FantLab ru

Терри Пратчетт «Ночная Стража»

Ночная Стража

Night Watch

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Перевод на русский: Н. Берденников (Ночная Стража), 2011 — 2 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 67

 Рейтинг
Средняя оценка:8.98
Голосов:1378
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Сэм Ваймс... Ах, простите, Его Светлость Герцог Анкский, Командор Городской Стражи, сэр Семюэль Ваймс снова в деле.

В погоне за опаснейшим преступником командор путешествует во времени и оказывается в Анк-Морпорке... в прошлом. В старые добрые времена, когда город окружен страхом, комендантский час собирает свою ужасную жатву, Неназываемые бесчинствуют, а всем управляет опасный безумец... Ещё утром у Сэма Ваймса было все. Он был благороден, богат, уважаем, обладал маленькой серебряной коробочкой для сигар, и собирался стать отцом. А теперь у него есть только цель. Он должен выследить преступника, за которым прибыл в прошлое. Он должен объединить стражу в силу, которая выстоит в часы всеобщего безумия. Он должен вернуться домой.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2003 // Лучший роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Фэнтези (Великобритания)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2011 // Книга фэнтези (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Переводная фантастика года

номинант
Мраморный фавн, 2011 // Переводная книга

номинант
Портал, 2012 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Ночная Стража
2011 г.
Пятый элефант. Ночная Стража
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Night Watch
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2010 г.

Британский писатель Терри Пратчетт начал создавать свой Плоский мир в 80-хх годах прошлого века. Первые книги цикла писались как чистые пародии на фэнтези, однако со временем Терри стало тесно в рамках жанра и он стал расширять границы Плоского мира. Сначала Пратчетт стал высмеивать многие элементы культуры, типичные для современного общества, а после его книги стали становиться все серьезнее и серьезнее. Именно к таким серьезным романам относится и «Ночная стража».

Главный герой книги — Сэм Ваймс, командор Стражи Анк-Морпорка, герцог, один из самых уважаемых, известных и богатых в городе людей. У него есть любящая жена, скоро появится первенец, его боится и уважает весь город и по авторитету Ваймс уступает только патрицию Витинари. Однако в душе Ваймс по-прежнему остался копом и скучает по тем временам, когда был простым стражником. Поэтому когда от Стражи требуется задержать опасного убийцу Карцера, сэр Ваймс несется на задержание в первых рядах. Однако в ход обычного задержания вмешивается время. Ваймс и Карцер попадают во временную воронку и переносятся на тридцать лет в прошлое. Прибытие двух гостей из будущего изменяет историю, направляя ее ход в новое русло. Преступник Карцер убивает сержанта Джона Кила, который должен был обучить юного Сэма искусству быть стражником. И тогда старый Ваймс вынужден поступить в Стражу под именем своего погибшего учителя. А тем временем в Анк-Морпорке назревает революция, и очень скоро Ваймс окажется в самом ее центре.

«Ночная Стража» -в определенном плане типичный роман позднего Пратчетта. Фирменный юмор Терри никуда не делся, однако его стало гораздо меньше и юмор преимущественно «черный». Динамичный сюжет также никуда не делся, хотя в отличие от большинства романов в «Страже» одна основная сюжетная линия. Главный герой в книге один, Сэм Ваймс, хотя присутствует на страницах романа он в двух личинах. Первая — это Ваймс из будущего, прожженый ветеран, который знает практически все и обо всех, а вторая — это совсем юный Сэм, только-только вступивший в Стражу и практически ничего не знающий о жизни. Контраст между ними настолько силен, что порой старший Ваймс даже не может поверить, что когда-то был таким.

Такой акцент на одном герое нетипичен для Пратчетта. Во многих его романах присутствует несколько сюжетных линий и кое-где побочным героям уделяется дальше больше внимания, чем номинально главным героям книги, однако в «Страже» сюжет строится исключительно вокруг Ваймса с очень редкими переключениями на Витинари, тогда еще простого, но очень талантливого ученика Гильдии убийц. При этом при всей линейности сюжета «Ночная стража» роман многоплановый. Начинающийся как история о путешествиях во времени, в середине книга превращается в типичную полицейскую историю, а к концу романа все герои идут на баррикады, построенные для спасения части города от захлестнувших Анк-Морпорк народных волнений.

Второстепенные герои, среди которых постоянные читатели узнают маленького Шнобби Шноббса, молодого Фреда Колона и живого Реджа Башмака, получились достаточно интересными. Они ничем не походят на современных старому Ваймсу стражников, однако каждый из них за редкими исключениями вызывает определенные симпатии. Ваймсу нравятся окружающие его люди, что еще более усложняет его положение. Ваймс оказался в чужом времени и далеко от своего дома, но именно в чужом времени он чувствует себя как дома. Что еще хуже, Ваймс знает, что будет дальше и кто из его соратников погибнет в грядущих событиях. Раздираемый своим долгом перед людьми и опасениями окончательно изменить будущее, Ваймс в итоге решает поступать так, как он считает правильным. И в итоге он понимает, что как бы кто-то не старался изменить ход истории, то, что должно случиться, случится обязательно, пусть и с незначительными изменениями.

Проходящая на заднем плане революция, в которой Ваймс и его подчиненные начинают принимать активное участие, заслуживает отдельного упоминания. Как и обычно, Пратчетт пишет на злобу дня, и на этот раз от него достается революционерам всех мастей. Пратчетт не упускает возможности упомянуть, что обычно революционерами становятся наивные идеалисты, думающие, что знают, как будет лучше для всех, в то время как большинству населения до всего этого нет никакого дела. Апофеозом революции становится замена одного тирана, против которого все выступали, на другого. Именно так, бессмысленно и беспощадно к участникам, обычно и заканчиваются революции как в нашем мире, так и в Плоском.

«Ночная стража» очень мрачный и жестокий роман. Темная атмосфера, пронизывающая его страницы, порой создает полное ощущение безысходности. Такая атмосфера существенно разнится с первыми веселыми и легкомысленными романами.

Еще одним важным отличием «Стражи» является то, что это единственный роман-приквел. Только здесь можно увидеть, каким был Анк-Морпорк в прошлом и познакомиться с совсем еще молодыми героями других произведений. Однако такое построение романа делает его целиком зависящим от других книг. Неподготовленному читателю будет довольно сложно уловить разницу между двумя различными эпохами и понять все тонкости взаимоотношений между персонажами. Читать «Стражу» стоит только уже после знакомства с предыдущими романами, хотя бы с входящими в цикл про стражников.

Написана книга довольно живым, но сложным языком, и у читающего ее на оригинале человека могут возникнуть большие проблемы, связанные с богатым словарем автора и куда более скромным — читателя.

Тем не менее для фанатов Плоского мира книга подходит идеально. Очень атмосферная и шикарно написанная, с живыми героями и увлекательным сюжетом, «Ночная стража» совершит короткую экскурсию в прошлое Анк-Морпорка и проведет небольшой ликбез на тему бесполезности революций.Фанатам Пратчетта читать обязательно, всем остальным обязательно знакомиться с Пратчеттом. Но начать желательно с чего-нибудь другого.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2011 г.

«Даже если раздавить какого-то муравьишку, история и то изменится!

– Определенно изменится, — согласился Ку. — Для муравьишки». (с)

Это не история о ночной страже (вопреки названию), это не история о революции (но и она непременно произойдет), это не история о причудливых способах использования швейного грибка (да-да), и это даже не история о молодом Хэвлоке Витинари (хотя и о нем тоже). Нет, это в первую очередь история о городе и его жителях. И, конечно же, это история об истории. Все остальные лишь делают то, что должны и будь, что будет.

Для создания своего захватывающего повествования Пратчетт ловко использует сподручные материалы, в данном случае — материи. В этот раз началось всё со времени, вернее, с путешествия в него.

Как всем доподлинно известно, магический Университет не самое лучшее место для посещений (особенно, если вы не волшебник, ну, т.е. если у вас нет шляпы, мантии и железобетонной уверенности в себе — впрочем, если есть последнее, то ни первое, ни второе может и не понадобиться), и уж тем более не стоило Сэму Ваймсу устраивать там погоню. Ох, не стоило..Но что было, то было. Временные завихрения переносят его и злодея Карцера в некий отрезок прошлого, где одному нужно делать все, чтобы сделать себя самим собой, а второй остается тем, кем был.

Генеральной линией проходит идея о том, что вообще-то люди придают себе и своим поступкам слишком большое значение, в то время как у Истории есть свой план и события подобно девятому валу, обрушатся и неизбежно случаться независимо от чьего-либо хотения. Можно что-то делать, а можно ничего не делать, результат будет почти одним и тем же. Почти. Если совсем ничего не делать он может оказаться в разы хуже.

Роман очень хорош. Пратчетт нашел прекрасный способ рассказать о прошлом своих персонажей – кто хочет узнать, откуда взялась знаменитая фраза «себя без ножа режу»? – и одновременно с этим показать жизнь города в мельчайших деталях: политические интриги, волнения, народный заговор и начало настоящей революции со строительством мебельных-и-из-непонятно-чего баррикад на улицах, формированием нового состава ночной стражи, борьбой за права гильдии белошвеек, появлением первого судмедэксперта и многого-многого другого.

Некогда придумав свой Плоский мир Терри Пратчетт с каждой книгой делает его все более и более настоящим. Каждый новый том цикла это превосходный учебник по социологии, политологии, истории, философии и еще много чему вполне себе реальному.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2014 г.

«...Не то, чтобы город погряз в беззаконии — как раз законов у него было в избытке. Просто он создавал для граждан не так уж много возможностей существовать без их нарушения. Свингу и в голову не могло придти, что цель его службы — ловить преступников и, не мытьём так катаньем, делать из них порядочных людей. Вместо этого он предпочитал ловить честных людей и делать из них преступников...»

Читаешь такое и думаешь — ах, старый чёрт, эко он насмотрелся на наших российских правоохранителей! Ведь один в один. А потом смотришь на дату выхода романа и мрачнеешь. Потому что старый чёрт написал это и напечатал за несколько лет до того, как на приличном куске «постсоветского пространства» обосновались и вошли в полную мерзость местные версии лорда Уиндера и его Штатских. Нет в вашем сюжете никакой уникальности, как будто говорит Пратчетт, одна только унылая неспособность усваивать уроки истории. Даже собственной.

«...И если вы выводите на улицы войска, то катастрофа становится только вопросом времени. Стоить какому-нибудь обормоту кинуть камень — и через секунду дома начинают гореть, а люди — умирать...»

Что в этом непонятного? Что? Не поспоришь ведь. Но фишка в том, что тех, кто выводит на улицы войска, это не парит. Он МЕЧТАЮТ, чтобы какой-нибудь обормот кинул камень. И вот тогда эта зарвавшаяся шваль увидит настоящую козью морду власти и обгадится.

А вдруг не обгадится? С козьей морды-то?

«...Те, кто выступает на стороне Народа, неизменно остаются разочарованы результатом. Они вдруг обнаруживают, что Народ вовсе не рвётся быть благодарным, не ценит сияющих в будущем перспектив и не особо послушен. Народ, скорее, склонен уделять внимание всяким частностям, он оказывается консервативен, не слишком продвинут — и вообще не хочет доверять умникам. И дети революции оказываются лицом к лицу со старой как мир проблемой: светлому будущему чуждо не только неправильное правительство, это было ясно и так, но ему чужд и неправильный Народ...»

У вас нет дежа вю? Я похожие плачи совсем недавно встречал в нашей прессе. Правда, там это было совершенно всерьёз и с надрывом, а для Пратчетта это настолько банально и замылено, что становится поводом для издёвки. Он как-то слишком уж ушел от нас вперёд, не находите? Вот бы догнать...

«...То, что выплеснулось на улицы, не было восстанием или бунтом. Это были страх и отчаяние. Так бывает, когда живой механизм города даёт сбой, его шестерни останавливаются и привычный уклад вдруг рассыпается прахом. И когда это происходит, люди ведут себя куда хуже овец. Овцы просто убегают, они не пытаются загрызть тех, кто бежит вместе с ними...»

В этом романе Сэм Ваймс (его более «тёртая» версия) смотрит на революцию с высоты своего жизненного опыта. Терри Пратчетт не верит, конечно, что читатель прислушается к Ваймсу и оценит его опыт. Для этого писатель слишком хорошо знает человеческую природу. Но он точно знает, что когда-нибудь разочарованные победители и побеждённые совсем других революций и восстаний, защитники и захватчики баррикад, размахиватели флагами и бурчатели из фейсбука, прочтут этот роман. И потом дадут его прочесть своим детям с острым чувством надежды, что хотя бы такая прекрасная книга сможет кого-нибудь вовремя научить паре-тройке несложных правил жизни в меняющемся мире.

И, конечно, в 99 случаях из 100 эти надежды окажутся напрасными.

К счастью, только в 99 случаях из 100.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2012 г.

«Когда ломаемся мы, ломается все». Эти слова Сэм Ваймс, Герцог Анкский, командор Ночной Стражи Анк-Морпорка повторяет в этом романе снова и снова. «Когда ломаемся мы, ломается все».

Кто знал, что задержание преступника, пусть и не совсем рядового негодяя Карцера, заведет сэра Семюэля в его далекое прошлое, во время, когда Анк-Морпорк оказался на пороге революции, где ему предстоит сыграть роль своего собственного наставника, чтобы ход истории не изменился окончательно. Каково это взглянуть на свою собственную жизнь и события, в которых уже однажды участвовал, с позиции тридцатилетнего жизненного опыта, зная, что все жертвы и смерти окажутся напрасными? Как тут удержаться от вмешательства и не попытаться спасти жизни нескольких хороших людей!

Меня всегда поражало, как Мастер умудряется говорить с юмором о таких вещах, как смерть или война. Теперь к этому списку добавилась еще и революция — самая обычная, когда на баррикадах за провозглашенные прекрасные идеалы гибнут одни, а к власти по их телам приходят другие, в сущности, такие же властолюбивые, алчные и беспринципные, как те, против которых было поднято восстание. И что делать Стражнику, даже зная все, что произойдет и к чему это приведет? Наверное, следовать своей присяге и убеждениям: оставаться верным долгу, сохранять мир, защищать именем закона невинных от грабителей и убийц, в какую бы униформу они не рядились. И о таких серьезных вещах вновь рассказано с мягким и чуть горьким юмором, когда практически каждую фразу можно приложить к нашей сегодняшней действительности!

Еще одна примечательная вещь. Мы узнаем о молодости почти всех героев. Ну, к примеру, почему Шнобби Шнобс решил стать стражником. Откуда у Сэма Ваймса появились эта верность долгу и упрямое следование убеждениям, или почему Ред Башмак стал зомби, а Сам себя режу без ножа Достабль получил свое странное прозвище. А также узнаем о молодости Ветинари, ведь даже такие рациональные и циничные правители когда-то были молодыми и пылкими парнишками.

Я очень люблю все книги о Городской страже Анк-Морпорка. Но теперь эта станет моей любимой: за поднятую тему, юмор с примесью горечи, за умные идеи и поднятые моральные проблемы. За эту фразу «Когда ломаемся мы, ломается все». Тем более что теперь твердо уверена: таких, как Сэм Ваймс, не сломать, а потому Анк-Морпорк может спать спокойно. Что бы ни случилось, мир всегда повернется навстречу утру, пока улицы города патрулирует Ночная Стража под руководством своего Командора.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2011 г.

Писать отзывы на Пратчетта для меня — неблагодарное дело: хочется сказать так много, так много уже другими сказано...

Итак, что есть в книге: Ваймс — опытный и руководящий, Ваймс молодой и наивный, Витинари — загадочный и всезнающий, Витинари — начинающий и уже почти всезнающий (и даже несколько неожиданный), тетушка Витинари (а вы думали у таких, как Витинари не бывает тетушек?), революция глазами идеалистов, настоящих революционеров, «простых людей», «непростых людей», понимающих людей. А еще особисты (хотелось бы мне знать, как Пратчетт их называет на английском), социопат, гениальный врач, белошвейка и настоящая белошвейка. В общем будет весело, а еще печально, серьезно, с редким пониманием социальных процессов. В общем будет Пратчетт — смешной, ироничный, и даже сатиричный и саркастичный. А еще вы узнаете, как все начиналось. Ну не все, а только некоторые истории.

Чего не будет — Моркоу, Ангвы, гномов, троллей, вампиров (или нет, один все-таки будет...).

Общее впечатление: очень взрослый и очень добрый юмор про очень страшные события, которые стали просто частью чей-то жизни. Вам ничего не напоминает?

Моя шкала оценок: 10 — произведения, ставшие для меня самыми любимыми, будь то мировые шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак» или творения пока еще не самых популярных в мировом масштабе авторов , 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, не получившие 10 по причинам, которые вряд ли словами смогу объяснить, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать, 7 — не шедевр, но потраченного на прочтение времени нисколько не жалко. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2011 г.

Недавно я была на одной лекции, где творчество Пратчетта называли «hard fantasy» — твёрдая фэнтези. С одной стороны мир фэнтезийный, но сам автор смотрит на него с научно-фантастической точки зрения. Его волнует логичность, обоснованность, механизм устройства вселенной, несмотря на все магические допущения. И вот в «Ночной страже» мы видим канонический ход, характерный для нф произведений: путешествие во времени, взаимодействие героя с более ранним собой.

Для читателей, любящих плоский мир и населяющих его колоритных персонажей, в частности жителей Анк-Морпорка, эта книга будет радостным открытием: мы видим юные версии героев, их предысторию. Моему девичьему сердцу особенно мил отрок Витинари, правда, взрослый аналог даже милее. В центре повествования Ваймс, который глубоких симпатий у меня не вызывает, но следить за ним интересно и с приключенческой, и с человеческой точек зрения.

Ну и, конечно, не может не радовать «революционный» мотив. Революции приходят и уходят, а ничего не меняется. Ура.

Читала я английскую версию, так что на отсутствие карты жаловаться не буду. Буду жаловаться на перевод названия. На обложке нарисован «Ночной дозор», а написано «Ночная стража». Может это для согласованности с названием первой книги цикла? Нет, там в оригинале guards, согласования не подразумевается. Так что остаётся только думать, что причина — опасение смешать случайно с произведением Лукьяненко. Жаль, что оригинальное и «с задумкой» название Праттчета меняют по таким причинам...но это мелочи, на самом деле. Книга-то остаётся замечательной и прямо-таки обязательной к прочтению всем, кто хоть немного заинтересовался циклом про стражу.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2011 г.

Писать отзывы на произведения Пратчетта – гиблое дело, потому что после того, как прочитаешь его книги, хочется восторженно пищать и тут же их перечитать, старательно растаскивая текст на цитаты, что тоже сложно сделать, потому что придется переписать книгу целиком.

Ну, что тут сказать? Пратчетт гениально отобразил истину о любом значимом историческом событии, которое заключается в шумихе, неразберихе, поиску виновных, наказанию невиновных и награждению тех, кто к нему не имеет никакого значения. Все так и получилось, но без лишнего сахара и без ненужной горечи. Гениальный автор просто взял и описал простых обывателей, которые с легкостью амебы перетекают из одного состояния в другое. Вот они революционеры, и вдруг уже простые зрители, но если возьмут в руки мясницкие ножи, то станут воинами. Пратчетт и по верхам проехался, но тоже не гипертрофируя проблему. В общем, он нашел золотую середину и показал бессмысленность любой революции, отобразив это еще и через путешествие Ваймса во времени. Все идет по кругу или даже по овалу, а может, по спирали? В любом случае, в определенном смысле человек живет в замкнутой системе, в которой любые острые углы со временем стираются. Революция – такой угол, и он стерся, как только поменялась власть, фактически не поменявшись. В общем, Терри Пратчетт снова зрит в корень. Впрочем, разве когда-нибудь было иначе?

О героях.

О, юный Шнобби Шноббс… Черт, какой образ! И ведь он узнается не только в имени и фамилии, но и в повадках, как и Фред Колон. Вот они, первые столпы стражи, или, уместнее сказать, столбы?

А вот Редж Башмак меня удивил. Подумать только, что могут сделать с человеком эээ… ммм… непрожитые годы.

Доктор Газон – еще один замечательный персонаж. Очень понравилась сюжетная подоплека с ним, через которую можно понять, что достойные люди все-таки получают не только по голове, но и награду за свои дела, пусть и спустя десятилетия.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2011 г.

Писать отзывы на Пратчетта — гиблое дело , потому что все, что я о нем имею сказать, обычно исчерпывающе укладывается в восторженный писк. Но вуаля (и это не какой-то музыкальный инструмент и даже не «что это за хрень торчит из стола?!») — в русском перевод появился новый долгожданный роман из цикла про Стражу. То, на что так долго намекали в предыдущих романах, загадочная история сержанта Киля.

Все вышло еще хитрее, чем можно было представить. Ваймс, который просто и невинно гнался за очередным сумасшедшим маньяком, волею случая (и наверняка нарушения волшебниками правил техники безопасности и инструкции по эксплуатации артефактов) очутился в прошлом, тридцать лет назад. Когда молодой наивный Сэм Ваймс только поступил в городскую стражу, а молодой, но уже ни разу не наивный Хэвлок Витинари еще учился в Гильдии Убийц. И, разумеется, попал из огня да в полымя — это мы с вами привыкли иметь дело с Анк-Морпорком, в котором стараниями упомянутых Ваймса и Витинари все *относительно* хорошо. В прошлом все относительно плохо, назревает революция, подогреваемая тупостью текущего патриция сверху и кровожадностью отдельных исполнителей — снизу.

Нельзя сказать, чтобы Ваймс изменил историю (хотя и очень боялся этого ненароком не сделать). Скорее, он *обеспечил ее осуществление*. Грубо говоря, взял за шкирку и провел через все темные улицы и грязные подворотни маленькой гражданской войны.

Вот за что я люблю Пратчетта — его юмора с одной стороны много, а с другой — очень в меру. Шутя, он не забывает говорить очень важные и правильные вещи по поводу «парней по соседству» и идей патриотизма. Учитывая, что тема довольно больная, тем более респект за то, как изящна она показана.

Хотя, конечно, нельзя было не обстебать Великую Французскую Революцию с зелеными листочками (в нашем случае — веточками сирени) и Витинари в роли Демулена :haha: (сложно представить роль, которая менее подходила бы Витинари). Всеми любимого патриция, кстати, в тексте, увы, мало (хотя его всегда меньше, чем хочется), но зато он решительно прекрасен, особенно в финале — потому что никто не ожидал, я в том числе).

В общем, Пратчетт, как всегда, прекрасен, и эта книга так же хороша, как и вся остальная серия про Стражу :smile:

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2014 г.

Эта книжка — первое, что я прочитал у Пратчетта. Ожиданий чего-то особенного не было, поэтому и разочарования, можно сказать, тоже не было... Вполне среднее юмористическое городское фэнтези для одноразового прочтения. Рецепт таков: берем историю с путешествием во времени, сюжетная схема которой со всеми задействованными героями с запасом помещается на одном листке бумаги формата А4; наводняем эту схему пустыми по смыслу, но как-бы остроумными диалогами; добавляем ещё немного юмора в описаниях героев и их мыслей; добавляем немного социально-политической окраски происходящим событиям (наверное, чтобы не показаться уж слишком трафаретным), в итоге получится что-то похожее на «Ночную стражу». Предполагаю, что Пратчетт как раз из тех авторов, которых читают либо только поклонники, либо вообще не читают. Отсюда и закономерно высокие оценки.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2011 г.

Не так-то просто писать отзыв на одну из своих любимых книг. Тем более что книга сия значится за авторством одного из любимейших писателей. То есть, сплав таков, что ни на какое внятное выражение собственных восторгов рассчитывать не приходится.

И тем не менее, я попробую.

Первый раз я прочитала «Ночную стражу» довольно давно. Огромный интерес, который я тогда испытывала к творчеству Пратчетта, сподвиг меня читать его непереденные на русский язык романы. Было сложно. И было чертовски здорово.

Когда же «Ночная стража» вышла в нашей стране, я не удержалась и принялась за перечитывание. Разумеется, не без опаски — сколько раз бывает, когда взявшись за когда-то восхитившую вещь, испытываешь некоторое...разочарование.

Что я могу сказать сейчас? «Ночная стража» великолепна. Нет-нет, даже не спорьте. Это та редкая книга, которую смело можно причислить к идеальным. В ней прекрасно все: увлекательный сюжет, яркие персонажи, изумительная атмосфера, крайне дельная философия. Язык...ну, касательно него можно быть спокойным, когда речь заходит о Пратчетте.

Как уже неоднократно было замечено, поздние произведения сэра Теренса никак не отнести к юмористическому фэнтези.. В них по-прежнему множество шуток; автор все так же ведет с читателем дружескую беседу; Плоский Мир, как и раньше, изобилует множеством забавных деталей. Но сами романы пишутся на чертовски серьезные темы. Революция — это разве смешно? Смешно ли, что честные, хорошие люди погибают непонятно ради чего?

Отнюдь не назвать забавным и положение главного героя. Сэм Ваймс теперь вынужден поддерживать порядок в городе, где бушует революция, в городе, который вот-вот сменит одного тирана на другого.

Скажу так: Пратчетту удалось в одном произведении выписать на высочайшем уровне две очень сложные темы. Путешествия во времени и борьбу за «свободу, равенство, братство и яйцо вкрутую». Уж кем и как только не была избита тема пламенной революции! И как далеки были господа авторы от реальности. Сэр Теренс не скатился ни в дешевый пафос по типу «смерть тиранам!», ни в депрессивное «люди все и всегда козлы». В общем-то, перед читателем революция, как она есть: с перепуганными людьми, баррикадами из мебели, кавалерийскими атаками, попытками «все поделить на всех» и бессмысленным хаосом.

Пару слов о персонажах: главный герой, Сэм Ваймс, все краше от книги к книге. Иногда диву даешься, сколь далеко позади он оставляет всех обычных фэнтезийных ГГ. Множество удовольствия читателям доставит созерцание знакомых персонажей в их детские/юношеские годы. Маленький Шнобби, еще живой Редж Башмак, молодой Фред Колон, начинающий бизнесмен Себя-Режу-Без-Ножа Достабль...Ах да, и конечно юный Хэвлок Ветинари. Я как преданный поклонник патриция была просто в восторге (но это уже сильно личные читательские тараканы).

Пратчетт всегда пишет реалистично. Но он один из тех немногих авторов, после реализма которых не хочется удавиться. Да, революция, по большему счету, бессмысленна. Да, в подвигах отдельных участниках оной тоже смысла нет. Да, река истории не свернет с пути, чтобы обогнуть маленький кораблик. Но... эти все соображения не так важны, верно? Важно только здесь и сейчас, как сказали бы в Страже. Пожалуй, только за это «но» уже можно ставить 10-ку. Сэр Теренс отлично растолковывает те вещи, о которых люди забывают, хотя должны бы помнить. Ладно, не буду заниматься трактовкой смыслов и философии — не сочинение же пишу, в конце концов.

«Ночная стража» — это роман, который в моем понимании близок к гениальному. Он глубок и увлекателен; он умен и полон чудесной атмосферы; он заставляет думать, смеяться и грустить. Он задает вопросы и отвечает на них, не завлекая ложными идеалами и не создавая иллюзий.

Да, я уже говорила — здесь возможны одни лишь восторги.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2012 г.

Пратчетт для меня — нечто особенное. Я читаю его уже... 14 лет, с самой первой книги, с самого первого издания. Я покупала все, что у него выходило, не дожидаясь, пока оно подешевеет, потому что для меня было важно прочитать, вернуться в его мир. Фактически, он мне не просто какой-то автор за океаном, а родной и близкий человек. Я он меня как будто вырастил (:

Теперь, из-за печальных обстоятельств, я еще больше ценю каждый его роман, который попадает мне в руки. Это как оказаться у источника в засуху и ловить по капле драгоценную влагу... Пафосно вышло, да? Но тем не менее, для меня именно так и есть. У меня есть его артбук, дополнения, всякие «спин-оффы» вышедшие только на английском и потому совершенно непродираемые (вы знаете, что такое НАСТОЯЩИЙ хороший английский язык? вот мне это не по зубам) — словом, все, что я смогла собрать.

И вот, радость: вышла новая книга. Они у нас появляются очень редко, чуть ли раз в полтора года, при том, что переводчики и издательства «опаздывают» лет на 8 примерно. Я вообще могу о сэре (дада) Терри говорить часами, но тут-то пытаюсь рассказать про одну книгу (:

Итак,«Ночная Стража». Пожалуй, наименее любимая мной серия из всех, однако я все равно проглатывала книгу за книгой — ну [i]пратчеттже[/i]! Так же примерно я начала и этот том... и просто не смогла оторваться! Если говорить, что сэр Терри — юморист, то это будет глубоко неправильно. Его герои гибнут, и из них при этом вытекает кровь и кишки, а не бабочки и пони. Над «Последним Героем» я, помнится, даже всплакнула. Как сэр Терри умудряется соединять смешное и грустное так, что оно не смешивается, не противоречит друг другу, а лишь подчеркивает — его профессиональный, видимо, секрет, который не достичь простым смертным.

А теперь он достиг и вовсе запредельных высот — он написал книгу о революции. Да, все так же вписывается в Плоский Мир, но говорится там совсем о другом. А еще — о ценностях, о долге, о чести... И так спокойно, так ненавязчиво, настолько НЕказенным языком без пошлых, затертых фраз, что порой на глаза наворачиваются слезы.

В революции нет ничего возвышенного, в войне — ничего прекрасного. После одного ужасного правительства придет другое, и если оно будет хотя бы ЧУТОЧКУ лучше, то всем ужасно повезет.

Я бы с удовольствием привела здесь несколько цитат, но выписывать цитаты из сэра Терри — дело гиблое. В итоге обнаружишь, что просто переписал всю книгу.

Могу сказать, что она выбила меня из колеи в хорошем смысле этого слова. Что я окончательно влюбилась в Хэвлока Витинари. Что «Ночная Стража» вошла в тройку моих любимых книг Пратчетта, потеснив «Мора — ученика Смерти» и «Творцов заклинаний». А они там больше 10 лет находились.

Всем, кто читает Пратчетта — обязательно. Тем, кто не читает, но решил попробовать — тоже.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2012 г.

О том, что Пратчетт и юмор суть синонимы говорилось уже не один раз, многими, и даже не может считаться баяном, ибо закон жизни – Солнце встает на востоке, вода мокрая, а ПТерри – Бог юмора. Но в контексте «Ночной стражи» хотелось бы поговорить о другой синонимичной паре – Пратчетт и мудрость, которые тоже давно подружились, с друг другом на ты и гоняют чаи на досуге. Конечно, это не значит, что с юмором здесь туго, в конце концов, в героях все те же Достабль и Шнобби, а место действия – Анк-Морпорк. А значит, будет смешно. Но не только.

Сюжет крутится вокруг путешествий во времени, где заброшенному в прошлое Сэму Ваймсу для того, чтобы вернуться назад в будущее, надо спасти самого себя, Стражу и всех, кому повезет оказаться рядом от мясорубки зарождающейся революции. А вот бабочек можно давить сколько душе угодно, в конце концов, инерция истории настолько велика, что даже такой супермэн, как Ваймс, толком ничего не меняет, скорее, наоборот, четко отыгрывает свою роль в спектакле.

Как любой, уважающий себя и читателя демиург, Пратчетт четко знает, по каким законам крутятся шестеренки его вселенной. И помогает ему в этом не развитое воображение, а простая житейская мудрость, ведь, если отбросить утрированность, налет цивилизации, который ничего толком не меняет, ибо человеческая природа остается прежней, если отбросить формальную вежливость и прочие дипломатические ухищрения, мы увидим в жителях Анк-Морпорка самих себя, и тот факт, что мы едим шаурму в лаваше вместо сосисок в тесте от господина Достабля, ничего на самом деле не меняет, впрочем, не буду капитанить, ибо мысль ясна и закончить ее сможет даже ребенок. Посему при взгляде в кривое зеркало Пратчетта, сначала тянет поржать, но потом всмотришься и задумаешься, то ли это зеркало на самом деле кривое, то ли с рожей что-то не так. В этом, кстати, отличие Терри от другого человека, творящего свой мир с улыбкой, от Макса Фрая. Там, где у Макса чудесный эскапизм, гастрономический и не только рай, а очередная напасть лишь повод прокачать перса, ПТерри показывает нас самих себе, но таким образом, чтобы мы посмеялись над чудаковатыми персонажами.

Хотелось бы сказать, что Терри написал одну из лучших своих книжек, но это можно сказать про каждый второй роман из Плоскомирья. Поэтому скажу так: Терри в очередной раз написал одну из лучших своих книг, от которой невозможно оторваться бла-бла.

А еще это реально очень смешно. Хотя вы, конечно, это знаете, ведь многие начинают улыбаться еще при виде знакомого имени на обложке. Ну и правильно делают…

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2011 г.

Что можно сказать? Феерично! Великолепно! Шикарно! Можно ещё много других хороших слов писать восклицая. Но этого мало, книгу надо читать. Читать, это лучшее что можно подарить автору, надо читать его книги с большим удовольствием. Я уже не раз подчеркивал, что цикл про Стражу это венец творчества Пратчетта, в этом цикле Терри показывает только самые лучшие, самые острые, самые оригинальные грани своего таланта.

Данный роман стал просто выдающимся бенефисом Сэма Ваймса – командора стражи Анк-Морпорка, герцога Анкского, сержанта при оружии (нужное подчеркнуть). Да, можно сказать, что нам не хватало немного Моркоу, Ангвы, Детрита, капрала Задранец и других полюбившихся стражников, но Сэм Ваймс смог в одиночку справиться с таким важным заданием, как новая книга про Стражу Анк-Морпорка. Да и при этом мы узнали про становление Шнобби Шноббса и Фрэда Колона. Наконец я смог полностью осознать, что да, хоть и Стража под командованием Сэма Ваймса и капитана Моркоу меняется, но у этой парочки в ней всегда найдется место, ведь они прошли в этой самой Страже через столько важных глав её истории.

А стоит ли ворошить прошлое? Если всё идёт к лучшему, если окружающий мир хоть и медленно, но меняется в положительную сторону. То нет, зачем раскапывать старые могилы, пусть и город не знает настоящих своих героев, главное что он живет хорошо и без потрясений, хоть и не представляет кому надо сказать за это Спасибо.

Анк-Морпорк живет, стража делает свою повседневную работу, и я надеюсь ещё много много книжек мы будем читать о его жизни и её работе. Ура!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2006 г.

Каких-то оригинальных слов не найти уже. Браво. Бра-во. :pray:

Попадание в десятку. Революция и революционеры, старая (но добрая ли?) Ночная Стража, бурлящий Анк-Морпорк — и посреди этого сэр Сэмюель Ваймс, в совершенно неожиданной роли.

Революция...

«People die and nothing changes».

Браво.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2015 г.

Что же, стоит сказать что эта книга у меня, наряду с «Интересными временами» одна из самых любимых у Пратчетта. Формула ее достаточно проста — показывается Анк-Морпорк и событие захлестнувшее город — революция. Эта книга уже не о привычном уютном Плоском мире, она об одном из самых страшных явлений общества — о революции. От того она не так ярка как другие у Пратчетта, она не так смешна как другие, но она и не должна быть такой. Это роман о революции — немного странной, в стиле Плоского Мира, но там, где погибают люди, где есть очень щемящие сердце моменты и современному человеку и даже с легкой жестью

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Допустим момент где Ваймс режет горло другому человеку линейкой, или заламывает Карцера на могиле, или даже начало, которое несвойственно Пратчетту даже в подцикле о Страже — убийство стражника.
Не типичная книга Пратчетта. Сэр Терри показал в свое время что он не только замечательный сатирик, но и просто замечательный писатель . То что в выдуманном мире, таком как Плоский может быть темно и беспокойно.

Это был новый взгляд на Плоский мир — достаточно серьезная книга, с грустными моментами, и с веселыми. Замечательная книга, прочитав которую вы поймете даже не плоский мир, а определенную часть такого явления как революция.

Эту книгу я могу посоветовать всем, хотя с нее наверное не стоит начинать знакомство с Плоским миром. Для этого есть другие книги. А эта, так как она играет на контрасте, стоит почитать после некоторых других — допустим в порядке подцикла о Страже. 10 из 10.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх