fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Сталкер»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Оценок:
952
Моя оценка:
-

подробнее

Сталкер

Другие названия: Сталкер (Пикник на обочине)

Киносценарий, год (год написания: 1977)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 74
Аннотация:

Их трое: угрюмый и скрывающий свой тайный замысел Профессор, язвительный и глубоко разочаровавшийся Писатель, юродивый, непонятый людьми Сталкер.

У каждого из них своя жизнь, своя правда — свои раны, своя душевная боль. И свои цели в Зоне.

Они будут много спорить, и каждый из них не согласится с товарищем по несчастью. Придут ли они в итоге к единому, к общему знаменателю?

Вопрос, на который пытаются ответить авторы.

Другая аннотация:

Счастье для только что вышедшего из тюрьмы сталкера в том, чтобы вести к Комнате других. На этот раз он ведёт Профессора (Гринько), исследователя-физика, и Писателя (Солоницын) в творческом и личностном кризисе. Они трое проникают через кордоны в Зону. Сталкер ведёт группу осторожно, окружным путём, прощупывая путь гайками. Флегматичный Профессор ему доверяет. Скептичный Писатель наоборот, ведёт себя вызывающе, и, похоже, не слишком-то и верит в Зону и её «ловушки», хотя встреча с необъяснимыми явлениями его несколько переубеждает. Характеры героев раскрываются в их диалогах и монологах, в мыслях и снах Сталкера. Группа проходит Зону и на пороге Комнаты выясняется, что Профессор нёс с собой небольшую, 20-ти килотонную бомбу, которой намерен уничтожить Комнату — потенциальную исполнительницу желаний любого деспота, психопата, мерзавца. Потрясённый Сталкер пытается остановить Профессора кулаками. Писатель считает, что Комната всё равно исполняет не благообразные обдуманные пожелания, а подсознательные, мелкие, стыдные. (А впрочем, возможно, никакого исполнения желаний и вовсе нет.) Профессор перестаёт понимать, «зачем тогда вообще к ней ходить», развинчивает и выбрасывает бомбу. Они возвращаются.


Примечание:

Машинопись из одноимённой папки. Окончательный вариант сценария. Написано 23–27 августа 1977 г.

Первая публикация — Пять ложек эликсира: Избранные сценарии. — М.: Наука, 1990.


Входит в:

— сборник «Пять ложек эликсира», 1990 г.


Является сценарием для фильма:

«Сталкер» 1979, СССР, реж: Андрей Тарковский



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (18)

Пять ложек эликсира. Избранные сценарии
1990 г.
Киносценарии
1998 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2001 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2004 г.
Киносценарии
2005 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2009 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 22. 1977
2019 г.
Сценарии
2020 г.
Сценарии
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 22. 1977
2021 г.
Пять ложек эликсира
2021 г.

Электронные издания:

Сталкер
2017 г.
Полное собрание сочинений. Том двадцать второй. 1977
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, на мой взгляд, это три разных произведения: повесть «Пикник на обочине», сценарий «Сталкер» и знаменитый фильм по этому же сценарию. Каждое из этих произведений есть производная от предыдущего, поэтому, вероятно, и получилось в итоге, что фильм с повестью-первоисточником практически ничего общего не имеет.

Сценарий интересный, очень. Диалоги ёмкие, построены мастерски. В лаконичных репликах и монологах максимально чётко отображены характеры харизматичных персонажей.

Язвительный, не проспавшийся ещё спьяну Писатель, периодически повторяющий одно и то же, буквально — застрявший на своей творческой немощности. Скрытный, но по-своему мудрый Профессор, опять же — по-своему желающий счастья человечеству. И самая загадочная фигура — юродивый Сталкер, понять которого, пожалуй, вообще невозможно.

Не скажу, что сценарий уж очень понравился, рассчитывать, что поймёшь такое произведение с первого захода, вообще не стоит. Депрессивное произведение, через которое приходится пробираться с трудом, как в дебри чужой души.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная ценность сценария в том, что он позволяет взглянуть на творческий союз великого (и очень требовательного) режиссера с великими писателями. Позволяет увидеть вклад Стругацких в создание киношедевра.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кинофильм «Сталкер» мой ровесник; любим, поэтому смотрен и пересмотрен множество раз. А вот прочитала киносценарий, поняла, насколько однобоко воспринимала фильм, больше как визуалист. В «Сталкере» потрясающая картинка — образные ряды просто шедевр. Тот случай, когда наслаждаешься просмотром.

Это текстовое произведение — не изначальный сценарий, а как я понимаю, литературный список с художественной картины. Только сейчас, благодаря пьесе «Сталкер» (думаю, можно так назвать), я оценила фильм полностью: кроме видео, еще и диалоги, яркие характеры, мотивы поступков героев, их мысли, обоснование жизненной позиции. Многослойность, наконец-то, сложилась в единое целое, ушли ощущения, что где-то недослушала, что-то недопоняла.

До этого момента я не видела смысла в чтении сценариев к фильмам. Однако, «Сталкер» стал органичным дополнением, своего рода бонусом к любимой кинокартине.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм Тарковского «Сталкер» и изданные его сценарий вместе с «Пикником на обочине» дополняют друг друга, создавая полную картину психологизма героя, его отношения к Зоне. Кстати, есть комментарии к тому, как создавался фильм, как писался сценарий. В написании этих воспоминаний участвовали как Стругацкие, так и участники съемочного процесса. Прочитав это небольшое описание сложного пути не только издания «Пикника...», но и визуального воплощения сценария, я понял, что это выстраданное многими людьми произведение искусства. В основу фильма легла то ли девятая, то ли десятая версия сценария. Сценарий емкий, самодостаточный. Его можно рассматривать как совершенно отвлеченное от фильма художественное произведение.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарий «Сталкера» именно как текст воспринимается плохо, его однозначно надо только смотреть. Читать интересно разве что подряд варианты сценария(честно жаль, что в свободном доступе имеются только 3 основных варианта из 14), наблюдать за рождением шедевра.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарий и сам фильм восприняла как продолжение истории Рэда: после гибели Артура и мольбы о счастье для всех сталкер водит за исполнением желаний людей. В моём восприятии он их водит заведомо безопасным путём и не к тому объекту, который исполняет желания (ведь это шар в книге, и путь к нему смертелен хотя бы для одного из идущих). Цель: дать людям надежду, укрепить веру в чудо, в себя. В чём он и разочаровывается в конце (уже дома). Вид комнаты, полной книг, просто потрясает. Второе потрясение: открывшиеся способности Мартышки (физическая немощь против загадочных возможностей сознания). Диалоги просчитаны авторами идеально: формулировки кратки, точны, достаточны. А фон — нищий и грязный мир (о чём указано в начале текста). На мой взгляд, гениально (и сценарий, и его воплощение на экране).

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, это один из самых мощных сценариев из всех, написанных Стругацкими. Едва ли не каждое слово, каждая часть диалога отображает в себе целый набор интереснейших мыслей, которые позже бесподобно были воспроизведены Тарковским в его бессмертном творении. Конечно, это не «Пикник на обочине» — но «Сталкер» имеет свой неповторимый шарм, это штучный продукт, повторить который вряд-ли кому-нибудь удастся.

Не социалка, а чистая, концентрированная философия — если бы такие сценаристы работали в наше время, вкупе с такими же талантливыми режиссёрами, было бы совершенно не стыдно за наше кино.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд в этом сценарии не хватает сцен, изображающих реальную опасность Зоны. Можно было бы добавить картину с расплющенным на комариной плеши вертолётом, можно было бы оставить скелеты в потрёпанной одежде — трупы погибших сталкеров, можно было показать как загорается гайка при попадании в определённую область, можно было бы показать раскиданные по зоне артефакты...

Но, видимо Стругацким захотелось сделать более философский фильм, да сэкономить на ненужных спецэффектах. Да и Зона в фильме в первую очередь — не место высадки инопланетян, а скорее просто какое-то аномальное место, а комната исполнения желаний — средство для раскрытия человеческой психологии, для философских размышлений.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень ярко показана психология человека, его борьба с самим собой. Много философии на тему «что есть счастье?».

Фильм не понравился вообще, слишком растянуто и низкобюджетно, чуть ли не любительское кино, блин. Выползли на какие-то развалины в поле поснимали мужиков, ползающих по этим руинам и все. Конечно, я понимаю, что вся суть в диалогах между писателем, ученым и сталкером, но стоило ли снимать кино об этом? Уж лучше бы сделали экранизацию «Пикника» строго по оригиналу.

Эту работу Стругацких я воспринимаю как вариации на тему сталкера, как дополнение к повести «Пикник на обочине», но ни как не материал для экранизации...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Та маленькая часть, которую смог захватить фильм из повести не смогла, по моему мнению, захватить зрителя на всё время картины, но все таки интересно увидеть глазами внутренний мир сталкера, его переживания и кусочек души.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

это моя любимая книга Стругацких, больше всего в которой мне понравилось:

«СЧАСТЬЯ ВСЕМ...»

жалко мальчишку, добрый был, зря Рэд с ним так поступил... не почеловечески, не хорошо

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальность фильма оправдывает некоторую слабость сценария (не по качеству, а по сравнению с «Пикни ком»). Опять же надо знать всю историю написания сценария к «Сталкеру», общения с Тарковским, — очень интересно.

Действительно, «Сталкер» — это нечто иное. У меня ассоциация с «Полетом над гнездом кукушки» — тоже фильм весьма иного смысла, нежели сама книга Кизи, но и то, и другое — замечательные работы.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то, чего уж там. Интересно, но не очень. «Пикник...» несомненно и интереснее и сильнее.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд сценарий совершенно не отражает идеи произведения. Так просто по мотивам. Никаких чувств он у меня не вызвал, кроме недоумения. Вопрос, зачем было делать такое?

Оценка: 2
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм Тарковского тоже снят по сценарию Стругацких, по требованию режиссера они написали несколько вариантов, и, пожалуй, получше, чем тот, по которому сняли фильм. Мне больше понравился «промежутоный» вариант, не говоря уже о самом «Пикнике на обочине».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх