошибки и поиски с глобальной далекой трагедией, остатками былого величия, следы великой войны и тысяч смертей. Все это прописано не подробно, а легкими штрихами и кусками воспоминаний, следами фундаментов и железных дорог. И нет боли и страха катастрофы, она прошла давно. Лишь в полубреду болезни старик в друг закричит, видя в памяти свой мертвый дом и трупы на родных улицах.

Роман как пожарище на котором растут и крепнут молодые деревца среди поваленных оброгевших стволов. В общем очень понравился, было интересно и приятно читать. А финал такой каким и должен быть — ибо такие истории не имеют определенного конца. Жизнь и борьба только начинаются!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2009 г.

Блестящее произведение. Автор великолепно передал атмосферу Америки после катастрофы. Мир прост и вещественен. Несмотря на общий драматизм ситуации это, по своему, притягательный мир суровой, но честной жизни. Книга заставляет сопереживать героям, затягивает в себя. Великолепны байки старика Тома. Его метафорическое раздвоение на фоне ядерных грибов вполне можно отнести к одной из самых ярких сцен американской фантастики последних десятилетий.

Это лучшая книга «калифорнийской» трилогии. Для настоящих ценителей качественной фантастической прозы.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2006 г.

Для меня этот роман — это знак качества. Так надо писать книги. Классический, простой (в смысле без всякой ненужной вычурности), прозрачный, но в тоже время очень красивый язык. Я наслаждался каждой страницeй.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2018 г.

Почему заинтересовался

Прочитав аннотацию, сделал вывод, что действие развернётся в мире, в котором Япония уничтожила США. Узнал, что роман был издан в 1984 году, то бишь на пике распространения среди американцев упаднических настроений, вызванных могуществом японских корпораций, всё глубже проникавших в американскую экономику. Мне в принципе интересны документы эпохи, запечатлевшие уже давно испарившийся по состоянию на сегодняшний день страх американцев перед японцами, а если это еще и подано в оболочке постапокалиптического романа... Плюс «Локус» роману перепал, так что я решил, что книга стоит того, чтобы её купить.

Про что

Год 2047. Много лет назад США были разбомблены и так и не смогли восстановиться. Людей остались жалкие горстки, и живут они чуть ли не в средневековье. Чьи-то вооруженные силы патрулируют границы бывшего американского государства по принципу «никого не впускать, никого не выпускать». Но среди американцев есть те, кто хочет прорвать блокаду. Один из них — юный Генри Флетчер.

Стиль изложения

Письменные показания Генри Флетчера о событиях, участником и свидетелем которых он стал в 2047 году.

Плюсы

1) Описанное в книге отличается на удивление малым масштабом. Ожидание, что в финале Флетчер возглавит атаку американских повстанцев на дворец Императора Японии (или что-нибудь вроде того), не оправдалось. Почему я такого ожидал — это уже другой вопрос. Сравнительно камерная история. И это хорошо, смотрится реалистично.

2) Робинсон небезуспешно пытается насытить роман моральными дилеммами и ставить своего героя перед сложными выборами.

3) Никто из персонажей толком ничего не знает о картине мира, в котором они живут. Как и почему США оказались уничтожены, что происходит в мире и в Америке прямо сейчас и что происходило в прошлом — если кто и сможет что-то рассказать, то далеко не факт, что это будет правдой, ибо источники знания о прошлом и настоящем в лучшем случае ненадёжны, в худшем — сплошная выдумка. Абсолютно правдоподобная ситуация для общества, столь долго и столь надежно изолированного от внешнего мира.

Нет, никто из персонажей не наткнётся на японский компьютер с голосовым управлением, который ответит на все вопросы.

Минус

«Воды» очень много. Глава про поход на ярмарку, глава про путешествие на дрезине к городу, глава про путешествие обратно, глава про похороны, бесконечные описания неба, деревьев, земли, волн, погоды, короче, я бы из романа вырезал, наверное, процентов 35. Я готов признать, что описания всяких бытовых вещей (типа того же похода на ярмарку или как спасали урожай) призваны работать на атмосферу и глубже погрузить читателя в новый мир, но это не отменяет того, что они катастрофически скучны.

Заметка

Наверное, вряд ли стоит удивляться, если человек, писавший кандидатскую диссертацию на тему «Романы Филипа Дика», поднимает в своём произведении тему иллюзорности представлений персонажей об окружающем мире.

Вердикт

Был бы у Робинсона безжалостный редактор, то могла бы получиться конфетка. Видно, что талант на месте, но раздуто произведение до неприличия. 6/10.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2016 г.

Книга написана мастерски, приключения захватывают ум, втягивают душу в эмоционально насыщенный сюжет. Такое чувство, буд-то автор взял лучшее от «Тома Сойера» и «Острова сокровищ» и поместил их в одну из вариаций постапокалипсического будущего человечества. Когда читал, пришла мысль, что создатели культовой пк-игры «Fallout-2» фанатизировали эту книгу, настолько близка атмосфера. Пусть нет мутантов и гулей, но есть кланы, развалины и особые обстоятельства бытия в новых условиях мира будущего, пережившего атаку нейтронными бомбами.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2007 г.

Прекрасный роман, который чуть портит, на мой взгляд, смазанный, несколько «недоговоренный» финал. «Антиутопическое будущее» для Робинсона лишь предлог, который позволяет ему коснуться многих «вечных» вопросов: взросление, любовь, дружба, долг, нравственный выбор, предательство. Обо всех этих сложнейших темах Робинсон пишет одновременно легко и глубоко,счастливо избегая фальши и малейшего пафоса, которые способны сгубить самые лучшие авторские начинания. А еще этот чудный роман о литературе и тяжелом писательском ремесле, о том, «как Слово наше отзовется...»

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2012 г.

Книга отличная, читается на едином дыхании.

Насколько вообще нужно относить ее к фантастике — вопрос. Поэтому есть сильно недовольные среди рецензентов. Если искать в ней драйва, экшена и т.д. — конечно, «Майор Пупкин против Черного властелина» значительно эффектнее.

Отличный язык, все соразмерно, герои абсолютно живые. Вроде бы и ситуация весьма схожа с «Пересечением Эйнштейна» Дилэни (как раз недавно читал), и многими другими постапокалипическими (взять хотя бы «Гимн по Лейбовицу»), но мастерство автора и именно литературный уровень — несравнимо выше.

И книга именно что цепляет, даже не совсем понятно чем. Может быть тем, что среди авторов, работающих в этом литературном направлении (в смысле, социальной фантастики, хотя это очень узко) очень редок такой уровень литературного мастерства — то ли не могут, то ли не считают нужным. Тот же Дик, например.

А уж как мог победить его «Нейромант» — вообще уму непостижимо. Практически так же, как сравнить «Сагу о Форсайтах» с «Тени исчезают в полдень».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2011 г.

Детально проработанный роман... ни о чем.

«Стоит меж лесов деревенька» с ее «великими» событиями, трагедиями, нуждами, мечтами...

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2006 г.

Этот роман не выиграл ни одной премии только потому, что у него был великий конкурент в лице «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Но все-таки вещь достойная, необычная и цепляющая за душу. И очень интересная. США расколота на несколько небольших областей, жители которых, как слепые котята, нащупывают путь друг к другу. Одним словом, осваивают свою родину заново и учатся жить заново. А это, знаете ли, не так уж и легко...

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2006 г.

Вся трилогия — хорошая. Жалко, что автора мало переводили и публиковали у нас.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх