fantlab ru

Феликс Гилман «Расколотый мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
254
Моя оценка:
-

подробнее

Расколотый мир

The Half-Made World

Роман, год; цикл «Полумир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Перед вами увлекательный и неповторимый роман с оригинальным сюжетом, яркими персонажами, поразительно огромным, продуманным миром. Это невероятный сплав стимпанка, фэнтези, научной фантастики, вестерна и альтернативной истории.

Запад. Безымянные земли. Место, где мир еще незавершён, и граница между реальностью и кошмаром размыта. Именно здесь возникла Республика Красной Долины. Двадцать лет она процветала, и это было лучшее время в истории Запада.

Примечание:

Первоначально планировалось название «A History of the Half-Made World».


Входит в:

— цикл «Полумир»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Расколотый мир
2016 г.
Расколотый мир
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Half-Made World
2010 г.
(английский)
The Half-Made World
2011 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что не переведена четвёртая часть Эпилога с поминками по Лив в Академии Кёнигсвальда, где, кстати, упоминается о судьбе Магфрида.

Интересно, с чем это связано?

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно собирался прочитать. К тому же существует очень комплиментарная рецензия от Олди на роман.

Пролог с умирающим Генералом Республики Красной Долины ужасно напоминает эпизод «Небо Аустерлица» из «Войны и Мира». Размышления умирающего Генерала начинают знакомить нас со сложными реалиями мира Дикого Запада, раздираемого противостоянием Линии и Стволов.

Другой мир, тот же Дикий Запад. Все архетипичные, шаблонные, в хорошем смысле слова сцены, что мы видели в вестернах, ждут нас в «Расколотом мире». Почему, кстати расколотом? Ведь название и контекст повествуют о сделанном на половину, или, если литературно, о незавершённом мире, на крайнем Западе которого ещё бурлит, постепенно отодвигаясь, первозданный хаос, смешенье всех элементов.

Так вот о сценах из вестернов: поездка в дилижансе, выступление доктора-афериста, поездка на прогулочном пароходе (как не вспомнить «Мэверик»), перестрелки, поезда, маленькие пыльные городки, нападения индейцев, точнее холмовиков — Первого Племени.

Главное отличие этого мира от нашего, помимо незавершённости: наличие Духов-эгрегоров, которые объединены в две основные группы — Стволы и Локомотивы, или, по-другому, Линия. Как нам расскажут позднее, Стволы — порождение ненависти, а Линия — людских страхов. По другой оси оппозиции Стволы — проявление крайнего анархо-индивидуализма, Линия — стремление к бюрократии, иерархии и поступательному развитию. Стволы действуют через своих агентов, которых они наделяют неуязвимостью и сверхспособностями; Локомотивы берут массой и планомерностью. «И две тысячи лет война». На самом деле по хронологии война архетипов длится четыреста лет и Линия выигрывает все сражения, заваливая тысячами трупов каждого агента Стволов. Но не торопитесь сочувствовать Стволам-индивидуалистам. Эти демоны те ещё мерзавцы, не считающиеся ни с чем, особенно с сопутствующими потерями. Отношения между Стволом и одержимым им агентом тоже радужными не назовёшь: Стволы требовательны, и при попытке уйти на покой или перестать убивать, агентов ждёт ментальный Кнут. Впрочем, демоны Линии ещё менее человечны. Они воплощены в Локомотивах и общаются со своими подчинёнными с помощью телеграфа, также требуя безусловного подчинения.

Три главных героя.

Джон Кридмур, агент Стволов. Пожилой ганфайтер, правдами и неправдами выпросивший у Стволов несколько лет передышки. Да и в деле не идущий на поводу у Мармиона, своего кровожадного демона-Ствола, заключённого в шикарном, по-фрейдистски огромном револьвере. Отвечает за вестерн-антураж.

Лаури. Винтик Линии. В результате череды комично-трагических событий продвигается по карьерной лестнице, тщательно скрывая гордыню, ведь линейцам она не к лицу. Отвечает за готик-стимпанк антураж.

Доктор Лив Айверхайзен. Женщина непростой судьбы, врач-психиатр с глубокой, не до конца залеченной душевной травмой (medice, cura te ipsum!). Выросла в условном Старом Свете этого мира, в университетском городке, чья атмосфера мне напомнила Долину Магов Перумова: учёные — аристократия общества, и всё крутится вокруг них.

Все герои разными путями путешествует к одной точке — Дому Скорби, пансиону для душевно- и телесно больных, который расположен почти на самом краю сотворяемого мира.

Три персонажа, три взгляда на мир. Два взгляда изнутри противоборствующих сторон и взгляд глазами доктора Лив, для которой всё происходящее также странно и поначалу непонятно, как и для читателя.

Читается неровно. Есть отличные места, где повествование прямо тащит за собой, заставля лечь спать попозже, а есть провисающие главы.

Где-то к середине романа, когда автор вывалил на нас весь колорит своего мира, «парового западного панка», начинаешь задумываться, а что дальше? Есть ли в романе Гилмана ещё что-то, кроме декораций?

Персонажи как-то не очень цапанули. Окей, изворотливый стрелок Кридмур колоритен, линеец Лаури местами карикатурен (по злому карикатурен — как в «Крокодиле» времен СССР изображали буржуев), чопорная потребительница успокаивающих опиатов наименее интересна.

Интрига? Ну, макгаффин определен, всем нужен, как и полагается макгаффину.

Магия холмовиков? Холмовики, кстати, жуткая апроприация индейцев. Они в романе как будто в насмешку белокожи и лохматы, и напоминают, скорее, пиктов, чем команчей.

Два любимых мною сеттинга, которые в первую очередь, насквозь визуальны и которые, конечно, лучше смотреть, а не читать. Какое бы анимэ или голливудский блокбастер получился по роману!

Концовка смазана и невнятна. Какую же тайну скрывал Генерал? Определились только с местом, где её искать.

Повествование затянуто и совсем необильно экшеном.

Романом недоволен, хотя признаю за автором умение создать красивые декорации. Потраченного времени жаль.

«Чёрный ход» Олди в разы интересней!

5(СРЕДНЕ)

Что-то не везёт мне с циклами. Крайне редко попадаются те, где охота прочитать второй роман. А уж добить любой цикл до конца — вообще большая редкость.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы любите вестерны и стимпанк, то «Расколотый мир» будет для вас просто находкой. Здесь, правда, нет дирижаблей, зато есть локомотивы. Точнее, Локомотивы, поскольку поезда здесь — одушевленные и носят имена.

Вся история этого мира — это одна большая аллюзия на освоение Запада. Здесь была и своя Война за независимость, в результате которой возникла Республика Красной Долины, и истребление коренных жителей — народа холмовиков, и борьба за ресурсы и влияние. За влияние борются две противоборствующие фракции — Линия, технократическое государство, созданное Локомотивами, и Стволы, одушевленное же оружие, заключающее сделки с людьми.

А в центре их борьбы — бывший генерал Республики Красной Долины, сумасшедший старик, искалеченный разум которого хранит некую Тайну. Тайна может раз и навсегда покончить с противостоянием Линии и Стволов, и, разумеется, и те, и другие мечтают добраться до нее первыми.

Казалось бы, в такой увлекательной истории и герои должны быть ей под стать — яркие и харизматичные. Но здесь автор немного не дотянул. Агент Стволов Джон Кридмур, которому по законам жанра полагается быть харизматичным «соленым» негодяем, вышел несколько блеклым и плоским. Зато его оппонент из Линии — младший смотрящий третьего ранга Лаури, — получился куда более живым и достоверным. Как и третье действующее лицо в этой истории, психиатр Лив Альверхайзен, прекрасно иллюстрирующая крылатое изречение «Врач, исцели себя сам!».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что нет оценки в 0 баллов, эта книга не заслуживает вообще появляться на свет

фантастика? фэнтези? — красивый мир, персонажи интересные? — это всё не здесь и сейчас расскажу почему

персонажи — скучные, плоские, за ними неинтересно наблюдать, с ними ничего не происходит на протяжении пятисот страниц! только под конец там что-то начинается, но это так мало и уже не вдохновляет, что домучиваешь книгу из последних сил, чтобы просто не оставлять в невесомости

мир — пустой , ...я бы даже сказал мёртвый, в нём всё неживое, автор засыпает названиями городов, про которые ты ничего не знаешь, ничего не рассказывается

зачем эти названия — непонятно. карты мира нет, ну а зачем она, если в нём нихрена нет настоящего?

сюжет и интрига — всю книгу на протяжении 500 страниц вы ожидаете ну же! ну же, ну когда уже начнется что-то интересное , помимо пустых описаний лесов и скал, идиотских диалогов и прочего и прочего, засыпаете раз 10 , пока читаете эту скуку, ведь в книге никаких боевых сцен вообще нет на протяжении всей истории

это имеено что ИСТОРИЯ, а не действие...и кто-то скажет -во, так наверное исотрия крутая?!

да нихрена подобного, вы ждёте и ждёте развязку, а в итоге — хрен с маслом, главные герои ноют, тупят и даже в ЭПИЛОГЕ, как и читатель, не понимают что это было, заем они шли туда куда шли и делали то, что делали. занавес.

одна стонет всю дорогу, другой разбойник мучается совестью, а третий тупо тыловая крыса настолько тупая, что я даже хз...как фашист -идиот какой-то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, чья жизнь обрывается в конце книги одной фразой — «пуля попала ему в голову» — всё! нахрена я читал спрашивается столько текста про него, если он не сыграл никакой роли во всей книге даже?

после прочтения рукописи автора, нормальный редактор должен был это сжечь, а не продавать в магазинах, жалею что купил

надеюсь, сэкономлю вам деньги и тучу времени и нервов

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга была в каком-то роде экспериментом. Я не могу признаться в любви стимпанку, вестерну, альтернативной истории. Каждый раз, когда мне попадается что-то, состоящее из кусочков вышеперечисленного, я переживаю из-за того, что книга может совсем не пойти, хотя другие читатели ее хвалят. Может быть new weird спасет, о котором тоже твердили рецензенты?

Итак, псевдовикторианская эпоха, есть некий мир, который поделен между Локомотивами и Стволами, которые ведут между собой борьбу. Сложно сказать конкретно, что это такое, потому что автор не сильно углубляется в основы мироздания. Вот если, слоны, черепахи, киты, и они стоят на друг на друге. Хорошо. Локомотивы — техногенная сила, которая стремится переделать мир исходя из своих технических замыслов. Стволы — это что-то анархомагическое, которое просто противостоит Локомотивам, но не предлагает ничего существенного взамен. По сути стволы — это духи, которые подчиняют себе людей с помощью огнестрельного оружия (например, револьвер, привет вестернам). Через человека Стволы могут реализовывать свои замыслы.

Была еще третья сила — автономная республика, которая быстро набирала силы и расширяла владения, но была подавлена Локомотивами. Ее лидер был благополучно потерян на поле боя. Хотя подождите... какой-то древний старик был обнаружен в лечебнице для потерявших рассудок и просто искалеченных войной людей. Уж не тот ли это генерал, лидер той самой Республики? Владеющий тайным секретом аборигенов-отшельников, которые прячутся за пределами цивилизованного мира?

За стариком начинается охота как со стороны Локомотивов, так и со стороны Стволов, плюс подключается научный сотрудник, который попадает между молотом и наковальней совершенно случайно. Так и начинается большое приключение.

К моей большой радости, и вестерна, и стимпанка, и альтернативной, и магии тут всего понемногу. Я бы сказал, что это скорее роман про путешествие (или побег? или погоню?). New weird? Сложно сказать. Я не сторонник того, чтобы любую историю, которую трудно отнести к одному какому-то жанру, называть сразу new weird'ом. Хотя согласен, что первые ассоциации у меня были с Мьевилем. Хотя Мьевиль все-таки умеет писать более дивные миры, чем Гилман. С другой стороны Гилман сумел меня заинтересовать своей историей, полной загадок. Герои книги вместе с читателем ищут разгадку тайны, и в самом конце у меня возникло небольшое ощущение обиды, что история не завершена, и есть вторая книга, в которой, наверное, будут ответы.

А приключение получилось очень интересным. Пускай и в нем было не очень много экшена и с лихвой болтовни. Но мир хорош, а герои харизматичны. Прочитал влет и буду рад побыстрее приступить к продолжению.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

1-я книга цикла «Полумир» Феликса Гилмана. Пожалуй, словосочетание «фэнтези-вестерн» — наиболее точная характеристика этой книги. Альтернативная Земля, где творение мира еще не завершено. На Западном континенте схлестнулись в многовековом противостоянии Линия и Стволы. Кто такие? Линия — это машинная цивилизация и порядок. Или все-таки безжалостная тоталитарная машина, заточенная на обезличивание и уничтожение всего человеческого? В противовес Линии, Стволы – яркие индивидуальности, сильные личности, несущие свободу. Или все-таки не свободу, а хаос и анархию, смерть и разрушение?

Две стороны одной медали. Две разновидности демонов, что норовят подчинить себе людей.

Сейчас же обе стороны заняты поисками безумного Генерала, бывшего военачальника разгромленной Республики Красной Долины. Исковерканный мозг Генерала хранит тайну, которая может полностью изменить расклад сил и ситуацию на континенте, раз и навсегда покончить с многовековым противостоянием. Как именно? Никто не знает.

Они встретились на диком Западе, на краю завершенного мира – вольный стрелок и агент Стволов Джон Кридмур с демоном в револьвере – и доктор психологии и психиатрии Лив Альверхайзен со старого Восточного материка. Пути двух абсолютно не похожих друг на друга людей пересеклись – и теперь их ждет общая судьба, общее путешествие, приключения и опасности… Но они не друзья. Совсем не друзья. И даже не союзники. Однако человеку свойственно меняться. И они меняются. Характеры, мировоззрение, личности обоих героев не остаются неизменными, и к концу романа они приходят уже совсем другими людьми.

Впрочем, это еще не конец. Тайна Генерала попала в руки к героям – но что Лив и Джон будут делать с тем, что узнали? И позволят ли им сделать хоть что-нибудь?

Интересно, увлекательно, динамично. Хорошо написано. Читали – не могли оторваться. Сюжет, интрига, развитие характеров. Черная ирония. Психология. «Сдвинутый», фантастичный, незавершенный мир, где творение еще продолжается. Но при этом не увидеть множества аллюзий и параллелей — как литературных, так и исторических — просто невозможно. Однако, как на наш взгляд, это не минус, а плюс.

Да, и перевод – хороший.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько не итал я произведения, чтобы было не просто интересно, а дух захватывало! Особый ли шарм у талантливого автора или дело в том, что я вырос на вестернах, и романтика Дикого Запада когда-то крепко завладела моей детской душой. Больше всего по атмосфере напомнило «Бесплодные земли» Кинга и «Мост» Иэна Бэнкса. Но при этом ощущения вторичности не возникло — у автора крепкий индивидуальный стиль.

Помимо стилистических красот, атмосферности этого чудовищного мира и пейзажной лирики, хотелось бы отметить файтинги и боевые эпизоды. Они автору весьма удались. Битвы суперагентов с полчищами линейных, воспоминания ветеранов о былых сражениях крайне впечатляют, иной раз подпрыгивать хотелось от мальчишеского восторга. Финальная битва за Новый Замысел особенно впечатляет. Она своеобычна, крута и объемна. Благодаря смене точек зрения, будто сам становишься свидетелем или даже участником сражения. За это Гилману брависсимо!

Единственный недостаток в тексте усматривается только в некоторой затянутости повествования. Кое-что можно было безболезненно вырезать.

П.С. Надеюсь издательство Рипол-классик продолжит издание этого замечательного автора.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга на стыке целого полчища жанров (от вестерна до стимпанка и альтернативной истории), но темпово она очень неравномерно соткана из событий и героев. То они гарцуют галопом по европам, за сотню страниц пересекая полмира и умудряясь при этом показать две противоположные фракции демонов, выставив одну в свете одержимости идеалами бюрократизма и строгой иерархии, а вторую – в раздолбайско-одержимом ключе, потчующую своих носителей то кнутом, то пряником. То все действие стопорится в каком-то захудалом городишке с впадающим в маразм и какашки генералом, когда цель вроде бы достигнута, но впереди еще добрые две трети книги. И начинается такая уныленькая пробуксовка, что уже хочется какой-то движухи.

Но, к сожалению, в плане сюжета движуха здесь – понятие условное: вырвавшись из одного поселения и попутешествовав под дождиком, Мадам Психолог с трагической судьбой, Одержимый (причем, не ее пациент!), говорящая железка и регулярно гадящий куда не надо Генерал, с которым необходимо нянькаться и буквально носить на ручках как кисейную барышню, прибывают в эдакий баг системы: Край мира, который местный боженька почему-то не достряпал, невовремя устроив себе весьма продолжительную сиесту, а может, просто плюнув на все уже созданное – нехай будет такое, для галочки сойдет. Там водятся причудливые образчики флоры и фауны, а также некое подобие коренных индейцев с замашками типичных фэйри, которые, судя по повадкам, имели дело с русскими партизанскими отрядами. Тут на читательское несчастье встречается еще один город, и… замените «город» на «болото» – и вы точно поймете, что герои снова завязли в бездвижуховой топи. Ну и ладно, зато Генерал вроде бы перестал штаны пачкать и… Ты смотри-ка, шельмец, бормочет что-то осмысленное, может, что-то про то самое Оружие, способное прекратить войнушку козлов с козлами, вспомнит? Э, ну вот, так и знал, что на последней сотне страниц опять пойдет быстрый темп… Погодите, мне не угнаться за вашим пером Пегаса! Что-что там генерал вспомнил? Да ты ёшкин хрыч! Надо было тебя памперсами придушить и сделать Стволоподчиненным. Этот засранец (даже не буду уточнять, в каком смысле), видите ли, решил, что пробуксовки в полкниги мало, надо еще и продолжение запилить, а чтобы мы его прочли, он нам намек подкинет. Намек, Карл! Да пошел он в… Придется читать вторую книгу.

А первая все же хорошая, хоть и отдает Мьевилем. Черт с ней, с пробуксовкой. Фантазия у автора в плане миростроения заслуживает награды «Демиург 39-го левела». Герои разномастные и минимум два из трех – очень интересные в плане различности своих убеждений и вообще как, кхм, люди. Тандем Лив и Кридмура получился на редкость удачным, а Лаури до последних страниц не являлся антигероем в привычном понимании. Это вот разделение моральных компасов на две полярности, все равно показывающих ровно в одну сторону, подкупает своей реализацией. Война войной, а отдельные личности на ней для нейтралитета остаются примерно равными.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественно, детализовано, увлекательно, очень хороший перевод. Хотя и относится к категории «книжки с героями-психопатами», к психопатологии тут с юмором отношение (альтернативные учёные-пионеры психоаналитики). Детали «создаваемого» мира превосходные (роза, деревья, чудовище поселенцев). Герои хорошо получились, убедительно. Невовремя-вовремя умирающие персонажи — отличная находка. Эпилог приделан, чтобы пообещать продолжение, что злит. К сожалению, встречаются опечатки.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, с первых страниц метила попасть в список любимых книг, но, к сожалению, промахнулась. Вернее даже не так: после шикарного старта, пришла к финишу в общей толпе романов, которые, наряду с самыми положительными эмоциями, слишком часто приносили и разочарование.

Начну, пожалуй, с хорошего.

Феликс Гилман придумал великолепный мир. Мир, который ещё только формируется, раздирает вековая война между сторонами, которые олицетворяют собой, с одной стороны, тоталитарный порядок, с другой, безумный хаос.

«Линия», лидирующая в этой войне, постепенно охватывает своими рельсами весь мир, неся с собой сталь и бетон, лужи нефти и смрад чадящего масла, безликую серость и коллективный разум, лишённый всякой индивидуальности. Правят Линией бессмертные духи Локомотивов, диктующие бездушным людям-шестеренкам, свою волю и осуществляя тотальный контроль над ними. Линейные всё больше становятся похожи на механические куклы в облике человека.

«Стволы», чья суть разрушающая анархия, постепенно сдают свои позиции. Их войны — это герои одиночки со сверхспособностями, среди которых: необычайная сила, скорость, меткость, невероятные способности к регенерации и прочие таланты. Но и они подчиняются духам, нашедшим своё пристанище в огнестрельном оружии.

Бесконечная вражда утомила и измотала обе стороны, но неожиданно возникает новый фактор. Это безумный генерал, падшей, более десятка лет назад, Республики Красной Долины, которая сохраняла нейтралитет в этом противостоянии. Судя по всему, он знает некую тайну, способную изменить ход войны. Скорее всего, это оружие, ну или так думают всесильные духи обеих сторон. Этот секрет доверил генералу один из представителей племени холмовиков — странных и таинственных, коренных обитателей Запада.

Вот такие потрясающие декорации, в которых смешались элементы стимпанка, мистики, фэнтези и вестерна, нарисовал нам Автор.

В них он поместил не менее интересных героев. Лив, женщина-психиатр, сочетающая в себе наивность и пару скелетов в шкафу, отправляется на край света в госпиталь, по просьбе тамошнего управляющего. По воле случая, в этой лечебнице, находящейся под патронажем исцеляющего духа, прибывает тот самый генерал.

В приют для жертв войны так же направляется и один из старейших агентов Стволов, по имени Кридмур. Ветеран обаятелен, циничен и строптив по отношению к своему «хозяину». О таких антигероях складывают легенды, их боятся мужчины, теряют чувства женщины, а дети стараются им подражать.

Задание захватить в плен генерала получает и линейный по имени Лаури. Он типичный представитель Линии: честолюбив, но в пределах допустимого, труслив, но готов умереть за идеи, навязанные Локомотивами. Система, в которой он вырос и был воспитан, не оставила следа от его воли.

Герои получились отменные. Не смотря на то, что они вызывают противоречивые чувства, среди которых симпатия на последнем месте, их мотивы понятны нам и вполне логичны. Контраст характеров добавляет остроты диалогам, размышлениям и поступкам. Что немаловажно, герои будут меняться, и к финалу книги придут во многом другие люди, нежели те, что были в начале.

И вроде, у книги всё есть: просто фантастическая атмосфера, колоритные и запоминающиеся персонажи — осталось только разыграть в этих декорациях интересный сюжет. Но, вот тут, по моему мнению, увы, и случился провал.

Пока вся троица, разными путями, пыталась добраться до больницы где-то на краю земли и параллельно нас знакомили с мироустройством, а так же с самими героями и их прошлым, всё складывалось замечательно. Но затем действо начинает вязнуть, и чем дальше, тем больше. Поход к границе мира, так вообще получился унылым и скучным. Экспедиция глубоко на Запад, действительно чем-то напоминает путешествие Фродо к Роковой горе, но только в разы нуднее. Ей не хватает масштаба и остроты. Приключения блеклые, а интригующие перспективы не были использованы на полную катушку и со временем растворились в рутинном повествовании. Чем глубже уходили персонажи от цивилизации, тем беднее и не интересней был мир. Казалось бы, там, где мир только формируется, могут обитать фантастические животные, замысловатые растения и ещё бог весть что. Но на самом деле, в первозданной природе нашлось место оленям нетипичной раскраски, странным индейкам и одному монстру в облике, то ли змеи, то ли сороконожки. Пара экзотических растений, которые Лив характеризует примерно как «трудно описать их необычность», тоже не спасают ситуацию. На этом всё.

Пустые диалоги, отсутствие неожиданных поворотов и монотонная линейность повествования навевала зевоту. Пожалуй, только последние пятьдесят страниц опять наполнились динамизмом и смыслом. К тому же, в книге открытый финал напоминающий, сцену перед занавесом первого акта, ведь поход не окончен и миссия не завершена. Но что ещё хуже, вторая книга, не будет продолжать эту сюжетную линию. Так что история останется не законченной. Вот такой ход конём, и надо сказать, весьма и весьма спорный — на очень редкого любителя.

Ну и напоследок ещё одна ложка дёгтя. Перевод просто ужасен. Не считая опечаток и отсутствия элементарной редактуры, создавалось впечатление, что переводчик сознательно строил фразы так, что, не редко, их приходилось перечитывать по два раза, чтобы понять смысл и не потерять настроения. Текст ерепенился и щетинился нелепыми выражениями и нескладными словосочетаниями, ещё больше навевая тоску от прочтения.

Подводя итог, добавлю, что по большому счёту, моё разочарование выросло не из-за начальных ожиданий, которые рождают аннотация и положительные отзывы, а скорее, из-за действительно очень интересных идей, атмосферы и перспектив рождаемых ими. Автор дал для затравки очень вкусный деликатес, а в итоге накормил макаронами с хлебом. Сытно, но удовольствие среднее.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с того, что мир в романе не расколотый и не полумир, как озаглавлен цикл, а недоделанный (Half-Made World). Сотворение мира продолжается, мир наращивается с запада, где простираются нецивилизованные земли первозданного хаоса.

Не могу сказать однозначно, понравилось или нет, но следить за повествованием было интересно. Автор в погоне за новаторством смог удивить и заинтересовать. Мироустройство представляет собой совершенно дичайшую смесь. Тем не менее это не роман абсурда, хаос хорошо продуман, в нем есть своя логика. Намешано всего и много − рациональная цивилизация конца 19 века, с паровозами, револьверами и психоанализом. Магия, вплетенная в технический прогресс. Демоны, вселяющиеся в локомотивы и огнестрельное оружие. Бессмертные аборигены, хранящие древние знания. Очень много аллюзий на наш мир, на покорение Дикого Запада, американские гражданские войны.

Персонажи яркие, примечательные, но малосимпатичны. Циник Кридмур; доктор-психотерапевт Лив, которая сама несколько лет провела в психиатрической клинике; Лаури − этот вообще бездушный винтик от локомотива.

Сюжет довольно прост, и в этом у автора сработало чувство меры, ибо с читателя довольно того, что приходится разбираться в невероятной структуре мира, излишние хитросплетения сюжета стали бы перебором. Зато флэшбеки красочны. В центре сюжета − старый добрый квест. Объект поисков − дряхлый Генерал, герой Республики, после разрыва психобомбы впавший в полный маразм. Он знает некую важную тайну, которая тревожит демонов Стволов и Локомотивов. Те и другие отправляют своих агентов, чтобы найти его и захватить. Далее следует долгое путешествие полубезумных героев по безумному недоделанному миру.

Иногда я ловила себя на том, что, несмотря на чисто американскую действительность, в ином антураже такая книга вполне могла бы быть написана кем-то из наших соотечественников по постсоветскому пространству. Возможно, из-за выделенной темы анархизм-тоталитаризм, светлых идей выживших последователей Республики и общего налета абсурдности.

Перевод прихрамывает. Пример. Персонаж всю ночь сидел печатал. «Глаза его были залиты кровью». Жуть, правда? Не поленилась найти книгу на английском. Ну да, все не так жутко, просто у персонажа покрасневшие, воспаленные глаза.

Вывод: книга заслуживает внимания, автору удалось свести в Полусотворенном мире несоединимые вещи и на стыке множества жанров создать нечто новаторское и интересное. Но это произведение больше для головы, интерес вызывает чисто интеллектуальный.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я возлагала на эту книгу большие надежды — благодаря аннотации, отзывам и тому представлению, которое сложилось у меня до прочтения. Но что-то сильно не срослось.

Что я могу сказать об этой книге? Читаешь ее, читаешь, и в какой-то момент просто понимаешь, что тебе абсолютно не интересно, что будет дальше.

Этот роман — чистый пример такой ситуации. Не смотря на весьма необычный мир действия. Просто не интересно.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воображаемые миры от того и привлекательны, что в них может произойти все, что угодно. Буквально все: может ожить сказка или могут быть нарушены мешающие осуществить мечту законы природы, и вместо них могут быть придуманы другие, позволяющие воплотить грезы. Можно реализовать любой сценарий жизни хоть отдельного существа, хоть целой цивилизации. Можно прокрутить время вперед или назад, можно остановиться и рассмотреть самые мельчайшие детали или охватить всю панораму целиком.

А еще можно придумать такой мир, который только формируется. Прямо в тот самый момент, когда вы читаете о противостоянии Линий и Стволов, когда Лисвет Альверхайзен отправляется на встречу приключению, которое изменит ее жизнь, убийца и мошенник Кридмур проигрывает очередной внутренний поединок обуревающему его демону, фанатик Лаури в очередной раз рабски склоняет голову перед волей своих хозяев, а остатки личности легендарного генерала бьются в тисках безумия.

Есть что-то впечатляющее и обидно правдивое в такой картине мира: устоявшееся, закостеневшее прошлое востока этого мира с его неизменными традициями и правилами, вечно воющая середина, обуреваемая демонами анархии в виде Стволов и демонами тоталитаризма в виде злобных духов технического прогресса- Локомотивов. И запад с его изменчивостью, зыбкостью и тайнами первозданной природы.

Мне трудно определить, к какому поджанру отнести этот роман. Элементы фэнтези, фантастики, мистики- все перемешано причудливым образом. Иногда в этом крутом замесе прослеживаются даже нотки антиутопии, вестерна и даже постапокалипсиса. Чего только стоят картины жизни Станций Линии, более похожие на концентрационные лагеря, но только такие, где заключенные сами следят за абсурдным порядком и сами же карают за его реальное или только мнимое невыполнение. Или городки первопоселенцев с нравами Дикого Запада.

Но более всего интересно Путешествие на запад, которое вынужденно предпринимают герои. В страну, где Природа еще первозданна, где человек всего лишь странный и опасный чужак, нежеланный гость, робкий путник. Странные места, где есть все, кроме неизменности, которая и раскалывает это удивительный мир в борьбе непреклонностей. Страна, где все удивительно и не имеет названия, где можно все начать заново и попытаться создать что-то абсолютно новое, свободное от демонов прошлого. И обидно, что создают люди опять то же самое: полное бессмысленной агрессии и слепого фанатизма общество очередных испуганных рабов, боящихся всего и всех и главное- себя самих.

Думаю, что основная идея уже сформировалась: жесткий тоталитаризм Линий. где каждый вздох подчинен инструкциям, с одной стороны, полная анархия и отрицание порядка Стволов со второй и некая группа скучных центристов между ними. Все три несут на себе печать «технического прогресса», войны и прочих прелестей «цивилизованности». Они вполне ясно и четко противопоставлены животворящей силе Природы с ее изменчивостью, вариантами свободного выбора и воображением.

Так можно считать сформировавшимся и круг интригующих вопросов, чтобы ожидать продолжения с нетерпением первооткрывателя. Откуда и как появились Линии и Стволы и в чем причина их давней ненависти? Что это за лекарство от «Боли Мира», которое только предстоит найти героям?

Но меня более интригует другой вопрос: мы знаем лишь о небольшой части этого мира, хотя он и может кому-то показаться огромным. Но большая часть от нас все же скрыта, а именно та самая туманная даль, которая все еще занята творением. Есть в этом какой-то план, смысл, идея? Будет ли эта тайна вовлечена в сюжет? Получим ли объяснение и какое оно будет- мистическое, научно-фантастическое или волшебное — или нам предстоит додумывать свое, привнося в Расколотый мир частичку своей фантазии.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Расколотый мир» – монументальное произведение на стыке множества жанров: стимпанка, хоррора, мистики, сюрреализма, триллера, фэнтези и фантастики. На Востоке Локомотивы плетут паутину железной дороги, подавляя земли и города своей механической волей, боевые птицелёты бороздят серое от дыма и копоти небо. На Западе мир еще не сформировался, там царит мутирующая флора и фауна, которую охраняет таинственное племя аборигенов, живущих вечно. По всей стране шныряют, сея хаос, супергерои с невероятной силой и регенерацией — эдакие «Дэд Пулы» с револьверами наголо. Разнообразные демоны и духи раздирают мир на части, питаясь человеческими слабостями: страхом, гневом, ненавистью, болью и страданиями.

Феликс Гилман – историк с ученой степенью, масштаб разворачиваемых им событий поражает. Это завуалированная история колонизации и становления Америки, которая и сама по себе сильна, а припорошенная мультижанровыми изысками — особенно. Впечатляет психологичность и разнокалиберность трех главных персонажей, каждый из которых — яркий представитель той среды, в которой обитает. Лисвет — утонченный ученый гуманист, сержант Лаури — фанатичная шестеренка агрессивной индустриализации, Кридмур — обаятельный преступник, бунтарь и негодяй. Все они пережили немало трагических событий, отчего рисунок их личности весьма неоднозначен. Есть еще генерал – рыцарь без страха и упрека, стоящий на страже нового идеального общества Республики Красной Долины, одна беда — психобомба лишила его рассудка, и судьба мира оказалась в руках наших не очень бравых героев.

Все это здорово и интересно, первая половина читается влет — автор гармонично знакомит со своим богатым полумиром через такие разные диалоги и главы трех героев, рассказывает мифы и мини-истории, которыми обрастает мир, как дерево в расцвете лет — пышной растительностью. Приключение стремительно набирает обороты, но ближе к середине провисает и топчется на месте. Некоторые сцены кажутся наигранными: там, где демоны удивляются изобретательности Кридмура, я вижу лишь глупость его оппонентов; дуэль с чудовищем – совсем небывальщина, в общем, не раз возникли сомнения в достоверности происходящего. Может, я просто устал от текста. Язык у Гилмана сочный, когда дело касается образности, но чаще повествование все-таки сухое и серенькое, а изредка даже корявенькое. Экшена не так много, и читая его, понимаешь, почему его мало — иной раз лучше бы и не было вовсе. Море издательских опечаток — отдельная грустная песня.

Читаешь-читаешь, а книга все не заканчивается, но остается надежда на финал. К развязке роман превращается в психоделический триллер: одного из героев автор просто смахивает с полотна, как будто его и не было, двое других творят черти что. Не надейтесь и на вскрытие тайны, за ним придется нырять в следующую книгу дилогии. Общее впечатление от концовки — четвертинка на половинку...

Продолжение все равно почитал бы, ибо очень хочется узнать, что будет дальше, да и снова побывать в этом неповторимом незавершенном мире.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В логике детской игры предмет не существует, если ты на него не смотришь. И существует ли звук падающего дерева в безлюдном лесу – тоже вопрос дискуссионный. В мире Феликса Гилмана идея относительности реальности воплощена буквально: этот мир творится прямо на глазах его жителей. Пока на упорядоченном Востоке царит сытая спокойная жизнь – где-то на далеком Западе из хаоса небытия рождаются причудливые моря и берега, где скачут странные животные с человеческими глазами и растут пульсирующие цветы, и где давать имена вещам – дурной тон. «Море, небо и земля, день и ночь там неотличимы, поскольку не отделены друг от друга. Там начинается Сотворение, а возможно, еще и не началось».

Люди, двигаясь в сторону Запада, как всегда, всё портят. Для начала, придя в этот мир, они поработили коренных жителей континента – холмовиков, воспользовавшись тем, что они боятся холодного железа (никого не напоминает?). А потом – случайно ли, намеренно ли – призвали в мир демонов из неведомых измерений. А демоны развернули войну между собой, конца-края которой не видно. Удивительно ли, что за человеком, в чьей изувеченной памяти хранится способ прекратить эту войну, развернута настоящая охота?

Две противоборствующие силы представляют собой Порядок и Хаос – но доведенные до такого запредельного абсурда, что никому в здравом уме не захочется служить ни тому, ни другому. Порядок воплощают Локомотивы Линии – исполинские паровозы, влекущие по рельсам поезда к светлому будущему и создающие на пути очаги цивилизации, убивающей все живое. Воплощение Хаоса – Стволы, демоны, вселяющиеся в оружие и подчиняющие себе носителей этого оружия, анархисты, сеющие смерть везде, где появляются их агенты. Песни Локомотивов и бесконечная ругань Стволов – музыкальный фон этого причудливого мира, жить в котором хочется гораздо меньше, чем читать о нем.

Мы видим этот мир глазами молодой неглупой барышни-психолога Лив Альверхузен, которой не сиделось в родном университете на Востоке – настолько, что она сорвалась на дальний Запад по первому зову коллеги из психиатрической лечебницы для пострадавших в бесконечной войне. И обнаружила, что она на фронтире никому не нужна: что толку от ее психологических знаний, если она не в состоянии принять роды или удалить пулю из раны? Кое-как наша неприкаянная героиня находит себя в защите несчастного объекта всеобщей охоты – генерала погибшей республики, которая как-то пыталась жить без Стволов и Локомотивов. Джон Кридмур, циничный неуязвимый агент стволов, и Лаури, фанатичный служитель Линии, не в состоянии завоевать ее симпатии – Лив боится первого и ненавидит второго. Впрочем, в этом мире ей вообще сложно найти что-то не для того, чтобы бояться или ненавидеть. Читателю, вслед за ней, тоже.

Весь этот фэнтези-стимпанк-готик-вестерн, вопреки своей жанровой химерности, получился на диво стройным, завораживающим своей беспощадностью, суровым мужеством фронтира. Попытка определить жанр, кстати, довольно точно расставляет по местам противоборствующие силы. Если Локомотивы отвечают за стимпанк, Стволы – за вестерн, а общее ощущение безнадеги и обреченности – за готику, то кто у нас фэнтези? А оно – холмовики, косматые эльфы со злобными лицами и нечеловеческой логикой. Воскресающие после смерти, ненавидящие людей – но владеющие ключом к прекращению войны. Третья сторона, пятое колесо в телеге, ответственные за самые странные эпизоды романа – необъяснимые, сюрреалистические, пугающие.

«Расколотый мир» можно сравнить разве что с «Темной башней» Стивена Кинга – и то лишь по атмосфере. Мир, созданный (недосозданный) автором, история и ее герои получились уникальные, в единственном экземпляре. И несмотря на гнетущее ощущение обреченности, витающее над каждой страницей, — очень хочется, чтобы Расколотый мир хотя бы в продолжении нашел свое хрупкое равновесие между противоборствующими силами. Чтобы фэнтези-стимпанк-готик-вестерн можно было назвать одним словом – несбыточная мечта, как все в этом недосотворенном мире.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх