fantlab ru

Стивен Кинг «Тьма, — и больше ничего»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
576
Моя оценка:
-

подробнее

Тьма, — и больше ничего

Full Dark, No Stars

Сборник, год

Аннотация:

Четыре повести под одной обложкой, объединенные мотивом зловещего Незнакомца, своего рода темной сущности, живущей в душе каждого человека, и заставляющей его совершать неожиданные и страшные поступки.

Примечание:

В новом издании сборника к четырем изначальным повестям добавился рассказ “Нездоровье”, включенный в западное издание сборника в 2011 году.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.30 (1037)
-
35 отз.
7.65 (763)
-
24 отз.
7.74 (747)
-
20 отз.
7.75 (47)
-
8.16 (948)
-
22 отз.
8.10 (346)
-
3 отз.
7.19 (501)
-
12 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2010 // Авторский сборник

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2011 // Сборник

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2012 // Переводная книга ("Повна темрява. Без зірок")


Тьма, — и больше ничего
2012 г.
Тьма, — и больше ничего
2014 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2019 г.
Тьма, — и больше ничего
2022 г.
Тьма, — и больше ничего
2023 г.
Тьма, — и больше ничего
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Full Dark, No Stars
2010 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2011 г.
(украинский)
Full Dark, No Stars
2018 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник содержит исключительно триллеры психологического плана. Только в повести «На выгодных условиях» читатель встретит нечто фантастическое да и то большой уверенности в этом у него не будет, ибо автор так описывает события, что кажется, что они протекают сами по себе, без внешней корректировки. Косвенные намеки на сюрреалистичность — фирменный конёк «короля ужасов». По его же словам, изложенным в послесловии, в сборник попали произведения, в которых герои попадают в нестандартную ситуацию, заставляющую проявить их глубинную натуру. Уилфред Джеймс убивает свою жену и тут же теряет удачу, а вместе с ней — и смысл жизни. Писательница детективов Тесса Джин неожиданно примеряет на себя роль одной из жертв своих сюжетов и впервые познает чувство мести. Дэйв Стритер случайно сталкивается с таинственным «исполнителем желаний» и раскрывает перед ним свою прогнившую душу. Счастливая в 27-летнем браке жена случайно заглядывает в тайник своего мужа и понимает, что знала совсем другого мужчину. Как поступить в такой ситуации — по уму или по совести? Единого решения нет — всё зависит либо от самой ситуации, либо от внутренней сути ключевого персонажа. Но итог всегда один: Абсолютное Зло не выдумка и не аллегория — оно живет внутри нас. И только от нас зависит, как долго оно не будет себя проявлять.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшие рассказы, Громила понравился больше всего, очень уж я люблю истории про месть.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В каждом из нас живёт Коварный человек. Сумрачная личность, эдакий мистер Хайд, воплощение всех пороков и зла, что таятся в человеке. Кто-то умеет усмирять эту сущность, но многие регулярно её подкармливают и она вырастает в настоящее чудовище, которое может полностью поглотить личность. И это Чудовище может в любой момент оказаться рядом. Это может быть простой прохожий, который дружелюбно предлагает вам поставить запаску колеса. Или ваш лучший друг. А может быть и вовсе ваш муж или жена.

«Тьма, — и больше ничего» — именно об этом. О живущей в людях мерзости. Кинг периодически уходит от привычной ему сверхъестественной мистики и возвращается к своей главной теме. Чудовища — это люди.

Но при этом, к счастью, этому злу можно противостоять. Иногда на пути кошмара встаёт справедливое возмездие. Или судьба. Или всё вместе. Король ужаса, погружая читателя в мир невыносимого психологического кошмара, в этом сборнике даёт яркую надежду для всех жертв на воздаяние и оправданную месть. И тех, кто ответил жестокостью на очевидное жуткое зло не хочется винить, а незыблемые рамки совести и морали раздвигаются до общечеловеческого стремления к правосудию — порой без всякого закона.

Замечательный сборник из четырёх прекрасных повестей, которые отлично сочетаются друг с другом в одну общую идею. Ничем не хуже «Четырёх сезонов» или «Четыре после полуночи», а местами — даже сильнее их.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не очень люблю малую форму (а точнее рассказы), а у Кинга их предостаточно. Но так как в планах прочесть всего Мастера, то я плавно двигаюсь в сторону уменьшения объема. Вот сейчас добралась до очередной порции повестей. В данном сборнике у нас четыре произведения, в которых автор раскрывает нам темные стороны души своих героев.

В «1922» это обычный фермер, который не хочет менять свой уклад жизни в угоду жене. В «Громиле» это изнасилованная и жаждущая мести женщина. В «На выгодных условиях» это неизлечимо больной человек. В «Счастливом браке» это жена, узнавшая о страшных поступках мужа.

И в каждой истории, пусть иногда немного вторичной, Кинг снова давит на нас грузом психологизма. Мы видим светлую и темную сторону его персонажей. В какой момент жизни, при какой травме или пережитом событии в их сознании появляется этот «тёмный попутчик». К чему могут привести подобные действия. А как бы поступили мы на месте этих героев? Сборник получился добротным, прочитан с удовольствием. Осталось оценить экранизации, хотя больших надежд я на них не возлагаю.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре повести — наиболее удачная форма для Стивена Кинга. Взять хоть «Четыре сезона», хоть «Четыре после полуночи». Все четыре — суть разные аспекты одного и того же. И если в «Четырех сезонах» чаще всего шел реализм, и говорилось о вещах мудрых, вечных и важных, а в «Четырех после полуночи», грубо говоря, повести были в фантастическо-ужасающем ключе. То сборник «Тьма, и больше ничего» — сборник страшного реализма. Четыре модели отчаяния. Кинг и сам говорит в послесловии, что хотел показать, как люди себя ведут и чувствуют в ситуациях отчаяния. Сборник еще необычен тем, что сами-то сюжеты — банальны донельзя. Ну что такое сделка с дьяволом, извините? А пересказ истории Синей Бороды? А повторение Долорес Клейборн, только наизнанку? А вечный штамп «изнасилование-и-месть-за-него»? Ну издевательство, так ведь? В очередной раз Степан Королев убеждает, что главное не «что», а «как» рассказано.

«1922» — кровавая и жестокая история об убийстве женщины ее мужем и сыном, за 100 акров хорошей земли. Такое, своего рода, «преступление и наказание на американской ферме». Здесь примечателен сам рассказ гг, его объяснение, его деревенская узость восприятия мира в конце концов, также хороша атмосфера тех лет, особенно что касается отношения к земле и хозяйству, и череды ограблений в конце. Не обошлось здесь и без схожести с «Долорес Клейборн», только история рассказывается не как повод для оправдания, а как исповедь злого человека, как признание. Цепляет в основном своей мрачностью.

«Громила» — клишированная история мести за изнасилование. Хрупкая писательница детективов перенесла ад и начинает колебаться, мучиться, как же ей быть-поступить. Финальные локации лично мне напоминали «Куджо», а в целом это отличный переживательный (с мыслями героини) триллер в прозе. Он вполне хорош.

«На выгодных условиях» — не ожидал, что эта повесть (рассказ) так меня зацепит. Начало в духе «Нужных вещей», только как-то кривовато. Но вот потом, с начала описания злобы гг на своего друга детства, и последующее — это очень страшно. Лично мне показалось страшнее всех убийств и изнасилований желание самого худшего близкому человеку. Действительно, в каждом скрыт дьявол. И крайне удачно построенные мини-главы с хронологией трагедий семьи друга главного героя. Думаешь, что всё. А тут еще. Прям по голове. Бам — смерть от рака. Бам — мертворождение. Бам — развал компании. Бам — деменция сына. Бам. Бам. Бам. Бам. Бам. Эффект очень хороший, вкупе с короткими паузами и размышлениями гг о том, как у него всё хорошо. Отлично.

«Счастливый брак» — а здесь я вообще растаял с первых страниц и был в таком вот состоянии растаявшего эскимо всю повесть. Во-первых, гармония хорошего брака описана так приятно и чисто, мудро и трогательно, что диву даешься. Во-вторых, чувство тревоги и тайны передано ослепительно чувственно. Слышим каждый шорох, каждая нотка в голосе. Кажется, если бы Кинг написал историю банальной супружеской измены, у него бы это вышло просто гениально. А так, история супер. Концовка спорна с выходом из ситуации, но мы и не должны соглашаться с финалом. Однако чувство сохранения тайны после финального диалога со старым копом добавляет таинственности и уюта.

Настоятельно рекомендую этот сборник.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не претендую на конечную истину, но абсолютно не соглашусь с мнением большинства комментаторов, считающих, что герои каждой из четырех крепких новелл сборника — воплощение тьмы.... и больше ничего.

Безусловно, беспросветный мрак царит в душах добропорядочного фермера-убийцы и не менее внешне «причесанного» законопослушного бухгалтера, убивших близких им людей — реально или с помощью потусторонней силы.

Но никогда не соглашусь что «тьма» царит у душах двух женщин -героинь повестей « Громила» и «счастливый брак». Ну, уж нет. Воплощение мрака там семейство братьев-насильников и убийц, с покрывающей их мамочкой и серийный маньяк Биди, ведущий жизнь добропорядочного американца, хорошего отца, примерного супруга и гражданина.

Убивших их женщин Кинг ставит перед неразрешимым выбором — пойти законным путем и обратиться к полиции, или совершить справедливость самим, избавив других потенциальных жертв от страшной мучительной смерти?

Абсолютно убедительны мотивы, руководящие каждой из них. Тесс не может допустить огласки, ибо общество наше по сей день живет принципом: — изнасиловали? — Сама Виновата! Напросилась! А еще она публичная персона, что только усугубляет дело: в ужасе Тесс представляет, как на какой-нибудь встрече с читателями кто-то спросит: «А вы об этом напишете?» . И что ей делать? ПРомолчать и проглотить, как это делают 80% изнасилованных женщин? Но как быть с трупами в трубе, частью компании которых она чуть не стала сама? Ведь их будет становиться все больше! Она уже не сможет забыть об убитых женщинах и жить с чистой совестью, оставив все, КАК ЕСТЬ!

Еще ужасней положение Дарси, хорошей матери двоих взрослых детей, которые начинают свою жизнь грядущей свадьбой и выгодными заказами для фирмы. Заявить на весь мир, что их отец — чудовище? Что он годами насиловал и убивал женщин? И что же теперь будет с бывшей семьей монстра? Как смогут они доказать, что ничего не подозревали и не знали? КАк смогут вообще жить дальше в стране, где каждый теперь будет показывать на них пальцем? Как жить в мире, где они уже никогда не смогут укрыться и отмыться от клейма семьи МОНСТРА?

НА мой взгляд, две женщины, осуществившие негласное правосудие, нашли баланс между преступлением и наказанием, не расплатившись за это муками совести. Ибо как прошептал Дарси на ухо старый детектив, распутавший следы маньяка уже после его смерти — «Вы поступили правильно».

И поцеловал ее в щеку.

Согласен с ним целиком и полностью.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это сборник о людях, вернее о тех, кто только с виду похож на человека, а на самом деле является самым уродливым существом на свете. Четыре истории, в которых низменные и мерзкие качества выходят на новую ступень, когда просто человекоскот становится бешеным зверем.

«Тьма, — и больше ничего» — сборник не имеющий никакого отношения к мистике или потустороннему, где-то на задворках что-то может и просматривается, но в основном все вполне реально. Автор пытается найти те мотивы, которые зачастую приводят к трагедии. Вообще, тема психического состояния, как жертв, так и преступников, в этом сборнике вынесена на первый план.

Все истории разные, но объединяет их одно — поиск хоть чего-то светлого в образах завершенных негодяев. Не случайно, у каждого из главных героев есть какие-то черты, которые характеризуют человека положительно. То есть, Стивен Кинг наглядно демонстрирует, что не обязательно быть плохим во всем, совсем наоборот, но именно «темная» сторона почему-то одерживает вверх.

Создание психологического портрета требует от писателя гораздо большего таланта, чем простое умение придумывать интересные истории. Именно этим, Кинг и полюбился своим поклонникам. В его произведениях, которых написано довольно много, на первом плане всегда психология, а уж потом кровь, ужасы и маньяки.

Смог ли Стивен Кинг показать нам Тьму? Конечно, он провел читателей по самым темным закоулкам человеческой души, показал насколько черные мысли и поступки могут совершать обычные с виду люди. Прекрасный сборник, в котором нет слабых историй и он полностью соответствует своему названию.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник из 4-х повестей рассказывает о роковом отчаянии, в котором оказались главные герои. Страшная книга, приоткрывающая темную сторону человека и обнажая пороки.

«!922». «Я считаю, что в каждом человеке есть другой человек — незнакомец...» — пишет Вилфред Лиланд Джэймс в первых страницах признания, из которого состоит эта повесть. Этот незнакомец Джэймса просыпается, когда Арлетт, жена Джэймса, предлагает ему продать фамильный участок, и переехать в Омаху, что приводит к цепочке убийств и сумасшествия.

«Громила». Тэсс, писательница детективных романов, встречает незнакомца на просёлочной дороге в Массачусетсе, когда она попыталась поехать по кратчайшему пути, возвращаясь с выступления в книжном клубе. После того как он изнасиловал её и бросил умирать, Тэсс начинает планировать свою месть, которая поставит её перед лицом другого незнакомца — того, что внутри неё самой.

«На выгодных условиях». Сделка с дьяволом не только спасает Дэйва Стритера от смертельного рака, но и выдаёт богатую компенсацию за пожизненную обиду.

«Счастливый брак». В то время как муж Дарси Эндерсон, за которым она замужем более двадцати лет, находится в очередной командировке, Дарси ищет в гараже батарейки. Она нечаянно натыкается на коробку под рабочим столом, содержание которой открывает ей незнакомца, живущего внутри её мужа.

Все повести ужасно хороши ровно до момента кульминации. Нагнетение ситуации и атмосфера сковывающего страха перед ситуацией — превосходно! Но как только раскрываются карты, мы начинаем очень быстрый спуск на землю, где нас ждет неприятное послевкусие — хотелось чего-то большего в этих историях. У Кинга это ощущение возникает в каждой второй книге.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре повести в этом сборники связанны одной тематикой, а именно темной, до поры дремлющей личностью, которая скрывается внутри каждого человека. Но никто не знает, когда и под воздействием какого фактора, эта личность даст о себе знать. Иногда это защитные, иногда корыстные и пагубные причины, но всегда приводящие к трагедии. В данном случае соответственно этими факторами являются:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
алчность, месть, зависть и чувство нравственности или справедливости.

Но никто об этой книги не скажет лучше самого Стивена Кинга (из послесловие): в этом сборники я попытался показать, на что способны люди в отчаянном положении. Мои герои вовсе не лишены надежды, но на их примере становится ясно, что наши самые заветные мечты – в том числе и в отношении окружающих и общества, в котором мы живем, — могут так никогда и не осуществиться. Величие зиждется не на успехе, а на стремлении поступить правильно… а когда мы проявляем слабость или осознанно пасуем перед брошенным нам вызовом, вот тогда и наступает ад.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых жутких (в хорошем смысле) образчиков творчества Кинга. Первый же рассказ, «Счастливый брак», хватает до глубины души. В нем достаточно психологизма и натуралистичных сцен, да и персонажи достаточно яркие.

Мне больше всего понравился рассказ «На выгодных условиях», написанный с долей черного юмора, но прочие тоже на уровне.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не покривлю душой сказав, что прочитала прекрасный сборник. Итак,Стивен Кинг в который раз показал за что мы его любим. Перед нами прекрасный сборник психологических триллер рассказов с нотками мистики. Каждый рассказ по своему интересен и уникален.Абсолютно каждый погружает в свою атмосферу безысходности,потерянности,мерзости,но где-то далеко-далеко мелькает небольшой лучик надежды на хороший исход. Мне понравилось реалистичность рассказов.Такие ситуации действительно могут происходить в нашем мире. Прочитав всю книгу я поймала себя на мысли,что не осталась равнодушна ни к одному рассказу Кинга,а для меня это самый важный показатель мастерства писателя. Всё таки тяжело серьёзно относится к творчеству автора,когда истории не находят отклика в душе читателя.

Выделить какой-либо рассказ лично для меня очень сложно,т.к. каждый из них находится на одном уровне.

Потраченного времени на чтения не жалею ни капельки. Поклонникам творчества автора читать обязательно!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Калейдоскоп жестких триллеров. Все как на подбор. Действительно, читается увлекательно.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный сборник — попытка объёдинить под одной обложкой мрачные, наполненные атмосферой произведения, по большей части лишённые мистики. За общей идеей, как это всегда бывает у Кинга, находятся работы самого разного качества и увлекательности. Если точнее, в сборнике есть лишь одна повесть, ради которой его следовало написать — «1922». Это работа в лучших традициях старого Кинга. Остальные три повести можно кратко охарактеризовать так: «Громила» — банальная, ничем не примечательная история, «На выгодных условиях» — невнятное произведение, которое не обладает художественной завершённостью. «Счастливый брак» — из плюсов — только психологизм, в остальном же представляет собой переизложение старых мотивов. «Нездоровье» — слишком предсказуемый рассказ, из плюсов — атмосферное начало.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще дословно название сборника «Полная тьма, нет звезд», и я думаю оно вполне подходит. Сборник на мой взгляд вышел намного сильнее, некоторых предыдущих, и кажется все благодаря плотности текстов и содержания. В угоду качественности, в сборник вошло четыре текста, что сразу обусловило его как полностью тематически подходящее и нужное, без воды. Именно в новом сборнике нет таких вещей чтоб как у многих авторов, чередовались хорошие рассказы со средними и слабыми, поэтому сборник вышел ровным, сильным и подходящим названию.

В новом сборнике Кинга действительно много тьмы, и в человеческих сердцах и там нету света, даже света далеких звезд, что идет нам миллионы лет через задворки вселенной. И именно таких мы видим героев произведений, Уилфред со своим сыном взявший грех убиства жены, Тесс решившая на месть, человек заключивший сделку с дьяволом и не раскаивающийся в том что обрек человека на муки, Боб одержимый убийствами и Дарси пошедшая спонтанно на убийство своего мужа. Наверное единственными оправданиями из всех этих героев есть у Тесс и Дарси, и тут заметно начинает пролегать сквозь сборник тема правосудия, ну кроме пожалуй «На выгодных условиях», погибает фермер с сыном, убивает насильника писательница, а жена квитается с мужем за все его злодеяния над другими.

Истинным шедевром сборника стала повесть «1922», жуткая и реалистичная проза о судьбе семьи. На мой взгляд она настолько убедительна, психологична и трогает за душу, что можно лишь поражаться мастерству Кинга, который проявил дар мощного реалистического драматурга, способного поспорить с корифеями истории литературы. «Громила» на мой взгляд более банальная история, хотя снова очень хорошо и интересно выписанная. « На выгодных условиях» шедевр в жанре сделки человека и дьявола поданный в новом ракурсе и смысле меняя представление об всей картине в общем. «Счастливый брак» о не знание человека и трудностях восприятия его тьмы в душе. И оборачиваясь на все это, после прочитанных мною ранее «Все предельно» и «После заката», хочется отметить что среди этих «Тьма...» выгодно выигрывает, хотя бы не обилием текстов, а строгой плановостью и полным воссозданием внутренней атмосферы и настроения сборника.

Очень мощный сборник, не изобилующий множеством и числом, а берущий качеством. Достойное чтение всем любителям литературы на любой вкус.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, Кинг зря перестал выдерживать заявленный им же самим срок между сборниками малой формы -- 7 лет. Возможно, стоило подождать подольше и посильнее соскучиться по повестям мэтра.

Как бы то ни было, на фоне «После заката» этот сборник выглядит менее выигрышно. Возможно, мэтр слегка перебрал с дидактичностью и морализаторством -- у раннего Кинга трудно было предсказать, победят ли хорошие плохишей, или же в финале все произойдет с точностью до наоборот. Здесь же схватка Бобра с Ослом всегда заканчивается одинаково... И толерантность, толерантость, толерантность... В общем, кушать можно, но... блюдо без перца. Поменьше бы слатенького, мэтр... Не за то мы вас слюбим.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх