fantlab ru

Ольга Громыко «Год крысы. Путница»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
1732
Моя оценка:
-

подробнее

Год крысы. Путница

Роман, год; роман-эпопея «Год Крысы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

Альк, Рыска и Жар продолжают свой нелегкий путь: кто желает убежать от прошлого, кто — изменить будущее, а кто рад и настоящему, но судьба неумолимо гонит всех дальше. Туго приходится не только неунывающей троице: тучи сгущаются над обоими тсарствиями, год Крысы неумолимо набирает силу и избежать его, похоже, уже невозможно.

Куда придет Путница? Кому осветит дорогу Свеча? И, казалось бы, при чем тут гитара?

Читайте — и узнаете.

Входит в:

— роман-эпопею «Год Крысы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 481

Активный словарный запас: высокий (3190 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2010 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место "Золотой Кадуцей"

лауреат
Серебряная стрела, 2011 // Лучший женский образ

Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2011 // Роман


Издания: ВСЕ (3)

Год крысы. Путница
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Rok szczura. Świeca
2015 г.
(польский)
Rok szczura. Wędrowniczka
2015 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Диагноз: плохое настроение и вообще…

— На что жалуетесь?

— Да вот, настроение плохое, аппетита нет, с любовью не в порядке, да и с дружбами не ладится, здоровьишко прихрамывает, гитара расстроена и никак не отстроить — в общем, по всем статьям полный швах. Что делать?

— Значит так, рецепт простой: берёте книгу Ольги Громыко (желательно первый том какого-нибудь цикла) и начинаете читать. Не обращая внимания ни на что вне вас и вне книги происходящее и сущее. На любой внешний раздражитель и на любую внутреннюю ощущаловку отвечаете новой главой.

— И что, так всё просто? А если книга закончилась, а поправка где-то в пути?

— Кончилась книга — берёте следующую. И не суетитесь, не мельтешите, не сучите по жизни ногами. Перестаньте пить чай из пакетиков — вскипятите водички в чайнике, неспешно заварите хорошую порцию чёрного чая, да с лимончиком и в прихлёбку — а глазами в очередные приключения громыкинских героев: Алька и Жара, Рыски и всех прочих. И поменьше сомнений и вообще всяких мыслей. Насладитесь этим мгновеньем! Только имейте ввиду, что книги от Громыко — средство сильнодействующее, так что читайте всё-таки вперемешку с прочими.

Удачи!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга читается легко . Сюжен увлевает. Пресонажи идивидуальны . Мир прорисован хорошо.

Конечно возникают вопросы по превоплащению Крысы ,но в целом все хорошо пока не дочитаешь до конца и ..

Начинаешь задумыватья на тем, что прочитал и выходит что :

Роман ведь чисто женский (что видно и по оценкам женщины поставили в в три раза больше десяток) ,меня лично доводы автора, зачем два здоровых мужика таскаются за одной девкой не убедили. При этом по их словам у них была куча любовных похождений, а тут ведь облом.

По большому счету роман ничем не кончился . Практически все как было на начало романа, так и осталось.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман действительно хорош и достоинств у него немало, а вот заметных недостатков вроде бы как и нет. Есть две небольшие претензии, но это уже, как говориться, «от жиру». Итак, о достоинствах. Интрига романа в основе имеет всё тот же квест, но сверх этого довольно запутана, сюжетных линий несколько, и всё это выстроено и соединено между собой практически безупречно. Более того, уже чуть ли не с первых страниц в мир «Путницы» полностью погружаешься и начинаешь ощущать его и живым, и реалистичным. В романе практически невозможно отыскать какое-нибудь явное неправдоподобие — все герои поступают именно так, как поступили бы реальные люди, и читатель всегда может понять и принять любой поступок любого из героев этой книги.

Кстати, о героях. Мало того, что они прекрасно выписаны, ярки и характерны, мало того, что они нам симпатичны и мы за них переживаем, но заметили ли Вы — у Громыко практически нет ни явно выраженных негодяев, ни явно выраженных положительных героев. У каждого из её героев всегда своя правда, своя мотивация поступков, своя логика поведения. И почти все они в той или иной степени хоть в чем-то, но симпатичны читателю.

Об увлекательности. Она в этом романе, как впрочем и в большинстве других произведений автора, неброская, часто в процессе повествования и вообще сходит почти «на нет», но вот что интересно — в целом, после завершения чтения книги, впечатление о ней остается как об очень интересной. Хотя, конечно, свою роль здесь играют и легкость пера писательницы, и её прекрасный слог.

А теперь о претензиях. Первая половина романа получилась у Громыко несколько вяловатой. Нет, читать её всё равно интересно, но прерваться, если надо, в любом месте этой половины особого труда не составляет. И второе: в произведениях Ольги Громыко местами встречается великолепный мягкий юмор, но, увы, с каждой новой книгой его становиться всё меньше и меньше. В этом романе от него вообще остались лишь жалкие крохи....

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал честно 1/5 часть книиги, они сбежали из Зайцеграда... Словоблудие, отбивание объема книги и больше ничего не увидел, ни интриги, ни характера героев, кроме тупо-скромной рыси, можно лить воду томами и зарабатывать, но извините не для меня. Не понравилось, дочитывать не буду... Можете минусить

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В который раз перечитываю книгу, и в который раз все надеюсь, что она закончится чуть-чуть попозже, и моя романтическая натура-таки узнает, сложится ли у них там любовь и как именно. Но остается только гадать. Эх!..

Так и продолжает бродить по свету вся троица главных героев, то с целью найти, то — догнать, а то и убежать. Бродят они пешком, верхом и вплавь. Бродят порой мирно, но все чаще переругиваясь, а то даже и с тумаками друг к другу лезут. И каждый громко заявляет, что остальные ему не нужны, но в душе надеется, что компания их не распадется. Потому что они сдружились, хоть и не признаются в этом вслух. Альк — потому что перестал верить в дружбу. Рыска — потому что слишком долго ей прививали ненависть к саврянам. Жар — потому что хочет защитить от опасного и несносного спутника свою подругу.

Судьба занятная дама. Свела ж она-таки вместе эту странную компанию, подбросила им задачку и заставила ее решать. Чтобы герои не скучали, она не забывает подкидывать еще задачек, меняя на ходу условия игры. Идешь-идешь, ищешь-ищешь, и, казалось бы, вот она, цель, пара шагов осталось. Но судьба лишь посмеется и даст по носу, чтобы не радовались раньше времени. И снова дорога, снова выбор. А еще ненавязчиво вроде бы, но уверенно, судьба ввязывает троицу в политику. Воздух между соседствующими странами накаляется, монархи что-то темнят, а народ волнуется, потому что свежи еще воспоминания о прошлой войне. Казалось бы Рыску с компанией, блуждающих где-то в глуши страны, никак это не касается, но судьба подбрасывает детали, мимо которых они не могу просто пройти. Полусвихнувшемуся аристократу, вору-мольцу и простой весачнке предстоит принимать решения о судьбе двух тсарств. А ты сидишь и думаешь, они же свои проблемы решить не могут, куда уж им судьбами тысяч людей ворочать...

Вообще интересно было следить за преображениями героев. Ведь буквально пару месяцев назад, когда Рыска еще жила на хуторе, соседний небольшой город был просто пределом мечтания, а столица вообще находилась ужасно далеко и недосягаемо. Сама девочка была уверена, что воровать неправильно, даже если берешь то, что заслужил, что яркую одежду носить могут только высокородные, что богиня Хольга всегда накажет виновного, а если человек саврянин, то он обязательно подлец и сволочь.

«Воровать неправильно? А если умираешь от голода и холода, но без денег всем на тебя, такого правильного и честного, плевать? Убивать неправильно? А если иначе убьют тебя? Ох, как же все-таки хорошо было на хуторе: что хозяин приказал, то и правильно. И цели такие близкие, понятные: пол вымыть, суп сварить…»

Но оказалось, что люди везде одинаковы не зависимо от цвета глаз и волос. Важны даже не плохие и хорошие качества в человеке, а то, как он их использует. Привычные устои сильно пошатнулись. Нет больше веры в единую правду, нет веры в единственно верное решение. И жизнь с этими новыми знаниями не стала легче или понятнее, совсем наоборот.

Мило, весело, интригующе, серьезно, захватывающе. Мне очень полюбились герои. И я хочу еще!..

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман – вторая часть эпопеи «Год Крысы», повествующей о приключениях Рыски, Алька и Жара. Если вы не знаете, кто эти ребята, советую почитать первую часть, и если вы любите героическую фэнтези с юмористическим уклоном, то вам она понравится. Ну и, ясное дело, вы захотите узнать, во что друзья вляпались дальше.

Только вот будьте готовы к тому, что «друзья» – это ещё очень оптимистично сказано, ибо ни в первой, ни во второй части эпопеи троица не разговаривает нормально: только подкалывает друг друга, хамит и грызётся на каждом шагу. Но, тем не менее, бросается друг другу на выручку при каждой возможности (с гримасами вроде «ну ладно, пойду, спасу, чё уж»). То есть как бы не друзья, но друзья – и так до самого конца.

Итак, вторая часть начинается юмором, а потом к ней постепенно примешивается мрак. Краски сгущаются не только вокруг наших героев, но и в окружающем их мире. Как будто грядёт война. Поначалу мне даже казалось, что война эта будет как-то связана с героями (ну а зачем они тогда нужны?), однако вышло совсем не так. И герои понадобились несколько для иного – тоже, в целом, для страшного, но, по крайней мере, никто не умер. Как минимум никто из троицы.

Подводя в этом отзыве итог не только второй части, но и всей эпопее, я хочу отметить, что произведение неравномерно разбавлено юмором. Тут вот – смерти, а тут уже наши герои язвят друг другу. Нет, смешно язвят, ничего не скажешь, шутить Ольга Громыко ой как умеет, но в моей голове никак не хотела укладываться картина мира, стоящего на краю пропасти под названием «война», в котором герои шатаются боги весть где по каким-то меркантильным причинам. Вроде как и бегут, а вроде и нет. Вроде их преследуют, а потом бац – и не преследуют. Вроде им страшно, а шутят так, будто не страшно или они уже об этом страхе забыли. И ведь герои симпатичные: отбрось все озвученные претензии, и можно смело считать эпопею удачным образчиком героико-приключенческой фэнтези, где и мир прописан, и обычаи, и условия персонажам поставлены ох какие непростые.

Радует развитие персонажей – минимальное, но развитие, странно только, что не всех. Хотя если вы думаете, что вторая часть закончится свадьбой (ну как же, двое мужчин и барышня, один из мужчин навроде брата, так что сами понимаете), то тут поживиться нечем. Романтические чувства вспыхнут на секундочку (на щепочку – так в романе говорят) и потонут под словесными баталиями героев. Короче, юмор форева, а амуры оставим другим авторам. Спасибо и на том.

+7

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая потрясающая сказка, захватывающая, удивительная, и трагическая, и радостная одновременно! Герои, которых невозможно забыть, неожиданные повороты судьбы, удивительный язык, — до чего же жалко, что это закончилось, что нельзя читать дальше и дальше.

И еще раз восхитила зоологическая фантазия автора. Как здорово придуманы эти верховые коровы и все, что с ними связано, — коровнюх, коровник (не здание, где живут коровы, а любитель коров, т.е. «лошадник»), коровязь. А верховые нетопыри — это же невероятно! А дикие животные, придуманные Ольгой Громыко, — все эти такки, плевуны, — так и кажется, что они не придуманы, а где-то есть на самом деле.

Отдельное спасибо за сцены с дойкой коз и с носком, — я ржала, как лошадь. Сцену с носком читала в электричке, на меня обернулся весь вагон.

Ну и если в отношении главной героини к профессии сказочника есть что-то автобиографическое, то я, как человек, который тоже любит свою работу, хочу сказать, что автору можно по-хорошему позавидовать, и еще раз хочу выразить ей свое уважение.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга! Любые комментарии излишни — читайте и наслаждайтесь!

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как уже верно высказался какой-то добрый человек, «Тут не то что перечитывать, тут нормальному человеку и первый раз читать тошно».

Меня терзал только один вопрос: зачем это было написано?

О’кей, так можно спросить про любую книгу, тем более фэнтези. Но первая часть не вызывала таких вопросов – ты просто читал, проживал, сопереживал, и это была занятная повесть с интересным антуражем (а чего еще мы ждем от книг Громыко?).

Это не «женское чтиво», как выразился тот же пользователь. Если бы это было женское чтиво, там бы хоть любовь, что ли, была, и взаимоотношения героев были бы выстроены как-то более адекватно. Я бы обозначила этот опус новым термином – «бред для девочек». Причем, как и всякий автор, чующий возраст и пол целевой аудитории, Громыко пытается подсадить читателей на свое творчество с помощью крючков-зацепочек, в частности – Алька, «хорошего злодея», который уже успел кого-то там в себя влюбить. Байронический герой – образ яркий, и с ним писателям надо быть осторожными: переборщишь – испортишь текст. Но соблазн использовать таких персонажей велик (ох, велик), ведь приличным барышням пубертатного возраста так нравится о них мечтать! А что? Безопасны, не заразны, и живут в пределах книжного корешка. Но даже этот генно-модифицированный клон не в состоянии сделать книгу яркой и живой.

Автор попыталась вытянуть цикл на самом мире, в котором существуют герои – но ко второй книге сквозь нагромождения фантазии стал проступать картонный каркас. Сюжет состоит из бессмысленных приключений (которые, в общем-то, можно менять местами, и повествование ничего не потеряет) и словесных перепалок не самого высокого интеллектуального уровня, а также предсказуемых и однотипных шуток про секс, которые вызывают какой-то жалкий эффект – как будто бы произведение написано подростком, желающим показать себя как можно старше и опытней...

А бесконечные упоминания Хольги и Сашия? Да-да, мы ведь знаем, что это отсылки к Ольге и ее мужу. Это же так смешно! Это же так чудовищно весело! Наверное, книга писалась с расчетом «Шоб друзья поржали, гагагага».

Впрочем, если больше всего на свете вы любите весело и бессмысленно издавать звук «гы» (и при этом вы ученица ПТУ младше 15 лет), вперед. А вот мальчикам из того же ПТУ читать это не рекомендую вообще.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Cумбурно, не смешно, безсюжетно, ГГ всю книгу грызутся, хотя вроде препядствия должны преодолевать и поддерживать друг друга. Любовная линия отсутствует полностью, зачем заставлять героев держаться за руки если они за всю книгу никак не проявились как пара. Прям хочется докричать до автора ау, где романтика???. Много еще можно сказать, но тогда повторю предыдущие отзывы. Книга много хуже первой части.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга. Для любителей к чему придраться всегда найдется повод, но удовольствия получена масса. Во время чтения постоянно ловишь себя на ощущении какой-то двойсьтвенности. С одной стороны пусть бы действие продолжалось подольше и не кончалось и тут же хочется скорее узнать как все закончится, я почему-то сомневался в хорошем конце истории. Очень уж славные получились персонажи. И самое главное чувствуется, что автор не только любит творить, но и уважает своих читателей.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала, пропуская целые куски. На мой взгляд много лишнего.... Все ждала развития отношений между героями и так не дождалась... Обидно!!!

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну наконец-то автор прекратил изливать на бумагу злость и вспомнил о том, что вообще-то пишет художественное произведение. Вторая книга несравненно лучше первой, лишь к концу начались недоработанные фразы, которые, чтобы понять, приходилось перечитывать – будто не вычитанные, написанные второпях. На самом деле, нужно было или не разделять, при этом изрядно первую подкромсав и подправив, или сделать две вообще разные вещи, с разными героями, настроем и тд. Это моё личное мнение. Насколько первая часть гадостная и оставляет грязное ощущение, которое тянется чуть не до половины второй, она лишь портит общее впечатление.

Мир, к сожалению, по-прежнему разваливается: начиная со странности, почему народ одного государства, разделённого некогда на два, вдруг стал чёрно-белым, то бишь в одном остались исключительно смуглые, в другом – белокосые. Те же шоши, которым совершенно неясно, кто мешает охотиться днём, если у них такая огромная паутина подземных тоннелей, куда эта паутина девается и почему заканчивается – ведь там всё находится близко, в паре дней пути, да и как вообще они под землёй отличают день от ночи? Раз в тексте сыграли, и растворились.

Что с расстояниями? Рыска до города ехала не меньше дня, а нищий с вечера до ночи успел пешком добраться, ещё и хутор спалить.

В мире, по ощущениям тянущем на наш век 11, упоминание о стрельбе звучит странно, я не говорю про чудо-паром! Ну да ладно, допустим, фантастика всё-таки, но уж явно обычный сельский воришка Жар, не смотревший кучи боевиков по телеку, не станет кричать «стой стрелять буду!». Выбивает из происходящего конкретно. Как и множество современных словечек, некоторые из которых с натяжкой ещё можно допустить, но остальные просто вываливаются!

При всей недоразвитости общества алфавит зачем-то насчитывает аж 46 букв! Зачем им столько, интересно? Линейка замещения «тсарь-тсарский-вотсарилась» показалась мне лично безосновательной. Так, автор прикололся.

Не менее странно смотрелся и курорт, до боли похожий на современный.

По героям – несравненно лучше и объёмнее первой, как и сами главные, так и проходящие: они хотя бы больше не натыкаются исключительно на сволочей, более-менее приличные люди тоже попадаются. В принципе, не будь первой части, и во взаимоотношения ГГ-ев верилось бы лучше (ну не могу я себе представить, что девушка, которую мужчина постоянно унижает, обзывает дурой-девкой-итд, не уважает, бесстыдно хлопают по всяким округлостям, вдруг влюбится в него.) Кроме того, его неспособность проявить хоть какую-то теплоту даже в критический момент кажется странной. Ну не могу я представить себе Алька «обихаживающего» Рыску «дома», хоть там на это и намекалось. Посему мне гораздо интереснее было бы посмотреть на их возвращение в замок Алька и далее – в общем на то, что «после» устранения критической ситуации и что обычно остаётся «за кадром».

Да и вообще, ведь отношения заключаются далеко не в диалогах, иногда важны взгляды-прикосновения-нечто неуловимое, чего почти не встречалось или хорошо скрывались за постоянной грызнёй, даже когда она стала шуточной.

В теории... остались вопросы. Во-первых, я так и не поняла, кого Рыска убила, что у неё дар пропал? И Альк, и крыса целы вроде... Умер Миха — но из него ничего не тянули... То, что она этого хотела – допустим. Но в теории не сходится. И вообще роль крыс смазана, и сильно. Намекается на то, что они чуть ли не разумны, имеют какое-то отношение и, кроме того, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ в обрядах объединения с путниками – и до конца не объяснено, как и почему, и вообще при чём там крысы. Почему, действительно, не может быть связки из людей. Я объяснения не увидела. Почему они приходят пожирать умирающих путников? Этот вопрос не покидал меня с самого начала книги, но я так и не получила на него ответ.

Впрочем, написано по-прежнему легко и увлекательно, несмотря ни на что автор мне нравится и я искренне надеюсь, что это далеко не лучшее его произведение!

А, и ещё. Понравилась бОльшая часть стихотворений (песен). Красиво, образно. Очень неплохо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень хорошая, интересная. Она заметно отличается от других книг Громыко.

Вот я была уверена, что маленькая Рыска, узнав о своём даре, вырастет в Вольху 2, этакую бойкую, деловую ведьму, которая всех построит, но на протяжении обеих частей она остаётся очень милой, наивной, что конкретно отделяет её от таких героинь, как Вольха и Шелена.

Но сюжет у книги отсутствует напрочь. Даже сама Рыска говорит о том, что мол слава Богу — цель появилась.

Сначала они ехали в какой-то Камнеград, потом купца искали, потом коров отсуживали, потом письмо везли и т.д.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развитие отношений между главными героями — вот что меня интересовало в в «Путнице» даже больше основного сюжета. Очеловечивание окрысевшого (пусть и не полностью, но в значительной степени) Алька и взросление наивной Рыски...

Мне вторая часть понравилась несколько больше первой. Может быть потому, что «Путница» была «приправлена» малой толикой «политоты», за которой я так люблю наблюдать в фентезийных книжках. Но, так или иначе, книга особенно близка для меня не из-за интриг спятившего короля Редании, а из-заглавных героев, каждый из которых чем-то напоминал мне меня самого. Любопытно было наблюдать за тем, как Жар, изначально не принимающий Алька, находит с ним общий язык. Как вор становится священником, не имея при этом крепкой веры в Хольгу, но имея живое воображение и желание заработать. Действительно, если священникам платили за их духовный труд исключительно духовной пищей, было бы их столько, сколь их есть? Как Альк, благородный, гордый аристократ, изначально презирающий, кажется, всех, вдруг обретает друзей, вопреки своему характеру, и как, вопреки ему же, влюбляется. Пускай его симпатия к Рыске не так заметна, пускай он сам её не признает и не хочет признавать, маскируя под маской привычной похоти. И то, как Рыска ненавидит себя, не понимая вспыхнувшее в душе огнем чувство к Альку.

Считаю, что продолжение «Года крысы» будет явно лишним, если оно будет. Мне кажется, что история должна закончится именно так, открытым финалом. Впрочем, Ольга «Хольга» Громыко должна решить это для себя, а значит и для всех читателей, сама...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх