Алексей Иванов Блуда и МУДО

Информация о романе Алексея Иванова «Блуда и МУДО»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Алексей Иванов «Блуда и МУДО»

Блуда и МУДО

роман, год;

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 36

 Рейтинг
Средняя оценка:7.96
Голосов:310
Моя оценка:
-
подробнее
Книгу можно купить
Цена от 99 до 353 руб. →

Аннотация:

Главный герой романа «Блуда и МУДО» — недоучившийся художник Борис Моржов, методист муниципального учреждения дошкольного образования. Один из местных начальников решает провернуть небольшую авантюру, преобразовать МУДО в Антикризисный центр, обеспечив себе безбедное существование. Однако такое преобразование неминуемо приведет к увольнениям старых педагогов. Все бы прошло гладко, но мешает случайно сделанный американцами выбор как места отдыха — летнего лагеря, принадлежащего МУДО...

© suhan_ilich


Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 447

Активный словарный запас: высокий (3112 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (82)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что немного выше среднего (36%)

подробные результаты анализа >>



Номинации на премии:

Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма


 

 


Издания:

Блуда и МУДО
2007 г.
Блуда и МУДО
2010 г.
Блуда и МУДО
2013 г.
Блуда и МУДО
2013 г.


В магазинах:






Отзывы читателей о «Блуда и МУДО»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 18 ]  +

К новому роману Иванова приступал с большой опаской, и дело было даже не в странноватых рецензиях, вроде Нестеровской, а в страхе, что Иванов, обычно писавший с небольшой скоростью, не мог с такой скоростью всего за один год написать полноценный новый роман. Я ошибся, чему очень рад. Видимо, слишком давно Иванов вынашивал идеи, вокруг которых он выстроил свое произведение, они не производят впечатления скоропалительных выводов, сделанных только ради того, чтобы было что вставить в текст. Иванов наблюдателен, он сумел увидеть и выделить болевые точки современного социального устройства и мировоззрения, а в таланте описать это на хорошем правильном образном русском языке сомневаться никто не будет, на этом поприще с Ивановым мало, кто может тягаться.

Роман отнесен автором к поджанру «плутовской порнографии», в этом, мне кажется, есть немного самолюбования, потому что несмотря на то, что он включает себя и остроумные проделки главного героя и эротические сцены, описанные подчеркнуто физиологично, не к плутовскому роману, не к порнографическому отнести его невозможно. К роману идей, кстати, я бы тоже его не отнес. Иванов будучи вполне в традициях русского романа написал роман всеединый — «слепок эпохи», в котором найдется месту всему: и описанию жизни России, и мыслям автора о причинах этой жизни, и остроумной по-хорошему злой сатире, и настоящей трагедии. Я пока не прочитал второй роман, вышедший в прошлом году и так же претендующий на ту же роль — «Ж/Д» Дмитрия Быкова, поэтому сравнивать виденье двух писателей не могу. Но Иванов, на мой взгляд сумел справиться с задачей, которую перед собой поставил. Сумел Быков почитаем.

Место действия — провинциальный город Ковязин. Самый обычные и ничем особенно не привлекательный. Небогатая история уже в прошлом, медленное умирание сейчас. Центрами жизни становятся уже не квартиры с семьями, а разнообразные общественные учреждения, школы, бани, рестораны. Жители Козявина разучились жить семейной жизнью. Главный герой — недоучившийся художник Борис Моржов, немножко плут, немножко философ, все возможным развлечениям предпочитающий занятия любовью. Нежданно негаданно к нему пришел успех, его картины, а вернее даже не картины, а пластины, а это ИМХО важно — хорошо продаются в Москве. Несмотря на то, что с деньгами у него все в порядке он продолжает работу в доме творчества юных скрывающемся под злой аббревиатурой МУДО. Аббревиатуры это страсть главного героя, он легко преобразует базовые принципы окружающей действительности в короткие хлесткие сокращения (возможно, мне показалось, но ИМХО эта стрела в сторону ДПП(НН) Пелевина). Один из местных начальников решает провернуть небольшую авантюру, преобразовать МУДО в Антикризисный центр, разогнать старых преподавателей и спокойно сидеть на финансовом потоке. Все бы прошло гладко, но мешает случайно сделанный американцами выбор как места отдыха — летнего лагеря, принадлежащего МУДО. Так закручивается цепочка событий, временами довольно абсурдных, временами очень страшных, а временами очень трагичных.

В своем романе Иванов дает основы своего представления о пиксельном мышление. Упрощенное, плоское штампированное мировозрение делающее своего носителя абсолютно адекватным происходящему вокруг. Такой тип мышление дает ответы на все возникающие вопросы. Короткие фразы — почти катехезис современной жизни. Страшно, что войти в него очень легко а вот выход чрезвычайно сложен. Даже главный герой, который вроде бы и подмечает эту особенность, поначалу мыслит в рамках пиксельного мышления (Иванов это подчеркивает тем, что тот раскрашивает пластины, а не рисует картины. Вроде бы очень близка суть, но насколько разный смысл). Как не странно, выход Моржова из пиксельного мышления связан не столько с какими то внутренними рефлексиями, сколько с внешними событиями, которые в первую очередь касаются не столько Моржова, а его коллег. Первоначальная цель потрахаться с тремя женщинами, также поехавшим в лагерь, в какой то момент преобразуется в жалость и ответственность за них, а пиксельное мышление с жалостью сосуществовать не может. Какой ответ внешнему давлению может противопоставить Моржов — создание семьи нового типа — фамильона на основе ОБЖ — обмена биологическими жидкостями.  

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хороший роман, только концовка не правильная какая та, так и хочется сказать похожая на пиксельноголливудскую: главный герой вершит месть над идеальным носителем пиксельного мышления и исчезает/ Хотя может быть в этом исчезновение и есть выход из пиксельнгого пространства, в котором теперь Моржову не ужиться.

9/10 и очень рекомендую.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 17 ]  +

Прежде всего роман порадовал очень хорошим языком. Понимание, «чутьё» языка есть далеко не у каждого автора; многие пишут неживым, внешне правильным, но фальшивым и оторванным от жизни языком, точнее набором словосочетаний, которые когда-то выучили; иные творцы в надежде оживить свои произведения насыщают их уродливыми просторечиями и слэнгом. Иванову удаётся найти золотую середину: язык его произведения живой, ироничный, образный, автор понимает слово, знает ему цену и потому не боится играть с ним. Что же касается «обилия « мата, то его не такое уж и обилие, там же , где «непарламентские» выражения встречаются, они выглядят вполне к месту, как необходимый элемент истории. То же самое можно сказать и об эротических сценах, описанных смело, но, как ни странно, в тоже время — деликатно. И несмотря на лукавое определение «плутовская порнография», ничего неприличного в романе нет, присутствует разве только озорство. Фантастики, конечно, в книге немного, точнее — почти и нет, так, намёки. Но уж реализм реальный.

Главный герой произведения — Борис Моржов — житель классического провинциального городка Ковязин, серого и скучного,«где первые на последних похожи». Моржов — успешный художник. Но «успешным художником» его считают в Москве и за рубежом, для ковязинцев он просто странный тип, который умеет «рисовать похоже» и каким-то непонятным образом сумел устроиться в жизни. Ковязинцы тоже хотят стать успешными, но у них совершенно иные представления об успехе: хорошая работа ( продавцом в супермаркете или даже проституткой), удачное замужество ( пусть даже жених — сутенёр и алкоголик), культурные развлечения ( бухнуть, потрахаться, спереть, что плохо лежит), главное — жить не хуже других. Принципы другой жизнь многим из ковязинцев трудно понять, ведь они противоречат их житейскому опыту. Это не просто картина мрачных сторон российской действительности, а в более широком смысле — описание оскудения человеческих личностей, очутившихся в болоте духовной бездеятельности и безысходности. И Моржов предполагавший лишь несколько амурных приключений, начинает борьбу со злом, для этого ему нужны таланты Казановы и Остапа Бендера. Книга не ограничивается социальной сатирой, здесь немало философских размышлений, интересных психологических наблюдений  и целая философская жизненная система.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 13 ]  +

«Блуда и МУДО», на первый взгляд, является самым доступным из всех ивановских романов, включая даже «Общагу на крови». ...Главный герой «БиМ», 28-летний методист МУДО (муниципального учреждения дошкольного образования) Моржов, проживающий в типичном русском провинциальном городке Ковязин, на протяжении всего романа вступает в беспорядочные половые связи с девицами и всеми правдами-неправдами пытается спасти от грядущего сокращения свою работу с неприличной аббревиатурой — МУДО... Концентрация эротики, эротических сцен достигает в «БиМ» отметки «выше среднего». Эротические сцены перемежаются с комедийными, сатирическими, откровенно фарсовыми — Иванов еще раз доказывает то, что писатель он всесторонний и помимо всего прочего — блистательный сатирик и комедиограф. Но главный пласт романа, скрытый под эротикой и фарсом, — социальная критика современной российской жизни практически во всех ее аспектах. И ванов дает совершенно замечательное и неожиданное определение новому, выстраивавшемуся с начала 2000 — х гг. российскому обществу «стабильности и порядка» определение: «дешевое порно — долбежка друг друга за небольшие деньги с небольшим удовольствием». Роман наполнен литературными аллюзиями — читая Иванова вспоминаешь Гоголя («Мертвые души») , Достоевского, М. Булгакова, даже Ильфа-Петрова... М.б.  часть читателей, из тех, что ждали от Иванова чего-нибудь в жанре «Пармы» или «Золота бунта», и будут отчасти разочарованы, но, на мой взгляд, «Блуда и МУДО» пока самое продуманное, выверенное и совершенное произведение Иванова.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 12 ]  +

Иванов ввязался в блуду

Книга «одного из главных современных писателей» Алексея Иванова, вышедшая в 2007-м году, носит странное, немного пугающее название — «Блуда и МУДО».

Адресована тем, кому понравился “Географ”, но посложнее и сделана лучше: мастерство автора очевидно растет. Это непростая житейская история, плотно начиненная авантюрами и философией.

Странное название имеет довольно простую расшифровку: блуда — это “засада”, неприятность, МУДО — муниципальное учреждение дополнительного образования “Родник” г.Ковязин. С МУДО случилась блуда. Грядут реформы: здание по осени отдадут модному антикризисному центру, педагогов выгонят на улицу. Спасение приходит, откуда не ждали: таинственные американцы непонятным образом узнали о давно заброшенном лагере МУДО “Троельга” и оплатили отдых в нем. Теперь в кратчайшие сроки нужно сделать вид, будто лагерь функционирует. Шестерых сотрудников учреждения отправляют “в лагеря”, а американцы... не приезжают. Да и местных-то детей вместо положенных тридцати набирается лишь шестеро — как раз по числу педагогов. Мудовцы, подзуживаемые главным героем книги Моржовым, решают начальству лишнего не сообщать и хоть месяц “пожить по-человечески”. И, если повезет, даже спасти МУДО.

В книге удивительно живые герои. Главный харизматик — Борис Моржов, художник-умник-остроумник в очках-окнах. Он не страдает, не загибается со своим талантом в провинциальном Ковязине: ему здесь нравится. У него есть деньги и пистолет. Бабник — страшный! Нет, он “не думает о бабах — он бабами думает обо всем”. Только в лагере у Моржова три любовницы (собственно, все имеющиеся там женщины) А на втором плане мелькает “балда-проститутка” Аленушка, а на орбите кружатся дианки, дашеньки, стеллы, юльки, женьки, алиски... Писатель Иванов женщин явно любит и чересчур хорошо понимает, просто насквозь видит. Даже страшно от такой проницательности. Герой Моржов тоже любит и за всех несет ответственность. Впрочем, не только за женщин — за коллег, друзей, детей...

Кстати, название “Блуда и МУДО” можно расшифровать и иначе, поглубже. На языке Щекина, чокнутого моржовского кореша, блуда — это Вселенная, безграничный объем хаотичной информации. Мудо — самозародившийся в ней смысл. А троельга — оболочка, не дающая мудо раствориться в блуде... Да, у Иванова вечно так: ни слова в простоте. Философские раскладки; куча аббревиатур вроде КВ (Кризис Вербальности) или ПВЦ (Призрак Великой Цели)... А еще пикселя, фамильоны, мерцоиды... Метафор в целом даже больше, чем нужно для простого читательского счастья. Зато эту книгу можно смело изучать дважды — и даже подряд. Первый — ради сюжета, второй — вдумываясь в смыслы и “подсмыслы”, если захочется.

Если вы читали Иванова раньше, то понимаете, что хеппи-энда ждать не стоит. Одна из женщин погибнет, один из мужчин за это поплатится — Моржов своих не бросает. А другая женщина, всю книгу жадно пытающаяся урвать чего-то у жизни, “махнет на все рукой — и на ревность свою, и на бедность, и на уходящую молодость” — и станет “просто ждать Моржова обратно. Хоть какого. Хоть когда”.

Я бы такого тоже ждала.

Хоть и бабник, и обалдуй.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Мои бабушки как-то раз совсем меня запутали разной трактовкой одной и той же, в принципе, поговорки. Одна старушка утверждала, что хороший поросенок везде грязи найдет. Другая настаивала на том, что худой поросенок везде грязи найдет. В одном случае звучала вроде как похвала, в другом — словесная выволочка...

Вот меня и заинтересовала сия коллизия постольку, поскольку очевидно, что грязи Алексей Иванов нашел немереное количество. Феноменально много этой грязи, скотства, кретинизма, всяческой сволочности и гнусности легло пласт за пластом на страницы данного романа...

И кто же он после этого? Хороший «поросенок» или худой? Хвалить его за психологизм, грустное веселье и эротические эскапады? Или ругать за умничанье, плосковатые шутки и хихикающую какую-то похабщину?

Дабы ответить на этот вопрос, надобно выяснить: а был ли Иванов честен со своим читателем? Он все это затеял, чтобы у того душа свернулась, а потом развернулась, ради какого-то катарсиса, прозрения вкупе с замешательством?

Ан нет, чтобы бабла заработать, чтобы критики похвалили. Чтобы порадовать столичных жителей, усталых тружеников офиса и жертв солярия, сборником полупохабных анекдотов о кровавой и пьяной провинции, о блудящей и матерящейся тамошней образованщине. Ведь не все же деревенщине в таблоидах читать о том, как блевал после презентации глянцевого журнала известный певец П., как олигарху Д. наставила рога фотомодель Ж. и прочее. Пусть и обитатели мегаполисов подивятся тому, как влачат свои дни недочеловеки, живущие на 200 долларов в месяц. Подивятся, естественно, под разухабистые комментарии веселого и улыбчивого Алексея, который когда-то был одним из этих провинциалов, а теперь вот вышел в люди. Влился в коммьюнити, блин...

Что хуже всего, многое в романе правдиво. Как и всегда бывает в тех случаях, когда ложь состоит именно что из полуправды, а не откровенных врак.

  Оценка: 3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Начиналось за здравие: блестящая сатира в стиле то ли Хармса, то ли Зощенко, и главное — действительно смешная! Глянув на объём романа, я уже начал предвкушать 800 страниц искромётного юмора и метких характеристик. Увы, очень скоро Иванов словно опомнился («я ж — продолжатель лучших традиций реалистической прозы, чернозёмная мощь земли Русской!») и всё потекло куда-то в тягучий омут описаний и, нередко, бессмысленных сцен, коими наш золотовалютный запас грешил и ранее, но всё же не в такой степени и — главное! — ранее эти недостатки сглаживались очарованием уральской экзотики и разнообразием сюжетных линий. Здесь, увы, наблюдается разнообразие лишь в женских характерах и способах их совокупления (физического и умственного) с главным героем. Порадовали детские образы, вот они действительно написаны от души. А всё прочее, налипшее на рассказ о похождениях Моржова, кажется столь же неинтересным, как грязь, прилипшая к колёсам его велосипеда. Я уж не говорю о том, что интрига с самого начала будто высосана из пальца: надо было автору отправить всех в заброшенный летний лагерь, он и отправил. А уж из-за чего они там оказались — несущественная мелочь. И всё же хочется спросить Иванова: а где ж пресловутые американцы? И если не о них, то о чём говорилось в телеграмме, поставившей на дыбы всё МУДО? И хотя к концу романа завязка уже не играет роли, концовка его опять превращает всё в бред, ибо она никак — ну никак! — не вытекает из повествования. Нет, Иванов, конечно, объясняет нам, что и как, но лишь между делом и скороговоркой, словно логика сюжета его вообще не заботит. Главное — показать пропасть между женскими мыслями и действиями, а на какой сюжет всё это нанизать, не имеет значения. Может, лучше тогда стоило написать эссе, чем тратить своё время на ЭТО? Хотя — издатели требуют, а народ покупает. Чего же больше? Вот отсюда и началась та дорожка, которая вывела Иванова к раскритикованным «Псоглавцам» и разнесённому в пух и прах «Комьюнити».

А вообще книжка очень женоненавистническая. В ней почти нет положительных женских образов. Все героини (кроме мелькающей где-то за кадром Дашеньки) сплошь эгоистичные и лицемерные стервы. Удивительно это, честное слово. По-моему, здесь у Иванова некий пунктик. Уже в «Золоте бунта» я заметил, как он инструментально использует женщин. Но там, как он сам говорил, повествование намеренно сделано более «попсовым». А здесь? Тех же щей, да погуще влей. Не знаю, что об этом и думать. Либо все женщины и впрямь меркантильные и двуличные стервы, либо Иванов их просто не знает. Вспомнилось тут, как прочёл на одном форуме девичий пост: «Гумилёв выучил немецкий ради Анны Ахматовой. А сейчас куда подевались рыцари? Ухаживать совершенно разучились». Ух как меня подмывало ответить томящейся любовно: «Милая, так ведь и вы — не Ахматова!», но стерпел, сдержался. Ибо подумал: может, она и права? Но после прочтения «Блуды и МУДО» засомневался: так ли уж мы, мужики, виноваты в отсутствии романтики? Ну скажите, какая из героинь Ивановского романа нуждается в ухаживании? Ради какой из них стоит рвать жилы? Если и начнёте читать любой из них стихи или цветы дарить, взглянет на вас как на дурачка и рассмеётся — вот ведь несуразный какой, даже жалко его, убогого. И всё же надеюсь, неправ Иванов, сгустил он краски. Ну не может быть всё так беспросветно.  

А чего ж тогда восемь? — спросит удивлённый фантлабовец. Да потому что написано неплохо, диалоги живые, язык хорош. А сюжет... Да плюньте вы на него. Не за это мы Иванова последнее время любим. :)

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Поразительно «вкусная» книга. Вначале не пошла, книгу отложил, а вчера взял в руки и не хотел выпускать. НАСТОЛЬКО богатого русского языка я больше ни у одного автора не встречал. Текст просто перенасыщен образами, метафорами, мыслями, картинками, вообще перенасыщен всем.

И объём всего этого настольков велик, что не сразу и не везде улавливаешь авторскую позицию. Тем не менее — это книга, в которую меня затягивало, как в омут. Начав читать, с трудом заставлял себя её отложить и пойти работать.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 9 ]  +

Замечательный роман. Иванов продолжает линию бытоописания потерянного мужчины в провинциальном городе. Но, в отличии от «Географ глобус пропил», главный герой «Блуда и МУДО» по жизни победитель. Да, он оступается, совершает не самый привлекательные поступки, и создаёт для себя не самую приглядную философию, но! Моржов достигает своих целей, попутно делая жизнь близких людей (преимущественно женщин) чуть лучше. Концовка же романа остаётся той же, что и в «Географе»: герой бесприютен, нигде и ни с кем.

Написан книга великолепно. Стиль Иванова лёгок, весел и невероятно обаятелен даже в своих перегибах. Читается книга влёт, ощущений и мыслей оставляет массу и попутно поднимает настроение. В общем, один из лучших образцов современной российской литературы.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

«Блуда и МУДО». Потрясающий, образный, красивый до невозможности язык, и второсортный сюжет с гнилушками-героями. Выгребная яма, мастерски написанная талантливой кистью. При этом, сюжетная линия романа местами хромает, местами — откровенно трещит по швам. Герои вызывают омерзение, а явное любование автора ими и их отношениями — страх за тех, кто слишком доверчив к печатному слову, или, не имея стержня личности и своих мыслей, примет описанные модели отношений «в абсолюте». Иронией в книге и не пахнет — ГГ в полную силу, на полном серьезе стоит на своем мироощущении и гордо держит над головой свое жизнепонимание и жизнеутверждение.

Прочитать эту книгу однозначно стОит. Но только за ее язык. Цитируя Паниковского, «такого уже не делают», поэтому нелишним будет получить представление о том, как изумительно может играть наш родной, великий и могучий, а в данной книге еще и потрясающе образный и изумительно красивый, русский язык.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Разрази меня гром если это плутовская порнография! «Разводит» автор, кокетничает... Не похож роман ни на что предыдущее ивановское. С этим соглашусь. Но не более. Главный герой (помилуйте, господа отозвавшиеся!) он же просто монументален, а не «картонен». Он впитал в себя столько всего и ото всех, что не может быть плоским ФУКОМ... Борис Моржов как Булкаковский Мастер обеспечен волею судьбы и финансово независим, что позволяет «творить» пластины и свою жизнь. Этакий ковязинский философ с неискоренимой любовью к обобщениям, систематизации и аббревиатуре. Женщины и секс с ними (не со всеми, естественно... антропометрия и психотипы его любовниц легко угадываемы) — основа жизнедеятельности Моржова помимо зарабатывания на хлеб, а вернее всего главный стимул ко всему... Да, немного гипертрофированный стимул (просто диву даешься в каких жизненных ситуациях Моржов, вдруг, отвлекается на женщину и начинает рассматриавть её как объект «охоты», раздевая глазами, «примеряя» свой собственный исследовательский аппарат).

Моржов это воплощение бендеровского «поэта и многоженца» в нашем времени. Его творческое форматирование ситуации с летним лагерем под свои нужды.  Феноменальная шахматная партия, с эндшпилем, достойным Буратино (... ты Мальвина смейся, а ты Пьеро читай свои самые гадкие стихи)! великий комбинатор может гордиться... Живо его дело! Цели и задачи только изменились. Только продолжатель не витиевато зубоскалящий сын турецкоподданного, мечтающий о белоштанном времяпровождении в Рио. Моржов... он настолько реален... на столько органичен в предложенных ситуациях... он последователен даже в убийстве Лёнчика...

Не смогу бесстрастно коментировать матерные язык героев романа... Он не надуман. Он лаконичен. Он всем нам знаком. И, что считаю авторской удачей, грязи на страницы не выносит. Он оправдан. 10 баллов автору!!!

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

Если коротко (в стилистике надписей на библиотечных форзацах), то так: «Книжка очень хорошая».

Не без тараканов, конечно. Особенно выделяются навязчивое впихивание образов в каждую фразу (просто «Общага-на-крови» какая-то, прости господи) и способ мышления главного героя, который стремится свести ползущую по бокам жизнь к неким базовым понятиям, назвать их с неуклюжей напыщенностью, превратить в аббревиатуру и мусолить страниц десять, пока не наступит черед следующей аббревиатуры. Видать, издержки творческого процесса сквозь звезды и медные трубы: «Блуда», по большому счету, стала первой книгой, которую Иванов от начала и до конца писал в качестве золотовалютного резерва русской литературой. И всячески пытался соответствовать. Многозначительности нагонял, пиксельность мышления бессмысленную эту знаменем сделал (причем не только в книжке, но и во всех решительно интервью), художественности подкачивал где мог. Первая четверть книги производит впечатление заредактированной до пародийного уровня: будто Иванов сперва отписался нормальным текстом, потом, после отлежки, взялся за вычитку, принялся тихо паниковать из-за того, что как-то просто все необразно — и айда втыкать сравнения после каждой запятой. Потом то ли устал, то ли издательство поторопило — в любом случае, страницы с 70-й ряска разбегается и идет чистая вода (впрочем, у Иванова уже вошло в привычку поначалу кошмарить читателя с целью отбрасывания балласта, а потом, когда остались только свои, переходить на нормальный язык).

Тараканом можно счесть и слишком раскрытую тему виагры. Все-таки умелый и вполне молодой бабник, ни с чего особенного вдруг переходящий на химические стимуляторы, представляется мне фигурой, скорее, вымышленной, чем реальной.

А так — крайне реальная и позитивная книжка, наследующая великому «Географу» (каковой, в принципе, вполне узнаваемо появляется в образе дружка главного героя): очень настоящий провинциальный город, очень живые дядьки, тетьки, менты, гопники (а какие диалоги подростков! какой Гершензон!), безнадежный кураж, безрадостный блуд и любовь, стынущая без поддува. И очень много нового. Главное — новый тип главного героя. Были у Иванова тихие святые, сильные и бессильные, были злые вожаки, легко жертвующие всем на свете. А теперь появился Моржов — состоятельный озабоченный шалун, умеющий брать на себя ответственность и спасать всех, кто под эту ответственность попал. А за тех, кто не попал и сгинул — мстить, умно и умело.

Естественно, ни велосипеда, ни сноповязалки Иванов не изобрел: таких Тревисов Макги полбатальона на каждой полке с развлекательными жанрами. Но введение подобного типажа в качественную отечественную литературу дорогого стоит — и, соответственно, поднимает котировки золотовалютных активов.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

Самое лучшее у данного автора — это неподдельное ощущение, что какой-то графоман вдруг взял, да и написал гениальный роман, и этот роман — вот он, у вас в руках! Читая, в каждый отдельный момент времени вы сознаете, что перед вами... да, не самый новаторский роман в мире. Но вы не в силах казнить его за это презрением. Потому что чувства — они как мышцы: всегда сильнее ума. Чувства у данного автора настоящие, их много, они — через край. Лев Толстой в трактате «Что такое искусство» писал, что в искусстве главное — это трансляция чувств от автора к читателю. Иванов очень сильный транслятор! Возьмите ГГП или СП... Убедитесь! Но, пожалуйста, не берите для этого БиМ.

В БиМ чувства отсутствуют. Автор, похоже, заболел вечно модной русской болезнью лишнего человека и взялся «алгеброй поверять гармонию». Вышла какая-то местами безвкусица, местами помесь порно (того самого, дешевого) с высоким интеллектом. Да и не очень высоким, по правде — по сравнению с Пелевиным Иванов все-таки ванька. ДП (ПНН) — это не остро и не смешно, а от 50-кратного повторения еще и безвкусно, как мох (если вы не лось и не лох). Иванов-то ведь не злой, он из А.Немзера сделать недотыкомзера не умеет. Слишком много в книге аббревиатур и размышлизмов, слишком явно то, что прошлые наработки (ГГП, например, в сценах с детьми) стали спасательным кругом. Впервые появляются метафоры за гранью фола: автобусы не похожи на самовары, даже если дымят! Моржов с пивом и ПМ не является семантическим аналогом гипсового Павлика Морозова! Не верю, как Станиславский! Но, с другой стороны, в БиМ есть несколько чуть ли не лучших у Иванова описаний: например, где небо растянуто над землей железнодорожными линиями, как на ткацком станке... Или про речку под дождем сказано, что она закрыла глаза — потрясающе.

Лучшее в книге — психологические диалоги с веселым авторским комментарием (правда, все это весьма навеяно Толстым, Гоголем, даже Ильфом и Петровым). Но уж точно, они лучше всего остального в этой, удивительно, но напрочь лишенной катарсиса книге. Даже лишенной смеха, потому что его подменило хихиканье. Хотя если не сравнивать в предыдущими, книга очень даже ничего. Талант, все-таки... Но вряд ли получился голос эпохи. Неудача автора состоит в том, что если в СП и ЗБ герои добывали правду на краю смерти, то Моржов всегда может вынуть из кармана пачку денег. Да еще ПМ в придачу. А не на краю — нет и правды. Книга убедительна постольку, поскольку в ней узнаваемы реалии нашего времени, а что будет потом, когда они сотрутся? БиМ будет звучать странно, как скрипичный концерт, где скрипку почти не слышно и ее по временам заменяют духовые.

Умничанье в эпилоге — это как раздел «Выводы» в диссертации (его читают только оппоненты)... Иначе надо было! В эпилоге нет чувства, той слезы, к-рой не избежать, вместо же этого — какие-то объяснения, похожие на оправдания.

И насчет мата. Меня более убедил ГГП, где мата и полслова нету, а речь — живая, люди — живые, и время воссоздано так, что вот оно, часы тикают!

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

Несколько смущало и тормозило чтение обилие аббревиатур, приходилось вспоминать, что они означают, или искать в тексте. Но это небольшой недостаток для такой мощной и глубокой книги. Очень точный слепок нравов провинциального городка. Временами просто страшно было читать: если это — жизнь, то зачем жить? Моржов видел смысл своей жизни в том, чтобы включить в свой «фамильон» всех, кто ему симпатичен. Это тоже выход, но не все же Моржовы. Иванов не даёт никаких советов, каждый должен ответить на этот вопрос сам, но уж задуматься он заставляет, это точно. По крайней мере, людей с пиксельным мышлением вокруг немало, да и если в зеркало посмотреть...

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 5 ]  +

Жёсткая и блудливая современная проза. Моржов, провинциальный талантливый художник, не просто не прогибается под изменчивый мир, а прогибает этот мир под себя. А больше всего главный герой любит женщин – он не просто постоянно думает о бабах, он думает бабами обо всём. И вот однажды, этот циник затевает многоходовую операцию, в которой он планирует нагнуть сразу трёх милых коллег, а заодно связанных с ними мента-сутенёра, городского чиновника, мелкого бандюгана и прочих, кого надо затащить в сферу своего ОПГ (Охват Поля Гибкости). При этом Моржов не просто трахает мозги, но и берёт на себя ответственность за тех, кого приручил. Его уважают и ценят, любят и ждут…

Сюжет романа прост и может быть несколько надуман, но образы и нравы очень реалистичны, даже чересчур выражены. Пожалуй, эту книгу я бы стал рекомендовать к прочтению ещё осторожней, чем предыдущие романы Иванова. Талантливый слог и ярко созданные декорации этого уже высоко оцененного мной писателя никуда не делись. Его эпитеты и метафоры завораживают и очаровывают своей простотой и точностью. «Небо перекрывало весь объём без единой подпорки да ещё и развесило люстры облаков.» «Самые хозяйственные жильцы превратили челюсти голых балконов в хрупкие и прекрасные аквариумы самодельных лоджий.» и пр. И на фоне этого великолепия Иванов лепит будничную жизнь людей – жёсткую и злобную, расчётливую и несправедливую, унылую и блудливую. Герои романа не пьют, а бухают, не матерятся, а разговаривают матом, не любят, а трахаются, не думают, а штампуют «пиксели». Вот отсюда и моя осторожность в рекомендациях для прочтения – в романе много «чёрного и серого». Получилась некоторая смесь «Географа» и «Общаги», смесь романтичной тоски и циничного блядства. Наверное, «Блуда и МУДО» я бы поставил в ряд с книгами заумного Пелевина и гламурного Минаева, та же острая шокирующая проза, но в этом ряду Иванов, на мой взгляд, смотрится выигрышней. Несмотря на постоянные философствования главного героя, книга Иванова читается легче и рисует картину мира чётче. Наверное, это оттого, что реальная жизнь России Иванову ближе.

Итого, книга меня зацепила. Спорная, но яркая смесь – ирония и фарс, озорство и будничность, житейская эротика и философия. Может быть, когда-нибудь прочту повторно – боюсь, что много интересных моментов упустил с первого раза. Читать её не советую тем, кого отталкивает мат в тексте, откровенные сексуальные сцены, чернуха современной жизни. Если кого-то коробит слог моего отзыва, то так же не рекомендую читать книгу )

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 5 ]  +

«Не порно, но задорно» Мне своим изучением различных аспектов жизни Иванов напоминает Милана Кундеру и Сартра. Что интересно герои в отличие от Кундеровских не только  сексом трахаются, но и бухают «не по детски», извините за за мой арго. Я так думаю, что дело тут не в национальном характере, а в особенностях социально-бытового устройства описываемого нашего времени.

Если я понял правильно идеи экзистенциализма, то это именно он русский экзистенциализм начала 21 века. :)

  Оценка: 9 
Страницы: [1] 2 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация