fantlab ru

Вирджиния Вулф «Миссис Дэллоуэй»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
91
Моя оценка:
-

подробнее

Миссис Дэллоуэй

Mrs. Dalloway

Роман, год; цикл «Миссис Дэллоуэй»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Одно из самых изысканных литературных произведений ХХ века. Шедевр «золотого века» английского модернизма, впервые опубликованный в 1925 г. Роман, входящий в список «100 лучших книг ХХ века», по версии Times. На поверхности в «Миссис Дэллоуэй» происходит очень немногое — немолодая светская дама готовится к приему гостей, мужчина, который когда-то в юности любил ее, возвращается в Лондон после долгой отлучки, молодой ветеран Первой мировой все глубже погружается в черную трясину «военного синдрома». Однако содержание романа далеко не ограничивается ни его сюжетом, ни даже блистательностью изощренной формы, — здесь важно не то, что персонажи говорят или делают, а то, что при этом думают и чувствуют…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

Похожие произведения:

 

 


Избранное
1989 г.
Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Волны. Флаш. Рассказы. Эссе
2004 г.
Миссис Дэллоуэй
2011 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Романы
2014 г.
Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Романы
2016 г.
Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Романы
2017 г.
Миссис Дэллоуэй
2019 г.
Миссис Дэллоуэй. На маяк
2022 г.
Миссис Дэллоуэй
2023 г.
Миссис Дэллоуэй
2023 г.

Периодика:

«Иностранная литература» №04, 1984
1984 г.

Аудиокниги:

Миссис Дэллоуэй
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Bà Dalloway
2016 г.
(вьетнамский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто боится Вирджинии Вулф

«Тот молодой человек покончил с собой; но она не жалеет его; часы бьют — раз, два, три, — а она не жалеет его... Чем-то она сродни ему — молодому человеку, который покончил с собой.»

Главная мысль романа: мир пронизан мириадами тончайших нитей, соединяющих все со всем и эти порой дано ощутить таким особо чувствительным людям, как его героиня, Кларисс Дэллоуэй. Мгновенная вспышка озарения может стать ярчайшим переживанием, однако человек не приспособлен к режиму постоянного включения, оно сжигает предохранители и ввергает в персональный ад. Вирджиния Вулф, в отличие от своего героя Септимуса, не жила в таком аду постоянно, в ее случае изнанка мироздания приоткрывалась спорадично, в периоды обострений. На шкале интенсивности Вирджиния как-бы между ним и Клариссой. Зная, чем все закончилось в ее случае, нельзя избежать параллели, хотя роман позволил на полтора десятилетия отсрочить финал — таково терапевтическое, хотя и паллиативное действие литературы.

«Миссис Дэллоуэй» модернистский роман, нетрадиционный по форме, модернисты любили экспериментировать с текстом, этот практически полностью написан как потом сознания (помните монолог Молли Блум в джойсовом «Улиссе»?) С той разницей, что здесь в поток, вовлечены все персонажи. Триггером переключения служит физическая встреча, чтобы понятнее — за героями словно бы следует дрон, снабженный устройством чтения мыслей, который может долго сопровождать одного, потом переключиться на другого, от него перейти к третьему и снова вернуться к первому. Крайне некомфортная локация с точки зрения читательского удовольствия и если вы настроены на историю с завязкой, развитием сюжета и внятным финалом, вам не сюда.

Парадоксальным образом эссеистика Вулф читается легче и приятнее, чем ее художественная проза, сборник «Обыкновенный читатель», например, по сравнению с романом просто куриный бульон для души. Это справедливо и для филигранной стилистической вязи эссе, в сравнении с которым язык романа прост, что логично — человек, думающий «в себя» как правило не изощряется в изящной словесности. О чем вообще книга? Лондон примерно столетней давности, обеспеченная, обаятельная, элегантная дама чуть за пятьдесят устраивает прием, на котором возможно будет даже премьер-министр. Цветы для украшения дома она собирается купить сама, прогулявшись чудесным утром по респектабельным улицам центра.

Счастливая жена и мать, она в более выгодной позиции, чем большинство сверстниц, но молодость ушла, старость неминуемо надвигается, мысленно проводя ревизию своих успехов и неудач она думает, что предпочесть в юности Ричарда Питеру, было правильно, но с Питером она радовалась бы больше. Тот, о ком она думает, меж тем, прямо сейчас вернулся из Индии, где ничего не добился и вся жизнь его череда неудач, и за местом он должен обратиться к кому-то из прежних приятелей, скорее всего даже к Ричарду, который теперь работает в Вестминстере.

Периодически в поле зрения кого-то из героев попадает молодая супружеская пара, Септимус и Лукреция Смит: он бедный провинциал, приехавший покорять столицу, работал мелким клерком, в начале войны ушел добровольцем, пережил смерть лучшего друга в ее конце. Из Италии, где долечивался после ранения, привез молодую прелестную жену, на работе его восстановили с повышением, но он в клинической депрессии, осложненной вялотекущей шизофренией — состояние скорбного бесчувствия со все более навязчивыми суицидальными мыслями.

Темы социального неравенства, антивоенная, феминистская, проходящей в бессмысленной суете жизни, даже наиболее острая — отношения общества к людям с психическими проблемами (игнорировать или изолировать), звучат в романе на равных правах. Выделить какую-то одну и сделать ее фронтиром наверно не получится. Это свойство большой литературы, откликаться на разное, отвечать на множество вопросов.

Или не отвечать, а давать бесценное ощущение поддержки и сочувствия. Понимание, что ты не одна.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уж очень напомнило «Приют Грёз» — наверное, худшую книгу Ремарка. Тот же самый сферический пафос в вакууме, то же самое послевоенье, хоть и английское; те же самые взрослые порхающие инфантилы голубоватых кровей, видимо, лишь поэтому поставленные во главу пятого угла... и ещё потому, что стремились к ИСКУССТВУ с упорством свиньи из анекдота (о, а я тоже читала книгу Эмили Бронте, но мне никто не посвятит даже малюсенького абзаца, а ведь я такая уточнённая и неординарная, блджад!!!)

Спасибо большое, Вирджиния, больше никогда.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, Вирджиния Вулф выдающееся постмодернист и всегда экспериментировала с текстом, а ещё страдала от психического расстройства, которое по мнению некоторых исследователей её творчества тоже могло повлиять на сумбурный стиль, когда произведение состоит из сотни импульсивных лоскутков накладывающихся хаотично друг на друга. Начало романа мне понравилось тем, что известная также феменизмом авторка поверхностно коснулась лесбийства, а дальше…, если не учитывать имена персонажей, начинаются те же самые «Волны». Определённого сюжета нет, просто через компанию связанных между собой людей она выплёскивала свои неформальные эмоции. Пишет Вирджиня Вулф реально необычно, но для того, чтобы полностью увлечь этого недостаточно. Особых идей и глубоких посылов не нашел, зато авторка хорошо пишет, образно, вплетая в произведение яркие метафоры; запомнился образ порхающих фонтанчиком воробьёв и мимолётной ненадёжной связи словно паутинка на ветру зацепившееся за листик. Будь книга не классика мировой литературы а современной писательницы, не обошлась бы без обвинений в графоманстве :)

6.7

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

ПОТРЯСАЮЩЕ! Многие называют роман вершиной творчества Вирджинии Вулф. Не могу ничего сказать, потому что это моё первое знакомство с выдающейся романисткой и потому – что еще не полностью отрезвел от дивного сновидения под названием «Миссис Дэллоуэй». Пожалуй, необходимо отметить что произведение – это описание душевных терзаний самой писательницы. Здесь балом правят постоянные перепады настроения с необычайно пестрой палитрой эмоций – от легкого меланхоличного бриза и внезапно нахлынувшей радости до горьких раздумий о бессмысленности существования. Всё это наполнено живым дыханием героев романа, которые словно объединяют в единое целое осколки личности авторши. Вулф, как известно, всю жизнь страдала от сильного биполярного расстройства. К слову, выскажу свое мнение, что именно во время перехода от счастья к депрессии и наоборот человека посещает необычайное вдохновение. Неспроста этот недуг был жизненным спутником Ван Гога, Ньютона, Бетховена и других великих личностей.

Стиль повествования отсылает к постмодернизму, хотя здесь нет множества отсылок или ярко выраженной фрагментации. Наоборот, Вирджиния виртуозно и плавно «передает вожжи» в руки и мысли очередного персонажа – «…как шлепок волны; шепоток волны…». И сюжет отступает на задний план – ведь что значит пусть и хорошо рассказанная история в сравнении с возможностью с головой окунуться в глубочайший внутренний мир героев произведения. Прожить за короткое время чужую и новую жизнь – с её превратностями, переменами и переливами, посетить канувшую в лету эпоху – ознакомиться с неповторимыми красками, запахами, звуками, людьми…

«Миссис Дэллоуэй» – удивительный роман. Но весь свой потенциал, что уже ясно из вышесказанного, он сможет раскрыть перед читателем, обладающим эйдетической памятью. Поэтому будьте осторожны, и не ныряйте слишком глубоко.)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем нравится смотреть, как летит перышко в «Форесте Гампе» и винтики-гаечки у Тимура Бекмамбетова, но мало кому нравится читать подобные полеты.

«Миссис Дэллоуэй» — четвертый и самый знаменитый роман Вирджинии Вулф. Он рассказывает об одном лондонском дне с раннего утра до позднего вечера. В основном этот день представлен жизнью главной героини, но иногда бразды повествования передаются то ее семье, то друзьям, а то и просто случайным встречным. Роман написан в технике «поток сознания», а это подразумевает перескакивание с одной мысли на другую, от одного героя к другому без логики и предупреждения, как пушинка на ветру.

Мне понравилось. Не могу сказать, что согласна с формой этого произведения, все же у наших классиков повести в разы длиннее, а уж романы так и подавно, но что поделать, не буду оспаривать автора. В остальном — блестящая работа! Это и «фотография» обычного дня послевоенного города, и «фотография» типичного дня типичной женщины из высшего света. Здесь умело собраны почти все слои горожан — от королевских особ до простолюдинов. Вирджиния Вулф показывает хорошую работу с законами человеческой жизни. Напомню, действие происходит после Первой Мировой войны. Юность смотрит вперед, зрелость сожалеет о содеянном, старость благодарно вспоминает прошлое.

Больше всего мне понравилась сцена со скорой помощью на дороге. В ней и жизнь, и смерть, и сострадание, и уважение, и ужас. Единственное, чего чуть-чуть не хватило — рождения. Вот тогда это было бы полностью укомплектованное по колесу сансары произведение!

Не могу однозначно советовать к прочтению. Все же стиль накладывает особый отпечаток. Сама смогла прочитать только с третьего раза, при чем все три начинала с самого начала — никак не удавалось поймать ритм и попасть в ногу с миссис Дэллоуэй, поэтому строчки разбегались, детали терялись, глаза закрывались. В третий раз все получилось, и вышло чтение на одном дыхании. Кто решится — поддерживаю, кто нет — понимаю и принимаю ваше решение.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения книги «Часы» Майкла Каннингема мне хотелось прочитать и первоисточник, для ознакомления, потому как «Часы» — и фильм и книга — мне понравились. Но нет. Вирджиния Вулф меня разочаровала. Такое небольшое по объему произведение так невыносимо долго читалось... Я с большим трудом заставляла себя его читать и дочитывая буквально уже тонула))) Никогда еще книга так красиво написанная не причиняла мне сколько «страданий»))) Сплошной поток сознания, при чем, особенно вначале, резко как-то перескакивающий от одного человека к другому, так что непонятно кто вообще это думает и зачем? После половины книги пошло как-то легче, но все равно — я не прониклась. Ничего не происходило, только мысли, мысли, воспоминания и мысли. Не мой жанр, совершенно. Либо неудачный представитель это жанра)

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Теперь уже не могу понять, как это я в свое время ухитрилась пройти мимо Вирджинии Вульф. И вот — знакомство. Своеобразный, ни с чем не сравнимый стиль — совершенство в своем роде. Кажое слово на своем месте. Но складывающееся целое непривычно. Такой слог способен либо отпугнуть читателя навсегда, либо покорить с первого взгляда. К счастью, выяснилось, что я — во второй категории.

Один день в Лондоне, обыденный и тягучий.

«Взгляды прохожих, качание, шорох, шелест; грохот, клекот, рев автобусов и машин; шарканье ходячих реклам; духовой оркестр, стон шарманки и поверх всего странно тоненький взвизг аэроплана, — вот что она так любит: жизнь; Лондон; вот эту секунду июня.»

Она — миссис Дэллоуэй — идет по летним улицам, эта светская дама вполне бальзаковского возраста, сухая и чопорная в своем синем платье (а вечером у нее прием!). О чем она думает? Что вспоминает? А о чем думает вон та маленькая шотландка? Или этот господин в сером, только что вернувшийся из Индии? Люди, их мысли, их истории обступают вас, обволакивают, как июньская жара.

Удивительно, сколько историй — удивительных, нелепых, печальных — способен вместить один длинный летний день.

Удивительно, до чего мир романа (хотя в нем есть и разлука, и смерть, и безумие) стабилен, прочен и хорош. Может быть, просто потому, что впереди (еще почти непочатые) расстилаются июнь, июль и август. А может быть, потому, что мировая война закончилась и никто еще не знает, что она — только первая.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное произведение. Поток сознания главной героини, который несет читателя от образа к образу, смешивая прошлое с настоящим, будничное с экзистенциональным. Прочиталось одним глотком, оставило после себя легкую приятную дымку. Очень рекомендую.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх