fantlab ru

Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
442
Моя оценка:
-

подробнее

Красный Марс

Red Mars

Роман, год; цикл «Марс»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Человечество начинает освоение Марса. Две космические державы, Америка и Россия, объединили свои усилия и послали на Марс первую сотню постоянных поселенцев — известных ученых, которые должны исследовать планету, построить первые здания, пустить в ход оборудование. Когда и этот эксперимент проходит успешно, на Марс прибывают тысячи людей. В основном — для добычи полезных ископаемых, нужных истощенной промышленностью Земле. Кроме того, Марс расценивается на перенаселенной Земле как «новый свет». Сюда рвутся все недовольные тем, как дела обстоят на Земле. Ученые составляют ничтожный процент от всех прибывших на Марс. Но от них зависит, каким будет Марс в будущем. Нужно ли пытаться терраформировать Марс, или нужно оставить его таким как есть — прекрасным и необычным, хранящим историю миллиардов лет? Стоит ли продолжать искать местные живые организмы, или можно выпустить наши собственные? Должен ли Марс стать сырьевой колонией Земли, или у него должна быть своя экономика, свое правительство и свое государство? Ответов на эти вопросы столько же, сколько людей. И каждый считает, что его ответ — единственно верный.

© Егор Воронин
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Ежегодное голосование читателей журнала Locus (1993), Лучший НФ роман (2 место).


Входит в:

— цикл «Марс»

— антологию «Nebula Awards 29», 1995 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1993 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1993 // Роман

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1997 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1993 // Роман

номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1992

номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1993 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1993 // Роман

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Научная фантастика (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Красный Марс
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Red Mars
1992 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Nebula Awards 29
1995 г.
(английский)
Red Mars
1999 г.
(английский)
Red Mars
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начав читать, почти сразу в очередной раз убедился, что после золотого века фантастики никакой годной НФ найти невозможно. Либо плагиат, либо фентези, либо вот такие поделки. Лучше лишний раз перечитать Космическую Одиссею Артура Кларка. Он-то по крайней мере, не поленился выяснить, какие там у русских бывают имена и фамилии (забавная, кстати, вышла история) и еще в 1968 видел, что эстафету СССР и США в космосе подхватят китайцы, а никакие не арабы с господи прости щвейцарцами (фейспалм). Опять же, ну какие пестициды на Марсе? Зачем? Какие еще карнавалы с алкашами и танцорами? Детский сад, а не НФ. Такое ощущение, как будто Пратчетт писал эту галиматью, только без его обычных потуг на юмор.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга про Марс. Тут, конечно, есть люди, они достаточно интересно описаны, но главный герой романа — Марс. Негостеприимная планета, которую можно освоить, но к которой нельзя относиться снисходительно. Сам процесс освоения показан хорошо, со всякими техническими подробностями. Ну и поведение людей на Марсе тоже показано хорошо — едва освоившись, человечество разбилось на группировки и стало выяснять, чья концепция освоения Марса правильнее, причем научные споры перешли сначала в споры политические, а потом в силовые, в которых люди радостно за пять минут уничтожали то, что строилось годами и десятилетиями. Вера в человечество у автора крепка — человек остается агрессивной эгоистичной тварью даже на Марсе.

Ну и отдельно — про русские черты романа. Майя Катарина Тойтовна. Это руководитель русской группы. Типичное русское сочетание имен и фамилии. Ну, и описание жизни в России тоже прекрасное. Правда, клюквы немного, впечатления не портит

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая колонизация Красной планеты

Знакомство с этим произведением началось с книжной полки одного из магазинов, где меня в первую очередь привлекла обложка с изображением Марса и громкое, как мне показалось, название «Красный Марс». Вроде бы очевидно, что Марс красный, ну по крайней мере примерно такого цвета. Тут же по соседству стояли второй и третий том — Зеленый и Голубой Марс. И вот тут я действительно заинтересовался. Ведь уже из названия понял, что история будет касаться колонизации нашего космического соседа. Уж затем я выяснил, что произведение Робинсона «Красный Марс» получило престижную премию «Небьюла». Тогда-то я и решил, что хочу прочесть эту книгу.

Скажу сразу — с выбором не прогадал. «Красный Марс» затянул меня своим долгим, но очень интересным повествованием. Отметил для себя, что это что-то отличное от того, что привык видеть в блокбастерах на экранах. Оно кстати и к лучшему. Иной раз понимаешь, что динамичные боевики со взрывами, погонями и всемирными спасениями уже приелись. А именно таковые и видишь на экранах. При этом такую литературу редко экранизируют, потому что может «не зайти» зрителю. Но прочитать эту книгу было для меня большим удовольствием.

Ким Стэнли Робинсон начинает и продолжает постепенно. Он грамотно повествует о том, как люди стали колонизировать Марс, сталкиваясь и преодолевая первоначальные трудности. Чувствуется эпоха написания — начало 1990-х, когда вдруг «злые враги русские» стали для Запада «пока неизвестными друзьями». В книге часто отмечал для себя, как автор сдержанно и даже с некой симпатией повествует о россиянах. Приятно.

Писатель со всей скрупулезностью подходит к раскрытию как главных персонажей, так и второстепенных. Это неоспоримый плюс. Здесь много действия, где каждый персонаж раскрывается для читателя, как личность. Мастерство Робинсона позволяет понимать каждого из героев, сопереживать и недолюбливать персонажей, откровенно симпатизировать, а иногда и быть безразличным.

Событий и описаний в романе много. Здесь и первые шаги колонистов, и зарождающиеся вопросы и споры по поводу необходимости колонизации и финальные баталии, которые никого не оставят равнодушными. Помню, что после финала, когда была перевернута последняя страница, я вдруг осознал, что приходится прощаться с полюбившимся миром и уже родными героями.

Однако впереди ожидает еще целых два романа, которые призваны раскрыть будущие события. Роман «Красный Марс» — крепкая и интересная история. Очень познавательная и в меру динамичная книга, где не стоит ждать массу экшна, где мир живет и развивается постепенно под пером мудрого автора. А финал обязательно заставить задуматься каждого читателя, действительно ли человек должен колонизировать новые миры, имеет ли он на это право, справится ли с такой задачей? Ответ каждый для себя найдет сам, а Робинсон дает хорошую пищу для размышлений.

Однозначно рекомендую данную книгу к прочтению для всех любителей планетарной фантастики.

9 из 10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно давно в моих списках на прочтение фигурирует «Марсианская трилогия» Робинсона. Я уже знаком с его ранним («Дикий берег») и поздним («Нью-Йорк 2140») творчеством, поэтому захотелось всё же лучше узнать самый масштабный проект автора.

В первую очередь роман о колонизации Марса. Две космические сверхдержавы, США и Россия, отправляют на Марс первую сотню колонистов. Все они – выдающиеся учёные, лучшие в какой-либо из областей. Сначала им предстоит долгий перелёт до планеты, затем обустройство первой колонии. Довольно подробно описаны взаимодействия астронавтов: они спорят, создают группы, влюбляются и строят собственные планы на жизнь на красной планете.

По прибытии страсти разгораются ещё сильнее, вопросов возникает всё больше. Нужно ли терраформировать Марс или оставить всё как есть? А если нужно, то до какой степени? Какие страны будут управлять красной планетой? Что делать с ненасытными аппетитами транснациональных компаний, воспринимающих Марс лишь как источник ресурсов и перевалочный пункт для мигрантов? А что если установить местное самоуправление? Вопросов действительно много, и на все героям придётся найти ответы.

Структурно роман делится на восемь частей, в центре каждого свой конфликт. Лучше понять происходящее и посмотреть на конфликт с разных сторон помогает то, что в разных частях повествование идет от лица разных ПОВов. События романа растянуты на несколько десятилетий. При этом главные герои остаются в добром здравии и ясной памяти благодаря антивозрастной терапии. В это время покорение Марса будет идти довольно активно, задевая интересы большого количества социальных групп, что в итоге приведёт к революции.

Теперь немного об основных героях, характеры которых раскрыты очень подробно. Фрэнк Чалмерс – успешный политик, во всём конкурирующий со своим другом – Джоном Буном. Его прошлое было полно трудностей, и он своими силами добился положения в обществе. Джон Бун – лидер американской группы первой сотни, первый человек на Марсе и очень уважаемый политик. Грезит идеей создания на Марсе идеального общества равных. Благодаря уму и харизме чрезвычайно популярен, как у землян, так и у колонистов. Майя Катарина Тойтовна – лидер российской группы, сильная и харизматичная, хотя и несколько импульсивная личность. Стала причиной раздора между Фрэнком и Джоном, играя их чувствами. Надя Чернышевская – российский инженер, близкая подруга Майи, хотя совсем не похожа на неё по темпераменту. Спокойствие, хладнокровие и уверенность Нади не раз помогали всей команде. Аркадий Богданов – инженер-механик с анархистскими склонностями, мечтающий о независимости Марса от Земли. Его призывы к активным действиям не в малой степени поспособствовали восстанию колонистов. Сакс Рассел – гениальный учёный, сторонник активного терраформирования и лидер группировки «зелёных». Его цель – сделать Марс пригодным для жизни людей. Энн Клейборн – ареолог, лидер группировки «красных» и ярый противник Сакса. Она борется за то, чтобы оставить Марс в первозданном виде. Хироко Ай – японский биолог, исповедует философию под названием Ареофания, т.е. уважительное отношение к планете. Вскоре именно Хироко становится духовным лидером группы марсиан, увлекающихся мистицизмом. Мишель Дюваль – психолог первой сотни. Койот – легендарная личность среди марсианских подпольщиков. Попал на Красную планету тайком, благодаря Хироко. Это ещё далеко не все важные персонажи. Стоит отметить, что в романе все ведущие роли занимают представители «первой сотни».

Лично меня очень зацепило описание процесса терраформирования Марса. Учёные на наших глазах разрабатывают методики повышения температуры и уровня кислорода, выводят живые организмы, способные жить на Марсе и т.д. Всё это описано очень подробно, и некоторых может отпугнуть. Книга в общем и целом отличается вниманием к деталям и неторопливым повествованием. Любителям экшена также лучше пройти мимо.

Итог: В романе описана история становления марсианской цивилизации длиною в несколько десятилетий. Как всегда Робинсон много внимания уделяет деталям, научной составляющей, мыслям и чувствам героев. Лично я заранее знал, чего ожидать от романа, поэтому сумел получить максимум удовольствия от прочтения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабная социальная симуляция освоения Марса, с попеременной сменой жанра. Робинсон, начиная с технологической НФ, быстро сменяет её на социальную драму, любовную мелодраму, жестокий романс, и обратно, в жанр производственного романа. Далее автор совершает “темпоральные прыжки” по временной шкале, в течении полувека. Жанры снова очень разнообразны. Технологическая, социальная фантастика, снова мелодрама, детектив, триллер, боевик, и т.д. по кругу.

Из положительных моментов, автор хорошо владеет словом. Сцены и диалоги увлекательны и колоритны. Персонажи цельные, и хорошо продуманные. Что бы Ким Робинсон не изображал, технологическое решение, катастрофу или культуру определённого этноса, он старается глубоко изучить объект и субъект, и показать их важнейшие стороны.

Основной минус, на мой вкус, сюжетное построение. Если отдельные части романа захватывают, и заставляют задумываться, и сопереживать, то произведение, в целом, вызывает сумбур. Что хотел сказать автор? Что арабов, русских и китайцев нельзя пускать на Марс? Что Марс вообще нельзя осваивать? Что Мальтус прав, и развитие медицины и продление жизни приведёт к катастрофе? Что все религии себя исчерпали, и нужна новая, “марсианская”? Что… всё это сразу?

Возможно, произведение мне понравилось бы больше, если бы оно было оформлено в виде отдельных повестей, связанных в единый цикл. В виде одного большого романа, прочлось сложновато.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ждал от этой трилогии очень многое, но уже эта первая часть заставила задуматься — а стоит ли читать два других тома? Читал её после «Семиевия» Стивенсона. И теперь меня удивляет, что кто-то ещё его ругал за то, что действие развивается слишком неспешно и что у него там слишком много технических подробностей.

И в неспешности действия и в скучных описаниях Робинсон заткнёт «Семиевие» за пояс. При этом нельзя сказать, что книга очень уж плохая, но динамики и ярких героев не хватает.

При том, что интересных находок тут хватает. Возможно в наши дни, когда роботы-марсоходы активно изучают Марс, а Илон Маск грозится начать его колонизацию, книга уже не впечатляет так сильно, как 30 лет назад.

Удивило, что автор потратил много лет на изучение Марса, но не потратил пары часов, чтобы лучше изучить русские имена. «Майя Катарина Тойтовна» это просто фейспалм. Из русских там, кажется, только у Аркадия адекватные ФИО...

Позабавила линия про то, что одним из первых кукухой поехал именно психиатр. Финал книги с тем, как власти начали охоту на Первую сотню мог бы быть отличным, но автор опять похерил всё напряжение и динамику, посвятив большую часть текста описанию маршрута выживших героев.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У этой истории есть один несомненный плюс. Это качественное, подробное описание процесса терраформирования Марса. Моменты с описанием того, как изменялась планета были, наверно, самыми интересными в книге.

А вот с героями у меня не сложилось... Я понимаю, что книга писалась достаточно давно. И для того времени она весьма прогрессивна. Но герои уж слишком «национализированы», большинство вообще никак не развивается... Шаблонные персонажи исполняют свои мимолётные роли в истории и благополучно «уходят в закат». Ни один человек меня не зацепил.

С сюжетом все не так однозначно. Всё-таки это своеобразная хронология освоения Красной планеты. Поэтому события развиваются достаточно быстро, а описание многих из них довольно поверхностно. Если читать книгу как историю Марса, то более менее интересно. А если искать в ней космические приключения, то этого тут маловато.

Для однократного прочтения история вполне сгодится, но без особого восторга. Читать продолжение, вероятнее всего, не буду. По крайней мере не настолько цикл меня заинтересовал.

(https://www.livelib.ru/review/1941460-krasnyj-mars-kim-stenli-robinson)

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я долго размышлял о том, почему у меня так тяжело шел этот роман.

Приведу некоторые свои мысли.

В романе изложены первые 50 лет колонизации Марса.

Что будет в начале и кем могут быть Первые люди на Марсе. Как это будет развиваться, какие могут быть проблемы.

Вообще в романе есть все, что нужно для классной атмосферы и создании целого мира:

арабские караваны, которые исследуют Марс во славу Аллаха — как будто мы оказались в сказке 1001 ночи;

пропавшая секретная группа во главе с японкой Хироко и негром Кайотом — явный привет фрименам и Дюне;

вся русская группа это сплошные реверансы к Стругацким — и безумный Аркадий, и Майа Тойвовна Глумова (у Робинсона фамилия не названа, но мы же все все понимаем);

история с лифтом заставляет вспомнить прекрасные страницы романа Кларка (Фонтаны рая);

Поднимается очень много интересных проблем:

противостояние зеленых (оставьте Марс в покое) и промышленников (срочно терраформируем Марс);

обсуждение экономических основ и моделей общества;

экономическая модель будущего с корпорациями, которые пользуются нейтральными флагами;

очередное обсуждение проблемы перенаселения.

И что самое главное, довольно живые герои.

Перед нами не научное эссе, но роман. С предательствами, коварством, детективными сюжетами и смертью многих главных героев.

В общем книга полна всего.

И при этом читать ее катастрофически не интересно.

Думаю основных причин три.

Первая — автор уж очень упивается достоверностью. Описания ландшафтов скорее утомляют, чем помогают воссоздать мир. Слишком много технических деталей.

Вторая — при всей реальности героев, они не вызывают эмпатии. Почему-то, когда рушится мир и люди гибнут сотнями никто из героев не убивается по этому, а значит и я как читатель к этому вполне спокоен. Герои воспринимаются как хорошо прописанная декорация и это убивает роман.

Третья — у романа отсутствует целостный сюжет. Проверяется это просто: огромные куски текста ни на что не влияют и ничего не дополняют в романе. Вместо того, чтобы на фоне интересного сюжета рассказать о колонизации Марса, автор рассказывает о колонизации Марса добавляя, чтобы не скучно было, какой-то сюжет.

Оценка: 6
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения во многом спорного «Марсианина» я загорелась идеей почитать что-нибудь по мотивам. Что-нибудь о Марсе, о его колонизации и о человеческом противостоянии ужасам Красной Планеты. Вообщем, хотелось всего того же, но более реалистичного и менее голливудского. Я уже была готова к просмотру огромного списка литературы и достаточно продолжительному поиску той самой единственной книги, которой посвящу ближайшие пару недель. Но к моему несказанному удивлению оказалось, что выбор среди крупной формы не так уж и велик. А если учесть еще и многочисленные рекомендации уважаемых лаборантов, то можно смело сказать, что на «Марсианскую Трилогию» Робинсона жребий пал задолго до начала поисков.

Цикл начинается с книги «Красный Марс» и повествует о непосредственном начале колонизации. Все тихо, чинно и благородно. Первая сотня колонистов только-только отправляется в путь длинною в жизнь, а мы на всем протяжении этого перелета неторопливо будем знакомиться с наиболее выдающимися фигурами на этой доске.

Здесь же стоит сделать небольшое отступление и сказать немного о годе написания этой книги. К 1992-гóду русские для простых американцев наконец перестали быть таинственными врагами и внезапно начали превращаться в не менее таинственных союзников. В то время каждый уважающий себя зарубежный писатель так или иначе пытался включить наших соотечественников в линию повествования и заодно пофантазировать на тему загадочной русской души. Получалось с переменным успехом и (чего греха таить) зачастую недостаток знаний авторы с лихвой восполняли целыми гроздями спелой развесистой клюквы. Так произошло и здесь.

Ким Стэнли Робинсон, будучи 100%-ым американцем, старался как мог и на фоне остальных произведений того времени его клюква вышла максимально беззлобной. Так с легкой подачи автора русские колонистки носят имена Майя Катарина Тойтовна и Надежда Франсин, а техник Аркадий все хвалится, что после тяжелой работы над Атомным Реактором в сибирской тайге, колонизация Марса является для него плевым делом. Выпить только иногда тянет, но русская водка космонавтам не положена. Потому вместо ее распития наши соотечественники находят более подходящие для колонистов занятия. Вот, к примеру, недавно профессионально поставили Гамлета прямо на поверхности Марса и в полном обмундировании. Выглядят такие эпизоды странно и глупо, но в большинстве своем вызывают скорее снисходительную улыбку, чем откровенное раздражение.

А вот, что действительно раздражает, так это хваленая научность этой книги. Или же ее полное отсутствие. Я вот ни одной докторской степенью не обладаю, но даже для моего не сильно одаренного ума кажется сомнительной перспектива постройки полноценных жилых зданий на поверхности Марса из обыкновенных кирпичей и бамбука.

Также я нахожу достаточно забавной идею терраформирования путем расстановки тысячи ветряных мини-мельниц с нагревательными элементами. Т.е. по первоначальной задумке лопасти этой удивительной конструкции должны будут крутиться из-за обильных марсианских ветров и попутно с этим вырабатывать достаточный заряд для подпитки внутреннего обогревателя. В будущем тепло от которого должно будет сформировать полноценный озоновый слой и все сопутствующие условия, максимально приближенные к земным. На самом деле, это очень спорная идея и даже если она выгорит, то ждать придется не одну сотню лет. Опять таки повторюсь, что даже на мой дилетантский взгляд, выглядят такие задумки очень неоднозначными. И подобных примеров огромная масса.

Далее все время при чтении резало глаз настойчивое ощущение бессистемности и полное отсутствие хоть какой-то планировки предстоящей колонизации. Т.е. как это выглядит?

1. Местные шахтеры, не зная чем еще себя занять, складируют добытые материалы в форме египетских пирамид и античных храмов. В натуральную величину!

2. За последнюю пару месяцев произошло несколько направленных подрывов важной передвижной техники и систем жизнеобеспечения. Преступник до сих пор не найден, а склады с химикатами, из которых предположительно была изготовлена взрывчатка, до сих не опечатаны и не закрыты. Никакого учета, никакого контроля, ни одного ответственного. Заходи «кто хочешь» и бери «сколько унесешь». Хоть бы какого коптера поставили или консьержа, чтобы за общим лимитированными ресурсами присматривал!

3. Далее, что касается расследований моментов саботажа. Оказывается, что изначально среди всех колонистов была масса разномастных техников, врачей и ученых, но при этом не было даже одного единственного стража правопорядка. Это уже вопрос к отделу кадров.

4. Тогда может наши продвинутые ученые сообразят опер-отряд, который и займется расследованием общей нешуточной проблемы? Нет. Всем фиолетово и за дело берется всего один доброволец. И этот доброволец занимается расследованием буквально «от нечего делать», т.е. если ему на глаза случайно попадается новая улика, то он просто ее складывает к остальным и далее благополучно забивает на это дело.

5. Когда до НАСА доходит информация о подрывах, те сразу начинают собирать группу следаков и в кратчайшие сроки высылают ее на Марс. В кратчайшие сроки — это полгода.

6. Таким вот стремительным образом наши детективы прибывают к местам подрывов и начинают там проводить стандартные оперативно-следственные мероприятия, так будто они идут по горячим следам.

7. Чуть погодя одна из групп колонистов просто снимается с насиженного места и уходит в неизвестном направлении. Куда? Зачем? Почему? Никто ничего не знает и всем почему-то глубоко без разницы.

8. Идем дальше. В книге есть персонаж, который при каждом удобном случае подбивает народ к свержению местной власти, но вместо изоляции такого опасного для общества индивида, администрация и новоприбывшие стражи правопорядка его попросту игнорируют.

9. Также я не могла не отметить слишком шикарный рацион для космонавтов, совершающих межпланетный перелет. Молодой ягненок на гриле со свежей зеленью и бутылка красного вина на ужин вполне в порядке вещей. Я вот им даже завидую.

10. Сам же автор не раз делает акцент на почтенном возрасте колонистов и при этом они с завидной для многих регулярностью занимаются сексом. В возрасте 50-60 лет это, конечно, похвально и заслуживает отдельных аплодисментов, но сам факт этого почти на грани фантастики.

Отдельного упоминания заслуживает и невероятное количество истинно верующих для колонизационной миссии, где 100% личного состава — это приверженцы науки. К примеру, в китайском поселении мною были замечены натуральные буддийские храмы с выточенным из камня Буддой. В мусульманской же общине для глав.героя и вовсе устроили (далее цитата моего знакомого мусульманина) какой-то психоделический шабаш для новообращенных. А японцы в это время внутри своих поселений ходят с длинными волосами, все на босу ногу, в потертых дубленых куртках и сумоистских бандажах. Соседнее поселение, не отставая от остальных, постоянно твердит что-то про Небесного Императора и посредством гигантских валунов изобразило огроменного дракона, которого по задумке можно будет различить даже из открытого космоса. Браво, первопроходцы! Сразу видно, что колонизация идет полным ходом и в нужную сторону.

Какой же здесь можно подвести итог?

Несмотря на внушительный объем в почти шесть сотен страниц первая книга цикла умудряется казаться пустой и поверхностной. Ей отчаянно не хватает должной глубины и проработки. За весь первый том не произошло ровным счетом ни одного маломальски значимого события. Вся книга 50 на 50 состоит из путешествий по однотипным поверхностям Марса и приступов кухонной философской диареи. И самое страшное во всем этом то, что большинство моментов книги ни на что не влияют и ни к чему не приводят.

Так оглядываясь назад с ужасом осознаю, что понятия не имею о чем была эта книга. Да, персонажи ходили. Да, персонажи разговаривали. Но какой был смысл всех этих хождений и разговоров? Увы, для меня это осталось загадкой.

Оценка: 4
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга крайне слабая. Автор представляет из себя яркого представителя современного американского писателя — и это не комплимент.. это сейчас приговор.

В этой книге есть все что может быть неприятно и противно нормальному человеку, возможно америка идет куда-то не туда, но если ее жители считают такие произведения достойными прочтения.. это конец цивилизации.

Подробнее о том что сделало эту книгу полным г: Это не фантастика.. это мыльная опера в которой все настолько примитивно и глупо, что просто смешно.. например Катя спит с Васей, любит Игоря, и тоже с ним спит, Вася с Игорем не любят друг друга, а Катя плачет что она такая плохая.. это все на что способен автор, описывая социальные взаимодействия в плане любви. Беда в том что эта ерунда описывается всю книгу.

Далее.. идут обычные американские стереотипы и предрассудки. Все колонисты мега-крутые ученые...и все до одного верующие в богов типа христиан, католиков и прочее сборище.. Религия для американца.. это не глупость.. это действительность и бытие. Это то что стоит внимания и важнее всего остального, даже для супер-ученого.

Далее.. все главные и основные первостепенные должности занимают женщины.. да феминистки в америке это сила.. Самый главный и умный управляющий.. женщина.. самый лучший и прошаренные строитель.. женщина.. самый самый. ну короче все самый.. это женщина.. не дай бог обидеть ..феминистки съедят бедного Кима. Но тут он может не бояться.. все сделал правильно. Бурить скалы трактором может только женщина.. глупые слабые мужчины на это не способны.

Далее.. секс секс секс..он как мантра.. это слово должно быть везде.. этим автор показывает свою раскрепощенность и силу характера! Мужик.. Не боится писать слово секс.. это круто..

Далее.. куча всяких абзацев, которые совершенно ни к месту пришиты, из раздела: «а вы знали?» Например.. Вася с Катей занимались сексом.. на фоне дюн. (сноска.. дюна это такой песок ляля..) и слушали музыку бетховена «к элизе» (сноска..бетховен тогда то написал произв.. ляля) в позе лотоса..(сноска. лотос это поза ляля). Какой же начитанный и умный автор.. ну все знает. ну всю википедию туда закинул...и дуракам нам объясняет весь этот бред вместо того, что бы писать по делу про марс.

Далее.. у американских писателей не существует музыки кроме джаза.. все в мире слушают только джаз.. и знают все композиции наизусть.. это похоже у них мода такая на показ себя как особо творческой личности.. ну как у нас говорить про картины..

Книгу не дочитал.. но предсказываю в ней и другие американские бредосюжеты: гомосятина, извращения, педофилия, жертвоприношения и сектантство (и да.. именно в виде правильного видения вещей.. типа так должно быть и так правильно)

В общем.. писанина.. крайне не продуманная, дичайшие примитивнейшие проблемы вроде «порезала пальчик».. никакого описания конкретно марсианских тонкостей технических моментов. Все что описано в книге типа про марс, ничем бы не отличалось от какой-нибудь пустыни или антарктиды. Кучка глупых людей под командованием сильных и умных женщин приехала в безлюдье и строят дом. «и они счастливы!!!» да.. особо ничем это не отличается от того самого проекта на тнт).

Никакого желания дочитывать сей бред нет, так как он не заканчивается.. даже ближе к концу книги(бред).. очевидно что последующие части будут еще более скучны и примитивны.

Фанзон.. приветик вам.. такими книжонками ваша репутация катится в глубокую ямку.. и одним оформлением не выжить.. если книжка красива а содержание.. хрень.. ваши бумажки брать не будут. У меня уже нет желания брать книги фанзон, так как прочитано уже несколько разных их изданий.. и ни одна еще не была нормальной.

Оценка: 1
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется геологам зашло бы. ОЧЕНЬ много места уделено описанию различных хребтов, каньонов, наслоений, очень много геологических терминов. С учётом очень скудного и медлительного сюжета было ощущение что читаешь какую-то геологическую, а не художественную литературу. Впрочем, я пока осилил только половину. Но есть сомнения стоит ли читать дальше.

PS Дочитал и ничего не изменилось. Даже поразительно. Автор просто описывает происходящее как летопись, герои меняются, кто-то погибает, кто-то появляется, но никому не получается сопереживать. Единственное что я вынес из этой книги, это несколько физико-технических нюансов связанных с Марсом, но совершенно не понял, чью сторону я бы занял в местном конфликте, кто из героев адекват, а кто — псих. Хотя, я как обычно проецирую подобные вещи на жизнь. В реальности ведь так и есть. Но то как это показано, совершенно неинтересно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зато теперь я знаю, что космический лифт построить на Марсе гораздо проще чем на Земле, из-за гораздо меньшего тяготения. Но по этой же причине невозможно сделать атмосферу как на Земле, её просто уносит в космос. Так что Марс реально может стать местом для нового витка эволюции человека, если конечно люди уже в ближайшее время не избавятся от бренных тел.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из марсианской трилогии Кима Стэнли Робинсона, посвященной освоению далекой и так манящей человечество многие столетия планете. Артур Кларк, один из столпов научной фантастики, даже посоветовал прочитать его всем будущим колонистам Марса как пособие по покорению планеты.

Написанный в стилистике типичной новой волны, возникшей в середине 60-х годов прошлого века, роман не спешит покорять современного читателя обилием действия, стремительным сюжетом и чередой захватывающих приключений. Напротив, здесь изложена неспешная эпическая история того, как люди убегают с земли в поисках себя и решения своих проблем, но, оказавшись за миллионы километров от Земли, все равно начинают повторять одни и те же ошибки.

Сквозь многие строки романа, явно чувствуется желание автора жить в обществе, построенном на базе меритократии, которое серьезно задумывается о сохранении планеты своего обитания. И это – чистая антиутопия. Хотя заражать людей подобными мыслями, несомненно, стоит, и в том Кабаша полностью на стороне писателя.

Парой ложек дегтя в бочке меда могут послужить проблемы с переводом на русский язык и недостаточное раскрытие персонажей и мотивации их поступков. Как говорится, творя великое, забываешь о мелочах. Впрочем, Кабаше это нисколько не мешает, и он с готовностью потратит еще несколько сотен рублей на покупке и прочтение двух других романов марсианской трилогии.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго ждал этой трилогии и вот… Лучше бы так и дальше ждал.

Первое впечатление — роман безнадежно испорчен переводом. Ну не может живой, яркий, образный язык автора «Калифорнийской трилогии» превратиться в такое унылую, зубодробительную и корявую «текстовую субстанцию». Не бывает так!

С другой стороны: 2 переводчика и у обоих практически одинаковый стиль. Не знаю… Все же мне легче поверить, что такую метаморфозу совершили переводчики, а не Ким.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коллеги, осмелюсь предложить вам решение задачи — как так вышло, что там Небьюла и похвала от Кларка, а у нас скучно и невозможно читать. К двадцатой странице у меня сложилась похожая проблема — читать невозможно. Зашел сюда и почитал отзывы, недоумение усилилось. И при том сидело где-то глубоко какое-то непонятное ощущение, что я это уже читал. На следующий день меня осенило — аналогичная ситуация была с «Говорящим от имени мертвых» в кустарном переводе. Чтение причиняло физические страдания, видно было что переводчик совершенно не владеет не то что английским — русским. Короче, в итоге я скачал оригинальную версию на английском. И все сразу стало понятно! Вот избранные фрагменты из моего небольшого исследования:

«“Mars is a sublime, exotic and dangerous place,” said John— meaning a

frozen ball of oxidized rock on which they were exposed to about fifteen rem

a year; “And with our work,” John continued, “we are carving out a new

social order and the next step in the human story”— i.e., the latest variant in

primate dominance dynamics.»

И:

"— Марс — величественное, экзотическое и опасное место, — возвестил Джон, говоря о замороженном шаре из окисленного камня, который подвергался излучению примерно пятнадцать бэр в год. — И мы приложим усилия и построим новый общественный строй, совершив следующий шаг в истории человека! — То есть последнего вида доминирующих приматов.»

Насколько очевидно из этого абзаца, что слова про камень и последний вид доминирующих приматов (тут я аплодировал стоя, переводчик Агеев Артем Игоревич тронул мое сердце) — это иронический комментарий рассказчика к словам выступающего Джона, а не собственно слова Джона? А как вам излучение 15 бэр в год? Откуда это, почему ему не пришло в голову что Марс облучают со скоростью 15 человек в год? Ну и доминирующие приматы это просто прекрасно, это прям медаль можно вешать за лучший перевод.

Или вот еще:

«Seven paths rayed down through the park to

become wide, tree–lined, grassy boulevards. Between the boulevards stood

low trapezoidal buildings, each faced with polished stone of a different color»

беспощадный перевод превратил в:

«Семь дорожек расходились, чтобы превратиться в широкие травянистые бульвары, обсаженные деревьями. Между ними стояли невысокие трапецеидальные строения — фасад каждого отделан полированным камнем определенного цвета.»

Я представил семь дорожек, разошедшихся в обсаженные (тут я до сих пор аплодирую Артему Игоревичу) бульвары. Получилось что–то вроде зеленого вымени с торчащими в разные стороны сосками. Ну и так далее.

Короче, я не знаю какова книга, вполне возможно что и скучная, но одно могу отметить точно — оценивать ее по переводу Агеева и издательства Fanzon абсолютно бессмысленно, поскольку переводчик либо не знает английского, либо делает свою работу на отшибись, а издательство никоим образом не контролирует эту работу, там же в первых трех страницах видно качество перевода и что еще печальнее — уровень владения родным языком, иначе «трапецеидальные» словесные конструкции никогда не попали бы в издание. На данном этапе я бы с крайним подозрением относился к переводам издательства Fanzon и Артема Агеева, а он судя по всему за ушедший год всего Робинсона перевел.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Объёмный, многогранный роман. И при этом ужасно скучный.

Давненько я так тяжело не читал книги, иногда при прочтении 3-4 страниц уже надоедало и я откладывал книгу. Я даже не могу сказать в чем причина — вроде бы и динамично, но в то же время вроде и нет. Главные персонажей были вроде и раскрыты, но сопереживания к ним все равно практически не возникает, чего уж говорить о второстепенных. Вообще при прочтении возникает какая-то апатия, не спасают ни художественные описания пейзажей и техники, ни научные, которые я уже пробегал глазами, лишь бы побыстрее закончить.

Не совсем понятно свободолюбие «марсиан», хотя Земля в кризисе и умирает, но нет, гораздо легче отмежеваться от них, чем предложить некий симбиоз планет во благо обеих. Не особо раскрыты и мотивы религиозного культа, возникшего на Марсе. Следовало хоть как-то более менее показать, чего они из себя представляют, кроме того, что это закрытое обособленное от внешнего мира общество с очень крутыми технологиями, что уже вносит некое противоречие. А жаль, ведь потенциал был хорошим.

С русскими конечно беда, много трэша. НО, в 1992 году, в то время, автор даёт прогнозы насчет будущего развития России, и, глядя на это из наших дней, можно сказать, что некоторые предсказания все-таки к сожалению (или к счастью) сбылись. Жаль только, на Марс пока что так никто и не полетел.

Скорее всего я и немного завысил свою оценку для романа, ибо чтение было для меня пыткой. Но все-таки поставлю шестерку, во мне почему-то просыпается какая-то жалость, ведь тут все же пробиваются лучики света.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх