FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «На иных ветрах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Голосов:
504
Моя оценка:
-

подробнее

На иных ветрах

The Other Wind

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Деревенский колдун, явившийся к бывшему Верховному Магу Земноморья Ястребу-Перепелятнику, становится вестником грядущих великих событий. Рушится стена, отделяющая мир живых от Темной Страны не нашедших успокоения мертвецов. Чем это грозит миру, не знает никто. Искать ответ предстоит королю Лебаннену и Мастерам Рока, но уже без Ястреба. Самый мудрый и сильный из них, однажды уже спасший Земноморье от гибели, он потерял свое могущество.

Входит в:

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2002 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2002 // Мифопоэтическая премия за произведение для взрослых

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第35回 (2004) // Переводной роман

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2005 // Зарубежный роман. 2-е место (США)


Издания: ВСЕ (7)

На иных ветрах
2003 г.
Сказания Земноморья
2004 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Сказания Земноморья
2007 г.
На иных ветрах
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучше, чем «Техану»; идеология, во всяком случае, пейзаж не застит.

И, тем не менее, это совершенно неправильная книга. Потому что Ле Гуин радостно продолжила разрушение мира, созданного тридцать лет назад. В «Техану» был «другой» (женский) взгляд на устройство мира — навязчиво, скучно, но, в конечном счете, укладывается в начальную концепцию.

Потом был сборник фанфиков «Сказания Земноморья» (то, что в данном случае фанфикер — сам автор, значения не имеет), в котором выяснилось, что школу на острове Рок основали женщины, а потом мужики их оттеснили.

А теперь Ле Гуин решила, что неверным было ВСЁ.

То есть буквально всё — и система Истинных Имен, и равновесие между жизнью и смертью и, конечно же, сухая страна по Ту Сторону Стены. Потому что бродить после смерти по шеолу — это плохо, а растворяться в мире — наоборот, хорошо, и мертвые к этому всей душой стремятся.

Самое обидное — в книге есть отличные страницы: спокойствие старого Геда на Гонте; покой Имманентной рощи; заря в стране мертвых... Впрочем, и это — вариации на темы «Последнего берега».

Книги под лозунгом «Не так всё это было» обречены на неудачу, если пытаются опровергнуть художественный или религиозный текст: «первоисточник», как правило, настолько целостен и убедителен, что попытки подобрать другие мотивировки или логические связи... попросту смехотворны.

И очень грустно, что Ле Гуин опустилась до уровня Филипа Пуллмана.

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько дней после прочтения думал: «А о чём это всё было?».... Но так и не понял. Сложилось устойчивое впечатление, что на волне воинствующего феминизма ЛеГуин штампует литературу откровенно феминистического толка. Из мужских персонажей более или менее позитивно выглядит только Олдер, да и тот выступает фактически в роли инструмента, а не главного героя. Остальные — либо недопонимают роли женщины (Лебаннен, матера Рока), либо просто чего-то недопонимают (Оникс), либо «списаны в утиль» (Гед).

Зато женщины — одна другой важнее! И каждая (sic!!!) важна для общей картины, которую грубой кистью рисует автор! Ну и роли полудракона/получеловека как всегда удостоены только женщины!

Весьма примитивные художественные средства использует автор для довольно нелогичного произведения...

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальным авторам главное вовремя остановиться. Мне просто тягостно молчать после прочтения этой книги.

Я сначала даже не поверила, что это произведение написала Урсула Ле Гуин.

Это произведение напоминает мне какой-то фанфик, роман «по мотивам», в нём ни на секунду не чувствуется того духа, что был в первых четырёх романах. Они были связаны между собой незримой нитью, все разные, но под одной эгидой.

Всё выбивается из колеи, начиная от упрощённого невкусного языка, к которому даже сложно привыкнуть поначалу, заканчивая натянутостью и неестественностью персонажей. Оболочка прежняя, да вот содержание подменили.

Напоминает стандартное продолжение многосерийного сериала. В начале была старая, но мощно описанная идея о том, как гордыня превращает человека с колоссальными способностями в машину смерти, в чудовище, способное погубить всё в этом мире и опасное прежде всего для самого себя; человек, обладающий каким-либо мощным даром, должен быть чистым душой, бескорыстным, добрым и любящим, хотя внешне может быть и суровым. Именно таким и становится Гед после своих суровых скитаний в поисках врага; всё это окутано в волшебную обёртку под названием «Фентези», что делает роман ещё более увлекательным и «волшебным».

В «Гробницах Атуана» и «На последнем берегу» как раз и происходит развитие идеи и сюжета: мир «Земноморья» расширяется, наполняется новыми подробностями и сюжетными линиями, в конце-концов книга «На последнем берегу» полна приключений и захватывающих моментов. «Техану» — очень самостоятельное произведение, немного тягучее, суровое, но в духе прошлых книг. Оно похоже на отголосок чего-то великого, свершившегося в прошлом, на эхо.

А что такое «На иных ветрах»? Сериал логически закончился, местами с непонятками, однако закончился всё-таки... и к нему упорно продолжают штамповать серии. Пустая оболочка, книга, написанная не душой, а головой, то ли от того, что не хочется снимать долгоиграющую пластинку, то ли от неспособности придумать что-то новое.

А стоило ли?...

Чем выше взлетишь, тем больнее падать. Полное разочарование.

Оценка: 1
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пятый и последний (на данный момент) роман Ле Гуи о мире Земноморья, посвященный событиям что имели место быть годы спустя после событий описываемых в «оригинальной трилогии» и ее приложении «Техану».

В первую очередь при прочтении книги можно заметь факт того что стилистика и характер изложения событий довольно сильно отличаются от предыдущих романов. В прошлых романах несмотря на богатство и красоту языка изложения текст был довольно сложен и немного суховат, особенно это касается первой книги – «Волшебник Земноморья». Много места на описание пейзажев, архитектуры и прочего антуража и довольно малая доля диалогов тем более что максимум в произведениях фигурирует два – три персонажа. Написанном годы спустя данном продолжении картина иная. В первую очередь возросла доля диалогов в тексте а также возросло число и героев (здесь их фигурирует целый десяток и не один из них не тянет на роль излишнего и вместе с тем не одного не назовешь центральным) и сменилась тематика разговоров так скажем. С мудрыми размышлениями соседствуют ситуации где герои обсуждают вполне обыденные приземленные вещи – как например сватовство, или воспоминания о былой любви, да и герои в том числе заведомо серьезные (вроде короля Земноморья Лебанена) выглядят довольно смешно оказываясь в неловких ситуациях или же нервничая что делает образы более жизненными. Чеканная эпика сменилась обыденностью.

В книге огромное внимание уделяется самому миру Земноморья, точнее тому каким он стал за предыдущие годы. Труды Геда на посту Верховного Мага и Аррена не прошли даром – Земноморье – а именно Архипелаг и Предела вошли в состав объединенного Королевства во главе с королем Лебаненом что правил государством с помощью при подержке и согласии различных сословий и представителей отдельных островов, и даже такое отдаленное место как остров Астоуэлл стали частями государства. Хавнор – стал столицей и центром мира, потеснив остров Рок что ранее брал на себя такую роль. С этим связанны и основные сюжетные линии книги – отношение людей с драконами, а также непростые взаимоотношения между самими людьми – двумя извечно враждующими народами – каргами и остальной частью Земноморья.

Тема взаимоотношения между драконами и людьми поднималась и ранее. Кем являлись драконы, почему они в отличии от людей владели Истинной Речью ранее было неизвестно и тематика эта стала подниматься лишь в Техану, имели продолжение в рассказе «Стрекоза» и имеют логическое завершение здесь. Раскроется загадка происхождения магических знаний что обладают люди, причина вражды людей и драконов, впрочем что бы все узнать необходимо прочесть книгу. Второй же линией что честно переплетена с первой является взаимоотношение ардических народов с каргами. Карги а точнее их государство Каргадская империя как известно были извечными врагами западных островов и не шли ни на какие мирные контакты с другими народами в данной книге резко переменили свое поведение и медленно сближаются с Земноморьем пока что на уровне экономических и дипломатических отношений. Будет раскрыта история причина вражды между двумя народами, и при этом земноморцы окажутся далеко не самыми правыми, когда как карги как раз наоборот.

В целом в данном романе произойдет весьма основательная переоценка ценностей, многое из того что ранее считалось правильным и самим собой разумеющимся окажется далеко не таким, но в целом ничего страшного в этом нет – в книге описываются иные времена, в событиях принимает участие новое поколение людей что живут в изменяющемся на глазах мире и им свойственен пересмотр ценностей. Вся жизнь идет на иными ветрах.

Хотелось бы уделить внимание и персонажам книги. В ней их очень много и каждый играет определенную роль, в событиях в той или иной мере принимают участие большинство персонажей предыдущих произведений и упомянуты те кто отсутствует (кроме Джаспера). Гед – бывший великий маг что потерял силу ради спасения мира теперь довольствуется уделом простого фермера Гонта и покидать остров и не собирается, но тем не менее и он в случае серьезных обстоятельств не остается в стороне и готов помочь мудрым советом. Тенар – бывшая жрица Безымянных и «Белая дама» довольствуется уделом супруги Геда и ее более волнуют дела семьи и дома, но и она при обстоятельствах может принимать участие в делах общегосударственного (а возможно и вселенской) важности. Самыми же главными и возможно интересными и продуманными героями являются король Земноморья Лебаннен и каргадская принцесса Сесеракх.

Лебаненн уже известен читателям по предыдущим произведениям – ранее он выступал как спутник Геда и некоронованный юноша – принц, здесь же это уже взрослый мужчина – король что правит обширным и разношерстным государством. Где то все дела во благо государства улаживаются мирно и при согласии, где то приходится действовать мечем и огнем. Король старается править мудро и справедливо, но далеко не все так складывается благополучно для самого Лебаненна. Личная жизнь складывается неважно, а поданные тем временем ждут королеву и наследников, а достойная претендентка как то и не находится. Кроме того на голову сваливаются нелегкие отношения с каргами и драконами которые выливаются с неожиданным знакомством с Сесеракх. Девушка новый персонаж. Дочери каргадского военачальника уроженке глуши и затворнице пришлось пережить взлет отца и революцию в стране и оказаться в переплете – по воле отца направится в совершенно другую страну и другим людям что извечно позиционируются на родине врагами по непонятным причинам, при этом даже не подозревая о факте того что люди могут говорить на иных языках.

В целом развивается настоящая трагикомедия когда одному необходимо женится изначально неведомо на ком и сделать ее королевой, а иначе война, а второй стать женой того и королевой тех кто для нее словно с другой планеты. Союз которому как казалось не может возникнуть из за столь разительного различия, но тем не менее небывало бывает и все заканчивается благополучно, во всяком случае Тенар и Гед между которыми ранее произошло нечто схожее в этом не сомневаются. Во всяком случае эта пара не может своим поведением не вызвать улыбку и ей нельзя не посочувствовать, и проявить симпатию.

Итог – достойное продолжение предыдущих книг что развивают и продолжают ранее поднятые вопросы и представляют их под иным точкой зрения.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Об этой книге можно говорить долго. Рассуждать — мол, вот, Ле Гуин уже дописалась до того, что сама себе противоречит (сложная магическая система Истинных Имен, оказывается, больше в Земноморье не нужна. Да и не была нужна никогда: это волшебники неправильно суть дела представляли. И вообще, драконье начало в людях — не такое уж благо, как говорилось ранее).

Но на это могут резонно возразить: что ж тут такого страшного? Автор пересмотрела собственный канон — вещь не такая уж редкая, особенно в нынешние времена. Это не называется «переврать», это просто «не так, как читатели привыкли». Вторая часть классической трилогии — «Гробницы Атуана» — тоже была неожиданной и абсолютно не такой, как 1-й роман. Почему же от «Гробниц» никто не плюется?..

В общем, поклонники последнего романа и те, кто его не любит (а я, наверное, пока еще не определился, к кому отношу сам себя) могут ломать копья вечно. Поэтому я скажу проще. Ниже перечислены достоинства и недостатки этой книги — а вы уж решайте сами, что важнее...

Итак, ДОСТОИНСТВА «На иных ветрах»:

1. Очень обаятельные образы женщин — умных, сильных духом, но не подделывающихся под мужиков (как сейчас модно), скорее хранительниц мира и покоя (оставим в стороне ехидные подколки пана Сапека. который... того... слегка переборщил с обвинениями Ле Гуин в феминизме. Просто заметим, что не все в этом мире зависит от мужчин. Не всю погоду делают храбрые герои; кое-где не обойтись без женской руки, направляющей, поправляющей и — втайне — управляющей).

2. «Никто не забыт, ничто не забыто». Я говорю, во-первых, о старом друге главного героя — волшебнике Ветче (для меня было нечаянной радостью упоминание его имени в начале книги). А во-вторых... Вот такая небольшая, но трогательная деталь: Знаток Имен, которого, как всегда, зовут Курремкармеррук, так же ждет новых учеников в своей башне — но это уже совсем другой Курремкармеррук: тот, кого мы знали и любили по первым 3-м книгам,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ушел из жизни
Однако никто не забыт и ничто не забыто (в «шеоле» нет ничего, только пыль да тени. А он «стал землей и солнечным светом, листьями деревьев и полетом орла...» Ну, вы помните). Нехитрая мораль, казалось бы... а слезы почему-то на глаза наворачиваются.

3. Радости простой жизни, которые во сто раз важнее любой магии («Сеппель жил в старом городе, возле верфей, совсем недалеко от улицы Корабелов... Духота позднего лета проникла и сюда, ...поверх плоских крыш с оградами и садами, поверх выгнутых резных мостиков между ними, поверх подернутых дымкой холмов туда, где парил в летнем воздухе огромный бледно-серебристый купол горы»). Вот за это я и люблю творчество бабушки Урсулы: вроде все неброско, не гламурно, а есть в этом своя, доподлинная красота.

4. «Вот драконы уходят из мира — столь безвременно, невозвратно... Вот драконы уходят из мира — видно, с миром что-то неладно!» Так же у Толкина уходили эльфы; что поделать, волшебство на обыденной, бытовой почве не держится; скучная рутина с успехом заменяет его (и так будет всегда). Это грустно, но тоска по чудесам не только не во вред — она даже на пользу.

НЕДОСТАТКИ романа на «Иных ветрах»:

1. только один, глубочайший, но его — как я сказал выше — можно также считать достоинством: та самая идея об исчезновении романтики; причем дело не в ней самой, а в ощущении, что «так и надо», мол, смириться с отсутствием чуда в повседневной жизни — это хорошо.

Мне очень трудно примирить в своем сознании то, ЧТО написано — с тем, КАК написано. Но за хороший язык и стиль я (наверно) Ле Гуин могу простить и не такое.

ps Кстати, если уж позволить себе пофантазировать... на фоне всеобщего увлечения «Доктором Кто» нетрудно представить, как умная и ироничная Карен Гиллан впишется в роль Техану; и вряд ли надо пояснять, как хорошо могла бы воплотить на экране принцессу Сессеракх самая большая няша и обаяша нашего современного кино — Дженна Коулмен. ...Такую экранизацию я бы с удовольствием посмотрел :Р

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман красивый и грустный. Он так запутан, что менее терпеливые люди могут бросить его на половине. Он так хорош, что любители жанра ни за что не выпустят книгу из рук. Здесь появляются все, кто был связан с циклом «Волшебник Земноморья» — сам Гед, Тенар, Техану, Мастера Рока, король Лебаннен, Ириан. Есть и новые герои, с бед которых и начинается роман, есть герои, которые появляются как будто бы и без определенной цели, но в итоге и они получают свою долю славы. И все так причудливо переплетается, что кажется – ну бред же, ничем не связанный! Ан нет, все оказывается взаимосвязанным (правда, тут нужно иметь терпение добраться до места, где все это выясняется).

Основная идея романа строится вокруг старой истории о родстве людей и драконов. Это, так сказать, кости произведения.

Мышцы – это герои, которых много, но которые знакомы нам уже достаточно хорошо, и, в принципе, ни один в этом итоговом романе не изменит себе. Какими мы их знали с самого начала цикла, такими они и останутся. И это радует.

А вот мясо – это события, что происходят в романе, и они поданы автором не каким-нибудь там «шведским столом», а самым что ни на есть пиром, где столы ломятся от яств. Мяса здесь так много, что того и гляди объешься. Однако это очень хорошо приготовленное мясо. Каждое событие здесь что-то да значит, хотя не всегда можно сразу догадаться, зачем то или иное событие описано. Некоторые моменты, особенно когда дело касается мастерства волшебников (а их в этом романе хватает), до того темны, что приходится довольствоваться собственными догадками.

Если уж подводить итог такому непростому произведению, то скажу: это очень хороший роман, очень удачное завершение прекрасного цикла. Читать этот роман считаю обязательным с циклом «ВЗ», иначе история останется недосказанной. Этим романом автор расставила точки над «i».

+10

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как замечательно то, что свой предновогодний отзыв я могу посвятить не поиску ляпов и разбору ошибок, а просто порадоваться, что пройден длинный путь в двадцать пять лет, начавшийся тогда, когда я ходил в школу, а славное издательство «Северо-Запад» одарило меня посредством библиотеки трилогией Урсулы Ле Гуин о Земноморье...

Много было с той поры читано и перечитано всяческих книг, содержание доброй половины которых уже совершенно испарилось из памяти, а иные из тех, что некогда вызывали восторг, теперь бережно хранятся от печальной участи, чтобы я их перечитал, ибо чудо рассеется, карета обернется тыквой окончательно и бесповоротно...

Но образы моря и островов, образы рощ и ручьев, парящих в небе драконов и плывущих в их тени кораблей хранятся в памяти...

Не потускнело нисколько описание ученичества и первых магических свершений Геда, равно как и охватывает всякий раз волнение при воспоминании о впечатлениях, вызванных тревогой за его участь в мрачных подземельях гробниц Атуана. Что уж говорить о преклонении перед подвигом того, кто отважился заговорить с драконом и отправиться в страну мертвых, кто принес в жертву свой великий дар ради спасения мира из паутины небытия...

Потом я мечтал о продолжении, не зная, что оно уже существует. И с превеликой радостью обнаружил существование четвертой книги, не похожей ни на одну из предыдущих так же, как не были похожи друг на друга романы исходной трилогии. И как удивительно было узнать, что драконы и люди некогда были единым целым, пока одни не выбрали полет и первобытную дикость, а другие — развитие цивилизации, привязавшей их к земле...

И снова я мечтал о продолжении. Хотя уже знал о его наличии. Но боялся...

Боялся прочесть, потому что слышал уже о массе негативных отзывов. Слышал о том, что Ле Гуин якобы предала дух и букву первоначальной трилогии. Что она сочинила всего лишь кривой фанфик на свои собственные шедевры. Что она извратила смысл своей собственной мифологии, пропитав ее пагубной эссенцией феминизма. И даже сподобились обвинить в том, что негоже автору фэнтези завершать цикл романов книгой, в которой речь идет о том, что магия окончательно уходит из мира, драконы улетают на запад, на закат, на иные ветра, а бывшие волшебники бредут на огород заниматься окучиванием капусты...

Зря боялся. Надо было вспомнить, что и первые книги были окрашены светлой грустью по поводу постепенного ухода волшебства в мир преданий и легенд. Что и там подлинное волшебство, а не деревенское знахарство или площадное шарлатанство, было чем-то уникальным. И в отличие от книг иных авторов, драконы не роились десятками в каждой главе, каждая встреча с ними являлась событием уникальным, как если бы я ,не зная местоположения Эрмитажа, поехал бы в Санкт-Петербург и случайно встретил бы там академика Пиотровского...

Поэтому «На иных ветрах» — не предательство, не извращение мифологии и не фанфик. Это логическое завершение мифологии. Герои и боги остаются в прошлом, остаются в памяти тех, кто хочет помнить, стираются из памяти тех, кто хочет забыть. Магия и драконы — это не добрая детская сказка. Это огонь, пламя, смерть, вероломство, ложь, полное пренебрежение нормами морали. Любоваться всем этим лучше издалека. Вот и Геду проще быть честным и добрым человеком, окучивающим капусту и наслаждающимся деревенским кислым вином, чем раз за разом совершать путешествия туда, где исчезает граница между добром и злом, где надо искать равновесие между жизнями тех, кого ты спас, и смертями тех, кого ты был вынужден погубить...

А бывают такие времена, когда оставаться честным и простым человеком — вот самый великий, хоть и незаметный подвиг...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу — это самая ужасная вещь из всего цикла о Земноморье, сюжетная линия высосана из пальца, разговоры героев напоминают мексиканскую мыльную оперу на 300 серий. Я надеюсь это последний роман о Земноморье ибо если следующий будет ещё хуже, то это будет просто ПОЗОР для такого автора

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение последнего романа о Земноморье напоминало мне бесконечную синусоиду. То затягивает до невозможности оставить книгу хоть на минуту, то — хоть бросай ее тут же. Что не понравилось: длинная, очень длинная завязка. Настолько длинная, что вот уже осталось совсем мало страниц до конца книги, а кульминации еще не видно, не то что развязки. Слишком много загадок, на которые были даны ответы, конечно, но почему-то эти ответы совершенно не удовлетворили читательский интерес. Что понравилось: написано сочно, зрелищно, вкусно. Поэтому и затягивает. Прекрасна история любви Олдера и Лили. Прекрасны чувства, эмоции. Все описано яркими красками и... очень по-женски. Но послевкусие после прочтения остается несколько странноватое. Хорошо написано. Но — что это было? Завязка, загадка за загадкой, плавный настрой, надежда на разгадку и — а все! Вот вам, читатели, ответы, вот конец, но... Нет окончания. И катарсиса, почему-то, тоже.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увы, роман напоминает худшие вещи из сборника «Сказания Земноморья» — вяло, анемично, феминистский пафос, попросту неинтересно. Выдохлось Земноморье, ушло из него волшебство...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«И надо ли перечислять?

Мечты стандартные всё краше.

У них все будет, но опять

Встает вопрос: а что же дальше?»

Книга получилась... если попробовать высказать одним словом, то — дерзкая. Книга-вызов. И шаблонам и штампам, и автора-позднего автору-раннему. Не всем нравится, да. Но так уж получилось, что я как-то изначально не подпал под обаяние изначальной трилогии. И вроде бы вот она, чреда Добрых, Светлых, и Мудрых Волшебников — Мерлин, Гэндальф, Дамблдор, Зорандер, Гед — но это же обман и самообман! В том смысле, что нет здесь никакой цельной «чреды», точно так же, как нет никакой цельной «стены» классиков российской литературы, в едином порыве и единым строем неумолимо сеявших Разумное, Доброе, Вечное... Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов — это всё-таки разные люди с разными идеалами. И нельзя одновременно считать своими духовными наставниками Толстого и Достоевского. Вот точно так же и с мудрыми волшебниками.

Итак, финал «На последнем берегу». Противостояние Коба и Геда. Напоминает противостояние Волан-де-Морта и Дамблдора, не так ли? Коб, не желающий умирать, творит свой ритуал — да такой, что любой Тёмный Лорд бы обзавидовался! А Гед объясняет ему, что его ритуал, собственно говоря, плох именно тем, что не достигает цели (в отличие от крестража, который как раз плох, в первую очередь, технологией создания). Даруя вечную жизнь, он лишает её того, ради чего, собственно, и стоило бы жить... Всё это жуть как мудро, но вот вопрос: а что же дальше? И вот тут-то и высвечивается разница.

Если мы возьмём того же Дамблдора, суть его мировоззрения заключается в вере. Я не буду говорить о Боге, сам он не ведёт теологических бесед. Но это, по меньшей мере, вера в то, что мироздание в основе своей добро, и в то, что душа человеческая движется именно «вперёд». Будучи для магического мира естествоиспытателем и изобретателем, он, тем не менее, мистик. Он предполагает, что Дары Смерти рукотворны — и в то же время смотрит на них не функционально. Он верит в Любовь — если не божественную, то, по крайней мере, человеческую. А во что верит Гед?

Да, он тоже отстаивает правильность текущего мироустройства. И его философию недеяния легко перепутать с верой в Высший Промысел, будь то Бог или Карма. Но при этом он не просто верит, а ЗНАЕТ, что есть загробный мир и посмертие. Знает, как оно устроено. И для него нет никакого «вперёд». Только вечный круг бытия. А вот Любовь вечной не бывает. Искорке любви суждено вспыхнуть — и погаснуть навсегда в месте, где пьют пыль и где матерям нет дела до своих детей. И восстание Коба против такой судьбы он мажет чёрной краской целиком и полностью — не только потому что воплощение попытки, мягко говоря, неудачно, но и потому что сама идея вызывает у него отторжение. А это вызвало отторжение, в свою очередь, уже у меня.

В самом деле, представьте: человечеству грозит эпидемия. Чума, рак и СПИД в одном флаконе. И вот некий шарлатан пытается «лечить» людей адской смесью из героина, цианида, пургена и радиоактивного полония. Нужно ли дать по рукам зарвавшемуся мошеннику? Безусловно. Нужно ли при этом убеждать всех «благодарно принимать» болезнь, полностью отказываясь от ЛЮБЫХ попыток лечения хоть чем-нибудь? Ой, не факт!..

И вот спустя столько лет я почувствовал себя отмщённым. Оказывается, Чёрный Властелин восставал не против богоустановленного миропорядка, а всего лишь против последствий старинного ритуала древних чародеев. Оказывается, можно всё-таки назвать болезнь болезнью! Оказывается, путь «вперёд» не закрыт.

И вот каково это — когда память поверженного Коба встаёт перед глазами экс-волшебника и напевает: «Ну признайся, что папа был прав!»? ;-)

И абсолютно не важно, что «экшна» и в самом деле нет. Но масштаб происходящих событий колоссален...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень много размышлений...

Мне, например, понравился Буксирчик))) Только вот возмутило, что он, в итоге, стал НЕ НУЖЕН. Понравился конец. И сломанная стена. И любовь Мастера Путеводителя к Иреан. И Техану (она наконец стала тем, чем и должна была быть)

Только вот когда вспоминаешь Волшебника, Дьюни, Ветча (о котором так и не вспомнили, как и о Джаспере — он меня очень интерисовал)) становится чуть грустно. И Тенар уже на та ТЕНАР с Атуана. И Гед уже не ТОТ Гед. :weep:

А... впрочем все меняется)

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что очень понравилось, с моей точки зрения худший роман цикла. Слишком подробно описываются не влияющие на сюжет детали, а то, что действительно интересно подано чуть ли не в газетно-репортажном стиле. Но прочесть пожалуй стоит. Здесь видно, как изменились представления автора о смерти по сравнению с «Последним берегом». Думаю, что когда писалась первая смерть была от автора ещё в отдалении и она могла рассуждать об её необходимости для космического равновесия. Эти рассуждения никогда не казались мне убедительными. Противоположностью смерти является не жизнь, а рождение. Это точки на концах отрезка жизни-бытия. Противоположностью жизни является небытие. И вот тут никакого равновесия нет. Конечный отрезок и две вечности впереди и позади.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сути, автор завершила историю, показав нам, какими стали герои и сам мир Земноморья. Мы проследили весь жизненный путь многих героев, и к чему это привело. Казалось бы, что может быть хуже того, что из мира начала пропадать магия? Оказывается может — размытие границ между жизнью и смертью. В заключительной книге цикла автор наконец-то раскрывает тему происхождения магии и сосуществования людей и драконов.

То, что во всех книгах цикла почти отсутствует динамика, все идет неспешно, спокойно, даже битвы магов происходят как-то тихо, придает таинственности и шарма. Неоднократно автор затрагивает важные темы любви, самопожертвования и чести.

Итог: повторюсь, если бы я читал цикл лет в 14-16, он бы понравился мне гораздо больше, но все же я рад, что ознакомился с классикой фэнтези.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждому свое, кто-то предпочитает длительное развитие сюжета, кому-то нужно завершение романа «в рамках старой идеи», но я считаю, что автор написала произведение живо, красочно, романтично, пусть даже несколько с женской позиции, но..я не смог оторваться от чтения. Пусть и старые герои «уже не те», пусть старое Земноморье прекратило существование (ведь ничего нет вечного, даже в мире фэнтэзи), это не лишает произведение смысла. Сюжет вполне интересный (где в нем скудность, господа критики?), худ.приемы превосходны (тот кто выше написал что они отвратны вообще ничего не понимает). Все вполне логично завершилось, все остались со своим выбором..хоть и печально, но чувства незавершенности практически нет. Ставлю десять баллов.

Послесловие. Если вам нужен экшн, читайте дешевые детективы и боевики. Такое ощущение, что большинство оставивших отзыв — ценители спецэффектов в кино, пусть даже и в ущерб идее))))

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх