FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Шкатулка, в которой была Тьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Голосов:
484
Моя оценка:
-

подробнее

Шкатулка, в которой была Тьма

Darkness Box

Другие названия: Ларец с темнотой; Сундучок темноты; Шкатулка с темнотой

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 78
Аннотация:

Рассказ о принце, его мятежном брате и бесконечно повторяющейся битве. А также о ларце с Тьмой, которая изменит привычный ход событий.

Входит в:

— сборник «Двенадцать румбов ветра», 1975 г.

— антологию «Фата-Моргана 9», 1994 г.

— антологию «Сказки американских писателей», 1992 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Masterpieces of Fantasy and Wonder», 1989 г.

— антологию «Lichtjahr 5», 1986 г.

— антологию «Мечи и магия», 1993 г.

— антологию «Dark Imaginings», 1978 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1986 // Научная фантастика - Рассказ (США)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод)


Сказки американских писателей
1992 г.
Левая рука Тьмы
1992 г.
Мечи и магия
1993 г.
Фата - Моргана 9
1994 г.
Двенадцать румбов ветра
1998 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

The Wind's Twelve Quarters
1975 г.
(английский)
Dark Imaginings
1978 г.
(английский)
Lichtjahr 5
1986 г.
(немецкий)
Masterpieces of Fantasy and Wonder
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2009 г.

Если говорить начистоту, рассказ странный. Один из тех, который может получить от одного читателя полный разнос и обвинения в бредовости, пустоте и всяком отсутствии внятной мысли, а от другого – восхищение и восторги за глубину вложенных идей и философичности. В этом одновременно его достоинства и недостатки: можно домысливать за недосказанностью автора (по желанию), а можно прочесть на досуге, фыркнуть и забыть. Но, знаете, не всегда интересно «домысливать», иногда в таких случаях хочется всё же отчётливо понять, для чего, собственно, всё это написано и что истинно несёт в себе данная история.

Мне, в общем-то, захотелось домыслить, прочувствовать рассказ, но я немного сомневаюсь, что мне это удалось. Мысли от прочитанного зыбкие, робкие даже, и несколько неуверенные, чтобы дать всему этому одухотворённую оценку. При этом я всё же нисколько не боюсь ошибиться в понимании написанного, ибо сомневаюсь, что есть на это хоть сколько-нибудь ясная однозначность.

Что я понял, вернее, что мне подумалось (после второго прочтения, кстати)? Что так же, как, не познав Зла, не постигнешь и суть Добра, так и здесь – не выпустив и не увидев Тьму, не заметишь Солнца, что оттеняется ею. Только узнав обе ипостаси Бытия сможешь понять разницу и взаимосвязанность их. Тогда и мир сдвинется с точки, и время вновь потечёт вперёд, сорвавшись стрелками с застывших прежде «десяти минут десятого», и вот уже 10 утра, и 11... и будет день, и будет вечер. И будет завтра… Придёт ли со всем этим настоящая, взаправдашняя смерть, не знаю. Станет ли выпущенная на волю Тьма Началом Конца, или таки новым Началом, — нет ответа. Может и есть, но тогда у каждого свой, но это того стоит, наверное так…

Оценка: 7
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2008 г.

Одна из многих красивых притч, которые так свойственны всему творчеству Ле Гуин. Стоит только выпустить Тьму и она принесёт в мир страх, смерть, тени. Но вместе с тенью в мир придёт и яркое солнце, ибо они не могут существовать отдельно друг от друга. Тень превращает красивый мир, где ведут бессмысленные битвы бессмертные рыцари в мир, в котором есть что терять и что приобрести, в мир, где остаются следы. Но если в небе светит солнце — дело того стоило.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2014 г.

Рассказ непонятный. Это главное, что вы сможете уяснить прочитав все отзывы. Каждый нашел что-то свое, увидел различные мотивы. Помнится первый раз читал этот рассказ лет двадцать назад, и тогда он не оставил вообще никакого отпечатка в памяти, единственно смутное ощущение что было прочитано с таким многообещающим названием. Прочитав сейчас сложилось впечатления, что автор не вкладывал какую-то идею, но при этом позволил читателю додумать за него.

Итак мои соображения. Не соглашусь с тем, что тьма с появлением привносит свет. По той простой причине, что тьма уже есть как таковая: каждый день идет бой, каждый день умирают люди, и не факт что каждый раз исход одинаков. Обратите внимание — время неизменно. Оно замерло или же движется по замкнутому кругу, т.е. нет фатальных ошибок, всегда есть шанс что-то исправить. И лишь Тьма из шкатулки превращает время в одностороннее движение. На мой взгляд Тьма это и есть время. Неизвестно, что впереди. Каждый шаг может стать последним, без права на исправление ошибки. Будущее спрятано во мгле... нет во Тьме.

Рассказ-загадка. Читайте и размышляйте.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2013 г.

Рассказ прелестен именно своей непонятностью. И не надо долго ломать голову и угнетать себя стремлением выяснить, что именно Ле Гуин имела в виду. А потом еще и мучиться угрызениями совести по поводу того, что при втором или третьем прочтении первоначальные выводы будут стерты в порошок...

Но кое-какие рекомендации все же я вам предложу как вариант выхода из лабиринта. Не потому, что это является истиной в последней инстанции, а потому, что мне по ходу чтения сего рассказа вздумалось поразмышлять...

... по поводу викторианской литературы абсурда,

...относительно живописи прерафаэлитов,

...и насчет участи кота Шредингера.

И вот уже радует тот факт, что маленький и непонятный рассказ заставляет размышлять о таких замечательных вещах, искать между ними связь. Приплетать ко всему этому факты из биографии Сальвадора Дали, ловить в Интернете цитаты из Теннисона, искать что-то подобное в творчестве Роджера Желязны, перечитывать биографию Франциска Ассизского в изложении Честертона, пытаться уличить Ле Гуин в манихействе, завести папку с коллекцией демотиваторов о котах, рассуждать о геральдическом значении грифонов, радоваться тому, что Вертер де Гёте так четко формулирует свои мысли, когда ты вот так вот заблудился в одном маленьком рассказе...

Вроде бы еще десять минут назад думал, что понимаешь его смысл, а теперь осознаешь, что он развалился на сотни и тысячи маленьких смыслов, каждый из которых орудует своим кусочком реальности вкупе с лошадиной дозой того, чего и вовсе в мире нет...

И ты сидишь ни жив, ни мертв. Яко пресловутый кот Шредингера, засунутый в шкатулку, внутри которой была Тьма...

Если что, передавайте от меня привет Безумному Шляпнику. Буде оного повстречаете...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2014 г.

А у меня вообще создалось впечатление, что это очередное воплощение древней сказки про солнце и луну. Почти у каждого народа есть мифы и истории, персонифицирующие тьму и свет и рассказывающие про их бесконечный цикл. Ле Гуин просто решила написать свою версию. Получилось, по-поему, очень неплохо. Кратко, ярко, выразительно и с максимумом смысла. Как раз то, что ждёшь от данного автора.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 января 2010 г.

Этот рассказ из тех, что требует самого вдумчивого прочтения. И вроде бы понятна основная идея, но ряд деталей остались для дальнейшего рассмотрения. Вообще, чем больше читаю Урсулу, тем больше влюбляюсь в её творчество. Прекрасный, завораживающий слог и невероятная глубина мыслей сочетаются с оригинальными сюжетами. За ее произведение только самая высокая оценка!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2008 г.

Разьве в шкатулке было зло? В том смысле, что зло уже существовало в этом мире...

Не говорю, что поняла хотя бы частично, но мне почему то вспомнилась фраза из другого романа Ле Гуин : «Одного только Света не достаточно, нужны Тени, чтобы знать куда идти.»

Тени подчеркивают Свет, обозначают дорогу.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2008 г.

Прочитав отзывы на этот рассказ, легко прийти к выводу, что главным его недостатком является необходимость его понимания, в отличие от механического получения разжеванной информации. Однако, разве в усложненном осмыслении авторской задумки нет своей прелести, манящей тяжести и последующей возможности гордо заявить – «я прочитал и все понял»? К тому же, сложность в изложения авторской мысли ни в коей мере не лишает рассказ мастерски написанной атмосферы, хорошей проработки главных героев и реализации поставленной идеи.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2018 г.

Один из многих сказочных рассказов, которые выдают писатели-фантасты после своего знакомства с логикой мифологического повествования: герои-демиурги, трикстеры, близнецы и тождество состояний и персонажей, поданых в ступенчатой или параллельной структуре — все это здесь есть. Животные несут символический смысл солнца (грифон) и луны (морской змей), а сражаются братья зенит и сумерки. Время явно не рассветное и не закатное. Логично и то, что шкатулка с тьмой тоже изгнанница в море и возвращается с помощью героя, ведомого существом из другого вселенского состояния — котом, имеющим тень. Море — тёмная бездна, но не такая уж непроглядная, король — солнце. Первоначально произошло отделение тьмы от света, а потом должна начаться смена времени теней и времени без теней. Урсула ле Гуин предлагает чуть более оригинальную версию мифов о сотворении светил и противостояния дня и ночи.

Этот рассказ почему-то помещают в сборники, посвящённые миру Земноморья. Но единственное, что может объединять его с этим волшебным миром — мифология влияния тьмы на преобразование мира, но все-таки здесь не тот мир и не то влияние, хоть и имеет место идея равновесия. Если он и содержал в себе изначальный посыл для создания мира Земноморья, то завязан на на нем как фэнтези на элементах сказок, а сказки на элементах мифа.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2014 г.

Итак, что мы имеем.

1. Сказочные персонажи.

2. Сломанные часы (но само время идет, события ведь происходят).

3. На голубом небе не бывает солнца.

4. У предметов отсутствуют тени.

5. Принц постоянно воюет с изгнанными братьями и всегда побеждает.

И вот принц (весь в белом) открыл шкатулку с тьмой. И тогда: часы пошли, появилось солнце, появились тени. Надо думать, принц больше не победит.

Ну и какой в этом смысл? Я не нашел никакого смысла. Хотя привлек к размышлениям юнгианство, Лаоцзы и библейские мифы.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2008 г.

Прекрасный слог, обилие мыслей, вкрапление парадоксов — все это не может оставить читателя равнодушным!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2006 г.

чистый продукт новой волны.Слишком многое оставлено на усмотрение читателя«прочитал понимай как заблогорассудется»

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2016 г.

Рассказ еще раз подтверждает истину: если есть добро, то должно быть зло, если есть свет, то должна быть тьма... Так и в этом рассказе описан мир бесконечного однообразия, когда непонятно, где свет, а где тьма, где добро, а где зло... И как всегда маленький мальчик наконец-то произносит эпохальные слова, а принц то должен открыть ящик Пандоры... и уже неизвестно кто вернется живым домой.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2008 г.

Мне показалась тяжёлая для чтения... слог не очень понравился, надо перечитать и возможно определюсь с оценкой

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2006 г.

Непонятный рассказ, так не о чем, что-то хотела сказать, а что не ясно.

Уровень написания подобных рассказов, где часть специально упускается для свободной трактовки читателем, должен быть на порядок выше.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх