FantLab ru

Максим Чертанов «Герберт Уэллс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Голосов:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Герберт Уэллс

Документальное произведение, год

Аннотация:

Герберт Уэллс широко известен как один из создателей жанра научной фантастики, автор популярных, многократно экранизированных романов — «Война миров», «Машина времени», «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро». Однако российские читатели почти ничего не знают о других сторонах жизни Уэллса — о его политической деятельности и пропаганде социализма, о поездках в СССР, где он встречался с Лениным и Сталиным, об отношениях с женщинами, последней и самой любимой из которых была знаменитая авантюристка Мария Будберг. Обо всем этом рассказывает писатель Максим Чертанов в первой русской биографии Уэллса, основанной на широком круге источников и дополненной большим количеством иллюстраций.

Книга адресована не только любителям фантастики, но и всем, кто интересуется историей XX века, в которой Уэллс сыграл заметную роль.

Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2010 // Критика, публицистика и литературоведение. 1 место "Золотой Кадуцей"

лауреат
Портал, 2011 // Критика, литературоведение, эссе (книги, циклы статей)

лауреат
Мраморный фавн, 2010 // Критика, литературоведение

Номинации на премии:


номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Критика, литературоведение

номинант
АБС-премия, 2011 // Критика и публицистика

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Публицистика

номинант
Интерпресскон, 2011 // Критика / публицистика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
другое (1)


Прочие издания:

Герберт Уэллс
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2010 г.

Прежде всего скажу, что книга хорошая, «потому что потом мне будет очень трудно к этому вернуться».

Уэллс у Чертанова, точно Иисус у Ивана Бездомного, «получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж»; а впрочем, и привлекающий тоже. Автор, по собственным словам, «так и не смог понять, как относится к своему герою и, бывало, в течение одного дня испытывал к нему: а) ненависть; б) жалость; в) восхищение; г) раздражение; д) полное и абсолютное непонимание». Это ощущение Чертанов передает читателю, то есть персонаж получился действительно живым.

Конкретных претензий немного: я не настолько в материале, чтобы замечать какие-то фактические ошибки, кроме самых тривиальных (Орсон Уэллс — не однофамилец Герберта Уэллса, а его омофон). Претензия, собственно, одна: то, как и о чем написана книга. В ней есть Уэллс — журналист, беллетрист, мыслитель, оратор, утопист, путешественник и пр., и пр., нет только Уэллса-писателя, несмотря на то, что едва ли не все романы и повести более-менее освещены (что особенно важно, когда те не переведены). Нет совсем. Чертанов, естественно, ссылается на книгу Кагарлицкого «Вглядываясь в грядущее», но добавляет: она написана «с филологическим уклоном» и «автор уделял внимание лишь тем работам Уэллса и аспектам его жизни, которые счел заслуживающими внимания». Второе, конечно, верно (1930-40-е годы Кагарлицкий пробежал скороговоркой), а первое замечание как нельзя лучше говорит о цели Чертанова — написать биографию и только биографию.

Однако, как бы ни был интересен Уэллс-человек, но важны-то «Машина времени» и всё, что за ней последовало. Между тем, у Чертанова полностью отсутствует контекст — жанровый, временной, эстетический — всё то, что блестяще изложено у Кагарлицкого; когда же автор новой книги пытается сравнивать Уэллса с кем бы то ни было (Честертоном, Хаксли, Стругацкими, Лемом, да хоть и Чернышевским), выглядит это по меньшей мере наивно и уж во всяком случае неадекватно текстам. Словом, как биография замечательного человека книга Чертанова, безусловно, выигрывает; но как книга о человеке, который заслуживает биографии через 64 года после смерти, — проигрывает старой работе Кагарлицкого по слишком многим статьям.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2012 г.

Ежели вам нужен из того времени кто-нибудь душевный, то ищите биографии Конан Дойла и Честертона. Конечно, Герберт Уэллс, если писать о нем непредвзято, все же не выглядит столь мерзким старикашкой как Бернард Шоу. Но назвать его хорошим человеком тоже не выйдет...Он и великим писателем стал будто вопреки своей натуре...

С женщинами он вел себя в духе нынешнего блудливого итальянского кролика Берлускони, в политику лез с разными несуразными проектами, причудливо соединявшими утопический социализм с откровенным мальтузианством. И приходится признать, что большая часть его произведений совершенно заслуженно подвергнута забвению; и это как раз те произведения, в которые Уэллс вкладывал все свои надежды и стремления стать гуру современной литературы, которые он писал не ради денег, а по убеждению...

А то, что он написал именно ради денег, в относительной спешке, не став еще матерым литератором, обеспечило ему билет в бессмертие. Четыре выдающихся романа, без которых современная фантастика не может обойтись, как греки не могли обойтись без Гомера. И россыпь чудеснейших рассказов, которые раз и навсегда врезаются в память...

Прочитав же внимательно его биографию, читатель начнет удивляться: ну разве мог этот безнадежный мещанин, этот несуразный политический путаник, нытик и склочник написать нечто, подобное «Машине времени» и «Войне миров», а тем более «Двери в стене»? К сожалению, биограф и сам этого не в состоянии объяснить, а потому самый интересный в творческом отношении период жизни Уэллса проскакивает в режиме скороговорки, зато мы узнаем массу любопытных подробностей о его любовных связях, политических блужданиях, распрях с прочими литераторами, о хворях и болезнях...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх