fantlab ru

Сьюзен Коллинз «Голодные игры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
2067
Моя оценка:
-

подробнее

Голодные игры

The Hunger Games

Роман, год; цикл «Голодные игры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 131
Аннотация:

Панем. Это всё, что осталось от Северной Америки после глобальной катастрофы. Панем. Город-государство, который разделён на утопающий в роскоши и богатстве центр — Капитолий и тринадцать областей — дистриктов, обеспечивающих эту роскошную жизнь своим тяжёлым трудом.

Около трёх четвертей века назад Дистрикт-13 поднял восстание против Капитолия, но его утопили в его же в собственной крови, а жители этой области были стерты с лица земли. В назидание другим дистриктам Капитолий назначил ежегодные Голодные игры, которые проводились между выбранными по жребию участниками, по два от каждого дистрикта.

И вот на арену Голодных игр, от Дистрикта-12, попала главная героиня романа — Китнисс. А вместе с ней Пит, который когда-то давно спас Китнисс и её семью от голодной смерти. Но чтобы выиграть Игры и вернуться домой к семье, в которой она была главным кормильцем, юной героине придётся убить всех, в том числе и Пита...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2008 // Фэнтези и научная фантастика для подростков

лауреат
Golden Duck Award, 2009 // Специальная премия Хола Клемента

лауреат
Премия Инки / Inky Awards, 2009 // Серебряная Инки (зарубежные авторы) (США)

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2011 // Переводная книга НФ (США)

лауреат
Книжная премия Рунета, 2011 // Художественная литература (выбор пользователей)

Номинации на премии:


номинант
Premi Ictineu, 2010 (II) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Экранизации:

«Голодные игры» / «The Hunger Games» 2012, США, реж: Гэри Росс



Похожие произведения:

 

 


Голодные игры
2010 г.
Голодные игры
2010 г.
Голодные игры. И вспыхнет пламя
2011 г.
Голодные игры
2012 г.
Голодные игры. И вспыхнет пламя. Сойка-пересмешница
2012 г.
Голодные игры
2017 г.
Голодные игры
2020 г.

Аудиокниги:

Голодные игры
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Голодні ігри
2010 г.
(украинский)
The Hunger Games
2011 г.
(английский)
Los Juegos del Hambre
2012 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  68  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывают такие странные книги: вроде и не придерёшься, а впечатления никакого. Слишком обыкновенные, слишком «серые», лишённые какой-либо изюминки.

У «Голодных игр» есть пара козырей в рукаве. Формально «всё на месте». Обыграть миф о Тесее? Отличная мысль. Персонажи? Довольно яркие индивидуальности, многие из них вызывают больше сопереживания, чем главные герои. Взять, хотя бы «Лису», сумевшую перехитрить почти всех. Экшн? Отличный экшн с ловкими приёмами, вроде яблок, сброшенных на мины, применения бешеных ос и отравления противника ягодами. Неплохо описаны и способы выживания в дикой природе. Правда, рояли в кустах, спасающие героиню в последний момент, чересчур часты.

Но при этом книга вышла не выше среднего. Почему?

1. Ни малейшей интриги. Всё ясно заранее. Аннотация гласит, что герои будут участвовать в смертельном состязании. Кто же останется в живых? Открываем книгу, и первое же слово — «Я». Дальше можно не читать.

Интересно, кто-нибудь, когда-нибудь объяснит авторам приключенческих книг, когда можно, а когда нельзя писать от первого лица? Герой, говорящий «я», бессмертен до последних страниц книги. Это приемлемо, если интрига не в том, выживет ли он (например, в «Острове сокровищ» Джим «якает», но интрига сохраняется — добудут ли герои клад, победят ли пиратов). Но в этой-то книге всё как раз завязано на выживание. А мы сидим в голове у заведомо бессмертной героини.

2. Автор не понимает, про что интересно читать. Это чудовищно подробная книга, самая подробная, какую я читал в своей жизни. В читателя запихивают каждую секунду жизни героини. То, что другой автор упомянул бы вскользь, здесь занимает много страниц. В книге практически отсутствует «монтаж» эпизодов: с первой минуты до последней мы не пропускаем ничего. Героиня поспала, поела, пописала, пошла на охоту, разделала добычу, приготовила, поела, поспала, проснулась... Вместо того, чтобы следить за развитием сюжета, мы следим за ежедневной гигиеной и питанием молодой женщины.

Еда и одежда, одежда и еда. Не помню другой книги, где столько внимания уделено еде и одежде. Каждый приём пищи превращается в огромное меню с описанием вкуса каждого пункта. А переодеваниям героини посвящено столько текста, что хватило бы на модный журнал. Всю первую треть книги к играм только готовятся: откармливают героев, одевают и переодевают их, позволяют предаваться воспоминаниям. Читатель вынужден ждать, пока героиня всласть повертится перед телекамерами и перепробует всё вкусненькое.

3. Сильное желание обозваться на героиню «Мэри Сью». Нет, то, что девочка из самого захудалого дистрикта оказывается сильнейшим бойцом, это ладно. В конце концов, о ком писать, как не о лучших. Но почему-то всё, что происходит с ней, происходит впервые. Неужели за десятилетия, что проводятся «Голодные игры», ничего подобного не было?

Китнисс — первый за много лет приличный трибут своего дистрикта, до неё все были слабаками. Неужели?

Они с Питом первые, кто додумался прикинуться влюблёнными. Неужели?

Они первые из своего дистрикта, кому достался нормальный стилист. Неужели?

Они первые, кто отказался убить друг друга в финале. Неужели?

Неужели всё, что должно было сотни раз случиться за десятилетия на играх (хотя бы по теории вероятности), случается впервые именно с Китнисс?

4. Из этих «неужели» вытекает четвёртый минус, и он называется «Не верю!»

Как вообще могли возникнуть такие игры? Всё, что описывается, всё это феерическое шоу с костюмами, жизнь в роскоши перед играми и кровавая бойня на них возможны только в одном случае: если гладиаторы идут на это добровольно, ради денег или славы. Пленники, ведомые насильно, так себя не ведут и так с ними не обращаются. Неужели никто не выпрыгивал из поезда на ходу? Неужели никто не кончал с собой перед играми? В тренировочном зале им выдают оружие — неужели никто не поднимал бунт? Они демонстрируют владение оружием перед комиссией и Китнисс запросто стреляет в поросёнка на столе — неужели никто не пытался захватить заложников на демонстрации?

Тем более, что игры созданы для унижения мятежных дистриктов. Значит, на момент возникновения игр был сильнейший антагонизм дистрикты-Капитолий. Значит, на арену для игр высаживали 24 мятежника, ненавидящих огранизаторов, выдавали им оружие и припасы. Как можно было рассчитывать, что они начнут убивать друг друга, а не составят отряд и не рванут прочь с арены? Кстати, почему-то никому эта простая мысль — побег с арены — не пришла в голову. Никаких границ арены не названо. Да и из дистриктов люди должны были уже давно массово уходить, раз границы охраняются так слабо, а лес даёт хорошее пропитание.

И наконец, пятое и последнее. Нет впечатлений.

Происходящее выглядит как передача «Остаться в живых». Два десятка полуголых, оборванных, грязных и потных людей барахтаются в грязи, бегают по лесу, едят подножный корм и время от времени пытаются друг друга зарезать. Это не оставляет никакого визуального впечатления. В этом проблема, которую не умеют решить многие авторы «антиутопер» и развлекательного постапокалипсиса. Развлекательная фантастика должна впечатлять, оставлять яркие образы, детали фантастического антуража. Корабль-древо у Симмонса. Эльфы у Толкина. Дроиды у Лукаса. Даже метро у Глуховского — яркий образ. А от «Голодных игр» в глазах не остаётся ничего ярче, чем мешок с яблоками, висящий над минами. Запомню ли я эту книгу надолго, буду ли сравнивать образы из других книг с её образами? Вряд ли.

Так и выходит, что всего достоинств у книги — лихой экшн да пара неплохих персонажей, не раскрытых из-за нарциссизма главной героини. Бодрый боевик, неплохое «чтение в метро», но не более.

Оценка: 6
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Богатая девочка пишет сочинение о бедности:

«Жила-была бедная девочка. Ее слуги были еще беднее, горничная совсем бедная, а уж садовник…» (бородатый анекдот).

Некоторые вещи вызывают у меня смутные вопросы самим фактом своего существования. Например, безалкогольное пиво. Mortal Kombat без крови на старых приставках. Соевое мясо. Или, прости Господи, подростковые антиутопии.

Чем антиутопия подростковая отличается от нормальной? Ну тем же, чем «нулевочка» от крепкого алкоголя. Из нее старательно убрано все, что придает ей горечь. Мир максимально карикатурен и неправдоподобен. Вот расфуфыренные плохие, вот несчастные хорошие. Причем автор очень смутно представляет, как должны по идее жить угнетаемые и как разнообразно их могут притеснять угнетатели. Ну как та девочка из эпиграфа представляет себе бедность. Схематично и совсем не страшно. Многим в реальном мире в номинально свободных странах куда хуже живется, чем этим несчастным якобы притесняемым панемцам. Вроде бы смертельное состязание напоминает тот самый Мортал Комбат (ну или в нашем случае да, ту самую «Королевскую битву») без крови и фаталити. Герои пред непосредственно самими играми, да местами и во время, ведут себя так, будто бы приехали на пикник, а не убивать друг друга. Ну и в конце нам дают диетическое мясо вместо ломтя с кровью. Если в нормальных антиутопиях мир обычно ломает героев, то тут герои ломают мир и его правила о колено.

В общем и целом, лично я такими «обезжиренными продуктами» в более-менее зрелом возрасте питаться не намерен, да и вам не советую. Оставьте их целевой аудитории, тем самым девочкам-подросткам. Надеюсь, до постапокалипсиса подобные тенденции не доберутся? Что вы говорите? Какая еще «Сотня?» Да е-мое… Беги, киберпанк, БЕГИ!

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто читал Бажова, тот меня поймет.

Чудовищно мрачный антиутопичный мир. Страна, подыхающая под гнетом столицы, большая часть жителей которой вынуждены работать на износ, чтобы удовлетворить потребности правящей верхушки и самим как-нибудь не подохнуть.

Хорошее начало, правда?

Только в несчастных стонущих под игом правительства районах дети учатся в школе до восемнадцати лет. Восемнадцати. В школе. Они не работают в шахтах с младых ногтей, а пинают балду и получают образование восемнадцать лет.

Зачем вообще учить рабочих? Любой капиталист знает, что лишее образование — лишние проблемы. Почему не используется детский труд в этом ужасном жестоком обществе? Почему детишки делают что угодно, но не работают? До восемнадцати, повторяю, лет, здоровые чудовищные лбы. Бездельничают.

И кстати, пропаганда вообще не налажена.

Плоские герои, игрушечные эмоции, общий мэрисьютизм главной героини — все это просто меркнет по сравнению с вышеописанным.

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду рассказывать, в последствии каких прискорбных событий мне пришлось прочитать эту книгу, но все же я это сделал. Увы. И пусть фанаты серии закидают меня камнями, но я напишу свое мнение, как парня 23 лет.

Для многих «Голодные игры» открыли жанр сурвайвала, связанного с реалити-шоу и всякими секретными программами. И именно после выхода «ГИ» такой жанр стал моден и популярен. Популярен и моден в основном среди тех, кто никогда не смотрел\читал «Бегущего человека» и «Королевскую битву». Оба выше указанных произведения я знаю только по экранизациям, но все таки они оставили приятные впечатления. «Бегущий человек» — из-за картонного, но все же колоритного Шварценеггера, а «Королевская битва» из-за задумки и присущей японцам жесткости сюжета.

Голодные игры не обладают ничем из вышеуказанного. Главная героиня за неимением другого термина — ТУПАЯ! Я понимаю, что мне, парню, сложно судить о том, что твориться в душе у девочки подростка, но все же. Постоянные колебания и поступки героини сильно натянуты за уши и до ужаса нелогичны. По логике вещей, роман ориентирован на девушек-подростков, а значит в нем акцент больше должен ставиться на чувства героини и сюжет должен крутится вокруг внезапных трагических поворотов и тому подобных вещей(как это, например, происходит у Николаса Спаркса....да,да и такое мне тоже довелось в руках подержать и почитать=D). Но как то не вышло.

Вообще персонажи плоские и примитивные. Хотя все же нет — Хеймитч все таки мне понравился. Не тем, что пьет постоянно,а тем, что ведет себя адекватно тому,как должен вести себя человек, переживший «нечто ужасное».

Капитолий и его жители — излишне вычурно описаны. Понятно, что жизнь там как бы лучше, но все таки должны же быть рамки реалистичности какие то.

В целом — поведение персонажей, окончание романа и основные события — аж слишком предсказуемы. Ну то есть совсем. Да и жесткости и саспенса явно не хватает. Мне не удалось обнаружить неожиданный поворот сюжета и дочитывал я — просто чтоб не оставлять книгу недочитанной(уж извините за тавтологию).

В общем и целом — мне не понравилось. Хотя книга и ориентированна больше на девушек-подростков и мне она и не должна была понравиться. Вывод: если эта книга стала первой для вас в подобно жанре — не останавливайтесь и читайте и других авторов(того же Дашнера, Рот и т.д. а там,глядишь, и попадется в руки «Бегущий человек», «Долгая прогулка» и «Королевская битва»). Если же по непонятным мне причинам она вам понравилась. Ну что ж — значит у нас с вами слишком разные интересы и взгляды на мир) Так или иначе — книга точно нашла и найдет своего читателя.

Все мира ;-)

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Сьюзен Коллинз «Голодные игры» — это образцовая коммерчески успешная фантастика крепкого среднего уровня, а посему книга выдающаяся и заслуживающая признания, нравится это кому-то или нет.

Среди интеллектуалов с момента выхода было принято ругать «Голодные игры» Сьюзен Коллинз из-за ее коммерческого успеха и мгновенного выхода в мэйнстрим, что не мешает любить этот цикл громадному числу читателей и зрителей, знакомых с кинофраншизой. Интеллектуалы обвиняют роман в поверхностности, скомканной структуре текста, недоработанных персонажах и кажется их раздражает текст сам по себе. Вернее, его сплав юношеской фантастики с постапокалипсисом и антиутопией, которая раньше представляла собой очень серьезный, «взрослый» жанр. Их можно понять: состоялось покушение на андеграунд, практически лишение его невинности и выведение в глянец.

Важным здесь представляется даже не анализ самой книги – о романе конечно стоит сказать слово – а тот эффект и те новые тренды, которые «Голодные игры» породили. То есть сопутствующий выходу книги фидбэк.

Для начала нужно сказать, что Сьюзен Коллинз здорово повезло. Какими-то гениальными писательскими качествами она не обладает, она просто профессионал, создавший работу среднего уровня под впечатлением от циничного, так характерного для постмодернистского мира смешения в СМИ тем насилия и развлечения. Ну да, ее поразило с какой будничностью сменяются кадры реальной войны и какого-нибудь вечернего шоу. Вообще это странно, особенно если учесть, что по таким лекалам мировые СМИ живут уже лет пятьдесят, и в общем-то, тема смертельного шоу была ранее описана в произведениях не одного фантаста. Вспомним хотя бы «Бегущего человека» Бахмана ака Стивен Кинг.

Короче, выбранная Коллинз тематика, акценты на подростковую аудиторию, тот самый сплав мрачного будущего и дистопии, помноженные на извечные и модные мотивы рисовать разделенную, лежащую в руинах Северную Америку – все это в общем выстрелило таким кумулятивным зарядом, в нужное время и поймало нужное настроение читательской публики. Что называется, «зашло».

Коллинз рисует в своем романе послевоенную Америку – новое тоталитарное государство Панем, рожденное на руинах после гражданской войны, и угнетающее дистрикты, производственные регионы страны с их бедным населением. Богатые изнеженные жители Панема противопоставлены голодающим, но выносливым работягам из дистрикта, в чем читаются явные референсы с рабовладельческим строем Древнего Рима. Даже флаг Панема с орлом на красном фоне отдаленно напоминает знаменитый римский стяг. Но основное сходство конечно кроется в ежегодных, массовых и всеобщих Голодных играх – чемпионате по кровавому спорту, где в роли гладиаторов выступают подростки из дистриктов. В конце каждой Игры должен остаться только один победитель, остальных ждет смерть. Таким образом, цена мнимого благополучия Панема – жизни пролов. Игры транслируются на весь Панем и являются главным источником развлечений для избалованной публики столицы, для остального забитого порабощенного населения – волнительным и драматическим зрелищем, ведь в прямом эфире будут сражаться и убивать друг друга их дети. В результате отбора на очередные Игры из дистрикта 12 жребий падает на девушку Китнисс Эвердин и Пита Мелларка. Китнисс умеет стрелять из лука, а Пит довольно силен физически, но по факту шансов у них не так уж и много. Правда, есть надежда – призрачная, далекая, тонкая, как песнь сойки-пересмешницы.

Роман у Коллинз получился неровный. Бодрая завязка сбавляет темп к середине истории и спускается в глуповатые метания пополам с любовными интригами, но ближе к эндшпилю динамика выравнивается и интригующий финал Голодных игр в целом оставляет хорошее впечатление. Особо закручивать интригу Коллинз не умеет, сюжетные ходы угадываются довольно легко, и писательнице словно бы не особо интересна даже собственная вселенная, куда больше ее волнует внутренний мир Китнисс, ее отношения с бойфрендами, взросление и прочие пубертатные проблемы.

И вот здесь возникает резонный вопрос к автору: так вы пишете дистопию или что вообще? То, что вроде как здесь должно вызвать нарекания, как раз-таки является основным достоинством книги! «Голодные игры» — это вообще не полноценная постапокалиптика и дистопия, а подростковый фантастический роман, обряженный в одежды серьезных жанров.

А именно – «young adult».

Пограничная мэйнстрим-фантастика, уже не детская литература, но еще не серьезная взрослая продукция. Что-то гибридное, легко усваиваемое, специально для зумеров с их дефицитом внимания и нежеланием слишком сильно думать.

Это первое важное обстоятельство, позволяющее говорить о романе как о значительном в истории жанра фантастики тексте. Роман Сьюзен Коллинз возник у истоков нового модного жанра, оказался его зачинателем. Позже, когда рынок с чавканьем заглотит новое блюдо и потребует добавки, пойдет целый вал из всевозможных продуктов в том же жанре – все эти «Бегущие в лабиринте», все эти «Дивергенты», «Инсургенты» и далее по списку.

Второе важное обстоятельство – мгновенная конвертация литературного материала в медиапродукцию, что привело к созданию не просто одного фильма, а целой их линейки, франшизы, для циничного извлечения максимальной прибыли. Но это не причина, а следствие работы мощной медийной машины по раскрутке продукции, причем материал может быть не самого высокого уровня.

Иными словами, «Голодные игры» стали курицей, несущей золотые яйца. Не первый и не последний случай, и попытка заработать на подростках выглядит нехорошо… но в целом всем безразлично, и все довольны. Ведь так устроено потребительское общество, в этом его парадокс: потреблять не только насилие, но и его эрзацы, и глянцевые примеры революционной борьбы. Конечно, говорить здесь о каком-то серьезном художественном высказывании немного трудно: «Голодные игры» в меню социальной фантастики кажутся диетическим блюдом и для взрослого серьезного ценителя жанра выглядят попросту пустышкой. Что не мешает им обрастать своей мифологией и к нынешнему моменту стать вещью в себе. Образ Сойки-пересмешницы прочно вошел в массовую культуру и оказался живучее иных классических героев проверенной временем фантастики. Кто-нибудь помнит образ главного героя «1984» Оруэлла или дикаря-инфанта из «Дивного нового мира» Хаксли?

Зато Китнисс знают и любят все.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, как и большинство людей, прочитал книгу позже фильмов. Ну, что же, опять бумага побеждает цифровое отображение. Хотя бы той логичностью, которая объясняет провисания экранизации. Начиная от странного способа усмирять дистрикты бойней детей до поступков главной героини. Конечно, здесь тоже большой крен в «Обыкновенная девочка спасает всех», что является главным посылом во многих современных творениях от романов Дяченок до саги «Сумерки». Но, читая «Голодные игры» на этом внимание не заостряешь, ибо сумбур мыслей и действий Сойки вполне примиряет с полученным результатом.

Локации получились колоритные, тут кино неплохо разукрасило антураж — одно горящее платье чего стоит, запоминается образ. Персонажи выписаны старательно, с женской заботою. Конечно, многое предсказуемо — например, победитель Голодных игр, но надо отдать должное автору, она много где пыталась выкрутить ожидания по максимуму неожиданности.

И, как и положено юношескому приключенческому роману, читается с неослабевающим интересом.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Голодные игры». Юная Китнисс Эвердин из Двенадцатого, шахтерского дистрикта вынужденно взяла на себя заботы о физическом выживании семьи, когда после гибели отца мать впала в депрессию. Девушка охотится в лесу, стрелять ее научил отец, часть добычи обменивая на другие продукты и вещи. Во время лотереи перед очередными играми, жребий выпадает ее сестренке, двенадцатилетней Прим, и Китнисс предлагает себя вместо нее. Вторым участником от Двенадцатого стал пекарский сын Пит. Шансы остаться в живых у обоих минимальны, но они намерены побороться и выбирают союзничество вместо вражды.

Напряженная интрига, высокая степень эмоциональной сопричастности, симпатичные живые герои, подробное и логически непротиворечивое мироустройство, игра на контрастах (блеск Капитолия, нищета дистриктов) — делают книгу замечательно интересной, а простой, но не примитивный язык с линейной повествовательной структурой максимально расширяет аудиторию.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все совпадения с фантастикой случайны. Нет, не так — все совпадения с фантастикой и антиутопией не случайны, а злонамеренно сворованы. Кроме одного: треклятые смывающиеся водой волдыри. Следы от химических ожогов, которые смываются с нежной подростковой кожи обычной водой из ручейка. Такого еще фантасты не выдумывали. Пришлось Коллинз постараться, чтобы Хеймитчу не пришлось второй раз баночку с мазью высылать. Но она плохо постаралась, даже не объяснила, как это работает.

Я попробую предположить, что ядовитый газ содержит в себе компоненты, которые при взаимодействии с водой вызывают мгновенную регенерацию кожи. Идея с ручьем, в котором течет живая вода, на мой взгляд, слишком избита и заезжена детскими сказками.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это история Китнисс Эвердин, 16-летней девушки из Дистрикта-12. Приближаются ежегодные Голодные игры. Когда выбирают ее младшую сестру Прим, Китнисс становится волонтером, зная, что ее шансы на победу в играх невелики.

Стиль написания очень хорошо подходит к данному произведению. Перспектива от первого лица и в настоящем времени позволяет читателю понять все страхи и переживания главной героини. Это как самому стоять на арене.

С момента выборов и до дня состязания, когда Китнисс находится на арене, все подробно описано. Бой на арене обрисован просто великолепно: вы переживаете все взлеты и падения вживую с Китнисс, вы волнуетесь, когда она в опасности, вы испытываете облегчение, когда все снова хорошо.

Эта книга одна из лучших, что я когда-либо читала. История захватывающая, действия персонажей правдоподобны. Отличная книга не только для юных читателей. Из-за нескольких жестоких сцен я бы не рекомендовала книгу чувствительным читателям или читателям младше 13 лет.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая подростковая антиутопия. На звание шедевра, конечно же, не претендует, но чтение довольно увлекательное. Авторский стиль, правда, мне не очень зашел: много коротких рубленных фраз, настоящее время. Но сюжет интересный, когда втянешься в события, уже не сильно замечаешь.

Героиня тут больше о семье переживает, чем о мальчишках, нет особой ванильности, которая бывает присуща данному жанру. Любовного треугольника, правда, все же не избежали, но именно в первой книге он не так сильно выражен.

Автор высмеивает, пародирует реалити шоу за их помпезность и порой уродливость. Правда, показалось, что она сильно увлеклась описанием нарядов и стилистов, потому что ей эта тема нравится, а не для какого-то эффекта.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не хватило объема картинки. Мне не хватало цвета, запаха и вкуса. Мне не хватало описаний. Подробный конспект событий у меня был в наличии. А еще по десять раз в уме героини пережевывались одни и те же, постоянно одни и те же мысли.

Я не верю в Китнисс. В неё как в образ. Не верю. Я не вижу особенностей её психики, а ведь эти особенности есть у всех людей.

Меня бесит недоделанность, недодуманность системы, её дистрикта, непрописаность, бесцветность. Мерисьюшность героини — она сильная, твердая... и все. Больше никакая. НИКАКАЯ.

Не было у неё смешанных чувств. Должно было бы быть агрессивное отношение ко всем учредителям и просто замешанным в этом деле людям. Или же, наоборот, ощущение, что по логике вещей она должна их ненавидеть, а не получается – как-то глупо, но взяли и сплотились. И парень-стилист – он ей очень нравится, сразу, с первого взгляда, он не похож на эту ораву клоунов, в нем есть что-то от тех людей, с которыми она выросла. Но он – не они, он – чужой, он все равно из этой шайки. И что тогда делать с чувствами? — Ну вот где это? Зато были занудные пережевывания одних и тех же мыслей по второму, по третьему кругу...

Налет «реалити шоу» со всеми этими интервью, одеваниями — несколько взбесил. Представляла по-другому. И животные-мутанты тоже почему-то вызвали раздражение.

Если было бы слегка адекватнее прописано устройство мира — было бы в принципе здорово.

Захватила последняя треть. До этого раскачивались, раскачивались очень долго. Сами Игры по увлекательности — шикарные, а то, что было в первых двух третях можно было написать лучше.

Концовка игр — серьезно? Я вас умоляю. Ягоды. Манерно, напоказ. Тупо. Господи, прости...

Опять хочется повторить вопрос, который здесь уже звучал — почему было бы не сколотить команду и не попытаться выбраться? Даже, если это верная смерть, юношеский пафос, как по мне состоял бы именно в этом — не подчиниться. Ладно у Китнисс семья, она не может. А если бы несколько ребят взяли бы и сколотили бы банду, сели бы на землю и сказали: «а не пошли бы вы, дорогие учредители? Не будем убивать друг-друга. Просто не будем». А если бы попытались выбраться, то погибли бы не просто так. А то все знают, что погибнут ВСЕ , кроме одного-единственного человека и каждый уверен, что этим человеком будет он. Все погибнут, так зачем погибать бессмысленно? Но, может, я идеализирую подростков и на самом деле все довольно реалистично.

С «Темными началами» не сравнимо. Может все дело, что «Начала...» я читала в восьмом классе, а для этой книги уже возраст не тот, но все-таки.

Итого: сами Игры увлекательны, даже очень, ГГ плоская, мура с костюмами, гримами, интервью — это мура.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня, конечно, обвинят, что я занижаю оценку сверхпопулярному произведению специально. Из мелкой вредности и жгучей зависти. Но это не так, правда.

В романе есть удачные ходы и неплохие эпизоды. Есть. Но и сам сюжет, и мир, и героиня меня оставили равнодушными. Казалось бы, при таком богатстве Капитолия (пожизненное обеспечение победителей игр) и декларируемых целях (выпустить недовольство) логичнее тренировать отобранных детишек. Как тренировали гладиаторов в Древнем Риме (это я про любовь писательницы к древним мифам и истории как к источнику вдохновения). Что такое 4 дня подготовки? Пыль. Почему не месяц и не год? Ведь постоянный проигрыш представителей бедных дистриктов нифига недовольство не снижает. А богатые, способные выставить бойцов-добровольцев, и так не собирались бунтовать. Ну и дальше в том же духе, не буду всё перечислять (один дистрикт сельского хозяйства кормит всех? В дореволюционной России 90% населения составляли крестьяне и то случался голод). Многое уже отмечали в отзывах (полное школьное образование для шахтёров. Нафига оно? Нафига вообще образование? Неграмотными легче управлять).

Смутило и сходство с «Бегущим человеком». Всё время искал отсылки или полемику, но ничего этого нет. Сосед напел Карузо. Художественно напел, со вставками из других великих произведений (Туннель в небе?), но всё же. В целом идея Голодных Игр и мотивация для меня осталась загадкой. На ум пришло только одно мифологически-историческое высказывание: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» Этим, что ли, писательница вдохновлялась?

При этом роман вполне себе читабелен, грамотно подаётся информация, читалось легко (кроме дотошных описаний действий: сняла носки, ботинки, надела сорочку, легла спать, проснулась, сняла сорочку, надела штаны, пошла к лифту, нажала кнопку, поднялась на этаж).

Конечно, странно, что такой кинематографичный роман высоко оценён сам по себе. Ведь у читателя, в отличие от зрителя, есть время и обдумать действия героев, и оценить достоверность мира, и даже (!) вернуться на пять страниц назад, чтобы сравнить поведение персонажа в сходных обстоятельствах.

Простенький, но грамотный середнячок, как по мне.

P.S. И вновь про школу. На жатву отбирают с 12, а на шахту с 18? Правильно тут советовали перечитать Бажова. Полностью присоединяюсь.

Оценка: 6
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Непонятно для меня самой получилось так, что именно эта книга оказалась первой в очереди на прочтение. Мистика какая-то, не иначе. Тем не менее, я рада, что так случилось. Книга обладает определенной индивидуальностью, ярко выраженной. С одной стороны, это, безусловно, «подростковый роман». А с другой стороны, повеяло любимыми книжками Роберта Хайнлайна и другими из старой и доброй фантастики. Конечно, «Королевская битва» вспоминалась, и прочтение было уже несколько смазано эффектом собственного понимания этой Игры.

Герои мне понравились. Автору удалось создать образ главной героини, чистый, как некий кристалл. Та манера, с которой она размышляет, действует, планирует, анализирует, очень соответствует образу девушки-подростка в жестких обстоятельствах, и скорость смены событий напоминает мне гонку с преследованием, уж такая у книги динамика. Динамика и определенный прессинг. Главная героиня видна нам с разных сторон, глазами других героев тоже, но вот что важно: признание этой девочки приходит не оттуда, оно приходит сразу и основательно с первых страниц знакомства.

Ощущение присутствия «там» и реальности мира Автору, на мой вгляд, удались. Я с удовольствием читала, практически не отрываясь. Книга затягивает cвоей трогательностью, живостью героини, интригой, а также некоей свежестью, оригинальностью. Автор легко и непринужденно перемешивает разные планы — то героиня в своей лачуге, то на охоте, то в платье из сверкающих драгоценностей в эпицентре внимания всей местной вселенной, то спит, умело расположившись на ветвях деревьев, то бьется на-равных с бойцами профи.

Жаль, что романтические сцены однозначно провалились. Я так думаю, что причин две. Автор не знала до какого конкретно уровня надо (или можно) опускать планку в сексуальности, принятой на страницах романов для подростков, и в итоге мы имеем сильно «кастрированный» вариант взаимоотношений двух главных героев. Второй причиной может быть попытка нарисовать именно такой образ главной героини, когда она отвергает отношения в-принципе. Но. Безусловно, от включения именно чувств, а не безэмоциональных описаний личных взаимоотношений героев, получилось бы действительно интересное произведение. Достойное высоких оценок.

Концовка заставляет предположить, что Автор либо спешила, либо все это ей определенно наскучило. Все не просто скомкано, а как-то брошено. С намеком, что уж в сле-едующей серии... ну и так далее. Удручает также и то, что образ Китнисс был бы интереснее при наличии хоть сколько-нибудь выраженных недостатков. Как, впрочем, и образы остальных положительных героев. Все исключительно черно-белое, как уже омечено mrakofess.

При этом две еще темы я хотела бы отразить. Про трогательность я уже писала, но здесь есть еще один главный герой. Голод. Он сопровождает почти каждую страницу этой книги. Голод — это основное пугало и самый страшный враг. Девочка столкнулась с ним лицом к лицу и жила с ним бок о бок почти все годы своей жизни, а остальные игроки — нет. Она давно играет в эту игру со смертью, и голод — основное действующее лицо, его присутствие является частью жизни героини.

И еще показалось важным, как здесь уже отмечали, умение думать сначала о других. Заботиться. Принимать ответственность и решения.

Итак, резюме, — очень неплохая фантастика, хоть и не без недостатков. Воспринимается как хорошо забытое старое, про юных, сильных и смелых. Про ошибающихся, но дерзких. Про новых героев, завоевывающих сердца читателей.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая приключенческая книжка для своей целевой аудитории. Уверена, если бы мне было лет 15, мне бы очень понравилось. Но для чтения во взрослости не хватает глубины, размаха, серьёзности и жестокости. От пост-апокалипсиса здесь очень мало, только окружающая обстановка, мир и его законы описаны очень скупо, проработаны мало, поэтому тег «пост-апокалипсис» я бы исключила.

Читается книга быстро, легко и непринуждённо. Так и должна читаться книга для подростков. Я бы не сказала, что книга глупая и полна розовых соплей, как пишут яростные хейтеры (обычно такие «оценщики» склонны к максимализму). Ещё говорят, что она написано ужасно скудным языком. Тоже не могу согласиться. Да, это не Чехов и не Кронин, но для динамичного сюжета язык повествования вполне подходящий.

Как вывод — неплохой облегчённый вариант «Бегущего человека».

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга на удивление понравилась. Решил прочитать из-за фильма, так как люблю читать источник, а уже потом смотреть фильм, который пока не нашёл времени глянуть.

Честно говоря, книга откровенно порадовала. Изначально я ожидал чего-то типа Сумерков, то есть тупейшего чтива с соплями без смысла, да и в серии соответствующей издавалась. Конечно, я не буду говорить, что книга шедевр, но на удивление хорошо сделана (можно, я буду избегать слова «написана»? =)). Я полагал, что не прочитаю и половины, но сей труд осилил полностью и с удовольствием.

Безусловно, сразу стоит оговорить (и это сделано в предисловии), что книга для подростков. Следовательно, ожидать глубокого смысла и хардкора не стоит. Несмотря на как бы серьёзную тему, это исключительно развлекательная книга, где не надо икать глубокий смысл, философскую составляющею вселенной и т. д.

Если говорить по сути самой книги, то здесь всё на уровне, учитывая, какая планка ставится изначально. Читается легко, так как автор не пыталась использовать умные и закрученные фразы. Сейчас читаю Алиениста и контраст прямо-таки с ножами бросается в мозг. Книга динамичная, в отличие от тех же Сумерек, где на протяжении книги произошло аж почти ничего. Здесь повествование ровное, динамичное, редко когда автор отходит в размышления или воспоминания ни о чём. Это, конечно, плюс.

Сами действия в известном смысле нереалистичны. Концовка, само собой, известна заведомо. Ну кто подумает, что в попсовом романе может быть иной исход? События, которые ровным пластом намазаны по сюжету, радуют своей фантастичностью, девочка развита как Эйнштейн. Всё замечает, всё понимает, всё умеет... да и везучая. В общем, для подростков, так что без претензий. =)

Что мне действительно понравилось, так это грамотная картина мира. На протяжении книги становится понятным устройство будущего, достаточно интересно. В отличие от многих книг, включая даже отличных писателей (Шекли, скажем), здесь всё понятно и дополнительных вопросов, связанных с откровенным непониманием, не возникает.

Есть и любовная линия. Не люблю такое в книгах, но тут как-то не раздражает, акцент на ней особо не делается, хотя и постоянно об этом речь. В общем, в качестве любовного романа читать не пойдёт. =)

Вывод: годная книга для школьного возраста, или просто отдыха от серьёзных книг. В расслабленном состоянии приятно отвлечься в хорошо слепленную сказку без особых излишеств. Отсюда и высокая оценка.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх