fantlab ru

Эрик Фрэнк Рассел «Свидетельствую»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
710
Моя оценка:
-

подробнее

Свидетельствую

The Witness

Другие названия: Свидетель

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 124
Аннотация:

Еще никогда ни один суд не привлекал столь пристального внимания мировой общественности — кругом телекамеры и микрофоны репортеров, представители ЮНЕСКО. Процедура суда не имела ничего общего с обычной — это был особый процесс по совершенно особому делу. И высокие титулы пяти судей подчеркивались театральной пышностью обстановки. Ничтожное меньшинство зрителей ратовало за сохранение жизни обвиняемому, большинство же страстно желало ему смерти. Шесть месяцев прошло с того дня, как Мэт с одной из планет системы Проциона, существо с прозвищем Кактус и с другой этикой, стало сенсацией века и страхами человечества — обвиняемый любую информацию способен получать телепатически. Оно обвинялось в незаконном попадании в мир под названием Земля.

© ozor
Примечание:

Экранизирован в 1981 году, телеспектакль серии «Этот фантастический мир. Выпуск 4».


Входит в:

— сборник «Deep Space», 1954 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.

— антологию «The Vortex Blasters and Other Stories», 1968 г.

— журнал «Знание-сила 1972'9», 1972 г.

— антологию «Young Extraterrestrials», 1984 г.

— антологию «Крылья ночи», 1989 г.

— антологию «Стрела времени», 1989 г.

— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.

«Модель для сборки», 1995 г.


Похожие произведения:

 

 


Ниточка к сердцу
1973 г.
Стрела времени
1989 г.
Крылья ночи
1989 г.
Калейдоскоп
1990 г.
Единственное решение
1993 г.
Зловещий барьер
2002 г.
Эта безумная Вселенная
2005 г.
Ниточка к сердцу
2022 г.

Периодика:

Знание — сила № 9, 1972
1972 г.

Самиздат и фэнзины:

Проект великого дня
2018 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Deep Spase
1955 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
The Vortex Blasters and Other Stories
1968 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Young Extraterrestrials
1984 г.
(английский)
Asimov's Extraterrestrials
1986 г.
(английский)
Extraterrestrials
1988 г.
(английский)
Storie di giovani alieni
1989 г.
(итальянский)
Jóvenes extraterrestres
1990 г.
(испанский)
Storie di giovani alieni
1998 г.
(итальянский)
Storie di giovani alieni
1998 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, осознавал ли Эрик Рассел в далёком 1951 году, что пишет он в самую первую очередь сатирическое произведение. Нет, суд над инопланетянином штука в любом случае чисто умозрительная, но вот относиться к нему можно и совершенно серьёзно, и совсем не очень :). Сегодня и пламенная речь прокурора, и истории про два разрушенных сарая и съеденную забесплатно еду ничего кроме улыбки не вызывают. А вот само заседание суда, а также поведение прокурора, свидетелей и судей смотрится не иначе, как самая махровая сатира на американский образ жизни и американскую судебную систему.

Но это всё высокие эмпирии, а читается рассказ просто великолепно — легко и с неослабевающим интересом. Да и финал произведения тоже ещё порадует читателя своими последними фразами.... И это при всём при том, что история о том, как бедная инопланетянка оказалась на нашей планете, наивна донельзя :).

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая любую более-менее репрезентативную подборку лучшей научной фантастики прошлого века в хронологическом порядке, можно заметить одну занятную деталь: в эволюции жанра за последние сто лет было три абсолютно различных по тематике, настроению и методам периода (хотя, разумеется, всегда были произведения в стороне, позади и в авангарде литературного процесса). Первый из них, самый ранний, — это фантастика мечтаний, либо прогнозов — кому как нравится. По сути, это — приключенческая литература, в которую для антуражу добавили какую-нибудь несуществующую, но вполне возможную деталь — чаще всего — какое-нибудь диковинное изобретение. Иногда приключенческая часть значительно уступала прогностической, и получался какой-нибудь «Ральф» Гернсбека или «Тайна двух океанов» Адамова и иже с ними.

Третий период, продолжающийся примерно с «новой волны» и до наших дней, можно охарактеризовать как постмодернистский. Ему не чужда литературная игра, увлечение наукой ее более глубоко чем раньше, однако, и что самое главное, тут вовсю разгулялся постмодернистский принцип отсутствия парадигмы — моральной, этической, литературной, какой бы то ни было. Авторам нового поколения неинтересно сказать новое слово — им интересно перевернуть фантастику вверх дом, а еще лучше — забыть, что она существовала до них. И окружающий мир им тоже интересен мало. Им интересна игра.

В самом деле, я не вижу в этом ничего плохого. И я люблю новую фантастику. Но все же, я вырос на НФ поколения 40-60-х, о которой пойдет речь дальше, и без резкого противопоставления тут не обойтись. Фантастика второго поколения, поколения Хайнлайна, Кларка, Азимова, Шекли, Саймака, — это литература не мечтателей, но романтиков, знающих, что вскорости этот мир изменится, и изменится очень сильно. Знающих, готовых к этой перемене, и приветствующих ее. И, кроме того, озабоченных и обратной стороной медали. Наверное, многие из писателей этого поколения искренне верили, что могут изменить мир и сами, изменить людей, подготовить их к будущему. И поэтому в то время были так распространены рассказы-предупреждения на морально-этические темы, экологическая, антивоенная фантастика. Да, иногда желание автора донести идею пересиливало желание написать что-то стоящее с точки зрения литературы, и эти рассказы-агитки сейчас смотрятся нелепо, но мне все равно жаль, что так больше не делают. Писатели потеряли веру в силу слова; да только слово еще не утратило своей силы. В этом и главное отличие фантастики «золотого века«от фантастики нынешней. Я одинаково люблю и Саймака и Игана, однако, иногда мне очень не хватает той доброты, того уюта, и той озабоченности сегодняшним днем, которое было в произведениях классиков.

Вот и рассказ Рассела такой — типичное дитя своего времени.

[i](Тут необходимо отвлечься и заметить, что рассказы/фильмы с судебным процессом в основе сюжета — моя огромная слабость. Я даже поступил на юрфак — и забрал документы.)

[/i]Внимание всего мира приковано к необычному судебному процессу — судят инопланетянина, утверждающего, что он сбежал со своей планеты. Земляне этому не верят. А вдруг это шпион? А вдруг вслед за ним прилетит целая флотилия космических кораблей? Большинство желает гостю с другой планеты смерти, но адвокат ставит себе цель — освободить подзащитного любой ценой.

В общем-то, вещь довольно предсказуемая: суд, щепотка гуманизма, торжество справедливости. Но как это сделано! Мастерские, словно наэлектризованные, диалоги; точные характеры, подкупающие детали из жизни инопланетянина. Кому-то рассказ может показаться наивным, и все — из-за концовки. Да будем честными, она и мне показалась наивной и слегка натянутой, однако, все равно — это сильно. Не так асто попадаются рассказы, после которых ты становишься хоть чуть-чуть лучше. Жаль, что так больше не пишут.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ключом данного рассказа является одна из особенностей английского языка: многие существительные в нем не имеют рода. В русском языке такое бывает редко, но всё же бывает. Например, доктор или механик — хотя они чисто формально относятся к мужскому роду, такие профессии могут получать и женщины. Их тоже будут называть докторами и механиками. Это наследие старых патриархальных отношений, когда все должности занимали только мужчины. В нашем языке оно заметно только в словах иностранного происхождения. А чисто русские слова всегда имеют оба рода (учитель — учительница, сторож — сторожиха, князь — княжна). В английском и ряде других иностранных языков такого жесткого разделения на рода нет. В первую очередь, это правило относится к профессиям и фамилиям: painter Smith (художник Смит) — это не обязательно мужчина, но и женщина тоже. Подобный казус обыгрывается, например, в фильме «Последний крестовый поход» Спилберга: там доктором Брауном тоже оказалась женщина.

Вот и в рассказе «Свидетель» (The Witness) та же проблема: по названию нельзя определить, о ком идет речь — о мужчине или о женщине. Потому как этот самый свидетель — инопланетное существо, без разрешения прилетевшее на Землю и спутавшее карты ее обитателям. Автор намеренно заставил людей судить это существо, чтобы в конце рассказа неожиданно поставить читателя перед фактом, что инопланетянин — женщина! Как ни странно, такая простая мысль читателю в голову и не приходила: прокурор так описывал события, что их виновником мог быть только мужчина. И только после слов защитника многое в поведении и речи персонажа сразу становится понятным. Такова сила слова, и ничего тут уже не попишешь. Чтобы не попасть впросак, подобно прокурору, следует загодя всё проверить, как следует, а до тех пор вести себя крайне корректно и аккуратно.

------------

ИТОГ: повествование о юридическом конфузе галактического масштаба. Устроители суда даже не потрудились узнать, что за существо сидит перед ними! Мужчину они были готовы четвертовать, а вот на женщину рука не поднялась. Хоть в этом все цивилизованные народы едины...

Рекомендуется к чтению всеми джентельменами и джентельдамами (говоря проще — леди) на уроках этики и культуры поведения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из сборника «Стрела времени».

Всё, что я читал у Рассела, мне нравится. И этот рассказ не исключение.

Сентиментальная судебная драма. Судят инопланетянина Мэта, прилетевшего на Землю. Мэт выглядит как метровый кактус с золотистыми глазами. Не может говорить, но умеет писать и обладает телепатией.

Присяжными выступают все жители Земли.

Прокурор, профессионал и мастер своего дела, мастерски раздувает огонь ксенофобии и нетерпимости... но и адвокат не прост.

В конце нас ожидают сразу несколько неожиданных, но очень милых и добрых поворотов.

Прекрасный жизнеутверждающий рассказ!

К сожалению, при переводе названия на русский потерялся дополнительный смысл, заложенный в название автором.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только страх и любовь одинаковы во всей Вселенной...

Вряд ли найдётся человек, которому не знаком пусть и уже полузабытый детский страх огромной-пустой-тёмной комнаты, — в которой таится «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Но стоит лишь затеплиться одной-единственной маленькой свече — и страх умирает вместе с темнотой...

А что есть Человечество? Да всего лишь маленький (по Вселенским меркам) ребёнок, испуганно сидящий в своём дальнем уголке, тёмной и непредставимо-огромной комнаты Бесконечного Космоса. И сидит он, спрятавшись под одеяло своей маленькой и такой беззащитной планеты, и «накручивает» себя ужасами страшных чудовищ, высматривающих свою несчастную добычу из Бескрайней Великой Дали.

Но всего лишь два коротеньких, но точных как удары рапиры Мастера, вопроса Адвоката на Всепланетарном Суде над явившимся на нашу Землю чудищем-пришельцем — и волшебным образом затеплилась свеча всечеловеческой любви и понимания, рассеявшая мгновенно все надуманные кошмары испуганного Человечества.

... Один из великолепнейших по своей психологии рассказов Рассела.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма грустная история. Понятно, что многие черты чересчур утрированы, но сути это не отменяет. Бюрократия, подозрительность, подлость делают нас не самыми гостеприимными хозяевами. Да что там говорить, пока мы с расизмом и национализмом не разберемся, какой нам контакт...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятный рассказ. И переслушивал, и перечитывал не раз. В основе сюжета лежит занимательная сатира, легко посмеивающаяся над пороками людской толпы. Толпой легко управлять, легко склонить её в свою сторону, особенно если напугать как следует. Кругом враги, которые нас обязательно хотят захватить и унизить. Актуально до сих пор, не правда ли? Но даже у испуганной толпы есть что-то человеческое: сочувствие к слабому, отчаянно нуждающемуся в помощи существу, по-сути ребенку. При желании тут можно разглядеть ироничную усмешку автора, но не очень-то и хочется. Ведь в конце Мэт совершает то же самое — приходит на помощь тому, кто действительно в ней нуждается. Добро порождает добро — очень оптимистичный и светлый финал.

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Комментируемый рассказ «Э.Ф.Рассел-Свидетельствую» носит несколько юморной и в тоже время философский характер на тему принятия «чуждого» нам гостя прибывшего к нам с «другой планеты»... Автор еще раз обращает внимание читателя на то что, несмотря на все «ожидаемые восторги», фактическая реакция на такой прилет может быть и иной...

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давно видел экранизацию рассказа в телеспектакле «Этот фантастический мир» — впечатлило. И вот попалась в руки книжка, прочитал — не пожалел. Хорошая гуманистическая вещь, хотя обвинитель и кажется излишне напыщенным, помпезным и оттого несколько неправдоподобным. Сюжет имеет ряд неожиданных и удачных изгибов (мог бы оценить их достоинства, но не буду разрушать интригу), герои отрисованы весьма годно: с понятной мотивацией, но без излишеств. Финал также весьма силён.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто отличнейший сюжет. Судебный процесс над инопланетянином. А почему бы и нет? Были же преценденты: суды над животными. Жаль, автор все это изобразил не с точки зрения закона, а с точки зрения этики. С юридической точки зрения данное существо подлежит четвертованию, сожжению, повешению... одновременно. И с этой точки зрения было бы правильнее построить рассказ. А так с первых строк сразу видно кто за кого. Но в целом проблема поднята правильно и она найдет свое развитие в других произведениях других авторов.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная история!

Наблюдать за тем как выступает прокурор, а потом все его доводы парирует толстяк-адвокат, очень занятно. Да и сама тема «судить пришельца» только за то что он пришелец, только за то что мы не знаем что он такое и боимся неизвестности... А что такое смерть нам хорошо известно. Нет человека, нет проблемы! Но слава богу концовка рассказа, вернула мне веру в человечество.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек разучился доверять. Отсюда и возникли суды и прочие множественные бюрократические институты. Одного доверия было бы достаточно чтобы вся эта саморефлексирующая система, запутавшаяся в невероятный змеиный клубок, слетела в тар-тара-ры. Доверие, как это просто... До того просто, что чтобы это понять, человеку требуется бесконечно усложнять все принципы лежащие в основе этой естественной простоты...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно ли судить пришельца земным судом? Оказывается, можно, и Рассел показывает как бы это выглядело. По ходу процесса читатель полностью на стороне обвиняемого, а все доводы земного обвинения кажутся абсурдными. Но это сейчас так, а во время написания рассказа, была такая же реакция, или подозрительность холодной войны брала своё? Как бы там ни было, благодаря окончанию стало ясно, что земляне подвержены эмоциям и манипулированию даже в таком ответственном деле, благо все закончилось хорошо и разум победил.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо проработанная интрига, неплохо проведенное судебное расследование — особенно хорош момент с полицейским в полной форме. Но решение было заранее принято, и только окончательный момент, связанный с тем, что, оказывается подсудимый — это просто маленькая девочка, резко меняет отношение практически всех участников процесса к обвиняемому.

Да, финал показывает какими являются большинство людей, такого решения от них и следовало ожидать.

Рассказ добрый в лучшем смысле этого слова, и так хочется, чтобы наши отношения друг с другом оказались не хуже, чем отношение людей к маленькой инопланетянке.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на необычную форму, а практически весь рассказ — это судебное заседание, читать интересно. Но во время прочтения всё время задумывался, а возможен ли в принципе суд над представителем внеземной расы, который не знаком не только с нашими законами, но и вообще с нормами морали и религии? Разбирательство необходимо, но в другой форме, более справедливой... А тут прям жалко это существо с другой планеты под натиском неоправданно жестокой заключительной речи обвинителя!

Как вывод — человечество ещё не готово к встрече с жителями других миров!:frown: Но в конце концов справедливость восторжествовала! А недооцененные способности этого существа, как оказалось, для кого то просто бесценны!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх