fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Мастера»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.59
Оценок:
409
Моя оценка:
-

подробнее

Мастера

The Masters

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Уже давно так повелось, что только отказавшись от Света Человеческого Разума мог Ученик стать Мастером. Но для Ганиля это оказалось лишь первым шагом на его Пути.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1986 // Научная фантастика - Рассказ (США)

Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 22
1980 г.
Трудная задача
1982 г.
Ордер на убийство
1990 г.
Чертово колесо. Том 2
1992 г.
Планета изгнания. Слово для «леса» и «мира» одно
1992 г.
Двенадцать румбов ветра
1998 г.
Роза ветров
2008 г.
Выше звезд и другие истории
2022 г.

Периодика:

Роман-газета № 15, август 1991
1991 г.

Издания на иностранных языках:

The Wind's Twelve Quarters
1975 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гипертрофированная Инквизиция, не имеющая ничего общего со своим реальным историческим прототипом, здесь служит только ярким художественным приёмом, нужным для демонстрации мира победившего мракобесия и реакции. Во многом здесь уже затрагиваются гуманистические темы, которыми впоследствии так плотно занималась автор, но уже здесь хватает и атмосферы, и идеи и хорошего сюжета. Хоть и не согласен полностью с идеалистическими посылами данной истории.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о новом Средневековье, где правят религиозное мракобесие и невежество, а стремление к знаниям и точным наукам наказывается костром.

Столько-то лет назад в мире случилась глобальная катастрофа. Что именно произошло, не совсем понятно. Однако главными виновниками оказались ученые. Земля спряталась под покровом туч, солнце выглядывает лишь изредка и прославляется как божество. А что бы в новом обществе стать успешным-уважаемым, то бишь Мастером, нужно ритуально отказаться от рациональности, от «света разума».

Ганиль — новоиспеченный мастер. Он водит дружбу с одним подозрительным типом — «не таким, как все», который на поверку оказывается настоящим еретиком/человеком разума. К чему героя приведет эта дружба, читателю и предстоит выяснить. Тут не стоит ждать каких-то неожиданностей.

Рассказ не слишком захватывает внимание, не особо разжигает воображение. Но есть в нем некий шарм. Атмосфера мягкой научной фантастики и фэнтези, ностальгических грез о будущем. Ну, по крайней мере, мне так показалось.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В мире постапокалипсиса, в мире, где эпоха Модерна и Прогресса завершалась чудовищной войной, в результате которой люди теперь видят Солнце всего пару раз в год, запрет науки даже понятен. Люди не смогли справится со своим собственным гением, и подспудная мерзость Человека взяла верх. Ограничение науки, запреты — одновременно и попытка снять с себя ответственность за произошедшее, и попытка его предотвратить.

Но любая идея имеет свой срок давности, и «эффект колеи» от неё длителен. Нельзя ограничивать пытливый ум, ведь он не стремится разрушать, он стремится к Познанию, и гений пытается всегда найти себе дорогу.

Ну что же, нам, ныне живущим, это знакомо. И сейчас, в данную минуту, звучат призывы к стандартизации, к доминированию Серости, к искоренению нестандартных людей, во имя навязываемых идейных конструкций, к искоренению «излишеств» во имя фальшивых «традиций» (пусть будет «staples»). Ну что же, будем надеяться, что гениальный математик, уходя в неизвестность из родного города, найдёт своё предназначение, и вернёт людям великое искусство Науки, ведь и нам нужно надеятся.

И уже тогда, в эпоху 1960-х, Ле Гуин понимала всю хрупкость нашего мира.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильнейший рассказ, зацепил.

Очень правдоподобно изображён мир, в котором право на существование имеют лишь прикладные знания, инженерные дисциплины. Фундаментальные исследования запрещены, тем, кто был замечен в подобных делах, грозят пытки и казнь. И ведь так оно и есть: если ты занимаешься разработкой и производством нового телефона, то тебе причитается хорошая зарплата, самым выдающимся в этой области перепадает доля славы и почёта.

А вот фундаментальные исследования, обещающие прорыв в науке, власть имущим даже в нашем, относительно свободном и благополучном мире не всегда по нраву. Ибо есть устоявшаяся система знаний, есть одобренная свыше картина окружающего мира — и это хорошо. Всё остальное — вредно. Как говорится, народу не нужны нездоровые сенсации, народу нужны здоровые сенсации.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К счастью среди людей во все времена была и всегда будет в будущем очень маленькая часть тех, кто ничего не воспринимает на веру, все перепроверяет, низвергает, открывает новое и указывает путь дальнейшего движения. И именно это так бесит тех, кто неспособен думать, а может лишь пересказывать существующее, толковать его в зависимости от потребности партии, религии, правителя. Потому они так ненавидят и боятся, мозги то есть, они понимают, что любые открытия, это конец их сытой жизни. Так и в этом рассказе автор рисует образ ученого готового на все ради поиска истины, ради знаний.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ очень близок к другому — «Выше Звезд», но все же несколько о другом. Если история старого астронома была личной трагедией человека, которому запретили заниматься любимым делом, то «Мастера» — о трагедии целого общества, где стало преступлением думать и созидать.

Темные времена, когда горят костры из книг и людей, видимо, везде одинаковы. Эта история происходила в нашем прошлом тысячи раз. Но в рассказе она вновь повторяется в будущем, спустя тысячу лет после Катастрофы, отбросившей человечество назад в Темноту. И, как всегда, виновными стали не те, кто бездумно использует технологии ради власти и разрушения, а созидатели — ученые, инженеры, учителя.

Герои рассказа живут в мире, где думать, изучать и открывать — самые страшные преступления, караемые смертью, где даже мимолетный проблеск мысли делает человека изгоем. Можно только заучивать «разрешенное» знание, копировать утвержденные образцы. «Это Свет Человеческого Разума. Это он привел тебя в могилу. Брось его»... Нельзя думать, нельзя открывать, нельзя создавать. Но пытливый ум все равно замечает, анализирует и делает выводы, а умелые руки воплощают мысли в новые приборы и машины. И пока есть те, кто ради Знаний и Истины готовы идти на костер, надежда есть и для всего Человечества, даже если их подвиг некому оценить.

Кстати, этот рассказ заставил задуматься вот о чем. Из истории мы знаем имена Аристотеля, Пифагора, Архимеда и других древних мыслителей. Их свершения донесли до нас исторические хроники Древней Греции, где ценили ученых и знания. Но мы ничего не знаем о тех, кто первыми изобретал колесо, гончарный круг, металлургию, закладывал основы строительства и кораблестроения, земледелия и животноводства — всего того, что стало основой нашей цивилизации. Их имен нет даже в мифах и легендах, они растворились во времени, оставив нам в Дар плоды своих размышлений и экспериментов. Может и они были для своего времени и общества еретиками, смутьянами и изгоями? Безвестные Мастера, в темноте невежества несущие Свет Человеческого Разума.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выжигать скверну калёным железом — как это не ново и знакомо. Ничего не меняется на этой Земле. И как всегда, и в прошлом, и видимо в будущем, все люди делятся на 2 разных группы: тех, кто принимает путь веры, и принявших суровое и тяжкое бремя знания. Тернист и труден их путь, и чаще всего не ждут их на этом пути слава и почести, признание и почёт. Только страдания, лишения, гонения. Но именно благодаря таким людям, как Миид, Ганиль и Йин мы знаем, что существуют истинные Мастера, те, чей внутренний огонь заставляет искать Свет Истины даже под страхом изгнания и смерти! И не нужны им почести и награды (как не нужна Перельману медаль Филдса). Спасибо Автору за этот рассказ!

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знание само по себе — тяжелая ноша. А человечество своим консерватизмом и фанатизмом делает эту ношу неподъемной. Урсула Ле Гуин описывает психологию средневекового человека. Но далеко ли мы ушли от инквизиторов? Да, костры с запахом горелой плоти остались в прошлом — это не гуманно, а современный человек обязательно гуманист. Гениев положено уважать и ценить, ведь на их открытиях основан НТП. Их действительно ценят, уважают, возносят на пьедестал почета ... завидуют и ненавидят. настоящие костры остались в прошлом. теперь гении от науки ( и не только ) «горят» в кострах человеческой ненависти, зависти и страха. Просто потому что они умнее.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ потрясный, конечно. Читая его в отрыве от всего другого наследия мадам Ле Гуин, решил поначалу, что это либо начало, либо часть какого-либо цикла, серии, которые впоследствии по тем причинам, что история мне сильно понравилась, я бы продолжил искать и читать. Оказалось, что вроде бы это самостоятельное произведение, и стало немного жаль, что дальнейшего развития событий я не узнаю.

Очень эмоциональный, чувственный рассказ, вкрывающий многие «гнойники» социума, науки, лженауки, религии, да и ещё много чего прочего. Может быть, это перефраз средневекового отношения к науке, к математике, к астрономии, ко всему новаторскому, может быть. Но я люблю такие вещи: в меру жёсткие/жестокие (я не люблю размазывание соплей и слёз — жизнь жестока, прекрас в ней мало — ровно столько, сколько вы хотите их видеть), в меру нервные, загадочные безусловно, но страсть как интересные! Описанным миром, который как я понял является перед нами после какой-то катастрофы 14 сотен лет назад, я был поглощён. Своей Темнотой он напомнил мне рассказ Брэдбери «Лёд и пламя», только наоборот почти — такой же невероятный мир, только солнце здесь по праздникам...

В общем и целом, я от рассказа в почтенном восторге, это именно то, что мне нужно, и обобщая: эмоции, нерв, загадка — это то, что я от этой истории получил.

(с) «...Кто нас заметит? Кто улыбнётся? Кто нам подарит рассвет?...»

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

И запреты в области науки, и открытие заново уже пройденных истин, и постапокалиптический мир, пытающийся избежать ошибок прошлых поколений, отказавшись от их достижений — все есть во многих других фантастических произведениях. Что-то заставляет авторов обращаться к этим темам, возможно, опасения, что подобное случится на самом деле, а тогда не поздоровится и фантастам! История не самая новая, но рассказана на уровне. (Хотя про пытки читать все равно неприятно).

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Извечное противостояние науки и власти, сколько мы натерпелись уже этого в разные периоды истории. Сейчас умные страны продолжают выкачивать мозги из остальных государств...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как обычно для Ле Гуин: мрачный антураж и невыразительные герои.

Никак не задел меня этот рассказ, не понравился.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ, достоин для прочтения (в отличие, скажем, от шкатулки).

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх