FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Стрекоза»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Голосов:
471
Моя оценка:
-

подробнее

Стрекоза

Dragonfly

Другие названия: Ящерка

Повесть, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 54
Аннотация:

По времени, события этой повести, происходят через несколько лет, после описанных в романе «Техану», перед романом «Иной ветер».

Стрекоза жила на острове Уэй, в краю, который назывался Ирия. Была она из знатной, но обедневшей семьи. Мать её умерла родами, а отец, поручив воспитание девочки экономке, напрочь забыл о ней. Девочка росла сущей дикаркой, чувствуя себя в обществе собак, лошадей и коров, намного лучше чем в обществе людей.

Входит в:

— антологию «Легенды», 1998 г.

— сборник «The Found and the Lost», 2016 г.

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1999 // Повесть


Легенды
1999 г.
Сказания Земноморья
2003 г.
Сказания Земноморья
2004 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.
Сказания Земноморья
2010 г.
На иных ветрах
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Tales from Earthsea & The Other Wind
2001 г.
(английский)
The Found and the Lost: The Collected Novellas of Ursula K. Le Guin
2016 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В чем заключена суть этого рассказа? В том, что девушка по имени Стрекоза оказалась драконом и улетела на край земли в лучах закатного солнца? Это для русскоязычного читателя могло с некоторой долей вероятности оказаться неожиданностью, а родной язык Ле Гуин самим словом Dragonfly дает понять, что смысл в чем-то другом, а не в таком очевидном исходе истории...

Призрак феминизма тоже не стоит будоражить. Он изрядно бродит во многих поздних произведениях Ле Гуин, а потому некоторые шарахаются от него там, где его и нет вовсе. Вот стоит только автору-женщине сделать главной героиней особу своего пола, так иной читатель тут же и узрит в этом акт феминизма. А, ее же еще не хотели обучать волшебному искусству, но она хотела нарушить сей запрет? Вот только вышло, что это Стрекоза учила волшебников волшебству, а не они её, но при этом лозунги про борьбу за права женщин что-то не звучали...

Любовная история? А ее не было... Были фантазии мага-недоучки, который в процессе соблазнения главной героини вдруг раскаялся в собственном ничтожестве и вроде как собрался быть хорошим человеком, а не плохим волшебником. Если суть сего повествования в этом, то лучше я залезу на чердак и перечитаю подшивку журнала «Пионер» за 1978 год...

Суть сего повествования я обнаруживаю в шелесте листвы. Шелест листвы рассказывает нам о самом главном чуде, которое только и есть на этом свете. И это же чудо является самым главным чудом многих и многих шедевров фэнтези. Полеты драконов, песни эльфов, хоббиты, идущие к Ородруину, волшебники, побеждающие полчища нежити, все эти яркие и запоминающиеся образы лишь подводят к пониманию этого главного чуда...

Коим является победа жизни над смертью. Смерть может думать, что она сильна, но что она — как не старые, высохшие кости, оставшиеся лежать на том месте, где Ириан — Стрекоза победила того, кто от имени смерти хотел принести в мир покой и порядок...

Но листва шелестит. Муравьи тащат травинку по своей тропе. Поет иволга. Волчица вылизывает новорожденного волчонка. Форель сверкает своей спиной в ручье. Воробьи делят хлебные крошки. Земледелец пробует вино нового урожая. Распахнул свои широкие крылья дракон...

Смерть рано или поздно заглянет в глаза каждому из них. Но она не сможет никого забрать с собой. Ей снова достанутся только старые, высохшие кости...

P.S. Что-то я так расчувствовался, что и не заметил как в процессе написания этого отзыва довел шаг за шагом оценку данной повести до 10 баллов. Чувствую, что получилось как-то пафосно, но вот как-нибудь попробуйте понаблюдать за муравьями, копошащимися вокруг своего муравейника или за тем, как гусеница ползет по ветке дуба под шелест листвы...

Не пожалеете...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этим рассказом, можно сказать, была обозначена новая эпоха в истории Земноморья. После него были созданы «Сказания...», чуть позже — вызвавший у меня противоречивые чувства «Иной ветер»... Но всё началось с «Легенд» и нового рассказа Урсулы.

Здесь вновь ожила поэзия «Земноморья», стала явной его магия. Она уже с разных сторон раскрывалась в цикле, но здесь всё-таки находит некоторый компромисс между «высокой поэзией» Трилогии и «зачаровывающим бытом» «Техану». Мудрецы-маги Рока мудры и сильны, но они так много потеряли на пути к вершине... Кто напомнит им о потерянном, кто пресечёт распрю внутри Дома и вдохнёт жизнь в сообщество чародеев? Прямая, честная, упорная, и такая близкая к силам природы девушка Ириан...

В некотором роде, Ле Гуин вернулась к теме первого «Волшебника...» — теме поиска себя, познания своей сущности. Недаром ведь сторону девушки с Уэя принимают те, кто проник в самые глубины магического искусства Земноморья — Путеводитель, Ономатет и Привратник. Зло же здесь олицетворяет Заклинатель. В чём их различие? Заклинатель познал тайны смерти, войдя в неё целиком. А трое иных Мастеров слушают Истинные Имена природы, вслушиваются в шелест листьев Имманентной Рощи, находя ответ не в собственной силе и умениях, не в контроле над природой, а в её познании. А что может быть наибольшим олицетворением стихии, чем дракон...?

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта история оказалась изящной, воздушной и легкой, как та Стрекоза, имя которой носит героиня. Историей, наполненной приглушенным светом, который проникает через густую листву деревьев и прохладным морским бризом. Такую можно сочинить, сидя на песчаном пляже тропического полинезийского острова, наблюдая, как алый шар Солнца медленно опускается в море, прочерчивая огненную дорожку в бесконечность. Тогда легко можно представить, как подсвеченные пламенем заката облака рассекает крыло могучего дракона, наполняя мир свободой полета и радостью бытия.

Сюжет простой и ... емкий. В короткой повести — почти вся история жизни юной Ириан с острова Ириан. Девочка, оставленная без присмотра отцом, растет, как дикий цветок в окружении природы и животных. И одновременно в ней зреет понимание, что простая и серая жизнь деревенской девушки — не ее, что есть где-то путь, который позволит обрести собственное «Я». И это упрямое желание стать самой собой заставляет Ириан проделать долгий путь на остров Колдунов, нарушить все писанные и не писанные законы и казавшиеся вечными традиции. Чтобы обрести желаемое и одновременно — помочь Мастерам острова Рок найти путь очищения.

Маленькая, полная поэзии и скрытого волшебства слов, повесть о становлении, поиске и обретении предназначения. И Ле Гуин вновь поражает мастерством владения словом: там, где другим нужны десятки страниц, ей — всего лишь короткая фраза, чтобы мир предстал живым и законченным, чтобы передать таинство рождения Дракона, мощь и волшебную силу живой природы.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может быть, кто-то со мной не согласится, но «Волшебник Земноморья» — цельное, законченное произведение в 4 книгах, которые я с удовольствием прочитал. И дополнения излишни – опять же сугу-бо мое личное мнение.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ казалось бы с нечем не говорящим началом, и весьма неожиданной развязкой.

В первой части неспешно идет описание Ирии — одной из областей острова Уэй — одного из крупнейших и богатейших островов Архипелага (который некогда дал одну из королевских династий и девятого Верховного Мага — Геншера) и ее обитателей. В прошлом — славная история и процветание, день нынешний — упадок края и междоусобица между отдельными семьями владеющие землей. В этих условиях родилась и подросла Ирия — дочь одного из владельцев области. которая с детства была предоставлена сама себе и получила Истинное Имя от местной ведьмы.

Вторая часть — авантюрная история знакомства и замысла колдуна Айвори и взрослой уже Ириан. Главная ирония всей затеи Айвори заключилась в том что пытаясь перехитрить простушку он в итоге был перехитрен сам.

Третья часть. Бесконечные споры магов между собой едва не привели к гражданской войне между Мудрецами, которые повели себя как уличные мальчишки собравшиеся выяснить взаимоотношения. С другой стороны была сорвана серьезная попытка со стороны очередной личности желающей пересмотреть права Лебанена на трон и законность сложившегося в мире порядка и навязать свои собственные условия.

Итог — юмористически — сатирический взгляд на созданный автором мир Земноморья, где от смешного до великого подчас один шаг.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полагаю, повесть может понравится только феминисткам или интересующимся гендерными вопросами. К сожалению, чисто литературно эта вещь значительно уступает лучшим образцам из Земноморского цикла, очевидно, что в «Стрекозе» все подчинено именно раскрытию темы взаимоотношения полов, все остальное вторично и постольку-поскольку...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недурной этюд о времени перемен, хотя мне и сдается, что авторских предпочтений в нем больше, чем авторских размышлений. Живой мертвец, как символ прошлого, и девушка, не знающая собственного имени, как символ будущего. Для Ле Гуин Торион не плох — просто он мёртв. Может быть, для неё и Ириан не хороша — просто она уже есть, а его уже нет. В сущности, разворачивающееся в повести противостояние вне какой-либо привычной нам этической парадигмы. Мастер Зова не делает ничего плохого (я, во всяком случае, этого не вижу), а девушка с Пути не делает ничего хорошего. Здесь нет добра и зла, здесь есть только новое, перед которым бесполезно закрывать двери. В таком рафинированном виде, в каком этот принцип выражен в завершающих сценах повести, он выглядит неоспоримым. Но и страшноватым. Невольно напоминает, что «в долгосрочной перспективе мы все мертвы». Не знаю, может быть, я всё же ошибся, и какие-то глубоко личные авторские мысли тоже стоят за этой историей. Уходя — уходи, неправильно вызывать самого себя из мертвых, даже если тебе кажется, что это твой долг... И традиционно для Ле Гуин, конечно, весьма хорошо написано.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перепития судьбы девушки Стрекозы интересны, да, признаюсь. Но какая-то она сама уж слишком прямая. Без души как будто. Я бы никогда не стала симпатизировать такой героине, если бы она была главным персонажем большого романа. Нет, такие герои только для рассказов хороши. Любопытная, искристая вся такая линия взаимоотношений чародея и героини как-то завяла, до конца не дотянула и пояснений к этому никаких нет. Ну ладно, тут нам вместо чародея целую девятку подкинули — самих Мастеров с Рока. Их взаимоотношения со Стрекозой — вообще тайна покрытая мраком! Причем здесь «женщина с Гонта», я так и не поняла. В «Техану» предполагаемая женщина с Гонта (предполагаемая мною, конечно), обратилась в дракона, и тут та же фишка. Штамп уже какой-то, право слово.

Но сам рассказ очень свеж, особенно по сравнению с остальными рассказами сборника. Только за это — 9 баллов.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Опять невнятица (я про Техану), мешанина мыслей и женщина превращающаяся в дракона (это уже было). Слабо и неинтересно.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился этот рассказ — женщина-женщина не быть тебе магом — оказывается даже на либеральном и сверхдемократичном Острове Рок есть замшелые предрассудки. Этот рассказ (да и другие её рассказы) следует читать, не оглядываясь на трилогию, и тогда понимаешь, что у каждого из них есть своё очарование. По-моему самый сильный и непонятный из поздних рассказов о Земноморье. Не бросайте эти рассказы лишь потому, что их написали не так как о Волшебнике Земноморья

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я было уже начал удивляться, как это Ле Гуин, будучи женщиной, уже на протяжении стольких страниц цикла не напишет какую-то любовную историю, закрученную на проблеме венца безбрачия магов. Ну вот. Дождался... целой первой половины рассказа, где на передний план выходит волшебник-казанова. А любви так и не получилось. Стрекоза упорхнула спасать мир. Ведь это куда важнее...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и всегда у Ле Гуин, под незамысловатым и вялотекущим сюжетом всегда можно найти еще что-нибудь. Но, такие книги сильно под настроние, по крайней мере, у меня.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не взирая на не очень положительные отзывы других людей об этом произведение (имеется в виду отзывы прозвучавшие в ходе прямого разговора), я всё же удосужелся прочитать эту повесть, и остался вполне доволен им.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не люблю стиль Ле Гуин, но полностью признаю ее литературный талант. Меня рассказ совсем не тронул, финал не совсем понятен (из цикла читала только первую книгу, возможно поэтому). Да и интрига слабовата.

Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то так ничего... Раздражает: ты женщина! низя тебе сюда! А Школу строили и женщины, и мудрость Рока они хранили (пока не пришел Выдра и не произвел там реформации).

Но, конечно, самое светное мое воспоминание — это первая часть трилогии. Все остальное уже от нее...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх