FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «На последнем берегу»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Голосов:
2428
Моя оценка:
-

подробнее

На последнем берегу

The Farthest Shore

Другие названия: На самом дальнем берегу; Самый дальний берег

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 145
Аннотация:

Магия Земноморья угасает, краски жизни тускнеют. Один из магов преступил все запреты и саму грань между жизнью и смертью — кто он, обещающий вечную жизнь по ту сторону? Выяснить это надо Геду. В сопровождении юного принца Аррена, ему предстоит доплыть до края мира, и вступить во владения смерти.

Примечание:

Роман также печатался в журнале «Наука и жизнь» (1992, № 8-11; 1993 № 1). Перевод И. Тогоевой.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1973 // Детская литература

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Фэнтези - Роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1973 // Мифопоэтическая премия фэнтези

Экранизации:

«Сказания Земноморья» / «Gedo senki» 2006, Япония, реж: Горо Миядзаки



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Волшебник Земноморья
1991 г.
Англо-американская фантастика. Том 4
1992 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1993 г.
Волшебник Земноморья. Том 2
1993 г.
Земноморье
1994 г.
На последнем берегу
1997 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
На последнем берегу
2009 г.
Волшебник Земноморья
2015 г.
Волшебник Земноморья
2018 г.

Периодика:

«Школьная роман-газета», 8/1999
1999 г.

Издания на иностранных языках:

Останній берег
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
The Farthest Shore
2012 г.
(английский)
The Tombs of Atuan
2014 г.
(английский)
The Books of Earthsea
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 сентября 2013 г.

Как отличить хорошую трилогию в жанре фэнтези от плохой? Признаков много, но одним из них неоспоримо является наличие такого счастливого конца, который вроде бы и вправду счастливый, но весьма относительно, со слезами на глазах. С эльфами, которые навеки уплывают за море. С гибелью Артура в последней битве. Старик Мерлин погружается в тысячелетний сон. На смену драконам и рыцарям приходят бизнесмены и юристы...

Вот и я , когда еще был подростком и впервые читал сей роман, и то подозревал, что кончится все печально. Ну, выдадут нам иллюзию счастливого финала, объявив, что Средиземье обрело короля впервые за восемь столетий в лице хорошего мальчика Аррена — Лебаннена. А потом мы повзрослеем, прочитаем «Техану», а Лебаннен уже и заполонил все острова чиновниками, и растут налоги, и никакой утопии не случилось...

А вообще же погиб замечательный дракон Орм Эмбар. И Гед, хоть и одержал победу над Кобом-Пауком, хоть и вернул Средиземью веру в чудеса, хоть и сохранил за волшебниками право быть именно что волшебниками. Но сам волшебную силу утратил, и превратился в измученного жизнью старика, и глаза его уже не блестят, и спина согнута, и пора возвращаться на родной остров Гонт пасти овец. Был великий чародей, а стал пустой сосуд, орех без ядра под скорлупой. И обремененный знанием, что и в мире ином нет ни надежды, ни утешения. Там, за порогом, мрачный и унылый Шеол, по коему скитаются беспамятные тени, и даже великий Эррет-Акбе несчастнее последнего из живых башмачников...

И это только у писателя Пешкова, писавшего ницшеанские пеаны в честь люмпен-пролетариата ( пока не заставили петь оды тому самому Каналу), герои с радостью вырывают сердце из груди, и все человечество тут же яростно принимается идти к свету. А вообще-то в жизни ( и у Ле Гуин) бывает так, что никто и не заметит, как некто пожертвовал своей жизнью и своим великим даром ради того, чтобы другие могли откармливать свиней и ловить селедку...

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2017 г.

Есть определенные правила написания интересных романов. И я люблю, когда их мастерски нарушают. Как их нарушают Курт Воннегут, Лев Толстой, Мервин Пик и, конечно же, Урсула ле Гуин. Мне очень нравится, когда на протяжении десятка страниц не происходит ничего. Когда там описывается дуб. Или журавли. Или гробницы Атуана.

Мне нравится настоящая жизнь. Когда в книгу вводится персонаж Попли, который через главу умирает. И ты думаешь: «зачем он был?» Потом этот персонаж возвращается и... Опять ничего не происходит. И в этом вся прелесть. Книга становится живой: люди совершают ошибки, погибают по глупости, преуспевают по случайности. Такие штрихи и шероховатости делают книгу настоящей. Японцы называют это ваби саби: некоторые изъяны, которые повышают ценность вещи.

Мне нравится реализм поиска. Мне понравилось, когда Ястреб пошел за Харе в страну мертвых и... Ничего не нашел. Мы страшно привыкли, что когда главный герой пускается на поиски, то его квест протекает от одной ниточки к другой. У героя нет пустых ниточек, каждая его к чему-то ведет. А так не бывает в жизни. В жизни зачастую усилие поиска приводит к пониманию, что тут просто ничего нет. Нужно искать в другом месте.

Мне нравится, что враг человека -- это он сам. Право же, так наскучило это противостояние Героя и Злодея. Избитый сюжет сражения Гильгамеша с Хумбабой, Люка с Дартом Вейдером, Фродо с Сауроном и так далее в реальности не существуют. Это мифический сюжет. В реальности есть две стороны, каждая из которых считает себя правой. У Урсулы нет злодея. В романе весь кризис -- это неудача одного довольно слабого человека, который, впрочем, оказался достаточно силен, чтобы совратить с пути цивилизации жителей целого архипелага. Злодей из романа преуспел не потому, что он силен, а потому, что люди слабы.

Мне очень нравится мотив хрупкого равновесия. Равновесие -- это всегда случайность. Великого мага может убить случайное копье. Великого дракона может убить случайный меч. Право же, Мери Сью, от которой отскакивают копья, пушечные ядра и лучи бластера уже утомила. Несмотря на все свое величие, Ястреб тоже человек. И он тоже ошибается. Аррен, несмотря на превосходное воспитание, замечательные личностные качества, упорство и силу воли, тоже человек. И он тоже будет совершать ошибки. Он не будет, как мифические предки, излучать свет, знать все что происходит в его царстве и править 36 000 лет. Он тоже умрет. А после его смерти может быть все, что угодно.

«Люди считают последней любую войну». Как часто сюжет заканчивается тем, что они жили долго и счастливо. Убили императора и жили долго и счастливо. Бросили кольцо в Ородруин и жили долго и счастливо. Возникает мысль, что счастливая пастораль является естественным состоянием человека и единственное что этому мешает -- это коварный и извращенный злодей. И стоит только злодея ликвидировать, как шестеренки тут же встанут на свои места и мир придет в состояние веселых зайчиков, нюхающих ромашки.

Равновесие, говорил Урсула, -- вот это ценность. Не в злодее дело, а в нарушенном равновесии. Хаос и тьма плохи, но солнечные зайчики с ромашками плохи также. Есть не зло и добро, а равновесие и его отсутствие. Хороший правитель не уничтожит преступность, не введет обязательное школьное образование до девятого класса, не электрифицирует и интернетиазирует все Земноморье в пять лет, не создаст пенсионных фондов и доступной медицины. У каждого человека своя дхарма и у каждого времени своя дхарма тоже. Дхарма солдата -- убивать, дхарма врача -- лечить. Красильщик с Лорбанери красит и страдает от одних болезней, а ткач с Гонта ткет и страдает от других. И ни у красильщика, ни у ткача нет возможности сменить свое место жительства или профессию, сменить религию или народ. Потому что время не то. Потому что дхарма того времени: каждый на своем месте. У нашего времени другая дхарма, но этот уже другая история.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2009 г.

И серьезно, и умно, и с мыслью — со своей, пусть и не бесспорной, концепцией бессмертия.. Прекрасно выстроенный сюжет, герои далеко не картонные.... В общем, чувствуется рука Мастера. Только вот получилась книга какой-то уж слишком академичной: и прервать чтение на полуслове ничего не стоит — нет такого, чтобы за уши от текста не оттащить, и приключения героев сердца не трогают, и вспоминать этот роман, после того, как перевернешь последнюю страницу, уже не будешь..

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2017 г.

Последний роман из трилогии про Геда, пожалуй, самый прекрасный. Технически он почти идеально завершает круг, выводя самого героя и ситуацию вокруг него на новый виток спирали. В первом романе Гед выпустил свою тень и вынужден был гнаться за ней почти до конца мира, а старый archmage умер, закрывая открытую им щель между мирами. Второй роман — очень-очень камерный, ограниченный не только определенным островом, но более того — конкретным подземельем. Все происходит в одном месте, и скитания по лабиринту представляются некоей противоположностью свободному движению по морю. И, наконец, в «The farthest shore» Гед опять отправляется в путешествие куда глаза глядят, только в этот раз исправляя зло, причиненное другим, но также заплатив за это высокую цену.

Не надо прилагать особых усилий, чтобы сообразить, что все путешествия Геда в каждой из этих книг — такая расширенная юнгианская метафора самопознания. Он борется не столько со внешним злом, сколько со внутренним — и Ле Гуин прекрасно рисует это в романе. Колдуны, наиболее восприимчивые представители народа, первыми пострадали от того, что в мире «стало что-то не так», начали забывать свое искусство и самих себя. Постепенно от этого начали страдать и простые люди, пока не осознавая, что же именно происходит, но остро чувствуя это «не так». Никакого внешнего зла не произошло, никакие банды орков и гоблинов не нападали на мирные острова — но сомневаться в существании зла, которое заходит изнутри, не приходится.

«Дальний берег» — еще и история про передачу опыта, преемственность поколений. Юный спутник Геда обещает стать великим королем (хотя об этом пока мало кто знает, а меньше всего — он сам), но до этого еще очень далеко. Но именно то, что делает Гед сейчас, вынесенный им из этого плавания опыт и сделает его таким, я думаю, и Гед делает это совершенно сознательно. Он не разглядел в мальчике никакого короля — скорее, материал, из которого можно сделать короля, и одним действием решил убить двух зайцев.

Меня очень задевает лично в этой книге изображение мира мертвых — этот тихий мир сумерек, где не происходит ничего ужасного, но никто ничего не делает и никто никого не узнает. Тюрьма без границ и без наказаний, тюрьма внутренняя. Почему-то мне кажется, что именно этот вариант загробного существования самый правдивый — во всяком случае, умирающий мозг скорее нарисует тебе именно такую картину, чем чертей или ангельское пение. В этом есть какая-то жутковатая, но успокаивающая правдивость.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2013 г.

В книгах люблю четкость, ясность и логичность построения сюжета. Именно поэтому данная книга меня, увы, не впечатлила. Можно даже сказать, что был несколько разочарован, ожидая чего-то на уровне первых двух.

Иллюстрировать сказанное мог бы, наверно долго, но книга настолько смогла привлечь мое внимание, что пролетела практически незаметно не оставив особого следа. Все же попробую:

- молодой принц Аррен, с детства привыкший к почитанию и превосходству ни с того ни с сего, с первого взгляда, сам, без всякой магии, умаляет себя до уровня вассала верховному магу, при этом пропитавшись к нему непонятной любовью (может нюансы перевода и имелось в виду таки уважение? все равно я не понял). Цену этой «любви» и преданности, кстати, мы через несколько уже недель, если не дней, сможем узнать. [здесь должен был бы иметь место смайл странного зеленого человечка в непонятках]; Непонятки тем больше, что к концу книги мы узнаем дальнейшее место Аррена в Земноморье...

- драконы, древние наимудрейшие существа, которые даже опустившись до разговора с человеком, даже до обращения к нему за помощью, настолько мудрые, что даже не могут снизойти, чтобы сделать свою мудрую речь понятной и доступной. Кстати в большинстве других мест они излагают вполне логично и не замудренно.

- зачем дракону летать за тридевять земель, чтобы пригласить к себе на разговор — уж если уже сам прилетел и дело срочное — можно же и сразу поговорить? [тот же смайл];

- наши герои всю книгу колесят по всему Земноморью в поисках ответа и двери. Но один из магов школы без промедления попадает туда, уже за дверь, едва захотев. Да, ему не хватает сил выйти от туда без помощи, но все равно... Складывается впечатление, что все путешествие пустое и придумано для заполнения чем-то страниц романа, при этом его логику додумать было не досуг.

- страна мертвых такая огромная пустая и безжизненная, города мертвых душ раскиданы редко и там не тесно, ну такая, что наши герои едва спустившись, безумно устав (ну ведь давит же живых мертвое место) тут же пересекают ее насквозь вылезши обратно с другой стороны [тут уже человечек не зеленый а желтый, перекатывающийся от смеха от края до края страницы]

- водоплавающий народ, народ на плотах, в море, в окияне, среди бурь, волн и штормов, без воды и пищи, раз в год заплывающий на землю за лесом... даже не знаю, что комментировать...

- остров, один из самых крупных, с зелеными холмами и множеством ручьев, всем известный, и наверно поэтому безлюдный, где почти не ступала нога человека...

И так почти все. Да даже тот же король, зачем он нужен Земноморью? Что все его так хотят. Не важно. В Гробницах хотели могущественный амулет который должен был принести мир — видимо не принес, теперь хотят короля. В конце книги — пусть правит справедливо... А если нет? Тогда что хотеть будем? А неважно, автору все равно с какого бодуна совершенно разные народы придуманного ею огромного Земноморья, разные не только обычаями, законами, но даже цветом кожи, должны принять одного общего короля, в честь чего? Они все, вообще хоть слышали о нем? А что он такого сделал? А водоплавающий народ тоже его примет?

Роман наполнен еще какой-то философией, не нашей, не славянской, не православной, не понятно какой, может это буддизм или индуизм... меня раздражало — «не делай ничего, ибо если сделаешь, то твой поступок потянет за собой другие события...», «ученик, учись у камня, будь как он — не задавай вопросов...»

Иногда правда было интересно, ну там масштабность, драконы...

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2007 г.

Грустно. «Те, кто умирал друг за друга, попав сюда, стояли рядом, равнодушные, неузнанные...» Из всего цикла эта книга кажется почему-то самой светлой. Это чисто цветовые ощущения, наверное, связанные с тем, что там сплошная морская вода, пронизанная солнцем. И Гед, который идет навстречу смерти, жертвуя собой. Только вот в отличие от многих героев жанра Гед не хочет этой жертвы и сожалеет о ней. От этого сочуствуешь ему еще сильней

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2016 г.

Третий том философско-приключенческого цикла “Волшебник Земноморья” получился неудачным. Книга напомнила мне некоторые чёрно-белые фильмы, которые, являясь прекрасными работами, безнадёжно уступают напору времени. Всё вроде бы на месте, все условности соблюдены, но “живыми” эти работы не кажутся. Груз прошедших лет и новые поколения, принёсшие свежие идеи и амбициозных авторов, постепенно вытесняют, обесценивают работы своих предшественников, и только единицам удаётся устоять на местах. К сожалению роман Ле Гуин не из их числа.

Плюсов у романа на самом деле не мало, да вот только недостатки очень уж существенные. Главный и больше всего повлиявший на моё отношение к роману – подача сюжета. Героев в романе мало, и вроде бы это должно означать детальную их проработанность. Нет, всё как раз наоборот. Все они не интересные и серые, диалогов почти нет, а те что есть служат лишь умозрительным целям, персонажи через них не раскрываются; мотивация очень надуманная, а голос автора, описывающего всё это, зачастую крайне банален и от того все минусы ещё больше оголяются. Всё это было и в “Волшебнике” и в “Гробницах”, но тут откровенное слабосилие повествования просто режет глаз и колет сердце. Если в двух предыдущих книгах был персонаж, за развитием которого стоило понаблюдать, то в 3 книге есть Аррен – порождение штампов и отсутствия вдохновения. Герои плавают, беседуют, борются со Злом, встречают очень странный Народ Моря, есть тут даже драконы, но всё так механически, так искусственно, что происходящее просто не можешь пропустить через себя, поскольку не хватает деталей, не хватает как дождя в знойный полдень. Почему Аррен пошёл за Гедом? Почему Морской Народ живёт на воде? Кто такой Орм Эмбар, почему мы должны жалеть его? Что представляет из себя антагонист? Я истово верил, что это Джаспер из 1 книги, но нет, это кто-то, чью историю нам рассказали за пару страничек. И так далее. Очень поверхностное повествование и кошмарная подача сюжета.

Однако “вялость” романа не есть упущение автора. Ле Гуин стремилась написать не залихвацкий боевик, а созерцательный эпос. Все три романа поданы в одном ключе, то есть это определённый период в жизни Геда, рассказанный неким рапсодом много лет спустя. Сквозь своего героя и его странствия, автор анализирует путь личности на 3 основных жизненных этапах – юность, зрелость, старость. И с этой точки зрения роман удался. Вялотекущее повествование как нельзя лучше подходит цели автора, образ Геда получатся законченным и целостным, однако это-то и погубило других персонажей, а сюжет сделало аморфным. Вот тут я и нахожу главное противоречие, а именно — в задумке автора. Она использовала не те средства для реализации своего замысла. Коли пишешь роман, да ещё и не один, да ещё и фэнтези, то просто обязан ставить героев в крайне щекотливые ситуации, сюжет временами обострять, пусть и искусственно, но обострять, а диалоги использовать не только для резонёрства. Если же решил написать нечто созерцательное и побуждающее на размышления – пиши повесть или роман-однотомник. Образ Геда передан замечательно, но то КАК он передан отбивает всякое желание его анализировать. Актёр своей игрой может заставить банальность стать оригинальностью, и vice versa. Ле Гуин же катастрофически не достаёт динамики. А вкупе с сомнительными персонажами это приводит к быстрому разочарованию от книги.

“На последнем берегу” вышел откровенно скучным и несколько наивным произведением. Решение опять оттенить Геда новым персонажем не сработало. Аррен явно не доработан и до Тенар из 2 книги ему далеко. Другие второстепенные персонажи снова хромают, а драконы так и не были раскрыты до конца. Спасает произведение только талант автора. Всё-таки писать Ле Гуин умеет, некоторые места были хороши, мир Земноморья пополнился новыми локациями, мы узнали кое-что новое из его истории. Но, как я уже сказал выше, “Земноморье” — устарело. Читая эту книгу в 70-е или одной из первых в жанре, я бы смотрел на неё совершенно иначе. Но я прочитал её сейчас и ничего выдающегося не увидел. К тому же она проигрывает своим предшественницам по всем статьям.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2014 г.

И жутко депрессивное, но и в то же время очень жизнеутверждающее произведение. С одной стороны — тяжёлая атмосфера умирающего мира, с другой — есть путь к спасению. Такое вот противоречие. Да, из мира уходит жизнь, люди деградируют, маги забывают волшебство и скоро жизни вообще не будет. Но есть средства бороться с этим, есть герои, которые могут в очередной раз спасти мир и дать ему ещё один шанс.

Правда, ничего это особенно не изменит. Люди всего лишь будут жить как жили, и не все даже обратят внимание на своё спасение.

Если разложить «На последним берегу» по плану, то получится крайне банальная, стандартная фентезийная повесть. Есть квест, задача спасения мира, «все герои вечно куда-то идут», зловещий Тёмный Властелин, символический хеппи-энд в конце. Тем не менее, благодаря атмосфере, интонации романа, он резко выделяется даже на фоне остальных произведений Ле Гуин.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2010 г.

Этот роман цикла я бы оценила на 11, коли б в нашей шкале была такая отметка. Очень мне понравилось появление в романе нового героя – Аррена, принца Энлада. Очень понравилось его благородство и бесстрашие, да и вообще автор нарисовала его героем, который располагает к себе. Также в этом романе в полной мере появляется уже взрослый и ставший Верховным Магом Земноморья Гед (правда, очень хотелось бы когда-нибудь прочитать, как он им стал).

Завязка романа основана на угрозе всему Земноморью и замешана так круто, что остается только голову ломать, как же маг и его спутник (да-да, у нас тут просто квест целый!) выберутся из ситуации и каким образом они спасут мир. На протяжении всего путешествия им придется столкнуться не только с зримыми и неосязаемыми врагами, но и проверить на прочность доверие друг к другу и дружеские чувства.

Сам квест описаниям не поддается, лучше прочитать.

Развязка, конечно, не ахти какая, ничего такого взрывного не случилось, но все равно здорово. Земноморье спасено ценой магических сил Геда, а на пустующий трон будет посажен новый достойный король. В общем, тут вам и исполняющиеся пророчества, и драконы, и новые народцы, и хэппи-энд соответственно.

+10. Очень, очень здорово.

P.S. В описаниях Школы я не могла отделаться от чувства, будто читаю Пратчетта. Вот ей-Богу, так описания Мастеров походили на описания профессоров НУ, что просто не верилось, что читаю Ле Гуин.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2009 г.

Самое сильное произведение из первых трех. Настолько глубокое философски, что аж дух захватывает. У меня остался целый лист с номерами страниц лучших моментов и диалогов, в которые тонко вплетены очень глубокие мысли. Согласен с одним из отзывов к первому роману, что Урсула Ле Гуин по всей видимости увлекается даосизмомбуддизмом. Порадовало, что каждый следующий роман в цикле сильнее предыдущего(по-крайней мере, если брать в расчет первые 3), как-будто автор проливает всё больше и больше света и в конце ты полностью «видишь», что хотела сказать писательница. Мои оценки соответственно — 8, 9, 10.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 марта 2018 г.

В третьем романе о Земноморье наконец-то начинают сплетаться истории и события, описываемые ранее. Причём не столь сюжетно, сколько смыслово — приходит понимание устройства мира в глобальном контексте. Великие потрясения здесь происходят не каждый день, поэтому и между романами большие временные промежутки. Зато описание произошедших событий становится достоянием исторического и культурного ландшафта разбросанных по местному морю островов. Путешествие охватывает обширные территории и из повествовании о нем узнаешь не только о возникшей проблеме, но и о том, как этот мир жил в своём идеальном состоянии — состоянии постоянных изменений и развитии искусств, зачастую с помощью овладения секретами волшебства. И мне нравится, что местное понимание колдовских сил осень сильно завязано на понимании высокого искусства, умении мастера. Здешнее волшебство не магия в ее своевольном применении, волшебство — это то, что является залогом жизненного смысла, способом доведения равновесия до состояния чудес.

Каждый роман является историей подростка, вступающего во взрослую жизнь — что-то вроде историй об инициации, которая создаёт великого человека после столкновения с безымянной тьмой и пустотой. Именно роман «На последнем берегу» усложняет мысль о противостоянии тьмы и света до противостояния живого, вечно изменяющегося в разнообразии стремлений равновесия и равновесия пустого, бездеятельного, мирного, но соответствующего состоянию всеобщей смерти и отрешённости, оправдываемого обстоятельствами и средой, сведённого к безыскусной простоте, в которой исчезает не только истина, но и любая память. Очень трагичной мне показалась сцена, когда на ежегодном празднике танца, который проходит во всех пределах, певцы не смогли продолжать ночную песню до рассвета, потому что у них закончились сюжеты о создании мира и деяниях героев.

И эта потеря историй — тоже своеобразная потеря волшебства. Ведь волшебник в этом мире — пилигрим. С первого романа мы узнаем, как важно в Земноморье умение морехода, но ещё более ценно искусство волшебника в управлении ветром. Но и оно напрямую зависит от умения волшебника править судном, а иногда и строить своё собственное. Волшебники этого мира — те, кто хранят истину. И вот, «На дальнем берегу» эта истина начинает исчезать. И вроде как поглощение происходит именно с краев известного мира, но тьма подступает повсеместно, потому что, как мы знаем из первой истории о вызове тени, безымянные способны поглощать человека вместе с его плотью. И знаменателен тот факт, что у великих мастеров были «съедены» руки.

Мне нравится, что мир Земноморья открывает иной взгляд на волшебство и истину и как Урсула ле Гуин психологически преображает героев от наивных юнцов, для которых существует только традиция, ученик и ритуал, до тех, кто готов бороться за истину во взаимодействии с осязаемой тьмой. Маленькая жрица в гробницах Атуана ведь даже не верила в то, что безымянные властвуют ее храмом и лабиринтом, потому что сама оставалась чистой и невинной, а окружающие привыкли к осознанию собственной силы и власти самопровозглашенных королей-богов. И теперь повсеместно, чтобы поглотить каждого человека силой смерти через обещание бессмертия, некий новый король обоих миров наносит первый удар по волшебникам — тем, кто скромно несёт своим ремеслом в мир его изящную целостность.

«На последнем берегу» — очень мрачный роман, можно сказать депрессивный. Поиски зла и тянут, и пугают — это непрекращающаяся борьба за то, чтобы сохранить и себя, и весь мир. Приключение волшебника не вызвано жаждой приключений и любопытства или зовом долга — оно рождено самим порядком вещей и затрагивает осознание личного бытия, бытия мира и бытия волшебства как таковых. Несмотря на то что Урсула ле Гуин вкладывает в уста волшебника поучительные речи, философия этих слов куда примитивней, чем понимание сил жизни мира Земноморья. Может быть именно поэтому истину можно выразить только на языке истинной речи, на которой говорил создатель. Все приключение — это панорама бедствия и атмосфера безнадежности, потому что и силы волшебника небезграничны. Единственное, что толкает и читателя, и героев продолжать свой путь — надежда. И Урсула ле Гуин мастерски учит хранить ее до самого конца.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2017 г.

Третий роман цикла, как и положено роману трилогии, хоть и условной, повествует нам о надвигающейся на мир проблеме огромных масштабов. Шутка ли — магия пропадает из мира Земноморья. Гед, будучи сильнейшим волшебником и Верховным магом Земноморья, отправляется на поиски источника зла, прихватив с собой принца Аррена.

Как и предыдущие части цикла, этот роман прост, красив и неспешен. Динамики тут нет. Даже схватки между волшебниками или описание драконов — это неспешное, философское повествование о мощи и могуществе. Большую часть романа занимает описание путешествий героев от одного острова к другому, во время которых герои высказывают мудрые мысли, которые применимы не только в контексте романа, но и в повседневной жизни.

Итог: красивый роман о дружбе, верности, самопожертвовании и силе.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2015 г.

Почему-то некоторые считают, что книга слабая, по крайней мере, слабее первых двух. Мне так не показалось. Вторая книга, правда, не понравилась совсем. А эта, по-моему, на уровне. Действие все также неспешное, язык простой, так бабушки рассказывают сказки внукам (по крайней мере, в моем представлении).

В первой части Гед чуть не погубил мир своей гордыней, Верховный маг исправил его ошибку. В этой части Гед сам уже Верховный маг и призван в свою очередь спасти мир. Ему помогает юный принц Аррен, который очень похож на Геда в молодости, только не волшебник. Бесстрашие и благородство у Аррена в крови.

Почти поэтические описания моря и звезд; такие неожиданные эпизоды, как описание необычайного народа, живущего на плотах; при этом — угасание волшебства в привычном для него мире, и главное: надежда, ни на минуту не покидающая читателя — все это вперемешку с достаточно вялым течением повествования является главным отличием книги. Еще я бы отметила, что печально было наблюдать драконов, которые не могут говорить, они опустились на животный уровень, что удручало лично меня.

Конец, конечно, предсказуем, но в тоже время и оптимистичен.

Если Вы еще не читали, стоит прочитать.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2007 г.

Потрясающий конец, конец мира?! Нет, Гед этого не допустил. Он пожертвовал своей старой жизнью, своей силой мага, получив взамен жизнь обычного человека, а с ней и весь мир, который не погиб, благодаря его заслуге.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2018 г.

Как же я морально устал, читая этот роман. Последнюю треть книги, буквально силой, стиснув зубы, заставлял себя переворачивать страницу за страницей. Видимо осознание того, что цикл так и не стал лучше, как говорится «came crashing down on me» именно в этот момент, иначе не могу объяснить всю эту усталость.

Первая книга прочиталась легко, но не очень понравилась. Вторая тоже пошла легко, и была лучше первой, в ней хотя бы было более-менее интересно наблюдать за Тенар, но в сюжете там зияла огромная дыра. В третьей же книге, вроде и сюжет есть, но все чертовски скучно. Гед ведет себя совершенно не понятно, толком ничего не говорит и не объясняет, страдает ерундой. На Верховного Мага уж точно не тянет. Аррен — ни рыба ни мясо. Главный антагонист соврешенно не интересен.

В общем, могу подвести итог, что цикл очень посредственный и морально устарел. Я, конечно, попытаюсь прочитать четвертую книгу «Техану» и сборник «Сказания Земноморья», т.к. уже приобрел их, но это будет не скоро. Хочется покончить с этим циклом, поставить галочку и задвинуть книги подальше на полку. Не думаю, что я когда-либо буду их перечитывать.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх