fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Мир Роканнона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
1340
Моя оценка:
-

подробнее

Мир Роканнона

Rocannon's World

Другие названия: Планета Роканнона; Роканнон

Роман, год (год написания: 1964); цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 144
Аннотация:

Удивительная планета, населённая несколькими видами разумных существ, которых человек называл бы троллями или гномами. И феодальные герои-рыцари...

В таком мире оказывается прогрессор-этнолог Роканнон. И всё бы ничего, однако ему предстоит защищать мир, в который он безусловно влюблён, от грозных и подлых захватчиков, вооружённых продвинутыми технологиями, но лишённых высоких морально-этических принципов.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман также печатался в 7 номерах журнала «Техника — молодёжи» (№№ 4-10, 1989 г.). Перевод Р. Рыбкина.



В произведение входит:


8.08 (894)
-
26 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Техника-молодежи 1989'04», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'05», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'08», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'09», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'10», 1989 г.

— журнал «Техника-молодёжи 1989`6», 1989 г.

— журнал «Техника-молодёжи 1989`7», 1989 г.

— антологию «Билл, герой Галактики», 1991 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume One», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод). 4-е место

Похожие произведения:

 

 


Билл, герой Галактики
1991 г.
Ожерелье планет Эйкумены. Том 1
1992 г.
Хейнский цикл
1992 г.
Слово для «леса» и «мира» одно. Мир Роканнона. Безмернее и медленней империй. Планета изгнания
1992 г.
Город иллюзий
1997 г.
Левая рука Тьмы
1999 г.
Ожерелье планет Экумены
2001 г.
Роканнон
2008 г.
Хайнский цикл
2009 г.
Роканнон
2010 г.
Левая рука тьмы
2016 г.
Левая рука тьмы
2021 г.

Периодика:

Техника - молодежи № 8 89
1989 г.
Техника-молодёжи 1989`6
1989 г.
Техника-молодёжи 1989`7
1989 г.
Техника – молодёжи № 10 1989
1989 г.
Техника-молодежи 1989'04
1989 г.
Техника-молодежи 1989'05
1989 г.
Техника-молодежи 1989'09
1989 г.

Аудиокниги:

Мир Роканнона
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Rocannon's World / The Kar-Chee Reign
1966 г.
(английский)
Hainish Novels & Stories, Volume One
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Роканнона», по доброй традиции Ле Гуин, хочется плакать, причем непонятно, отчего. То ли от жалости (опять же, непонятно, к Роканнону или к Могиену, или к той тысячи людей, которые погибли в один миг), то ли от безысходности. Вообще мне кажется, прием для Ле Гуин очень характерный, я уже как-то говорила.

Своеобразное строение сюжета: история разворачивается, казалось бы, если не на пустом месте, то из событий весьма обыденных. Начнем с того, что у героев легкие неприятности. Или не легкие, но и не мировая катастрофа, просто жизнь, и надо что-то с этим делать. Дальше следует путь, тема дороги, как пишут в школьных сочинениях. Причем остается такое впечатление, что ты вместе с героями поднимаешься на гору: сначала проходишь равнину, и это легко и естественно. Дальше — предгорья, становится чуть сложнее, чуть больше препятствий, чуть больше боли, страха, разочарования, усталости. Наконец ужасно усталые, вымотанные, почти отчаявшиеся, вы подходите к перевалу. И перейти его героям удается скорее не потому, что они твердо знают, что им туда надо, видят цель, не замечают препятствий и т.д. — я бы сказала, что ими движет уже привычка, некая сила инерции, когда продолжать идти становится проще, чем взять и остановиться. Именно поэтому герои зачастую не замечают, в какой момент они проходят высшую точку, центр повествования.

А дальше идет не просто обрыв — пропасть. И только уже упав в нее, герои и читатель заодно понимают, как же высоко они забрались. И как больно им будет падать, потому что дальше, что бы ни случилось с героем — только пропасть. По сравнению с тем, как высоко они были до этого.

И «Роканнон», и «Левая рука тьмы» вполне вписываются в эту структуру. Медленное, не совсем плавное, но достаточно ровное развертывание сюжета — и пропасть, и смерть. Все. Этого больше никогда не повторится. Этой вершины, этого человека, который на ней так и остался, не смог спуститься с героем в долину по другую сторону хребта.

И только тогда читатель вместе с героем начинает задумываться: может, важна была не цель пути, и даже не сам путь, а спутник, который был рядом? опять категорический императив, что ты будешь делать!

Еще один типично ле гуиновский момент, который есть и в ЛРТ — схема сближения. Когда речь идет о контакте между представителями некой панкосмической организации и местным населением, именно местный житель первым проходит свою половину пути. Первым принимает решение и осознает, что вот, это загадочное существо рядом — не просто ужасный инопланетянин, а друг настолько близкий, что можно ради его дела отдать жизнь, и не только свою. Достигает со своей стороны максимальной степени сближения, я бы сказала.

Инопланетянин же, при всей своей развитости, куда более — если не слеп, то осторожен. Хотя я бы сказала, что слеп. Потому что от обоих текстов остается стойкое ощущение, что герой не отдает себе отчета в том, насколько важен для него спутник. И не ценит то, что у него есть в настоящий момент. Причем если разбирать отдельные события, вроде бы он ведет себя совершенно правильно, но по итогам все равно в голове настойчиво звучит: не ценил, не ценил. И сумел оценить только после того, как потерял. Впрочем, в «Роканноне» этого чуть меньше, а цели и сюжета — чуть больше. Там нет такого мучительного, медленного и робкого сближения, есть просто дружба изначально, как данность. Но тем не менее, драма «Роканнона» — все из-за той же потери.

Вечный сказочный сюжет, «отдай мне то, чего в своем доме не чаешь». А герой, который до сих пор не осознал ни своих чувств, ни того, чем же он рискует — соглашается, отдает. Получая взамен некий дар, возможность закончить войну, возможность заключить союз. И только потом узнает, что же отдал, но уже ничего не вернуть и не переиграть.

Единственное, о чем я жалею — притом, что структура романа, как всегда, идеальна — что не раскрыта тема этих таинственных слепых крылатых существ, которые строили идеальные города. Помню, еще при первом прочтении они заинтриговали меня ужасно. Понятно, что это никак не вписывалось бы в сюжет дальше, что сами по себе они неважны, но все же это момент слишком интересный, слишком загадочный, чтобы просто так расставаться с ним.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман начал читать поздно вечером и не смог остановится, дочитал до конца да и плевать что следующий день провел в сонном состоянии. Это того стоило. Отличная книга как ни крути. И персонажи понравились, и сюжет, и мир планеты Фомальгаут-ІІ яркий, красочный.

Достаточно сложно выделить что то особо впечатляющие. Но наверное это все таки атмосфера романа. Если кому то хочется погрузится в годное фантастическое чтиво — это оно самое.

Минусов в книге не заметил, если и были то они скрылись в тени невероятно интересного повествования.

Вот такой вот получился исключительно позитивный отзыв. Прочитать стоит обязательно!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что дочитала великолепный роман, новой для меня писательницы Урсулы Ле Гуин. В начале, читать мне его было трудновато. Лишь в начале. Не знаю, как в других её произведениях, но после этого невероятно хочется плакать. Хотя, если честно, не понятно от чего. От гибели героя, от того, что всё закончилось, а может от того, что очень многое затронуло это сравнительно небольшое произведение в душе.

Вроде бы обычным назвать этот роман нельзя. Новая планета, со своим, уже таким знакомым миром, инопланетяне и прочее. Но особоенной интриги, необычных поворотов в сюжете нет, хотя он увлекает необыкновенно- я прочитала роман его за день. Обычное путешествие, с великой целью, приключения... Но как же много тем рассматривается в этих походах! Это произведение нельзя читать поверхностно, нужно копать глубже.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это и замечательный момент жертвы ради друга ( когда Роканнон отдал ожерелье «ценою в королевство» ради Яхана), и сложные взаимоотношения с другими народами . Когда Роканнон встретился с древним, он сказал, что нужно будет заплатить великую цену. На мой взгляд, Роканнон отдал сполна. Он никогда больше не видел ни свою планету, ни своих друзей, ни даже предастваителей его рассы. Он принёс свою жертву, и какую!

А даже то отношение к планете — Фольмагауту -2 ? Ведь члены Лиги не считали её ни за что, так, маленькая печсинка в огромном пространстве вселенной. Но насколько же интересным, полным и самодостаточным оказалась эта планета, этот мир! Так не стоит ли и нам присмотреться ко всему тому, что окружает нас?

На меня роман произвёл неизгладимое впечатление и я хочу продолжить чтение Хайнского цикла, и всем вам советую!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В восьми световых годах от ближайшего обитаемого мира...

Какое великолепие сочетания космической фантастики и фэнтези. И хотя автор в предисловии прошлась с иронией и критикой в отношении себя самой, имея ввиду недопустимость смешения столь разнородных жанров в одном произведении, однако при чтении никаких таких сомнений и тем паче отторжений не было и нет. Ну и что, что «смешались в кучу кони, люди»! Ну и что , что на одном игровом поле действуют разумные человекообразные расы примерно бронзового века технологического развития и сверхсветовые корабли! Ну и что, что на планете насчитывается одновременно и параллельно живущих пять разумных рас (хотя — как они не помешали друг другу развиться до разумного состояния — известно только одному богу этой планетки, обращающейся вокруг могучего Фомальгаута). Ну и что, что в качестве пегасов тут выступают животные сродни крупным кошкам с крыльями. Ну и что, что считаются вступившими в Лигу миров любые разумные расы вне зависимости от их желания — открыл Роканнон на планете новую разумную расу и тут же подумал, что вот ещё один член Лиги.

Всё это и многое другое нисколько не мешает вовсю наслаждаться чтением текста книги, удивляться авторским придумкам и романтическим ходам, любоваться красотами этого странного мира — странного и животно-растительными формами, и разумными расами (некоторые из которых так напоминают наших земных гоблинов и троллей, эльфов и прочих представителей малого народца).

Значительную часть объёма романа составляет некий квест, совершаемый главным героем Роканноном в сопровождении своих местных друзей. Квест изрядно приключенческий и отчасти героический, не без доли мистического и вместе с тем вполне реалистический.

В этой книге основная её идея не так ярко выражена, как в предыдущей повести цикла — наверное всё-таки речь идёт о личном героизме и о некоей жертвенности Роканнона во благо народов не только Лиги миров, представителем которой он являлся, но и во имя благополучия всех разумных народов этой планеты, да и просто во имя сохранения самой планеты.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказка, без сомнения, но сказка добрая, романтичная, интересная и хорошо написанная. Одна из тех вещей, что не забываются после прочтения — впервые прочёл её лет 20 назад, но ощущения — как будто закончил неделю назад (хотя, конечно, регулярно перечитываю :). Одно из немногих произведений, написанных женщинами, которые я читаю с удовольствием. А мужчине так написать, наверное, не получится.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, в принципе, согласен с остальными рецензентами, что сам роман несколько... ну, не «скучнее» — скажем так, прозаичнее вступления («Ожерелье»). Тем не менее — именно это вступление и задает роману общий тон, сохраняющийся с 1й страницы по последнюю, и их — роман и рассказ — надо воспринимать как единое целое. Да, образ Семли, конечно, очень поэтичен... и благодаря ему мы понимаем, насколько красив этот мир. Но — она исчезает к самому началу собственно романа, образ её вынесен за скобки, и нам приходится познавать этот мир уже без неё. А происходят там уже значительно более будничные и прозаические события...

Но это тот же мир, вот в чём штука... И если уж читатель полюбил его под влиянием светлого образа Семли и всего того, что было во вступлении — то не должен бы и в дальнейшем бросать книгу :wink:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная фантастика. В Технике-молодежи плохих вещей не печатали. Не мог дождаться следующего номера. Для подростка — книга просто супер. с одной стороны, горечь потерь, но поданная настолько мягко, что никак не влияет на прекрасное впечатление от прочтения.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то читал в «Технике-молодёжи», это было первое знакомство с Хайнским циклом и с самой Урсулой. Как первая любовь — всегда самая лучшая.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цена за обретенную сверхспособность оказалась непомерной и понял он это когда было уже поздно. «Вдруг заметил я — нас было двое...» ©. Даже основной сюжетный квест завершил, как говорится «на автопилоте», чуть ли не нехотя.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая радость — в третий (то ли в четвертый раз перечитывать «Хейнский цикл» и этот роман, чуть ли не заглавный в нем. По сравнению с невероятной тошниловкой, в которую впала эта в общем-то великая писательница, когда в феминизм ударилась... это даже не глоток чистой воды, это повод понять: автор все написал и не сумел остановиться. Лучше этого у Урсулы Крёбер, пожалуй, только «Левая рука тьмы», но... там надо бы «11» ставить, да вот нельзя.

Словом, господа, читайте этот цикл и первые три части Земноморья. А остальное простите автору. Многие артисты не могут заставить себя вовремя уйти со сцены.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из тех немногих вещей автора, которая безусловно понравилась. Читал конечно подростком, в ТМ, а тогда именно такие произведения и ценил — максимум действия, минимум отвлеченных размышлений. А уж на глубокий смысл произведения в подростковом возрасте никто и внимания не обращает. В романе есть все, что надо подростку — и бой, и приключения и романтическая сторона. Ну а раз писал мастер — то все на должной высоте. Рекомендация — читать в подростковом возрасте, пролог читать непосредственно перед прочтением романа.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее вступление про синее ожерелье. И несколько затянутый сам роман.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

как и ольшинству мне Роканон с начала не очень нравился но после страниц десяти всё стало чётко прорисовыватся в голове и прочитав могу сказать что это давольно таки не плохая сказка!она не лишена некоторой милой наивности и доброты)))особенно мне понравился необычайно весёлый и добродушный народей фийя(просто в восторге от него)))))))))

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная, тонко прописанная и героическая сказка! Рекомендую!

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то ищет в фантастической книге головокружительные приключения, кого-то привлекают технические подробности выдуманного мира, кому-то нужны красочные описания. Всё это неплохо. Но без той пронзительной нотки, которая заставляет сопереживать герою, без смысловой глубины, неявной, разлитой в атмосфере мира, книга останется развлекательным чтивом, сколь бы оригинальна не была фантазия автора. К роману Ле Гуин это не относится.

Прекрасный роман.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх