FantLab ru

Шимун Врочек «Метро 2033: Питер»

Метро 2033: Питер

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Перевод на немецкий: M. Dondl (Piter: METRO 2033-Universum-Roman), 2012 — 1 изд.
Перевод на испанский: J. J. Mussarra Roca (San Petersburgo (Universo Metro 2033)), 2012 — 1 изд.
Перевод на итальянский: T. Dandoli (Metro 2033. Piter), 2012 — 1 изд.
Перевод на польский: P. Podmiotko (Piter), 2011 — 1 изд.
Перевод на венгерский: I. Ildikó (Metró 2033: A pétervári háború), 2015 — 1 изд.
Перевод на корейский: К. Юн-Хи (지하의 노래), 2015 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 32

 Рейтинг
Средняя оценка:7.34
Голосов:418
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Постядерный Питер. Жизнь есть только в метро. Поверхность стала миром чудовищ. Туда отваживаются ходить только диггеры. Лучший носит имя Иван. Он готовиться к свадьбе.

С Василеостровской украден генератор. Началась война за свет. Война за жизнь. Война за выживание. Иван должен выжить. И вернуться. Его ждут...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 385

Активный словарный запас: средний (2861 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 38 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2011 // Межавторский проект


Питер
2010 г.
Питер
2010 г.
Метро 2033: Питер
2017 г.

Аудиокниги:

Питер
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Piter
2011 г.
(польский)
Metro 2033. Piter
2012 г.
(итальянский)
Piter: METRO 2033-Universum-Roman
2012 г.
(немецкий)
San Petersburgo
2012 г.
(испанский)
Metró 2033: A pétervári háború
2015 г.
(венгерский)
지하의 노래 (상)
2015 г.
(корейский)
지하의 노래 (하)
2016 г.
(корейский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2010 г.

БЕЗ ГОРДОСТИ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ…

Автор рецензии не имеет особой склонности к чтению классических боевиков для мальчиков. Например, с легким презрением он относится к серии S.T.A.L.K.E.R., построенной исключительно на «стрелялках» (автоматных очередях) и вопилках (матах-перематах – ах, это так по-мужски). Пустые, словно выеденное яйцо, тексты, низкое качество и откровенная штамповка – вот основные признаки этой серии. К слову, сказав это, автор рецензии Америки не открыл. Всем известно, что сталкеровская серия коммерческая до мозга своих псевдолитературных костей.

Глуховский, написав Метро 2033, создал произведение достаточно высокого качества. Не станем раскладывать по полочкам, просто остановимся на сентенции «автору рецензии понравилось», а уж поверьте, не так-то легко писателям втереться к нему в доверие. Метро 2034 стало откровенным провалом, который благодарно скушало сообщество неразборчивых поклонников. На свет появился еще один бестселлер имени Дж. К. Роулинг. Издательство, мгновенно вспомнив, чем пахнут марципаны, черная икорка и коньяк X.O., запустило беспощадную машину по созданию серии фанфикшена «Вселенная Метро 2033». Первые две книги раскупались, но особой литературной ценностью похвастаться не могли. Узнав, что Шимун Врочек взялся за третью книгу серии, автор рецензии хм.. не сказать бы, что возликовал, но стал надеяться на лучшее. Готовиться к худшему ему в голову как-то не пришло, чего греха таить. Выходит, Шимуну Врочеку автор рецензии тоже доверял. Глубокий психологизм, Умение Писать (да-да, именно с большой буквы), присущие Врочеку, должны были поднять серию на новый уровень, уровень оригинального Метро 2033.

За чтение я принялась, отринув гордость и предубеждения..

С чего бы начать собственно обзор… Начнем сначала. Динамика произведения рваная, больная, как бег подстреленного олененка по лесной тропе. Вот бедное жЫвотное еле тащится — война расписана тягуче, нудновато и бесцельно. Олененок не верит, что мамы больше нет, что охотник идет по его следам и его собственной жизни остались считанные часы. Существо плетется, переставляя еле-еле тонкие ножки, оставляя на траве у тропы теплые кровавые сгустки.

Главный герой идет по метро, ведомый жаждой мести – олененок скачет все быстрее, крови все больше, огнестрельные раны не затянутся, охотник настигает, логика не уходит со сцены, но скукоживается, отходит на второй план. Раздвоенные копытца выстукивают токатту с неясным ритмом. Автору хочется блюза, а выходит джига, и ничего-ничего не получается. Зверек падает в зеленый лесной мох, дышит его влагой, делает последние вдохи-выдохи. Последние страницы развязки романа – агония, захлебывающиеся крики, подергивание слабыми ножками, безжалостный удар охотничьего ножа. Охота закончена, охотник вздыхает с облегчением. Он загнал олененка, он устал.

Да, Шимун, Вы устали и добивали произведение из жалости, и не говорите, что это не так. Потому что другого оправдания я Вам не нахожу.

Герои недописаны-недоделаны. Из всего скопища персонажей, из-за своей колоритности более-менее терпимо вышел скинхед. Ни ГГ, ни другие его спутники до конца прописанными считаться не могут.

Претензией на оригинальность обладает форма изложения мысли героев. От Врочека, которого знает рецензент, у произведения осталось разве что обаятельное «Батоооончики», да упоминание о неуютном сером блюзе, созвучном питерским развалинам.

Отдельной проблемой книги является ее калечность, не в смысле инвалидности, а в смысле шаблонности, создания мира «под кальку» с оригинала Глуховского, но это физиологическая проблема всех серий подобного характера. Автор рецензии подозревает, что именно эти узкие границы проекта, урезавшие творческую свободу писателя, во многом повлияли на результат.

Совершенно не нужны были книге маты. Ни колорита, ни мужественности герою они не придавали. А реализм можно было прималевать как-нибудь по-другому.

Особенно обидно за смысловую нагрузку. Ничто не взяло за душу. Слова о колоссальной трагедии человечества, всех слезах и боли, больше походили на слова похоронной речи над гробом высокопоставленного чиновника, произнесенные коллегами по цеху. Слова сказаны через губу, почти канцеляритом, тривиально. Человечество само виновато. Виновато человечество само. Само человечество виновато. Это и все, что хотел сказать автор? Это и все, на что автор способен? На подробную вырисовку драк в декорациях погибшего города? Не верю.

Автор рецензии приносит свои извинения автору книги за «расчлененку» произведения, но мертвому олененку по сути все равно, кто будет копаться у него во внутренностях – читатель, писатель, критик. Я знаю, что есть и более резкие рецензии, я знаю, что есть и много более мягкие, и даже хвалебные. Рецензент постарался быть искренним. Искренним в своем разочаровании и сочувствии, ибо я сочувствую автору. Я не знаю, что заставило его писать «не свою» книгу.

Бытует мнение, что есть ряд авторов, прекрасных рассказчиков, но неумелых романистов. Автор рецензии не согласен. Бывают средние романисты, которым не даются рассказы, но наоборот не бывает никогда. Все обязательно должно получиться. Нужна только своя книга, идея которой будет сидеть в голове, и плакать разными голосами, пока ее не воплотят на бумаге.

Я бы могла сказать, что автором двигала жажда наживы, жажда засветиться рядом с «именитым» Глуховским, но это будут пустые, необоснованные обвинения. Просто бывает так, что сил на «чужую книгу» не остается, а контракт уже заключен и печатные станки издательства уже заправлены свежими чернилами. Рецензент редко старается оправдать писателя. Просто даже такому сухарику из третей корочки хлеба Буратино, как я, иногда хочется поверить в кого-то авансом. Не подведите, хорошо?

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2010 г.

Человек сидит за столом и водит пальцами по лежащему перед ним листу бумаги. На листе — какая-то схема: выпуклые перекрещенные линии, надписи, выполненные шрифтом Брайля. Палец осторожно скользит вдоль линий, ощупывает каждую буковку. Человеку кажется, что линии раскрашены в яркие цвета: красный, зеленый, синий. На самом деле цвет только один — черный. Яркая вспышка! Тьма.

Человек с палочкой заходит в метро. Чувствует тяжесть входных дверей. Слышит топот сотен ног. Чувствует толчки в плечо. Слышит клацанье автомата на входе. Чувствует подрагивание ступенек под ногами. Слышит голос диктора. Чувствует запах резиновых перил эскалатора. Снова слышит топот сотен ног. Снова чувствует толчки в плечо. Слышит звук открывающихся дверей. Чувствует покачивание пола под ногами. Слышит голос диктора. Чувствует рывок поезда, набирающего ход. Яркая вспышка! Тьма.

Человек спускается в шахту по вбитым в стену скобам: осторожный шаг, второй, третий, четвертый. Наконец, нога нащупывает пол. Человек идет по коридору, держась рукой за стену. Вдоль стены тянутся какие-то кабели. Под ногами у человека гладкий бетон. В коридоре абсолютная темнота. Человеку все равно, он не замечает этого. Яркая вспышка! Тьма.

Человек едет в вагоне метро, держась рукой за поручень. В переполненном вагоне тесно. С обоих боков стоят, тесно прижавшись к человеку, два скелета. Один из них держит в руке книжку с яркой обложкой. На голове второго плейер. Спиной к спине человека стоит третий скелет. На сиденье перед человеком сидят, еле втиснувшись, семь скелетов, один из них детский. В руках у детского скелета — корзинка со скелетом кошечки. Поезд приезжает на станцию. Человек и несколько скелетов выходят. На их место заходят другие скелеты. Яркая вспышка! Тьма.

Человек с автоматом в руках, пригибаясь и петляя, бежит по станции метро. Человек запрыгивает за колонну, высовывается из-за нее, бросает куда-то в сторону гранату, затем дает длинную очередь из автомата и бежит дальше. Станция абсолютно пуста. Кроме человека, на ней нет ни единой живой души. Яркая вспышка! Тьма.

Человек идет по проспекту, осторожно обходя развалины домов. Он слышит шум проезжающих машин, лай собак, детский смех. Кто-то громко кричит: «Батооончики! Кому батоооончики?» Сквозь городской шум пробивается мерное тиканье то ли метронома, то ли счетчика Гейгера. Человек цепляется за торчащую арматурину и падает. Слышен пронзительный визг тормозов. Яркая вспышка! Тьма.

Человек сидит перед компьютером и яростно стучит по клавишам, не поднимая головы. Наконец он ставит точку и останавливается, поднимая голову. Из глубины черного экрана на него смотрит бледное лицо с черными впадинами глазниц. Яркая вспышка! Тьма.

Вы что-то поняли в тексте, который только что прочитали? Нет? Не удивительно. Но хоть чем-то он вас зацепил? Если да, то вам стоит прочесть роман Шимуна Врочека «Питер». Если нет, то лучше выберите книгу, написанную в более традиционном ключе.

P.S. Тексты Врочека очень специфичны. Если Олди когда-то назвали свой жанр «философским боевиком», то творчество Шимуна я бы охарактеризовал как «психоделический боевик». То есть на первый взгляд, все почти традиционно. Главный герой — крутой мачо с вселенскою тоской и надрывом в душе, примерно как у Дивова. Динамичный сюжет с пальбой, беготней, коварными ловушками и неожиданными поворотами — все как положено. Присутствуют и дружба, и предательство, и любовь, и ностальгия. Все это в традиционных для серии «Метро» постапокалиптических декорациях. Все это написано в традиционной для автора манере — рваной, отрывочной, с многочисленными недомолвками.

В итоге роман Врочека напоминает старую дескую игрушку «Калейдоскоп». Смотришь в него — а там какие-то непонятные кусочки. Встряхнул — и снова смотришь. Если повезет, эти кусочки сложатся в удивительно красивую картинку. Если не хватит терпения и воображения — так и останутся бессмысленным набором каких-то фрагментов. Самое интересное у Врочека — не сюжет, не герои, а некая неповторимая атмосфера, которую трудно понять сугубо логическими методами, которую надо прочувствовать, если хотите «грокнуть», а дальше уже дополнять мысли и чувства автора своими собственными.

Этот роман шел у меня тяжело. Картинка никак не хотела складываться, рассыпалась, скатываясь к довольно банальному боевику, вроде бы почти сложилась, и все же распалась опять. В итоге «Питер» показался мне произведением, заслуживающим внимания, но все же явно не лучшим у Врочека. И ведь, казалось бы, декорации «Метро» вполне подходят к авторскому стилю, но все же чего-то Шимуну не хватило. То ли времени, то ли вдохновения. То ли просто тесновато оказалось в узких переходах питерского метро.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2011 г.

Открою страшную тайну – проект «Метро» мне на самом деле изрядно симпатичен, ибо я, как человек, выросший в городе, где его нет и не предвидится, склонен мифологизировать это загадочное пространство. Поэтому я в свое время с большим интересом открыл книгу Глуховского и мое некоторое разочарование от нее ни в коей мере не имеет отношения к, собственно, центральной идее. Просто, на мой взгляд, стартовая книга проекта грешит рядом неоправданных длиннот, периодически прорывающимся навязчивым пафосом и некоторой неумелостью автора. Так что было немного обидно, что такая благодатная тема получила не самое лучшее воплощение, и через некоторое время я решил исправить для себя эту оплошность, взяв роман Шимуна Врочека «Метро 2033: Питер». Также в плюс шло то, что питерский метрополитен я немного знаю и спускаюсь в него с завидной постоянностью, в отличии от московского.

Итак, на первый взгляд, лекала те же – Питер после катастрофы, немногие уцелевшие, старающиеся обустроить свой быт на станциях метро, темные туннели, таящие в себе жуткие загадки… Антураж настолько силен, что полностью подчиняет себе и сюжет, и героев, все отходит на второй план, все зависит от того, насколько изящно автор сможет подать этот страшный, переполненный легендами и отчаянием мир.

Питерская метроэпопея начинается с места в карьер – ударной сценой сражения человека с каким-то мутантом на заброшенной Приморской станции. Ну и в дальнейшем Врочек не снижает темпов – калейдоскоп станций, интриг, убийств, предательств, вылазок, колоритных персонажей вертится с головокружительной скоростью – в комплекте даже небольшое путешествие на подводной лодке, подземная Венеция и непростые, но весьма трогательные взаимоотношения скинхеда с негром. К сожалению, весь этот полет авторской фантазии не идет на пользу созданию атмосферы постапокалиптического метро, на нее практически не остается времени. У Глуховского эта линия была выведена лучше, но, к счастью, роман Врочека берет другим. Скучный пафос здесь не прижился, за исключением нескольких эпизодов, длинноты безжалостно вычеркнуты, более того, в наличии даже некоторый психологизм, чего я совершенно не ожидал. Роман смотрится более цельным, чем книга Глуховского, он сколочен на славу и не разваливается на куски, что, конечно, радует. Напряжение грамотно поддерживается, на сменой одной интриге тут же спешит другая, проходных эпизодов нет, а некоторые сцены так и вообще вызывают только восхищение, в частности, секта слепцов со станции Проспект Просвещения совершенно замечательна.

«Метро 2033: Питер» — весьма крепкий постапокалиптический боевичок, однако это, к сожалению, не стало моей идеальной книгой проекта «Метро», мне лично не хватило атмосферы темного постядерного мифа. Может быть, за ним придется спускаться в киевский метрополитен? Да и будет ли вообще такая идеальная книга проекта написана?

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2012 г.

Может ли быть проект лучше одиночной книги? Может ли быть продолжатель лучше создателя? Может ли...? Может! Если это Врочек. В его руках банальная история о выживании и мести отдельного человека превращается чуть ли не в эпическое полотно выживания всего человечества. Читая стандартную для подобного жанра историю, ты вдруг ощущаешь, — это твоё. Всё вокруг. Твой город. Твоё метро. Люди, окружающие тебя. Ты, чёрт возьми, питерский! Этого не отнять. Как это сумел выразить живущий в Москве Врочек? Не знаю. Сука, талант. То, что могло стать чтивом на пару дней, вдруг зажило своей жизнью, задышало, зашевелилось... Ты чувствуешь это, ты сопереживаешь этому, ты «на нерве». Эх, Врочек...

Итог: роман, ожививший, на мой взгляд, изначально мёртвую книгу Глуховского и заставивший меня поверить в то, что можно читать эту серию. Врочек, — с меня бутылка!

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2012 г.

Ознакомиться с этим произведением меня сподвигли многочисленные положительные отзывы о романе, уважаемых мной людей, на фоне весьма прохладного отношения серьезной читательской аудитории ко всем этим книжкам в мягких обложках с большим количеством точек в названиях серий. В данном конкретном случае – «Метро 2033: Питер» приятное исключение из правил современного отечественного ширпотреба.

Крепкий приключенческий роман в пост-апокалептическом антураже. Хорошо выписанные главные герои; ощущение реальности, даже скорее «настоящести» (насколько позволяют рамки художественного произведения), в изображении быта и жизни обитателей питерского метро; захватывающий сюжет и достоверная психология действующих персонажей. Честное слово, у меня ни разу не возникло чувства, что какая-то из описываемых ситуаций искусственна или неестественна, все они гармонично вписываются в сюжет романа. Ощущение качества сквозит и присутствует во всем.

Врочек умело вставляет в текст небольшие философские размышления, которые делают роман более основательным и многогранным в сравнении со стандартными боевиками из серии «Метро». Это произведение наглядный пример того, что даже среди изданий сугубо коммерческой книжной серии, попадаются достойные произведения сильного автора, пишущего в жестких рамках авторской вселенной, не стандартно и увлекательно.

P.S. Пишу сей отзыв через несколько месяцев после прочтения книги. Многие перипетии общей канвы романа просто на всего забылись, но приятное ощущение послевкусия осталось, а это главное. Шимун Врочек видится мне автором гораздо более интересным, чем главный демиург вселенной «Метро» Глуховский.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2010 г.

Решил прочитать и купил книгу по причине, что захотелось окунуться в мир «Метро 2033» и потому что будучи человеком, проживающем в Питере и путешествующем в метро ежедневно очень уж захотел почитать именно про питерское метро. От романа Шимуна Врочека, честно сказать, многого не ожидал, но открыв книгу и прочитав буквально страниц 30-50 понял, что меня неимоверно захватил «Питер» и оторваться уже не могу. Закрыв книгу понял, что получил огромное удовльствие. Считаю, что «Питер» ничуть не уступает романам Глуховского, а, возможно, местами и превосходит. Отличный сюжет, разнообразие, яркие герои, мрачность, жесткость — на выходе имеем прекрасный боевик. Не могу не отметить и стиль написания Врочека, он очень хорош.

«Питер» — самобытный, яркий, стильный и что самое главное — интересный роман. Приятно удивлен. Отличная книга!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2010 г.

Книга куплена, книга подписана, книга прочитана.

Есть несколько свободных дней на то, чтобы все обдумать, взвесить, прочувствовать послевкусие.

Метро, Питер, Врочек. Ощущения?

Перелистнул последнюю страницу — понравилось.

Сел писать отзыв — ощущения те же.

Хорошая книга.

Врочека до «Питера» я уже читал. У меня есть отличный сборник его рассказов «Сержанту никто не звонит», есть фэнтези-роман «Дикий Талант», написанный в соавторстве с Виталием Обединым.

Замечательные вещи. Особенно рассказы. Особенно «Эльфы-на-танках». smile.gif

Поэтому стиль автора — все эти «кламс», «шых», «щелк» — который, как оказалось, некоторых читателей неприятно удивил, мне был не в новинку. Более того, он — стиль автора — мне нравится. Не правда, что ему не хватает изящности, красивостей, образности. Не правда, что это стиль письма 15-летнего подростка.

Враки.

Текст «Питера» оригинален и самобытен. Фразы и предложения — короткие, ясные, терпкие, если хотите. В них есть и своя красота, и мысль. Все на месте. Ими можно крушить головы оппонентов, их можно дарить любимой женщине, текст можно пилить на цитаты и ставить в подписи на форумах. Они — сильные. Весомые.

[Чего стоит только абзац с размышлениями о свободе].

Врочек в этом плане не академичен. Не привычен, возможно, но не плох. Что угодно, но только не плох.

Плюс.

С сюжетом все просто. Украли дизель, надо вернуть, затем отомстить. В перерывах между основными фазами сюжета вокруг героев вертится мир питерского метро. Он — отличный, хоть и чувствуется иногда, что автор немного не ленинградец [за свои «Озерки» вдвойне обидно, хе-хе].

Питер у Врочека получился злой, зубастый. Причем есть довольно необычные декорации вроде «Пионерской», или «Просвещения», или даже веганов. Они сделали книгу более... ммм... контрастной что ли, задали серии новый тон. Это очень хорошо, поскольку читать про однообразные мытарства по тоннелям, анклавы и их противостояние, рано или поздно всем нам станет утомительно и скучно.

Плюс.

Герои.

Иван получился обычным хорошим парнем. С руками, с головой, с принципами. Ему нельзя не симпатизировать, но изюминки парню все-таки не хватает. Бато-ончики — это, конечно, хорошо, но маловато будет. smile.gif

Проф, Миша, Шакил — нормально. Команда ГГ. Все как обычно.

Адмиральцы — хорошо, но тоже без особых откровений.

А вот Убер — глыбище. Монстр. Самый яркий и самый... самый. Его харизмы хватает на всех.

Плюс.

Теперь о минусах.

Показалось, что автор под конец очень спешил. Довольно ровное и гладкое повествование стыло дергаться, двигаться вперед рывками, маршбросками, чуть ли не в штыковую. И спутники Ивана стали гибнуть хоть и красиво, но, как мне показалось, только потому, что их уже нужно было куда-то деть. Серый в особенности. С тем же успехом его можно было спокойно списать еще на адмиральских. Красин тоже немного озадачил. Deus ex machina.

Серая Тварь, веганы, предсказания, неожиданный (зачем, Шимун?)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отец
— все немного за уши. На последней странице, буквально одной строкой... эх, зря. Спешил Шимун, сильно спешил. А была такая мистерия, ех. Развязка, увы, смазанная.

Впрочем, все это не помешало мне насладиться книгой. Читалось в лет, с интересом и большим удовольствием.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2011 г.

+

Занимательный сюжет. Фантазии писателя надо отдать должное )))

Характеры персонажей. Все они разные, из них очень мало картонных или проходных. Есть хорошие, есть злые, есть хорошие но плохие, есть плохие, но хорошие.

Атмосфера. Думаю, у Врочека получилось передать дух постядерного мира и вписаться во вселенную Глуховского.

Стиль. Живо, занимательно, динамично.

Глубокие мысли. не знаю, чем там пользовался Врочек, гуглом ли, или просто читал много, но богатые знания сквозят на каждой странице. + несколько свеженьких не избитых идей о человечестве и т.д.

-

Действия героев. Иногда они совершали неадекватные поступки, когда ситуация от них этого не требовала. Станиславский говорил: «Не верю». Вот и я не всегда верил. Хотя, Станиславский не жил в метро.

Франшиза. Не всегда приятно, когда читаешь книгу, выходящую под какой-либо маркой или с циферкой-2. То есть, Врочек не был первопроходцем и в этом ему минус.

Концовочка. У молодых писателей (к коим Врочека не отношу) есть такой грех. В конце романа или повести у них появляется нетерпеливость, они хотят побыстрее дописать книгу до конца. В итоге концовка получилась весьма скомканной и сжатой.

Стоимость. В Киеве книга стоит 156 гривен! Приблизительно 650 рублей! Я конечно понимаю, что можно читать и в электронном варианте (который для меня не доступен и мною не любим). Нов все же Глуховский еще не стал настолько необходимым автором, чтобы книги из его «Вселенной» покупать за такие деньги. Хотя, здесь все ясно. Надо ведь как то отбить тираж и заработать Диме на новые идеи. Но даже Кинг дешевле стоит.

Вывод. Книга понравилась. Поставил 8, но оценка скорее между 7 и 8. Не смотря на минусы советую читать всем любителям постапокалипсиса и Метро Глуховского.

Но сам лично покупать следующие книги из «Вселенной» не буду. Дорого.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2010 г.

Вселенная «Метро 2033» начинает расширяться после Большого Взрыва, произошедшего в момент издания первой книги Дмитрия Глуховского. Пока нельзя сказать, что это расширение происходит стремительно, но что такое несколько лет в космических масштабах? Так или иначе, но в части касающейся литературной составляющей, проект уже стал межавторским. Вначале вышли «Путевые знаки» Владимира Березина, за которыми последовал роман «Метро 2033: Питер» Шимуна Врочека.

Последнюю книгу я ждал с особенным нетерпением, познакомившись со сборником рассказов «Сержанту никто не звонит». Очень многое там указывало на нешуточный потенциал пока малоизвестного автора. Участие в проекте «Метро 2033» позволяло, с одной стороны, обеспечить ему приличную раскрутку, а с другой, должно было показать возможности писателя, поставленного в довольно жёсткие рамки межавторского цикла.

И вот, перевернута последняя страница. Можно подводить итоги.

Не знаю, какие требования предъявляли к роману издательство и автор первой книги, но «Питер» оказался братом-близнецом, почти клоном «Метро 2033», начиная с сюжета. Главному герою предстоит квест по миру подземки постапокалиптического Санкт-Петербурга с целью спасения окраинной станции, которой в силу обстоятельств грозит опасность превращения в нежилую. Очень многое из мира московского метро Врочек перенёс в северную столицу почти под кальку. Самый яркий пример – негласное соглашение на запрет использования огнемётов в боевых действиях под землёй при выяснении отношений между альянсами и союзами. А вот отличие которое сразу бросается в глаза — всего лишь на уровне «поребрик-бордюр», «парадное-подъезд», «булка-батон» — у Врочека не «сталкеры», а «диггеры», что не совсем точно соответствует их основному предназначению: диггеры ведь с поверхности идут под землю, а не наоборот... При этом мир московского метро Глуховского выгодно отличается гораздо более тщательно прописанными деталями, устройством и организацией подземного мира, человеческих, общественных и межгосударственных отношений. Всем тем, что создавало бесподобную атмосферу, за которую я простил многочисленные натяжки в «Метро 2033».

Впрочем, может оно и к лучшему. Возможно, так и было задумано – «Питер» написан настолько широкими мазками, картина так схематична, что последователям, пожелавшим продолжить освоение постапокалиптического мира подземки северной столицы предоставляется широкое поле для их фантазии. Ведь после «Метро 2033» сказать новое слово в том мире, придумать что-то новое, даже просто дополнить, не разрушая целостность существующей картины, оказалось очень сложно. Что и подтвердил выход «Метро 2034» самого Глуховского.

Ещё одним существенным отличием «Питера» стал толстый налёт мистики на описываемых событиях. Хотя до магического реализма там ещё далеко, но и на галлюцинации, аналогично первой книге Глуховского всё это уже не спишешь. Вернее для двоякого толкования происходящего практически нет оснований. При этом просто зашкаливает количество «вещих» снов – ночных кошмаров, мучающих ГГ на протяжении всего повествования. Почти в каждой главе. Вроде бы все они пророческие и должны соответствующим образом настроить читателя, но особого смысла в этом нет – ничего в стиле «иронического детектива» мы вроде бы и не ждали. При этом не замечено в поведении героев того мощного психологизма, в полной мере присущего рассказам Врочека.

Что касается стилистических изысков и языка произведения, не ждите от меня глубокого анализа — я не считаю себя сугубым специалистом в этом вопросе. Предварительно, пожалуй, всё. Не хочу, «пьянея от помоев», ругать произведение этого автора. Позволю только почти дословно процитировать самого себя из отзыва на «Конкурентов» Лукьяненко:

Подозреваю, что роман «Метро 2033: Питер» будет интересен читателям, до потери критичности восхищённым «Метро 2033», и геймерам, «подсевшим» на последовавшую за книгой одноимённую компьютерную игру. Особенно тем из их числа, кого можно отнести к своеобразным «патриотам» Северной Пальмиры, обрадованным тем фактом, что сверхпопулярный апокалипсис добрался наконец-то и до их города.

Общее впечатление — не моё это. Не зацепило. Никаких струн в душе не задело. Книга такого объёма обычно «проглатывается» мной за ночь, а мы с «Питером» мучили друг друга три дня. Перечитывать не буду. Только если потом в ненаписанных ещё шедевральных продолжениях вдруг окажется, что в первой книге «питерской ветки» вселенной «Метро 2033» были спрятаны некие намеки, оказавшиеся основополагающими для всего дальнейшего развития событий, но почему-то не оставившие в моей памяти следов.

Такие дела…

Что там у нас на очереди? Продолжение «Дикого таланта», который пишется в соавторстве с Обединым. Да и «Война 56» в работе. Будем ждать.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2011 г.

Достойная книга..Пусть я и не люблю читать книги этаких продолжателей темы, так как идея, пропущенная через голову постороннего, искажается до неузноваемости..но тут все иначе: виден сюжет, видно противостояние протагониста и антогониста, даже много этакой апокалиптической философии.. ну как не вспонмить этот звонок из прошлого, ну как не упомянуть дисертации на тему радиции, как средство от рака или почему крысы теперь будут жить вечно, как не восхититься проскользнувшей теме субьективного идеализма, — где главный герой думает, что его убило взрывом и все происходящее — всего лишь предсмертная галюцинация..книга заслуживает внимания...и ДОСТОЙНА ВЫСОКИХ оценок

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2011 г.

Ох, как у вас новичков-то недобро встречают... минусами поливают от души. Впрочем, со своим уставом в чужой монастырь соваться не буду, поясню реплику:

«У Врочека ничего пока больше читал, но после Питера обязательно продолжу литературное «знакомство». Отменная книга».

Некоторые критики пеняют Шимуну, мол Питер у него самая слабая и недостоверная книга. Я же Питером весьма впечатлился (вполне допускаю при этом, что остальные его книги действительно лучше, даже надеюсь на это) и для меня он самоценен сам по себе. Нравится мрачная атмосфера — тягучая, таинственная, очень петербургская, нравятся, как прописаны «флеши» и глюки главгероя, речь автора — просто поражает. Талант за сюжетными «неровностями» не спрячешь.

Да, некоторые перегибы и провисающие моменты в истории чувствуются, кое-что шито белыми нитками

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Энигма — такой интересный персонаж, нужен всего лишь для того, чтобы дать квестовое задание; само путешествие к АЭС заканчивается черти чем, вернее ничем, всего лишь жалким квестовым предметом, который можно было «спрятать» и в менее экстремальном месте; подводная лодка с совершенно «левым», всплывшим на одну главу ненужным, хоть и запоминающимся героем; раздражающие «деревянные» люди-мутанты и т.п.

но все недостатки, пусть и видишь, но прощаешь. За удовольствие от чтения. Глазам и мозгу (по крайней мере, мои) Врочек устроил настоящий праздник. Завораживающая речь, живые персонажи, интересный сюжет и, главное, атмосфера — вот, что сделало для меня Питер одной из любимых книг.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2014 г.

«Большой (не маленький, это точно) питерский (и это верно) блюз (а тут спорно): Шимун Врочек, «Питер» (ВМ 2033)

Учитывая «Войну 56» и «Рим», а также то, что уже говорил об этом, к полноформатной книге Шимуна Врочека изначально был настроен крайне позитивно. По прочтению позитива не убавилось, но основа осталась непоколебимой: «Север» Буторина остается лучшей по субъективному мнению книгой серии. Причину постараюсь объяснить ниже. Постараюсь без спойлеров, субъективности et cetera.

«Contra».

Книга изрядна рваная как по исполнению, так и по наполнению. Это главный минус, отмеченный мною. Если около пятидесяти пяти процентов текста входит в голову ровно и уверенно, перемеживая тональности в необходимом темпе, то с шестидесятого процента начинается форменный танец с саблями, ближе к завершающей части переходящий в знаменитую ирландскую про-чечетку.

Несомненно, могу и ошибаться. Но именно такое впечатление сложилось, и чем дальше, тем формировалось оно все серьезнее и серьезнее. Проводя параллели с любимой музыкой можно сказать, что… На последних страницах великолепно исполненная композиция в стиле doom ранних «Amorphis» нежданно-негаданно превратилась в скоростной gore-grind а-ля польские старожилы «Dead Infection». Самое обидное для меня заключалось в том, что совершенно искренне захотелось поверить во вмешательство редактуры текста и его обрезку. Иначе прекрасно задуманная тяжелая размеренность основной части книги одним движением клавиш превратилось в смазанное повествование по желанию автора. Хотя…

Хотя, не стоит таить греха, сам неоднократно поступал также. Причина оказывалась проста – усталость от книги. Особенно если книга нравится и ты ее носишь-носишь и переносишь уже с трудом. В формат «уорд», в смысле.

Персонажи? Да, таки и персонажи.

Иван? А что, Иван? Иван в данном случае выступает практически наблюдателем. Плохо это? Не могу сказать уверенно. Явно нехорошо, ведь к середине книги ГГ начинает работать корреспондентом для читателя. Но, опять же есть «но». Вольно упрекать кого-то в соринке, застрявшей между ресницами и не углядеть у самого себя целой штакетины. Хотя, с другой стороны, это звучит как довод «адвоката дьявола». Да, сам страдаю чем-то подобным, пусть и не всегда, и заранее ищу повод оправдать данных ход к грамотного и интересного коллеги-автора. Как бы оно ни было, и тут могу быть не прав, но в какой-то момент Иван стал именно альтер-эго автора-режиссера, наблюдающим все со стороны.

Уберфюрер? Полноте. Главная ошибка автора Врочека в данной книге. Да, колоритен и харизматичен, интересен и прочее. Но он не скинхэд. Не красный скин, не бон-скин, не олд-скульный российский времен белых шнурков и подтяжек с бомберами. Совершенно не выдерживающий критического рассмотрения политических и моральных убеждений псевдоплохиш.

Аналогия, как доказательство версии? Да запросто. ГГ целого цикла Мичурина, приближающегося к квадрологии и завершению в виде «Еда и патроны: ведро студеной крови» Кол, он же Коллекционер. Ближе к середине третьей книге о похождениях данного как бы больного на голову, отмороженного по колени и лютого аки Сатана выкидыша секретных лабораторий, наметилась тенденция. К подобрению и превращению в «янесамжизньзаставилаатакяблагороденпустьнемногоизол». И именно что-то подобное, пусть и в варианте «быстрая промотка» демонстрирует персонаж Уберфюрера.

Ну, а дальше — милости прошу вот сюда:

http://manasypov.ru/otzyiv-o-knige-shimuna-vrocheka-piter-vselennaya-metro-2033/

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2010 г.

Пожалуй автору все-таки следовало бы сделать к своему роману подзаголовок «Сказка», ну, или «Современная сказка». Наверное, тогда бы те неправдоподобия, нелепицы и нелогичности, что так щедро разбросаны по страницам произведения, не воспринимались читателями так остро.

Конечно, у остросюжетной литературы свои законы и некоторые преувеличения иногда идут только на пользу — увлекательности книги увеличивается, а при быстром чтении их просто не замечаешь. Но в этом романе всяческих несуразностей уж очень много: чего стоят станции питерского метро, населенные слепыми или кастратами. Или расплодившиеся на поверхности планеты всего через двадцать лет после ядерной катастрофы наижутчайшие монстры. А сами жители метро, которым, оказывается, совсем и не надо бороться за свое выживание — всего, кроме электроэнергии (и то на одной станции, где украли генератор) им хватает: и пищи, и воды, и одежды, материалов, оборудования, и проч. Поэтому можно заняться и интрижками — отвоевывать жизненное пространство у других, петь песни, рассуждать о боге.. Ловить угрей на затопленных станциях метро и вполне нормально жить там на плотах..

И, как итог: роман в меру увлекателен, очень легко читается, но при его прочтении практически на протяжении всей книги не исчезает ощущение какой-то очень большой и очень развесистой «клюквы».

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2010 г.

Интересная книга... Врочеку за присутствие в книге футбола (а тем более упоминание «МЮ») огромнейшее спасибо, не ожидал, честное слово.

В целом, «Питер» получился весьма добротным чтивом — читатель вместе с ГГ успеет посетить очень много станций Метро (именно с большой буквы!), побывать на улицах города и даже...промолчу, читайте и узнаете ;)

Но есть и минусы... ГГ совсем не проработан — я до сих пор не знаю, даже как он выглядит, а внутренний мир его — дебри... Пришлось всё, именно всё узнавать самому. Интересный подход, но это же не головоломка!

Конец получился весьма скомканным, хотя с таким объемом этой книги вообще можно было бы и у пояснить немного...

В общем, на порядок лучше «Знаков», но «Туннели» лично для меня будут лучшими среди этих трех книг.

Очень напрягал «голливудский маневр» — флешбеки и флешфорварды. Ну не любитель я такого...

PS: батооончики :lol:

(Читайте — поймете ;) )

PPS: для себя после «Питера» чётко решил — читать книги «Вселенной Метро 2033» буду только при полном голяке среди хороших книг... Это вовсе не значит, что «Питер», «Туннели» или даже само «Метро 2033» мне не нравятся.... Мне безумно нравится идея про постядерное Метро, вот только я боюсь очень сильно того, что наткнусь на что-то халтурное (буквально на йоту хуже «Знаков») и разлюблю всю серию «Метро 2033»...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2010 г.

«Питер» получился очень ярким и жестким. Речь, привычно для этой авторской вселенной, идет о выживании и возможности остаться людьми в любой ситуации. Роман динамичный и пропитан особой энергетикой. Интересный сюжет и отличный акцент на внутренние ощущения героев. Оригинально и интересно описаны звуки. Все это меня захватило и заинтриговало. Но… к сожалению ближе к финалу роман перестал радовать. Невнятный и вымученный финал и вовсе огорчил. Наваждение исчезло. Жаль.

Тем не менее, роман понравился и его смело можно рекомендовать любителям не только вселенной Метро 2033 и почитателям жанра отечественного постапокалипсиса.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу