fantlab ru

Майкл Крайтон «Конго»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
298
Моя оценка:
-

подробнее

Конго

Congo

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Экспедиция компании «Служба технологии использования земных ресурсов» ищет алмазы в Конго. Африканский тропический лес тянется на сотни километров — обособленный мир, чуждый человеку. Странные обстоятельства приводят к гибели участников экспедиции. Отныне доктор Карен Росс должна найти путь к затерянному в сердце Конго городу-легенде Зиндж, по двум причинам – чтобы найти залежи алмазов с необычными свойствами, и чтобы расследовать причины гибели экспедиций компании в Африку. Росс собирает третью команду, куда включает двух африканских воинов, Питера Эллиота, эксперта по гориллам, и... гориллу Эми, которая знает около 600 слов на языке жестов. Как только команда устанавливает лагерь у Потерянного Города, они подвергаются нападению неизвестной разновидности серой гориллы. Несколько членов команды убиты и ранены, другие пробуют отбить нападение горилл. Отчаянную ситуацию разрешает Эми, которая «говорит» с серыми гориллами на их родном «языке». Будет ли найдено месторождение алмазов, и как разрешится ситуация с гориллами, в том числе и с Эми?

© ozor
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В 1993 г. роман переведен Пономаревой Ольгой Васильевной, но перевод не был издан.


Входит в:

— сборник «Jurassic Park / Congo», 1993 г.

— сборник «A New Collection of Novels», 1994 г.

— сборник «Congo / The Terminal Man», 1995 г.

— антологию «Ледяной ад», 2023 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Гринцане-Кавур / Premio Grinzane Cavour, 1982 // Зарубежная проза (США)

Экранизации:

«Конго» / «Congo» 1995, США, реж: Фрэнк Маршалл



Похожие произведения:

 

 


Конго
1994 г.

Самиздат и фэнзины:

Сфера
2018 г.
Ледяной ад
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Congo
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно стандартный и предсказуемый приключенческий боевичок с лёгкими вкраплениями фантастики. Крайтону очень нравились (мне, кстати, тоже, наверное пора перечитать) «Копи царя Соломона» Г. Р. Хаггарда, причём нравились настолько, что он решил написать что-то подобное, нимало этого не скрывая.

Где-то, в очень диких, удалённых от человека и совсем не исследованных районах Конго исчезает экспедиция, занимавшаяся поисками алмазных месторождений. На поиски пропавшей экспедиции отправляется ещё одна, более лучшая и доукомлпектованная, ведь конкуренты не дремлют, а алмазы сами себя не найдут. :) Дикая природа Африки, таинственный заброшенный город, опасности, свершения, ну и конечно, много-много диких обезьян — всё это ждёт читателя.

Технологическая сторона романа сегодня безнадёжно устарела, перфокарты, распечатки, килобайты памяти, казавшиеся на рубеже 1970-х и 80-х фантастикой, так приметой нового времени и не стали, так что зачастую вызывают лишь улыбку. Зоопсихологическая составляющая, базирующаяся на весьма спорных работах Пенни Паттерсон, поинтереснее, но тоже регулярно хочется сказать всем известную фразу Станиславского. :) Ну а если говорить о чисто приключенческой части сюжета, то тут всё достаточно хорошо, но без каких-либо откровений.

Неплохая динамичная книга, несколько устаревшая, но, тем не менее, ещё способная скрасить несколько ненастных вечеров. :)

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне, Майкл Крайтон выступал воплощением положительных свойств коммерческой литературы: без искры, задора или вдохновения, но качественно, внятно и непременно с занятной интригой, позволяющей автору реализовать свой самый сильный ресурс — наличие академического образования и умение найти интересный сюжет в области науки.

Роман «Конго» относится к раннему периоду творчества Крайтона, но при этом для автора она стала этапной именно с коммерческой точки зрения: студия 20th Century Fox купила права на идею ненаписанного еще романа за 1,5 млн. долларов (после издания книги писатель лет десять мечтал лично осуществить экранизацию, непременно с Шоном Коннери в главной роли, но не сложилось).

Что же до романа, то это классический Крайтон: интересная завязка, масса научно-популярной информации, суховатая и сдержанная манера изложения, занимательная и хорошо мотивированная интрига.

В общем, золотой стандарт коммерческой литературы: профессионализм и прилежание без капли вдохновения. И это вовсе не плохо: вдохновение без профессионализма и прилежания рождают чудовищ куда как чаще.

PS. Сам автор всегда настаивал на духовном родстве «Конго» с классическими «Копями царя Соломона» Г.Р. Хаггарда, но зануды-литературоведы обнаружили большое сходство с рассказом Р.Э. Ховарда «Сокровища Гвалура»: джунгли, сокровища, руины городов, обезьяноподобные монстры и даже оторванные головы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабая по всем статьям книга. Герои ведут себя как дети. Интриги нет. Сюжет скомкан. По стилю мне это напоминает произведения Жюля Верна, но для своего времени Верн отличный писатель, а Крайтон здесь откровенно слаб. Можно предложить, наверное, в аннотации отметить, что данная книга предназначена для подростков.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В который раз убеждаюсь, что Крайтона интересней читать, чем смотреть экранизации его произведений. Море полезной информации почерпываешь даже из таких вроде бы чисто приключенческих романов. Характеры героев прописаны очень глубоко, в гориллу Эми невозможно не влюбиться, динамики в меру — не успевает наскучить. В общем, хочется прочестть у этого автора всё, что написал.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своем творчестве Майкл Крайтон никогда не ограничивался какой-то одной темой. Каждая следующая книга автора была посвящена какому-то новому вопросу, зачастую совершенно из другой области. Строго говоря, лишь однажды за всю свою карьеру Майкл вернулся к уже рассмотренной один раз теме и под огромным давлением издателей, общественности, кинокомпании и Стивена Спилберга написал продолжение одного крайне успешного романа. В случае же с «Конго» писатель задался целью создать авантюрный приключенческий роман в викторианском стиле в духе «Копей царя Соломона» Генри Райдера Хаггарда. А параллельно Крайтон увлекся попытками обучения приматов языку жестом и движением за права находящихся в неволе животных, оба этих направления в конце семидесятых годов активно развивались и представляли интерес для общественности.

В основу «Конго» легла история об американской экспедиции, направившейся в западный Заир на поиски алмазов, следов их пропавших товарищей и давным-давно затерянного легендарного города Зиндж, богатство которого, по слухам, основывалось на крайне богатых алмазных копях. В состав экспедиции вошли геолог Карен Росс, приматолог Питер Эллиот, его подопечная горилла Эми, наемник Шарль Мунро и несколько местных носильщиков.

Повествование в основном ведется с точки зрения Росс, Эллиота или Мурно, но в то же время самим людям и развитию их характеров Крайтон почти не уделяет внимания. Оно и понятно, практически все члены экспедиции – уже сформировавшиеся взрослые люди, и даже опасное путешествие в Конго не способно ничего изменить в их душе. Другими словами, на собственных ошибках никто не учится. Дело в том, что вглубь тропических лесов всех героев книги влекут разные цели, но все они вполне подходят под определение «жажда славы, богатства или успеха».

Например, у холодной, высокомерной, эгоистичной, честолюбивой и расчетливой Карен Росс в жизни только один приоритет – сделать успешную карьеру, поэтому для нее в конголезской экспедиции –самое главное – добиться успеха любой ценой. Она не считается с потерями и даже гибель нескольких носильщиков воспринимает исключительно как досадную помеху. А ее упрямство и упорное игнорирование быстр меняющейся обстановки и вовсе может поставить под угрозу жизни всех окружающих.

Не менее честолюбив и приматолог Питер Эллиот, который стремится добиться в деле изучения обезьян какого-нибудь значимого прорыва и сделать себе имя. Стоит только появиться перспективе потрясающего научного открытия и всех сопутствующих этому делу бонусов, грантов и стипендий, как Питер забывает обо всем, даже о своей подопечной горилле Эми. Но, справедливости ради нужно отметить, что Эллиот действительно привязан к горилле, заботится о ней и у него хватает совести прийти в ужас от поведения Росс.

Строго, говоря, наемник Шарль Мунро тоже присоединился к экспедиции ради наживы, но при этом он обладает сразу несколькими качествами, выделяющими его на фоне Эллиота и Росс. В отличие от них, он никогда не ставит абстрактное богатство выше безопасности отряда, он осторожен, осмотрителен и способен понять, когда игра не стоит свеч и лучше всего отступить. Но с другой стороны, здравомыслие и забота о собственной шкуре – это обязательные навыки для любого наемника на африканском континенте, если он хочет дожить до пятидесяти. Мунро дожил.

Но настоящей звездой книги является горилла Эми. Добрая, искренняя, честная и прямая обезьяна куда симпатичнее погрязших в поисках сиюминутной выгоды людей. Она не честолюбива, довольствуется маленькими удовольствиями (чесать Эми, щекотать Эми, обнимать Эми, угостить Эми вкусненьким), и при этом прекрасно ориентируется в джунглях, и знает, куда стоит лезть, куда не стоит, а когда нужно уносить ноги прямо сейчас. Примечательно, что по сути все выжившие члены экспедиции обязаны своим спасением именно Эми, но при этом вряд ли кто-то, кроме Мунро, об этом вообще догадался, поскольку все остальные были слишком заняты мыслями об возможных прибылях и упущенных выгодах.

Это подводит нас, пожалуй, к самой главной мысли, заложенной Крайтоном в «Конго». Человек так кичится своим превосходством над животным миром, в то время как его величие порой оказывается мнимым, а в некоторых аспектах животные и вовсе превосходят людей. Однако именно человек представляет самую большую угрозу для дикой природы, и его деятельность, такая как вырубание дождевых лесов, загрязнение атмосферы, разрастание городов, регулярно обрекает различные виды на вымирание.

Автор старается предостеречь человечество от бездумного уничтожения окружающего мира, от экстенсивной вырубки дождевых лесов, безумной гонки за наживой и прочих не самых приятных составляющих нашей цивилизации. Мельком Крайтон также поднимает вопросы вымирания отдельных видов и обучения некоторых высокоразвитых животных, обе эти темы затем получат дальнейшее развитие в «Затерянном мире».

Как и всегда, научные, моральные и философские проблемы спокойно существуют рядом с увлекательным сюжетом. Крайтон довольно умело нагнетает интригу и повышает уровень накала, достигающего своего максимума к последним страницам, однако затем совершенно неожиданно и неоправданно сбивается с темпа и вываливает на читателя ворох абсолютно ненужных сведений о гонках вооружений, секретных испытаниях с извержениями вулканов и прочих совершенно лишних подробностей.

Резюме: Крайтон в очередной раз доказывал высокий свой уровень романиста, способного сочетать увлекательное повествование с очень серьезными моральными, философскими и этическими проблемами и вопросами. Вот только ответы на них он предлагает искать самим.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько не читаю Крайтона, еще ни разу он меня не разочаровал. Книга написана отлично, очень интересно описаны некоторые детали и факты, которые упоминаються в процесе чтения, роман читается легко и приятно, в общем все что нужно для комфортного чтения читатель должен найти в этой книге

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Твердая работа мастера. При прочтении открыл для себя много нового из мира компьютерных технологий, мира животных, природы Африки. События быстро набирают обороты, а вставки в роман к месту и толково объясняют нюансы повествования. Очень прилично раскрыты характеры героев романа. Очень понравилось описание маршрута экспедиции, да и трудности с которыми она сталкивается, не выглядят бледно. Каждый новый шаг, совершенный кем-то из героев, тянет за собой определенные последствия, порой не всегда предсказуемые, но практически всегда закручивающие новую спираль сюжета. К финалу гонка, по которой бегут герои романа, уже приближается к галопу, и когда наступает развязка очень гармонично смотрится послесловие с кратким справками о героях.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга Крайтона, которую я прочитал. Оставила очень хорошое впечатление. В книге гармонично сочетается приключенченский и научно-фантастический аспект. Поэтому читатется очень интересно. Вообще, Крайтон уникален тем, что размышляет над научными проблемами посредствам, фактически, развлекательного жанра (как в этой книге, так и в многих других) и, надо сказать, получается это у него замечательно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно увлекательное чтиво. Так сказать тренировка перед «Парком Юрского периода». Много интересных фактов о природе, животном и людском мире Африки. Кажущаяся фантастическая линия об обученных гориллах давно ушедшего народа органично вписывается в линию повествования. Мне понравилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх