fantlab ru

Джон Апдайк «Кролик, беги»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
108
Моя оценка:
-

подробнее

Кролик, беги

Rabbit Run

Роман, год; цикл «Тетралогия о Кролике»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

«Кролик, беги» — первый роман тетралогии о Гарри Энгстроме по прозвищу Кролик, своеобразного opus magnus Апдайка, над которым он с перерывами работал тридцать лет. История «бунта среднего американца». Гарри отнюдь не интеллектуал, не нонконформист, не ниспровергатель основ. Просто сама реальность его повседневной жизни такова, что в нем подспудно, незаметно зреют семена недовольства, которым однажды предстоит превратиться «гроздья гнева». Протест, несомненно, обречен. Однако даже обреченность на неудачу для Кролика предпочтительнее бездействия...

Входит в:

— антологию «Романы», 1991 г.


Номинации на премии:


номинант
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1961 // Художественная литература

Похожие произведения:

 

 


Кролик, беги. Давай поженимся
1979 г.
Кролик, беги. Кентавр. Ферма
1984 г.
Кролик, беги. Кентавр. Ферма
1990 г.
Романы
1991 г.
Давай поженимся. Кролик, беги
1993 г.
Кролик, беги
2000 г.
Кролик, беги
2003 г.
Кролик, беги. Кентавр. Ферма. Ярмарка в богадельне
2003 г.
Кентавр. Иствикские ведьмы. Кролик, беги
2009 г.
Кентавр. Иствикские ведьмы. Кролик, беги
2009 г.
Кролик, беги
2009 г.
Кролик, беги
2009 г.
Кролик, беги
2009 г.
Кролик, беги
2009 г.
Кролик, беги
2011 г.
Кролик, беги. Кролик вернулся. Кролик разбогател. Кролик успокоился
2011 г.
Кролик, беги
2015 г.
Кролик, беги
2017 г.
Кролик, беги
2022 г.

Издания на иностранных языках:

ბაჭია, გაიქეცი
2013 г.
(грузинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о харизматичном запутавшемся слабовольном мудаке, а именно мудаком для меня выглядит в первой книге главный герой — Кролик Энгстром. Написано безусловно талантливо и местами цепляет, особенно когда сам временами чувствуешь ежедневную колею жизни, набившую оскомину, когда каждый день похож на предыдущий, а следующий не несет ничего нового и хорошего. Так и наш герой, каждый день ходит рекламировать какую-то хрень, а дома его ждет беременная вторым ребенком жена, любящая пропустить стаканчик другой за просмотром телевизора, ежедневный бардак дома, невкусная еда, невнятные скандалы и полное отсутствие душевной близости с когда-то понравившейся девушкой... Вот Кролик в один прекрасный момент и попытался взбрыкнуть — свалил из семьи, ушел с работы, нашел какую-то гулящую женщину, которой умело запал в душу, хотя эта женщина больше напоминала жертву, которая не в силах сопротивляться насильнику. Так и жил некоторое время наш герой, ухаживая за садом богатой старушки и играя в гольф со священником, который считал своим долгом вернуть Кролика на путь семейной жизни. А потом жена Кролика родила и наше герой вернулся в семью, бросив беременной свою любовницу... Тесть устроил главного героя к себе на работу, окружающие попытались забыть проступок главного героя, но попытка наладить прошлую жизнь не удалась, что привело к трагедии и очередному бегству главного героя...

Мне наверное повезло и я не встречал в своей жизни никого из персонажей книги, а если и встречал то мельком и они никак не повлияли на мою жизнь. Честно говоря, читая о том как живут и общаются персонажи книги я искренне рад, что я с таким не сталкивался. Родители главного героя, его жены, семья священника и школьного тренера по баскетболу — ни одной счастливой семьи с искренне любящими друг друга. Можно понять почему главный герой взбрыкнул, но принять и оправдать его поступки я не могу.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это потрясающий роман! Читал его 12 лет назад. Давно собирался прочесть продолжение (о Кролике Апдайк написал трилогию), да все руки не доходили. А недавно, в разговоре моим товарищем в очередной раз вспомнил эту книгу, сравнив с «Какшей» Джима Доджа.

Вспомнил, и, перед тем как браться за продолжение «Кролика», решил перечитать первый роман о нем. Повторюсь – роман – потрясающий! Он и вправду похож немного на «Какшу». Похож бунтарским духом, персонажем, не похожим на окружающих. Желанием героя сбежать от навязываемого ему образа жизни, выбрав между приличиями и свободой – Свободу.

Но все это – только часть правды о первом романе про Кролика. Кроме того, помнилось после первого прочтения (и тут меня память не подвела тоже), что роман написан прекраснейшим образным, метафорическим языком.

А вот что я напрочь забыл за прошедшие 12 лет – роман еще и очень психологичен. И очень трагичен. Чеховская трагедия маленького человека в самом глубоком, в самом искреннем изложении. Глубже и искреннее, мне кажется, уже некуда.

Чувствуется, что автор симпатизирует своему главному герою. Роман начинается с того, как Гарри Энгстрома, главного героя романа, 26-ти летнего лоботряса, внезапно (внезапно ли?) нахлобучивает ностальгией о тех временах, когда он что-то из себя представлял. В школе он довольно неплохо играл в баскетбол, и даже устанавливал какие-то там маленькие рекорды в каких-то третьеразрядных рейтингах.

Пустота и бессмысленность нынешнего существования раздражают Гарри, и он решает свалить куда глаза глядят. Ура-ура, гимн свободе! Похлопаем! Похлопаем?!! А не поздновато-ли, Гарри? Не поздновато ли ты собрался жизнь менять? Твоему замечательному сыну Нельсону уже 3, и жена на сносях, вот-вот родит тебе второго. На кого ты их оставляешь, Гарри? На кого? На деда с бабкой? По материнской линии, по своей ли? Ты же их презираешь, тестей своих, и жену свою! Какой же участи ты желаешь детям своим?!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Единственный способ куда-нибудь попасть — это сперва разобраться, куда ты идёшь.»

Знакомьтесь — Гарри «Кролик» Энгстром. Обычный, ничем не примечательный американец, живущий серой жизнью. Когда-то он был хорошим, персперктивным баскетболистом, теперь же он занимается какой-то чушью, а единственное напоминание о былых днях — свихнувшийся на старости лет тренер. Существование Кролика настолько однообразно и бесцельно, что в один день он просто решает сбежать; это импульсивное решение, минутное романтическое мановение. Однако он слишком пуст внутри (таким его сделала окружающая реальность), чтобы спланировать что-либо на будущее. Кролик предпочитает жить прошлым, а будущее предоставить каким-то высшим силам.

Фабула романа чем-то схожа со «Степным волком» Гессе. Только в отличии от Гарри Галлера Гарри Энгстром — не творческая личность, он не имеет специфичного образа мышления. Поэтому возникающие проблемы настолько ужасают его, что он предпочитает просто убегать от них (и при этом в итоге всегда ударяется лбом об стену). Но нужно отдать Кролику должное: он всё же сделал несколько слабых попыток, на которые только и был способен.

Окружающие его люди так же слабы. Жена Дженис безвольна, так как в своё время не получила жёсткого воспитания, и предпочитает пускать всё на самотёк, хлебнув бокал-другой виски. Рут, с которой Кролик начинает жить после своего бегства, сама толком не знает, чего хочет от жизни. Она просто любит, когда ею повелевают другие: так ведь намного легче. Священник Экклз — неплохой персонаж. Этот человек свято убеждён в своей миссии: утешать людей, выступая в роли психолога. Именно это для него является важнейшей частью его профессии. В этом плане показательно сравнение Экклза с другим пастором, эпизодическим персонажем, который важнейшим считает вовремя проведённый церковный обряд. Жаль, что в реальной жизни священников первого типа меньше, чем второго. При этом герои описываюся до крайности реалистично. Апдайк с дотошностью описывает их внешность, и это отнюдь не греческие атлеты.

Время действия — период, когда закончилась Холодная война и ещё не началась Сексуальная революция. Америка до тошнотворного умиротворена: в жизни людей просто ничего не происходит. В книге эта вязкая, скудная атмосфера ощутима. В полусказочной знойной атмосфере есть что-то от Фолкнера. Способствует этому отчасти и стиль повествования, который, однако, часто играет в минус. Читается роман примерно так: ты то взмываешь вверх с вихрем красивых речевых оборотов и смелых образов, то попадаешь в вязкую жижу, выбираясь из которой, приходится с трудом переставлять ноги. Местами роман очень трудно идёт. Иногда это те моменты, когда наталкиваешься на двухстраничные абзацы, в которых, в общем-то, ничего существенного не говорится, и уже понимаешь, что тебя ожидает зевок. Но в целом к стилю быстро привыкаешь и получаешь удовольствие.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что написано талантливвм писателем, у которого есть свой уникальный слог — бесспорно. Только не пошло у меня. Слишком депрессивно, и много уделено мелким деталям, не влияющим на сюжет.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень достойный,хотя и написан с обстоятельностью в деталях порой раздражающих. Важно другое: книжка была переведена в 70-х и трудно, в общем не заметить формального сходства сюжета с великим фильмом Данелия, в котором персонаж тоже бегает между двумя женщинами и похож на кролика. Апдаайк поместил в совершенно безнадежный беспросветный мир достаточно молодого человека, который при несомненном инфантилизме и эгоизме все же сохранил идеалы, стремление делиться с ближним, выйти за пределы самостности. Понятно, получается коряво, однако не будь трагизма с гибелью ребенка, которую автор недвусмысленно вводит в качестве символа расплаты и воздаяния, менее тяжелой и безвыходной ситуация для героя бы не стала. Высказывание насчет того, что если ты был звездой, то со вторым сортом никак не смириться, справедливо лишь отчасти. Эмоциональная глухота Кролика не в последнюю очередь обусловлена окружающими, среди который выделяется местный пастор — интереснейший положительный персонаж с чувством юмора, несчастливый с шлюхой женой. Всех жалко и просвета не видать. Честность и обстоятельность Апдаайка носит гипнотический характер , с учетом времени написания «Кролик» явно выходит за пределы социальной критики американского общества. Амбивалентность авторского отношения к герою заявлена и в названии — выхода нет.

Стилистически специфика американского романа не может не вызывать ввиду разности культур определенного зазора с читателем — который отсутствует при чтении например эмоционально схожих, более изобретательных двух грандиозных романов Алексея Иванова( речь, понятно, не о псоглавцах или там комьюнити)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх