FantLab ru

Роберт И. Говард «Кулл»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Голосов:
177
Моя оценка:
-

подробнее

Кулл

Kull

Другие названия: Царь Кулл

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Это история древних времен, времен до катастрофы, изменившей лицо мира, — до того, как затонула Атлантида.

На материке Атлантида жило много разных племен. В одном из них — племени Долины Тигров — родился Кулл. Мальчику едва ли исполнилось три, когда все его близкие погибли при ужасном наводнении. Оставшись сиротой, мальчуган одичал и научился жить с тиграми и волками. Пару лет спустя его подобрало и приняло другое племя. Какое-то время все шло по заведенному порядку, но подросток Кулл поступил так, как, по мнению окружающих, поступать не следовало. В результате ему пришлось отправиться в изгнание и покинуть Атлантиду. Пойманный лемурийскими пиратами и прикованный к гребной скамье на галере, он сумел повернуть судьбу в свою сторону, вскоре завоевал свободу, а затем уж, лет эдак 19 от роду, стал капитаном и получил свою собственную галеру. После того, как его корабль затонул у берегов Валузии, бывший пират, не теряя времени, пробрался в горы и стал разбойником. Попавшись служителям закона, Кулл был поставлен перед выбором — либо умереть, либо выступать гладиатором на арене. Он сумел не только выйти победителем из многочисленных схваток, но и снова завоевать свободу. Решив вести более «спокойную» жизнь, Кулл поступил на службу в армию Валузии и довольно быстро стал ее командующим. Варвар из Атлантиды завершил свой карьерный рост лет в тридцать с чем-то, когда стал правителем Валузии (предварительно убив деспотичного короля Борну). Впрочем, даже корона не избавила Кулла от приключений, в основе которых лежали как предрассудки его слишком цивилизованных подданных, так и разнообразные идеи соседей-королей. Кулл никогда не уставал сомневаться в правильности традиций, а порой даже позволял себе предаваться философским размышлениям. Неудавшее покушение политических врагов дало Куллу возможность вывернуться из-под гнета обычаев и объявить: «Я — король, государство, закон!»

Примечание:

  1. Произведения, входящие в цикл, расположены согласно хронологии Д. Э. Риппке.

  2. В этот цикл иногда включаются следующие стихотворения:

    1. «Валузия»;

    2. «Тварь из моря»;

    3. «Молитва воина»;

    4. «Жалоба старого корабля».

    Они написаны не Говардом, а неизвестным русским писателем (или несколькими). Возможно, авторство принадлежит «переводчику» стихов С. Троицкому.

  3. Три рассказа:

    1. «Оскорбление»;

    2. «Черный город»;

    3. «Рассказ пикта»

    издавались на русском языке в первоначальном, незавершенном виде. Эти рассказы были дописаны Лином Картером и впервые изданы в 1967 году. Полные версии рассказов на русском языке не издавались (но были переведены энтузиастами с испанского, ибо обнаружить эти вещи в свободном доступе на каком-либо другом языке не удалось). С 1980 года не издавались они и на английском.

  4. Межавторский цикл «Кулл» — продолжения, написанные российскими авторами.


Содержание цикла:

7.39 (180)
-
4 отз.
7.36 (192)
-
3 отз.
7.92 (291)
-
2 отз.
7.71 (169)
-
6 отз.
7.55 (156)
-
5 отз.
7.76 (83)
-
1 отз.
7.17 (80)
-
7.92 (138)
-
4 отз.
7.34 (130)
-
3 отз.
7.27 (73)
-
1 отз.
7.93 (129)
-
3 отз.
7.60 (106)
-
7.85 (44)
-
7.52 (117)
-
3 отз.
7.97 (322)
-
5 отз.
8.01 (136)
-
6 отз.
  • Рассказы, завершенные последователями:
7.68 (44)
-
1 отз.
7.74 (50)
-
8.10 (48)
-
1 отз.
  • Произведения, отредактированные другими авторами:
7.62 (13)
-
  • Произведения, созданные другими авторами:
7.27 (11)
-
2 отз.
6.75 (8)
-
1 отз.
  • + Участь Королей / Destiny of King [роман на основе сценария планировавшегося, но неснятого второго фильма о Кулле] // Автор: Сьюзан Аттей  
5.50 (6)
-
1 отз.
  • + Валузия // Автор: Неизвестный автор
  • Валузия (1996) // Автор: Неизвестный автор  
7.29 (24)
-
7.29 (24)
-
6.61 (23)
-
7.87 (23)
-
  • Графические произведения
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Экранизации:

«Кулл-завоеватель» / «Kull the Conqueror» 1997, США, реж: Джон Николелла



Похожие произведения:

 

 


Проклятие золотого черепа
1990 г.
Королевство теней
1991 г.
Королевство теней
1992 г.
Голуби преисподней
1992 г.
Короли ночи
1993 г.
Короли ночи
1993 г.
Чародей 1
1993 г.
Конан-победитель
1994 г.
Конан, варвар из Киммерии
1996 г.
Конан и другие бессмертные. Том 2
1996 г.
Глаз Эрлика
1997 г.
Кулл и трон Валузии
1997 г.
Ночь волка
1997 г.
Царь Кулл
1997 г.
Кулл и воины вечности
1999 г.
Бран Мак Морн, последний король. Кулл, выходец из Атлантиды
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Конан и повелитель Танзы
2012 г.
Малое собрание сочинений. Книга первая
2014 г.
Малое собрание сочинений. Книга вторая
2015 г.
По мотивам Р. И. Говарда и К. Э. Вагнера
2015 г.
Кулл Змееборец
2016 г.
Кулл победитель
2016 г.

Электронные издания:

«DARKER» № 2'11 (3)
2011 г.
Мятеж в Загадаре
2012 г.
Участь Королей
2015 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» August 1929
1929 г.
(английский)
«Weird Tales» September 1929
1929 г.
(английский)
«Weird Tales» November 1930
1930 г.
(английский)
«Weird Tales» February 1939
1939 г.
(английский)
Skull-Face and Others
1946 г.
(английский)
Dark of the Moon: Poems of Fantasy and the Macabre
1947 г.
(английский)
The Coming of Conan
1953 г.
(английский)
Always Comes Evening: Collected Poems of Robert E. Howard
1957 г.
(английский)
King Kull
1967 г.
(английский)
Bran Mak Morn
1969 г.
(английский)
The Magic of Atlantis
1970 г.
(английский)
Realms of Wizardry
1976 г.
(английский)
Always Comes Evening: Collected Poems of Robert E. Howard
1977 г.
(английский)
Dark Imaginings
1978 г.
(английский)
The Gods of Bal-Sagoth
1979 г.
(английский)
Lost Worlds
1980 г.
(английский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
King Kull
1985 г.
(английский)
Weird Tales: 32 Unearthed Terrors
1988 г.
(английский)
The Anthology of Fantasy & The Supernatural
1994 г.
(английский)
Kull
1995 г.
(английский)
Bran Mak Morn
1996 г.
(английский)
The Giant Book of Fantasy and the Supernatural
1996 г.
(английский)
Une histoire de la science-fiction-1. 1901-1937, les premiers maîtres
2000 г.
(французский)
Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard
2001 г.
(английский)
1901-1937, les premiers maîtres
2003 г.
(французский)
Bran Mak Morn: The Last King
2005 г.
(английский)
Kull: Exile of Atlantis
2006 г.
(английский)
Crimson Shadows: The Best of Robert E. Howard Volume 1
2007 г.
(английский)
Grim Lands: The Best of Robert E. Howard Volume 2
2007 г.
(английский)
Bran Mak Morn, l'intégrale
2009 г.
(французский)
Kull Volume 1: The Shadow Kingdom
2009 г.
(английский)
The Collected Poetry of Robert E. Howard
2009 г.
(английский)
Kull le roi atlante
2010 г.
(французский)
Kull Volume 2: The Hate Witch
2011 г.
(английский)
Kull Volume 3: The Cat and the Skull
2012 г.
(английский)
Swords of the North
2014 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy Short Stories
2018 г.
(английский)
Science Fiction and Fantasy Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2007 г.

Многие мало знающие творчество Говарда считают Кулла не более чем прототипом Конана, «первым блином», так сказать. (Отмечу также, что некоторые читатели уверены, что этот «блин» в общем и целом вышел комом.) Но, конечно же, Кулл шире «протоКонана». «Кулл» — это в первую очередь цикл экспериментальный. Как Бран Мак Морн, например. Рассказы очень разные, как по сюжету, так и по исполнению, стилю... Поэтому цикл в целом и производит впечатление не чего-то цельного (как серии рассказов о Конане и Соломоне Кейне), а какой-то мозаики, в кусочках которой можно найти один-единственный неизменный элемент — собственно, атлант Кулл.

Первое произведение об этом герое Говард создал в 1925 и/или 1926 году. Это был безымянный рассказ, никогда не публиковавшийся при жизни автора, — с лёгкой руки Глена Лорда он получил заглавие «Изгнанник Атлантиды». Оно пропитано ощущением сказочности, имеет привкус древнего мифа, легенды... Большая часть других произведений о Кулле производит то же самое впечатление. Ну, а после «Изгнанника Атлантиды» Говард создаёт одно из лучших своих произведений — замечательное «Королевство теней», которое считается отправной точкой целого поджанра литературы фэнтези. Это, несомненно, главная вершина, и ни одно из произведений цикла больше не поднималось до заданного «Королевством теней» уровня. Да Говард и не пытался создать в рамках «Кулла» ещё что-либо подобное — он предпочитал экспериментировать.

«Зеркала Тузун Туна», неозаглавленный черновик (известный также как «Предрассветные всадники»), «Кошка и череп», «Кричащий Череп Тишины», «Удар гонга», «Алтарь и скорпион»... Целая галерея таинственных и мрачноватых, наполненных как философскими размышлениями, так и головокружительными приключениями произведений... Далее последовал рассказ «Проклятие золотого черепа», стоящий особняком: больше сходства он имеет с незаконченным произведением Говарда «Остров вечности», нежели с циклом о Кулле. И вообще, мне он напоминает прозу Кларка Эштона Смита.

Два незаконченных произведения — «Чёрный город» и неозаглавленный фрагмент (известный также как «Колдун и воин») — послужили переходом к заключительной части цикла, куда попали вещи, в которых отсутствует что-либо сверхъестественное. Это рассказы «Cим топором я правлю!» и «Мечи Пурпурного Королевства». Довольно интересные произведения, знаменующие надвигающийся закат «Кулла». В последнем тексте даже имена героев автор переиначивает. Следом было написано стихотворение «Король и дуб», повествующее о небольшом приключении владыки Валузии, и поставлена заключительная точка — рассказ «Короли ночи», где Кулл встречается с Браном Мак Морном.

Все тексты были написаны Говардом в промежутке между 1925/1926 и 1930 гг., и всего три из них увидели свет при жизни автора: «Королевство теней», «Зеркала Тузун Туна» и «Короли ночи». Редакторы журналов не решились публиковать другие рассказы, хотя, безусловно, они достойны пристального внимания. Всё-таки это не Говард-на-потребу-читателю, а Говард-для-себя и, если угодно, Говард-в-себе. А такое творчество «техасского мечтателя», как мне кажется, интереснее того, что он писал в угоду желаниям публики...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2005 г.

Говард — это неповторимо! Миры Конана и Кулла отображены ТАК, что действительно веришь в их реальность! (или, уж, во всяком случае, хочется верить в то, что это было в истории человечества)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2009 г.

Король Кулл

Отличный цикл, жаль только, короткий, без логического завершения. Упадочный мир Валузии объемно показан, прямо таки стереоскопично. Ну и царь... Не похож на Конана почти, есть конечно общие черты (включая схожие габариты и дикарское происхождение) — вспыльчивость, подозрительность, склонность к распитию спиртных напитков на рабочем месте (на Топазовом Троне Валузии), в остальном же — другой человек, верней даже — Человек, не сюжетная функция. Некий диктаторский аскетизм в нем, погруженность в государственные заботы, отсутствие личной жизни. Конан даже на троне уверен в себе, Кулл же тяготится обретенной властью, весь в сомнениях — верной ли дорогой веду страну и народ? Прав я или не прав? А если не прав, так, может, все бросить, и — на волю, в пампасы? Но не бросит — он человек ответственный, и изначально подан как царь, вынужденный всеми силами удерживать трон от посягательств разных негодяев, причем вездесущие змеелюди среди них не самые страшные. Куда хуже властолюбивые дворяне и диссиденты вроде поэта-песенника Ридондо, сочинялки которого «сводят людей с ума». (Ничего не напоминает из нашего близкого прошлого?) Кулл, бедняга, практически параноиком стал от этих интриг. Как тут развивать страну, когда интриганы идут плотными косяками, а за каждой дворцовой драпировкой мерещится по киллеру? В общем, сложная жизнь у царя, нервная, невеселая. А ведь он еще не чужд гуманизма — вот, Ридондо опять же не захотел на фонарном столбе вешать (на свою беду). В общем, искренне жаль человека, у которого на плечах такой груз.

Касательно рассказов, то лучший, считаю, «Сим топором я буду править!» — утверждение власти с помощью вынужденного насилия, и «...Не хотите сражаться — повинуйтесь». Кратко, жестко и по делу.

Ну, а за фразу, раскрывающую всю абсурдную сущность «творческой интеллигенции»: «Потому что он поэт, а поэты всегда ненавидят тех, кто стоит у власти, и прошлое им кажется лучше настоящего» цикл заслуживает... практически максимальной оценки :)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2007 г.

Прочитал уже после произведений о Конане. При этом оставили очень хорошее впечатление, есть свой шарм, своеобразие. Может показаться, что это примерно тоже самое, что и про Конана, но Кулл — совершенно иной характер. Рекомендую всем любителям автора и не только.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2008 г.

Интереснейший цикл, приключения захватывающие, да и Кулл выглядит вов всех своих приключениях очень впечатляюще.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх