FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Звёзды — холодные игрушки»

Звёзды — холодные игрушки

Роман-эпопея, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 148

 Рейтинг
Средняя оценка:8.60
Голосов:4415
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Человечество, пройдя путь капитализма, совершив гениальные прорывы в науке, все же смогло пробиться сквозь вуаль неведения и увидеть собственными глазами, как живет и развивается вселенная в самых далеких ее уголках, какими удивительными созданиями она полна, и сколько путей может иметь развитие коллективного разума.

Но было слишком поздно. Вселенная давно покорилась чужим. Но у человечества все еще был шанс утвердиться в космосе, завоевать авторитет и попасть в элиту самых развитых цивилизаций. Ведь у людей было то, чем не обладала ни одна другая форма жизни — способность «Джампа», позволяющая совершенствовать космические корабли и преодолевать огромные расстояния гораздо быстрее всех остальных.

Такой глобальной целью и был озадачен главный герой — Петр Хрумов, обычный пилот, чьей судьбой стало побывать в самых сокровенных уголках вселенной, увидеть множество альтернативных миров, коснуться неведомой силы, чьей разрушительной мощи боятся даже самые сильные и развитые соседи космоса, а главное — попытаться обуздать эту силу.

Вселенная еще узнает, на что способна человеческая раса....

Содержание цикла:

8.51 (5320)
-
73 отз.
8.49 (4672)
-
59 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Джамп
2014 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2016 г.

Предвижу возмущение фанатов Лукьяненко, но тем не менее, опустив забрало в ожидании гнилых помидоров, выскажусь. Ахтунг — присутствуют легкие спойлеры.

На мой взгляд, главная беда Лукьяненко заключается в том, что он не умеет развивать свои сюжеты. Это довольно странно — обычно наибольшие трудности у писателей вызывает развязка, а не кульминация. Но обо всем по порядку.

В основе «Холодных игрушек» лежит очень многообещающая и любопытная идея. Автор взял за основу стандартную канву — захват человечества пришельцами, но повернул ее неожиданной стороной. В романе инопланетяне не собираются порабощать землян, убивать всех подряд, разрушать города или внедрять своих агентов в правительства. Землян просто инкорпорируют в сложившуюся экономическую систему, где люди могут рассчитывать на роль поставщиков безделушек, да, в лучшем случае, космических дальнобойщиков. В отличие от всех других рас, люди хорошо переносят гиперпространственный прыжок — «джамп» и даже получают от него удовольствие.

Все достижения человечества: наука, искусство, культура, философия — обесценивается в один миг примерно как культура индейцев после открытия Америки европейцами. Только на сей раз процесс был сжат во времени.

Разумеется, людям не нравится такое положение вещей, и они хотят добыть себе более достойное место. С этой целью компания, в которой состоит главный герой, получает задание раздобыть разных инопланетных технологий (в основном военной направленности), чтобы земляне чувствовали себя в диалоге с галактическим сообществом слегка поувереннее.

Как можете видеть, завязка дана интересная, из нее мог бы получиться отличный роман, но, увы, не получился. В чем же причина провала? В обычных бедах Лукьяненко — мегаломании и стремлении в любой роман впихнуть философию, к месту и ни к месту.

Очень быстро автору надоедают скучные декорации кораблей Алари и открытого космоса и он решает ввести в игру третью силу. А потом четвертую, потому что третья ему тоже надоела. До пятой не дошло, но четвертая автору тоже наскучила и он сорвался в дотошоное описание мелких эпизодов жизни героя в Тени. Темп повествования при этом меняется радикально. Выглядит это так, как будто вы слушаете музыку и у вас внезапно включается 3-кратное замедление воспроизведения. То Петр в войне со взбесившимися гринписовцами поучаствует, то старого ветерана боевых действий в локальных конфликтах навестит. То к «геометрам» вернется, то деда омолодит. То на телепорте прокатится, то в тюрьму попадет. Все это не имеет к основному сюжету вообще никакого отношения. Такое ощущение, что у Лукьяненко был некий набор идей, который он просто записал подряд в строчку, не позаботившись связать их в нечто единое. Проще говоря, у романа отсутствует кульминация, развязка и финал — вместо них идет какая-то невнятная, алогичная бессмыслица. Бодрая завязка создает определенную «инерцию чтения», но ее хватает не надолго, особенно с учетом того, что цикл состоит из двух полновесных романов и объем имеет весьма внушительный.

Еще одним источником раздражения являются попытки автора философствовать. Лукьяненко — человек неглупый, но он далеко не «брат Стругацкий» и уж тем более не Лем. Философия в романе получилась нудной, неуместной и неубедительной. Самое забавное, что на некоторые как бы этические вопросы автор не может уверенно ответить себе сам, поэтому, например, когда героя спрашивают а что же делать со злым и асоциальным человеком, как не посадить в тюрьму, Петр, вместо того, чтобы спокойно высказать свое мнение, разражается истерикой.

Не приносит облегчения и финал. В хорошем романе он становится следствием развязки, действий героев и логики повествования. Но поскольку в «Игрушках» данные категории отсутствуют или развиты слабо, финал совершенно взят с потолка и никак не программируется предыдущими событиями.

В итоге получаем роман с мощной идеей, которую автор не сумел, а по всей вероятности, и не особенно старался грамотно развить. Жаль.

Оценка: 4
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 мая 2009 г.

В ожидании «Недотёпы» решил перечитать «Звёзды — холодные игрушки». Перечитал — и вот родился отзыв...

Скажу сразу — нет смысла разделять то, что является единым целым. Это не две отдельные книги, пусть даже являющиеся частью рассказа об одном и том же мире. Сюжетная линия второй части является прямым, без пауз, продолжением первой.

Сразу видно, что страна, в которой писалась книга, была иной, чем нынешняя Россия. Кто постарше — помнит безвременье десяти- двенадцатилетней давности, а вот читатели более юные могут и удивиться пессимистическим пейзажам окружающей Петра Хрумова родной страны. Хоть это далеко и не главное в книге, но кое-какие моменты позволяют разглядеть, каким видел Лукьяненко будущее России исходя из ситуации, сложившейся вокруг на момент создания книги. Здесь и хунта, здесь и космонавт, рекламирующий подгузники, и упоминание о канадских нефтяниках, добывающих в Сибири нефть на взятых в аренду месторождениях. Я почему об этом так подробно пишу — да ведь сейчас такое сильно в глаза бросается, ведь жизнь-то изменилась и отношение к стране и её возможному будущему — тоже.

Тогда Лукьяненко был моложе, и за его спиной ещё стояли тени непререкаемых авторитетов, корифеев советской фантастики братьев Стругацких. Так же как в «Рыцарях...» велась некая полемика с другим любимым автором юности Лукьяненко Владиславом Крапивиным, здесь она случилась с известным всем Миром Полдня Стругацких. Так родился мир Геометров. А ведь если посмотреть, то общество, изображённое на планете Родина, и впрямь внешне чем-то напоминает Полдень. Наставники, прогрессорство, борьба, героизм во имя дружбы, Мировой совет — правда, похоже? Словно бы отражение — вот только отражение кривое. Регрессоров, санатории, Гибких друзей и круглый-квадратный континенты Лукьяненко придумал уже сам. Он словно бы заполнил пустующие места Мира Полдня, попытался заглянуть за изнанку, развить идею — иногда удачно, иногда — неуклюже. Но всё же герои Полдня Стругацких в его мире Родины не обернулись злодеями — они действуют исходя из своей морали, из своих принципов, и порой нелегко судить, что выбрать — продвижение-к-дружбе Геометров или беспорядочность и слабость Земли?

А выбирать приходится. Ведь человечество здесь живёт в жестоком мире, ограниченное в узких рамках специализации, в мире прагматичном, где условия диктуют чужие, далёкие от понимания людей существа, и когда на кону само существование людей — так легко покориться дружбе и силе Геометров...

Вы знаете, меня очень впечатлила идея Мира Тени, придуманная автором. Врата, как нечто, постигающее человека и дающее ему мир, предназначенный для него. Но только вот Тень не имеет морали, она не понимает ни добра ни зла, она не судит — она даёт каждому то, что ему по душе! Идея, конечно, не нова (вспомните Золотой Шар тех же Стругацких или Синюю бутылку Бредбери), но здесь Лукьяненко устами своих героев рассуждает, хороша или плоха такая вседозволенность, неограниченная свобода без морали, которую даёт Тень, и подходит ли она для Земли, даже если альтернативой является уничтожение нашей планеты.

Отличная книга, которая захватывает с первых же страниц и не отпускает до самого конца прочтения. Язык изложения, как всегда у автора, очень хорош, повествование не сваливается сильно не в сторону излишнего философствования, ни в сторону экшена, держась золотой середины, сюжет умело завязан и гармоничен, почти нигде не провисает и почти нигде не вызывает желания закричать «Не верю!». Считается, что слабым местом Лукьяненко является прописывание характеров героев, но этот автор предпочитает просто так не наделять своих персонажей излишней эмоциональностью или описывать их привычки и предпочтения, если только последнее не понадобится для сюжета. Так и в этой книге, но лично я к такому стилю привык и даже одобряю.

Если ещё не читали — прочитайте. Книга легко воспринимается и подарит приятное времяпрепровождение на несколько часов. Вот только меня иногда спрашивают знакомые, взявшие почитать книгу — а за что же

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сильные приняли Человечество в свои ряды?

На что я отвечаю — так ведь Пётр рассказал им всё, про что в книге речь шла. Если вы не поняли — перечитайте книгу. Тогда он расскажет и вам то же, что и Сильным. Ужо поймёте:smile:

Но ещё вот что хочу отметить — по своей тематике ЗХИ похожа на книгу Васильева «Смерть или слава». Зная, что авторы — друзья и учитывая почти одно и то же время написания и выхода книг, можно предположить даже некое соревнование по созданию произведений на одну и ту же тему — Возвышение человечества, изначально поставленного в тяжкие условия более сильными расами космоса. Если так, то по моему мнения в соревновании победил Лукьяненко, но с небольшим разрывом. Книга Васильева тоже очень даже ничего.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2013 г.

Когда российские писатели, украинские писатели только и думают как бы задеть соседнюю нацию в своей книге, книга эта лично для меня прозой все еще является, а Литературой уже нет. Самое обидное, это когда у этого автора выходит замечательная, добрая, умная книга. И вот посреди этой замечательной, доброй, умной книги появляются абзацы, целые главы, демонстрирующие пещерную дремучесть автора.

Очень яркий пример — вот эта вот дилогия «Звезды — холодные игрушки». Книга умная, добрая, интересная. Главгер с самой первой главы до самой последней старается спасти человечество, мучается моральным выбором (опять таки в контексте всего человечества и общечеловеческого), и тут, как экскрементами по Джоконде, мысли автора/главгера в которых выясняется что все американцы — воры, бандиты и идиоты.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2009 г.

Эту дилогию я прочитал в конце 90-х, когда она впервые была напечатана. Она меня не только не оставила равнодушным, но настолько понравилась, что впечатление хорошо запомнилось. Тогда это было очень злободневное произведение. Помните эти годы? Развал СССР, хаос, безвластие, потеря уважения к родине, униженность и попрошайничество перед западными странами. Лично у меня чувство патриотизма было втоптано в грязь, я сильно пережевал. Было, так сказать, за державу обидно. Причём сильно. Фантастику я тогда читал безразборно чтобы отвлечься. И тут попадаются эти две книги. Там как раз в виде отношения Земли и Сильных рас мне увидилось обыгрывание отношения России с западом.

Земляне на положении отсталых. Галактика уже поделена между Сильными расами, а молодым расам отведены навязанные им функции, которыми старшие просто не хотят заниматься. Землянам приходится быть службой быстрой доставки и летать на примитивных звездолётах, так как даже технологиями делиться с младшими никто не собирается. И приходится как туземцам продавать птиц для забавы что бы хотя бы окупать строительство космических кораблей. И никаких перспектив этому обидному положению нет. Запомнилась показательная сцена в первом романе. Там бабушка у дверей супермаркета караулила космонавтов что бы спросить — что же дальше с нами будет.

И вот. Один только молодой человек, лётчик космического челнока с земли, всё меняет, ставит бывших младших на одну планку с Сильными. И добивается этого убедив Сильных что люди достойны уважения. Один человек изменил отношение ко всей своей планете. И добился он этого потому что не дрогнул в момент нравственного выбора, не поступился своими принципами. А испытаний ему приходится пройти много. Пришлось выбирать и между моделями общественного усстройства. (Жаль только осталось недосказанным, были ли приняты в совет старших рас другие младшие. Ведь они помагали главному герою, а алари даже жертвовали жизнями. Написать бы Лукьяненко пусть хотя бы рассказик — продолжение, что бы, как говорится, расставить все точки...).

Повторюсь. Тогда, в 90-е, эти книги стали бальзамом для души. Но и сейчас советую почитать дилогию. Это качественная фантастика.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2012 г.

По рекомендации сайта прочитал... и не пожалел! Даже любовь Автора к подробностям типа «он проснулся, почистил зубы, тщательно прополоскал рот, пошёл на кухню...» и т.д. читается очень захватывающе. И даже то, что человечество (земное) представлено практически «только вышедшим из пещер» (ну без всяких там «мономолекулярных нитей», «бластеров», «флаеров»), совершенно не мешает восприятию. Главный герой — в лучших традициях, сюжет изобилует обыкновенными человеческими переживаниями, разочарованиями, неожиданностями. Первая и без сомнения, любимая эпопея Лукьяненко. Написано очень не бедно, чувствуется нехилый рюкзак знаний, мыслей и опыта. Лукьяненко — определённо думающий автор. Это приятно.

P.S. Совсем забыл: эта книга — причина бессонницы, пока не прочитал, не уснул.:smile:

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2011 г.

Этот цикл (или роман-эпопея, как его характеризует фантлаб /так и не понял, в чем разница/) является одним из любимых в творчестве Лукьяненко. Пожалуй Дозоры могли соперничать с ним, но вот только последние слишком уж затянул автор, превратив их в Санта-Барбару. Со Звездами такого, к счастью, не произошло. Оба романа получились цельными законченными. Причем романы могут и выступать как отдельные произведения, несмотря на общие элементы сюжета.

Можно, конечно, говорить о некой вторичности в создании мира, тем не менее у автору получилось создать единый мир, живущий по своим законам. В этой связи даже неплохо смотрятся «вкрапления» альтернативики в развитии современной истории Земли, что придает большей реалистичности миру.

Хотя есть и некоторые отрицательные моменты: как и в большинстве произведений Лукьяненко, в Игрушках наблюдается полное отсутствие отрицательных персонажей. В этом мире вроде все правы, даже геометры, насаждающие свою волю другим, даже сильные, использующие и притесняющие Слабых. Просто царит непонимание между всеми. Вот об этом, собственно — о поиске компромисса и обоюдно выгодного контакта и идет речь.

Правда, этот самый компромисс будет непростой, ввиду наличия большого количества задействованных сторон: Сильные и Слабые расы, геометры, которых никуда нельзя отнести, Тень, тоже вроде сама по себе. Да и выход, найденный Хрумовым — просто отсрочка на некоторое время. Кстати, о решении Хрумова: слишком уж патетичный и пафосным получилась финальная сцена у Лукьяненко, так и разит от нее показушностью и бравадой.

Хотя, в целом, книги стоят того, чтобы их прочитать

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 сентября 2008 г.

1 часть — варварская помесь постсоветского неизвестно чего (действительно неизвестно — взять хотя бы сцену распития спиртных напитков космонавтом, севшим на шоссе, и водителем, которого он чуть не заломал при этом. Или взять звездолетчика, рекламирующего памперсы — это что, литература или жизнь? Откуда это взялось, где автор это увидел?) со Стругацкими. Регрессорство — идея, может, и не плохая, но какая-то одновалентная. Если пишешь роман — пиши его на те свои мысли, к-рые не додуманы до конца. Роман, собственно, для того и пишется, чтобы помочь автору их додумать. Иначе достаточно и рассказа. А язык романа и рядом не валялся с языком Стругацких.

2 часть — получше, про миры Тени читать было реально интересно. Конечно, про сверхчеловека писали 1000 раз до этого автора, но если читателям об этой идее проще узнать из его книжек, а не из первоисточников — то да будет так. Хай йому грець! Хотя для меня это не основание ставить высокий балл.

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2015 г.

По итогу первой книги:

Жуть какая. Мир не проработан, куча нестыковок даже по срокам — операцию для первой части вроде как просчитывали 3 года, но при этом повод для операции появился совсем недавно. И вообще первая часть высосана из пальца —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если чужим нужен был главный герой, то на кой было преодолевая кучу трудностей сначала переться с ним на землю, а потом чуть ли не с боем вырываться с земли

Мораль на детском уровне. Как всё это воспринимать — вообще не ясно. То ли как самостоятельное призведение, то ли как стеб над прогрессорами от Стругацких.

Пунктик относительно алкоголя заслуживает отдельного упоминания. Я так и не понял, был ли день, когда главный герой просыхал? Возможно, когда память стерли, правда не на долго. Прилетел к геометрам и снова накатил.

Оценка 5

По второй книге:

Главный герой просох. И это не может не радовать. В целом идея миров «Тени» не то чтобы совсем нова, но интересна. Ближе к концу книги был даже один интересный сюжетный поворот,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда в главном герое проснулась вторая личность
, но в целом не тянет реализация. Очень много нелепостей, немотивированных поступков и т.п. Вообще, периодически возникало такое ощущение, что прочитал в середине книги «а болты мы сделаем из резины, всё равно это никто проверять не будет».

Периодически подташнивало, от того, насколько идеализируется главный герой. Ни одной ошибки, всё правильно делает.

Оценка 6

Итоговая оценка 6

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2009 г.

Впервые я прочел «Звезды» еще в то время, когда мой стол ломился от книг, они лежали под кроватью и на окне, а я глотал их не запоминая толком содержимого. Мне вполне хватало ощущений. О, какие это были ощущения. У каждой книги свой вкус. Правда, для одних книг он вечен, как цвет травы на нашей планете. А для других меняется с возрастом.

И встает перед тобой выбор однажды: перечитывать, или оставить те, незабываемые детские впечатления.

«Звезды» — одни из тех книг, что можно перечитывать и перечитывать. Вкус их неизменен, он уникален, он бесподобен.

Я испробовал его уже много раз. И в каждый — вкусовая гамма лишь подстраивалась, порой уточняя детский образец.

И я уверен, что еще не раз перечту, когда накатит волна и захочется убежать от этого мира. Еще раз встречусь с маленькими гениями алари, счетчиками, геометрами и Тенью...

Надеюсь мне станет легче.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2012 г.

Задумнка романа в целом неплохая, но реализация подкачала. Большая часть книги — нравоучения автора, причем часто на детском уровне. Мир проработан очень слабо.

Кому может понравиться, так это любителям идеального мира Стругацких. Лукьяненко предлагает другой взягляд на слишком уж правильное общество.

Если же вы привыкли классике западных комоопер вроде Академии или Гипериона, то эта книга не для вас,

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2015 г.

Как и с дилогией «Искатели неба, книги разительно отличаются. Первая, в обозреваемом произведении, выдалась излишне философской, и грубо поделенной пополам. Хорошая фантастика с социальным уклоном в патриотизм. Вторая — прекрасный образчик качественного, фантастического боевика, с множеством миров, интересными, неоднозначными героями, драйвовым сюжетом и разумеется, с философскими изысками. Вместе они образуют прекрасным тандем, читается легко и отрываться не хочется. Жаль, что нет продолжения.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2015 г.

Не могу не вставить свои 5 копеек, потому как только что прослушал аудиокниги данной дилогии.Сразу скажу, что читать Лукьяненко(и не только) гораздо лучше и проще чем слушать, так как огромные куски пережевываемого автором материала просто утомляют и их желательно пропускать(а впрочем на любителя).Возможно моя техника скорочтения позволяющая фотографировать страницы и осмысливать моментально большие куски авторских потугов, возбуждает нервную систему не так часто и быстро, как при медленном чтении с подсознательным использованием вербального аппарата, но на финальную оценку произведения это практически не влияет, ибо общие впечатления от прочитанного-прослушанного все-таки складываются в цельную картинку.

Итак, от первой части остается ощущение какой-то пробы пера что ли, все как-то по-детски, непродуманно, наивно и с сюжетными проколами.По сути и большая часть второго произведения дилогии тоже в таком же ключе, но начинает перемежевываться потугами то ли пофилосовствовать, то ли показать попытки нравственных терзаний Петра.Очень удивил сам факт создания джампа в отсталой России и такое бурное развитие космических полетов с таким наглухо дебильным использованием данной технолигии, по сути , не дающей никакой гарантии для попадания в необходимую точку космоса. Типо русская рулетка, да и какие к чертям бураны и шаттлы??? Какое экономическое обоснование от межпланетного обмена товаров, не дающих технологий и научных прорывов???Как-то непродуманно особенно для нищей России.Автор демонстрирует полнейшую романтическую детскую наивность в данном вопросе(напомню, что 1 шаттл стоит примерно полмильярда бакинских).

Плюсуем к вышепречисленному вездесущий КГБ, непрописанность какого-то там Конклава сильных рас,непонятную роль дедушки в виде эдакого просчитанного счетчиками Нео(из Матрицы Вачовски),который вообще таковым не выступает и прочее и прочее...Особенно удивили и почти парализовали мозг украинские наркобароны, летающие на истребителях))) предположить ,что сей опус написан для детей как-то даже язык не поворачивается из-за обилия совсем недетских попыток пофилософствовать на темы роли человечества в судьбе Мира. Честно говоря, я бы с большей симпатией сделал главными героями тех же Алари, чем людей с их всепоглощающей страстью к захвату власти и разрушению всего и вся.

В общем, каша полнейшая. Единственное, что хоть как-то спасает дилогию это какой-никакой экшн. Хотя и тут полнейшие пробелы и непроработки(взять хотя бы действие оружия и описание технической стороны). На фоне других произведений автора сей опус воспринимается никак иначе, чем пробой пера.Я бы вообще поставил 1 ,но делая скидку на, к примеру, мощнейшие «Линии Грез», все-таки поставлю 4.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2011 г.

Идея превратить людей в «мальчиков на побегушках» галактического масштаба хорошо. Исполнение так же не разочаровало. Читается легко и непринуждённо.

На мой взгляд первая часть сильнее второй.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2010 г.

Лучшая серия у Лукьяненко. Особенно поражает насколько разные 1-я и 2-я части дилогии. Первая — космическая фантастика, вторая — социально-философская.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2010 г.

Главное достоинство дилогии в непредсказуемом сюжете, который при этом не становится абсурдным, или кажется чрезмерно завернутым. Хорошо проработанные персонажи с выраженными характерами делают повествование более колоритным. Гуманизм и жизнеутверждение превращают книгу в не просто развлекательную НФ.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу