fantlab ru

Терри Пратчетт «Тёмная сторона солнца»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Оценок:
225
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмная сторона солнца

Dark Side of the Sun

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Как быть наследнику великой семьи, будущему правителю планеты, если в день вступления на престол он должен умереть согласно пророчеству? Что, если каждый обитатель вселенной этого ждет, а пророчество не сбывается? Самое время отправиться на поиски древней и таинственной расы, которая похоже эту саму вселенную создала! И ничего что на хвосте висят заботливые родственники, инопланетные расы и таинственный убийца. Молодому храбрецу предстоит узнать как множественна порой вселенная...

С этим произведением связаны термины:

Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
А. Комаринец (2)

Страта
2004 г.
Страта
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В начале чтения кажется, что в нем очень сильно не хватает описаний. Чуть позже понимаешь, что описания даны очень хитрым способом — с постепенным раскрытием подробностей мира. Но с этим пониманием приходит следующее недоумение — очень резкие сюжетные скачки, насильно притащенные персонажи для формирования команды центральных героев-друзей и очень мимолетно наброшенная романтическая линия, скорей напоминающая небольшую черточку. Быстрое знакомство с персонажами резко сменяют боевые сцены, потом появляются редкие вставки с описаниями устройства вселенной и снова прерываются какой-то ерундой, под конец пестрящей в лоб поданным философским замыслом.

«Знать будущее еще не значит его контролировать. Просто тебе кажется, будто ты его контролируешь».

Основная сюжетная проблема крутится вокруг пророчества, рассчитанного с помощью вероятностной математики. Первая его часть говорит о том, что в момент своего восхождения на пост Председателя Правления планеты Противосолонь маленького Дома (наследника династии Сабалос), его убьют. Вторая часть касается поиска планеты Шутников, которые считаются древними создателями вселенной, раскидавшими по ней загадочные строения и артефакты, изучением которых занимается целый Институт, представляющий из себя ревнивую секту хранителей неприкосновенности их тайн. Сам Институт рассчитал вероятность существования человека, который способен отыскать Шутников, и задался целью убить его. Оба утверждения взаимосвязаны и придуманы для того, чтобы главный герой постоянно куда-то или от кого-то бежал.

Пратчетт создает очень оригинальные планетарные миры с необычными расами. Все они расположены в так называемом пузыре жизни, который окружает пустой космос «с небольшими примесями водорода». Самыми необычными мирами оказываются самообразовавшаяся случайным тектоническим сдвигом плит-плат планета-компьютер (ведь все в мире может с некоторой вероятностью образоваться само по себе — так в кремниевой коре естественным образом образовались транзисторные соединения), он же планета-банк, и целый живой океан (еще одно олицетворение гипотезы о самозарождении жизни). «Банк — камень, я — вода. Мы друг друга понимаем». Близки к живым гуманоидам роботы, чей класс выше пятого — их приравнивают к жизнеформам, потому что они способны извлекать энергию из веществ живого происхождения. Противосолонь же не очень оригинальна, как и загадка местонахождения Шутников: эта планета представляет из себя болото, населенное гуманоидной расой, напоминающей темнокожих людей, и расой пучеглазых лягух — фнобов, общающихся подозрительно похоже на язык лавкрафтианских древних богов, тем более, что местным развлечением является охота на дагонов. Сразу становится ясно, где искать тех самых древних создателей, да еще и с подсказкой «на темной стороне солнца» (противосолонь). Ну хоть не на Земле, которая здесь тоже существует и упоминается... В общем, сюжетная составляющая по-детски примитивна...

«Человечество — это не тело, а состояние ума».

Но Пратчетт берет совсем не этим. Кинематографически выстроенные эпизоды с размеренным хронотопом он еще натренируется писать великолепно, и здесь уже видны задатки острого ума автора, умеющего использовать не только фантазию, но и выстраивать диалоги и разрабатывать сюжет. В этом романе это все просто недоработано. Идейная составляющая куда глубже и интересней ерундового приключения ома по здешнему пузырю Вселенной. Это конечно же великолепная ирония над современными научными космогоническими мифами и целая философия о том, как гуманоиды воспринимают реальность, чтобы создавать свои мифы, возводя их из гипотез непосредственно в статус сакральных теорий простой математической логикой.«Мир Шутников может быть просто точкой зрения на Вселенную». Причем все математические вероятности вместе с существом мира зависят от личности, этот мир воспринимающей. «...конечной преградой в развитии расы становится ее собственное мировоззрение». Больше похоже на сказку, в конце которой автор любезно преподносит на блюдечке ее мораль.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная история. С одной стороны — абсолютно инфантильный ГГ, куча роялей в кустах, полная предсказуемость всего действия. С другой — всему этому дано такое ясное с точки зрения мира книги объяснение, что и нет желания считать их за недостатки. Тем не менее, интересного персонажа нет ни одного, что вообще нетипично для Пратчетта, интересных диалогов нет тоже (кроме последнего), что совсем уж невероятно. Но что очень радует и делает книгу интересной — это идея и описание мира. Множество разных народов, планет, живых существ — всё это как минимум интересует.

Вывод. Хорошо, что от «Скайфикшина» Пратчетт ушёл к «Плоскому миру», фантаст из него получался очень посредственный. И между первыми его романами и «Цветом волшебства» пролегает целая пропасть.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как оказалось,«Эксмо» весьма разумно поступило, выпустив эту книгу вместе со «Стратой». Потому что «Темная сторона солнца» как раз темный двойник идущего первым замечательного романа. Далее подробности

В рецензии на «Страту» я отмечал что, несмотря на количество страниц, Пратчетту удалось продемонстрировать в интересных подробностях необычный мир, пожонглировать легендами и поразмышлять о человечестве. А с «Темной стороной» не вышло. Инопланетян значительно больше, количество планет и миров идет уже на десятки, подробности плещутся через край. «Нуарная» линия таинственного убийцы сделана на приличном уровне. Но баланса действия и описаний не вышло. Книга сумбурна, утомляет и перегружает читателя, из-за чего треть происходящего если не забывается, то определенно тонет во всем остальном. Полагаю, автору стоило все-таки сбавить темп и увеличить объем произведения (хотя конечно не мне судить при каких обстоятельствах создавалась «Темная сторона солнца»).

Далее: в романе имеется схожая (если не сказать та же) линия с поиском древней расы, предположительно создателей вселенной. Молодой и зеленый (в данном случае буквально) герой в компании пары... юридических людей рыщет по фантастическим мирам. Значительно меньше технических подробностей и больше причудливой фантазии, которая, к сожалению, слишком резко закругляется. Открывшаяся истина в конечно счете меня устроила, но что-то не работает. Концовка заметно скомкана (страницы за 3 до конца начинается объяснение) и мне хотелось больше подробностей, больше послесловия. Еще одна грань темной стороны

При прочтении вновь всплывали в памяти другие фантасты. В первую очередь Фрэнк Герберг и его «Дюна». Здесь тоже плетут интриги властительные семьи и императоры, а явно избранный отрок стремится исполнить навязанное ему пророчество. И тут-то Пратчетт должен был «включить» Дугласа Адамса — но то ли не получилось, то ли он хотел сделать скорее серьезное произведение, то ли мой любимый переводчик плохо справилась с юмором — в отличие от бодрой и живенькой «Страты» мы имеем скорее облегченную версию Атрейдиса и пророчества о Муаддибе, нежели искрящийся приключенческий роман. Местами проскакивает фирменный Пратчетт (особенно это касается роботов разных уровней), но все же категорически не хватает иронии. Подмигивания других авторам (вроде неожиданного Лавкрафта) не очень помогают.

Если же отвлечься от внешних деталей — сама история конечно хороша. Популярный в фантастическом жанре мотив множественных вселенных обыгран Пратчеттом любопытно. Как будут вести себя серые кардиналы, когда их шахматная доска переполнена миллионами вариаций не то что исхода партии, но даже каждого хода? Где искать танинственную расу, если даже нет уверенности что в твоем варианте вселенной она существовала (вдруг это та самая где ее не было)? Благодаря этой теме и безусловному таланту Пратчетта книга все-таки заслуживает высокой оценки. Не настолько высокой как хотелось, однако может быть мы находимся как раз в той вариации вселенной где книга должна была получиться неидеальной? :wink:

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение раннее, а почерк мастера уже виден — и в юморе, и в по-анкмопоркски «мультикультурном» составе героев. :)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написанно неплохо, но делать из сверхрасы ежей... я надеялся на более впечатляющий конец.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставил 4 только из любви к Пратчетту, жуткая муть. Как хорошо, что Терри открыл для себя и для нас Плоский мир.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга совершенно не произвела впечатления. Совсем другой Пратчетт, совсем другое все, манера повествования, характеры... Если бы попалась первой этого автора, ни за что не стала бы читать что-то еще...

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

для Пратчетта может быть даже слабо

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

на меня книга не произвела большого впечатления. Наверное потому, что читал после Плоского мира.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх