FantLab ru

Майкл Крайтон «Парк юрского периода»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Голосов:
746
Моя оценка:
-

подробнее

Парк юрского периода

Jurassic Park

Роман, год; цикл «Парк юрского периода»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

Эксцентричный учёный-миллионер Хэммонд выкупил остров у побережья Коста-Рики для того, чтобы построить там уникальный реликтовый парк, который он собрался заселить (да, да, не удивляйтесь) живыми динозаврами. Уникальные возможности генетики и биотехнологий позволили воспроизвести как травоядных, так и хищных особей. До открытия небывалого аттракциона под названием «Парк Юрского периода» остаются считанные дни и Хэммонд приглашает двух известных учёных-палеонтологов посмотреть на своё детище. Но череда роковых случайностей приводит к тому, что обитатели парка оказываются на свободе и перед людьми остро встаёт вопрос выживания и спасения.

Входит в:

— сборник «Michael Crichton’s Jurassic World», 1997 г.

— сборник «Jurassic Park / Congo», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1992 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (США)

Экранизации:

«Парк Юрского периода» / «Jurassic Park» 1993, США, реж: Стивен Спилберг



Похожие произведения:

 

 


Парк юрского периода
1993 г.
Парк юрского периода
1993 г.
Парк юрского периода
2001 г.
Парк юрского периода
2005 г.
Парк юрского периода
2010 г.
Парк юрского периода
2013 г.
Парк юрского периода
2015 г.
Парк юрского периода
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Jurassic Park
1990 г.
(английский)
Парк юрського періоду
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2012 г.

Книгу читала после просмотра фильма, что очень хорошо, ибо с визуализацией у меня всегда были проблемы. А так хоть большую часть действующих лиц я себе могла представить, равно как и обстановку. О плюсах/минусах экранизации говорить не буду, потому что неохота, да и после просмотра прошло уже немало времени.

Я, как человек впечатлительный и глубоко копать не умеющий, вряд ли смогу сказать что-либо внятное по сюжету. Зато по обосную...! Вот же ж всем Обоснуям Обоснуй. По крайней мере, мне, как человеку, биологическим и палеонтологическим образованием не обременённому, вся история компании Хэммонда «ИнДжин» сомнительной не показалась. Интересна показалась идея, что динозавры не рептилии, а птицы.

Другое дело, персонажи и мысли по поводу этих персонажей. Конечно, меня уже проинформировали, что это не самая сильная часть Крайтона, да и вообще, раз автор написал, значит, так и надо, и мне, по-хорошему, надо успокоиться, но. Не могу. Не могу не возмущаться.

По поводу Лекси, внучки хозяина Парка, хочется сказать много нецензурного, но насколько сильно она меня бесила во время чтения, настолько же быстро, на удивление, я о ней забыла после прочтения.

Теперь Хэммонд. Никак не могу понять, то ли он клинический фантазёр, то ли просто упёртый осёл в степени этак десятой. «Каждый человек может заблуждаться; но только сумасшедший упорствует в своём заблуждении» (Цицерон). Ну и команду он подбирает себе под стать (Ву, Арнольд, Недри). Потому и умирают они один за другим, как того и заслужили. Чрезмерная уверенность в том, что всё под контролем, когда речь идёт не о собственной чашке кофе, а о целой экосистеме в миниатюре, до добра не доводит, дети. И не пытайтесь выводить динозавров в домашних условиях.

Единственный здравомыслящий человек из тех, кто работает на Хэммонда, — Малдун. И в книге он, конечно, зажёг. Не зря гранатомёты заказывал. И всех построил в критический момент.

В остальных же возмущала до глубины души, кроме уже упомянутой самоуверенности, поразительная беспечность. Вывели ядовитого динозавра. А, пусть бегает. Вывели тираннозавра. Тираннозавра, блеан! А, пусть козлят кушает. У нас же электрические заборы, которые все по одной кнопке выключаются, и система, работу которой в чрезвычайной ситуации никто, кроме одного-единственного программиста-настройщика, не сможет нормально наладить!

Во-вторых, их отношение к динозаврам. Это существа, царившие на Земле, когда человека и в проекте не было. В конце концов, живые существа, а не ай-фоны. И «пф, наши ветеринары чистят ти-рексу зубки». Вот оно, столкновение двух гигантов: по размерам и по претензиям/попыткам подмять мир под себя. Никакого благоговения.

Теперь о приятном. То бишь, о Малкольме. Я понятия не имею, зачем математик понадобился Крайтону вместе с его теорией хаоса. Возможно, она должна была стать ещё одним доказательством того, что зоопарк с настоящими динозаврами — априори плохая идея. Но, в любом случае, Малкольм стал для меня позитивным моментом как в фильме (хотя и сделали из него больше шута, чем серьёзного учёного), так и в книге.

Малкольм наблюдает за светопреставлением со стороны, убеждаясь, что все его прознозы сбываются. Но до самого конца Хэммонд не верит ему, проявляя непонятный оптимизм. Тогда Малкольм плюёт на всех и с досады умирает, словно бы в доказательство поговорки «Пророков нет в отечестве своём».

А ещё своими лекциями он очень напомнил мне Жака Паганеля из «Детей капитана Гранта» Жюля Верна.

Если рассматривать книгу по отдельным кускам, как то: эпизоды с действующим Малдуном и рассуждающим Малкольмом, введение и первые ласточки сбежавших/расшалившихся динозавров, сама идея (динозавры же *___*) — то можно считать, что книга мне понравилась.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2012 г.

Все смотрели фильм «Парк Юрского периода», очень многим он нравится — кто в детстве не любил «про динозавров«! Роман послужит отличным дополнением и развитием темы. Фильм оказался однобок в том плане, что основную долю в нем получил «экшн»: спецэффекты, погони, собственно динозавры и выживание главных героев.

Роман же — значительно подробнее. Читатель узнает и про то, как создавался Парк; как «делали» динозавров; как Парк функционирует; массу разных подробностей из области геологии, биологии и других наук (даже «на пальцах» кое-что из высшей математики). В книге гораздо больше персонажей. Самое главное — в книге фактически совсем другая сюжетная линия. У фильма и книги общего только — сам Парк и произошедшая в нем катастрофа, все остальное — приключения, погони и так далее — другое. В романе все хорошо дозировано: погони сменяются разговорами, в них вплетается научно-популярная информация, — и вот читатель еще не успел от нее заскучать как кто-то снова куда-то бежит, спасается, думает, советуется... Так что кому нравится фильм, но его мало — прочтите книгу, вам понравится.

Отдельно хочется отметить в романе высказанные через героев автором неоднозначные взгляды на науку и научный прогресс. Один из самых интересных персонажей — математик Малкольм — сразу полон пессимизма относительно попытки создать управляемый кусочек древности на отдельном острове, причем он доказывает это математически. Хорошо показана опасность бездумных экспериментов, а генетика названа «оружием пострашнее ядерного».

Из того, что не понравилось: после того как все разразилось, куда-то пропал весь рабочий персонал острова. Можно еще попридираться к системе управления Парком, не выдерживающей никакой критики. И еще, очень раздражает персонаж-девочка. Если мальчик вполне удался (каждый из нас был бы таким героем в детстве, попади мы в такой парк, правда? Все ведь мечтали спасти кого-нибудь от динозавров и самостоятельно разобраться в сложном компьютере) — то девочка это какой-то ужас. Она словно не осознает реальности и ужаса происходящего. Ноет что хочет есть и спать в лесу, где ходит тиранозавр. Двадцать минут назад она видела охранника, убитого доисторическим монстром, и вот она уже жалуется что не хочет мороженое а хочет гамбургер. Очень хотелось чтобы ее съели побыстрее, уж извините.

Иногда угловатости сюжета просто вопиющи. Зачем понадобился этот пересчет ящеров в гнезде с огромным риском для жизни? Почему древние твари то обладают прямо-таки сверхъестественным чутьем, то не замечают людей в паре метров от себя? Зачем, только-только перехватив контроль над парком с разбежавшимися динозаврами отправляться на прогулку в лес подышать воздухом (с предсказуемым финалом)? Эх...

Надо отдать должное автору, после окончания романа он благодарит всех кто ему помог — ученых, художников, различных консультантов. Все ошибки он берет целиком и полностью на себя. И не забывает упомянуть авторов идей, лежащих в основе романа, всей этой «палеогенетики».

Так что в целом — отличный роман, про динозавров и немного про науку. И про то что смешивать одно с другим надо очень аккуратно.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 марта 2012 г.

Эталонный технотриллер.

Посмотрев в детстве фильм «Парк Юрского периода» и узнав, что существует книга, по которой данный фильм сделан, я просто мечтал ее прочесть. Моя мечта сбылась, и очень даже скоро. В итоге я не был разочарован, книга мне понравилась не меньше фильма, однако по прошествии нескольких лет, ее содержание в памяти совершенно не сохранилось. И в который раз пересмотрев фильм, я вновь открыл книгу, чтобы напомнить себе, а что же было там, на бумаге?

Скажу сразу, мне кажется, что книгу и фильм нужно воспринимать, как две альтернативные версии развития событий. Равноправильные и равнозначные. Если же их сравнивать, то стоит отметить, что фильм содержал в себе великолепную игру актеров, хорошее музыкальное сопровождение, отличные спецэффекты и толковый сюжет. Книга также имеет толковый сюжет, но плюс ко этому в ней есть много научный описаний и теорий, она очень детальна и более насыщенна событиями. И в то же время, фильм был ограничен коммерческой направленностью, поэтому, несмотря на наличие довольно жутких сцен, это все же семейное кино. Книга в этом плане гораздо более жесткая и насчет хэппи-энда еще встает вопрос.

Итак, сюжет. Группа ученых на острове клонировала динозавров, чтобы создать парк развлечений. Были созваны различные научные светила, для тестинга этого парка, как вдруг что-то пошло не так и динозавры вырвались на свободу. А дальше все вроде как просто, задача людей — выжить и выбраться с острова, задача динозавров — выжить, пообедать и выбраться с острова. Персонажи, кстати, по большей части вышли довольно схематичными, выделяются буквально двое-трое, остальные различаются только по своим функциям: ветеринар, генетик, инженер, программист и т.д. У динозавров в целом та же беда, хотя, на удивление, рапторы получились очень даже живыми, правда наиболее интересными динозаврами для меня является Т-рексы, старший и младший. Конец истории почти полностью отличен от своего киноаналога, и я не могу сказать, что в худшую сторону. На мой взгляд,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если бы после того как Рекс расправился с двумя рапторами, в кино показали бы, как доктор Грант отправляется на поиски гнезда рапторов, а так же показали бы эпилог, то фильм только выиграл бы.

Таким образом, стоит отметить, что книга великолепна проработана как с точки зрения технических деталей и объяснения всего происходящего, так и с точки зрения приключений. Единственное чего книге совсем немного не хватило, так это драйва, и большей достоверности характеров, но тем не менее, книгу безусловно стоит прочесть всем любителям хороших приключений и/или динозавров.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2014 г.

Диномания... Заразительная болезнь, сотни детей под неё подпадают. Кто просто листает энциклопедии про динозавров и фанатеет с картинок, кто смотрит кино Спилберга «Парк юрского периода» и от него заражается диноманией. Вот и я подхватил диноманию, посмотрев «Парк». Но затем прочитал книгу Майкла Крайтона, по которой Спилберг и снял своё знаменитое кино, — и сразу забыл про фильм.

Книга, как почти всегда и бывает, намного круче. Да, в кино были классные спецэффекты и захватывающий дух экшен, — тираннозавр, атакующий джип, прятки героев от рапторов... Казалось бы, книга должна оказаться в проигрышном положении. Но не оказалась! Во-первых, в ней куда больше этого самого экшена. Больше захватывающих сцен. Причем многие из этих сцен не попали в фильм, либо были заменены на другие, менее эффектные. Во-вторых, у Крайтона очень кинематографический стиль написания. В процессе чтения перед глазами словно встает грандиозное кино, и здесь не нужна дорогостоящая компьютерная графика — мозг сам всё выстроит в голове. Какой бы грандиозной не была атака тираннозавра на джип в фильме — поверьте, в книге она впечатляет ничуть не меньше. То же касается и беготни от рапторов. Которой в книге намного больше, и которая в книге намного напряженней. Будьте уверены — каждый раз, читая, как герои прячутся от этих древних хищников по комнатам, будете ёрзать и нервно сжимать книгу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тим услышал низкий свистящий звук, похожий на шипение огромной змеи. Звук ритмично то усиливался, то стихал. Это, конечно, мог быть и ветер, но Тим почему-то точно знал, что ветер здесь ни при чем.

— Тимми... — прошептала девочка. — Я боюсь...

Тим быстро подкрался к кухонной двери и через окошко выглянул наружу.

В темной столовой ровными рядами стояли прямоугольные столики. А между ними, скользя легко и неслышно, как кошмарный призрак, бродил велоцираптор. Ящера выдавало только его свистящее дыхание.

В конечном счете, книга — захватывающие приключения, пропитанные убойнейшим саспенсом. И по сравнению с фильмом она менее бездумная. Есть здесь один персонаж Ян Малкольм, который вплоть до финала выдает философские сентенции о хаосе, в котором всегда бывают повинны люди. И читать его рассуждения одно удовольствие. Они грамотно разбавляют экшен.

И ещё в одном книга безусловно обскакала фильм. Она куда кровожадней. Это вам не детское кино с рейтингом «до тринадцати лет», здесь скорей пахнет «16+«. Если уж динозавр в ней кого-то сожрет, то Крайтон не будет отворачивать перо, как Спилберг отворачивал камеру.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И тут Недри вдруг ощутил новую острую боль — как будто в живот ему вогнали нож. Недри замер, прижал руки к животу... И нащупал края разодранной рубашки, а потом — какую-то плотную, скользкую массу, на удивление теплую... И с ужасом понял, что держит в руках собственные внутренности. Динозавр вспорол ему живот, и внутренности вывалились наружу..

Есть ли здесь недостатки? Конечно есть. Где же их не бывает? Но искать их мне не хочется. Упомяну лишь раздражающего персонажа Лекс — капризную девчонку, которая без конца ноет и доставляет проблемы окружающим. Правда, когда читал книгу в детстве, то переживал и за неё. А сейчас, перечитывая, желаю, чтобы её сожрали))

И несмотря на Лекс, все равно обожаю эту книгу — за то, что заставила сидеть за ней, не отрываясь, почти пять часов, и за подаренные ночные кошмары в виде стай рапторов, бегающих по нашему родному двору)) .

Впоследствии Крайтон создал и продолжение «Затерянный мир», но оно оказалось «тем же самым, только слабее» — как и подобает голливудским сиквелам.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 апреля 2013 г.

При чтении романа у меня возникло подозрение, что Крайтон перед написанием «Парка» очень плотно ознакомился с творчеством М.А. Булгакова. В частности с «Собачьим сердцем» и с «Роковыми яйцами». И с каждой страницей это подозрение крепло. А что? — И у М.А. и у М.К. сюжетообразующим моментом являются научные открытия идущие наперекор биологическим законам. И там и там — стремление как-то подправить, изменить в «лучшую» сторону природу. И у того и у другого захватывающие сюжеты не дающие оторваться от книги. В конце концов они (Булгаков и Крайтон) даже тёзки.

Ну, а если говорить только о «Парке» то весь смысл романа можно уложить в перефразированный афоризм бессмертного (опять же русского) Козьмы Пруткова — «Не шути с наукой и природой — шутки эти глупы и неприличны». А у Крайтона, даже и опасны для человечества.

Написан роман просто здорово — действие непрерывное и захватывающее, причём чисто авантюрная составляющая щедро дополнена научно-популярными сведениями и по палеонтологии, и по математике, и по методологии научного поиска и познания мира.

Не забыта также и морально-нравственная сторона жизни. Чисто в социалистическом ключе показано, к чему приводит безоглядная жажда обогащения, стремление из всего извлечь выгоду.

Короче — читайте, думайте, делайте выводы.

P.S. Да, забыл предупредить: не стоит перед сном читать — уснуть не удастся.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2011 г.

Первая книга сюжетно оказалась вполне похожа на фильм Спилберга. Разумеется, много моментов в кино не показали, но и общих сцен тоже немало. Кстати, меня очень удивило решение Спилберга сделать дилофозавра этаким обманчиво-милым крошкой, в противовес (ха, каламбур!) шестиметровому гиганту у Крайтона. Впрочем, это прибавило фильму черного юмора.

Так вот, о юморе: как раз его недостаток и портит немножко книгу. Роман Крайтона убийственно серьезен и даже, местами, холодноват (в трагикомической истории с Хаммондом, например). При безупречном стиле автор будто слегка отстранен, даже когда мы видим самые жуткие события глазами кого-нибудь из героев. В результате, это все-таки действительно ''технотриллер'', т. е. технически совершенная, но несколько искусственная вещица (правда, страх Крайтон здорово нагнетает). Поклонники, как водится, в большинстве разбились на два лагеря: тех, кому больше по душе фильм, и тех, кто предпочитает ему книгу. Так как я отношусь к первым, то могу посоветовать им альтернативный вариант: отличную новеллизацию от серии «Бестселлеры Голливуда», написанную неким Джоном Беркли. У меня, правда, есть подозрения, что писал наш, русский умелец... но ОЧЕНЬ умелый: книга прекрасно передает ощущения от фильма.

В любом случае, обе версии стоит прочесть...

P. S. Ну, так я и думал: версию «Беркли» писал Иван Сербин, постоянный автор серии «БГ».

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2010 г.

Очень трудно судить об этой книге отдельно от фильма, поскольку фильм был посмотрен первым, да еще и не один десяток раз. Именно потому, читая первую половину книги перед глазами вставали кадры из любимого с детства фильма. И именно потому я буду постоянно сравнивать книгу с фильмов. Однако, я вовсе не был разочарован — хотя в книге и фильме много общих моментов, но сюжет их порой сильно разнится (что неудивительно: засунуть столько событий в один фильм — нереально). Да и сами персонажи в книге прописаны более детально, да плюс ко всему — они сильно отличаются от героев фильма. Но обо всех отличиях по порядку.

Во-первых, наука. Ей в книге уделено очень большое место. Более детально описывается процесс создания динозавтров и от того он кажется более ералистичным и правдоподобным. Так же не обошлось и без критики современной науки и ученых, которые от исследований ради науки переходят к исследованиям ради денег и ради этих самых денег готовы как угодно насиловать природу. ну и очень много занимательной информации — сразу видно, что автор весьма эрудированный человек и хорошо подготовился к написанию романа.

Во-вторых, экшен и приключения. В книге происходит намного больше остросюжетных событий, намного больше крови и смертей. Потому, если кино еще можно рекомендовать для семейного просмотра, то книга уже намного более жесткая вещь. Причем приключения эти весьма увлекательны и захватывающи (хотя фильм сильнее держит в напряжении). Оторваться от чтения довольно трудно.

В-третьих, это конечно же ляпы и неточности. Ими книга грешит очень сильно. Я вот никогда не поверю, что человек спокойно сунется без оружия туда, где охотятся рапторы (в фильме такое было только раз, да и там Малдун со спасом пошел). И десятки мелких ляпов типа смена числа пальцев на ногах у динозавтров. Если бы не эти огрехи автора, поставил бы книге высший балл.

В-четвертых, финал. На мой взгляд фильм заканчивается более логично и драматично. Не понимаю, на кой черт в книге, героем надо было идти искать гнезда рапторов вконце? Весьма слабый финал книги так же подпортили мнение о ней.

Какой можно подвести итог? Фильм и книга очень разные произведения, у которых разве что общий сюжет. Но это вовсе не минус и фильм и книга по своему хороши и достойны ознакомления.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2013 г.

Описательные способности автора хороши, читается книжка легко, картинка в голове яркая. Самые «развлекательные» моменты заставляют напрячься куда больше чем фильм.

Особо зверские и напряженные моменты (распоясавшейся тираннозавр и побег велоцирапторов из вольера) заставляют напряженно вгрызаться в книжку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«И тут он вдруг ощутил новую острую боль – как будто в живот ему вогнали нож. Он замер, прижал руки к животу… И нащупал края разодранной рубашки, а потом – какую-то плотную, скользкую массу, на удивление теплую… И с ужасом понял, что держит в руках собственные внутренности. Динозавр вспорол ему живот, и внутренности вывалились наружу…

Он упал на землю – нет, не на землю, а на что-то холодное, твердое и гладкое. Это была нога динозавра. И сразу же почувствовал, как по истерзанному телу разлилась новая волна боли – на этот раз боль гнездилась по обеим сторонам головы. Боль становилась все сильнее, он почувствовал, как его тело поднимается в воздух, — и он понял, что динозавр держит его голову в пасти… Ужас от этого понимания слился с последним желанием — только бы все это закончилось поскорее…»

Герои неплохо мотивированы, большую часть книги ведут себя вполне адекватно. Есть конечно такие клишированные голливудские пассажи вроде: надоедливый ребенок, который по своей тупости всем усложняет жизнь или же по такой же тупости решает какую-то проблему; молодая симпатичная девушка ученый в коротких шортах; и прочее. Но их немного и потому сильно не раздражают.

Однако роман не был бы столь интересным, если бы не интересные мысли, местами даже философские, по поводу науки и человечества. Эти мысли автор вещает, в основном, из уст математика Яна Малькома. Он является сторонником теории Хаоса, и утверждает что любая модель, в основе которой заложена непредсказуемая основа, обречена, она рассыпется под всей своей тяжестью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«- Предположим, я капнул воду на тыльную сторону ладони. И капля вот-вот стечет с моей руки. Она может покатиться к запястью, а может – к большому пальцу. Может и вообще стечь в щель между пальцами. Я не знаю наверняка, куда, в какую именно сторону, покатится эта капля. Единственное что я точно знаю, — она будет двигаться вдоль поверхности руки. Ей просто некуда больше деться.»

Печально то, что почти все начинания человека имеют в основе не предсказуемый характер. И если сверху нагромоздить коммерческую структуру, научные открытия, жгучие желание иметь на этом прибыль, пытаться унифицировать и сэкономить, уменьшить кол-во работающего персонала, то потом не стоит удивляться тому, что только что твоего главного инженера сожрал велоцираптор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«… — Мастер карате не убивает людей голыми руками. Он не выходит из себя и не убивает свою жену. Убийцами становятся люди, в которых нет выдержки и внутренней дисциплины, люди безответственные и несознательные – те, которые получают способность убивать на дурняк, купив в магазине какой-нибудь дешевенький пистолет. И именно такой тип могущества разрешает и всячески поощряет современная наука. Именно поэтому вы и считаете, что создать парк развлечений, вроде вашего, очень просто.

- Но это же действительно просто! – возразил Хаммонд.

- Тогда почему у вас с ним столько неприятностей?»

Окружающему материальному миру, все равно на шатающихся по нему людей. Различные независимые и неучтенные обстоятельства сбегаются в кучу, скатываются с горы одним большим комом, и хорошо если ты не оказался у него на пути. Ибо иначе… будь ты бородатым палеонтологом, владельцем корпорации, математиком, младенцем или ребенком постарше, да хоть всем человечеством… обстоятельствам все равно. Тебя схватит острящими зубами, кинет об скалу, сломает пару ребер. И не будет никакого чувства какой-то высшей справедливости, только боль и вкус крови во рту. И на лучшее на что ты можешь надеяться, это на то что, корчась от боли, ты не лежишь на пути очередного кома.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Элли спросила:

- Вы что, хотите повернуть время вспять?

- Нет, ответил Малькольм. – Я хочу, чтобы люди наконец проснулись и открыли глаза. У человечества накопился четырехсотлетний опыт современных научных достижений, и нам уже пора бы научиться понимать, когда эти достижения хороши, а когда нет. Пришло время нам всем измениться.

- Пока мы не уничтожили планету?

Мальком вздохнул и закрыл глаза.

- О господи!.. Это-то как раз волнует меня меньше всего…»

Книга имеет очень хорошее оформление, которое способствует погружению в чтение. Перед вашими глазами могут предстать графики популяции динозавров на пол страницы, таблицы компиляции фрагментов ДНК, меню управляющих компьютеров и даже программный код. И все это важно для сюжета, герои могут далее по тексту разбирать чего там в этом программном коде или графике не так. Такое оформление весьма доставляет во время чтения.

Итого.

Книга, в отличие от фильма, не совсем про динозавров, которые почти всех пожрали. Она ещё и про то, как человечество уязвимо перед окружающим миром. Майкл Крайтон убедительно смоделировал эту слабость, локализовав катастрофу на острове.

Книга содержит добротный развлекательный элемент, достаточно стройно выстроена в плане сюжета и дает почву для раздумий. Имеются, конечно, некоторые неточности, ляпы, пропажа мотивации у персонажей. Но добротное оформление в купе с остальными достоинствами оставляет о романе положительное впечатление.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2018 г.

Самый большой плюс книги — это то, что автор действительно постарался обосновать все научные нюансы клонирования динозавров и их социального поведения. Научная составляющая книги на очень высоком уровне. Понятно, что если немного копнуть, то она распадется, как карточный домик, но большинство авторов фантастики редко настолько заморачиваются для обоснования своих фантастических теорий и сюжетных ходов. Как по мне, вот именно такая подача и является лучшей для фантастических романов. Сделать книгу максимально правдоподобной, несмотря на ее фантастичность — это очень и очень добавляет позиций для любой фантастики.

Другим бесспорным плюсом книги является динамичность сюжета. Давно я не читал книг со столь концентрированной динамикой. Здесь происходит что-то важное чуть ли не на каждой второй странице. Даже в первой трети книги, где динозавры еще на своих местах, не едят людей и о них еще не все герои книги знают, — происходят события, которые реально могут заинтересовать читателя. А различные диаграммы, графики и таблицы прекрасно разбавляют сцены в которых подается псевдонаучная информация. Такие моменты вызывают скуку, как правило, но когда информация сразу же после описания в тексте подается еще и визуально — это очень облегчает восприятие и «разгружает» текст.

Слабой составляющей оказались персонажи, особенно дети. Характеры более-менее серьезно прописаны только для главных персонажей, но харизмы нет вообще ни у кого, кроме математика. Имена главных персонажей забываются на следующий день после прочтения, зато математик Малкольм — всплывает при первомй же воспоминании. Персонажи детей вышли вовсе не детьми. Это какие-то хамелеоны. То они ведут себя как дети, то как герои боевиков, где они в главных ролях. То они боятся и истерят, то героически спасают кого-то в критической ситуации, при этом прекрасно спланировав свои действия. Эти дети будто прошли лучшую военную подготовку и позволяют себе расслабиться и побыть собой лишь тогда, когда им ничего не угрожает.

Если не считать проблему с персонажами, то роман получился очень удачным. Именно для этого романа проблема с персонажами не так критична, так как он вовсе не о конкретных людях. Роман даже не о динозаврах — это лишь образ, с помощью которого представлены последствия с которыми может столкнуться человечество, если не начнет использовать ресурсы и науку с умом, более ответственно. Это и является основной идеей книги и это еще одна причина, почему «Парк Юрского периода» стоит прочитать — здесь есть не только то, что видно на поверхности. Если задуматься, то в этом романе можно увидеть гораздо больше, чем просто историю о парке с динозаврами, который вышел из-под контроля.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2012 г.

Когда-то я смотрел фильм. О чем он был? Какая-то группа людей бегала от динозавров. Зачем, где, почему, откуда взялись динозавры, что хотели эти люди — я не помнил. И знаете, после прочтения книги через несколько лет тоже вряд ли буду. Это довольно дурацкая сказка, в которой каждый герой по-своему идиот, действует ровно так, как удобно автору.

Особенно умиляют дети, которые шляются по разодранным трупам, сами с ободранными головами и чуть ли не поломанными ногами, и просят у главного героя мороженку. Не менее забавен теоретик хаоса, с апломбом изрекающий очевидные вещи, приправленные фатализмом. Неужели ради него и этого псевдонаучного бреда автор задумал данное произведение?

Я очень не люблю, когда у героев отсутствует всякий инстинкт самосохранения и желание хоть немного подумать, что же они творят.

Допустим, вы заведете дома тигра, не посадив его в клетку? Если тигр выбрался и кого-нибудь съел, а потом прилег отдохнуть — вы будете ложиться рядом с ним, потому что он мягкий? Если вам удалось загнать тигра на кухню, но тут вы вспомните, что там в холодильнике ваше любимое фисташковое мороженное, вы пойдете за ним?

А герои романа все это проделывают.

Но вы можете прочитать книгу, запомнить названия динозавров, а потом посмотреть картинки в интернете. Вот и все, на что книга годится.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2015 г.

Качество произведения стандартное для Крайтона — весьма высокое. И хотя динозавры в книге описаны со знанием и любовью, и добавлены не для мебели, основная тема данного производственного романа, по-моему — свойственные любым, за чрезвычайно редким исключением, человеческим организациям бардак, дураки, кривая от них защита и превозмогание последствий. И никаких сомнений у меня нет в том, что при отсутствии злоумышленников история кончилась бы точно так же, просто несколько позже :)

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2012 г.

Один из лучших романов Крайтона, справедливо получивший признание читателей всего мира.

Несмотря на ряд ошибок (про которые упомянули другие), читать его интересно.

Одна из тех вещей, которая показывает нам: динозавры сейчас -нет ничего проще, если верить, что их можно вернуть.

Чудо возможно.

И как корысть не динозавров, а людей, способна погубить это чудо.

Фильм Спилберга (хорошо разрекламированный) — это что-то скомканное. Будто очень спешили сделать кино и выпустить поскорее на экран, потому и сценарий написали не очень и многие ходы выкинули вообще.

Получился такой хорошо сделанный боевик про динозавров и всё.

Книга намного сильнее фильма, намного ярче.

Отдельного хорошего слова заслуживает «вагриусовский» перевод: отлично поработали Е. Нерсесянц, Т. Шишова.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2010 г.

Добротное произведение, в котором без особого урона качеству уместились интересные размышления, захватывающие приключения и, не побоюсь этого слова, сатира!

Герои, выпутываясь из одной неприятности практически мгновенно попадают в более щекотливую и опасную ситуацию. Кстати, про гереов: мне очень импонировал пропойца охотник, а также Малькольм — прекрасный, эрудированый человек, очень тонко критикующий «продавшихся учёных», в том числе и Хаммонда — самовлюблённого, деспотичного старикана, готового ради свои любимых зверушек на любые жертвы. Но жертвует он не собой, а другими людьми, которые ему якобы должны. Обвиняет во всех своих бедах подчинённых, не желает — именно не желает! — понимать предостережения, что его задумка заранее обречена на провал.

Однако, Хаммонд играет здесь далеко не главную роль. В общем-то, в романе вряд ли можно найти центрального персонажа. Я бы даже Гранта не назвал главным героем. Все действующие лица органично сочетаются, образуя прекрасное произведение. Без каждого из них книга была бы иной, так как здесь отсутствуют второстепенные персонажи. Каждый внёс свою лепту в разворачивающееся на острове действо.

Автор — человек умный и эрудированный, причём ориентируется он в разнообразнейших областях, и это позволяет ему построить повествование на множестве идей и фактов. Он действительно очень много просчитал, а само клонирование древних ящеров с воспроизведением природы хоть и выглядит несколько неправдоподобно, но подаётся таким образом, что ты в него действительно веришь!

Несмотря на все достоинства, автор нередко зарывается в такие дебри, что становится откровенно скучно... Но моменты напряжённого ожидания, сама атмосфера безысходности — особенно во время первого нападения т-рекса — переданы прекрасно. Действительно — триллер высшей пробы, хотя и не без недостатков в виде излишней растянутости отдельных моментов!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2016 г.

Отличный приключенческий роман. Можно отнести его и к жанру фантастики, но мне кажется, что остросюжетная приключенческая составляющая доминирует.

Очень кинематографичная вещь. И это не потому, что на ее основе снят великолепный фильм. Сравнивать роман с его экранизацией я не буду. Просто, произведение написано очень живым, ярким и образным языком, и поэтому, читая книгу невольно представляешь себе этот придуманный мир. А это достаточно редко встречается при чтении книг. Оживить главных героев, описать природу так, что читатель ощущает запахи и звуки ночного леса, слышит гул водопада и крики динозавров, сложная задача для писателя.

Данная книга очень образная и атмосферная. Читается легко, а оторваться от неё трудно.

Что мне не очень понравилось, так это то, что Крайтон ввёл в роман математика Яна Малкольма. По мне, данный персонаж лишний. Писатель этим пытается придать книге больше документализма и реалистичности. Но мне это было не нужно, в существование Парка юрского периода читатель итак легко верит. Жуль Верн и Конан Дойл тоже добавляли в свои романы образ героя-ученого. Это расширяет кругозор читателя, несколько популястически, но знакомит его с наукой. Но у Крайтона отступления в сторону теории хаоса, математического моделирования и прогнозирования мне показались ненужными и чужеродными. Они отвлекают от основного сюжета и нарушают целостность книги. Но это, как говорится, на любителя. Некоторым читателям , наоборот, нравятся такие дополнения, усложняющие произведения. Для меня же эта книга чисто развлекательна.

Ещё упомяну о достаточно большом количестве ляпов, неточностей. То остров в длину 8 км, а героям остаётся пройти до базы целых 15 км. То травоядные динозавры питаются пальмами, которые с трудом тоже воссоздали на генном уровне ( как? Об этом ничего не говориться.) То диназавры пьют воду из залива. Морскую, соленую?! И вот таких , скажем, неточностей и погрешностей в книге довольно много.

Хотелось бы поставить оценку повыше, ведь книга интересная. Но, создаётся такое ощущение, что автор ее не доработал. Исправить бы все ляпы и роман был бы великолепный. А так — просто хорошая книга.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2016 г.

О, это гениальный роман. Это потрясающий, великолепный, гениальный роман! Это роман-приговор науке. Человеческой жадности, подлости, тупому упрямству, но в первую очередь — науке.

Приговор жадности и подлости — это Недри. В сущности, если бы он намеренно не саботировал систему, чтобы за десять минут заработать полтора миллиона, ничего бы не случилось. И гибель его мне кажется даже символичной — на него плюнул дилофозавр. Большего он не заслуживает.

Приговор тупости и упрямству — это Хэммонд. У него была мечта, да, детишки, восторженно пищащие при виде динозавров в его восхитительном Парке... Но при этом когда Ву предлагает ему сделать их более мирными, изменив генотип, он возмущается, ведь тогда они будут не настоящие, отмахиваясь от возражений Ву, что они и так искусственно изменены! Отмахивается от сбоев программы, непроверенности маршрута, всего, что может помешать вовремя открыть Парк. Что ж, по крайней мере ему было не больно, когда его ели... Кстати, умер тоже символично — его сожрали падальщики.

А приговор науке — это Малькольм.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Первоначально кривая дробной размерности практически не даёт представления о структуре математической модели, которую она призвана выражать.

ВТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ При последующих представлениях дробной размерности могут появиться неожиданные изменения направления прямой.

ТРЕТЬЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ С каждым новым представлением кривой, структура модели становится всё более и более подробной.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Скрытые недостатки системы неизбежно начнут проявляться.

ПЯТОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Кривая показывает, что недостатки системы становятся всё более и более серьёзными.

ШЕСТОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Восстановление системы может оказаться невозможным.

СЕДЬМОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ Математика требует всё большей храбрости, чтобы смотреть в лицо скрытым последствиям.

Наука ради науки, приносящая уже больше вреда, чем пользы, цепляющаяся за иллюзию всезнания, гигантская дубинка, ударяющая хозяина, — вот наука, о которой говорит Ян. Наука не сможет уничтожить Землю, но сможет уничтожить человека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы жили тут всего какое-то мгновение. И если завтра исчезнем, планета не будет по нам скучать.

Аминь.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх