fantlab ru

Генри Лайон Олди «Королева Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Оценок:
1391
Моя оценка:
-

подробнее

Королева Ойкумены

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Аннотация:

Выжить на войне, но потерять любовь … Отправиться в Храм № 3 и решить неразрешимую загадку «гуся в кувшине», стать «шестеренкой» Сякко, а заодно спасти от голодной смерти маленькую химеру, обзаведясь другом и спутником … Нырнуть в море «под шелухой» и догонять корабль-призрак, давая пациенту возможность умереть с достоинством…

Отец никогда не называл тебя принцессой, Регина ванн Фрассен по прозвищу Химера, потому что ты – Королева!

А среди холмов все так же гуляет ветер и поет флейта...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 212

Активный словарный запас: невероятно высокий (3629 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>



Urbi et orbi, или Городу и миру. Книга вторая. Королева Ойкумены
2010 г.
Urbi et Оrbi, или Городу и Миру
2012 г.

Электронные издания:

Urbi et Orbi або Місту та Світу
2023 г.
(украинский)
Королева Ойкумени
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть «книги жизни» Регины ван Фрассен, активной телепатки, а теперь ещё и пси-хирурга, выписана ровно в том же ключе, что и первая: очередные три ключевых эпизода из жизни героини, читая которые получаешь удовольствие и от умного текста, и от прекрасного языка. Несколько тяжеловесным выглядит только последний, третий эпизод, где ведущую роль играет не столько действие, сколько психология. Но зато, очевидно, этим самым эпизодом в романе сделан хороший задел для третьей, заключительной части трилогии.

Но вот беда — во второй книге уже нет такого важного для читателя элемента, как ощущение новизны: новизны начинающейся истории, новизны мира Ларгитаса, в котором живёт героиня, новизны её уникальных способностей. Вот и получается: и читается роман очень неплохо, и магия слова Олдей никуда не делась, но вот исчезло из текста какое-то очарование новизны, присущее первой части и осталось только добротное фантастическое повествование, что, впрочем, тоже не так уж и мало :).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь Олди более менее продолжают линию «Дитя Ойкумены», исследуя феномен сожительства членов общества с телепатическими способностями с теми, кто такими способностями не обладает.

Авторы синтезируют в мире Ойкумены, сотворённом в первых романах цикла, законы, общественные нормы, профессии, связанные с такой удивительной интеракцией. Сцены романа, в основном, посвящены тому же, и ведут скорее драматическую, чем НФ линию. Повествование несколько оживляет линия боевика, но она крайне компактна, и быстро исчезает из романа.

Основная сюжетная линия основана уже на чистой мелодраме.

Поскольку это не вполне мой жанр, а новизны, по сравнению с «Дитём» не так уж много, этот роман привлёк меня не основной интригой, а колоритом сцен и образов героев.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, «Королева Ойкумены» лишь продолжение «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру», первая часть которого «Дитя Ойкумены». Она состоит из череды эпизодов, набросанных из жизни молодой телепатки Регины ван Фрассен. Соглашусь, если в «Дитя Ойкумена» Регина уникальна, в этой книге она как все телепаты. Истории в разнобой описывают ситуации в ее жизни.

Вот она с Ником, возлюбленным, а вот уже учится на Сякко, потом вдруг уже устраняет с последствия воздействия флуктуации на людей в качестве врача. Сюжеты мелькают, понимаешь, что в промежутках не было, по видимому, ничего важного. Построение романа как мозаики сюжетов — выигрышный в данном случае ход.

Мир не столь ярок как в первой части Ойкумены, он как бы отходит на второй план, хотя он все таки, по-прежнему, необычен и индивидуален.

Хочу сделать акцент на том, что меня в первую очередь поразило — это восприятие мира Региной, как телепаткой. Ее представление частного мира людей как внутренней обстановки. У каждого свой мир, он индивидуален. У одного — море и он там пловец. У другого — Храм и так далее. Возможно, это касается общих представлений в фантастике, как работают телепаты, но меня это заворожило. Регина так и запомнится мне как этакий волшебник этих миров.

Хорошая книга, читается ровно, с интересом. Хочется прочитать продолжение.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расцвет, пик карьеры Регины. «Королева» состоит из череды зарисовок-историй, в результате которых маленькая девочка становится Королевой. От испуганной, молодой девушки к состоявшейся, обеспеченной и всеми уважаемой женщине. Олди последовательно объясняют, как она стала такой, какие события её подвели к такому состоянию. Но опять же — биография Регины составляет лишь часть прелести книги.

Описание окружающего героиню мира, различных обществ-миров и их традиций — на высочайшем уровне. Равно интересно читать и про народы-близнецы, разделённые «по покровителям», и про чудокаватое общество японцев-сякконцев, с собственной непостижимой логикой.

Итог — более чем достойный и самоценный промежуточный этап между завязкой и кульминацией.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучно. Не хватает мне размаха «Кукольника»

События, на первый взгляд не связанные между собой, на второй тоже не связаны. И не хватит у меня терпения, чтобы взглянуть «третьим взглядом»

И еще «Не верю!» Не ведут себя так молодые девушки, будь они хоть трижды телепатки!

До конца книги меня просто не хватило. Может быть, когда-нибудь я её дочитаю. Когда забуду, как себя ведут юные девушки.

Не ожидала ,что могу так разочароваться в книге Олди. Но, видимо, все когда-то бывает впервые.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось значительно больше чем первое произведение цикла.

Интересные вопросы затронуты глубоко и вдумчиво.

Остался весьма и весьма доволен.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

После первой части немного нудновато, как-будто жизнь у героини наладилась, плывет по течению. Бытовуха телепата — нудно. Ограничения — залог не индивидуального счастья, а значит ты в рамках сложившейся системы. Героиня жиыёт как солдат: два года прошло — получите титул графини, пять прошло — герцогини и т.д. Нудно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая классная вещь. Героиня идет дальше, обжигаясь, набивая шишки, приобретая опыт. Не становясь циником или пофигистом. Остается человеком, как бы ни было больно

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга трилогии «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру» продолжает рассказывать историю телепатки Регины ван Фрассен. Девочка, с которой мы познакомились в первой книге, превращается во взрослую женщину, приобретает профессию и переживает различные события, которые продолжают формировать ее как личность.

Две книги трилогии построены по одному и тому же принципу: пролог, 3 части и эпилог, при этом части внутри разделены еще на главы и подглавы. Таким образом, мы получаем в каждой книге, по сути, по три истории из жизни Регины. По три поворотных момента, между которыми лежит порой по несколько лет. И каждый раз ее судьба, образ жизни, психика, работа, взгляд на мир хоть чуточку да меняются.

При этом если в «Дитя Ойкумены» Регина казалась уникальной, то во второй книге это ощущение несколько пропало. Она — всего лишь одна из телепатов. Конечно, все телепаты в целом отличны от остального социума, но внутри своей «ячейки» они одинаково талантливы, одинаково профессиональны — ну, естественно, кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше, тут тоже все как обычно, как у всех людей.

В целом, вторая книга прошла для меня как-то менее увлекательно, чем первая. Быть может, прошла некая эйфория от «свидания» со знакомым миром Ойкумены, с красивым и умным языком авторов, наконец, от знакомства с новыми героями. Но повествование набрало обороты к концу второй части: конечно, мне понравилась история с химерой :) Как мне — девушке, любящей животных — она могла не понравиться?!

Но более всего заставила задуматься, и оттого оказалась самой интересной третья часть. Здесь уже совершенно точно видны переклички с первой трилогией «Ойкумена» — не явные, а тематические — где много рассуждалось о космических флуктуациях. Хочется верить, что эта тема и тема происхождения народов Ойкумены были затронуты не просто так, а найдут продолжение в финале трилогии.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгожданная вторая часть «Космической сюиты». Новый фантастический роман. Как говорили сами авторы, это будет трилогия о насилии во всех его проявлениях. Мать не дает малышу сунуть руку в огонь. Для его же блага — но это насилие над личностью. Одно братское племя радостно режет другое. Девушка-телепатка перехватывает моторные функции тела или копается в мыслях. Чем не насилие? Олди не скатываются до банальностей или морализаторства. Смотри сам, дон читатель, решай сам, заодно и себя получше узнаешь...

В отличие от «Космической оперы», где задействовалась только часть народов, населяющих Ойкумену, та, которая пошла по пути биоэнергетики, в «Сюите» мы смотрим глазами т.н. техноложцев. Причем жители Ларгитасса тихо презирают энергетов, вплоть до апартеида. Все эти кавалеры, графы, виконты и короли различных узкоспециализированных наук, они делают ставку на передовые достижения науки и техники. Идет подковерная возня, невидимая гонка по сферам влияния на развивающиеся планеты — склонятся ли они на биологический путь, или же примкнут к адептам технологий.

В такой обстановке растет юная телепатка Регина ван Фрассен, дочь ученой дамы и блестящего офицера, внучка живой легенды космического флота Ларгитасса. В первой книге она еще дитя, вторая же начинается на окраине обитаемого мира, холодной планете Кутха, где девушка проходит стажировку. Судьба, доселе вполне благосклонная, начинает примериваться перед ударом наотмашь. Первая утрата, смена профессии — Регина ищет себя, но все никак не находит.

Роман небогат на события. Роман выполнен в очень и очень мозаичной технике, характерной в последнее время для господ соавторов. В «Королеве Ойкумены» это чертовски бросается в глаза, до того, что повествование частично утрачивает связность. Отступления, флешбеки и дневниковые выдержки этому способствуют.

В книге очень много действительно жестких, психологически достоверных сцен. Олди верны себе — банальностей, смакования или штампов не будет. Зато будут философские, в самом лучшем смысле слова, вопросы. Причем, как явные, озвученные, так и оставленные дону читателю — сдюжит ли? заметит? задумается?

«Мир Фантастики» в апрельском, кажется, номере упоминал о романе из жизни эвенков — так вот, кое-какая доля правды в шутке была. Часть «Кутха» порадует читателя, в котором не умерли этнограф с антропологом. Жизнь малых северных народов, с ее убийственной простотой нравов, так же далека от современного горожанина, как и от гостей с планеты Ларгитасс. Тени забытых предков, матриархат, призрак голода за затянутым рыбьим пузырем замерзшим окошком, обмены и ритуалы... Мы — здесь, а они там, и культурный шок возможен для обеих сторон контакта.

«Сякко» — еще одна грань, другие обычаи и нравы, они так же чужды героине, как и дикарские традиции Кутхи. А ведь обитатели всех миров Ойкумены так похожи, они могут есть одну пищу, иметь общих детей — и, в то же время, такие разные. Что они все будут делать, когда придется столкнуться с действительно непохожим явлением, которое и осмыслению-то поддается с трудом? Второй том «Космической сюиты» оставляет простор для воображения. Трудно даже предположить, что ждет Регину и весь обитаемый мир.

На мой взгляд, роман будет интереснее не молодым людям, тем, которые уже задавали себе те же вопросы, что и героиня. Когда первичное накопление жизненного опыта уже произошло, и начинается аналитическая работа.

Любителей же Олди времен «Пути меча» может серьезно разочаровать. Хотя и без мечей никуда, господа соавторы их очень любят и уважают.

Да, стихов там тоже почти нет. Пустовато как-то без них.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

И я таки не угадала, что будет дальше. Впрочем, оно и к лучшему. :wink:

Вырисовались связи с предыдущей трилогией, довольно любопытные, кое-что объясняющие; наметились интереснейшие моменты «на потом». В очередной раз порадовало разнообразие миров, завязанных на этнические (мифологические? географические?) мотивы. Как всегда, здесь есть и крупные мазки, единым махом очерчивающие новые планеты и расы, и мелкие детали, помогающие вживаться в их реалии, и множество ассоциаций, столь любезных моему читательскому сердцу: ларгитасцы, с их чопорно-геттингенским каким-то воспитанием и мировосприятием — и вдруг кутхи с невозможной, заснеженной галактической Камчатки, а еще и своеобычная, по-японски закрытая Сякко...

Сама же Регина во второй книге другая — не просто повзрослевшая. И воспринимать я ее стала иначе: на первый план вышло общечеловеческое, а не сверхъестественные способности и таланты, порой так усложняющие телепату жизнь. Она такая же, как мы с вами: может, не слишком счастливая, но в чем-то и везучая, неравнодушная, вовсе не бесстрашная, решающая за себя сама — и мотивы для всего этого у нее самые понятные, те же, что и у нас. Так же, как и мы, она способна на сопереживание; ее так же пугает насилие и война; так же, как и многие из нас, не может вычеркнуть из памяти прошлое, с которым все время сталкивает ее судьба — до чего же все узнаваемо... Наконец стало понятным и прозвище. Хорошее, кстати, прозвище, если вдуматься.

И королева она вовсе не оттого, что необыкновенно талантлива / умна / всемогуща / прекрасна / богата / сексапильна / аристократична — нужное подчеркнуть. Нет, все иначе: это состояние души, внутренний стержень, не позволяющий сломаться, как бы там ни было вовне. Show must go on, держись, королева, ты можешь — ты же не кукла-принцессочка, стерва-капризуля, ты не позволишь себе ничего подобного — не только потому, что nobless oblige, но и потому, что это была бы не ты.

..Что ж, теперь я примерно знаю, чего ожидать от «Изгнанницы». Неожиданностей. :smile:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга прочитана. Краткие выводы.

1) Регина из «наблюдателя» в первой книге стала реальным «действующим лицом».

2) Только утвердился во мнении, что «Ойкумена» — батальное полотно большого размаха, а «Городу и миру» — цикл карандашных набросков, во второй книге — акварелей, посвященный «судьбе одной планеты в разрезе судьбы одного человека» Сюита, да.

3) Понравилось. Хорошо, очень хорошо.

Тема близости и различий очень настойчиво звучит во всей книге, переплетаясь с темой насилия.

Единство и порожденная в том числе этим ненависть Кутхи и Каутли. Любовь и разлука Регины и Ника. «Вынужденное единство» при обучении на Сякко, приводящее к расщеплению сознания. Химера, единая в трех лицах, но воюющая сама с собой. Возвращения в родное гнездо интерната на столетии «Лебедя». Разрушения единства человеческого сознания флуктуацией, стремящейся к пониманию человеков ....

Тема звучит по разному, но отчетливо. Потому финальный аккорд в виде теории единого происхождения, вылившегося в «планетарное обособление», вполне логичен структурно.

Сквозной сюжет — жизнь Регины ван Фрассен с каждой новеллой разгорается все ярче. На его фоне все отчетливее проступают некоторые особенности Ларгитасского общества, намекающие на грядущую кульминацию.

Это не трилогия, это не роман в традиционном смысле. Скорее девятилогия (ноналогия?). Каждая из новелл, которых по три в томе, — это отдельная, вполне законченная история, хоть и вплетенная в общую канву повествования/жизни Регины. Общая тема еще только ждет своей кульминации и завершения, это да. В каждой новелле проходит какой-то важный этап жизни Регины, потихоньку формирующий то, что мы увидим в финале. Ждем.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная вторая часть, замечательного романа. Такое буйство оригинальных идей, такая тщательная проработка мира, даже сравнить можно разве что с миром Шмагии. Читаю уже пятую книгу Ойкумены, а кажется что это всего лишь маленький кусочек огромной Вселенной. Одна проблема – книга слишком быстро заканчивается, эх иногда очень жаль что Олди не пишут сериалов — книг по двадцать с сиквелами и приквелами :)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценивать отдельно от двух других частей смысла нет, т.к. это не роман в цикле, а просто серединная часть одного цельного произведения.

Замечу только одну деталь, не раскрывая сюжетов: в «Королеве Ойкумены» есть мелькие детали, отсылающие к эпизодам в романе «Куколка» из прошлой трилогии. Сопоставление двух эпизодов заставляет рассмотреть происходящее в «кукольной» трилогии совершенно под новым углом, пересмотрев оценку тех персонажей и их действий. Теперь имеет смысл прочитать «кукольную» трилогию повторно и обнаружить совсем иной пласт смыслов, который при первом прочтении был незаметен.

Авторам зачет, это литературный прием высшего пилотажа. Из современных авторов больше никто сейчас на русском языке так писать не умеет.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Королева Ойкумены» — прямое продолжение «Дитя Ойкумены». Об этом нельзя забывать, и говорить о втором томе отдельно от первого нельзя.

Продолжение развивает историю Регины ван Фрассен и её окружения. На первом плане кроме самой девушки также её родные, её знакомые. Тут же и Зоммерфельды. Ведь никто не забыл ту детскую игру в свадьбу? Последствия событий детских лет и обучения в интернате не дают покоя всем, кто знает что Регина обладает сверхспособностями, которые могут нанести вред всему окружающему.

Также на месте и записи из дневника Регины, в которых она описывает достаточно глобальные и серьёзные темы.

А мы пока ждём окончания трилогии и надеемся что когда история будет закончена, все получат возможность понять всю историю и расставить все точки над i.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх