fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «На иных ветрах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
614
Моя оценка:
-

подробнее

На иных ветрах

The Other Wind

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

Деревенский колдун, явившийся к бывшему Верховному Магу Земноморья Ястребу-Перепелятнику, становится вестником грядущих великих событий. Рушится стена, отделяющая мир живых от Темной Страны не нашедших успокоения мертвецов. Чем это грозит миру, не знает никто. Искать ответ предстоит королю Лебаннену и Мастерам Рока, но уже без Ястреба. Самый мудрый и сильный из них, однажды уже спасший Земноморье от гибели, он потерял свое могущество.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2002 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2002 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第35回 (2004) // Переводной роман

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2005 // Зарубежный роман. 2-е место (США)


Издания: ВСЕ (12)

На иных ветрах
2003 г.
Сказания Земноморья
2004 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.
На иных ветрах
2016 г.
Книги Земноморья
2020 г.
Сказания Земноморья
2021 г.
Сказания Земноморья
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Wind
2012 г.
(английский)
Tales from Earthsea
2012 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно назвать этот роман завершением цикла о Земноморье, поскольку к Земноморью он имеет лишь косвенное отношение. Странное дело: почти одновременно с этим романом вышла, к примеру, глубоко поэтичная «The Telling», а вот «The Other Wind» едва ли не напрочь лишена этого воздушно-туманного флёра. Точно так же, как и сборник «Tales from Earthsea», этот роман больше схож с фанфиками, причём в этом своём воплощении фанфик довольно среднего качества.

Первая проблема заключается в том, что Ле Гуин, как и многие опытные авторы в солидном возрасте, стала, с одной стороны, слишком многословна, а с другой стороны, для этой многословности роман слишком краток. Она излишне тороплива, когда разворачивает сюжет, и раздражающе медлительна в статичных мизансценах, что делает рекомый «последний роман о Земноморье» удивительно несоразмерным, несуразным и каким-то неумелым.

Вторая проблема: для того, чтобы изменить космогонию Земноморья, это, простите за тавтологию, должно быть Земноморье. Во время поединка с с Кобом Гед-Ястреб очень ярко повествует о том, что все умершие возвращаются в царство света, растворяясь в потоке Жизни, в стране же у гор Горя бродят только тени. И после этого, по сути, закольцевавшего в себе космогонию Земноморья монолога, забывчивая автор вдруг сообщает нам, что этого-де, ещё нужно достичь, а каменную стену на границе нужно разобрать. Руками. Все всё запомнили? И будет вам Нирвана... Здесь уже, ребята, не просто исчезновение романтики, а откровенное отплясывание на космогонии оригинальной трилогии, и если бы это написал какой-то другой автор, его бы быстро запинали.

Эти две фатальности ставят, в общем-то, крест на всём тексте, и лишь некоторые мелочи способны хоть чуть-чуть исправить ситуацию. Конечно же, это ностальгия — имена, события, места, мимолётные отсылки — всё на месте. Ле Гуин в свои семьдесят «с копейками» прекрасно изобразила стареющих Геда и Тенар, пасторальную печальную негу первого и материнскую любовь второй. Молодёжь на фоне этого дуэта смотрится довольно-таки серо, нужно признать... я бы даже сказал, обыкновенно. Маленькая девочка Техану выросла, но новых красок не приобрела, поэтому нас и не трогает то, что она отправилась в путь на «самый далёкий берег».

Земноморье осталось для нас закрыто, как и для почтенного автора. У романа есть свой определённый шарм, но воспринимать его иначе, чем своего рода автофанфик, я не могу. Простите, Урсула, я не полечу с Ириан и Техану на Запад, я не верю им — я верю Калессину, летящему на Гонт, и верю Геду-Ястребу, который отплывал от Хавнора на потрёпанной «Зоркой».

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав «Техану», я думал, что хуже написать что-нибудь о Земноморье попросту невозможно. Но оказалось, что я ошибался: «На иных ветрах» побивает «Техану» по всем статьям!

Во-первых, налицо потрясающая непоследовательность и нелогичность со стороны автора. Здесь Ле Гуин по собственной воле методично и старательно разрушает ту картину мира, людей и драконов, жизни и смерти, которую она сама так тщательно и любовно создала в трех первых произведениях о Земноморье. Ради чего, непонятно. Только чтобы было о чем написать? Но стоило ли платить за продолжение цикла такую цену? Ведь фактически все, что мы узнаём в пятом романе о Земноморье, откровенно противоречит тому, что сообщает нам первая «классическая» трилогия. Ле Гуин дописалась здесь даже до того, что, оказывается, сама магия, основа всей жизни и философии Земноморья, является преступлением и нарушением некоего древнего соглашения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце концов все во главе с королем Лебанненом и драконом Калессином отправляются радостно доламывать остатки когда-то созданного Ле Гуин мироздания в уверенности, что для всех это и есть высшее благо.
Получается, что в начале семидесятых Ле Гуин писала одно, а тридцать лет спустя – совершенно другое, и все это – об одном и том же Земноморье. Ну не глупо ли – вот так начать за здравие, а кончить за упокой?

Во-вторых, история о разделении некогда единого племени драконов и людей уже мельком упоминалась в «Техану», но вот в исходной трилогии – ни разу. Более того, в «Гробницах Атуана» Гед говорит Тенар, что человечество еще очень молодо, а вот драконы существуют многие тысячелетия. То есть единого народа людей-драконов в первоначальном замысле Ле Гуин не было – его со всем «ведурнаном» впридачу она выдумала через двадцать лет после «Гробниц Атуана» опять-таки в противоречие изначально стройному мирозданию Земноморья.

В-третьих, в своем отзыве на «Техану» я охарактеризовал основу романа как «жиденькие идейки невнятно-феминистского толка». Так вот, скажу я вам, это, оказывается, были еще цветочки… а вот ягодки поспели в «На иных ветрах». Тут уже не «жиденькие идейки», а прямо-таки густой, добротно сделанный и толстым слоем намазанный на страницы бескомпромиссный и абсолютно неудобоваримый «джем» из этих «ягодок». Всеми делами де-факто заправляет сплоченный женский квартет: Тенар, Техану, каргадская принцесса Сесеракх и девушка-дракон Ириан. Лебаннен в их присутствии неизменно превращается в жалкого дурачка. «Раз пятнадцать он краснел, заикался и бледнел…», прямо как в старой песенке. Если Тенар ему советует (а фактически просто приказывает) сделать что-нибудь, он – король Земноморья, напомню, – для виду немного сердится или принимает оскорбленный вид, но потом покорно исполняет все, что ему было сказано.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А еще ему подсовывают Сесеракх в качестве невесты, и он совершенно безвольно принимает навязанную ему участь, хотя девушку вообще не знает и из-за разных языков даже поговорить с ней толком не может.
Да и с чего бы ему протестовать? Ведь его место – это «место обыкновенного человека в сравнении с горной вершиной, царящей в чистых воздушных потоках». Вот так, прямым текстом, не больше и не меньше. Зачем тогда Земноморью нужен король, раз уж Тенар и Кº отлично справляются сами, вообще непонятно.

Я вовсе не женоненавистник, не подумайте. Просто если уж феминизм, то конструктивного толка – как, например, у И. А. Ефремова, который имел привычку хорошо обосновывать свои суждения, а не выдавать их априори за непреложные истины. И преклонение в его произведениях перед замечательными женщинами, которых он силой собственного воображения создал сам или «оживил» на основе исторических источников, было именно что обоснованно. Вспомните Фай Родис, Таис Афинскую, Симу Металину… А феминизм постаревшей Ле Гуин диаметрально противоположен этому: способность рассуждать логически писательница явно подрастеряла, зато апломба у нее куда как прибавилось. Жаль, конечно, ведь оригинальная трилогия о Земноморье – это шедевр жанра фэнтези. И куда только все подевалось потом?..

Оценка: 2
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то прочтение «Волшебника Земноморья» в 8 лет открыло для меня мир фэнтези и стало книгой, радикально повлиявшей на мои вкусы в литературе и сформировавшей в сознании каноничный образ героя-персонажа. Много лет спустя я прочитал всю классическую трилогию и «Техану», которая в отличии от многих мне понравилась — я увидел в ней вполне логичное продолжение жизненного цикла и попытки вымотанного героя сохранить то немногое, что от него осталось, с помощью связи с другими, не менее потасканными жизнью людьми. С год назад мне захотелось прочитать всё остальное, что было написанно Ле Гуин — творчество было неровным, некоторые работы восхитили, некоторые раздражали, некоторые оставили равнодушным, но в целом книги произвели крайне положительное воздействие — пусть даже ничего, кроме классического цикла про Геда и «Лавинии» я точно перечитывать не буду. Да и вообще Ле Гуин — очень своеобразный автор, со своими фирменными приёмами и стилем, особенно ей удавались этнографические экскурсы, хоть она и чрезмерно увлекалась ими порой...

Но какой же большой ошибкой было оставить этот роман напоследок! Думал, мол, символично будет — начал историей про Ястреба, закончил историей про него же. А ведь, как тут метко выразились, «сборник авторских фанфиков» в целом произвёл на меня хорошее впечатление и надежды на последний роман цикла были большие. Тьфу. Во-первых, ненавижу, когда авторы отменяют и переделывают собственные миры. Не изменяют логически в ходе повествования и усилиями героев — а просто решают, что написали когда-то херню и надо срочно всё «отретконить». Здесь уже правильно указали в предыдущих отзывах по этому поводу, так что не хочу повторяться.

Во-вторых, книга просто-напросто скучная. Многое можно простить подобным историям, если они увлекательны, но ведь нет и этого! Дочитывал с трудом и через силу, по принципу ёжика с кактусом.

В итоге — не читать ни в коем случае.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая книга цикла «Земноморье», написанная более 30 лет позднее «Волшебника Земноморья». По моим ощущениям, Ле Гуин пыталась сделать ее такой же — но она все равно вышла другой, потому что и автор изменился, и мир изменился.

Я и, наверное, все любили основной цикл, «Волшебник Земноморья», за его умную, проработанную притчевость. Несмотря на то, что это полноценные фантастические романы в вполне полноценным фантастическим сюжетом, все равно в основе каждого из них лежит не рассказ о захватывающих приключениях героев, а совершенно другой базис юнгианского толка. Первый роман — про борьбу со своим Ид, понятно, с темной стороной себя, про самопознание. Второй — про себя и другого, установление связи и взаимопомощь не в практическом смысле, а в смысле, что эта связь помогает самим героям лучше понять или изменить себя. Третий — про отказ от себя и передачу не только опыта, но и власти, в конкретном случае — в руки молодого короля. В общем, три блистательные первые романа цикла потому и блистательны, что помимо прекрасного фантатического мира каждый из них основан на совершенно четкой психологической концепции. Принято называть это все «философским», но на мой взгляд, это никакая не философия, а самая что ни на есть психология в классическом смысле слова, то есть не «кухонная», а «научная», причем по разделу старой классики, и тот же Юнг тут будет первым референсом.

Со второй трилогией, «Сказания Земноморья», все хуже именно потому, что этого психологического базиса в ее произведениях нет. Оголтелый феминизм, переходящий в мужененавистничество в «Техану» — так себе психологическая база по сравнению с глубокими и не завязанными на социальную конъюнктуру идеями первой части цикла. Сборник рассказов и повестей по-своему милый, но в них тоже нет ничего, кроме картинок полюбившихся нам мест, это не то чтобы фанфик, но в отрыве от историй про Геда вряд ли они могли бы быть особо интересны.

И, наконец, завершающий роман, «На иных ветрах» — тоже, увы, вроде и с сюжетом, но никакого четкого психологического базиса я в нем не вижу. Напротив, сюжет для Ле Гуин нехарактерно «прыгающий», неясно, какие действующие лица в следующую минуту выйдут на сцену и куда все повернется. Конечно, она все красиво свела в конце, так, что никаких провисших линий, несыгравших персонажей и невыстрелевших ружий не осталось. Ле Гуин мастер, в конце концов, этого никто не отрицает. Но все равно у меня осталось ощущение какой-то необязательности отдельных действий и событий. К примеру, принцесса из Каргада — ее могло бы не быть, и это ничего бы не изменило. Альдер мог бы не прощаться со своим даром «чинильщика». Тенар могла бы вообще не приезжать. Более того, кто не читал «Dragonfly» из предыдущего сборника, тому будет непонятно, что происходит в конце книги. С одной стороны, эта неожиданность в сюжете создает некий новый интерес, который обычно вещам Ле Гуин подобного толка не присущ; я очень люблю Ле Гуин, но моя любовь никогда не была основана на любопытстве, «а что же произойдет дальше». Сам строй ее классический романов таков, что он не держит читателя в напряжении в плане именно сюжета, потому что от и до ясно: произойдет то, что должно произойти, сиди и терпеливо смотри, как разворачивается идеально спланированная и продуманная картина, и знай, что происходящие на бумаге *внешние* события — суть отголоски тех психологических идей, что хочет тебе донести автор. Поэтому, кстати, это идеальный young adult: Ле Гуин моралистичная по своей сути, не тратя на чистую мораль ни одной строчки.

Так вот, более активный и неожиданный сюжет подогревает в читателе любопытство, но в итоге это любопытство не находит своего оправдания в какой-то неожиданной концовке: конец-то вполне традиционен в духе Ле Гуин: освобождение мертвых и отказ от жизни вечной как лейтмотив «человеческого удела». Всяк сверчок знай свой шесток. Но она кажется такой слабенькой и нелогичной потому, что на протяжении всего текста этой концепции как-то не находится никакого подтверждения в событиях и действиях персонажей: все заняты своими сиюминутными проблемами, Альдер не может спать, Лебаннен не хочет жениться, у Геда козы забираются в чужой огород. Масштаб и четкость сюжета не позволяют внятно оформиться базовой идее в сознании читателя. И это очень печально, потому что чем больше я думаю про пафос финальных аккордов, про концепцию разделения единого племени на свободных драконов и связанных землей и имуществом людей — тем больше она мне нравится. Не она, даже, а концепт сознательного принятия своего удела и своего выбора, ницшеанская по сути идея «как становятся самими собой». По Ле Гуин: путем отказа от всех других путей и возможностей, самоограничения, по сути. Эта идея воплощается в судьбах задействованных персонажей, но недостаточно и даже слегка комично. Первый пример: Лебаннен, который не хотел жениться на навязанной каргадской принцессе, а в итоге таки женился, потому что это оказался со всех сторон лучший выбор (и политически удобно, и народ-то ее полюбил, и Тенар очень настаивала), и он просто смирился. Для такой высокой идеи — реализация какая-то фарсовая.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабый роман. Он, практически, ни о чем. Вот у нас есть история о походе героев, в котором они совершили подвиг, спасли мир, но при этом пожертвовали многим. А потом выясняется, что они делали все не так, не тем способом и вообще после этого подвига мир стал еще хуже, чем был. Волшебники острова Рок показаны шайкой тупиц, которые не то, что не воплощают собой мудрость, а вообще представляются людьми, которым нельзя доверить устройство сложнее ложки. Король, которому уже за тридцать, ведет себя как подросток лет пятнадцати. В общем, странная и не очень интересная история

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний роман о Земноморье не разочаровал — он точно не хуже прочих романов цикла. (Кроме «Волшебника...», конечно; первый роман превзойти невозможно.) Сразу можно отметить, что феминистские идеи, в отличии от «Техану» и «Сказаний Земноморья», здесь не бросаются в глаза, хотя героини-женщины и имеют в сюжете очень важное значение. Сюжет продолжает и завершает темы, которые возникали в цикле ранее, главная из которых — взаимодействие мира живых с миром мёртвом. А в психологическом плане — тема выбора для каждого человека; выбор своего пути и несение ответственности за него, а иногда и принятие неизбежного при отсутствии выбора. И, конечно, этот роман включает в себя всё то, чем нас привлекает Земноморье — волшебники, драконы, острова и морские путешествия, яркие образы героев и героинь, красота природы и философские размышления.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что очень понравилось, с моей точки зрения худший роман цикла. Слишком подробно описываются не влияющие на сюжет детали, а то, что действительно интересно подано чуть ли не в газетно-репортажном стиле. Но прочесть пожалуй стоит. Здесь видно, как изменились представления автора о смерти по сравнению с «Последним берегом». Думаю, что когда писалась первая смерть была от автора ещё в отдалении и она могла рассуждать об её необходимости для космического равновесия. Эти рассуждения никогда не казались мне убедительными. Противоположностью смерти является не жизнь, а рождение. Это точки на концах отрезка жизни-бытия. Противоположностью жизни является небытие. И вот тут никакого равновесия нет. Конечный отрезок и две вечности впереди и позади.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Об этой книге можно говорить долго. Рассуждать — мол, вот, Ле Гуин уже дописалась до того, что сама себе противоречит (сложная магическая система Истинных Имен, оказывается, больше в Земноморье не нужна. Да и не была нужна никогда: это волшебники неправильно суть дела представляли. И вообще, драконье начало в людях — не такое уж благо, как говорилось ранее).

Но на это могут резонно возразить: что ж тут такого страшного? Автор пересмотрела собственный канон — вещь не такая уж редкая, особенно в нынешние времена. Это не называется «переврать», это просто «не так, как читатели привыкли». Вторая часть классической трилогии — «Гробницы Атуана» — тоже была неожиданной и абсолютно не такой, как 1-й роман. Почему же от «Гробниц» никто не плюется?..

В общем, поклонники последнего романа и те, кто его не любит (а я, наверное, пока еще не определился, к кому отношу сам себя) могут ломать копья вечно. Поэтому я скажу проще. Ниже перечислены достоинства и недостатки этой книги — а вы уж решайте сами, что важнее...

Итак, ДОСТОИНСТВА «На иных ветрах»:

1. Очень обаятельные образы женщин — умных, сильных духом, но не подделывающихся под мужиков (как сейчас модно), скорее хранительниц мира и покоя (оставим в стороне ехидные подколки пана Сапека. который... того... слегка переборщил с обвинениями Ле Гуин в феминизме. Просто заметим, что не все в этом мире зависит от мужчин. Не всю погоду делают храбрые герои; кое-где не обойтись без женской руки, направляющей, поправляющей и — втайне — управляющей).

2. «Никто не забыт, ничто не забыто». Я говорю, во-первых, о старом друге главного героя — волшебнике Ветче (для меня было нечаянной радостью упоминание его имени в начале книги). А во-вторых... Вот такая небольшая, но трогательная деталь: Знаток Имен, которого, как всегда, зовут Курремкармеррук, так же ждет новых учеников в своей башне — но это уже совсем другой Курремкармеррук: тот, кого мы знали и любили по первым 3-м книгам,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ушел из жизни
Однако никто не забыт и ничто не забыто (в «шеоле» нет ничего, только пыль да тени. А он «стал землей и солнечным светом, листьями деревьев и полетом орла...» Ну, вы помните). Нехитрая мораль, казалось бы... а слезы почему-то на глаза наворачиваются.

3. Радости простой жизни, которые во сто раз важнее любой магии («Сеппель жил в старом городе, возле верфей, совсем недалеко от улицы Корабелов... Духота позднего лета проникла и сюда, ...поверх плоских крыш с оградами и садами, поверх выгнутых резных мостиков между ними, поверх подернутых дымкой холмов туда, где парил в летнем воздухе огромный бледно-серебристый купол горы»). Вот за это я и люблю творчество бабушки Урсулы: вроде все неброско, не гламурно, а есть в этом своя, доподлинная красота.

4. «Вот драконы уходят из мира — столь безвременно, невозвратно... Вот драконы уходят из мира — видно, с миром что-то неладно!» Так же у Толкина уходили эльфы; что поделать, волшебство на обыденной, бытовой почве не держится; скучная рутина с успехом заменяет его (и так будет всегда). Это грустно, но тоска по чудесам не только не во вред — она даже на пользу.

НЕДОСТАТКИ романа на «Иных ветрах»:

1. только один, глубочайший, но его — как я сказал выше — можно также считать достоинством: та самая идея об исчезновении романтики; причем дело не в ней самой, а в ощущении, что «так и надо», мол, смириться с отсутствием чуда в повседневной жизни — это хорошо.

Мне очень трудно примирить в своем сознании то, ЧТО написано — с тем, КАК написано. Но за хороший язык и стиль я (наверно) Ле Гуин могу простить и не такое.

ps Кстати, если уж позволить себе пофантазировать... на фоне всеобщего увлечения «Доктором Кто» нетрудно представить, как умная и ироничная Карен Гиллан впишется в роль Техану; и вряд ли надо пояснять, как хорошо могла бы воплотить на экране принцессу Сессеракх самая большая няша и обаяша нашего современного кино — Дженна Коулмен. ...Такую экранизацию я бы с удовольствием посмотрел :Р

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальным авторам главное вовремя остановиться. Мне просто тягостно молчать после прочтения этой книги.

Я сначала даже не поверила, что это произведение написала Урсула Ле Гуин.

Это произведение напоминает мне какой-то фанфик, роман «по мотивам», в нём ни на секунду не чувствуется того духа, что был в первых четырёх романах. Они были связаны между собой незримой нитью, все разные, но под одной эгидой.

Всё выбивается из колеи, начиная от упрощённого невкусного языка, к которому даже сложно привыкнуть поначалу, заканчивая натянутостью и неестественностью персонажей. Оболочка прежняя, да вот содержание подменили.

Напоминает стандартное продолжение многосерийного сериала. В начале была старая, но мощно описанная идея о том, как гордыня превращает человека с колоссальными способностями в машину смерти, в чудовище, способное погубить всё в этом мире и опасное прежде всего для самого себя; человек, обладающий каким-либо мощным даром, должен быть чистым душой, бескорыстным, добрым и любящим, хотя внешне может быть и суровым. Именно таким и становится Гед после своих суровых скитаний в поисках врага; всё это окутано в волшебную обёртку под названием «Фентези», что делает роман ещё более увлекательным и «волшебным».

В «Гробницах Атуана» и «На последнем берегу» как раз и происходит развитие идеи и сюжета: мир «Земноморья» расширяется, наполняется новыми подробностями и сюжетными линиями, в конце-концов книга «На последнем берегу» полна приключений и захватывающих моментов. «Техану» — очень самостоятельное произведение, немного тягучее, суровое, но в духе прошлых книг. Оно похоже на отголосок чего-то великого, свершившегося в прошлом, на эхо.

А что такое «На иных ветрах»? Сериал логически закончился, местами с непонятками, однако закончился всё-таки... и к нему упорно продолжают штамповать серии. Пустая оболочка, книга, написанная не душой, а головой, то ли от того, что не хочется снимать долгоиграющую пластинку, то ли от неспособности придумать что-то новое.

А стоило ли?...

Чем выше взлетишь, тем больнее падать. Полное разочарование.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«И надо ли перечислять?

Мечты стандартные всё краше.

У них все будет, но опять

Встает вопрос: а что же дальше?»

Книга получилась... если попробовать высказать одним словом, то — дерзкая. Книга-вызов. И шаблонам и штампам, и автора-позднего автору-раннему. Не всем нравится, да. Но так уж получилось, что я как-то изначально не подпал под обаяние изначальной трилогии. И вроде бы вот она, чреда Добрых, Светлых, и Мудрых Волшебников — Мерлин, Гэндальф, Дамблдор, Зорандер, Гед — но это же обман и самообман! В том смысле, что нет здесь никакой цельной «чреды», точно так же, как нет никакой цельной «стены» классиков российской литературы, в едином порыве и единым строем неумолимо сеявших Разумное, Доброе, Вечное... Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов — это всё-таки разные люди с разными идеалами. И нельзя одновременно считать своими духовными наставниками Толстого и Достоевского. Вот точно так же и с мудрыми волшебниками.

Итак, финал «На последнем берегу». Противостояние Коба и Геда. Напоминает противостояние Волан-де-Морта и Дамблдора, не так ли? Коб, не желающий умирать, творит свой ритуал — да такой, что любой Тёмный Лорд бы обзавидовался! А Гед объясняет ему, что его ритуал, собственно говоря, плох именно тем, что не достигает цели (в отличие от крестража, который как раз плох, в первую очередь, технологией создания). Даруя вечную жизнь, он лишает её того, ради чего, собственно, и стоило бы жить... Всё это жуть как мудро, но вот вопрос: а что же дальше? И вот тут-то и высвечивается разница.

Если мы возьмём того же Дамблдора, суть его мировоззрения заключается в вере. Я не буду говорить о Боге, сам он не ведёт теологических бесед. Но это, по меньшей мере, вера в то, что мироздание в основе своей добро, и в то, что душа человеческая движется именно «вперёд». Будучи для магического мира естествоиспытателем и изобретателем, он, тем не менее, мистик. Он предполагает, что Дары Смерти рукотворны — и в то же время смотрит на них не функционально. Он верит в Любовь — если не божественную, то, по крайней мере, человеческую. А во что верит Гед?

Да, он тоже отстаивает правильность текущего мироустройства. И его философию недеяния легко перепутать с верой в Высший Промысел, будь то Бог или Карма. Но при этом он не просто верит, а ЗНАЕТ, что есть загробный мир и посмертие. Знает, как оно устроено. И для него нет никакого «вперёд». Только вечный круг бытия. А вот Любовь вечной не бывает. Искорке любви суждено вспыхнуть — и погаснуть навсегда в месте, где пьют пыль и где матерям нет дела до своих детей. И восстание Коба против такой судьбы он мажет чёрной краской целиком и полностью — не только потому что воплощение попытки, мягко говоря, неудачно, но и потому что сама идея вызывает у него отторжение. А это вызвало отторжение, в свою очередь, уже у меня.

В самом деле, представьте: человечеству грозит эпидемия. Чума, рак и СПИД в одном флаконе. И вот некий шарлатан пытается «лечить» людей адской смесью из героина, цианида, пургена и радиоактивного полония. Нужно ли дать по рукам зарвавшемуся мошеннику? Безусловно. Нужно ли при этом убеждать всех «благодарно принимать» болезнь, полностью отказываясь от ЛЮБЫХ попыток лечения хоть чем-нибудь? Ой, не факт!..

И вот спустя столько лет я почувствовал себя отмщённым. Оказывается, Чёрный Властелин восставал не против богоустановленного миропорядка, а всего лишь против последствий старинного ритуала древних чародеев. Оказывается, можно всё-таки назвать болезнь болезнью! Оказывается, путь «вперёд» не закрыт.

И вот каково это — когда память поверженного Коба встаёт перед глазами экс-волшебника и напевает: «Ну признайся, что папа был прав!»? ;-)

И абсолютно не важно, что «экшна» и в самом деле нет. Но масштаб происходящих событий колоссален...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, автор завершила историю, показав нам, какими стали герои и сам мир Земноморья. Мы проследили весь жизненный путь многих героев, и к чему это привело. Казалось бы, что может быть хуже того, что из мира начала пропадать магия? Оказывается может — размытие границ между жизнью и смертью. В заключительной книге цикла автор наконец-то раскрывает тему происхождения магии и сосуществования людей и драконов.

То, что во всех книгах цикла почти отсутствует динамика, все идет неспешно, спокойно, даже битвы магов происходят как-то тихо, придает таинственности и шарма. Неоднократно автор затрагивает важные темы любви, самопожертвования и чести.

Итог: повторюсь, если бы я читал цикл лет в 14-16, он бы понравился мне гораздо больше, но все же я рад, что ознакомился с классикой фэнтези.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучше, чем «Техану»; идеология, во всяком случае, пейзаж не застит.

И, тем не менее, это совершенно неправильная книга. Потому что Ле Гуин радостно продолжила разрушение мира, созданного тридцать лет назад. В «Техану» был «другой» (женский) взгляд на устройство мира — навязчиво, скучно, но, в конечном счете, укладывается в начальную концепцию.

Потом был сборник фанфиков «Сказания Земноморья» (то, что в данном случае фанфикер — сам автор, значения не имеет), в котором выяснилось, что школу на острове Рок основали женщины, а потом мужики их оттеснили.

А теперь Ле Гуин решила, что неверным было ВСЁ.

То есть буквально всё — и система Истинных Имен, и равновесие между жизнью и смертью и, конечно же, сухая страна по Ту Сторону Стены. Потому что бродить после смерти по шеолу — это плохо, а растворяться в мире — наоборот, хорошо, и мертвые к этому всей душой стремятся.

Самое обидное — в книге есть отличные страницы: спокойствие старого Геда на Гонте; покой Имманентной рощи; заря в стране мертвых... Впрочем, и это — вариации на темы «Последнего берега».

Книги под лозунгом «Не так всё это было» обречены на неудачу, если пытаются опровергнуть художественный или религиозный текст: «первоисточник», как правило, настолько целостен и убедителен, что попытки подобрать другие мотивировки или логические связи... попросту смехотворны.

И очень грустно, что Ле Гуин опустилась до уровня Филипа Пуллмана.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько дней после прочтения думал: «А о чём это всё было?».... Но так и не понял. Сложилось устойчивое впечатление, что на волне воинствующего феминизма ЛеГуин штампует литературу откровенно феминистического толка. Из мужских персонажей более или менее позитивно выглядит только Олдер, да и тот выступает фактически в роли инструмента, а не главного героя. Остальные — либо недопонимают роли женщины (Лебаннен, матера Рока), либо просто чего-то недопонимают (Оникс), либо «списаны в утиль» (Гед).

Зато женщины — одна другой важнее! И каждая (sic!!!) важна для общей картины, которую грубой кистью рисует автор! Ну и роли полудракона/получеловека как всегда удостоены только женщины!

Весьма примитивные художественные средства использует автор для довольно нелогичного произведения...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу — это самая ужасная вещь из всего цикла о Земноморье, сюжетная линия высосана из пальца, разговоры героев напоминают мексиканскую мыльную оперу на 300 серий. Я надеюсь это последний роман о Земноморье ибо если следующий будет ещё хуже, то это будет просто ПОЗОР для такого автора

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман красивый и грустный. Он так запутан, что менее терпеливые люди могут бросить его на половине. Он так хорош, что любители жанра ни за что не выпустят книгу из рук. Здесь появляются все, кто был связан с циклом «Волшебник Земноморья» — сам Гед, Тенар, Техану, Мастера Рока, король Лебаннен, Ириан. Есть и новые герои, с бед которых и начинается роман, есть герои, которые появляются как будто бы и без определенной цели, но в итоге и они получают свою долю славы. И все так причудливо переплетается, что кажется – ну бред же, ничем не связанный! Ан нет, все оказывается взаимосвязанным (правда, тут нужно иметь терпение добраться до места, где все это выясняется).

Основная идея романа строится вокруг старой истории о родстве людей и драконов. Это, так сказать, кости произведения.

Мышцы – это герои, которых много, но которые знакомы нам уже достаточно хорошо, и, в принципе, ни один в этом итоговом романе не изменит себе. Какими мы их знали с самого начала цикла, такими они и останутся. И это радует.

А вот мясо – это события, что происходят в романе, и они поданы автором не каким-нибудь там «шведским столом», а самым что ни на есть пиром, где столы ломятся от яств. Мяса здесь так много, что того и гляди объешься. Однако это очень хорошо приготовленное мясо. Каждое событие здесь что-то да значит, хотя не всегда можно сразу догадаться, зачем то или иное событие описано. Некоторые моменты, особенно когда дело касается мастерства волшебников (а их в этом романе хватает), до того темны, что приходится довольствоваться собственными догадками.

Если уж подводить итог такому непростому произведению, то скажу: это очень хороший роман, очень удачное завершение прекрасного цикла. Читать этот роман считаю обязательным с циклом «ВЗ», иначе история останется недосказанной. Этим романом автор расставила точки над «i».

+10

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх